Жестокие Традиции г.Мардин (Турция)
Мардин — древний город в юго-восточной части Турции, расположившийся на границе одноименного горного плато. Разноликое население города, состоящее, в основном, из турков, курдов, ассирийцев и арабов, сосуществует в мире благодаря разделяемым всеми народностями стародавним обычаям, многие из которых современному человеку могут показаться дикими и анахроничными. Жизнь выстраивается вокруг понятий чести и не дающего показаться на людях стыда, позора. Изящные, вырезанные из известняка стены скрывают от посторонних глаз тайны города Мардин: жестокие традиции, предписывающие убить даже сына или дочь, если те посмеют нарушить вековые обычаи.
Роковое влияние древних обычаев Мардина на жизнь современного и, казалось бы, свободного от темных предрассудков и суеверий человека прекрасно показано в вышедшем на экраны в 2006 г. турецком сериале «Сыла. Возвращение домой»: молодой талантливый математик, после возвращения в родной город из столичного университета унаследовавший от отца место главы знатного и богатого рода, и недавняя школьница из Стамбула, по имени которой и назван сериал, против собственной воли вступают в договорной брак, чтобы спасти от неминуемой смерти нарушивших обычай родственников. В завязке сериала демонстрируется сразу две свойственные для города Мардин жестокие традиции: убийство «похищенной» невесты и ее избранника для защиты чести рода и обычай обмена невестами, или бердель (berdel).
Традиция похищения невест
«Похищение» невесты (в кавычках, поскольку обычно девушка скорее добровольно сбегает с возлюбленным; при этом, если родители пропавшей обратятся в полицию, молодой человек будет проходить именно по статье «похищение человека») – общая традиция и для турков, и для курдов. Как правило, молодой человек решается похитить возлюбленную, либо когда сам слишком беден или имеет слишком низкое социальное положение, чтобы официально свататься к дочери из богатой и престижной семьи, не может выполнить условия потенциальных тещи и тестя (к примеру, покупка собственного дома) или выплатить выкуп за невесту, либо когда родители девушки уже подобрали ей более подходящего, на их взгляд, жениха. Семья «обесчещенной» девушки начинает преследование беглецов. Дальше возможны несколько вариантов развития событий:
- беглецов настигают и убивают или сразу на месте, или позднее (это нередко приводит к зарождению кровной мести со стороны семьи неудавшегося жениха),
- пара успешно заметает следы и оказывается на другой стороне Турции или даже заграницей (в этом случае, правда, родственники влюбленных долгое время не могут показаться на люди, поиск беглецов продолжается, иногда затягиваясь на годы, и если сбежавших все же обнаружат, их часто ждет кровавая расправа; цитируя одного из персонажей вышеупомянутого сериала: «Куда бы ты ни сбежал — на край света или очень глубоко под землю — все равно не спрячешься. От обычаев не убежишь»),
- пара достигает дома главы города или иного влиятельного, уважаемого человека, который мог бы выступить посредником, после чего возможны переговоры и согласие родителей невесты, не желающих убивать дорогое сердцу чадо, на брак, при условии предоставления со стороны жениха выкупа или «обменной» невесты для мужчины из оскорбленной семьи.
Обычай создает безвыходную ситуацию: или смерть пытавшихся сбежать возлюбленных, или двойная свадьба против воли втянутой в обмен родственницы жениха. Такое положение дел сложно уразуметь вполне, да и, как говорится, «нечего тут понимать, таков обычай», таковы жестокие традиции Мардин и его веками сохранявшиеся практики.
Обмен невестами
Бердель – тип брачного союза, сопровождающегося обменом невестами между двумя родами, особенно ярко представлен в традиции курдских племен. Бердель можно считать самым «экономным» из свадебных обычаев. Во-первых, со стороны жениха не требуется выкуп, ведь его род сполна возмещает присвоенное, вводя в дом тестя невестку взамен дочери. Во-вторых, вместо двух роскошных свадеб, на которых требуется накормить и опоить несколько сотен гостей, играется одна совместная, которую две решивших породниться семьи устраивают в складчину.
Есть, правда, и неприятный момент: не всегда в семьях есть две пары подходящих друг другу по возрасту и складу характера людей. «Обменной» невестой может стать и несовершеннолетняя (иногда даже малолетняя) девочка, и ей еще повезет, если ее будущий супруг не окажется на несколько десятков лет старше.
Отказаться от свадьбы девочка, конечно, не может, ведь это ужасное неуважение по отношению и к собственным родителям (которым, кстати, в Турции даже принято целовать руки), и к жениху, и к его роду. Если новоиспеченная невеста решится сбежать, при поимке ее либо убьют, либо, если семья жениха решила стерпеть нанесенное оскорбление и не очищать честь кровью, все же выдадут насильно замуж.
Кровная месть
Кровная месть заключается в обязанности родных убитого жестоко отомстить убийце, а иногда и всему его роду, чтобы восстановить справедливость. Помимо закрепившегося в сознании кланового обычая здесь действует также закон талиона, нашедший отражение даже в русских поговорках: «глаз за глаз, зуб за зуб». Понимая, что никакой выкуп, формальное извинение или даже заключение убийцы под стражу не избавят от боли и скорби от потери близкого, родственники убитого стремятся принести такую же боль враждующей с ними семье.
Самое страшное в кровной мести – ее свойство уходить в дурную бесконечность, распространяться на поколения вперед. Ответное убийство хотя и воспринимается семьей зачинщика как необходимость, все же не избавляет от новой скорби по отцу, мужу, сыну и новой потребности отомстить.
Месть — блюдо, которое подают холодным
Иногда месть откладывается на много лет, пока не возмужает наследник. Мать тогда годами или даже деситялетиями хранит окровавленную одежду супруга, чтобы показать ее сыну, когда тот вырастит и достаточно созреет для свершения возмездия. Пока месть откладывается, две семьи могут даже, на первый взгляд, любезно общаться, по всем формулам пронизанного кораническими благопожеланиями турецкого этикета, замалчивая прошлое и скрывая истинные намерения. Не зря у турков в ходу такая поговорка: «Харкаешь кровью, а говори, что ел вишневый щербет». Совсем отказаться от мести родственники убитого часто не могут из-за людской молвы: их могут избегать в малодушии или недостаточном почтении к почившему члену семьи.
Альтернатива кровной мести
Хотя утолить месть может только причинение равнозначного ущерба, иногда это невозможно, и вражда выливается в разнообразное «вредительство»: угон скота, разгром магазина, порча имущества или воды из колодца и т. д. Если главы обеих семей стремятся к мирному разрешению конфликта, возможны привлечение посредника и последующий откуп семьи зачинщика деньгами или имуществом, в том числе дочерьми.