Традиции и обычаи народа Коми
Есть в России такой народ – Коми. Относится он к финно-угорской группе, живет в сложных условиях севера. В одиночку в тех краях не выжить. Поэтому издревле представители этого народа живут и ведут хозяйство общиной. Этот фактор повлиял на традиции народа Коми. Одна из них – выполнять сообща всю трудоемкую работу. Такую, как распашка целинных земель, заготовка дров, сена, строительство жилья и т.д.
Как заключались браки
Вместе работают, вместе и отдыхают. Молодежь и люди в возрасте по вечерам собирались на посиделки, пели, участвовали в игрищах, там же подыскивали себе пару. Но в обычаи Коми не входила женитьба по воле жениха или невесты. О браке договаривались родители, а молодых и не спрашивали. Зачастую жених был младше невесты.
Хорошей женой считалась женщина, не чурающаяся никакой работы и имевшая богатое приданое. После вступления в брак она полностью была подвластна мужу и свекру со свекровью. Даже собственное имя ей приходилось забыть, поскольку звали ее отныне именем мужа: Ваника, Петрика.
Младший сын приводил жену в дом родителей, и она ухаживала за ними до самой их смерти. За это дом доставался в наследство семье младшего сына.
Как видно, традиции, касающиеся заключения брака, у народа Коми практически ничем не отличались от традиций русского народа.
Рождение ребенка
Особые традиции народа Коми связаны с рождением ребенка. появившегося на свет ребенка обязательно «присоединяли» к «этом» миру, чтобы потусторонние силы не успели забрать его в мир иной.
Беременность
Беременной женщине опытные товарки давали множество советов: не поднимать тяжести, не садиться верхом на лошадь, не находиться долго у печи. Это только кажется, что в советах нет ничего особенного. На самом деле в сложных условиях крестьянского быта выполнить их было не так-то просто. Зачастую они оставались только советами, на практике же женщина выполняла тяжелую работу до самых родов.
Роды
Как только у женщины начинались схватки, приглашали повивальную бабку. Рожать уводили в хлев или в баню, которую роженица должна была еще и затопить сама. У этой традиции Коми есть свое объяснение: женщина за работой легче переносила схватки. После того, как новорожденному перерезали пуповину, его клали на грудь матери и окуривали их можжевеловым дымом. Повитуха выполняла роль современного мануального терапевта. Она правила головку ребенка и все суставы. Потом она же следила за тем, чтобы младенец был гибким. Если его руки или ноги не дотягивались до спины, ему делали массаж и растяжку.
Мать с ребенком жили в бане до тех пор, пока у него не отпадала пуповина. Только после этого они становились «чистыми». Малыша никогда не оставляли без присмотра, чтобы его не утащила нечисть и не подменила своим выкормышем.
Как хоронили
Похоронные традиции Коми похожи на русские, но имеют и свои особенности. Сорок дней в красном углу висит полотенце. Считается, что в нем находится душа умершего. Покойника выносят из дома через заднее крыльцо, а дом полностью моют. И зимой, и летом гроб везут на кладбище на санях, а сами сани оставляют потом в могиле. Поминки, помимо традиционных для русского обычая 9-ти, 40-ка дней, полугода и года, у Коми проводят еще и на 20-й день.
Язычество и христианство
Долгое время Коми были язычниками. Они поклонялись силам природы и приносили дары деревьям, зверям, птицам. Особенно почитали ольху – хранительницу душ умерших. В качестве оберега носили охотничьи трофеи: клык медведя, кусочек меха, коготь волка. Также оберегом считалась грудная кость утки. Все это в доме лежало на почетном месте у божницы. А вырезанную из дерева фигурку утки вешали у входной двери дома, где женщина рожала. Традиции народа Коми поклоняться силам природы сегодня мирно соседствуют с христианскими.
Деревянный промысел
Народ Коми обитает в лесистой местности. Отсюда и обычаи Коми использовать древесину в качестве строительного материала, а также в народных промыслах. Из него изготавливалась практически вся кухонная утварь, рабочий инвентарь, украшения, музыкальные инструменты, мебель.
Посуду изготавливали двумя способами: вырезали из цельного куска дерева или собирали из отдельных элементов и закрепляли методом клепки.
Творчество
Среди народных музыкальных инструментов Коми встречаются и духовые, и ударные. К духовым относятся чипсан (разновидность флейты), дудка-полян, которую изготавливают из тростника, рожок. С помощью этих инструментов пастух созывал скот. А трещоткой или погремушкой – шур-шаром выгоняли из овсяного поля лошадей. Особый деревянный барабан оленеводы использовали для отпугивания волков от стада. Сигудок – струнный инструмент, на котором играют, как на скрипке, смычком.
Жилище
Рассматривая традиции народа Коми, нельзя не сказать и про обустройство жилища. Традиционная изба рубилась из сосновых бревен и ставилась на высокий подклет, поскольку местность болотистая, сырая. Изба делилась на две части – зимнюю и летнюю. Их соединяли сени. Под одной крышей с избой и сенями располагались и хозяйственные постройки. Крыша была односкатной и крылась тесом.
Скотный двор имел два яруса. Внизу располагался хлев, а вверху, куда вел пологий помост, была поветь – помещение для хозяйственного инвентаря.
Внутри избы все располагалось по севернорусским традициям: у входной двери печь с полатями над ней, в противоположном от печи углу красный угол с иконами.
Красивы традиции и обычаи народа Коми украшать избу резьбой. Ее можно было увидеть и на фасаде, и на воротах, и на ставнях, и на фронтонах крыши. Традиционный узор геометрический, а также фигурки птиц. Украшением служили и оленьи рога.
Праздники
Большинство праздников и обрядов Коми носило сакральный характер и было связано с началом или окончанием сельскохозяйственных работ. Любимая игра жителей деревень на берегу реки Сысолы называется «Кыйм-вийм», что в переводе означает охота. Играли в нее на Ильин день, когда оканчивался сенокос. Игроки вставали парами, брали в руки длинные шесты для метания сена и образовывали живой коридор. По нему девушка с платком в руке убегала от парня. Девушку пропускали, а парню строили всяческие преграды. А он должен догнать «добычу» и выхватить у нее платок.
Традиции и обычаи народа Коми на Рождество – выпекать «жеребенка». Так называлось печенье в виде фигурки животного. Ее клали под образами, а потом давали детям. Те старались поиграть с «жеребенком», но не сломать его, а позже съедали.
Традиции народа Коми живы и поныне. Сильна у этого народа связь с природой, сильны семейные ценности, братство, а значит, он будет существовать в веках.
Дата публикации: 15.01.2020