Дрейф генов может привести к

Под действием естественного отбора чаще выживают и дают больше потомства наиболее приспособленные особи. «Чаще» и «больше» – это вероятностные (статистические) характеристики, они имеют смысл только при наличии большой выборки. Если популяция маленькая, то случайные события в ней могут играть гораздо б?льшую роль, чем естественный отбор.

Дрейф генов – случайные (ненаправленные) изменения концентрации генов в популяции. В результате дрейфа генов небольшая изолированная популяция может утрачивать или фиксировать гены независимо от их полезности.

Когда популяция становится небольшой изолированной:

  1. при спаде популяционной волны
  2. при заселении новой территории небольшой группой особей

Популяционные волны — это периодические колебания численности популяции. Например, численность зайцев сильно колеблется с периодом 4 года. Причина: в момент всплеска численности возрастает число хищников и паразитов, истощается кормовая база, упрощается распространение инфекционных заболеваний.

Принцип основателя: при расселении вида за пределы ареала (например, неводоплавающие животные заселили новый остров) новая популяция образуется из небольшого числа основателей, которые несли только малую часть генофонда своего вида. Из-за этого в новой популяции будет другая комбинативная изменчивость, следовательно – другой материал для естественного отбора.

Задания части В.

Выберите три верныхответа из шести предложенных

1. Дрейф генов может привести к

А) возрастанию гетерозиготности популяции

Б) возрастанию концентрации редких аллелей +

В) увеличению фенотипического разнообразия в популяции +

Г) возникновению мутаций

Д) увеличению генетической однородности популяции +

Е) популяционным волнам

Комментарий. Правильность пункта В очень сомнительна. Дрейф приводит к уменьшению генетического разнообразия – а значит, и фенотипического.

2. К идиоадаптациям относят

А) появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся

Б) развитие подкожного жира у млекопитающих +

В) редукцию пищеварительной системы у паразитических червей

Г) появление длинного кишечника у некоторых растительноядных млекопитающих +

Д) возникновение расчленяющей окраски у некоторых животных – обитателей открытых пространств +

Е) образование млечных желез у млекопитающих

3. К идиоадаптациям у покрытосеменных растений относят

А) развитие пыльцевой трубки

Б) глубокие корни у пустынных растений +

В) двойное оплодотворение

Г) белый цвет околоцветника у растений, опыляемых ночными насекомыми +

Д) развитие семязачатка

Е) наличие водозапасающей ткани у растений засоленных мест обитания +

4. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

А) наличие костного панциря у черепах +

Б) живорождение у млекопитающих

В) большие крылья у стрекозы +

Г) длинные ноги у кузнечика +

Д) отсутствие нервной системы у рака-паразита — саккулины

Е) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест

5. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?

А) наличие семян у голосеменных растений +

Б) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

В) появление у плодов одуванчика парашютиков

Г) выделение душистым табаком пахучих веществ

Д) двойное оплодотворение у цветковых растений +

Е) появление у растений механических тканей +

6. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию?

А) сокращение числа пальцев до двух у страусов

Б) упрощение нервной системы у ленточных червей +

В) превращение корней у растения повилики в присоски +

Г) развитие детенышей млекопитающих в мышечном органе – матке

Д) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски +

Е) отсутствие конечностей у змей

7. К результатам эволюции относится

А) конкуренция между культурными растениями и сорняками, произрастающими на одном поле

Б) самоизреживание хвойного леса

В) возникновение цветков белой окраски у растений елового леса +

Г) появление покровительственной окраски у открыто гнездящихся птиц +

Д) гибель зародышей с наследственными нарушениями

Е) формирование мелкой пыльцы у ветроопыляемых растений +

8. Результатом эволюции является

Б) многообразие видов +

В) мутационная изменчивость

Г) приспособленность организмов к условиям внешней среды +

Д) повышение организации живых существ +

Е) борьба за существование

9. У человека в процессе эволюции в связи с прямохождением появились следующие признаки

А) бинокулярное зрение

Г) чашеобразный таз +

Д) позвоночник с четырьмя изгибами +

Е) уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка +

10. К рудиментам относят

А) ушные мышцы человека +

Б) пояс задних конечностей кита +

В) слаборазвитый волосяной покров на теле человека +

Г) жабры у эмбрионов наземных позвоночных

Д) многососковость у человека

Е) удлиненные клыки у хищников

11. Проявлением атавизма считают развитие у человека

А) зубов мудрости

Б) хвостового отдела +

Г) мимической мускулатуры

Д) густого волосяного покрова на лице и теле +

12. Человек, в отличие от позвоночных животных

А) имеет пять отделов головного мозга

Б) образует различные природные популяции

В) обладает второй сигнальной системой +

Г) может создавать искусственную среду обитания +

Д) имеет первую сигнальную систему

Е) может создавать и использовать орудия труда +

13. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в ходе эволюции у китов:

А) превращение передних конечностей в ласты +

Б) дыхание кислородом, растворенным в воде

В) дыхание кислородом воздуха

Г) обтекаемая форма тела +

Д) толстый подкожный слой жира +

Е) постоянная температура тела

14. Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?

Б) наличие вороньих костей

В) правая дуга аорты

Г) трехкамерное сердце

Д) наличие диафрагмы +

Е) вскармливание детенышей молоком +

15. В чем состоит сходство человека и млекопитающих животных?

А) позвоночник имеет пять отделов +

Б) стопа имеет свод

В) мозговой отдел черепа больше лицевого

Г) имеются парные суставные конечности +

Д) в шейном отделе семь позвонков +

Е) форма позвоночника – S-образная

16. Установите соответствие между признаками естественного отбора и формой отбора, для которой этот признак характерен.

Читайте также:

  1. D) легальное, регламентированное законом участие.
  2. II. ОСНОВНА ЧАСТИНА УРОКУ
  3. II. ОСНОВНА ЧАСТИНА УРОКУ.
  4. IV. ЗАКЛЮЧНА ЧАСТИНА УРОКУ.
  5. Активные способы проверки домашнего задания
  6. Архитектура и основные составные части систем ИИ.
  7. Атом-сложная частица. Состав атомного ядра. Электронная оболочка атома.
  8. Бандитизм. Состав этого преступления. Понятие банды. Отличие бандитизма от организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.
  9. Билет 22. Библиографический список. Оформление библиографического списка. Описание документов для библиографического списка. Описание составной части документа
  10. Билет 30. Причины, характер и периодизация Первой мировой войны. Участие России в войне.
ПРИЗНАК ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА ФОРМА ОТБОРА
1) Направлен на смещение среднего значения признака А) Движущий
2) Происходит при изменении условий существования Б) Стабилизирующий
3) Устраняет особей с существенными отклонениями от среднего значения признака
4) Направлен на сохранение установившейся в популяции нормы реакции
5) Приводит к закреплению новой формы реакции
Ответ
А А Б Б А

17. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОТБОРА
1) действует в природе постоянно А) естественный
2) сохраняет особей с признаками, интересующими человека Б) искусственный
3) сохраняет особей с полезными для них признаками
4) обеспечивает формирование приспособленности
5) приводит к возникновению новых видов
6) способствует созданию новых пород животных
Ответ
А Б А А А Б

18. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

ПРИЧИНА СПОСОБ
1) расширение ареала исходного вида А) географическое
2) стабильность ареала исходного вида Б) экологическое
3) разделение ареала вида различными преградами
4) многообразие изменчивости особей внутри ареала
5) многообразие местообитаний внутри ареала
Ответ
А Б А Б Б

Комментарий. Пункт 4 применим к обоим способам видообразования.

19. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.

ПРИМЕР ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) усы таракана и рыбы сома А) гомологичные органы
2) чешуя ящерицы и перо птицы Б) аналогичные органы
3) глаза осьминога и собаки
4) крылья летучей мыши и стрекозы
5) ноги бабочки и жука
6) когти кошки и ногти обезьяны
Ответ
Б А Б Б А А

20. Установите соответствие между организмом и направлением его эволюции в настоящее время

ОРГАНИЗМЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) речной бобр А) биологический прогресс
2) серая крыса Б) биологический регресс
3) домовая мышь
4) сине-зеленые (цианобактерии)
5) орел беркут
6) уссурийский тигр
Ответ
Б А А А Б Б

21. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно.

ВИДЫ ОРГАНИЗМОВ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) серая крыса А) биологический прогресс
2) зубр Б) биологический регресс
3) амурский тигр
4) пырей ползучий
5) лошадь Пржевальского
6) одуванчик обыкновенный
Ответ
А Б Б А Б А

22. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) развитие хвоста А) атавизмы
2) аппендикс Б) рудименты
3) копчик
4) густой волосяной покров на теле
5) многососковость
6) складка мигательной перепонки
Ответ
А Б Б А А Б

23. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции, начиная с характеристики фона среды.

А) сохранение темных бабочек в результате отбора
Б) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
В) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
Г) отлов светлых бабочек птицами
Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную
Ответ
Б Г А В Д

Комментарий. Вопрос не корректный, так как А и В – в сущности, одно и то же.

24. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

А) борьба за существование
Б) размножение особей с полезными изменениями
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
Д) закрепление приспособленности к среде обитания
Ответ
В А Г Б Д

25. Установите последовательность этапов географического видообразования.

А) возникновение изоляции между популяциями одного вида
Б) расширение или расчленение ареала вида
В) появление мутаций в популяциях
Г) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды
Д) утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида
Ответ
Б А В Г Д

Комментарий. Вопрос не корректный, так как не сказано, какой изоляции – первичной или вторичной. Из ответов видно, что составители имели ввиду первичную.

26. Установите правильную последовательность названий, отражающую систематическое положение человека, начиная с самой крупной систематической единицы

А) Приматы
Б) Хордовые
В) Человек
Г) Люди
Д) Позвоночные
Е) Млекопитающие
Ответ
Б Д Е А Г В

27. Установите хронологическую последовательность антропогенеза.

А) человек умелый
Б) человек прямоходящий
В) дриопитек
Г) человек разумный
Ответ
В А Б Г

28. Установите последовательность появления в эволюции следующих ароморфозов

А) хорда
Б) внутреннее оплодотворение
В) теплокровность
Г) пятипалая конечность
Д) многоклеточность
Е) половое размножение
Ответ
Е Д Б А Г В

Комментарий. Вопрос не очень корректный в отношении внутреннего оплодотворения, поскольку в эволюции оно независимо возникает несколько раз в разных линиях.

В линии позвоночных оно появляется у рептилий, т.е. после формирования хорды и пятипалой конечности (первые пятипалые – земноводные). Но оно существует в линии предков хордовых – плоских и круглых червей, а также у некоторых рыб.

29. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле.

А) Кишечнополостные
Б) Членистоногие
В) Кольчатые черви
Г) Колониальные жгутиковые
Д) Плоские черви
Ответ
Г А Д В Б

30. Установите последовательность групп растений в порядке их появления в процессе эволюции.

А) Голосеменные
Б) Водоросли
В) Псилофиты
Г) Покрытосеменные
Д) Папоротники
Ответ
Б В Д А Г

Дрейф генов

Дрейф генов — генетико-автоматические процессы, изменение частоты генов в популяции в ряду поколений под действием случайных факторов, приводящее, как пра­вило, к снижению наследственной изменчивости популя­ций. Наиболее отчетливо проявляется при резком сокращении численности популяции в результате стихий­ных бедствий (лесной пожар, наводнение и др.), массового распространения вредителей. Характерная особенность ди­намики генотипической структуры популяций под дейст­вием дрейфа генов состоит в усилении процесса гомозиготности особей, которая нарастает с уменьшением численности популяций. Это нарастание обусловлено тем, что в популяциях ограниченного размера увеличивается частота близкородственных скрещиваний, и в результате заметных случайных колебаний частот отдельных генов происходит закрепление одних аллелей при одновремен­ной утрате других. Некоторые выщепившиеся гомозигот­ные формы в новых условиях среды могут оказаться приспособительно ценными. Они будут подхвачены отбо­ром и смогут получить широкое распространение при последующем увеличении численности популяций. Коле­бание численности организмов получило название популяционных волн.

Популяционные волны — одна из частых причин дрейфа генов. Особенно сильно колебания численности выражены у насекомых, хищников, растительноядных животных. Численность популяций зависит от деятельности человека

Популяционные волны. Дрейф генов

Популяционными волнами называют периодические или апериодические колебания численности организмов в природных популяциях. Это явление распространяется на все виды животных и растений, а также на микроорганизмы. Причинами этих колебаний могут быть различные абиотические и биотические факторы среды. Так, размеры популяций «жертвы» (зайца) растут при снижении давления на них со стороны популяций «хищника» (рыси, лисицы, волка). Отмечаемое в этом случае увеличение кормовых ресурсов способствует росту численности хищников, что в свою очередь интенсифицирует истребление жертвы (рис. 11.2). Изменение генофондов популяций происходит как на подъеме, так и на спаде популяционной волны. В условиях роста численности интенсифицируются межпопуляционные миграции особей, что также способствует перераспределению аллелей. Рост количества организмов обычно сопровождается расширением занимаемой территории и выселением некоторых популяций за пределы ареала вида в необычные условия существования. Повышение плотности особей усиливает борьбу за существование.

Рис. 11.2. Колебания численности зайцев и хищников в центральных районах европейской части бывшего СССР:

1 — заяц; 2 — рысь; 3 — лисица; 4 — волк

При уменьшении численности может наблюдаться распад крупных популяций. Возникающие малочисленные популяции характеризуются измененными генофондами. В условиях массовой гибели организмов редкие мутантные аллели могут быть генофондом потеряны. Если популяция мала по численности, то в результате случайных событий некоторые особи независимо от своей генетической конституции могут оставить или не оставить потомство, вследствие этого частоты некоторых генов могут резко меняться за одно или несколько поколений. Случайное изменение частот генов в генофонде популяции называют дрейфом генов (рис. 11.3). С дрейфом генов может быть связано явление, называемое эффектом основателя. Когда небольшое число особей в силу разных причин попадают в иные условия существования, то велика вероятность закрепления и распространения в популяции какой- то характерной особенности, имевшейся у одного из основателей популяции. В результате действия эффекта основателя и дрейфа генов популяция может оказаться сильно отличной от той, от которой она ранее отделилась.

Рис. 11.3. Дрейф генов.

Предположим, что одни особи (светлые точки) несут определенный ген, отсутствующий у других особей (темные точки). Если допустить, что в размножении участвует только часть особей популяции, попавших в круг, то по чистой случайности среди них может оказаться только одна особь, несущая данный ген. Тогда в следующем поколении этот ген будет встречаться гораздо реже

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.com, bioaa.info, bstudy.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector