Чеченцы традиции и обычаи
«Нохчалла» — чеченский характер
Это слово не поддается переводу. Но его можно и необходимо объяснить. «Нохчо» значит — чеченец. Понятие «нохчалла» — это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца. Можно также сказать, что это — чеченский «кодекс чести».
Качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится, «с молоком матери». А истоки чеченского «кодекса чести» — в древней истории народа.
Когда-то, в далекие времена, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять силы от голода и усталости, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Закон предков — пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю — соблюдается свято. Гостеприимство — это «нохчалла». Дороги и тропинки в горах Чечни узкие, часто змеятся вдоль обрывов и скал. Поскандалив или поспорив можно сорваться в пропасть. Быть вежливым и уступчивым — это «нохчалла». Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые тоже — часть «нохчалла». Понятие «нохчалла» несовместимо с «табелью о рангах». Поэтому у чеченцев никогда не было князей и холопов.
«Нохчалла» — это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.
«Нохчалла» — это дружба на всю жизнь: в дни печали и в дни радости. Дружба для горца — понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится , но по отношению к другу — никогда!
«Нохчалла» — это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут. А вот — притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе «нохчалла».
«Нохчалла» — это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне — «приходи свободным!» Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее — это «нохчалла».
При этом «нохчалла» обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.
«Ночхалла» — не свод рекомендаций. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно. В этом понятии — формула того, каким должен быть настоящий чеченец.
Чеченское слово «свадьба» в переводе означает – «игра». Сам по себе свадебный обряд – это череда представлений, в которые входят пение, танец, музыка, пантомима. Музыка звучит, когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья. На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать.
Другие пантомимы происходят уже в доме жениха. На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если аккуратно уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню. А вот невесту, празднично одетую, посадили в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, тут ей дают на руки ребенка – чьего-то сына-первенца. Это — пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок.Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости, деньги. Мужчины – деньги или баранов. Причем, мужчины обязательно вручают подарок сами. А дальше – пир горой.
После угощения – опять представление. К гостям выводят невесту, у которой они просят воды. Все что-то говорят, шутят, обсуждают внешность девушки, а ее задача – не разговориться в ответ, потому что многословие – признак глупости и нескромности. Невеста может лишь в самой лаконичной форме предложить выпить воду и пожелать гостям здоровья.
Еще одна игра-представление организуется на третий день свадьбы. Невесту с музыкой, с плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после чего невеста, набрав воды, возвращается домой. Это – старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного. Ведь она каждый день будет ходить по воду, а водяного приманили уже угощением и «убили».
В этот вечер совершается регистрация брака, в которой участвует доверенный отца невесты и жених. Обычно мулла от имени отца дает согласие на вступление его дочери в брак, и на следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома.По старинному чеченскому обычаю жених не должен показываться на собственной свадьбе. Поэтому он в свадебных играх не участвует, а веселится обычно в это время в компании друзей.
Отношение к женщине
Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле — хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь».
Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами.
Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу.
По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченской – мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом…Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее, жену и мать его детей.
Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую бог без суда может отправить в рай.
Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие «нохчалла» — см. раздел 1. Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том, как должен вести себя хозяин, муж, отец…
Немногословие – «Не знаю, нет – одно слово, знаю, видел – тысяча слов».
Неторопливость – «Быстрая речушка до моря не дошла».
Осторожность в высказываниях и в оценках людей – «Рана от шашки заживет, рана от языка – нет».
Выдержанность – «Несдержанность – глупость, терпение – воспитанность»
Сдержанность – основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности – «Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула».
Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике, хоть и редко, имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение.
В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка – «По походке узнаешь, каков он», говорят в народе. Особенную, знаковую, нагрузку несут усы – «Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!» Для тех, кто носит усы, к этой строгой формуле прилагаются три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе. Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины!
И еще одно. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. «Чеченцы не стреляют в спину»,- пояснил Шамиль.
Особые цифры — 7 и 8
В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.
Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной – цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе — из пар) отражает материнство, принцип порождения себе подобного.Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе, по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица – «Портится мужчина – портится семья, испортится женщина – портится весь народ».
Чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии. Так, выражение «материнский язык» употребляется, когда отмечают достойное поведение человека, а выражение «материнское молоко» — когда осуждают за неблаговидный поступок. И по сей день чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника.
При встрече каждый чеченец первым делом спросит: “Как дома? Все ли живы, здоровы?” При расставании считается правилом хорошего тона спросить: “Нужна ли моя помощь?”
Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины- кормильца.
Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники.
Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо — и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым по приезде делом он идет выражать соболезнования.
«Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа – несокрушимая крепость», гласит чеченская мудрость
Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символ воинственности – в одной руке и с куском сыра – символ гостеприимства в другой. «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость», «Чем длиннее был путь гостя к твоему дому, тем этот гость дороже»… Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства.
Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.
Первые три дня у гостя не положено ничего спрашивать: кто он, зачем пожаловал… Гость живет в доме как бы на правах почетного члена семьи. В старину, в знак особого уважения, дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.
Согласно чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием. Он может только сделать подарок детям.
Древнему обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.
С гостеприимством в прямой связи чеченское приветствие. Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце, выражая так чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку.
Адат в современной Чечне
Адат – от арабского «обычай» — обычное право у мусульман в отличие от духовного права – шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения – с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.
О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет:«Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца»,- ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их. – По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.
Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.
Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни — дом (очаг), другой – общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бо?льшая, чем дальше от места драки расположен очаг участника беспорядков.Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.
По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.
В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».
С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это – путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.
«Восстановление начнется только тогда, — пишет С-М. Хасиев, — когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного? Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль — на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества».
В семейном кругу
Отношение к старшим. Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.
Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.
Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Деда по-чеченски называют «большой отец», а бабушку чаще всего – «мама». Дети могут порой ослушаться, не выполнить просьбу отца или матери, и их за это простят. Но совершенно недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения — значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии родителей или любых старших родственников. Нельзя также разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.
Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай: там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.
Родственные обязанности. Чеченские семьи в большинстве своем многодетны. Кроме того, в одном дворе или в одном селе нередко живут со своими семьями несколько братьев. Веками складывались правила родственных взаимоотношений. В общих чертах, они таковы.
Конфликтные ситуации, ссоры женщин, детей и тому подобное разрешает старший во дворе мужчина или женщина.
Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае, она может обратиться к любому родственнику мужа. Хотя считается правилом хорошего тона вообще не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слезы.
Чеченские дети знают, что именно дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он скорей откажет в чем-то своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер.
Правила родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими, и наоборот. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. При этом особая корректность требуется по отношению к невестке. Так, свекр обязан быть крайне деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.
«Честь семьи». У чеченцев принято относить как заслуги, так и недостатки отдельного человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников “почернеть лицом”, “опустить голову”. А о достойном поведении говорят обычно: “Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать” или: “Сын такого отца не мог поступить иначе”.
Воспитывая детей в духе семейных традиций, чеченцы прививают им качество «яхь», которое имеет значение здорового соперничества – в смысле «быть лучше всех». Наставления старших звучат примерно так: «У тебя должен быть яхъ. Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам никого первый не обижай».
Чеченцы традиции и обычаи
Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты («обычай» – араб.,) чеченцев – неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением.
Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты ( «обычай» – араб.,) чеченцев – неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Многие из них перечислены в Моральном кодексе. Но есть также неписанные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя этого народа.
Истоки этих красивых обычаев – в древней истории чеченцев. Сыздавна повелось так, что огромное значение в чеченском обществе имеет гостеприимство. В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется эта тема. Причиной тому стал старый уклад жизни. В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее. При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет. Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах.
Очень интересным обычаем для многих других народностей является обычай подарка гостю. Если гостю понравился какой-либо предмет в доме, то хозяин тут же должен предложить ему его, подарить. Однако находились люди, которые впоследствии осуждали гостя за выманивание предметов, он мог прослыть человеком «рабского этикета».
Есть также несколько правил, касающихся гостеприимства. Хозяин дома, принимая гостей, должен занять место, ближайшее к дверям, тем самым показывая, что он самый незначительный человек в доме. Также немаловажно, что хозяин за столом должен есть до тех пор, пока едят его гости. Прерывание трапезы первым считалось грубым нарушением этикета.
Если в дом приходят гости, которые не являются близкими родственниками или соседями, то женщины не должны их обслуживать. Этим могут заниматься взрослые сыновья, молодые родственники или соседские юноши.
Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Однако это не так. Женщина, являющаяся матерью достойных сыновей, имеет право принимать равноправное участие в совете мужчин.
Вообще в чеченском обществе особо строго соблюдаются все традиции, которые касаются женщин. Например, когда в дом входит посторонняя женщина, все мужчины должны встать. Если женщина приехала в гости, то в отношении нее все церемонии и приличия соблюдаются с особенной тщательностью.
Если вместе идут мужчина и женщина, женщина должна идти на шаг позади мужчины. Объясняется этот обычай тем, что в древние времена мужчина должен был первым встретить опасность.
Если идут вместе двое мужчин, то младший должен идти слева и на полшага позади. Объясняется это тем, что младший должен прикрыть левую, незащищенную сторону старшего.
Если идут вместе трое мужчин, то старший идет посередине, а младшие по бокам, чуть поотстав.
Мужчина при посторонних людях ни в коем случае не должен брать на руки своего ребенка или ласкать его словами или прикосновениями. То же самое относится и к матери. Если маленький ребенок заплакал или закапризничал, мать должна унести или увести его в другую комнату. Нельзя допускать, чтобы дети мешали гостю или гостям беседовать с хозяином дома, если сами гости настоятельно не попросят привести детей.
Младший не должен пересекать дорогу старшему, а должен остановиться и пропустить его, почтительно поздоровавшись. Женщина должна пропускать мужчину.
Считается крайней бестактностью, если младший перебьет старшего или затеет разговор со старшим без его просьбы или разрешения.
Любой совершеннолетний мужчина имеет право пресечь, даже с применением оружия, похищение девушки. Если при этом прольется кровь, то родственники девушки обязаны принять вражду на себя, освободив заступника от преследования кровниками.
Невестка должна накормить мужа, лишь накормив предварительно его родителей, если они все живут в одном доме или в близком соседстве.
Не допускаются браки, если парень и девушка находятся по отношению друг к другу хотя бы в семиюродном родстве. Даже при более отдаленном родстве такие браки осуждаются, но не считаются злостным нарушением традиций.
В старину в знак уважения к своему селению мужчина садился на коня только за границей селения, а до этого шел, ведя коня на поводу.
Считалось дурным тоном обижаться на шутку. Однако и шутки не должны были содержать в себе явных оскорблений.
Считалось позором и малодушием обнажить оружие на обидчика и не нанести удара. Поэтому чеченцы только в самых крайних случаях брались за оружие.
Конный всегда первым здоровался с пешим, а спускающийся вниз по склону горы – с тем, кто идет наверх.
Мужчина никогда не говорит «моя жена», он выражается эвфемизмами: «та, что в доме», «мать этих детей» и т.п. Также и женщина не говорит «мой муж», обходясь эвфемизмами.
В 63 года у мужчин наступает возраст, называемый «возраст развязывания пояса», то есть считалось, что с этой поры он может выходить на улицу без кинжала, и на нем не лежит воинская обязанность.
При равных условиях мужчина должен оказывать большее почтение своим дядям со стороны матери, чем дядям со стороны отца.
Дяди со стороны матери при достижении племянником совершеннолетия (15 лет) дарили ему верхового коня, а дяди со стороны отца – оружие.
Нищим надо подавать в любом случае, даже если ты подозреваешь, что они мошенники, а не люди, нуждающиеся в поддержке.
Нельзя приманивать животных пустой ладонью: обмануть бессловесную живность или маленького ребенка – презренный поступок.
Клятвенный друг, даже если он представитель другого тейпа, имеет право выступить при кровной мести на стороне побратима.
Если любая девушка обратится к юноше или мужчине со словами «стань мне братом», они должны решить любые ее проблемы, даже с риском для жизни.
Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах.
Если отец обнаруживает, что его сын закурил, то он через мать предупреждает его о недопустимости курения, а сам немедленно бросает курить.
Найденную вещь или деньги нужно при свидетелях отдать сельскому мулле, чтобы он нашел того, кто потерял их.
Если дети поссорились или устроили драку, то родители должны в первую очередь отругать своих детей, не разбирая, кто из них прав или виноват.
Прикоснуться к папахе мужчины считается тяжким оскорблением, оно приравнивается к пощечине.
Перебить говорящего – проявление неуважения к нему. В крайних случаях, когда обстоятельства того требуют, нужно сказать говорящему: «Не забудь свое слово».
Название книги
Чеченцы
Нунуев С.-Х. М.
Обычаи, традиции чеченцев
Уважение к старшим
Одним из замечательных обычаев чеченцев является уважение к старшим. И в первую очередь — уважительное отношение и забота о родителях.
В абсолютном большинстве семей чеченцев создается атмосфера большого внимания и забота о старших. Если они не живут с одним из сыновей, то, например, лучшие из продуктов постоянно относятся в дом родителей.
В сельской местности, как правило, для стариков ставился во дворе отдельный домик. Это ведется испокон веков и делается для того, чтобы не стеснять их, не создавать им никаких неудобств.
Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего, идут к старикам, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Кто лучше родителей поймет детей?
Утром хорошая сноха свою работу по домашнему хозяйству, прежде всего, начинают на половине стариков. И только после этого делает все остальные дела.
Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Дети называют деда «воккха дада» (большой отец), а бабушку чаще всего «мама» (нана), то есть «мать». Сестер отца, матери называют «деца», старшего брата отца — «вокха ваша» (старший брат), а меньших — «жима ваша» (младший брат). Как правило, родители, а также дедушка, бабушка, младшие братья и сестры из уважения не называют первенца по его настоящему имени, а дают какое-то ласкательное имя.
Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивается, как большой недостаток в воспитании, как нарушение обычая.
Дети порой могут ослушаться, не выполнить просьбу отца, матери, и последние на худой конец, простят их. Но считается совершенно не допустимым, если они ослушаются дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
Употребление спиртных напитков в присутствии родителей, дядей, теть, не говоря о других более старших родственниках, совершенно не допустимо. Нельзя также позволить себе разговаривать с родителями, вообще со старшими повышенным тоном, вести себя развязанно.
Взаимоотношения в семье
У чеченцев семьи, как правило, многодетны. Более того, в селе, в одном дворе живут со своими семьями несколько братьев. И здесь существует сложившаяся веками система норм и правил взаимоотношений.
Как правило, конфликтные ситуации, ссоры женщин, детей, любые другие недоразумения решаются старшими во дворе мужчиной и женщиной. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу.
В крайнем случае, она может сказать об этом любому родственнику мужа. А вообще считается правилом хорошего тона не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слезы.
Нередко бывает так, что дети со своими просьбами, проблемами обращаются к одному из дядей. И редко бывает, чтоб их просьба была неудовлетворена. Он может отказать в чем-то своему ребенку, ущемить интересы своих детей, но нужны очень серьезные основания, чтобы он отказал в том же детям своих братьев и сестер.
Наконец, следует отметить, что существуют обязанности младших перед старшими, но и последних перед молодежью. При этом главная роль состоит в том, чтобы в семьях сыновей создавать и поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания. И абсолютное большинство из них делают все, чтобы укреплять семейные узы.
Прежде всего, от стариков требуется, чтобы они были корректны в отношениях с невесткой. Особенно это касается свекра. Употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в вайнахской семье форму одежды в присутствии невестки, дочерей считается неприличным. Он всегда старается быть очень деликатным в своем отношении к женам сыновей.
Чеченская свадьба, как и другие народные обряды, вкючает в себя самые разнообразные элементы: пение, танец, музыка, пантомима и слово. Все это, создает цельное, красивое зрелище.
По дороге к невесте и назад свадебный кортеж веселится, играет гармошка, при возвращении стреляют из ружей, а раньше джигиты показывали свое искусство в стрельбе, фехтовании и джигитовке.
При выезде свадебного кортежа родственники и односельчане невесты могут задержать его буркой или перетянуть через улицу веревкой и взять выкуп. Выкуп берется и при выводе невесты из ее родительского дома.
Привозят невесту («нускал) в дом жениха, где она, одетая в свадебный костюм, находится на почетном месте — как правило, на противоположном углу от входа, у окна, за специальной свадебной занавеской.
Затем невесте дают на руки ребенка (обычно сына-первенца) почетных родственников с пожеланием, чтобы у невесты были только сыновья. Поласкав мальчика, невеста дает ему подарок или деньги.
При вводе невесты в дом у порога кладут веник и войлочный ковер (истанга), которые невеста должна аккуратно убрать с дороги и положить на это место деньги. Если невеста глупа, то она перешагнет через него, а если умная, то уберет с дороги. Раньше же к ногам невесты бросали бурку.
После этих церемоний начинается свадьба, приходят родственники и односельчане жениха. У чеченцев приходят все желающие.
Распорядителем и тамадой на свадьбе бывает избранный генерал — «инарла». Свадьба сопровождается танцами, приглашаются гармонисты, бубнисты или играющие на зурне.
Существует и ритуал — «показать невесту», когда распорядитель свадьбы, сев за стол, объявляет сбор средств молодоженам, называя имена присутсвующих, которые привезли подарки или деньги.
После окончания свадьбы невесту ведут к воде, иногда в сопровождении музыки, пляски, бросают в воду «чепилгаш» — лепешку с начинкой из творога, стреляют в них, после чего, невеста, набрав воду, возвращается домой. В это вечер совершается регистрация брака — «махбар», в которой участвует доверенный отца невесты и жених. Обычно представителем жены бывает мулла, который от имени отца дает согласие на вступление в брак дочери (сестры, племянницы). На следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома. Во время свадьбы и вывода невесты к воде жених отсутствует, часто проводит это время с друзьями в веселье.
Свадьбы у чеченцев, как правило, игрались после сбора урожая или до посевной компании.
Вайнахи очень чутки и отзывчивы на чужое горе, несчастье. Если в селе, округе умер человек, то долг всех односельчан посетить это дом, выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо оказать и материальную помощь. В частности, похороны требуют массы хлопот. Но у чеченцев эти хлопоты полностью берут на себя родственники, соседи, а то и просто односельчане. Если в доме соседа горе, то и все соседи открывает настежь ворота, тем самым давая понять, что горе соседа — его горе. Все это снимает тяжесть навалившейся беды, облегчает горе человека.
Если человек на какое-то время уезжает из села, по приезду ему обязательно сообщается о тех или иных событиях, в том числе и о несчастиях. И конечно, он идет в этот дом выражать соболезнование.
При встрече каждый чеченец первым делом спросит: «Как дома? Все ли живы-здоровы?». При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?».
Надо отметить, что чеченцы придавали большое значение в прошлом, придается и сейчас родственным связям. Их сохранению и активному влиянию способствует то, что среди них положительные качества, поступки человека оцениваются не только как личные качества данного человека, но и нередко рассматриваются как следствие принадлежности его к данной семье, родственной группе. Если человек совершил какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения вайнахской этики поощрения или порицания, то ставя в заслугу или в вину не только ему, но относят на счет его ближайших родственников. Поэтому человек старается не осрамить родичей, не совершить ничего такого, чтобы заставило последних по его вине, как выражаются чеченцы «почернеть лицом», «опустить голову». Когда же мужчина или женщина совершают благовидный поступок, то говорят: «Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать». Или: «Было бы стыдно сыну (дочери) такого отца поступить иначе».
В связи с этим нельзя не сказать о таком социально-психологическом явлении, до сих пор довольно широко распространенном среди чеченцев, как «яхъ». На русский язык это слово можно перевести как «здоровое соперничество».
Если о человеке говорят, что у него нет «яхъ», то это верный признак того, что он потерял авторитет среди людей своего круга. Когда же речь идет о представителе мужского пола, то подобная характеристика равносильна тому, как если бы его назвали «не мужчиной». И наоборот, сказать о чеченце, что у него сильно развит «яхъ», — это значит высказать ему высшую похвалу.
Родители, старшие в семьях чеченцев самыми различными способами стараются воспитать в человеке чувство «яхъ».
Когда чеченцы готовятся к призыву в армию, накануне с ними беседуют отец, дядя, дедушка. Они дают наставления следующего содержания: «У тебя должен быть яхъ. Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам не обижай. Для абсолютного большинства из них они очень много значат, являются руководством в их действиях, во всем поведении.
Следует сказать, что коллективизм, взаимопомощь, поддержка среди чеченцев особенно проявляются за пределами республики, в национальной среде.
Надо отметить также и то, что чеченцы как тяжелое оскорбление, употребление нецензурной брани в обращении с ним. О таком человеке говорят: «Это неблагородный человек».
Особенно сильным бывает гнев чеченца, если в нецензурной брани фигурирует женщина: мать, сестра, другая близкая родственница. Это связано с тем, что считается тяжелым позором, если женщина, тем более мать, сестра, позволили себе вольность в отношениях с посторонним мужчиной. В республике, хоть и редко имелись случаи убийства женщины за вольное поведение.
Для горцев формой коллективизма являлась трудовая взаимопомощь. Один из видов такой трудовой взаимопомощи — «белхи». Этот обычай уходит своими корнями в глубокую старину и является порождением суровых условий жизни горца. Ведь нередко приходилось связываться одной веревкой, чтобы выкосить на почти отвесном склоне горы траву, невозможно было действовать в одиночку и там, где приходилось отвоевывать у гор скудные участки под посевы. Любое горе, несчастье, потеря кормильца — и село должно было брать на себя заботу о потерпевших. Оставшиеся в селе мужчины не садились за трапезу, пока часть ее не была отнесена в соседний дом, где малые дети, но нет мужчины — кормильца.
Нередко бывает так, что человек пожилого возраста что-то начинает делать по хозяйству. Вскоре возле него оказывался один, второй, третий из тех, кто живет по соседству или на этой же улице. Получается так, что начатое им дело продолжают и заканчивают эти помощники.
Молодой человек при встрече со знакомым старшим обязательно должен остановиться, узнать о здоровье, спросить нужна ли помощь.
В систему этики межличностных отношений органически вписывается и такой обычай, как гостеприимство.
«Чеченец и последнюю рубашку отдаст гостю», — вспоминает один из гостей, посетивший чеченцев.
Главнейшим ритуалом гостеприимства у чеченцев, безусловно, является хлеб-соль (сискал), поэтому каждая семья припасала что-нибудь для гостя.
Когда гость накормлен и напоен, ему готовят постель в лучшей комнате. Были времена, когда хозяйская дочь или невестка помогали гостю снимать сапоги и верхнюю одежду.
Один из законов хозяина, принявшего гостя, — это защита его жизни, чести, имущества, иногда с риском для собственной жизни. Если даже гость проявляет себе относительную вольность, то хозяин должен относиться к нему снисходительно и терпеливо.
Древнему обычаю гостеприимства следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности. В 30-е годы, когда на Украине разразился голод, люди в поисках хлеба разъехались по всей стране.
Немало украинцев оказались в тот период и в Чечне. Тогда многие чеченские семьи дали приют голодным, раздетым ребятишкам. Украинские дети росли вместе со своими чеченскими сверстниками, делили скудный кусок хлеба, тепло очага. И по сей день в Грозном, в окрестных селах жили семь тогдашних переселенцев. Многие из них очеченились. Они срослись с этой землей, ее народом, обычаями, традициями, национальной культурой, что стали считать все это своим и не захотели покинуть ставшие родные места.
Они убеждены, что гость и гостеприимство — это «беркат», то есть благополучие.
С гостеприимством связана и другая черта чеченцев. Это весьма дружелюбный и открытый характер. Здороваясь они раскрывают объятия, сближаются сердцем к сердцу, выражая тем самым чистоту помыслов, сердечность и искренность в отношении к человеку.
Отношение к женщине
Говоря об обычаях и традициях чеченцев, невозможно обойти вопрос отношение к женщине. Известно, что положение женщины в обществе, отношение к ней всегда являлось важным критерием нравственного прогресса.
Женщина — мать заслужила уважение всех народов, а у чеченцев она поставлена на особое статусное положение. Стоило тому же кровнику прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тут же пряталось, так как он находился под защитой ее, а прикоснувшись губами к груди, автоматически становился сыном. Стоило детям вынести зеркало к рубящимся, как тут же схватка прекращалась.
Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. Для зятя почитание родственников жены — «тунцхой» считалось такой благодеятельностью, что бог без суда отправляет его в рай.
Женщина-мать — хозяйка огня, тогда как мужчина-отец — мужчина только лишь хозяин дома. Самым страшным проклятием является пожелание, чтобы потух в твоем доме огонь.
Женщина у чеченцев по своему статусу почитания подразделяется на три категории: «жерой» — ныне воспринимается как разведенная женщина, вдова, а первоначально — это женщина, узнавшая мужчину, и третья категория — «мехкари», сейчас это девушки, а первоначально — это рожденные первыми. Если с первой и третьей группой не позволительны вольности со стороны мужчин, то относительно второй они не только допустимы, но и обязательны. На вольность этой категории общество смотрело сквозь пальцы.
Об уважительном отношении к женщине свидетельствует, например, такой обычай, как приветствовать женщину стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. В ситуации, когда не на жизнь, а на смерть сходились два кровника, стоило женщине снять с головы платок и бросить между ними, как поединок прекращался. Или другой обычай, связанный с тем, что женщина идет следом за мужчиной. Наша официальная идеология трактовала это явление как пережиток. Но у народов Кавказа этот обычай имеет по своему генезису другое значение. Он связан с тем, что передвижение по горным тропам, где горца могли ждать разного рода опасности, заставляли его в целях заботы о женщине-спутнице соблюдать названный порядок передвижения.
Наконец, чеченцы, как и другие народы, всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. Огромная роль отводилась ей в воспитании подрастающего поколения на всех этапах истории данного этноса. Именно женщине принадлежит одна из важнейших заслуг в сохранении любого этноса. В самом деле, Северный Кавказ за свою многовековую историю знал множество народов: скифов, сарматов, хазар, половцев. Но их нет, они ушли с лица земли. А вайнахи, как и другие древнейшие народы Кавказа, сохранились. И причин здесь много. Среди них и огромная заслуга вайнахской женщины.
Таковы некоторые социальные и этнические аспекты обычаев и традиций чеченцев — древнейшего народа Кавказа.
Чеченцы – история народа, культура и обычаи
Чеченцы – древнейший народ, проживающий на территории Северного Кавказа.
Вопрос об их происхождении до сих пор вызывает много дискуссий. Согласно основной версии считается, что наименование народа получено по названию села Большой Чечень. Официальное название появляется в письменных источниках только с 18го века. После кавказской войны, большое количество чеченцев переехало жить в Османскую империю. Сегодня, потомки переселенцев составляют большую чеченскую диаспору в Турции и Сирии.
Официальным языком является чеченский, отличающийся сложным вокализмом. Арабские буквы использовались в чеченской письменности вплоть до начала 20го века. С целью объединения советской литературы, постановлением правительства СССР было принято перейти на кириллицу. К сожалению, кириллица не всегда справляется со сложными звуками, вследствие чего, современный чеченский язык на письме выражается 3мя разными алфавитами: русским, латинским и арабским.
Основная религия, исповедуемая населением – ислам. Огромное значение играет кодекс чести Къонахалла. Это кодекс поведения, в котором указаны нравственные нормы, необходимые человеку достойному своего народа. Согласно кодексу, смерть в справедливой войне или защите своей чести, предпочтительна, чем жизнь в бесчестии и позоре. Именно здесь зародился обычай кровной мести. Конфликт часто перерастал в родовую войну и кровную месть.
Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Цвет глаз варьируется от темно-карего до зеленого. Волосы черные или темно-русые. Мужчины отличаются физической силой, храбростью, несгибаемым боевым духом. Большая часть истории народа связана с постоянной борьбой и отстаиванием своих интересов. Боевая наука развивалась с детства – отцы обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Во время 1й мировой войны был создан элитный полк из одних чеченцев, названных Дикой дивизией.
Для чеченского народа большое значение имеют родственные связи. Священны дружественные соседские отношения – горе в чужой семье является горем всей деревни. Если семья потеряла кормилица – вся деревня поддерживает их вещами и едой. Для чеченцев характерно гостеприимство и отзывчивость ко всем. Заблудившемуся путнику обязательно помогут, а гости для них священны. Здесь запрещено показывать чувства на людях. В беседе необходимо себя вести сдержанно и проявлять глубокое уважение к старикам. Женщина — первым делом хозяйка и хранительница очага. Когда женщина входит в помещение – присутствующие мужчины обязаны встать.
Сейчас чеченцы практически полностью перешли на городскую одежду, принятую в современном мире. Национальный костюм одевается только по праздникам. Из национальной одежды мужчины сохранили головной убор папаху и рубашку с высоким воротником. Чужакам ни в коем случае нельзя дотрагиваться до папахи – это сильное оскорбление мужчины. В бою головной убор не снимался, а воин, потерявший ее, терял свою честь и достоинство. В более прохладное время одевается черкеска. На ней по с двух сторон груди нашивались газырницы. Это крохотные кармашки, предназначенные для хранения трубочек с зарядами для оружия. Позже они утратили свое предназначение, но сохранились как дань традиции. Обязательным элементом национального костюма является кинжал, ношение которого разрешается мальчикам с 14 лет.
Женщины носят цветные, расшитые всевозможными узорами платья с длинными и широкими рукавами. Местные женщины отличаются большой сдержанностью в одежде и не носят открытое декольте и короткие платья, сильно подчеркивающие фигуру. Для чеченской девушки нельзя выходить в общество с непокрытой головой. Важным элементом гардероба, как для мужчины, так и для женщины является пояс. Женские пояса богато украшаются драгоценными камнями.
Живут чеченцы аулами – селениями. Самые распространённые жилища – это одноэтажные дома с плоскими крышами. Во дворе обычно строят специальную печь для выпекания хлеба.
Чеченская кухня считается одной из наиболее древних на Кавказе. Особое значение придается специям, которые используются в огромных количествах. Основные продукты – это баранина и птица, сыр и зелень.
Чеченцы очень любят музыку и прекрасно танцуют главный национальный танец лезгинку.
»
Дата публикации: 29.06.2019