Паровозный Музей в Санкт-Петербурге
Многие люди неравнодушны к романтике железных дорог. В путешествиях на поезде есть нечто, чего невозможно ощутить, выбирая самолеты или междугородные автобусы. Если вы относите себя к любителям железнодорожной романтики, вам обязательно стоит посетить Музей железнодорожной техники, или, как его еще называют, Музей паровозов, который располагается в Санкт-Петербурге.
Из статьи вы узнаете, почему стоит уделить внимание паровозному музею. Расскажем про его историю, экспозицию и интересные экспонаты, а также как добраться до музея!
История
Музей начинает свою историю в 1978 году. Сперва он назывался «Музей Октябрьской железной дороги» и был предназначен для обработки предметов, которые связаны с развитием региональной железнодорожной сети.
Выставка музея стала доступной для всех желающих в 1991 году, находилась она на станции «Пост 16 км».
В 2006 году экспозиция была переведена к Варшавскому вокзалу. В помещении старой станции был организован развлекательный комплекс. Посетители могут полюбоваться на экспонаты, которые перевезены из первого музея и со станции, расположенной в поселке Шушары. Близ Варшавского вокзала выставка располагалась до 2017 года. Два года назад открылась новая. В наше время музей «переехал» к Балтийскому вокзалу.
Здание музея
Главное строение Балтийского вокзала возводилось с 1857 по 1958 годы. Образцом стал Восточный вокзал Парижа. Интересно, что, в отличии от остальных вокзалов, в Балтийском предусмотрены два крыла. Одно из низ было предназначено для членов императорской семьи, другим могли пользоваться простые обыватели.
Над созданием здания музея работал архитектор Н.И. Явейн. Во время работы было принято решение не менять первоначальный замысел А.И.Кракау. Новое строение практически полностью копирует «предшественника», однако имеет большую площадь. Со старой постройкой оно соединено переходом.
В старом здании расположен вход на выставку. Здесь имеются гардероб, небольшое кафе и сувенирный магазин.
Во время проектирования пришлось решать непростую задачу: оказалось, что между улицами, на которых располагаются здания, имеется перепад в пять градусов. Поэтому пришлось строить новое здание параллельно старому, а рельсы расположить с небольшим уклоном. Для этого пришлось менять крышу: это объясняет наличие косых скатов кровли. Расположенные под потолком мостики стали не только несущей конструкцией, но и площадкой, позволяющей осмотреть экспозицию сверху.
Экспозиция
Выставку можно назвать одной из самых больших в России: площадь ее составляет около 57 тысяч квадратных метров. Осмотреть такую экспозицию без отдыха невозможно, поэтому в музее имеются. Для детей предусмотрена специальная площадка, где малыши под присмотром смогут поиграть в паровозики, пока родители осматривают экспонаты.
На выставке можно увидеть предметы, которые связаны с историей и развитием российской железнодорожной сети. В помещении и на рельсах стоят старинные паровозы и локомотивы последних моделей. Интересно, что именно по этой причине музей обычно называют музеем паровозов. Однако увидеть посетители могут не только технику, но и документы, инструменты, которыми пользовались (и пользуются до сих пор) железнодорожники. Собрана в музее и коллекция рельсов, по которой можно проследить эволюцию железнодорожного полотна в стране.
В историческом зале посетители могут узнать, как возникла идея транспортировки грузов посредством железнодорожного транспорта. Здесь находится небольшой макет, на котором можно увидеть старинную железную дорогу, воспроизведенную в миниатюре.
В музее имеется искусственный перрон, где на путях стоят около десятка поездов, отличающихся друг от друга техническими характеристиками.
Имеется и зал о будущем железной дороги. Здесь можно увидеть фильм о том, какими станут железнодорожные перевозки через несколько десятков лет.
В музее собрана коллекция паровозов времен Второй мировой войны. Здесь можно не только увидеть, как выглядела железнодорожная техника, но и узнать о ее устройстве. При желании посетители могут даже спуститься под паровоз или взглянуть на него сверху со специальной платформы. В одном из поездов можно посетить кабину машиниста.
Интересные экспонаты
Одним из самых популярных экспонатов является паровоз П36. Именно такими моделями комплектовался железнодорожный парк СССР с 1954 года. По бокам на паровозах были изображены две ярко-красные полосы, из-за чего они получили прозвище «Генерал». С 1956 года железная дорога перешла на электровозы и тепловозы. Но П36 продолжали курсировать по Забайкальской дороге до 1974 года. Именно в таких вагонах снимались эпизоды советских фильмов. Паровозы этой модели все еще можно увидеть «в движении»: некоторые образцы включены в ретро-составы.
В музее имеется множество уникальных экспонатов. Самый своеобразный из них — рельсовая артиллерийская установка ТМ-3-12, орудия на которой были созданы еще до Великой Октябрьской Революции. В 1931 году удалось поднять орудия, располагавшиеся на утонувшем линкоре «Императрица Мария». Орудия и стали основой для создания необычной боевой машины. Всего было создано три образца. Изготавливались они на Николаевском заводе. До 1950-го года ТМ-3-12 стояла на вооружении советской армии.
В 2007 году в экспозиции появился ракетный комплекс «Молодец», разработанный в 1987-1991 годах. Комплекс предназначен для транспортировки и запуска баллистических ракет по железной дороге. Ракеты расположены на вагонах, которые предназначаются для пассажирских перевозок. Для придания максимальной устойчивости в вагонах предусмотрены восемь пар колес (в обычных вагонах колесных пар в два раза меньше).
Около каждого экспоната имеется интерактивная доска, с помощью которой посетители могут получить исчерпывающую информацию о предмете.
Посетив выставку, непременно стоит найти симулятор кабины машиниста, чтобы ощущить себя в роли человека, несущего ответственность за пассажиров. В симуляторе заложено несколько реальных маршрутов. Причем дорога может оказаться труднее, чем кажется: посетители могут попытаться найти выход из различных непредвиденных ситуаций, которые могут возникнуть в пути. Например, им предстоит решить, что делать, если на путях внезапно появляются люди. Правда, за то, чтобы побыть машинистом всего 5 минут, придется заплатить дополнительно 200 рублей. Однако впечатления это позволяет получить поистине незабываемые.
Как добраться?
Адрес музея — Библиотечный переулок, дом 4. Именно этот адрес надо называть, если вы решили воспользоваться услугами такси.
Удобнее всего добраться до выставки, воспользовавшись метро. Необходимо добраться до станции «Балтийская», а, выйдя из метро, отправиться на площадь Балтийского вокзала. Слева находится арка, ведущая в Гатчинский двор (о чем есть соответствующий указатель). Миновав арку, можно увидеть вход в музей. Для тех, кто приехал на личном транспорте, во дворе предусмотрена платная стоянка. Стоимость парковки – 150 рублей в час.
Музей не работает по понедельникам и вторникам. В остальные дни его можно посетить с 10:30 до 18 часов, вход в музей закрывается в 17:00. Ежедневно проводятся экскурсии (первая начинается в 11 утра, последняя — в 16.00). Экскурсия заказывается во время покупки билета и проводится для групп из 20 человек. Стоимость ее составляет 3000 рублей. Не стоит отказываться от этой возможности: заказ экскурсии позволяет попасть в интерактивный зал, где собрано огромное количество интересных экспонатов.
Стоимость посещения
Билет для обычных посетителей стоит 300 рублей. Для льготных категорий (пенсионеров и учащихся) визит обойдется всего в 100 рублей. Так же существует и категории граждан, которые могут посетить музей бесплатно.
Вести видео- и фотосъемку (любительскую) в музее можно бесплатно. При желании можно организовать фотосессию с использованием профессиональной техники. Но за эту услугу придется доплачивать 5 тысяч рублей. Кстати, в музее часто проводятся свадебные и реконструкторские фотосессии.
Уникальность музея, посвященного истории отечественных железных дорог, состоит как в огромной площади, так и в возможности для посетителей увидеть потрясающие экспонаты: первые модели паровозов, современные поезда, технику, которая курсировала в непростое военное время. Также можно ощутить себя в роли машиниста и попытаться справиться с внештатными ситуациями, которые нередки в работе железнодорожников. Музей позволяет получить ни с чем не сравнимые впечатления, поэтому его обязательно стоит посетить во время визита в Северную столицу!