Образ монастыря в поэме мцыри
Поэма Михаила Лермонтова «Мцыри» считается одним из лучших лирических произведений в русской литературе. Работу над своим творением автор закончил в 1839 году. Прочитав это произведение, хочется отметить, что Лермонтову удалось создать невероятный образ человека, который стал символов свободной и вольной жизни.
Главным героем поэмы «Мцыри» является маленький мальчик, который был родом из одного древнего кавказского рода. Судьба главного героя была трагичной и мучительной. С ранних лет он стал пленником русского генерала. И с того времени он больше ни когда не видел отчий дом. Судьба подготовила ему массу других испытаний. Так, находясь в плену, мальчик сильно заболел. Излечить недуг главного героя взялся один старый монах. И тогда русский генерал решает бросить больного мальчика в мужском монастыре. Монаху удается вылечить мальчика. Ему дают имя Мцыри.
С этого момента Мцыри становится «пленником» мужского монастыря. Все время, которое главный герой живет в монастыре, его готовят к обряду посвящения в монашество. Мцыри начал уже забывать свою родину, традиции своих предков. Монахи учили его жить по-другому. Но только детская клятва не дает Мцыри покоя. Он пообещал себе обязательно вернуться на родину.
Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.
И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.
К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.
Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.
Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Мцыри – молодой юноша, который предстает перед нами в роли борца.
На протяжении всей поэмы Мцыри не устает бороться с несправедливостью судьбы. Его впечатления пропитаны отчаяньем, угрюмостью и огромной тоской. Но в тоже время он не теряет веры в жизнь, наслаждается каждым моментом проведенным на воле. Восхищается обворожительной природой Кавказа, забывая о всех своих печалях.
В монастырь Мцыри попал в детстве как пленный. Со временем он освоился и его насильно крестили. Не зная полноценной жизни, свободы, бескрайних просторов. Всю жизнь он видел только стены монастыря.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
«О, я как брат обняться с бурей был бы рад!», – этим высказыванием проявляется сильный дух героя.
Среди людей у него не было ни друзей, ни родных, но в стихии природы он почувствовал близость. «Меня могила не страшит…». Мцыри не боится смерти, жизнь взаперти убивает его.
«Но с жизнью жаль расстаться мне!»
Но всё-таки, после познания прекрасного, понимает как удивителен мир и жалеет о том, что никогда не увидит лучшей жизни. Мцыри мечтал найти свою родину и родственников, увы, но этим мечтам не суждено было сбыться.
Как пишет В.Г Белинский «Мцыри – это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Нельзя не согласиться, ведь М.Ю. Лермонтов также как и Мцыри не имел родителей и был замкнут в себе. Автор наделяет героя своими качествами, а вся поэма – это его душевное состояние.
Мцыри – герой борец, этим он близок к обычным людям. В каждом человеке живет частичка борца. Многие из нас также заключены в «монастыре». Кто-то в душевном, а кто-то в ощутимом. Но борцовский дух на примере героя М.Ю Лермонтова показывает нам эти заключения в красках.
Большая проблема общества – безразличие. Можно только догадываться о том, как сложилась бы судьба Мцыри, если бы какой-нибудь человек любил, воспитывал и заботился о нем, как о родном ребенке. К сожалению, не нашлось такого человека, и в обществе наш герой был одинок. Скорее всего именно людское безразличие воспитала и повлияла на судьбу Мцыри.
Образ монастыря в поэме мцыри
Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором
необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша.
Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических
черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя
помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не
только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их.
Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях,
намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и
искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу
или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три
блаженных дня жизни на свободе:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной,
противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно.
Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой
ставит:
Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли
земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.
С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью
среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми,
близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его
мнению, «люди вольны, как орлы» и где его ждут счастье и воля:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть.. .
Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и
спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря — символом несвободной
жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри — это символ абсолютной
свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине.
Возвращение на родину — одна из его целей, наравне с познанием мира.
Бросив вызов самой судьбе. Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь,
когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя
с природой: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад» . В течение «трех
блаженных дней» , проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его
натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении
поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности,
любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил..
Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает
раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив
Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для
героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри
очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми.
Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации — в ситуации
выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может
быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом. Он
выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на
родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение
в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой
его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит
в себе силы признать свое поражение и умереть
Сочинение на тему Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов читать бесплатно
Монастырь как символ неволи
Поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в первой половине 19 века. Она считается одним из лучших образцов русской романтической поэзии. В основе поэмы «Мцыри» лежит трагическая история горского мальчика, с детства лишенного семьи и воспитывавшегося в Мцхетском монастыре. Несмотря на то, что местные монахи были к нему добры, выходили его, когда он болел, окрестили, научили грузинскому языку и христианским обычаям, монастырь стал своеобразной тюрьмой для Мцыри. Его угнетали душные кельи, сумрачные стены, жалкие стражи-монахи, и он сам себе казался рабом и узником.
Его нежелание оставаться в монастыре связано в основном с тем, что он был рожден свободным. Мальчик с детства отличался гордым нравом, мятежной душой, свободолюбием и стремлением к единению с природой. Длительная монастырская жизнь так и не смогла убить в нем стремлений и порывов. Наоборот, находясь в заточении, он еще больше тяготел к вольному миру, полному тревог и битв. Его предки были отважными горскими воинами, и он хотел быть достойным их. Стремление обрести утраченную родину не являлось единственной причиной его побега. Главная причина крылась в желании «познать» мир и увидеть настоящую жизнь. Несмотря на все опасности, подстерегающие Мцыри за стенами монастыря, только эти три дня на воле дали ему полноту ощущений и понимания жизни.
Он еще раз убедился, что мир прекрасен, а человек рожден для свободы. А также, встретив и победив в жестокой схватке царственного зверя, он сам себе доказал, что достоин зваться сыном своих предков. За три дня Мцыри удалось испытать гораздо больше волнений, чем за многие годы жизни в монастыре. Он был ошеломлен яркими красками природы, необычайными звуками, бескрайним небом, и даже тем, как много опасностей таится вокруг. Встреча с барсом символизировала жизненные препятствия, которые возникают на пути у каждого человека. Впечатлила его сулившая радости любви встреча со статной грузинкой. Но у него была другая цель. Поэтому, превозмогая тоску, он продолжал свой путь.
Будучи заточенным в стенах монастыря, он не смог бы ощутить жизнь в полной мере. Даже умирая, он пожелал оставаться свободным и продолжал мечтать о родном крае. Смысл жизни Мцыри крылся в преодолении духовной тюрьмы и в том, чтобы даже за короткую жизнь пронести могучую страсть к свободе.
Дата публикации: 29.05.2019