В крестовые походы отправлялись
Крестовые походы — серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и т. д.) или решения политических задач Пап.
Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети .
В дальнейшем Иерусалим и Святая земля были захвачены мусульманами и крестовые походы предпринимались для их освобождения. Последний (девятый) крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271—1272 годах. Последние походы, которые также назывались крестовыми, предпринимались в XV веке и были направлены против гуситов и турок-османов.
Крестовые походы
Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI—XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической церкви, формально имевшие целью освобождение христиан из-под владычества мусульман, защиту христианских святынь от поругания и осквернения (первые походы), распространение и утверждение католической веры (последующие походы).
Идея священной войны, в той форме, в какой её реализовывала Римская церковь, противоречит Божественным Заповедям, учению о Церкви и Царстве Божием. Несколько Римских пап позднее приносили извинения за грехи католиков-крестоносцев.
Какова предыстория крестовых походов?
Ко времени начала крестовых походов над многими областями некогда Православного Востока, с его древнейшими христианскими святынями, в том числе Гробом Господним, установилось господство мусульман.
Серьезная угроза со стороны иноверцев нависла над Константинополем. Он был сплошь обложен полчищами врагов. Не находя возможности противостоять опасности собственными силами, Византийский император Алексей Комнин стал слать письма на Запад, полагаясь на него едва ли не как на последнюю земную надежду.
Запад в то время и сам подвергался набегам иноверцев. Среди европейцев, как сверху, так и снизу, всё чаще раздавались призывы объединить усилия и идти на помощь Востоку, на священную битву с неверными. Все это не могло не отражаться на общем политическом фоне и настроении.
Одну из важнейших ролей в деле религиозного воодушевления народных масс сыграл Петр Пустынник (Амьенский). Обходя города и селения, он проповедовал так ревностно и так проникновенно, что многие почитали его за пророка. Тем временем, воинственный дух зрел и среди рыцарских кругов. Папа Урбан II поддержал идею крестового похода в своей речи в Клермоне. Успех был огромным. Многие тут же давали обеты идти и сражаться.
Каковы цели крестовых походов, помимо главной, заявленной?
Многие представители крестовых походов искренне верили, что отправляясь в поход, исполняют Божественную волю и являются орудиями Промысла Божия. Освободить (защитить) Иерусалим, Гроб Господень — всё это выглядело очень благородно и возвышенно.
Наряду с официально заявленными богоугодными целями существовали менее афишированные политические и экономические задачи, среди которых, конечно же, значились: демонстрация и усиление папской власти, желание распространить её на восточные области; подчинение европейскому влиянию восточных территорий; образование новых княжеств; контроль над торговыми путями; подавление могущества Византии.
Для огромной массы людей существовали и особые, частные причины отправляться в поход; строго религиозные мотивы отступали здесь на второй план: кто-то искал авантюры, грезил приключениями, а для кого-то главным стимулом служила банальная алчность, жажда наживы. Не в последнюю очередь именно это служило причиной того, что двигаясь по маршруту, участники ополчения грабили и убивали местное население, возбуждая в нём ужас (впрочем, иногда они встречали достойный организованный отпор).
Немалая часть крестового воинства представляла собой плохо дисциплинированный сброд: беглых крестьян и преступников, монахов, не ужившихся в монастырях, лихих праздных людей. Уже первые непосредственные знакомства Православных с крестоносцами сопровождались всплеском негодавания и разочарования в них как (якобы) в братьях по вере.
Крестовые походы. Часть I. Пролог
Крестовые походы — серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап.
Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник, родом из Пикардии. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II, а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя, где только можно о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом, идея распространилась весьма широко и стала популярной.
Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II, состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Незадолго до этого византийский император Алексей I Комнин обратился к Урбану с просьбой помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков (названных так по имени своего вождя Сельджука). Восприняв нашествие мусульман-турок как угрозу христианству, Папа согласился помочь императору, а также, желая привлечь на свою сторону общественное мнение в борьбе с другим претендентом на папский престол, поставил дополнительную цель — отвоевать у сельджуков Святую землю. Речь папы неоднократно прерывалась взрывами народного энтузиазма и возгласами «На то Божья воля! Так хочет Бог!» Урбан II пообещал участникам отмену их долгов и заботу о семьях, оставшихся в Европе. Тут же, в Клермоне, желающие приносили торжественные клятвы и, в знак обета, нашивали на свои одежды кресты из полосок красной ткани. Отсюда и пошло имя «крестоносцы», и название их миссии — «Крестовый поход».
Крестовые походы на восток
Христианство изначально сочетало мирные посылки: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.» (Лук.6:27-30)
В IV веке святитель Василий Великий своим 13-м правилом предлагает на три года отлучать от Причастия воинов, убивших на войне, а 55-е его правило отлучает от Причастия и тех, кто силой меча сопротивлялся разбойникам. И даже в X веке константинопольский патриарх Полиевкт на 5 лет отлучал воинов, защищавших своё православное отечество от нашествия мусульман (турок).
Крестовые Походы против мусульман продолжались два столетия, до самого конца XIII века. Как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьёзной опасностью для европейского христианства: арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, северную Африку, Испанию. Начало VIII века было критическим моментом: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а на Западе пытались проникнуть за Пиренеи. Победы Льва Исавра и Карла Мартелла остановили арабскую экспансию, а дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского мира. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом.
На западе
На Западе к концу XI века целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей I Комнин: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, находившее себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и во многочисленных паломничествах.
К тому же в 1054 году произошёл Раскол христианской церкви (1054) — католики и православные предали друг друга анафеме.
Особенно много паломников издавна направлялось в Палестину, ко Гробу Господню; в 1064 году, например, архиепископ майнцский Зигфрид отправился в Палестину с семитысячной толпой пилигримов. Арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма: так, фатимидский халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм Святого Гроба.Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. В XI веке ещё не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения). Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (например, младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные социально-экономические условия увлекали в крестовые Походы множество людей из низших слоев общества. В некоторых странах Запада (например, во Франции, которая и давала наибольший контингент крестоносцев) в XI веке положение народных масс стало ещё более невыносимым вследствие целого ряда стихийных бедствий: наводнений, неурожаев, повальных болезней. Богатые торговые города Италии готовы были поддерживать крестоносные предприятия в надежде на значительные торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке.
Клермонский собор (1095)
Крестовые походы
Пётр Пустынник призывает христиан к Крестовому походу
Формальным поводом для начала походов послужило обращение византийского императора Алексея I Комнина к западным христианам о совместной борьбе против турок-сельджуков, вторгшихся во 2-й пол. 11 в. в пределы Византии и захвативших Палестину. 26 ноября 1095 г. Папа Урбан II на Клермонском соборе призвал паству к походу на Иерусалим для спасения Гроба Господня.
Первая волна крестоносцев, состоявшая из предводительствуемых Петром Пустынником крестьян, в марте 1096 г. покинула Северо-Восточную Францию, прошла Придунавье и Фракию, переправилась через Босфор и 21 октября была разгромлена мусульманами на подходе к Никее. Рыцарские отряды начали движение в августе. Ополчение юга Франции возглавил граф Раймунд Тулузский, севера — графы Роберт Нормандский, Стефан Блуазский и Роберт Фландрский, Лотарингии — герцог Годфрид Бульонский, Италии — князь Боэмунд Тарентский. Весной 1097 г. они принесли присягу византийскому императору и к сер. 1098 г. заняли Никею (передали её Византии), Антиохию и Эдессу. Отвоёванные земли были поделены между лидерами крестоносцев. 7—15 июля 1099 г. после непродолжительной осады европейцы вошли в Иерусалим, ставший центром Иерусалимского королевства.
Вход крестоносцев в Константинополь 12 апреля 1204 г.
2-й Крестовый поход организован для отпора повторного наступления турок на малоазийские области. Инициативу Папы Евгения III поддержал Бернар Клервоский, обратившийся к императору Священной Римской империи Конраду III и франц. королю Людовику VII с требованием о посылке войск в поддержку антиохийскому и эдесскому гарнизонам. Нескоординированность действий немецких и французских отрядов привела к их поражению в битвах при Дорилее, Памфилии и Лаодикее. Были отбиты и наступления на Аскалон и Дамаск в 1148 г.
В 1180-х гг. египетский султан Салах ад-Дин выбил европейские войска из Иерусалима, Бейрута, Акры и др. городов. Англ. король Ричард I Львиное Сердце, император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август по призыву Папы Климента III отправились на Восток. Выступившие в апреле 1189 г. немецкие рыцари после длительных переговоров получили возможность пройти через владения Византии и весной 1190 г. начали военные действия в Сирии и Палестине. В марте 1191 г. к ним присоединились английские и французские армии, между лидерами которых вспыхнула ссора. После успешной осады Акры Филипп II со своим отрядом возвратился на родину. Ричард I в одиночку провёл 3 штурма Иерусалима, но не смог его взять. В 1192 г. он заключил мирный договор с сарацинами и возвратил европейцам контроль над побережьем в обмен на отказ от претензий на Иерусалим и его окрестности.
Осада крестоносцами Иерусалима
Неудачное окончание похода и постоянная угроза европейским владениям на Ближнем Востоке побудили Папу Иннокентия III вновь начать подготовку Крестового похода. Целью завоевания был избран Египетский султанат как наиболее сильное и агрессивное мусульманское государство. Из-за вынужденного займа средств на перевозку войск маркиз Бонифаций Монферратский изменил маршрут следования крестоносцев и возвратил Венеции крупный порт Дару (совр. Задар в Хорватии). В 1203 г. он, несмотря на отлучение от Церкви за неподчинение Папе, направил свои отряды к Константинополю и восстановил на византийском престоле Исаака II, посулившего за военную помощь богатое вознаграждение. В 1204 г. новый император был убит. Его преемник Алексей V потребовал от рыцарей покинуть пределы страны; не получившие обещанных денег крестоносцы 13 апреля захватили город и подвергли его варварскому разграблению. На территории утратившей независимость Византии был образован ряд феодальных государств, сформировавших Латинскую империю.
Иннокентий III, стремившийся покончить с Египетским султанатом, в 1215 г. повторно объявил о начале подготовки к Крестовому походу. В 1217 г. армия короля Венгрии Андрея II и в 1218 г. северогерманские рыцари высадились в Святой Земле и поступили под командование иерусалимского короля. В 1218—19 гг. они взяли крепость Дамиетту и во время последующего наступления оказались блокированы. Вернув захваченное, крестоносцы отступили.
6-й Крестовый поход оказался наиболее успешным из всех заморских кампаний 13 в. Император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен в 1228 г. воспользовался соперничеством между мусульманскими правителями и заключил с султаном договор о мире. Святыни христианства и ислама в Иерусалиме, Назарете и др. городах Палестины перешли под юрисдикцию короля, но были открыты для посещения представителям обеих сторон.
В 1238 г. военные действия возобновились. В 1244 г. султан отнял у европейцев Иерусалим и в 1247 г. занял Аскалон. Французы, возглавляемые королём Людовиком IX Святым, в 1249 г. прибыли в Египет и после нескольких удачных боёв были окружены и уничтожены, а их предводитель освобождён за выкуп. В 1270 г. он вместе с королями Арагона (Хайме I) и Сицилии (Карлом Анжуйским) переправился в Тунис, но из-за морового поветрия последний Крестовый поход был прерван.
»
Дата публикации: 29.05.2019