Традиции и обычаи коми народа

Презентация для учащихся 4-6 классов

Скачать:

Вложение Размер
traditsii_komi_naroda.pptx 1.5 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Традиции коми народа Презентацию подготовила ученица 6 «а» класса МАОУ «СОШ» с. Летка Кислицына Александра

Что такое традиция? Традиция — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколение в поколение.

Коми народные традиции: Семейные традиции Праздники Досуг Трудовые традиции Традиции народного искусства

Семейные традиции это обычай, порядок, нормы поведения членов семьи, которые передаются от старшего поколения к младшему. Коми крестьянские семьи были большими: во-первых, семьи были многодетными; во-вторых, взрослые сыновья после женитьбы продолжали жить с родителями . Главой семьи являлся старший мужчина. Традиционный семейный этикет строится на безусловном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Старшие держались перед младшими детьми и внуками с достоинством, строго контролировали свое поведение, проявляли сдержанность и выдержку в общении, не посвящали детей в возникшие разногласия.

Семейные традиции Дом, имеющий двухэтажную зимнюю и одноэтажную летнюю избы Дом с окном над полатями

Праздники Традиционные праздники разнообразили и украшали жизнь коми, во время праздников они отдыхали от повседневных забот, обрядами завершали прошедшие и готовили себя к предстоящим трудам. Главными считались двунадесятые праздники и дни, посвященные святым. Наиболее яркими и обрядово насыщенными были те праздники, которые отмечали сезонные рубежи: Святки (зимний солнцеворот), Масленица и Пасха (наступление весны), Иванов день (летний солнцеворот и наступление лета), Ильин день (наступление осени ).

Праздники В коми крае Масленица считалась едва ли не самым веселым, шумным и любимым праздником. Масленичное веселье в коми деревнях продолжалось в течение трех – четырех дней; начинали его в четверг и завершали в воскресенье, в преддверие Великого поста .

Праздники На протяжении всей Масленичной недели катались с горок. Их строили из досок, облитых водой. Сооружались они так, чтобы их спуск выходил на реку. Дети чаще всего катались на бересте, иногда на берестяных пестерах или небольших деревянных саночках. Молодежь съезжала в больших санях, обычно служивших конскими повозками.

Праздники Другим популярным развлечением на Масленицу были качели. Их сооружали в сараях накануне праздника. Качались преимущественно подростки, но в последний день Масленицы на них развлекалась молодежь.

Праздники Обязательным Масленичного праздника были обильные угощения. Как и на русской Масленице, обязательным праздничным кушаньем у коми были блины. Тещи угощали ими молодых зятьев, остальные пекли их для себя и для гостей.

Досуг В осеннее – зимние вечера молодежь собиралась на посиделках в одном из домов пожилых людей села. Девушки приходили с прялками, готовили себе приданое. За песнями, за разговорами девушки успевали в долгие зимние вечера спрясть все необходимое к свадьбе. Это было продолжением их дневного труда. Парни приходили без дела, чаще с гармошкой. Традиционным досугом молодежи были посиделки ( ворсан i н ). Посиделки – это место встреч влюбленных, это игрища, это сочетание полезного с приятным, это выявление талантов певцов и танцоров. Здесь обсуждаются достоинства женихов и невест; любят острую шутку, и такие шутники всегда найдутся; поют частушки и песни, загадывают загадки; влюбляются и объясняются в любви, поют величальные песни тем парням и девушкам, которые питают друг к другу симпатии.

Трудовые традиции “Нет крестьянской работе ни конца, ни края. Только станешь на ноги покрепче – тут она и берет всего, сколько тебя ни есть.” Традиционными считались охотничий промысел, рыболовство, земледелие, животноводство, собирательство, традиционные ремесла и промыслы.

. Трудовые традиции В обязанности мужчин входили: из сельскохозяйственных работ – разработка подсек, вывоз навоза на поля, пахота, сев, коневодство; в домашнем хозяйстве – плотницкое и столярное дело, изготовление и ремонт орудий труда, транспортных средств, заготовка дров, а также — охота, рыболовство, отхожие промыслы.

Трудовые традиции К женским занятиям относились: ведение домашнего хозяйства, прядение, ткачество, пошив одежды, вязание, гончарство, уход за скотом, огородничество, сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных растений. На сенокосе, жатве, обмолоте работали все. В стороне от труда не оставались и дети.

Трудовые традиции В крестьянском быту во время помочей родилась известная пословица: “Дружно не грузно, а врозь хоть брось”, которая отражает экономическое и хозяйственное значение этого обычая. Красота этой традиции лишена внешней нарядности и броской декоративности. Она вся какая – то нравственная, духовно – внутренняя. Взаимопомощь широко практиковалась на строительстве дома, жатве, молотьбе, сенокосе, при переборке картофеля, при вывозе навоза, при заготовке дров. Очень обыденным выглядит этот обычай: объявление о помочи, работа в один день с утра до вечера, которая кончается общей трапезой – ужином. Но люди охотно шли помогать, потому что коллективный труд представляет возможность показать свое мастерство, блеснуть силой, проявить остроумие, и наконец, просто побыть на людях.

Традиции народного искусства Традиции были тесно связаны с хозяйственной жизнью народа, его бытовым укладом и традиционным мировоззрением. Крестьяне, охотники, рыболовы, земледельцы создавали не только необходимые вещи, но и саму красоту. Любая вещь, начиная с веретенца и узорного варежка и кончая избой, была не только удобной, но и приятной глазу.

В традициях, нравах проявляется истинный народный характер. Трудолюбие, бережливость, смелость, смекалка, талант, мастерство, разборчивость, гостеприимство, приветливость, доверчивость, честность – все эти качества присущи характеру коми народа. Спасибо за внимание!

Обычаи Коми-зырян

Свадебные обряды коми во многом близки к русским. Много обрядов было связано с рождением ребенка. Их цель — облегчить роды, уберечь ребенка и мать от болезней и сглаза. Большое значение придавали молитвам и заговорам, которые знала обычно опытная повитуха, помогающая при родах. В случае трудных родов развязывали узлы на одежде роженицы, расплетали ей косу, расстегивали ворот рубахи, зажигали венчальные свечи. Иногда роженицу трижды обводили вокруг стола, творя при этом заговор. В случае тяжелого заболевания ребенка прибегали к его мнимой продаже: родители, выйдя на улицу, «продавали» его первому встречному за мелкую монету. А тот возвращал им ребенка как нового, чужого.

Для похоронных и поминальных обрядов характерны обычаи выносить покойника через заднее крыльцо, выкупать могилу, опускать в нее бытовые предметы, вешать в красном углу полотенце, в котором по поверью находится душа умершего в течение сорока дней после смерти, и др. После выноса покойника помещение обязательно мыли. Умерших и зимой и летом отвозили на кладбище на санях, которые оставляли на могиле. На 9, 20, 40-й день, через полгода и год после смерти совершали поминки по умершему. Общие поминки по умершим предкам устраивали в субботу перед Троицей, в Петров день, накануне Покрова и осенней Казанской богоматери.

Обычаи коми-зырян, морально-этические проблемы вызывали интерес у путешественников, этнографов еще в 19 веке. Поступки, образ жизни жителей печорского края, описываемые писателями 150 лет назад, порой удивляют современников, кажутся безнравственными.

В своих очерках и впечатлениях «Лесные люди» Александр Круглов в 1883 году описывает праздник братчина, который происходил в зырянской деревне в период «лесованья». Лесованьем называлось уход практически всех мужчин из селаения на охоту. Мужчины запасались продуктами и уходили охотиться порой на несколько недель, а в деревне оставались одни женщины, старики и молодые парни.

Верования

Народные верования были связаны с поклонением силам природы, священным деревьям, зверям и птицам. Ольха почиталась как дерево жизни: верили, что в нее переселялись души умерших. Под священными деревьями совершали религиозные обряды, вешали на них кусочки меха и другие приношения. Медвежьи клыки и когти носили как обереги, хранили около божницы. Из птиц наиболее почитаемой была утка. Ее грудную кость тоже хранили около божницы, а резное изображение прикрепляли как оберег на крышу дома. Челюсть щуки клали на косяк входной двери. Считали, что она оберегает женщину во время родов. Был распространен культ предков. Древние верования сочетались с христианскими.

Народное творчество

Устное народное творчество представлено сказками, легендами, эпическими сказаниями, песнями, частушками, загадками, пословицами и поговорками. Герои волшебных сказок — колдуны, знахари, лешие, водяной, домовой — обитающий в подполье маленький старик с длинной бородой, медведь, который берет в жены девушку. Богато песенное творчество: семейно-бытовые, свадебные, лирические, трудовые, солдатские, рекрутские песни, русские хороводные и игровые песни, городские романсы, частушки. Наиболее распространенные народные инструменты — баян и гармонь.

В прошлом в селениях по Вычегде и Выми бытовал смычковый инструмент, напоминающий скрипку (си-гудок).

Музыкальная культура представлена архаическими вокальными жанрами (заклички животных), песнями — заклинаниями, сопровождающими обряды изгнания «Репейника-татарина» с хлебного поля или «Клопа Хлопотовича» из избы, бытовыми (по самым разным поводам) причитаниями, земледельческими и охотничье-оленеводческими трудовыми импровизациями, масленичными, весенними обрядовыми (при встречах и проводах весны), жатвенными песнями, музыкальными формами эпоса (лироэпические импровизации, богатырский эпос, песни и баллады былинного типа), а также свадебными причитаниями и песнями, похоронными и поминальными причитаниями, рекрутскими песнями, рождественскими (святочными) и троицкими игровыми, круговыми и плясовыми песнями, качельными песнями, исполняемыми на Пасху.

Традиции и быт коми народа

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

Жилище

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса.

Характерная черта жилища коми — односкатность крыши, крытой тесом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома.

Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб.

На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (кöзöд), баня (пывсян) и реже колодец (юкмöс, öшмöс, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние — ближе к реке.

Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Одежда

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми — также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой — овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой — шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.

Пища

Ремесла

Обработка дерева: Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Ткачество: Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью браного ткачества Восточной Европы.

Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми — сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Обработка меха, кожи: Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.

Духовная культура

Творчество: Красочная и многообразная духовная культура коми наиболее ярко представлена в образцах народного искусства, фольклоре, народных верованиях и обрядах. В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.

Наиболее богато представлена обрядовая поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика. Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей и их социализации.

Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, народной. музыки и изобразительного искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.

Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости Шондi баной оломой» (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.

Орнамент: Красочен и глубоко символичен коми орнамент. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера-прикладники, коми художники и графики.

Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.

Обряды: Семейные и календарные обряды коми были близки к севернорусским. В похоронно-поминальной обрядности сохранялись древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправление на промысловую охоту и др. Сложный мировоззренченский комплекс представлений отражали дохристианские верования коми, которые включали в себя пережитки различных культов: деревьев, духов-хозяев, промысловых животных, огня; других ранних религиозных форм: анимизма, зоолатрии, магии, фетишизма и т.д. Были распространены вера в колдовство, гадания, заговоры, порчу.

Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми: народный календарь, метрология, медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы и др.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционого хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли — оленеводства.

Оленеводство

Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII в., по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к концу ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.

Земледелие

При обработке земли на подсеках использовались ручные орудия — нечто среднее между топором и секирой, для заделывания семян применяли борону-суковатку. Основным пахотным орудием была соха с двумя железными ральниками. В начале ХХ в. у коми получили распространение вятские косули и другие сохи-односторонки, плуги имелись только у некоторых зажиточных крестьян в южных районах. В конце ХIX — начале ХХ вв. широко распространились бороны с железными зубьями, которые использовались на тяжелых почвах. Пахота считалась мужской работой, боронили обычно подростки. Сеяли вручную из берестяных лукошек, преимущественно мужчины. Женщины производили ручную уборку зерновых серпом. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны, в зароды или скирды. На подсеках сжатый хлеб оставляли в снопах часто до зимы, а иногда его и молотили там. В северных районах, где зерновые часто не дозревали, их развешивали в снопах на пряслах. Перед молотьбой снопы сушили в овинах. Молотили вручную цепом или кичигой (деревянным молотилом с выгнутым плоским концом) на специальном току, устроенном на гумне. Провеивали зерно при помощи специальной лопаты. Мололи зерно для личных нужд на ручных жерновах, а в южных районах — на водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась деревянная ступа. Несущественное товарное значение земледелие имело лишь в южных районах Коми края, на севере регулярно производился закуп недостающей земледельческой продукции.

Скотоводство

На давние традиции скотоводства у коми указывают языковые данные, ряд его терминов в коми языке относится к древнеиранским заимствованиям. В археологических памятниках перми вычегодской костные останки коров, лошадей, овец и свиней являются массовым материалом. В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес скотоводства был особенно высок в северных районах, в южных районах — по рр. Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью хозяйства. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства население использовало в основном для личного потребления. Продуктивность молочного скота была низкой. Организованного выпаса не было, пастьба была вольная, без пастухов. Стойловое содержание скота продолжалось в среднем 7-8 месяцев. Возможности интенсификации скотоводства в традиционном хозяйстве коми ограничивал недостаток сенокосных угодий.

Охота

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских коми, имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Со второй половины ХIХ в. товарное значение приобрела также добыча боровой дичи. Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания. К началу ХХ в. значение промысловой охоты в крестьянской экономике резко упало в южных земледельческих районах края, но сохранялось в северных и восточных. Промысловый сезон у охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний). В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел охотники отправлялись в составе артелей. Угодья охотников представляли собой районы постоянного промысла, находящиеся в семейной собственности. Каждое угодье было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи. Начало охоты на ту или иную дичь было приурочено к постоянным церковным праздникам. Основными объектами добычи были боровая дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; из водоплавающих: утка, гусь; из пушных зверей: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка. В осенний период охотились преимущественно в ближних промысловых угодьях, в одиночку. Завершалась осенняя охота к Николе зимнему (6 декабря старого стиля). На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в январе и возвращались лишь в конце марта. Зимний промысел велся артелями в дальних охотничьих угодьях, находившихся в общинной собственности. В основном добывались пушные звери, реже дикие копытные и боровая дичь. В тундровой зоне в этот период основу промысла северных коми составляли песец и белая куропатка. Летом, в выводковый период, охота не производилась, исключение составляла добыча линной птицы (гусей) в тундровой зоне. В течение года большая часть охотников затрачивала на промысел от трех до шести месяцев.

Отличительной особенностью у коми было широкое применение различных самоловных орудий. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, зайцев, горностаев, песцов. Огнестрельное оружие появилось в конце ХVII — начале XVIII вв., с его помощью велся беличий промысел, добывались крупные животные.

Рыболовство

Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий. Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое товарное значение имело промысловое рыболовство у северных коми. Промысловый быт коми рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значительная часть рыбы для собственного потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях. Широко применялся в прошлом лов рыбы запорами. Помимо индивидуального и семейного рыболовства по всей территории расселения коми существовала добыча рыбы артелями. Особенно распространен был лов рыбы неводами, бреднями, ставными и ботальными сетями. Почти всю пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Очень популярна у коми вплоть до настоящего времени малосольная рыба со специфическим вкусом. Часто запасали для себя также сушеную и вяленую рыбу.

Собирательство

Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. В значительном количестве каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. У всех этнографических групп коми (кроме северных коми оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением). Большое значение приобретало собирательство весной и в начале лета, когда наблюдалась общая нехватка продуктов питания. В это время, преимущественно детьми, производился массовый сбор различной зелени. К особой разновидности собирательства можно отнести заготовку т.н. пищевых суррогатов (различных примесей к муке), особенно распространенную у северных и восточных коми. Основной суррогатной добавкой традиционно служила пихтовая кора.

Традиции и обычаи коми-пермяков

Традиции и обычаи коми-пермяков

Коми-пермяки (Самоназвание: коми, коми морт, коми отир) — народ финно-угорской группы, проживающий в России.

Быт коми-пермяков основывался на общинных традициях. В начале XX века сохранялся обычай общинных “помочей”. Всей общиной выполняли трудоемкие работы — распашку целины, заготовку дров, вывозку сена, возведение построек. Обедневшие крестьяне нанимались в батраки к зажиточной прослойке (олiссез) или становились рабочими на промышленных предприятиях. Члены деревенской общины были активными участниками праздников календарного и семейного цикла.
Местом общения молодежи были посиделки и игрища. Брак заключался по сватовству и договоренности родителей. Желание жениха и невесты часто не учитывалось. По экономическим причинам практиковались брачные союзы, при которых жених был младше невесты. При этом выбирали хорошую работницу с богатым приданым. Женщина, вступившая в брак беспрекословно подчинялась мужу и его родителям. Нередко ее называли именем мужа — Ваника, Петрика. Существовал обычай минората, при котором младший сын оставался жить в доме родителей и наследовал имущество.

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды

Значительное влияние на традиционные семейные обряды оказала православная религия, приятая коми-пермяками в XV—XVI вв. Велика была роль крестных родителей.
Праздники Коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до 1-й четверти 20 века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве.
В календарном цикле праздников и обрядов сохранялся значительный пласт традиционных языческих верований.
Особое место занимают обряды культа предков. Жители северных районов ходят на могилы «древних» с корзинами и пестерями, нагруженными различной снедью и подарками в виде платков, полотенец, кусков ткани, поясков, денег. Существовали пережитки культа предков, духов — хозяев леса (вoрись), воды (ваись), дома (олысь) и хозяйственных построек. Имелись представления о создателе мира Ене и его враге Куле, именами которых после распространения христианства коми-пермяки стали называть Бога и дьявола. Широкое распространение получили поверья о “чудах” — мелких и темных существах, вредящих людям.
Выделяется обычай гайнских старух справлять «пиканный день» в Дубраве (место, считаемое чудским).
Умершим родителям и древним предкам приносили поминальные угощкния, заручаясь их помощью. Почитали “скотьих богов” — Флора и Лавра. В их честь совершались жертвоприношения: на жертвенных местах резали быков, баранов и организовывали коллективную трапезу. В настоящее время эти обряды почти исчезли.
Традиционными были посиделки и игрища молодежи, на которых устраивались состязания в силе и ловкости, исполнении песен и танцев, игре на самодельных скрипках (сигудoк), дудках и других инструментах. Непременными элементами молодёжных собраний являлись театрализованные представления из крестьянской жизни или народного фольклора. Девушки значительную часть времени на посиделках посвящали рукоделью.
В настоящее время среди Коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой было создано общество «Югэр».

В Васильев вечер облачно – к урожаю черники, брусники.
Грач прилетает за четыре недели до вскрытия рек.
Девушки считают журавлей: если число чётное – быть замужем, нечётное – ещё в девках посидеть

Ремесла и промыслы

Основным занятием коми-пермяков издавна являлось земледелие. В конце XIX — начале XX в. бытовала трехпольная система обработки земли, но сохранялась и подсека. В качестве удобрения использовали навоз и торфяной перегной. Выращивали озимую рожь, ячмень, овес, горох. Из технических культур возделывали лен и коноплю.
Из овощных культур традиционно выращивали репу, редьку, брюкву, лук и капусту. Позднее распространились картофель, редис, морковь, свекла, в ХХ веке появились чеснок, огурцы и помидоры.
Одним из основных занятий коми-пермяков являлось животноводство. В хозяйстве имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры. Под влиянием русских стали держать гусей, уток и индюшек. Наибольшее развитие птицеводство (разведение кур и гусей) получило у иньвинцев и зюздинцев.
Практически вся животноводческая продукция потреблялась внутри хозяйства. Для зимовки скота заготавливали сено.
Из промыслов ведущую роль, особенно для северных коми-пермяков, играли охота и рыболовство. Охота имела сезонный характер. Самый продолжительный зимний сезон длился несколько месяцев. При охоте на пушных зверей (белок, куниц, горностаев, лис) с ружьем использовали собак-лаек местной породы. Охотились ради пушнины (шла на продажу) и мяса, которое употреблялось в пищу.
На реках занимались рыболовством. Орудия лова – различные сети (кулoм, сак, ветель), ловушки (морда) для устройств запорного типа.

Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские поселения: деревни, починки, хутора. Более крупные традиционные населенные пункты – села.
Традиционные поселения коми-пермяков имеют уличную планировку. Поселения располагаются вдоль дорог или речных берегов. Традиционное жилище – срубная изба (керку). Преобладали одноэтажные дома на высоких подклетях с трехкамерной планировкой (изба — сени — клеть) под тесовой крышей (вевт) на самцовой или стропильной конструкции.
Жилище обращено боковой стороной к улице. Вход в дом через глухое крыльцо (oтoрись посодз), примыкающее к сеням (пытшкись посодз). Через сени был выход в скотный двор (карта) с сеновалом (сарай). Крыша двора односкатная или двускатная — более пологая, чем у дома.
Хлева и конюшни располагались параллельно дому, на некотором расстоянии от него. С торцовых сторон двора имелись ворота. Над помещениями для скота (гид) и над проездом под крышей находился сеновал, на который с задней стороны двора вёл взвоз (звoз). В усадебный комплекс входили также амбар, яма, колодец. Баню, гумно ставили на краю огорода, обнесенного плетнем или изгородью.
Украшением жилища служили скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней охлупень, уключины. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц.
В настоящее время преимущественное распространение получили подквадратные, двухкамерные (изба — сени) дома. Внутреннее пространство помещения разделяется на кухню и несколько комнат, которые обставляются фабричной мебелью.
В городских поселениях значительный жилой фонд составляют двухэтажные деревянные и кирпичные дома.

У северных коми-пермяков распространён женский костюм с красным сарафаном и кокошником. Одежда на юге преимущественно из тканей тёмных расцветок. Праздничный сарафан шили из набойного холста. Обязательной принадлежностью женского костюма является фартук (будничный из пестряди, праздничный из белого холста с вышивкой по подолу).
Головной убор девушки – лента, или девичья повязка (8-12 см шириной и 30 см длиной). Женский головной убор – самшура – представлял собой чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой или позументом.
Пояс – обязательный предмет как женского, так и мужского костюма.
Мужчины надевали рубахи-косоворотки с разрезом на левой стороне груди. Их носили навыпуск с поясом. Штаны, порты, с широким шагом завершали костюм. Мужчины повсеместно носили шапки из овчины и колпаки из овечьей шерсти.
Обувь охотников и рыболовов представляли уледи и порубни, лапти с косым носком и на определённую ногу, бродни, бахилы, коты, ботинки (чарки).
Верхняя одежда – зипуны и понитки, зимой – шубы, тулупы, но в основном – гуньки (крытые тканью зипуны).
Необходимой частью гардероба являлись вязаные изделия – рукавицы и чулки.

В традиционной пище коми-пермяков основное место занимали блюда из картофеля и зерновых продуктов (хлеб из ржаной и ячневой муки, пироги, блины, шаньги, супы с ячневой крупой, различные каши).
Пельмени (по-коми-пермяцки «пельняни»: «пель»- ухо, «нянь»- хлеб) с начинкой из мяса, грибов, редьки.
Осенью заготавливали солёные и сушёные грибы, а также ягоды.
Из традиционных напитков особенно распространены квас, гороховый или ягодный кисели, овсяная брага и пиво.

Фольклор
Наиболее интересными и древними следует считать сохранившиеся у коми-пермяков мифологические рассказы, повествующие о сотворении мира, происхождении зверей и птиц. В настоящее время они почти не фиксируются, но в прошлом исследователи сделали немало их записей.
Эпические традиции имеют коми-пермяцкие предания о богатыре Кудым-Оше и Пере-богатыре. Значительное количество текстов этих преданий записано и опубликовано. Предания о богатырях продолжают бытовать и в настоящее время, например в деревне Мысы на реке Лупье Гайнского района – легендарной родине Пери-богатыря.
Интересны и разнообразны предания о древнем населении края – чуди.
Почти в каждой деревне сохраняются предания об основателях деревни, происхождении их названий.
Один из наиболее популярных жанров устных мифологических рассказов – былички о лешем, колдунах, водяном, суседке, баннике, полевом духе. Этот жанр фольклора активно продолжает бытовать и в настоящее время и отличается большим разнообразием сюжетов. Особенностью сказочной прозы является ее близость к мифологическим рассказам: действующими лицами там часто выступают мифологические персонажи – леший, водяной, колдуны. Наиболее распространены волшебные, социально-бытовые сказки и сказки о животных. Богаты и малые жанры коми-пермяцкого фольклора – пословицы и поговорки, скороговорки, афоризмы, загадки.
Особенности песенного фольклора народа так охарактеризовал исследователь этнографии и фольклора коми-пермяков Н. Рогов: «У пермяков мало песен на своем языке; да и те, которые существуют, по своему содержанию и складу скорее должны быть названы прибаутками, побасенками. Песни же в собственном смысле они переняли от русских…». В коми-пермяцкой среде активно исполнялись тексты духовных стихов, свадебных, рекрутских, плясовых, хороводных, плясовых песен на русском языке. Однако заимствованные тексты обрели свое место и свою специфику в контексте коми-пермяцкой культуры. При этом, как и во многих других явлениях традиционной культуры, коми-пермяками был сохранен в том числе и архаичный пласт русского фольклора. В то же время коми-пермяцкий фольклор сохранил и поэтические тексты на родном языке, лирические песни и баллады, свадебные корильные песни, похоронные и свадебные причитания, плясовые и шуточные песни, хотя в настоящее время их записано фольклористами не так много. В то же время поэтическое творчество на родном языке представлено в жанрах детского фольклора и фольклора пестования, в считалках, дразнилках, закличках, а также в колыбельных, потешках и пестушках.
Еще один жанр традиционного фольклора активно развивался на родном языке – частушка, и хотя она вошла в быт только на рубеже XIX – XX вв. но постепенно стала необычайно популярной.
Устно-поэтическое творчество коми-пермяков показывает пример развития фольклора в условиях билингвизма, когда одни и те же тексты бытовали и исполнялись как на русском, так и на родном языке. Часто при исполнении произведений можно наблюдать переход с родного языка на русский и наоборот, русские песенные тексты также иногда содержат строчки, слова, куплеты на родном языке… Происходило как постоянное обогащение коми-пермяцкого фольклора заимствованными текстами, так и переосмысление и приспособление русских текстов к специфике коми-пермяцкого мировосприятия.
Инструментальное исполнительство у коми-пермяков представлено и достаточно древними инструментами, и проникшими в коми-пермяцкую деревню намного позднее.
К наиболее ранним народным инструментам коми-пермяков можно отнести деревянный барабан пу барабан, использовавшийся пастухами для оповещения о выгоне и пригоне коров. Он также иногда включался в круг инструментов на праздничном веселье. Пу барабан изготовлялся из трапециевидной деревянной дощечки, подвешиваемой ремнем на шею. Играли на нем двумя палочками, нанося ими ритмизированные удары. Известны были коми-пермякам и простые детские свистки чипсан, и флейты-дудочки с несколькими игровыми отверстиями oтiкa полян. Однако подлинной жемчужиной традиционной музыкально-инструментальной культуры коми-пермяков исследователи называют женские многоствольные дудочки пэляны поляннэз. Пэляны – это несколько полых стволов растений разной длины, выстроенных в ряд, отличающихся по голосам. Пэляны выполнялись обычно из зонтичных растений, а иногда и из стеблей ржаной соломы, перьев лебедя и гуся. На пэлянах чаще всего играли инструментальные мелодии, в том числе и ансамблем, иногда мелодия могла сопровождать пение, гармонный или балалаечный наигрыш. В настоящее время живая традиция игры на пэлянах почти забыта, лишь фольклорные ансамбли пытаются реконструировать традицию игры на этом древнем инструменте. В качестве музыкальных инструментов использовались и бытовые предметы, при пляске ритм могли выбивать, играя веретенами по опрокинутому ведру, ножиком по заслонке и т. д. Со второй половины XIX в. среди коми-пермяков распространяется гармонь в разных ее вариантах: тальянка, хромка, минорка и др. На гармонях исполнялись не только плясовые мелодии, гармонные наигрыши часто сопровождали исполнение частушек. Наряду с гармонью популярностью пользовались и балалайки, часто самодельные, в репертуаре балалаечников наиболее популярными были плясовые наигрыши, а также мелодии, сопровождавшие исполнение частушек.

Язык и письменность

Коми-пермяцкий язык относится к пермской группе финно-угорской ветви уральской семьи.

Почти все коми-пермяки двуязычны, пользуются русским языком, особенно за пределами округа, в северной его части и в столице округа – Кудымкаре
Имеет 3 диалекта:

  • южный — включает кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский говоры,
  • северный — кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский говоры,
  • верхнекамский — верховья Камы на северо-востоке Кировской области.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector