Традиции ханты и манси

Ханты и манси – родственные сибирские народы. В свое время они были храбрыми охотниками, слава о которых доходила до Москвы. Теперь это небольшая группа жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округа. Удивительно, но этот народ сумел сохранить свою культуру до наших дней. Обские угры (обобщенное название народов) занимаются скотоводством, охотой и продолжают верить в духов.

История народа

Основная версия происхождения народов говорит о смешении угорских и древних уральских племен. Изначально манси проживали на склонах Уральских гор. Эту версию подтверждают многочисленные археологические находки.

В Пермском крае ученые обнаружили места поклонений языческим богам. Там же были найдены остатки предметов быта и оружия, черепа медведей со следами от ударов топорами.

Религия

До конца XVI века духовная жизнь обских угров была обособленной. Верования народов сочетали в себе ритуалы, шаманизм, поклонение духам.

Религиозные традиции ханты и манси не были однозначными. Некоторые верили в три сферы мироздания: верхнюю, где царствовал бог Торум; среднюю, где жили люди, звери и духи; и нижнюю – обиталище мертвецов и Куль Отыра – неприятеля небесного Торума. Существовала и иная, горизонтальная картина мира, когда верхний мир связывался с верховьями Оби, нижний – с низовьями реки, а средний – с землей.

Начатая в XVII столетии христианизация региона не коснулась основ религии народа, но все-таки оставила заметный след. Практически в каждой семье есть православная икона. Но лики святых сравнивают с языческими богами. Николай Чудотворец для хантов и манси олицетворяет Торума, Богородица – богиню земли Калтась-эква.

Духи

Издревле народы почитали духов. Одни из них помогали, а другие – вредили человеку. Для борьбы с силами зла совершались обряды и строго соблюдались правила и запреты. Место вокруг костра считалось священным. Туда нельзя было бросать мусор, втыкать нож или другое орудие.

Обряды и традиции ханты и манси неразделимо связаны с охотой и рыболовством. Перед тем, как отправиться на промысел, они не забывали «задабривали» духов хлебом или мясом. А после охоты хозяину леса оставляли часть трофея.

Охотники проводили церемонии с черепами и шкурами зверей, чтобы убитые животные как можно быстрее возродились.

Ханты и манси верили в существование духов-защитников. Считалось, что связь с покровителем устанавливается во время ритуала вскоре после рождения ребенка.

Народы не сомневались, что после смерти человек становится духом, которому живые обязаны делать подношения.

Жилье

Чум – традиционное жилище ханты и манси. Коническую постройку с деревянным каркасом очень удобно перевозить. Установка дома занимала у кочевников около 40 минут. Внутреннее убранство чума:

  • Шест. Главный элемент дома состоял из 20-30 жердей. Он был очень прочным и не прогибался под тяжестью покрытия и снега.
  • Очаг. Его располагали точно под верхушкой жилища. Огонь считали живым существом. Когда хозяйка шила новое платье, она обязательно отрезала кусок ткани и бросала в очаг.
  • Спальные места. В жилище пространство четко разграничено. Почетное место предназначалось для гостей, дальше к двери располагались члены семьи. Причем мужское население размещалось ближе к очагу, а женское – к выходу.
Чум

Кухня

Основу рациона питания северных жителей составляли сырая, вареная, сушеная, копченая рыба и мясо.

Базовые блюда:

  • Оленина. Одним из любимых лакомств считалось свежее сырое мясо.
  • Порса – толчёная мелкая сушёная рыба.
  • Строганина – тонкие ломтики свежемороженной рыбы или мяса оленя.
  • Юкола – сушено-вяленая рыба. Благодаря долгому сроку хранения, обычно, юколу заготавливали на зиму.

По традиции ханты и манси пекут хлеб в печке под открытым небом. Ее протапливают, извлекают зону и кладут внутрь тесто.

Древний народ очень бережно относится к продуктам питания. Хозяйка не допустит, чтобы остатки еды и особенно хлеба оказались в мусорном ведре. А если крошки окажутся на полу, мизгирь-паук подберет их и отнесет Торуму. Божество увидит, что человек пренебрежительно обращается с пищей, которую он ему ниспослал, разозлится и накажет семью голодом и несчастьями.

Мужчины не садятся за стол в головном уборе. Существует поверье, что шапка «съедает» всю силу из пищи. Она лишает человека жизненной энергии и не дает ему утолить голод.

Свежий хлеб возбраняется резать ножом – продукт еще живой и лезвие причиняет ему страдания, поэтому правильнее отламывать куски руками.

Вороний день

«Вурна Хатл» отмечают в начале апреля (обычно, во вторую субботу). Насладиться представлением, попробовать блюда национальной кухни, познакомиться с обычаями северного народа съезжается много гостей.

Для обских угров начало года приходится на весну, когда природа просыпается от карканья вороны. Несколько примет:

  • Ворона купается – к дождливой погоде;
  • кричит на охотника – удачи ждать не стоит;
  • птицы сидят на нижних ветках – к сильному ветру.

Ворона признана защитницей матерей и детей. В праздник люльки наполняли свежими опилками. А старую стружку высыпали на окраине поселения в определенном месте, чтобы ворона после долгого перелета села на них и погрела лапки.

В этот день по традиции ханты и манси готовят еду на костре, обращаются к духам, кланяются березе. Северный народ беспокоится о будущем жилище вороны. Дети мастерят гнезда и украшают их разноцветными лентами. Говорят, чтобы заслужить доброе расположение пернатой гостьи, нужно изготовить как можно больше гнезд.

Копируя крики птиц, участники гуляний зазывают всех к столу. После пиршества наступает время спортивных игр и национальных танцев. Мужчины показывают свое мастерство и силу в беге с палкой, прыжках, борьбе, метании аркана на трехметровый деревянный шест.

Медвежий праздник

Для обских угров медведь – священное животное. Народы считают зверя сыном великих божеств и хозяином тайги. По легенде Бог спустил сына на Землю и запретил опустошать селения и есть оленей. Зверь все же нарушил наказ отца. Торум рассердился, сделал его смертным и за ослушание разрешил охотникам его убивать.

После каждой успешной охоты ханты и манси проводили обряды, в которых они старались загладить свою вину за то, что они его убили.

Со временем праздник стали отмечать реже – один раз в семь лет.

Во время торжества всех угощают, раздают сладости, поют песни о хозяине тайги, танцуют в масках и костюмах животных.

Гулянья начинаются с инсценировки охоты. Затем приступают к состязаниям. Охотники соперничают в стрельбе, готовят медвежье мясо с соблюдением правил и ритуалов. После застолья кости собирают, чтобы захоронить, ведь только так медведь сможет возродиться вновь.

На празднике предоставляется возможность не только насладиться представлением, но и приобрести сувениры с изображением медведя или украшения ручной работы. Здесь и меховые изделия, ножи, национальные костюмы, маски и даже игрушки в виде священного животного.

Традиции ханты и манси интересны и загадочны. У обских угров не существовало строгого различия между животным и человеком. Древний малочисленный народ продолжает сохранять традиционный уклад жизни, борется за сохранение языка и особенностей культуры.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector