Традиции и современность в музыке

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и ин­тонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная куль­тура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов ака­демического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мю­зикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные тех­нологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечествен­ные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а сареllа. Певческие голоса: сопрано, меццо- сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академи­ческий. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфони­ческий, духовой, камерный, народных инструментов, эстрад­но-джазовый.

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: «Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс», «Музы­ка. 7 класс».

Традиция и современность в музыке

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов

Тема взаимодействия Запада и Востока в отечественной музыке, ярко претворённая М. Глинкой и представителями «Могучей кучки», находит своё продолжение в творчестве современных композиторов. Удивительный мир Востока с его древней философией, богатыми культурными традициями является неиссякаемым источником всё новых сюжетов, форм, музыкальных решений. Некоторые композиторы, как и поэты, художники, возрождают архаические традиции Востока, его первозданный фольклор, искусно сочетая их с новаторскими чертами современных стилей. В этом смысле обращает на себя внимание творчество композитора Цзо Чжень-Гуаня, произведения которого по праву можно считать достоянием одновременно и китайской, и российской музыкальных культур.

Материал для проведения урока музыки в 8 классе, по программе Науменко и Алеева.

Вечные сюжеты. Арам Хачатурян. Балет Спартак

Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты, обращаются к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость. Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде римских рабов. Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный величественной архитектурой и богатством человеческих персонажей.

Материал для проведения урока музыки в 8 классе, по программе Науменко и Алеева.

Публикация научных работ

Журнал «Проблемы современной науки и образования» выходит ежемесячно, 15 числа (уточняется в месяц выхода). Следующий номер журнала № 06(138), июнь 2019 г. Выйдет — 14.06.2019 г. Статьи принимаются до 09.06.2019 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.

ТРАКТАТЫ О МУЗЫКЕ: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w > Печать
  • Электронная почта

Категория: 17.00.00 Искусствоведение Создано: 06.12.2017 15:19 Просмотров: 249

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бегматов Саибжон Махмудович — кандидат искусствоведения, и.о. профессора, кафедра музыкального востоковедения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: общеизвестно, музыка и восприятие музыки всегда было в центре внимания учёных всех исторических эпох. Свидетельством тому — богатое своими музыкально-художественными традициями музыкальное наследие народа. За многие века слушание и восприятие музыки, их художественное и историческое значения находились в орбите внимания многих учёных мусульманского Востока, причем разных научных направлений, и искусства. Существуют разнообразные мифы и легенды, рассказывающие о бытии музыки, но её обоснование тесно связано с художественным творчеством и, в особенности, с их научно-теоретическими подходами. Ещё в средние века музыка, как самоценное художественное явление, стала объектом научного познания. И формирование, в дальнейшем интенсивное развитие музыкально-теоретической мысли, на Востоке связано с именами великих учёных-просветителей, чьи труды – «Трактаты о музыке» – это своеобразная научно-практическая и философско-эстетическая разработка проблем восприятия музыки и связанная с ней разработка вопросов восприятия музыки, которая волновала учёных и философов, поэтов и музыкантов с древнейших времён. На Востоке учение о восприятии музыки, как части общей теории познания и проблем музыкального воспитания начало формироваться ещё в глубокой древности, и оно было связано со становлением первичных форм музыкальных традиций. Они и сегодня созвучны с нашим временем; они явились основами современного музыкознания не только в Узбекистане, но и в целом, в регионе Среднего и Ближнего Востока.

Ключевые слова: трактат, традиция, музыкальная наука, культура, музыкознание, фольклористика, музыкальная археология, наследие, исследование.

DISQUISITIONS ABOUT MUSIC: TRADITION AND CONTEMPORANEITY

Begmatov Saibjon Mahmudovich — Сandidate of Аrts, Acting Professor, DEPARTMENT EAST MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the Well-known, music and perception of the music always was in the highlight scientist of all history epoches. The Certificate that, rich their own music-artistic tradition music heritage folk. For many ages listening and perception of the music, their artistic and history importance were found in орбите of attention many scientist moslem Orient moreover different scientific directions and art. Exists the varied myths and legends, telling about бытие of the music, but her(its) motivation is closely connected with artistic creative activity and especially with their scientifically-theoretical approach. As far back as average ages music, as самоценное artistic phenomena, became the object of the scientific cognition. And shaping, hereinafter intensive development music-theoretical thought is in the east connected with names great scientist-просветителей, whose works – “Disquisitions about music” – its figurative scientifically-practical and philosophical-aesthetic development of the problems of the perception of the music and connected with her development of the questions of the perception of the music, which worried the scientist and philosopher, poet and musician with древнейших timeses. In the East teaching about perception of the music, as a part to general theory of the cognition and problems of the music education begin be formed as far back as deep antiquity, and it was connected with formation of the primary forms music tradition. They and today assonant with time; they were a base modern музыкознания not only in Uzbekistan, but also as a whole, in region Average and Near East.

Keywords: disquisition, tradition, music science, culture, musicology, folklors, music archeology, heritage, study.

Список литературы / References

  1. Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. Т. «Фан», 1986.
  2. Фитрат. «Узбекская классическая музыка и её история». Ташкент — Самарканд, 1927.

Ссылка для цитирования данной статьи

Бегматов С.М. ТРАКТАТЫ О МУЗЫКЕ: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Проблемы современной науки и образования №37 (119), 2017. — С. .

План-конспект урока по музыке (8 класс) на тему:
Классика и современность.

Урок музыки составлен для 8 класса общеобразовательной школы на основе программы

для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель), Т.Н.Кичак.

Скачать:

Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.
Вложение Размер
Сценарий урока. 67.5 КБ
Приложение 2 294.5 КБ
Приложение 3 1.28 МБ
Приложение 5 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Тема года: Традиция и современность в музыке.

Тема четверти: О современности в музыке.

Тема урока : Классика и современность .

Тип урока: комбинированный .

Цель : Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле New Age.

Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля New Age, значение термина аранжировка.

обучающая : через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.

развивающая : развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

воспитательная : духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.

Методы и приёмы . Использована эвристическая технология проведения урока. Введён элемент театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.

Оборудование : интерактивная доска, диски DVD и CD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты — смайлики.

1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. Учитель . Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной. Что означает слово классика?

Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.

Учитель . Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.

Учитель . Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?

Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский . (Приложение1.1)

Входит ученик и выступает в роли Чайковского. Показ слайда №1 (Приложение 2) с изображением портрета П.Чайковского.

Ученик . Музыканты в чёрных фраках

Взяли скрипки и альты.

Дирижёр привычным взмахом

Воскресил мои мечты.

Души резал на клочки,

И качались как качели

Учитель. Музыка Чайковского,
Она нам души звуком лечит.
Закружит вальсом нас слегка,
Покой, блаженство обеспечит.
Живет пускай искусство это,
Передаваясь с века в век,
Огромное наследие оставил гений,
Чтоб был счастливым человек .

Звучит «Шутка», И.С.Баха. (Приложение 1.2)

Учитель . Вы наверное догадались, кто сейчас к нам зайдёт? /учащиеся отвечают/.

Входит ученик в образе И.С.Баха.

Показ слайда №2 (Приложение 2) с изображением портрета И.С.Баха.

Ученик: Ветер-озорник стучит в окно,

В комнате тепло и тихо.

Звуки музыки наполнили её,

Музыки прекрасной и великой!

Учитель : Кажется, что Бах играет здесь

Музыку свою неповторимую.

И сидим, дыханье затаив,

Слушая мелодию красивую.

Скучно роялю в скупом одиночестве,

Струны покрылись быльём и забвением.

Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,

Ноты, аккорды давно позабытые…

Звучит « Лунная соната», Л.Бетховен . (Приложение 1.3)

Учитель . Встречу с каким композитором мы ждём?

В класс входит ученик в образе Бетховена.

Показ слайда №3 (Приложение 2) с изображением портрета Л. Бетховена.

Ученик . Заворожила музыка сонаты

И звёздно – лунный за окном пейзаж.

И тёплый, тихий летний вечер,

И тусклый свет сквозь радужный витраж.

Учитель . Бетховен! Людвиг Ван Бетховен!
Талант! И гений волшебства!
Чудесную музыку ты людям подарил!
Чтоб та в душе всегда цвела.

Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта (Приложение 1.4) / дети отвечают /.

В класс входит ученик, переодетый в костюм и в парике, выступает в роли Моцарта .

Показ слайда №4 (Приложение 2) с изображением портрета В.А.Моцарта.

Что в этом слове? – очень много.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Что жизнь дала лишь нам с тобой.

Она скрывает те желанья,

Что в жизни нам не передать,

Скрывает также и страданья,

Их люди не хотят понять.

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

Ведь ты поймёшь, ты так пытался

Поговорить с ней, но не мог.

Мир музыки тебе открылся,

Ведь музыка – это твой Бог.

Учитель. Вечна и красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.

Теперь я предлагаю вам обратить внимание на интерактивную доску. Проведём интеллектуальную игру « Знатоки классической музыки». Чья команда справляется быстрее с заданием — получает жетоны в виде нот, что влияет на получение оценки в конце урока.

С правой стороны изображены портреты композиторов Бетховена, Моцарта, Баха, Чайковского.

С левой – вразброс даны названия произведений.

Класс делим на четыре команды. Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором.

В конце игры «композиторы» — учащиеся подводят итоги.

2. Знакомство с темой «Классика и современность».

Учитель . Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис. Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.

В. Мэй — китаянка по матери и тайка — по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что – то новое.

Показ презентации о Ванессе Мэй. (Приложение 3)

Сегодня новое для вас слово – АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger – приводить в порядок).

Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.

Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.

«Токката и фуга», И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.

Слушание и просмотр на DVD . ( Приложение 4)

Учитель . Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?

Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?

/ происходит дискуссия между учащимися /

Дети . На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.

Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.

Учитель . Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?

Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.

Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.

Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.

Следующий композитор и дирижёр эстрадно – симфонического оркестра — Янни Хрисомаллис.

Показ презентации о Янни Хрисомаллисе.(Приложение 5).

Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле New Age, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 – 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов.

Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».

Учитель . Что вы можете сказать о произведении?

/ дискуссия между детьми/

Дети . В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.

Учитель . Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.

3. Составление перечней музыкальных произведений. Работа в группах. Учитель . А сейчас я вам хочу сообщить, что в нашей школе пройдёт мероприятие «В мире классической инструментальной музыки». Задача такая: для оформления афиши нужно составить перечень музыкальных номеров для концерта, состоящего из двух отделений. Наш класс мы разделим на две группы. Первая составит перечень знакомых вам классических произведений (зарубежных и русских) композиторов. Вторая группа напишет классические произведения в современной аранжировке.

/ самостоятельная работа учащихся в группах/.

Проверка на соответствие названий произведений и фамилий композиторов.

Учитель . Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнить. Прежде чем приступить к разучиванию новой песни, я предлагаю вам распеться.

4 . Распевание . При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.

5 . Слушание и анализирование песни «Ангел – хранитель» И. Крутого (Приложение 8).

Учитель . Какие впечатления у вас о прослушанном произведении?

Дети . Красивая, светлая мелодия песни, где музыка выступает ангелом – хранителем. Лиричный нежно – взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, неторопливым темпом исполнения. Диапазон песни достаточно широкий. Мажорный лад отображает радость, доброту и чувство возвышенности.

6. Разучивание песни. В куплете происходит дифференцированно: отдельная партия для мальчиков (более низкое звучание нот) и соответственно партия для девочек в высоком регистре. В припеве наблюдается секвенция, при её повторе партия мальчиков сменяется партией для девочек.

При разучивании песни учителю обратить внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-выдерживать половинные длительности;

-правильно брать дыхание и только во время пауз;

7. Итог урока . Учитель. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке – New Age, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.

«Жизнь как пьеса. Не то важно – длинна ли она, а хорошо ли сыграна».

А теперь, покидая стены нашего кабинета, мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к тому, о чём мы с вами говорили. На ваших партах есть ноты – смайлики. Красный цвет означает, что вы узнали много нового и интересного, синий – информацию приняли к сведению, серый – было скучно и неинтересно. Разместите их на соответствующих по цвету нотных станах.

8. Домашнее задание . Оформить афишу для мероприятия «В мире классической музыки».

Урок музыки составлен для 8 класса общеобразовательной школы на основе программы

для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель), Т.Н.Кичак.

Тема года «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке вечной связи времён.

Тема четверти « О современности в музыке». Согласно программе ей отводится 5 часов.

Тема урока: Классика и современность.

Этапы урока следующие:

1.Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации.

— «Симфония № 40», В.Моцарт.

— «Лунная соната», Л.Бетховен.

— «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.Чайковский.

2. Знакомство с темой «Классика и современность».

Слушание и анализирование:

3. Составление перечней музыкальных произведений.

5. Слушание и анализирование песни «Ангел – хранитель» И. Крутого

6. Разучивание песни.

8. Домашнее задание.

Методы и приёмы. Используется приём элемента театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.

В вокальной части урока применяется как групповая форма обучения, так и индивидуальная. Такая форма создаёт условия для эффективного развития певческого голоса, вокального слуха. При распевании разработан комплекс вокально – тренировочных упражнений для активации голосообразующей функции учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, диски DVD иCD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты – смайлики..

«Педагогические технологии», Т.П.Сальникова.

«Воспитание музыкой», Т.Е.Вендрова.

Урок проведён в обычном классе со средними способностями учащихся. Дети – «композиторы» артистично справились со своей ролью. Во время интеллектуальной игры активно подключились все участники урока. При знакомстве с основной темой занятия ученики неплохо проявили свои ранее накопленные знания при классическом подходе к анализированию произведений. Большинство детей получили отличные оценки. Немаловажным этапом урока является рефлексия, которая позволяет выявить ответную реакцию учащихся на педагогическое воздействие. (Приложение 9).

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector