Традиции и обычаи мусульман

Ислам – самая молодая из трех мировых религий. Ислам возник в 7 веке н. э. на территории Аравийского полуострова (современная Саудовская Аравия) в среде арабских племен. В переводе с арабского термин означает покорность воле бога». Основатель ислама пророк Мухаммед начал проповедывать заповеди Аллаха в 614 г. н. э. Новая религия столкнулась с противодействием язычников и пророк в 622 г. был вынужден бежать из города Мекки в Медину. Это переселение стало называться Хиджрой и дало отсчет исламскому лунному календарю, по которому живет мусульманский мир.

В исламе у человека существует 5 основных обязанностей:

1 Исповедание формулы: “Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его”.

2 Пятикратная молитва на заре, в полдень, при закате солнца, между заходом солнца и наступлением сумерек и перед сном. Перед молитвой мусульманин обязан пройти обряд очищения. Если дело ограничивается малым очищением, то он моет руки, ноги, лицо водой или песком. Если требуется большое очищение – то моет все тело. К началу молитвы с минаретов при мечетях муэдзины напоминают людям, что время молитвы пришло. При молитве в мечети все верующие становятся лицом к специальной нише в стене мечети – михрабу

3 Во время 9 месяца мусульманского календаря мусульмане обязаны от восхода до захода солнца полностью отказаться от пищи и питья, купания, использовании духов и половых связей с женщинами. В это время необходимо работать, молиться, читать Коран, размышлять о Боге и Его заповедях. После захода солнца мусульмане могут употреблять пищу. Дети, больные, беременные женщины и солдаты во время войны освобождены от поста.

4 Милостыня или закят. Немногим более 2 % с ежегодного дохода каждого мусульманина, обладающего достатком. Собирается раз в год и хранятся у судьи (кади). Тратится на бедняков и лиц, заслуживающих поощрения в течение года.

5 Хадж – паломничество в Мекку. Обязателен для каждого мусульманина хотя бы раз в жизни. Он совершается в 12 месяц мусульманского календаря. В другое время хадж не засчитывается. Паломники в специальных белых одеждах должны семь раз обойти Каабу – мусульманскую святыню в Саудовской Аравии в виде куба, находящуюся в Запретной мечети – и поцеловать черный камень, закрепленный в кубе.

В исламе существует понятие джихада – войны с неверными. Первоначально джихад означал войну только с многобожниками, то есть язычниками. На христиан и иудеев джихад не распространялся.

В исламе существует два основных течения – сунниты и шииты. Суннитысоставляют большинство мусульман – в начале 21 века 85 %. Название происходит от термина сунна – сборники преданий (всего их 6) о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда.

Шиитыотвергают идею выборности халифа или другого правителя общины, полагая что верховная власть в государстве должна принадлежать правителям из рода четвертого халифа Али, который был двоюродным братом и зятем пророка.

Из ряда различных религиозных течений и сект необходимо выделить суфизм – мистическое учение о постепенном приближении к Богу и познании Его через любовь. Возникло в 8–9 вв., проповедовало аскетизм и отказ от радостей земной жизни. Считали, что частое совершение молитв приближает человека к Богу, происходит слияние с Ним. Во время коллективного зикра – молитвы с многократным повторением имени Аллаха – приняты кружения дервишей. Зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада): “Нет божества, кроме Бога”. В Саудовской Аравии возникло в 18 веке религиозное течение известное как ваххабизм. Основатель течения Мухаммед ибн абдаль-Ваххаб и его сторонники выступали против культа святых и развлечений, таких как пение и танцы. Ибн Абдаль Ваххаб отвергал роскошь, курение и употребление спиртных напитков. В современную эпоху ваххабизм является господствующей религиозной идеологией в Саудовской Аравии. В наше время в этой стране у власти находятся представители умеренного течения в ваххабизме.

Ислам многое заимствовал из Библии. В Коране описана жизнь Ноя (Нуха), Авраама (Ибрагима) царя Соломона (Сулеймана). Но Иисус не считается Богом, а только пророком. Коран – священная книга мусульман, собрание проповедей, молитв, законов состоит из 114 глав-сур. Начиная со второй суры главы расположены в порядке убывания объема от наибольшей к наименьшей.

Согласно Корану Богу и 4 архангелам противостоит мир демонов и джиннов во главе с дьяволом (Иблисом или Шайтаном). По Корану Бог сотворил человека из глины, грехопадение Адама и Евы послужило причиной их изгнания из рая. Как и в христианстве в исламе существует концепция рая и ада. Также как и в христианстве разработана в исламе концепция Страшного суда. Незадолго до конца света наступит эпоха неверия и греха. В конце эпохи наступит царство антихриста которое будет длиться 40 дней, в отличие от христианской религии, где антихрист будет у власти 3.5 лет как мирный правитель, прячащийся за личиной доброго и милосердного человека, и 3.5 года как злой и чрезвычайно жестокий гонитель христиан, не признавших его царем и не поклонившихся ему. Затем придет Махди или двенадцатый имам и уничтожит антихриста. На земле воцарится царство добра и справедливости на 40 лет. После наступит Страшный суд. Аллах будет решать судьбу каждого из живших когда-либо на земле. Грешники окажутся в аду, праведники в раю. Дорога в рай проходит через мост Сират – тоньше женского волоска и острее бритвы. Перебраться через мост можно только с помощью жертвенных баранов, убитых в праздник Курбан-байрам. Праведники живут в темно-зеленых садах, по раю текут 4 реки воды, вина, меда и молока. В раю для мусульман-праведников предоставлены каждому 77 девушек. Жертвы ада будут гореть в вечном огне, причем когда их кожа сгорит, то Аллах даст грешникам новую для продолжения мучений.

По законам шариата за прелюбодеяние полагается избиение камнями или 100 ударов плетью. Но при этом в качестве доказательства требовались показания трех свидетелей. Муж имел право убить жену, застигнутую с любовником. За ложное обвинение в прелюбодеянии могли наказать 80 ударами плетью, за употребление вина 40 ударов плетью, за кражу полагалось отсечение кисти правой руки, при повторной краже кисть левой руки, переход в другую веру и богохульство карается смертной казнью. Рассмотрение гражданских и уголовных дел находилось в ведении кадиев – судей, которые назначались правителями из людей хорошо знающих нормы шариата. Решения кади были окончательны и по ним не предусматривалось обжалование.

Мусульмане имели право иметь 4 жен. В Иране существует до сих пор институт временного (обычно на год) брака. В Османской империи невеста и жених до свадьбы обычно ни разу не встречались ( как впрочем и в Русском государстве допетровских времен). Брак устраивали родители. Девушек могли выдать замуж, как и в Русском государстве, с 12 лет. Жених должен заплатить за невесту значительный выкуп – калым. Если денег у жениха нет, существует альтернатива – похитить невесту и скрыться с ней. Если девушка потом заявит, что все произошло с ее согласия то пара вступает в брак. Свадьба длится согласно обычаю с понедельника до пятницы. Данной традиции придерживаются до сих пор в турецкой деревне.

Муж имел право развестись с женой, сказав три раза при двух свидетелях слово таляк – развод. В Коране написано: “Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них.” В случае развода муж обязан выделить имущество необходимое для жизни женщины. Жена могла потребовать развода в 4 случаях: 1 муж не выполняет супружеских обязанностей, 2 жестоко с ней обращается, 3 имеет физические недостатки, 4 не выделяет денег на ее содержание. При получении наследства доля женщин вдвое меньше доли мужчин.

До 21 века смертная казнь за прелюбодеяние через побивание камнями сохранилась в Иране.

Мусульман по исламским традициям должны были похоронить до захода солнца. Останки в могиле размещали головой к Мекке.

Для шиитов святынями являются гробница четвертого халифа Али в Неджефе и его сына Хусейна в Кербеле. Важным праздником для данного направления в исламе является шахсей-вахсей – день памяти мученика Хусейна, убитого политическими противниками в 7 веке.

Новый год (Навруз) мусульмане Афганистана, Азербайджана Ирана отмечают в конце марта.

Два главных праздника: ураза байрам или ид-ал-фитр – праздник в честь окончания поста в месяц Рамадан и курбан байрам – праздник жертвоприношения у мусульман. Перед праздником ураза байрам необходимо простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение, купить новую одежду для членов семьи. В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим, что пост окончен. Но перед тем каждому мусульманину-главе семьи предписано заплатить особую милостыню Садакат-уль-Фитр. Это заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина, обладающего имуществом, превышающим его основные нужды. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через религиозные благотворительные организации. После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления. В полдень начинается обильная трапеза.

Праздничный стол в ураза-байрам в основном состоит из сладких блюд и фруктов После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких, затем идут в гости к своим родственникам.

Курбан байрам отмечается 10 числа 12 месяца лунного календаря, продолжается в течение трех дней. До рассвета дня праздника мусульмане совершают полное омовение, нарядно одеваются, совершают утреннюю молитву. Затем все мужчины округи собираются в мечети на проповедь и праздничную молитву. После этого совершается обряд жертвоприношения. Каждый мусульманин, имеющий хоть какой-то достаток, обязан принести в жертву животное, обычно барана. Треть мяса животного идет на праздничный стол, остальное достается беднякам. На протяжении всех праздничных дней традициями предписывается читать Коран, вести благочестивые разговоры, делать подарки, посещать кладбища.

В исламе существует свои правила поведения для повседневной жизни. Например, брать еду и питье нужно только правой рукой. Левая считается «нечистой»– ею сморкаются. Только правой рукой следует передавать блюда соседям за столом. При еде пищу рекомендуется брать тремя (или больше) пальцами, но не двумя. Запрещается резать хлеб ножом, его ломают руками. Согласно обычаю трапеза начинается с хлеба, его выпекают в виде лепешек или лаваша. Хлеб считается священной пищей.

День отдыха у мусульман пятница.

1,6 миллиардов мусульман имеют одни религиозные принципы, но разную степень религиозности, заключили американские эксперты.

«Мусульман объединяют ключевые убеждения и ритуалы», – комментирует последнее исследование Центра Пью (Pew Research Center) его сотрудник Джеймс Белл (James Bell), – однако есть различия в интерпретациях религии».

Исследование, проводившееся в 39 странах, охватило 67% мусульман всего мира, и является «беспрецедентным» по масштабу, утверждают ученые.

Из принявших ислам наивысший процент отмечен в странах бывшего коммунистического лагеря (так, в России 7% опрошенных не были рождены в исламе).

Мусульмане составляют 23% населения Земного шара; из них около 20% проживают в Азии, еще 20% мусульман – в странах Ближнего Востока и Северной Африки, еще приблизительно 20% — в немусульманских странах.

Религиозность

Веря в единые догматы, мусульмане по-разному оценивают степень влияния религии на их жизнь.

80% респондентов с африканского континента южнее Сахары, а также из стран Южной и Юго-восточной Азии, говорят, что религия «очень важна».

С этим утверждением согласны лишь 6 из 10 респондентов из стран Ближнего Востока и Северной Африки и каждый второй – из стран постсоветского пространства.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке мусульмане старше 35 лет более религиозны, чем молодежь. Что касается России, здесь наблюдается прямо противоположная ситуация.

«В большинстве стран, где проводился опрос, . женщины практически так же охотно, как и мужчины ежедневно читают (или слушают) Коран», – сообщают исследователи, но при этом мужчины чаще совершают молитву в мечети.

В странах, где сунниты и шииты живут рядом – таких как Ливан и Ирак – верующие терпимее относятся к представителям другой ветви ислама.

Четверть опрошенных «не считают себя суннитами или шиитами», а называют «просто мусульманами».

Передает «Ислам для всех» по материалам onislam.net

Сунна-Пресс:Всевышний Аллах говорит в Коране: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями»(Св. Коран, сура «Семейство Имрана»: 103).

Этот благословенный аят указывает на то, что мусульманам нужно объединяться, и что им запрещено делиться на течения и секты. К большому сожалению, мы наблюдаем сегодня, как мусульмане разделились на различные враждующие друг с другом секты и течения.

Однако, как мусульмане могут объединиться, если у каждой секты свое отличное понимание многих религиозных вопросов? Ответ в вышеупомянутом аяте: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе». Что это за вервь? Эта вервь и есть истинная религия Всевышнего – Ислам. Ислам, который практиковали пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его сподвижники.

В одном из достоверных хадисов сообщается, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предсказал о разделении его общины на семьдесят три группы, и что все они будут не на правильном пути, кроме одной. Когда же у него спросили кто же они, которые следуют прямому пути, он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники» (Ахмад).

Все же течения и секты в Исламе появились только по причине внедрения нововведений в совершенную и завершенную религию Всевышнего Аллаха, которую следует исповедовать в ее изначальном виде. Всевышний Аллах говорит: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Коран: сура «Трапеза», аят 3).

Поэтому, именно новаторство, сделанное со стороны некоторых мусульман в чистый Ислам, послужило тому, что некоторые мусульмане перестали исповедовать первоначальный Ислам. Мусульмане должны осознать, что они никогда не смогут оставить свои разногласия и объединиться, пока не вернуться к истинному Исламу, на котором был пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его славные сподвижники.

Просим Всевышнего Аллаха объединить всех мусульман на истинном Исламе!

Мусульманские обычаи, обряды и традиции

В Исламе существует множество традиций и обычаев, которые тесно переплетены с семейно-бытовой сферой. Поэтому мусульманские обряды , касающиеся похорон, свадеб и других событий, играют большую роль.

Намаз и посещение мечети

Намаз (молитва) – это повеление Аллаха поклоняться ему. Намаз является первостепенным обязательством для каждого, кто исповедует Ислам. Каждый мусульманин должен совершать намаз пять раз в день. Молиться лучше всего в мечети, однако ежедневное посещение не обязательно. Единственный день, когда каждый мусульманин обязан совершать намаз в мечети, – это пятница. Обувь снимается на входе. Женщины должны находиться в мечети с покрытой головой и в длинных одеждах, прикрывающих ноги.

Никах

По мусульманским традициям , брак действителен только в том случае, если были проведены соответствующие обряды. В Исламе религиозный свадебный обряд носит название «никах». Мулла читает четвертую суру Корана («Женщины»), в которой указываются права мужчины и женщины в браке.

Суннат

Суннат – это мусульманский обряд обрезания крайней плоти у мальчиков 7-10 лет. Как видно по названию, данный обычай предписан сунной, которая разъясняет и дополняет Коран. Считается, что суннат необходим мужчине. К тому же это важная особенность мусульманской истории, так как этот обряд характеризует национально-религиозную принадлежность.

Джаназа-намаз и похороны

Погребальный обряд в Исламе имеет много общего с доисламскими традициями. Принято хоронить умерших в течение 24 часов после смерти, то есть как можно раньше. Над телом умершего проводят мусульманский обряд омовения и обмывания с использованием благовоний и камфары. Джаназа-намаз (погребальный намаз), как правило, читается несколькими людьми.

Мусульманские истории, традиции и обычаи, конечно же, на этом не ограничиваются. Ведь Ислам – очень богатая религия.

Традиции мусульманской свадьбы

У ислама много приверженцев, но в разных странах эта религия имеет свои особенности. Не многие мусульманские народы придерживаются строжайших законов шариата – смешение культур сильно изменило классические законы исламской религии. Однако вечные ценности остаются неизменными, поэтому свадебный обряд Востока многие века сохраняет основные законы. В исламе считается: насколько будет соблюдена традиция мусульманской свадьбы, настолько молодые будут счастливы. Сочетание браком в мусульманских странах проводится с особым изобилием и пышностью.

Мусульманские свадебные обычаи и обряды

Мужчина-мусульманин не может искать себе жену самостоятельно, этим занимаются женщины его семьи – мать или старшая сестра. Будущий супруг подробно описывает желаемые качества своей избранницы:

  • рост;
  • комплекцию;
  • уровень образованности;
  • интересы;
  • социальный статус.

У мусульман ценятся роскошные формы женщины, поэтому женихам разрешается под одеяниями девушки разглядеть щиколотку и оценить ее толщину. Если результат нравится, то кандидатку продолжают тестировать дальше. Худая или тонкая щиколотка, которая так ценится на Западе, по мусульманским традициям свидетельствует о бедности претендентки, снижая до минимума шанс выйти замуж.

Когда невеста найдена, начинается период ухаживания и подготовка к свадьбе. Молодых знакомят в доме родителей девушки, куда мужчина приходит со своей семьей, и дарит будущей жене дорогие подарки. На первом свидании молодым разрешается короткий разговор и обмен взглядами – не больше. Затем в общении выдерживается пауза, когда семья девушки оценивает претендента на руку дочери. Через неделю сторона невесты должна дать ответ. Если ухаживания жениха по какой-то причине не увенчались успехом, то его подарки возвращаются обратно.

Обряд «Ночь хны»

Самая красивая свадебная мусульманская традиция – ночь накануне бракосочетания. Жениху наносят узор из хны на ладони, а невесте – на ладони и стопы в виде растительных орнаментов, поэтому обряд называют «Ночь хны». Жених отправляется перед свадьбой веселиться с друзьями, а будущую жену наряжают в красивое мусульманское платье с дорогой вышивкой, прикрывая вуалью лицо. Мать жениха раскладывает под ногами девушки ковер, который преподносит в качестве подарка, а приглашенные подруги осыпают ее монетами, желая продолжения рода и семейного благополучия.

Роспись ладоней и стоп хной (мехенди) имеет свой язык. Эти традиции известны еще со времен древнего Вавилона, а доверяют роспись женщине, которая счастлива в браке. Вязь свадебного узора обязательно должна скрывать в себе инициалы жениха, которые он разыщет в первую брачную ночь. Это своеобразный прием узнавания невесты, ведь молодые могли вообще не видеться до свадьбы. Хна выбирается качественная, ведь чем дольше она держится на руках девушки, тем дольше новобрачная освобождается от любых работ по дому.

Церемония «Никах»

По свадебной мусульманской традиции обряд «Никах» предусматривает четыре условия проведения:

  1. Присутствие родственника мужского пола со стороны невесты.
  2. Присутствие свидетелей мужского пола с обеих сторон, являющихся мусульманами.
  3. Полная выплата женихом калыма родителям невесты.
  4. Согласие обоих молодых жить совместной семейной жизнью.

Нарушение какого-нибудь условия становится причиной для расторжения брака. Свадебная церемония на востоке проводится, как правило, в мечети, где мулла зачитывает молодоженам суры из Корана, в которых даются наставления для семейной жизни. Длится «Никах» около часа, в течение которого присутствующие слушают муллу и читают молитвы. Во время церемонии жених вручает ценные подарки своей избраннице, перечень которых находится в списке у муллы и указывается в свидетельстве о браке. Завершается «Никах» по мусульманской традиции обменом серебряными кольцами.

Обряд «Валим»

Традиционное накрытие свадебного стола называется у мусульман «Валим». Этот обряд имеет религиозный смысл: нельзя есть запрещенные Кораном продукты и пить алкогольные напитки. Мусульманский свадебный стол валится от изобилия овощей, фруктов и сладостей. Свадебное застолье никогда не длится долго, и не превращается в бесконечную пьянку. За стол приглашают родственников, друзей молодоженов, а вот люди других вероисповеданий не допускаются к мусульманскому застолью на свадьбе.

Традиционные свадебные наряды жениха и невесты

Наряды молодоженов имеют большое значение на мусульманской свадебной церемонии. Они обязательно должны соответствовать традициям. Мужчина должен быть в тюбетейке и длинном до щиколоток халате (галабее), дорого расшитом золотыми или серебряными нитями. В отличия от женского платья, свадебная одежда мусульманского мужчины не должна быть шелковой или подчеркивать рельефы тела.

Свадебное платье для невесты шьется с использованием дорогих и ярких тканей разных цветов: атласа или натурального шелка. Важно, чтобы ткань не просвечивалась. Обязательное условие для наряда невесты – длинный рукав, закрывающий руки, а высокий ворот должен прикрывать грудь и плечи. Красавица мусульманка никогда не наденет на свадьбу облегающее или открытое платье, ведь согласно Корану, женщина не должна выставлять напоказ своей красоты.

Видео: обряд бракосочетания в мечети

Создание новой семьи – это один из самых важных мусульманских праздников. По традиции – это не только ответственное мероприятие, но и поклонение Аллаху, поэтому к ритуалу нужно подходить очень ответственно. Современным молодоженам перед заключением «Никаха» следует обратиться к имаму и узнать обо всех традициях, которые сопровождают древний свадебный обряд.

По традициям ислама — в любом союзе следует строго соблюдать правовые нормы, обязанности, и свадебный союз между мужчиной и женщиной не является исключением. После проведения исламского венчания имам советует молодоженам провести «аль Валима», чтобы угощая гостей, публично огласить свой брачный союз. Как правильно проводится мусульманский обряд бракосочетания, давайте посмотрим в видео:

Важная роль традиций и обычаев в Исламе

Шариатская редакция:

Гамет Сулейманов — выпускник факультета хадисоведения Исламского Университета Св. Медины.

Назратулла Абдулкадиров — выпускник факультета хадисоведения Исламского Университета Св. Медины.

Вступление

Сегодня можно часто встретить религиозных мусульман, которые считают, что все народные обычаи и традиции противоречат Исламу, и им ни в коем случае нельзя следовать. С другой стороны, можно также встретить и тех мусульман, которые совершают запретные Исламом деяния, апеллируя традициями и обычаями своих отцов.

Однако в действительности, оба этих подхода являются крайностями, т.к. Ислам занимает золотую середину в этом вопросе, как и во всех других вопросах.

Ислам никак не запрещает людям все их традиции и обычаи в абсолютном плане. Напротив, в соответствии с учением Ислама, все традиции и обычаи людей в своей основе являются дозволенными. Традиции и обычаи становятся запретными только тогда, когда они противоречат указаниям в Коране и Сунне. Шейх-уль-ислам Ибн Таймия (да помилует его Аллах) писал: «Что же касается обычаев и традиций, то они в своей основе являются дозволенными. Запрещенными являются только те, которые запретил Всевышний Аллах» (Маджму аль-фатауа).

Более того, Ислам приказывает нам часто опираться и поступать в соответствии с обычаями и традициями общества. Иными словами, традиции и обычаи общества могут иметь юридическую силу в шариате. Изучая труды исламских правоведов и хадисоведов, иногда можно удивиться, какое большое значение исламские богословы придавали обычаям и традициям людей. Давайте же вместе рассмотрим некоторые примеры.

Пять золотых правил в исламском праве (фикхе)

Традиции и обычаи, на арабском ‘аадаат (العادات) или ‘урф (العرف), имеют почти схожие определения в русском языке. Шейхуль-ислам Ибн Таймия дал обычаям и традициям следующее определение: «Обычаи — это все то, что привыкли делать люди в своей повседневной жизни, и в чем они нуждаются» (Маджму аль-фатауа).

Чтобы понять значимость и важность традиций и обычаев в Исламе, достаточно отметить то, что одним из пяти главных правил в исламской юриспруденции является правило «обычаи общества имеют юридическую силу».

На арабском это правило звучит так: (العادة محكمة) аль-‘аада мухаккима.

Далее, как и другие виды права, исламское право опирается на две отдельные научные дисциплины: «теория права» и «юридические правила». Теория права, или усуль аль-фикх, изучает общие доводы из Корана и Сунны и учит применять их в отношении появляющихся нерешенных задач и проблем. В свою очередь, дисциплина «юридические правила», или аль-кавааид аль-фикхия, является своеобразным сборником правил, которые исламские правоведы вывели, изучив детально все доводы из Корана и Сунны и найдя общую для них характерную черту и закономерность. Число правил в этой науке очень большое, и целью данной статьи не является ознакомить читателя со всеми правилами. Однако важным для нас является тот факт, что одним из пяти основных правил науки «юридические правила» является правило «обычаи и традиции общества имеют юридическую силу». Остальными четырьмя правилами являются: «деяния судятся по намерениям», «трудность ведет к облегчению», «нельзя причинять вред себе и другим» и «сомнение не может устранить убежденность».

Эти пять правил называются основными или золотыми правилами по многим причинам. Во-первых, потому что эти правила включают в себя наибольшее количество часто повторяющихся вопросов в исламском праве.

Во-вторых, эти пять правил являются единогласно признанными правилами со стороны всех четырех правовых суннитских школ (мазхабов). То есть, в отличии от некоторых других правил в науке «юридических правил», ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты единогласно признают и часто апеллируют этими пятью золотыми правилами в своих правовых суждениях.

В-третьих, ввиду того, что эти пять правил являются наиболее всеобъемлющими, многие остальные правила науки аль-кавааид аль-фикхия являются вытекающими из этих пяти основных правил. Так, например, правила «то, на что указывают традиции и обычаи, подобно тому, на что указывает Коран и Сунна», или «обычаи торговцев имеют юридическую силу в их торговых сделках», и т.д. являются вытекающими правилами из основного золотого правила «обычаи и традиции общества имеют законодательную силу».

Таким образом, уделение серьезного внимания исламских правоведов обычаям и традициям людей указывает на их большую значимость в исламской религии. [1]

Доводы из Корана и Сунны и влияние традиций на вопросы исламского фикха

Существует множество доводов из Корана и Сунны, указывающих на то, что «обычаи и традиции общества имеют законодательную силу». Упомянем некоторые из них:

Так, например, Всевышний Аллах приказывает мужчинам в Коране обращаться с жёнами хорошо «Обращайтесь с вашими женами хорошо» (Св. Коран, 4:19). Понятие «хорошо», озвученное в священном аяте, во многом определяется принятыми нормами и традициями, не противоречащими Корану и Сунне, в той или иной стране/народе, в котором пары заключили свой брачный союз. Абдур-Рахман ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) говорил в толковании этого аята:

«Под значением «обращайтесь хорошо» подразумевается любой вид отношений, будь это манера общения или манера поведения между мужем и женой. Хорошее обращение между супругами определяется в соответствии с нормами и традициями людей»

«Кавааид аль-Усуль аль-Джаамиа»

Более того, в Коране и в Сунне существует множество повелений уважать и относиться хорошо к родителям, родственникам, соседям, неимущим и в целом ко всем творениям, однако священные тексты не конкретизируют детально, каким образом эти хорошие отношения должны выглядеть. Всевышний Аллах сказал в Коране:

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов»

Шейх Абдур-Рахман ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) писал:

«Поистине, Аллах повелел относиться хорошо к родителям, родственникам, соседям, сиротам, неимущим и в целом ко всем творениям. Таким образом, все, что у людей считается хорошим отношением является конкретизацией того, что приказывает шариат, ибо Аллах приказал хорошее отношение в общем (а именно общепринятые традиции и обычаи того или иного народа/региона конкретизируют данный приказ)»

«Кавааид аль-Усуль аль-Джаамиа»

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах), комментируя вышеприведенные слова Абдур-Рахмана ас-Саади сказал:

«Аллах приказал нам поддерживать родственные связи, однако, что в сущности представляет собой «поддерживание родственных связей»? В действительности Аллах не разъяснил это понятие, и поэтому следует обращаться к обычаям и традициям общества. К примеру, нам не следует говорить: «чтобы считалось, что ты поддерживаешь родственные связи, ты должен посещать их каждый день, или каждую неделю, или каждый месяц». Нет! Нам следует сказать: «все, что в соответствии с принятыми нормами, обычаями и традициями общества считается поддержанием родственных связей, то это и есть поддержание родственных связей, требуемое Исламом».

То же самое можно сказать и в отношении понятия «хорошее отношение». Определение этого понятия также различается. Ты можешь подарить один дирхам бедняку, и это будет считаться хорошим отношением. Но если ты подаришь один дирхам богатому и авторитетному человеку, то это посчитается, наоборот, дурным поступком. Таким образом, одно и то же деяние может расцениваться как хорошее отношение, и как плохое в зависимости от ситуации. Для определения же границ этого следует обратиться к устоявшимся нормам и традициям общества»

«Шарх Каваа’ид аль-Усуль аль-Джаамиа», стр 82-83

Роль обычаев и традиций в науке хадисоведения

В прежней главе мы узнали, какую важную роль играет следование обычаям и традициям в исламской юриспруденции (фикхе), а следовательно, и в повседневной жизни мусульманина. Теперь мы узнаем о значимости следования обычаям и традициям в другой великой исламской науке — науке хадисоведения. Наука хадисоведения, или Ильм аль-мусталах аль-хадис, является великой наукой, т.к. именно посредством этой науки ученые-хадисоведы определяют и доказывают достоверность того или иного хадиса.

Однако интересным для нас является то, что в соответствии с установленными правилами этой науки, если передатчик хадиса не следует устоявшимся обычаям и нарушает нормы приличия того общества, среди которого он живет, то он перестает считаться справедливым передатчиком, и хадис, который он передает, не может считаться достоверным!

Таким образом, у достоверного хадиса существуют пять основных условий:

1) Хадис должны передавать только справедливые и заслуживающие доверия передатчики;

2) Передатчики хадиса должны иметь хорошую память;

3) Цепочка передатчиков не должна быть прерванной;

4) Смысл хадиса не должен противоречить смыслу другого, более достоверного хадиса;

5) Хадис не должен иметь скрытых недостатков.

Нас же интересует только самое первое условие, а именно, как определяется справедливость и заслуживание доверия того или иного передатчика? Ученые-хадисоведы постановили, что в нем должны сочетаться два основных качества: 1) богобоязненность и 2) благопристойность. Богобоязненность означает, что он должен совершать обязательные деяния (как, например, намаз, выплата закята, пост в Рамадане, послушание родителям и т.д.) и также должен сторониться больших грехов (как, например, спиртные напитки, прелюбодеяние, враньё и т.д.).

Что же касается понятия благопристойности, то благопристойный человек в определении хадисоведов это тот, поступки и поведение которого считаются приличными и благопристойными в том обществе, в котором он проживает. Другими словами, благопристойный человек это тот, который живет в соответствии с обычаями, нормами и традициями своего общества и не нарушает их. Сегодня мы часто называем это различными именами: «культурой», «этикетом», «хорошим тоном», «благовоспитанностью», «нормами приличия» и т.д.

Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах), разъясняя понятие благопристойности, говорил:

«Благопристойность — это вести себя так, чтобы людям это нравилось, и они отзывались о таком человеке хорошо. Также благопристойность означает сторониться неподобающего для людей поведения. Другими словами, если человек совершит перед своим обществом какой-либо поступок, противоречащий общим нормам поведения людей, и они сочтут этот поступок за дурной тон, т.к. такое поведение присуще исключительно бесстыжим и невоспитанным людям, то о таком человеке мы скажем, что он не считается справедливым и заслуживающим доверия передатчиком хадиса. Это потому что он поступил вопреки обычаям людей, и, тем самым, его добросовестность как передатчика хадиса была нарушена.

Приведем пример в наше время. Если в нашей стране (Саудовской Аравии) какой-либо мужчина выйдет днем на улицу с тарелкой еды, и будет ходить по магазинам, кушая перед людьми, то такой человек потеряет свою благопристойность (приличие) в глазах людей. Такой человек станет для всех объектом насмешек и критики»

Однако опять же, все это при условии, чтобы нормы, диктуемые тем или иным обществом, не были запретными с точки зрения Св. Корана и пречистой Сунны.

Важные советы практикующим мусульманам [2]

Практикующий мусульманин, который стремится призвать окружающих к соблюдению Ислама, в отношении обычаев и традиций своего народа/общества должен придерживаться трех основных позиций:

1) Если какие-либо обычаи и традиции его народа соответствуют учению и духу Ислама (как, например, гостеприимство, скромность, уважение к старшим, почитание родителей и т.д.), то он должен поощрять и хвалить их за это. Ему надлежит связывать и напоминать им, что эти обычаи и традиции, так или иначе, являются проявлением их религиозности и преданности Исламу. Это, в свою очередь, должно усилить их религиозный дух и стремление соблюдать законы Ислама. Далее, посредством этих хороших обычаев и традиций, указывая на то, что Ислам не является чуждой для них религией, ему надлежит призывать их к соблюдению и других исламских предписаний.

2) Если он видит, что определенные обычаи и традиции его народа противоречат Исламу (как, например, употребление алкоголя, азартные игры и т.д.), то в этом случае он должен наилучшим образом призывать свой народ оставить эти порицаемые Исламом деяния. Важно, чтобы он использовал мудрость, мягкость и последовательность в призыве к оставлению порицаемого. Конечно же, он сам не должен участвовать в этих запретных деяниях, но также ему следует всегда учитывать соотношение пользы и вреда и «не рубить разом с плеча» в запретах в отношении других людей, которые совершают порицаемые действия. Ведь всегда нужно учитывать их положение, уровень религиозной грамотности, готовности принять и переосмыслить ту или иную информацию. Нет сомнения, что в религии Ислам абсолютно все является важным, однако всегда будет более важное и менее важное. Нам же следует всегда начинать с более важного переходя на менее важное, максимально учитывая все вышеперечисленные аспекты.

3) Если какие-либо обычаи и традиции его народа не противоречат Исламу, но в то же время Ислам не призывает к их соблюдению, то в этом случае он должен максимально стараться следовать обычаям и традициям своего народа, чтобы не быть чуждым для своих земляков и заработать их любовь и уважение. Если ему удастся это сделать, и его народ примет его как своего, а не чужого, то, как следствие, ему станет намного проще призывать свой народ к великой и истинной религии Ислам. Также ему ни в коем случае нельзя высмеивать и порицать этот вид обычаев, ибо это только оттолкнет от него людей, и, следовательно, они никогда больше не захотят слушать и принимать от него какие-либо наставления и назидания, и в этом, в итоге, будет большой вред для него самого и для народа, который он наставляет.

Просим Всевышнего Аллаха блага для всех мусульман и наставления на Его религию.

Подготовил: Рамин Муталлим
Корректура: Sunna-Portal.com

[1] Упомянем некоторые основные условия для действительности признания того или иного обычая, как имеющего юридическую силу в исламском фикхе:

1) Обычай должен быть распространенным в своем регионе (городе, области и т.д.). То есть, для того, чтобы обычай имел каноническую силу в Исламе, и его постановление распространялось на всех жителей данного региона, он не должен носить индивидуальный характер или быть ограниченным в рамках одной семьи, и т.д.

2) Обычай должен быть актуальным сегодня.

3) Обычай не должен иметь запретный характер с точки зрения канонов Ислама. Иначе говоря, чтобы обычай имел правомочность в исламском праве, он не должен идти в разрез с принципами Священного Корана и пречистой Сунны. Например, распространенный обычай во многих народах и регионах употреблять алкоголь никак не может иметь юридическую силу в Исламе, ибо сам по себе алкоголь запрещен исламским правом. В свою очередь, переменчивые обычаи людей не могут как-либо превосходить всеобъемлющие законы Всевышнего Творца, Который сотворил все сущее и ведает о каждом из Своих творений лучше. Ведь Тот, Кто сотворил, осведомлен больше, чем тот, кого сотворили.

[2] Из книги профессора Абдуль-Азиза Аль-‘Увайда «Шарх манзуума аль-каваид аль-фикхия».

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector