Традиции воспитания детей в буддизме

Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие – наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье семейное воспитание принесет большие плоды — покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.

Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».

Первая пятилетка: от рождения до пяти

С появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с воспитанием детей в Японии. Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность. Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги. Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.

Отпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения. В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать. Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел. Главной задачей этого периода считается – научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.

Третья пятилетка: от 10 до 15 лет

По достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки. Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления. Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это может привести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.

Последний период: с 15 лет

Согласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.

Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.

Воспитательные традиции народов, исповедующих буддизм

Буддизм в России был официально признан и распространён от Кавказа до Сахалина после указа Елизаветы Петровны в 1741 г. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи. В России представлена лишь ваджраяна («алмазная колесница»), известная под именем ламаизма.

Первичной ячейкой социальной организации бурят, по мнению Кукушина В.С., была испокон веков семья. Обычно она состояла из главы семьи – мужа, его жены, детей, иногда – родителей. В большие семьи, которые не являлись редкостью, входили семьи родных братьев, дедушка, бабушка, прародители. Такие семьи возглавлялись старшим братом или отцом, и они обычно образовывали селение хуторского типа в составе улуса.

Глава семьи обладал неограниченной властью. Положение женщины в семье и обществе не было приниженным; она имела свои права и защиту, но в силу религиозных традиций соблюдала различные запреты. Характерными чертами быта и нравов бурят были тесные родственные связи, оказание помощи в нужде и беде, содержание общиной бедных, сирот и вдов.

Их отличали почитание старших, любовь к домашнему очагу и гостеприимство.

В семейно-брачной системе важную роль играла экзогамия.

Историческую основу бурятской культуры составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского суперэтноса, деформированный христианским и буддийским влиянием после вхождения Бурятии в состав России.

Пение и музицирование – важная часть духовной жизни бурят. Наряду с популярными народными танцами и играми у бурят существовал особый вид музыкально-драматического искусства – шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии.

У большинства бурят существовали три обязательных тайлагана (праздника) – весенний, летний и осенний.

С утверждением буддизма появились ламаистские праздники:

– майдари и цам в летнее время,

– цаган cap (белый месяц), означавший начало Нового года.

По мнению Кукушина В.С. педагогика калмыков сложилась на базе буд-дийской религии. Человек соизмерял свое поведение с Богом, который был для него высшим мерилом совестливости, идеалом справедливости. В основе нравственного учения буддизма – этика воздержания от восьми неправедных по-ступков: нельзя лишить жизни живое существо, воровать, лгать, злословить, быть грубым, завистливым, злонамеренным, нарушать запреты нравственного поведения. Им противостоят шесть добродетелей и, соответственно, десять черт характера мужчины: трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, честность. Согласно представлениям калмыков, настоящий мужчина (йоста залу кюн), «всесторонне совершенен», а это значит, что он мужественный, проявляет в нужный момент силу воли, презрение к смерти, воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитает заветы дружбы, обладает чувством собственного достоинства, самолюбив и горд, бережет честь семьи, рода, племени.

Идеалу женщины соответствуют трудолюбие, скромность, терпение, почитание родни мужа.

Кочевой образ жизни калмыков наложил специфический отпечаток на характер воспитания подрастающего поколения. Свою главную задачу родители видели в том, чтобы их дети с раннего возраста усвоили обычаи своего народа и овладели необходимыми для жизни среди своих соплеменников знаниями, умениями и навыками.

Жизнь кочевника-калмыка проходила в постоянном общении с природой, неповторимой степной ковыльной красотой. Она давала ему жизнь, уверенность в благополучном будущем. Жизнь кочевника постоянно сопровождали смертельные опасности, он полностью зависел от стихий природы. У детей с раннего возраста воспитывали бережное отношение к природе.

Экологическая мудрость является замечательной особенностью национального характера калмыков. Существовала целая система правил-запретов. Главное среди них: «Не делай зла ни траве, ни дереву, ни человеку». Экологическое воспитание было сутью педагогики этого этноса. Важное направление этого воспитания – приручение и уход за животными, определение растений, используемых в народной медицине, посильная трудовая деятельность с раннего возраста.

Средоточием всех воспитательных начал и родительского счастья у калмыков была семья с ее прочным укладом, традициями, обычаями, своими праздниками и обрядами. Созидательница и хранительница семьи – женщина – сопоставлялась с образом Матери-Земли. Культ матери был безграничен, ее почитали как священную сокровищницу – «Чиндамани Эрдни», приносящую благополучие. Женщина-мать должна обладать всеми добродетелями: «быть светла и чиста душой и телом», в делах мастерицей, в супружестве опорой мужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим, она должна оберегать себя от пяти скверен: «не соблазнять мужчин», «не завидовать другим», «не поддаваться бурным помыслам», «не быть жадной», «не заниматься пустым делом». У калмыков говорят: «Хорош ли ребёнок узнают по матери».

В особый культ возводилось отношение к родителям, старшим. Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека – в его крепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Характерны в этой связи такие калмыцкие пословицы: « Человек в беде спешит к родителям, как птица – к гнезду».

У калмыков издавна культивировалось благоговейное отношение к предкам. Родоплеменная связь при кочевом образе жизни, полном опасностей, способствовала сплоченности. Перемещались с места на место и выбирали новые пастбища сразу целыми родами и племенами. Семейно-родственное начало составляло главное основание для группировки кибиток в поселение – хотон. Был широко распространен обычай принимать в хотон под общую опеку сироту. В этом случае он давал клятву-присягу на родство, в том, что он и его дети, их потомки будут следовать обычаям хотона и родства.

Исстари повелось, что каждый должен знать своих предков до седьмого, а то и девятого колена, историю семьи, рода и племени, осознавать свою роль и ответственность как звена в этой цепи, стараться, чтобы она не порвалась, стремиться прославить свой род добрыми делами. Ребенка с малых лет сперва учат знать имена предков по меньшей мере до седьмого колена. На следующей ступени обучения он должен запомнить, где родились его предки, как жили, сколько имели близких родственников и чем они занимались. Так, семейно-родственные отношения, домашний очаг, родной дом становились высшими нравственными ценностями.

Рождение ребенка всегда было у калмыков желанным и радостным событием. Многодетность считается одним из главных критериев семейного счастья. Такие супружеские пары пользовались большим уважением и поддержкой односельчан.

Рождение мальчика встречалось с особым ликованием. Мать радовалась, что упрочивалось ее собственное положение в семье, ведь отец видел в лице сына, прежде всего, хранителя семейных традиций.

Повседневное общение взрослых с детьми и подростками происходило, прежде всего, в трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности. Родители первым делом учили малолеток садиться на коня, пасти домашний скот, ухаживать за животными. Вместе с тем они становились настоящими участниками многих игр, которые были своеобразным аналогом, воспроизведением отдельных трудовых операций. Кроме умения ездить верхом, пасти стадо, дети в обязательном порядке приучались собирать в степи архен (сухой навоз), растапливать очаг, присматривать за младшими, выполнять другие посильные поручения. По достижении семи лет их начинали обучать более сложным хозяйственным работам, причем дальнейшее воспитание девочек и мальчиков шло раздельно. Всеми жизненно необходимыми навыками хозяйственного труда они должны были овладеть ко времени половой зрелости, и с этого периода уже считались взрослыми. В народе особо поощрялись те дети, которые знают и умеют все, что делают их родители и соседи. Личный пример родителей, старших – это самое главное. С раннего возраста прививалось почтительное отношение к старшим, беспрекословное послушание. Приучали к правилам традиционного этикета: нельзя громко говорить, беспричинно смеяться в присутствии старших, вмешиваться в разговор взрослых, при посторонних или гостях следовало держаться особняком. Так постепенно подрастающее поколение включалось в жизнь взрослых.

Большую воспитательную нагрузку несли свадебные ритуалы. Выбор невесты согласовывался с рекомендациями зурхачи. Брачная церемония предписывала пять поездок родственников жениха к родителям невесты, что сопровождалось подношениями и застольями. Между сватовством и брачными церемониями проходило немало времени. Смотрины жениха и невесты проходили в атмосфере радостного ожидания, предвосхищения близкого счастья. Невесту, ставшую законной женой, наряжали в костюм женщины, расплетали девичью косу, изменяли данное при рождении имя.

Религиозные праздники буддистов немногочисленны – их всего 6. Первый из них – Новый год. По лунному календарю его встречают в феврале.

В апреле верующие собираются в дацаны на молебен Дойнхор, который продолжается в течение трех дней. В мае буддисты отмечают день рождения Будды. Во время богослужения ламы славят великого учителя, верующие получают благословение. В июле проводится большой и красочный праздник Майдари в честь грядущего преемника Будды.

В октябре в храмах проходят коллективные моления, посвященные возвращению Будды от небожителей. А в ноябре – декабре буддисты отмечают Золо-хурал – праздник лампады во славу основателя ламаизма Цзонк-хапы. Всю ночь перед его изображениями горят лампадки, верующие молятся всю ночь.

Следуя этим традициям, молодое поколение проходит уроки нравственного очищения.

Традиции воспитания детей в буддизме

Буддизм о воспитании детей

Буддизм исторически представлен несколькими направлениями и течениями, часто они очень отличаются друг от друга. Несмотря на это, существует круг идей, которые характерны для всех ответвлений буддизма.

Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой Шакьямуни, что означает «просветленный мудрец из рода шакьев».

Сиддхартха Гаутама был принцем царства шакьев, и с детства отец оберегал его от всех негативных проявлений этого мира, построил для него три идеальных дворца, которые принцу было запрещено покидать. Принц Гаутама имел все возможные богатства материального мира, хорошую жену и сына. Несмотря на это, он чувствовал, что все это не является конечной целью жизни. В 29 лет он выбрался за пределы дворца и увидел четыре зрелища, которые потрясли его и изменили всю жизнь: нищего, больного, мертвого человека и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни: что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны, и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло его оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий. Гаутама стал отшельником, начал практиковать медитацию и аскезы (практики самоограничения). После долгой практики он достиг Наивысшего Пробуждения (нирваны) — осознал истинную природу и причину человеческих страданий (невежество) и шаги, которые нужно предпринять для освобождения от них.

В отличие от других мировых религий, буддизм развивался прежде всего как монашеская традиция. По сегодняшний день монашество является центральным институтом и идеалом буддийской культуры, поскольку оно является практическим воплощением учения Будды, с его отказом от мирских удовольствий и обетом безбрачия. Буддизм является единственной традицией, где с раннего детства принимают в монахи.

Учение Будды содержит множество наставлений по самосовершенствованию, медитации, избавлению от страданий и развитию абсолютной любви ко всем живым существам, и совсем небольшое внимание уделяется канонам мирской жизни. Будда раскрывает обязанности родителей, детей, супругов, друзей и учителей в беседе с молодым человеком Сильей (Сигалавада Сутта). В Сигалавада Сутте описывается пять способов проявления родительской любви к своим детям: уводить их от зла; побуждать их делать добро; обеспечить их образование; устроить им подходящий брак; передать им в своё время наследство.

Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. В одной из сутр он приводит пример: «Даже если бы мы носили на одном плече мать, а на другом — отца сто лет и ухаживали за ними, а они бы испражнялись прямо там, то мы не отдали бы долг». Поэтому всю свою жизнь дети должны безмерно уважать и почитать родителей, даже если их личные качества не идеальны и они не исполняют свои родительские обязанности.

Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям: поддерживать своих родителей; исполнять свои обязанности по отношению к ним; поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции; вести себя так, чтобы быть достойными наследства; приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.

Также отдачей родительского долга является рождение собственных детей, обеспечение их всем необходимым для роста и развития, воспитание и обучение.

Современные родители-буддисты отмечают, что главный принцип воспитания детей — их личный пример, поведение и внутреннее состояние. Они не ставят целью воспитать ребенка буддистом, давая возможность ему сделать самостоятельный осознанный выбор уже в зрелом возрасте.

Прежде всего, они стремятся привить любовь и уважение ко всем живым существам и объясняют закон кармы (причины и следствия). Тогда ребенок осознает, что любое действие дает результат в будущем и только от его поступков зависит, положительным или отрицательным будет эффект.

Основной метод работы над собой в буддизме — медитация. С одной стороны, практикующие буддизм родители внутренне спокойны и уравновешены, и такое состояние они передают детям. С другой стороны, уже с ранних лет в игровой форме можно учить ребенка успокаивать ум, осознанно дышать и медитировать. Сейчас даже выпущены книги по медитации для детей. Например, медитация «Превращение тела для помощи другим»: ребенок может представить себя машиной, которая помогает людям добраться из одного места в другое; представить себя лекарством, лечащим больных.

В медитации «Пробуждение сердца» ребенок сначала следит за своим дыханием, а затем желает счастья и освобождения от проблем, боли и печалей последовательно себе, затем своим родным, друзьям, затем врагам и, наконец, всем живым существам, включая букашек и птиц.

С каждым вдохом все страдания живых существ растворяются в чистом свете, сияющем в сердце ребенка. Каждый выдох наполняет жизнь живых существ светом и радостью.

Воспитание в буддизме дает свои результаты: многие отмечают, что дети буддистов отличаются миролюбием (букашку выпустят через форточку на улицу, дождевого червя с асфальта в землю перенесут), осознанностью и ответственностью за свои поступки.

Автор статьи Елена Чупрова.

На протяжении многих лет изучает,

культивирует и преподает буддизм в России

Воспитание детей в буддийских традициях

Воспитание в буддизме

Учение Будды содержит рекомендации по воспитанию детей в традициях буддизма, но их меньше, чем в других религиях. Потому что в отличие от других ведущих мировых религий, в буддизме очень сильное развитие получили монашеские традиции. Жизнь монаха является главным направлением буддийской культуры. Ведь аскетичная жизнь монаха, по сути, представляет собой повторение жизни самого Будды и воплощает в себе его учение с присущими ему отказами от удовольствий мирской жизни и принятием обета безбрачия.

Согласно буддийским традициям, в монахи могут принять даже ребёнка, причём в самом раннем детстве. И это ещё одно отличие буддизма от других религиозных течений.

Будда даёт много наставлений, касающихся жизни монаха. Он, учит медитации, избавлению от страданий, формирует абсолютную любовь ко всем живым существам. Мирской жизни уделяется не много внимания. Будда рассказывает об обязанностях родителей по отношению к детям, и наоборот, обязанностях детей, по отношению к родителям. Также Будда говорит про отношения мужа и жены в семье, про отношения и обязанности друзей и наставников. И рассказывает он это в беседе с молодым юношей Сильей.

Обязанности родителей по отношению к детям

Подробно эта беседа изложена в Сигальвада Сутте. В ней Будда выделяет пять направлений проявления любви родителей к своим детям:

— родители оберегают ребёнка от зла;
— обучают их добродетели и побуждают делать добро;
— дают ребёнку хорошее образование;
— устроить им брак с подходящей им второй половинкой;
— передать им своё наследство, как придёт для этого время;

Согласно учению Будды, дети не никогда не смогут сполна расплатиться со своими родителями за то, что те родили их на свет, за всю любовь, нежность, ласку и заботу, которую они получили от матери и отца. Он даже приводит пример: «Даже если посадить на одно плечо отца, а на другое мать, носить их так сто лет и ухаживать за ними, то и в этом случае дети не смогут отдать долг сполна». Поэтому обязанность детей по отношению к родителям — искренне любить, почитать и уважать своих родителей, даже если их личные качества далеки от совершенства и они плохо исполняют родительские обязанности.

Обязанности детей по отношению к родителям

Согласно традициям буддизма, в детях необходимо воспитать пять качеств, при помощи которых они должны проявлять свою любовь и почтение к родителям:

— дети должны поддерживать своих родителей;
— исполнять свои обязанности по отношению к матери и отцу;
— помнить и хранить семейные обычаи и традиции и принятый в семье уклад жизни;
— быть достойными того, чтобы получить от родителей их наследство;
— делать религиозные подношения матери и отцу, даже после их смерти.

Также дети отдают долг родителям, если рожают и воспитывают своих детей и выполняют все остальные родительские обязанности по отношению к своим детям.

В современных буддийских семьях родители предпочитают воспитывать детей на основе личных примеров и собственного поведения. И такая традиция в семейном воспитании детей присутствует в большинстве религий. В настоящее время родители-буддисты не задаются целью сделать ребёнка буддистом. Они предоставляют ему возможность выбора, возможность осознанно вступить на этот путь в зрелом возрасте.

Мать и отец стремятся сформировать в ребёнке такое качество, как любовь ко всему живому и учат его закону кармы, причины и следствия. Т.е. всё, что с нами произойдёт в будущем, будет отражением наших прошлых деяний. В этом случае у ребёнка появляется представление, что любой его поступок вернётся к нему в дальнейшем.

Главным методом самосовершенствования в буддизме является медитация. Практикующие буддизм люди очень уравновешены и спокойны и эти качества они передают своим детям. Уже с первых лет жизни ребёнка его можно обучать осознанно дышать и медитировать.

Буддийское воспитание существенно выделяет детей тем, что такие дети отличаются большим миролюбием. Вплоть до того, что пойманную муху или жука выпустят в форточку. Они очень ответственно подходят ко всем своим поступкам и осознают их.

На основе статьи Елены Чупровой, много лет
изучающей и преподающей буддизм в России.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector