Кувуклия в новоиерусалимском монастыре

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя патриарха Никона. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла — создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

У ворот на постаменте лежат несколько старинных пушек. Откуда они взялись, я не знаю, но по внешнему виду похоже, что относятся к временам Петра I.

Центральным сооружением всего комплекса Русской Палестины стал Воскресенский собор, построенный как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Собор строился с 1658 по 1685 год и был частично перестроен в XVIII веке.

Грандиозный, трехчастный, как и его прототип, собор воспроизводит основные христианские святыни. В юго-восточной части храма находится Голгофский придел, обозначающий место казни Иисуса Христа. За алтарем устроены три придела, увенчанные главками, в память Страстей Господних. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания — священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда был положен Иисус после снятия с креста.

Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место, где был распят Спаситель. В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным. Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.

С юга Воскресенского собора когда-то была колокольня, так и не восстановленная после войны. А с востока к алтарной части пристроена подземная церковь Константина и Елены, соответствующая такой же части иерусалимского храма. Согласно церковному преданию, императрица Елена, мать императора Константина Великого, обрела в IV веке на этом месте главную христианскую святыню — Крест Господень, сброшенный после казни Иисуса Христа в пещеру восточнее Голгофы.

Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, до сих пор не восстановлена, поэтому церковный колокол подвешен во дворе на металлическом каркасе.

В 1692 году было закончено строительство корпуса трапезных палат с церковью Рождества Христова, возведенных на средства царевны Татьяны Михайловны. По случаю его освящения в обители состоялся первый в России праздник поэзии, где свои стихи читали монастырские и придворные поэты. С севера к Трапезным палатам примыкают настоятельские покои, с юга — больничные палаты, перестроенные в конце XVIII века под царский дворец. Сохранились нарядные палаты царевны Татьяны Михайловны в стиле московского барокко, братские корпуса, караульные палаты и хозяйственные постройки.

Ограда монастыря представляет собой неправильный шестиугольник периметром более километра. Семь крепостных башен названы именами городских ворот древнего Иерусалима: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Иноплеменничья, Баруха, Ефремова, Дамасская. Все башни увенчаны каменными шатрами, и только одна – Иноплеменничья – впоследствии была заново перекрыта деревянным шатром из-за того, что стала слишком крениться вбок. И сейчас она остается неотреставрированной, так как на крутом краю холма под ней начал проседать грунт и восстановительные работы стали невозможны. В стенах толщиной 3 метра и высотой более 9 метров, как и положено настоящей крепости, три ряда бойниц – подошвенного боя, навесного и ружейного. С внутренней стороны стен проведен боевой ход с парапетом.

За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры.

Силоамский источник расположен у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти события Священной истории, связанные со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая Силоамская купель». Она была построена в 1845 году и снесена в 1930-х годах. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х годов по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок.

У стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, размещается небольшой архитектурный музей под открытым небом, собравший деревянные постройки из подмосковных деревень. Среди его экспонатов часовня из села Сокольники Чеховского района Московской области, крестьянская изба Кокориных из деревни Выхино Люберецкого района Московской области и ветряная мельница из села Кочемлево Кашинского района Тверской области. Изба и ветряная мельница открыты для посещения. Была еще деревянная церковь, но несколько лет назад она полностью сгорела из-за короткого замыкания.

Гроб Господень на Русской земле

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Закладывая святую обитель на реке Истре, Патриарх Никон мечтал о том, чтобы у каждого русского паломника была возможность прикоснуться к величайшим христианским святыням, не покидая родное Отечество. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Никон (один из лучших зодчих своего времени) строил в точном соответствии с храмом Гроба Господня по модели, подаренной ему в 1649 году иерусалимским Патриархом Паисием.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

История претворения в жизнь этого грандиозного проекта была не из легких. Опала Патриарха, отсутствие средств, обрушение целых конструкций и пожары грозили свести на нет великий замысел. Но все же его удалось претворить в жизнь – во многом благодаря настойчивости императрицы Елизаветы Петровны и богатым пожертвованиям московского фабриканта Цурикова.

Кувуклия, к созданию которой причастен великий
архитектор Бартоломео Растрелли. (1756–1761)

К середине ХVIII века Воскресенский храм поражал своим великолепием. Над Гробом Господним была возведена двухярусная Кувуклия, богато украшенная изысканной лепниной по рисункам великого архитектора Б. Растрелли. Внутри мраморная часовня была отделана листовым золотом, от которого при свете горящих лампад исходило невыразимое сияние. Каждая деталь Кувуклии подчеркивала святость и величие этого места.

В ХIХ и начале ХХ веков Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых посещаемых паломниками мест. После революции святая обитель была превращена в музей, а в годы Великой Отечественной войны практически полностью разрушена фашистами.

Так выглядит Кувуклия сейчас

Реставрация Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря затянулась на многие годы. Не окончена она и до сегодняшнего дня. Однако доступ к Гробу Господню уже открыт. Поклониться святому ложу, которое является точным двойником иерусалимской святыни, можно в субботу и воскресенье с 11 до 16 часов.

Покровский храм в Ясеневе

Гроб Господень в Покровском храме выполнен из материалов, привезенных со Святой Земли. В приделе Ангела установлен постамент в виде чаши, где находится копия священного камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня. Ложе также выполнено по чертежам оригинала.

Покровский храм в Ясеневе

В блокнот паломнику:

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Адрес: г. Истра, ул. Советская, д. 2.

Как добратся: на общественном транспорте. С Рижского вокзала на электричке до ст. Истра или Ново-Иерусалимская, далее на автобусе до ост. «Монастырь».

На автомобиле. Ехать по Волоколамскому или Новорижскому шоссе через г. Истру до монастыря (45 км от МКАД).

Покровский храм в Ясеневе

Адрес: ул. Айвазовского, вл. 7–8

Как добратся: м. «Ясенево», далее пешком (1 км).

Отзыв: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Россия, Истра) — Место духовной силы!

Продолжая идею путешествий по прекрасной нашей земле русской, решили мы в выходные съездить в Ново-Иерусалимский Монастырь, тем более что в Храм Гроба Господня приезжаем в каждый наш приезд в Израиль — место для нас это Святое и значимое духовностью своей. А в своём Ново- Иерусалимском Монастыре не были ни разу.
Добирались до монастыря на автомобиле, доехали быстро — чуть больше часа.
Удивительно прекрасное место- Ново- Иерусалимский Монастырь на Истре, основаннный еще в 17 веке пвтриархом Никоном. Все место : территория Монастыря и внутри него поражает своей удивительно теплой и доброй энергетикой.
Ново — Иерусалимский Монастырь построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме, дабы не имеющие возможности прикоснуться к Святыне там, смогли сделать это на Родине. И это правильно!
Как и в Иерусалимском Храме Гроба Господня, при входе нас встречает камень миропомазания, то есть камень на котором снятого с креста Иисуса Христа, положили на специальную ткань и умащивали маслом мирры. В нашем Ново-Иерусалимском Монастыре камень миропомазания выглядит вот так:

А вот как выглядит камень Миропомазания в Иерусалимском Храме Гроба Господня:

На стене перед камнем Миропомазания, на фреске показано: как тело Иисуса умащивают мирой и заворачивают в ткань. Над камнем висят всегда зажженные лампады.
Напомню, что в Иерусалимском Храме Гроба Господня имеется несколько пределов, один из самых известных: предел Марии Магдалины; и несколько этажей. Около камня Миропомазания есть лестница, которая ведёт на Голгофу и алтарь, по обеим сторонам которого стоят мать Иисуса и его любимый ученик Иоанн — этот алтарь одна из самых главных Сятынь Храма Гроба Господня.
Ново-Иерусалимский монастырь также сделан по подобию в несколько этажей, поражает своей красотой, изяшеством и богатством внутренней отделки, нас не покидало ощущения небесного присутствия в этом удивительно прекрасном и светлом Монастыре.

Алтарь Монастыря также роскошен, украшен ликами Святых и сделан во всю высоту Монастыря.
У алтаря можно поставить свечи и помолиться, что мы и сделали. Несмотря на то, что в Ново-Иерусалимском монастыре мы были впервые, мы не могли насмотреться на это великолепие, и снова у нас было ощущение, что небеса рядом, они с нами, и Господь и ангелы закрывают нас своими Крылами.

Интересное решение крыши Ново-Иерусалимского Монастыря дает много света и он выглядит воздушным и небесно-чистым!

Кувуклия в Монастыре выполнена практически как в Храме Гроба Господня, но только вдоль левой стены там идет подставка, где можно помолившись зачечь и поставить свечи, а в Монастыре : эта левая стена выполнена с ликами Святых. Передняя часть Кувуклии практически повторяет Иерусалимскую и снаружи и внутри:

Перед входом в Кувуклию также стоят подставки под свечи, можно помолиться и, поставив свечи, войти в Кувуклию и поговорить с Господом нашим.
Скажу честно, уходить из Монастыря не хотелось, действительно ощущение Божественного присутствия в Монастыре не покидает тебя. И хочется находиться в этом умиротворенном состоянии Божественой любви постоянно!
Обойдя весь Монастырь внутри, помолившись и поставив свечи, налюбовавшись им и прочувствовав его Божественную энергетику, мы вышли на территорию самого храма и с умилением рассматривали сделанную со вкусом и большим старанием внешнюю отделку Великого нашего Святого Храма:

Перед тем, как приехать в Ново- Иерусалимский Монастырь, мы прочитали историю Монастыря, в 1919 году он был разрушен большевиками. Я не могу себе представить у кого поднялась рука на Величайшие Святыни, неужели у этих людей совсем не было души и они не понимали, что творили.
И как радостно на душе, что Величайшая наша Святыня восстановлена и воссияла с новой силой, дает духовную поддержку тысячам уже наших паломников, посещающих эту Чудотворную по воздействию на внутреннее состояние, Русскую Ново- Иерусалимскую Обитель!

Уезжая, мы поняли, вернемся снова очень скоро и будем частыми паломниками этого Монастыря.

Святые места

Новый Иерусалим

Кувуклия («опочивальня») состоит из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. С восточной стороны Собора находится подземная церковь Константина и Елены . Ведь при обретении Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой на месте обретения Креста был обновлен Иерусалимский храм Воскресения. Колокольня обрушилась в 1941 г. вследствие взрыва фашистами Собора, поэтому Трехсвятительский колокол был временно установлен на звоннице с юга от собора.

— придельная церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская),
— придел Поругания Господня, или Тернового Венца,
— придельная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»).

Наиболее близок к Иерусалимскому храму южный фасад.

Восточнее от Красных и Судных врат в стене есть вход в гробниц у Патриарха Никона .


Справа от входа находится придел Архистратига Божия Мих аила , где сохранился изразцовый иконостас XVII века, перед которым установлен киот с Тихвинской иконой Божией Матери.

Рядом с ним устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи , который предварил пришествие Христа своим рождеством и проповедью, предварил добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Святейший патриарх Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно на этом месте, под Голгофой.

В XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел.


Также есть крест-мощевик с частицей Креста Господня и др. святынь.

Изначально в соборе было заложено 14 приделов, в XVIII-XIX вв. устроено еще 15. В настоящее время действует всего несколько приделов, ведутся восстановительные работы. Богослужение совершается в Успенском, Архангельском, Предтеченском приделах Воскресенского Собора, а также в храме Рождества Христова.

На берегах реки Истры, которое повторяет русло реки Иордан, искусственно воссозданы ландшафты Палестинской местности – горы Сион, Фавор и Элеон. Есть тут и источник, именуемый Силоамской купелью, а также другие источники (их всего 3).

Немного дальше находится отходная пустынька» или скит патриарха Никона. По дороге два дерева увешаны платочками, ленточками, тряпочками — люди оставляют их на деревьях словно свои просьбы, желания.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Оценок: 1
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector