Кем ощущал себя мцыри в монастыре

Тема: Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики геро­ев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, ро­мантическом конфликте, воспитывать нравственные качества человека.

Методические приемы: работа по составлению цитатного плана; лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, бе­седа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, поэма «Мцыри».

«.. .что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» (ВТ. Белинский)

1. Слово учителя.

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от лю­дей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молит­вах. Главное условие жизни в монастыре- послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь — символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре озна­чало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обре­ченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он // Томился, даже слабый стон // Из детских губ не вылетал. »), горд, недовер­чив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, уси­ливающая впечатление, — Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

2. Беседа по вопросам.

Прежде всего обращает на себя внимание необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского — неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

— Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? (Обсуждение.)

Мцыри — «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по есте­ственным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета — реальная история о горском мальчике, при­везенном в монастырь русским офицером и остававшемся в нем доконца своих дней. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

— Почему Лермонтов изменил концовку истории?

— Почему читателю остается неизвестным имя героя?

— Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?

— Как можно объяснить его слова: «И смутно понял я тогда, / Что мне на родину следа не проложить уж никогда»?

— Как эти слова объясняет автор?

— Какова была цель побега? Что значит, для Мцыри быть свобод­ным? Подберите цитаты для ответа на вопросы. (Цитаты:

а) . Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой, //Хоть незнакомой, народной.

б) Давным-давно задумал я //Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, //Я променял бы, если б мог.

г) . Я цель одну — /I Пройти в родимую страну — // Имел в душе)

Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о воз­вращении на родину. Быть свободным — значит для него вы­рваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал.

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».)

— Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих ски­таний?

— Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете |особенно важными? Почему? (Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с монотонностью монастырского существования.. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко все прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

— Почему погиб Мцыри?

— Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле? (Мцыри увидел природу в ее Многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! — такое смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог — гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцы­ри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли,, а не для тюрьмы.)

IV. Динамическая пауза.

V. Лекция учителя о романтизме

Романтизм — художественное направление в литературе, выражаю­щее идею разлада мечты, идеала и действительности.

В русской литературе романтизм получил признание после Отече­ственной войны 1812 года.

Слово «романтизм» стало своеобразным паролем тех, кто не при­знавал никаких художественных авторитетов, никаких стилистиче­ских делений на «низкий», «средний» и «высокий» слоги, никакой назидательности. Романтиками зачастую называли последователей Карамзина, утверждавших, что самое ценное — это человеческая лич­ность, и создавших героев сильных, смелых, активных, благородных, воодушевленных одной великой целью, готовых на любые жертвы ради ее осуществления.

Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией. Под стать и пейзаж: море, горы — символы вели­чия, свободы, непокорности.

Писатели-романтики старались быть необычными во всем: в вы­боре героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, окутанного дымкой таинственности, в языке и стиле своих произведений. Их волновала судьба отечества, интересовал фольклор, памятники литературы (в конце ХУШ века было найдено «Слово о пол­ку Игореве»), история родины.

Романтизм расцвел и в других видах искусства: в музыке (В. Верстовский, А. Рубинштейн), в живописи (О. Кипренский, И. Айвазовский).

Появившись, романтизм уже никогда не сходил с литературной сцены, то затихая, то вновь громко заявляя о себе.

VI. Способы создания образа Мцыри

1. Особенности «Мцыри» как романтической поэмы. — Где происходит действие поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обо­значается конфликт.)

— Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произ­ведении? (Природа родственна герою, и зов свободы ока­зывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: «Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясь при алтаре, //Вы ниц лежали на земле».)

Сюжет поэмы кажется привычным для романтических про­изведений — герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыга­нах» А.С. Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, карди­нально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.

— Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию? (Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек дол­жен сам выбрать свой путь- таково кредо поэта.)

Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

— Перечитайте описание утра из 1 1 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимаю­щем природу?

Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад. . .» до слов «Я в нем глазами и душой // Тонул. . .»

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привле­кателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знаю­щими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремле­ние к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал».

— Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажи­те, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)

Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, экзотична, принадлежит не только реальности («пышные поля. холмы. груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, боже­ственному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ. », «тайный голос».

VII. Анализ художественных приемов

1. Обсуждение вопроса.

— Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермон­тов в описании пейзажа?

В описании пейзажа широко использованы эпитеты (пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег,), мета­форы (венцом дерев, груды скал), олицетворения (думы скал; седой Кавказ); сравнения (деревья, как братья в пляске круговой; в сне­гах, горящих, как алмаз; горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси; облака, как будто белый караван залетных птиц).

Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Алли­терации на шипящие передают шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею); раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари), мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).

2. Работа в группах.

Задание: найти примеры использования художественных средств и объяснить их роль в создании образа героя.

Примечание: можно закрепить за каждой группой поиск одного. из художественных средств или проанализировать с этой точки зрения главы поэмы.

Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть казалась
не страшна!» .

Гиперболы; «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил,//Рукою молнию ловил. ».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли. »

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и пря­тался, как змей». И т. д.

VIII. Анализ эпизодов

Задание группам — проанализировать эпизоды:

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) Встреча с грузинкой.

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он ви­дел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным серд­цем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было весело вздохнуть.. .ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом -жизнь. «Что делал я на воле? //Жил».

— Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных по­исках, тревоге, бороться и побеждать и главное — испыты­вать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Толь­ко настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.)

— Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? (На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свобо­де, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри — любовь к родине — делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от воз­можного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробиться через лес ради цели — «пройти в родимую страну». Мцыри вынослив. Ис­терзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отча­янном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.)

— Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?

— Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?

— Почему Мцыри сразился с барсом? Ведь он мог свободно уйти, пока, барс его не почуял.

— Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, ис­полненное отчаянием и безнадежности? (Истоки трагедии Мцыри — в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, на­ложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Его последнее желание — быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое пораже­ние в то усе время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. По­этому гибель его при всей трагичности вызывает у чита­теля гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.)

XI. Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

Методическая разработка по литературе (8 класс) на тему:
В чем загадка Мцыри?

Урок, посвященный поэме Мцыри»

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 8-м классе на тему «В чём загадка Мцыри?»

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.
  • Закрепить навыки рассуждения на литературную тему

I. Слово учителя

– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины.

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.
Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался.

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

В чём смысл жизни

Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

с одной стороны

с другой стороны

Смирение
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы?

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

В поэме Лермонтов повествует о взаимоотношениях монахов и мальчика. Мотив зла снят целиком, монахи не били ребёнка, не подвергали насилию, не обижали. Жители монастыря испытывали «жалость», в «хранительных стенах обучали врачеванию. Зло монахов в том, что они насилуют волю Мцыри. Монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в тюрьму.

Слова автора (гл.2)

«Хранительные стены» монастыря

«Сумрачные стены» (гл. 4)
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)

«…после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»

«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)

«Из жалости один монах
Больного призрел…»

«И всё зачем? Чтоб в цвете лет…
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор. » (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

Сочинение по теме «Почему мцыри сбежал из монастыря»

“Мцыри” — пламенная поэма М.Ю.Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге.

Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими стены, трусливыми и жалкими — монахи. Сам он видит себя рабом и узником. Поэтому Мцыри хочет почувствовать себя вольным, увидеть мир. Мцыри убежал из монастыря в осеннюю грозовую ночь.

То, что напугало боязливых монахов, не испугало его.

Его желание:»Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
На третий день его нашли измождённым и обессиленным. Эти три дня он жил и наслаждался дикой природой и свободой. Он увидел на воле пышные поля, зелёные холмы, тёмные скалы. А вдали сквозь туман он увидел горы своей далёкой отчизны. Как сон, проносятся перед ним воспоминания о родных горах и о его близких. Поэтому Мцыри решает обязательно найти дорогу к дому.
На воле Мцыри любуется дикой природой, слушает пение птиц, спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду.
Он впадает в беспамятство. Мцыри не боится смерти. Смерть для него — избавление от тоски, от горестей. Мцыри никогда не смог бы привыкнуть к заключению, к строгой жизни в монастыре, поэтому он и убежал из монастыря.
Умирая, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле: «Увы! — за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…» Мцыри просит похоронить его в саду, откуда виден весь Кавказ.
Итак, жизнь в тюрьме не устраивала Мцыри. Он стремится на волю, чтобы испытать всё, что чувствуют все свободные люди.

Если ответ по предмету Литература отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Кем ощущал себя мцыри в монастыре

За тот отрезок времени, который мы все называем жизнью, человек проживает очень много разных ситуаций, эмоций, проблем и счастливых моментов. Только жизнь, в которой было все от горя до радости, можно назвать не зря прожитой. Именно это я бы хотела донести до вас перед тем. как мы начнем рассуждать о вопросе, касающемся поэмы «Мцыри».

Итак, человек, лишившийся свободы и своего привычного образа жизни, без своего на то согласия, попадает в неволю, как птица, пойманная в клетку. И все дальнейшее его существование заключается в том, чтобы спокойно и абсолютно одинаково проживать каждый новый день, не испытывая и половины того, в чем заключается смысл и удовольствие жизни. Мцыри 20 лет, всю свою сознательную жизнь провел в монастыре. Для меня жизнь в монастыре представляется чем-то ужасным, скучным, однообразным. В нем много запретов и ограничений свободы, и именно это, по-моему, самое страшное, что может пережить человек. В поэме часто встречаются признания Мцыри, доказывающие , что в монастыре жить хуже, чем в обычном мире, и вот одно из них:

Ты хочешь знать, что делал я на воле?

Жил, и жизнь моя без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Прочитав этот отрывок, мы понимаем, что в монастыре Мцыри чувствовал себя, как в неволе, и жизнью он называет лишь три дня, проведенных за его стенами.

Почему, спросим мы? Ответ прост и ясен. За долгие 20 лет Мцыри не испытал ничего, что испытываем мы, казалось бы, в нашей обыденной жизни. Он не знал, каково это любить, бояться, радоваться. Он был лишен всех составных обычной человеческой жизни. Ему не в чем было проявить себя, негде показать свои эмоции и сделать то, чего бы ему захотелось.

Убежав из монастыря, за короткое время Мцыри смог испытать все то, чего ему так долго не хватало. Он наконец-то почувствовал, что живет, а не просто существует. Именно возможностью строить и менять свою жизнь так, как тебе хочется, жизнь на «воле” отличается от монастырской. И да, пусть его жизнь и не была длинной, перед смертью он наконец — то воплотил свою мечту. Он почувствовал ту свободу, в которой был рожден, и доказал всем, что к своей цели нужно идти.

Почему три дня, проведенные вне стен монастыря, Мцыри называет жизнью?

«Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы если б мог.»

Вы только представьте и услышьте нотку отчаяния в этих строках. Желание жить в настоящей, бурной, непредсказуемой и тревожной жизни. Мне кажется, в наше время немногие испытывают такое желание. А зря…

Мцыри 20 лет провел в монастыре и всего лишь три дня на воле. Вы просто сопоставьте эти числа и скажите, сколько настоящей жизни он прожил? 20 лет? Нет… Три дня. Да, именно! Это несуразное число сейчас покажется ничем. Три дня… Что это? Как будто несколько минут… А Мцыри хотел жить в этих трех днях целую вечность! Почему? Да потому что разве время, проведенное в клетке, можно назвать жизнью?! Монастырь для него был оковами, мозолями на ногах, мешавшими ему уйти…

Представьте маленьких птичек в клетке, которых за несколько монет можно купить и отпустить на волю… Их жизнь посадили в клетку, а потом продали… Пока какой-нибудь человек не пройдет мимо и не увидит этих пташек, беспомощно летающих в клетке по кругу, никакая жизнь у них не настанет…

Знаете, я бы хотела привести в пример одну личность… Имени оглашать не буду. Очень часто этот некто жалуется на свою жизнь, говоря, что она ужасна…Как такое вообще можно говорить?! Ты живешь в таком мире, где можно когда угодно взять пойти погулять, улететь в какое-нибудь неизведанное место! Сравните себя и Мцыри. Ему хватило трех дней, чтобы, не страшась встретиться со смертью лицом к лицу, изведать настоящую жизнь, а мы, люди, которые имеем такие возможности, сидим дома, уныло уставившись в экран компьютера или телевизора.

Я просто не понимаю, как можно винить в чем-то жизнь, если ты сам делаешь какие-то поступки, от которых потом страдаешь, грустишь или сердишься? В чем она-то тут виновата?!

Люди просто не умеют ценить то, что у них есть. А это очень важно. Если ты будешь постоянно чувствовать себя несчастным, потому что у тебя чего-то нет – ты и станешь таким. Превратишься в несчастного, у которого не сбываются мечты.

Я, конечно, все понимаю, что у многих ребят правда есть такие желания, которые не подвластны им… Например, у многих моих знакомых нет папы. Конечно, же им грустно и печально, когда они видят, как их друзей встречают отцы, но это еще не повод, чтобы постоянно находиться в депрессивном состоянии, которое может довести до болезни. Жизнь-то на этом не заканчивается! Ведь можно ездить к своему папе на выходные, проводить с ним каникулы. Пока ты живешь, чего-то очень хочешь и стремишься к этому, то все получится. Усилия никогда не пройдут даром.

Ведь жизнь, как книга, которую мы пишем, как музыка, которую мы сами придумываем.

Жизнь, как редкая птица, которой нужна свобода.

Почему три дня, проведенных вне монастыря, Мцыри называет Жизнью?

Мцыри называл свой монастырь тюрьмой. Его точка зрения мне очень понятна, так как провести всю жизнь в стенах монастыря, не зная всей опасности и красоты мира, это сравнимо с пожизненным заключением в тюрьме. Выбравшись на волю, он прожил три самых настоящих дня жизни. Он увидел, как красива и опасна может быть природа, он дышал свежим воздухом, лежал на дикой земле зеленых полей, сражался с барсом и видел прекраснейшую девушку, которая оставила приятные воспоминания в его сердце. Это и вправду можно назвать жизнью, многие люди сейчас не замечают обычных радостей жизни, несмотря на их возможности, мы сами стали забывать про жизнь. Взрослые проводят большую часть своего времени на работе, в офисах, в постоянном движении, и, наверно, многие совсем разучились радоваться тому, что имеют. Задумайтесь, можно просто взять выходной и поехать с детьми, погулять в парк, погоняться за бабочками, посмотреть в облака или же сходить в поход, в лес. Мцыри прожил три дня на воле и приобрел незабываемые ощущения и эмоции, о которых можно только мечтать.

Строки, которые мне захотелось нарисовать.

«Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит»

Почему я выбрала эти строки? Если честно, то я сама не знаю…Возможно, у меня было такое настроение, которое хотелось выплеснуть на бумагу. Мне больно это признавать, но во мне страданье «спит». Как будто бы спит…

Мне даже хотелось поспорить с этими строками. Я не думаю, что страданье может уснуть! Это невозможно! Но, может, одна я только так думаю…На рисунке я изобразила человека худощавого, в виде страданья. По крайней мере я нарисовала его человеком только лишь, потому, чтобы другим людям было ясно. Но для меня страданье — это монстр. Монстр, в котором заключены и страхи, и сомненья, печаль, грусть, боль. А главное, он не может уснуть. Монстр только делает вид, что спит, чтобы мы не пытались его изгнать из нас, но узнав, что он «мирно» спит, мы не обращаем на него внимания. А монстр, открыв свои алые, как кровь, глаза потихоньку съедает нас изнутри.

И те люди, которые говорят, что страданье спит, сами не подозревают о том, что вообще такое страданье, и может ли оно спать? Они лишь лгут. Лгут не только нам, но и самим себе.

Я не верю, что Мцыри не боится могилы! Почему все боятся, а он нет? Разве он богат храбростью души? Все, что сказали Мцыри-иллюзии, в которые отчаянно верят. Не верю я, что и в могиле уснет страданье! Монстр поглотит и там вас…

От могилы не уйдешь, не спрячешься. Такова наша могила…

Русанова Катя, 8А.

В чем я не понимаю Мцыри?

«Мцыри» — великое произведение, хоть и небольшое. Как и большинство других хороших поэм, «Мцыри» Лермонтова вызывает много вопросов у читателя. Может быть, я и не прав, но, во всяком случае у меня вопросы есть. Была бы возможность, я бы обязательно задал эти вопросы Михаилу Юрьевичу.

Мцыри был еще совсем молод, но большую часть жизни он прожил в монастырских стенах, и, как мне кажется, он очень хотел вырваться на волю из своего заточения в монастыре. Наконец-то у него это получилось, и он пробыл три дня один, среди высоких гор, в самом сердце Кавказа…

После того, как его нашли и принесли в монастырь, он рассказал свою историю монастырскому старцу. Меня напрягли следующие его фразы:

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если мог.

Меня могила не страшит.

Почему? Разве за три дня возможно увидеть столько всего и испытать столько эмоций, что уже можно умирать? Конечно, я понимаю, что наш герой находился при смерти, но разве он мог с этим смирится?

Еще вопрос: когда Мцыри увидел грузинку у реки, почему он не пошел за ней? Почему он не вышел к людям? Разумеется, что могла быть угроза его свободе, то есть, возможно, его отдали бы назад в монастырь, но, как мне кажется, добрые жители Кахетии, выслушав его историю, не вернули бы его назад.

Безусловно, в каждом произведении есть доля чего-то необъяснимого, загадки. А разве это не плохо?

Карпенко Жора, 8А.

Почему описание жизни в монастыре занимает 4 главы, а описание жизни вне стен занимает всю остальную часть поэмы?

Ответить на этот вопрос нетрудно. Во-первых, повествование ведётся от лица Мцыри. Он рассказывает о трёх днях свободы старику. Наверняка Мцыри не стал бы ему рассказывать о жизни в монастыре, потому что они вместе там живут, и жизнь у них однообразная.

Несмотря на это, какой смысл был бы в том, чтобы Лермонтов стал об этой жизни рассказывать? На воле Мцыри получил столько впечатлений, увидел людей, зверей, прочувствовал боль, страх, голод . Эти чувства он не испытывал ранее. Он всегда был сыт и здоров. Всегда интересно читать о том, что ранее не случалось с человеком. А читать о его жизни в монастыре – это всё равно, что читать о том, как человек ходит на работу.

Мне запомнился момент, когда наш герой впервые увидел боль, но, конечно, не свою:

Надёжный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассёк…

Он застонал, как человек,

Сами мы испытывали все эти чувства, но Мцыри нет. Поэтому Лермонтов и посвятил всю поэму этим трём дням. Можно сказать, что он описал жизнь человека от его рождения, до смерти.

Луканин Дмитрий, 8Б.

Почему описание жизни в монастыре занимает только 4 главы, хотя Мцыри прожил там 20 лет, а описание жизни вне стен монастыря занимает всю остальную часть поэмы, хотя Мцыри провел там всего 3 дня?

Мне кажется, что Мцыри было скучно жить в стенах монастыря. Будучи рожденным на воле, он прохладно относился к спокойной, повседневной жизни. В стенах монастыря никогда не происходило интересных событий. Тоску нашего главного героя по родине усиливало однообразие его жизни. Ведь ,наверняка, весь день послушника монастыря можно уместить в ряд однообразных действий: проснулся, помолился, поел, помолился, поработал, потрудился, помолился, лег спать. Такая жизнь, как мне кажется, не подходит для «Свободного» человека, а как только Мцыри попал на «Волю», у него за 3 дня произошло столько событий, сколько ни один священник не увидел-бы за всю старость. Он познал голод, холод, отчаяние и даже любовь! Да что уж там! Мцыри понравилась битва со снежным барсом, несмотря на то, что барс чуть было не убил его! Мцыри настолько был впечатлен своей свободой, что даже боль для него была приятным ощущением! В общем, если говорить кратко, Мцыри за 3 дня пережил столько событий, сколько никогда не происходило в монастыре, поэтому рассказ о его жизни за пределами монастыря оказался таким большим.

Это было мое мнение, спасибо за внимание!

Лантухов Михаил, 8Б.

Каким себя я представляю Мцыри?

«Мцыри». Эту поэму написал М.Ю. Лермонтов о юном послушнике, который провел всю свою жизнь в стенах монастыря, но вдруг решается на побег, чтобы вкусить сладость свободы и найти свой дом. Но жизнь оказалась неблагосклонной к Мцыри, и он был подвергнут множествам испытаний природы на пути домой. Самое главное, и оно же финальное испытание для героя, — поединок с барсом (хочу отметить, что бой был среди равных). Мцыри был серьезно ранен после поединка и доставлен священнослужителями (которые его нашли) в монастырь. Уже в монастыре Мцыри понимал, что рана его смертельна, и он попросил позвать старого чернеца, чтобы излить душу о том, что он видел на воле. Действительно, ему было , что сказать. Ведь Мцыри видел и ощутил свободу во всей ее красе. После прочтения поэмы Мцыри мне казался мужественным и искренне любящем свой дом, свой Кавказ. Мцыри прожил совсем мало лет, и то в плену. И все время мучился вопросом: «А душу можно ли рассказать?» Нелегкая задача.

Монисов Филипп, 8Б.

Почему три дня, проведенные вне стен монастыря, Мцыри называет жизнью?

Уже из первой главы поэмы ясно, что Мцыри оказался в монастыре поневоле, в качестве пленника. Навряд ли ему вообще когда-либо нравилось жить в монастыре, он часто думал о тех, кто его покинул, и почему так получилось, что он оказался под опекой монахов. Ему не симпатизировало остаться в монастыре на всю оставшуюся жизнь после обряда, что таки спровоцировало его на побег. 20 лет в монастыре явно нельзя назвать жизнью, для Мцыри жизнь была за его стенами, как он сам говорил: «В тот чудный мир тревог и битв» и «Где люди вольны, как орлы».

Убежав из монастыря, сделав даже первый шаг от его ворот, Мцыри начал жить. Он был, во-первых, свободен, никем не контролируем, и все его поступки наконец стали осознанным выбором, а не машинальным действием, только потому, что так кому-то нужно. Мцыри назвал три дня свободы жизнью, но то, как он прожил эти три дня, не влияло на его слова. Он как будто был опять шестилетним ребенком, но уже успевшим понять суть жизни, все с таким же детским восприятием мира. Ему было сложно подмечать какие-то мелочи, которые обычно замечают только взрослые, но общее восприятие была куда красочнее, чем у тех же взрослых.

Легко понять, что вся та природа, что он увидел, люди, тот же барс – он 20 лет не видел ничего подобного, ему было все вновь, пусть и будучи маленьким, он все это, возможно, видел.

Кузьмина Саша, 8А.

Почему для рассказа истории о мцыри Лермонтов использовал именно поэтическую форму?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо понять и принять одну вещь. Во-первых, при разборе причин выбора автором именно этого жанра надо помнить, когда используется эта форма. На минутку я обращу свой взгляд на другое произведение, сочинённое в этой форме, на «Божественную комедию» великого Данте Алигьери. В этой книге повествуется о человеке, что прошёл через Ад, Чистилище и Рай и после вернулся на землю. Согласитесь, сюжет похож на миф или балладу. И средневековые легенды о храбрых героях слагались именно в поэтической форме. Для меня это и есть смысл песни – указывать на важность происходящего. Согласитесь же, в прозе эти истории звучали бы гораздо менее величественно.

Однако, тут незамедлительно встаёт вопрос: «Является ли наш Мцыри великим героем, достойным быть увековеченным в поэме?» Нет, он скорее обычный человек, у него нет ни выдающейся храбрости, ни нужной отваги. Так почему же Лермонтов использовал именно поэтическую форму? Я полагаю, что тому есть несколько причин.

Первое — это то, как начинается история, и тут надо привести цитату:

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Что мы видим? По сюжету, как я понял, старик якобы и поведал Лермонтову историю о Мцыри, а для него она звучала как баллада о событиях когда-то произошедших здесь.

Второе — это сама история. О чем она? Она о том, что человек, которого в детстве «заточили» в монастырь, сбежал оттуда на поиски своего дома, познав по пути все тайны жизни и увидев саму суть природы. Именно о таких людях слагают легенды, о том, как один человек противостоит всему миру. Быть может, Лермонтов настолько поразился этой историей, что написал её красиво и величественно, как и подобает произведению о человеке, готовом пойти на всё, лишь бы найти свою родную обитель.

Мельников Егор, 8Б.

Почему Мцыри «могила не страшит», ведь так он молод?

В начале книги мы узнаем, что русский генерал, проезжая к Тифлису, вез пленного ребенка шести лет. Это был Мцыри. На протяжении всего пути Мцыри не промолвил ни слова, и хоть ему было больно, он сдерживал свою боль. Вот как описывает его автор: «Он был слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг развил тогда могучий дух его отцов.» Мальчик 6 лет, а он уже так силен!

Мцыри не боялся смерти, но ему было жаль расставаться с жизнью. Что такое жизнь в представлении Мцыри? Это его родной дом , это все то, что находится за стенами. И с этой жизнью ему расстаться жаль. «Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну. Но только полную тревог. Я променял бы , если б мог». Он готов отдать все, лишь бы вернуться домой.

Он не хотел умирать, потому что он хочет жить! А в окружении монастырских стен для юноши жизни нет, это плен. Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился, что люди рождены свободными. Он восхищался красотами горных пейзажей, наслаждался многообразием звуков! Он почувствовал свободу.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была 6 печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Смерть ему не страшна, страшит его только мысль не быть свободным.

Почему три дня, проведенные вне стен монастыря, Мцыри называет жизнью?
Мне кажется, Мцыри называет эти три дня жизнью, потому что он делал, что хотел. Он устал жить по определенным правилам монастыря.
«Бежал я долго-где, куда? Не знаю! Ни одна звезда не озаряла трудный путь. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов, и только!» Мцыри родился на воле, а не в месте, где много запретов. Он был измучен, изранен, но ему было весело вдохнуть запах знакомых, даже родных лесов. «Я убежал. О, я как брат обняться с бурей был бы рад!» Для Мцыри домом был не монастырь, а природа. Лес был
домом, буря братом. У него был выбор: продолжать существовать в монастыре или же жить на воле. Он выбрал три дня на воле. Всего три дня свободы, которые для него были дороже всего всей прежней жизни.

Ходанович Арсений, 8Б.

Почему три дня, проведенные вне стен монастыря, Мцыри называет жизнью?

Три дня, проведенные на воле, для Мцыри отличались от того, как он прожил 20 лет в монастыре взаперти.

Он увидел такую красоту за стенами монастыря, что даже за несколько часов до смерти вспоминал с восхищением те места, где он побывал за эти 3 дня. Он видел просторы Кавказа, видел прекрасную девушку, он нашел место, похожее на то, где провел свое детство. Еще ему пришлось драться с барсом, который встретился ему в лесу. Их бой

был беспощадным, но с другой стороны они выглядели как лучшие друзья, которые встретились впервые за много лет. Вот из-за чего, я думаю, Мцыри называл эти 3 дня жизнью. Он подчинялся самому себе, жил так, как хотел. Жизнь — это когда ты делаешь, как хочешь, когда тебя не насильно заставляют что-то делать. И именно в эти 3 дня он был свободен, он жил.

Но потом его судьба вывела снова к монастырю. У него больше не было сил идти дальше. И когда он лежал и разговаривал со стариком перед смертью, он вспоминал, как гулял по лесам и лугам и знал, что там, за высокими, серыми, скучными стенами монастыря, он жил по-настоящему, и поэтому Мцыри и был готов умереть, хотя глубоко внутри он очень хотел вернуться туда, где он чувствовал себя свободным.

Пасынков Алеша, 8А.

Почему описание жизни в монастыре занимает только на 4 главы, хотя Мцыри прожил там 20 лет, а описание жизни Мцыри вне стен монастыря занимает всю остальную часть поэмы, хотя Мцыри провёл там всего 3 дня?

Я думаю, что жизни Мцыри в монастыре была скучной и однообразной, за эти 20 лет, что Мцыри был там, с ним ничего не происходило. Я думаю по этой причине он захотел сбежать из монастыря. Зато после того, как он сбежал, с ним произошло много интересного. Например, самый мой любимый момент в этой поэме — бой с барсом . Я уверен, что это произошло из-за того, что Мцыри зашел на территорию барса.

Единственное, что я хочу сказать, что Мцыри не пожалел, что он сбежал из монастыря, ведь он испытал море новых ощущений и эмоций.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector