Католическая церковь в средние века крестовые походы

То влияние, которое имела церковь в средневековье, кратко описать очень сложно, слишком обширна эта тема. Фактически, она вмешивалась во все сферы жизни человека и подчиняла своим правилам.
В Средние века люди были крайне религиозными. В Бога верили все, без исключения. Жизнь была очень тяжелой, и человек не знал, что ждет его следующим днем. Защиту он мог попросить только у Бога через посредничество церкви.

Изначально христианская религия была единой и для жителей Европы, и для народов Киевской Руси, Византии, Болгарии. Но конфликт, возникший между римскими папами и константинопольскими патриархами не утихал, а только разрастался, пока в 1054 год не произошел раскол прежде единой церкви на католическую и православную.
Католическая церковь в средневековье, кратко говоря, была активным участником феодальных отношений. Было время, когда ей принадлежала треть земель в Европе. Она была самым крупным феодалом. Богатство церкви заключалось не только в земле. Все население должно было выплачивать в ее пользу десятину – десятую часть годового дохода.

Кроме того, за все церковные обряды (крещение, отпевание) нужно было платить немалую сумму денег.
В Средние века церковь строго следила за исполнением всех обрядов и за тем, чтобы ее влиянию не был нанесен урон. Несогласных с ее учением церковь жестоко преследовала и наказывала при помощи инквизиции, церковного суда. Существовала целая система наказаний. Человека, в том числе и правителя государства, могли отлучить от церкви или предать анафеме. Преследованиям не раз подвергались ученые, своими открытиями или теориями подрывавшие авторитет церкви. Несколько раз против своих врагов в той же Европе папы римские организовывали Крестовые походы. Во время одного из них был практически уничтожен Юг Франции.
Вместе с тем, в Средние века именно церковь взяла на себя задачу сохранения трудов античных авторов. Она старательно собирала все рукописи, и в специальных мастерских при монастырях они переводились и переписывались. Кроме того, существовали церковные школы для детей. В то время абсолютной неграмотности священники и монахи являлись самым образованным слоем общества.
Роль церкви в Средние века огромна. Она была носителем культуры, сохранила бесценные труды античности, дала толчок развитию архитектуры и других искусств, пыталась привить населению христианские правила поведения, выступала за сохранение института брака.

В эпоху Средневековья Христианство не имело ограничивающих ее действия рамок. В частности, Римская церковь исполняла не только свою духовную функцию, но и влияла на политическую жизнь многих стран. Вы также можете ознакомиться с темой: борьба Католической церкви с еретиками. Чтоб закрепить свою власть в обществе церковь шла на весьма нехристианские поступки: под знаменами католической церкви развязывались войны, казнили всех, кто в той или иной степени не поддерживал католическую идеологию.

Естественно, рождение и развитие Ислама на Востоке не могли пройти незамеченными Римской церковью. С чем ассоциировался Восток у католического духовенства? Это в первую очередь несметные богатства. Нищая, вечно голодная Европа, прикрывши свои алчные побуждения именем Иисуса Христа, пошла грабительскими походами на Святую землю.

Цель и причины Крестовых походов

Официальной целью первых Крестовых походов было освобождение Гроба Господнего от «неверных» мусульман, которые, как тогда считалось, кощунствуют над святыней. Католическая церковь смогла профессионально внушить участникам Крестовых походов, что их героизм будет вознагражден Богом прощением всех их земных грехов.

Первый Крестовый поход датируется 1096 г. Основной характеристикой его является то, что участники похода были разных социальных классов: от феодалов до крестьян. Участие в Первом Крестовом походе принимали представители Европы и, уже православной на то время Византии. Несмотря на внутреннюю разобщенность, участникам Крестового похода удалось, путем страшных кровопролитий захватить Иерусалим.

За два столетия католической церкви удалось организовать восемь Крестовых походов, большинство из них было направленно не только на Восток, но и на территории Прибалтики.

Последствия Крестовых походов

Крестовые походы имели огромные последствия для Европы. Крестоносцы переняли и принесли в Европу с Восточных стран традицию жестоких казней, которые будут в дальнейшем неоднократно применятся в инквизиционных процессах. Завершение Крестовых походов стало в какой–то степени началом падения в Европе средневековых устоев. Участники Крестовых походов восхищались Восточной культурой, ведь раньше они считали арабов варварами, но та глубина искусства и традиций, которая была присуща Востоку, изменила их мировоззрение. После возвращения домой, они начнут активно распространять арабскую культуру по странам Европы.

Дорогостоящие Крестовые походы фактически разорили Европу. Но открытие новых торговых путей, значительно улучшили ситуацию. Византийская империя, которая помогала Римской церкви в Первом Крестовом походе, в итоге, спровоцировала свое падение: после того, как ее полностью разграбили османы в 1204 году, она уже не смогла достичь бывшего могущества и полностью пала спустя два столетия. После падения Империи, Италия стала единоличным монополистом в торговле Средземноморского региона.

Два века жесточайших конфликтов между католической церковью и мусульманами принесли огромное количество страданий и смертей обоим сторонам. Естественно, алчные желания только пошатнули положение Католической церкви в обществе: верующие увидели ее бескомпромиссность в вопросах связанных с властью и деньгами. В сознание населения Европы начали зарождаться первые несогласия с ее идеологией, что станет основой для создания реформаторских церквей в будущем.

Еще в начале XX века Ватикан принес официальные извинения перед мусульманским миром за Крестовые походы.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Установление примата римских пап в западном христианстве. В античном христианстве в церкви не существовало примата (от лат. primus — первый, главный) какого-либо одного епископа. В то время церковь представляла собой, скорее всего, конфедерацию епископов. При этом имели место попытки глав римской церкви навязать свою волю церквам других территорий империи, но они вызывали протест местного духовенства и, как правило, заканчивались безрезультатно.
Вторжение варваров и внутренние потрясения привели к краху Западную Римскую империю, в которой с конца IV в. единственной официальной религией являлось христианство. Впрочем, в основной своей массе и варвары-германцы были христианами, однако, с точки зрения официальной церкви, они были еретиками-арианами. Франки, принявшие христианство в его ортодоксальном виде, нередко использовали в качестве предлога для нападения на соседей и развязывания войны против других варварских королевств обвинение тех в принадлежности к арианской ереси. Под натиском франков многие варварские народы вынуждены были отказываться от арианства и принимать веру грозных завоевателей.
В условиях изменений политической ситуации в раннем Средневековье резко возросла роль влиятельных епископов, в том числе Рима. При слабости или даже отсутствии государственной власти епископы нередко брали на себя функции управления городской жизнью, самостоятельно вели дипломатические переговоры, к их суду все чаще обращались люди. Так римские епископы фактически стали хозяевами города.
Вместе с тем римские папы стремились обрести и высшую власть в церкви. Для этого они умело использовали то обстоятельство, что именно Рим считался апостольской столицей, ибо, по преданию, первым епископом этого города был святой Петр, которого Иисус Христос назначил главою апостолов. Римские папы значительно подняли свой авторитет в церкви бескомпромиссной борьбой с ересями. Многочисленные миссионеры из римской церкви обратили в христианство множество язычников, и эти новообращенные христиане вместе со своим духовенством считали своим церковным главой папу римского. Главными конкурентами римской церкви в деле миссионерства в раннем Средневековье были монахи ирландско-шотландской церкви, которые активно обращав ли в христианство язычников не только на Британских островах, но и на Европейском континенте. Посланцы папы римского сумели убедить англо-саксонских королей в преимуществах своей церкви, и с помощью королевской власти ирландско-шотландская церковь была подчинена Риму.

Однако решающим шагом в установлении примата римских пап в западном христианстве стало заключение ими союза с королями франков. В 756 г. Пипин Короткий по просьбе папы разбил угрожавших Риму лангобардов и подарил центральную часть Италии главе римской церкви. Так возникло папское государство. Вскоре после этого был составлен подложный эдикт императора Константина папе Сильвестру. Из этого документа следовало, что еще в начале IV в. император Константин отдал в управление епископу Рима всю западную часть империи и провозгласил его духовным главою всех христиан Римской империи. Этот подложный документ, известный как «Константинов дар», римские папы использовали не только для обоснования своих претензий на первенство в христианской церкви, но и для расширения своей светской власти.
Франки покорили многие народы Западной Европы, создавогромную державу. Духовным главой христиан этой державы был папа римский. Авторитет папства еще более возрос, когда в 800 г. Карл Великий был коронован в Риме в качестве императора римским папой. С 962 г. германские короли также получали короны императоров Священной Римской империи из рук римских пап.
Римские папы предпринимали неоднократные попытки подчинить себе христиан Византии, Болгарии, Древней Руси, Сербии, однако они были неудачными. В 1054 г. очередной конфликт между папой и константинопольским патриархом привел к окончательному расколу церкви на католическую и православную. Фактически этот церковный раскол закрепил те процессы, которые начались с раскола единой Римской империи на Западную и Восточную. Разные исторические судьбы Западной Европы и Византии в Средневековье привели к разделению христианского мира на «мир католический» и «мир православный».
Установление примата римских пап в западном христианстве означало не просто признание папы властелином церкви. При этом были ликвидированы все различия местных церквей в вероучении, богослужениях, обрядах, даже в одежде и прическах священников. Все это отныне соответствовало образцам римской церкви.
Католическая церковь стала представлять собой строго централизованную организацию во главе с римским папой, который руководил ею как полновластный монарх. Пап титуловали «наместниками св. Петра а с ХIII в и «наместниками Христа».

Для управления церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат — курию) с сотнями своих чиновников-священников. Главная роль в курии принадлежала кардиналам — высшим особам в католической церкви после папы. Именно коллегия кардиналов из своего состава избирала нового папу после смерти предыдущего.
Далее в иерархии духовенства следовали архиепископы, епископы, пресвитеры, дьяконы. Архиепископы и епископы управляли диоцезами — цер. ковными провинциями, на которые были разделены территории всех католических стран. Пресвитеры стояли во главе приходов — низших административных церковных единиц. Дьяконы помогали пресвитерам, епископам в различных сферах церковной жизни. Архиепископы, епископы, а также аббаты должны были строго выполнять распоряжения папы. Архиепископы даже приносили присягу верности папе. Обязательными для местного духовенства были и распоряжения легатов — папских посланников.
Папство и католическая церковь в социально-политической жизни Европы. В средние века церковь в Европе непосредственно включилась в процесс феодализации. Церкви и монастырям принадлежало огромное количество земли. По подсчетам ряда исследователей, в раннем Средневековье в Западной Европе третья часть обрабатываемой земли была церковной и монастырской. Бурному росту церковного землевладения способствовало то обстоятельство, что оно имело ряд льгот, в том числе налоговых. Большое количество земледельцев, чтобы избавиться от непосильного для них налогового гнета, переходило в поземельную и личную зависимость от церкви и монастырей. Церковные и монастырские владения были такими же феодальными владениями, как и У светских феодалов.

Епископам и аббатам в Западной Европе принадлежало также немало городов. Поэтому нередко борьба горожан за самоуправление выливалась в борьбу против сеньоров из числа духовенства и монашества.
Верхушка духовенства и аббатов постепенно втягивалась в феодальную иерархию с ее отношениям сюзеренитета — вассалитета. Так, со времен ларВеликого епископы и аббаты обязаны были по приказу короля поставлять в его войско своих рыцарей-вассалов. Вхождение церковного руководства в феодальную иерархию привело к такому явлению, как назначение епископов, аббатов светской властью (королями, герцогами, графами). Этот акт называли светской инвеститурой. Таким образом, в ходе феодализации церковь попадала в зависимость от светских властей. Этот процесс с сопутствующим ему упадком нравственности и дисциплины часто называют «обмирщением церкви».
Часть духовенства и монашества осознавала пагубность такого пути для церкви, и с X в. началось движение за реформу церкви. Главными лозунгами этого движения стали требования независимости церкви от светских властей и усиления власти папы. Наиболее четко эти требования сформулировал папа Григорий VII в своем «Диктате папы» (1075). Согласно заявлению Григория VII, власть папы выше любой светской власти, папа может даже свергать императоров, королей, а их подданных освобождать от присяги негодным императорам. Главное препятствие в выполнении своих требований лидеры церковной реформы видели в светской инвеституре. Отказ германского короля Генриха IV выполнить требование папы не назначать епископов и аббатов привел к острому конфликту короля с папой римским. В ходе конфликта отлученному от церкви королю пришлось вымаливать унизительное прощение у папы Григория VII в замке Каносса.
С конца X в. церковь предприняла попытки хоть частично обуздать анархию и произвол в раздробленной Европе, сопровождавшиеся междоусобными войнами феодалов, уносившими тысячи жизней мирных людей и причинившими огромный материальный ущерб. Соборы духовенства в разных странах начали принимать постановления о «Божьем перемирии» и «Божьем мире». Первые из них запрещали феодалам воевать в церковные праздники, посты и определенные дни недели (сначала только по воскресеньям, а затем этот запрет распространился на время от вечера среды до утра понедельника). Постановления о «Божьем мире» требовали от феодалов не убивать и не наносить ущерба духовенству, крестьянам, купцам, женщинам и другим категориям мирного населения. Однако эффект от этого был невелик.
Освобождающаяся от жесткой опеки светской власти католическая церковь была в раздробленной Западной Европе в период высокого Средневековья серьезным консолидирующим фактором, ибо одна вера, одна церковь объединяли западноевропейцев. И именно эта консолидирующая сила — церковь во главе с папством — сумела направить разрушительные силы западноевропейского общества за его пределы на иноверцев. Это было сделано путем организации крестовых походов.
Вершиной политического могущества папства стал XIII в. Тогда многие монархи Европы признали себя вассалами римских пап (особенно Иннокентия III). В своей борьбе с непокорными королями папы использовали различные средства, вплоть до таких, как отлучение королей от церкви, интердикт (запрет совершения богослужений и обрядов на определенной территории) и даже крестовые походы. В XIII в. воля пап во многом определяла политические отношения в Европе.
Политическое могущество папства было подорвано созданием централизованных государств в Европе. Столкновение папы Бонифация VIII с сильной французской монархией завершилось поражением папства и почти 70-летним авиньонским «пленом» у французских королей. Последовавший затем «великий раскол» (1378 — 1417), происходивший во время Столетней войны и едва не приведший к расколу католической церкви, еще раз показал, что папство становится инструментом политических интриг могущественных централизованных государств. Упадок папства в позднем Средневековье привел к созданию в ряде стран, например в Англии, Франции, фактически национальных церквей, духовенство которых подчинялось не столько римским папам, сколько своим королям.
Церковь и культура. На фоне общего упадка культуры в западноевропейском раннем Средневековье церкви, с течением времени и монастыри являлись очагами культуры. Духовенство и монашество были наиболее образованным слоем общества. При монастырях и резиденциях епископов основывались школы. Были там и библиотеки, хоть и небольшие. Например, собрание книг одного из крупнейших монастырей в Фульде насчитывало около 600 рукописных книг и свитков. В основном это были списки Библии, трудов отцов церкви, однако встречались и сочинения языческих античных авторов. Христианство многое отвергло из классической античной культуры, особенно то, что так или иначе было связано с языческой традицией. Вместе с тем определенная часть достижений античной культуры была передана Средневековью именно церковью. Это и латынь, и «семь свободных искусств», и основные знания в других областях наук и искусств. Наиболее яркий пример этому — популярный в средние века энциклопедический труд «Этимологии», написанный епископом Севильи Исидором в начале VII в. В этом сочинении Исидор изложил основы античных знаний по грамматике, риторике, математике, медицине, истории, праву, зоологии, астрономии, агрономии, музыке, архитектуре и т.д. Уставы монашеских орденов обычно предписывали монахам читать и переписывать книги.
В условиях почти всеобщей неграмотности населения церковь в раннем Средневековье имела настоящую монополию на образование. Наука была занятием небольшой группы интеллектуалов, в основном священников и монахов, которых интересовали главным образом богословские проблемы.
Центрами культурной жизни в высоком Средневековье становятся города. Открываются городские школы, университеты. Это подорвало монополию церкви на образование. Развитие экономики, расширение контактов с другими цивилизациями способствовали увеличению интереса к естественнонаучным знаниям. Куртуазная литература снижала влияние церкви на культуру. Тем не менее, несмотря на то что светское направление в средневековой культуре все более ширилось (особенно в позднее Средневековье, когда появляется гуманизм), влияние религии, церкви на культуру все еще было сильным. Само мировоззрение средневековых людей, в том числе и гуманистов, оставалось религиозным. Критика отдельными интеллектуалами некоторых неприглядных сторон жизни духовенства вовсе не означала, что эти мыслители были атеистами. Они оставались искренне верующими и стремились искоренить те явления, которые порочили церковь.
Церковь дала мощный толчок развитию архитектуры и изобразительного искусства. Самыми красивыми зданиями Средневековья были, как правило, храмы и монастыри. Лучшие архитекторы, художники, скульпторы считали своим долгом участвовать в их создании и украшении. Их произведения в храмах могли видеть тысячи людей.

Католическая церковь в средние века. Крестовые походы.

Церковь в Средние века уже давно не существовала на добровольные пожертвования верующих, но удерживалась она годовыми доходами, предоставленными правительством, или же за счет собственности, которая досталась христианским храмам в наследство от языческих. Многие богачи отписывали Церкви целые поместья с лесами, озерами и полями. Перед смертью многие из богатых людей завещали Церкви так и вовсе все свое состояние. Простым людям было запрещено принимать участие в любых церковных делах, чтобы они ненароком не устроили какой-нибудь революции. К тому же теперь восхождение по церковной иерархической лестнице к епископату никак не зависело от талантов или искреннего служения того или иного священника. Теперь для того, чтобы стать епископом, было необходимо иметь хорошие связи при дворе, так как священство стало очень тесно связано с государственными делами.

В Церкви появилось слишком много политики, как и в политике появилось слишком много христианства. И все совершенно искренне полагали, что все складывается как нельзя лучше, так как теперь все мирские вопросы в организованной политике государства решалось лишь именем Иисуса Христа. Но папство как институт власти все еще было недостаточно популярно среди людей. Всегда находился какой-нибудь мятежный король или правитель, который не признавал авторитета Церкви. Необходимо было какое-то общее дело, могущее объединить под крылом Римской Католической церкви государей всех христианских стран. И такое дело было найдено.

Двадцать седьмого ноября 1095 года в городе Клермон папа Римский Урбан II созвал Великий церковный совет. На нем Папа говорил, что турки разорили многие христианские храмы. Многие из этих храмов, которые они не разграбили и не сожгли, турки превратили в свои поганые мечети, где и молятся своему дьяволу, смеясь и издеваясь над всем христианским миром. Папа говорил, что во многих храмах турки сейчас держат лошадей. Вот уж вовсе непотребство неслыханное. Лошади, они ж и испражняются там, где стоят, и вообще, кто же животное, тварь бездушную, в храм Божий вводит? Не иначе, как время Антихриста пришло. Ох, близится, близится конец света. Правду люди говорят. Страшные времена настали для всех христиан. Люди, затаив дыхание, слушали папу. Урбан II говорил уверенно и громко. Его грозный голос слышали все, а кто не слышал, тому толпа, перешептываясь, доносила услышанное. Папа обращался к людям, как к единому целому, не разделяя их на священников, феодалов или крестьян. Он говорил с людьми так, словно они все были равными друг другу, ибо так оно и было на самом деле, так как все они, в первую очередь, были христианами, а уже потом священнослужителями, феодалами и крестьянами. Папа взывал к христианам, и христиане слушали его, затаив дыхание. Так с ними говорили впервые. Папа никогда не общался с простыми людьми, он предпочитал встречаться и говорить с императорами. Видать, действительно, зло великое пришло на землю, неслыханное и невообразимое. И понимание этого, осознание общей беды, надвигающегося несчастья словно сроднило всех людей. Феодалы больше не смотрели на крестьян с презрением, а сами крестьяне, казалось, даже стали выше ростом от сознания того, что сейчас, именно сейчас настал такой час, когда они стали по-настоящему нужны.

Не забыл папа обратиться и к женщинам, отчего у тех даже в горле пересохло от волнения. Они, уставшие от своего незавидного рабского положения, в котором не было ни малейшего проблеска, расправили плечи. А как же иначе? Ведь они тоже христианки, и, оказываются, тоже нужны. Папа говорил о том, что турки и арабы пронзают христиан стрелами, а младенцев поднимают на копья. Они вытворяют ужасные вещи с женщинами, насилуют их на глазах у мужей, а затем убивают, разбивая большими дубинками их животы до тех пор, пока женщины эти не умирали от страшного кровотечения. Турки сдирают кожу со стоп христиан, чтобы те не смогли скрыться от своих палачей и чтобы бедные христиане дожидались своей незавидной участи, лишенные даже надежды на то, что можно где-то отыскать помощь. Женщины, не в силах себе представить подобные изуверства, плакали, не стесняясь своих слез и даже не прикрывая лица руками. Мужчины стояли, словно окаменев. Их пальцы непроизвольно сжимались в кулаки, а на скулах ходуном ходили желваки. Ярость плескалась в их глазах. Ярость и мрачная решимость действовать, желание воевать.

Урбан II говорил о том, что всем нужно непременно выступить в поход, чтобы отвоевать святую землю Иерусалима у мусульман. Он говорил о том, что арабы и турки уже прошли по земле Византии к Срединному морю. А это значит, что теперь, когда Византия, это государство-крепость, разорена, туркам и арабам ничего не стоит вторгнуться и во Франкское государство. И пройти дальше по Европе, сея разрушение и смерть. Больше ничего не сможет сдержать этих демонов. Так не лучше ли самим нанести удар? Всем христианским миром? Люди кивали головами, соглашаясь с папой. Конечно, не нужно ждать нападения, а следует нанести удар самим. Каждому, кто отправится в этот поход, папа пообещал полное отпущение всех грехов. Если кто кого убил или чего-нибудь украл, или не платил Церкви налога, то все эти грехи можно считать прощенными, если грешник решит отправиться в поход против мусульман. Что толку в междоусобицах или дележе имущества, если скоро нечего будет делить? У христиан не останется собственности, если на их земли придут мусульмане, известные своей жадностью. Они сдирают с пилигримов в Иерусалиме непомерный налог, а если путники оказываются не в состоянии заплатить деньги, то заточают их в темницы, и затем терпеливо ждут выкупа. Если же некому бывает заплатить этот выкуп, пленников беспощадно убивают. Папа говорил о том, что турки вспарывают христианам животы в надежде отыскать в их кишках проглоченные заранее монеты. Они заставляют христиан отрекаться от своей веры, а если те не соглашаются, то отрубают им головы, чтобы затем выставить обезображенные трупы на всеобщее обозрение. Война! Только война!

Те, кто собирался в поход на Иерусалим, пришивали к своей одежде красный крест, символ христианской веры. Некоторые же, ослепленные фанатичным желанием послужить Христу, так и вовсе выжигали крест прямо на своем теле раскаленным железом. Так всем становилось ясно, что люди, идущие в поход – это не какая-то там шайка бандитов с большой дороги, а воинство Христово! Феодалы стремились как можно скорее завершить все свои дела с государством, так как торопились выступить в поход. Жены собирались ехать вместе с мужьями, сестры собирались в поход вместе со своими братьями. Папа категорически запретил женщинам выступать в поход без мужского сопровождения, дабы они не превратились из помощниц в помеху. И то правильно. Верно папа рассудил. Женщина без мужского сопровождения и без мужской же защиты превратится в источник соблазна, а воинам не стоит сейчас искушаться земными наслаждениями, им нужно посвятить все свое свободное время молитве и покаянию, дабы не растерять по дороге все свое религиозное рвение и патриотический пыл. Только так можно добиться победы! Всем вместе! Такова воля Божья! Но, конечно же, среди людей нашлись и те, кого не слишком волновал патриотизм и религиозное чувство, однако папа, предвидя это, обратился и к этим людям тоже. Он сказал, как бы невзначай, что земли Иерусалима невероятно богаты, и каждый, кто примет участие в освобождении святого города, станет обладателем части несметных сокровищ. А как же иначе? Стены Иерусалима выложены драгоценными камнями, а многочисленные ворота этого города сделаны из чистого золота. Земли вокруг Иерусалима плодородны, и климат там такой замечательный, что за год можно снимать с земли несколько урожаев. Реки и моря там богаты рыбой, так что люди, которые живут там, никогда не голодают. Это был последний и убийственный аргумент. Даже те, кто вначале сомневался: идти или не идти в военный поход, — приняли окончательное решение – идти.

Первый крестовый поход закончился полным провалом. В нем приняли участие крестьяне, которые были настолько плохо организованы, что были перебиты сельджуками еще по пути к Малой Азии. Местное население, возмущенное разнузданностью первых крестоносцев, активно содействовали туркам-сельджукам в истреблении крестьян и примкнувших к ним по дороге авантюристов, не в силах больше выносить грабежи и мародерства этих голодных и оборванных горе-вояк. А вот второй крестовый поход, который провозгласил Урбан II и который фактически был первым крестовым походом феодалов – это уже совсем иное дело. В нем приняло участие более ста тысяч человек. Уже в 1097 году византийский император переправлял из Константинополя в Малую Азию войска крестоносцев через пролив Босфор. Крестоносцы быстро овладели столицей сельджуков Никеей, затем Эдессой и Антиохией в 1098 году, образовав, таким образом, первые государства крестоносцев: графство Эдесса и княжество Антиохия. Наконец, в 1099 году крестоносцы захватили священный город Иерусалим и создали Иерусалимское королевство. Остальные государства крестоносцев на Востоке находились в вассальной зависимости от Иерусалимского королевства. 157 – ой папа Римский Урбан II скончался в том же 1099 году, через две недели после захвата крестоносцами Иерусалима. Однако он так и не успел дождаться вестей о победе армии Христа и умер в неведении, томимый ожиданием, но с непоколебимой верой в успех начатого дела. В общем и целом, история помнит восемь крестовых походов, но ни один из них не закончился полной победой Христианства.

Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.

Первоначально большинство христиан не признавали над со­бой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы.

Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, ‘ умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство.

По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание: Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только ‘» монахов.

Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. при папе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Нико­лай использовал якобы найденный им сборник старинных доку­ментов. Из них следовало, что император Константин Великий пе­редал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов — подделка.

Окончательный раскол православной и католической церквей про­изошел в 1054 г.

Статья написана по материалам сайтов: www.istmira.com, 2mir-istorii.ru, finances.social.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. D) церковь
  2. II. Церковь и нация
  3. III. Церковь и государство
  4. III.9. Католическая церковь: структура и политическая роль
  5. V. Две искусственные массы: Церковь и Войско
  6. V. Две искусственные массы: церковь и войско
  7. V. Церковь и политика
  8. XIII. Церковь и проблемы экологии
  9. XV. Церковь и светские средства массовой информации
  10. Абсолютная монархия в Средневековой Европе.