Монастырь в московской руси

«Монастырь в Московской Руси»

* На картине изображен небольшой скит, основанный в лесной глуши. Трудами монахов он постепенно превращается в монастырь.

Картина мирной жизни маленького монастыря, где трудолюбивые монахи и послушники благоустраивают землю и дают наставления воинам, отражает идеальные представления о роли монастырей и их культурном значении. Действительно, монастыри были и культурными центрами, и форпостами Руси на новых землях, и крепостями. Монахами были высшие церковные иерархи, прославившиеся гражданскими подвигами (митрополиты Алексий, Макарий, Филлип, патриарх Гермоген). Навечно останутся в истории Руси имена Сергия Радонежского, Нила Сорского, Авраамия Палицына, Сильвестра Медведева и многих других выдающихся общественных деятелей и мыслителей, литераторов и просветителей.

Монашеский подвиг состоял не только в том, что иноки вели уединенный образ жизни и исполняли обет полного послушания отцам (так называли игуменов). Они отказывались от всякого имущества, у них все было общее, и они называли друг друга братьями. Они не щадили своего тела: носили вериги – тяжелые и грубые металлические оковы (их вес иногда составлял несколько килограммов), рубили лес, пасли скот, растили хлеб, строили, мастерили разные изделия, переписывали книги и писали иконы. Инок должен был уметь делать все, так как ему могли поручить любую работу. Исключение составляли только иноки, писавшие иконы и переписывавшие книги, а также повара, которые готовили пищу. Работа в монастыре продолжалась с раннего утра до девяти часов вечера: ослушаться не мог никто. Любопытно, что заходить в кельи во время работы было нельзя.

Но не только трудом праведным служили Богу монахи: они много раз в день усердно молились. Спали монахи очень мало, ели также мало. Иногда в течение многих лет монах хранил обет безмолвия, как, например, знаменитый Сергий Радонежский. Он благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву, примирял князей, вселял уверенность в людей и смягчал своими молитвами их сердца.
Задание 1. Как выглядел русский монастырь? Что у него было общего с кремлем русского города?
Задание 2. Почему монастыри называли святыми местами?
Задание 3. Составьте рассказ «Один день монастырской жизни».
Задание 4. Прочитайте отрывок из поэмы Н.П.Кончаловской «Наша древняя столица»:

Под Москвой на дорогах,

Средь лесов и пустырей

В старину стояло много

В них отцы-монахи жили,

В храмах каждый день служили,

Да была у них земля,

Сразу видны издали –

Так и пышет плодородьем

От монашеской земли.

Все, что видно вдаль и вширь, —

Всем владеет монастырь.

Как объявится беда,

Весь народ бежит сюда.

Сохранились и поныне.

Поезжай и посмотри

Под Москвой монастыри:

И Андроньев, и Донской.

Эти стены вражью силу

Оттесняли под Москвой.
Почему Н.П.Кончаловская называет монастыри сторожами?

* Короткова М.В. История России. IX – XVIII века. 6-7 кл.: – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил. — (Дидактические материалы).

Какой в Москве самый древний монастырь?

Начиная с X века православная вера для народа Руси играла основополагающую роль. В каждом новом населенном пункте сначала ставилась церковь, а потом вокруг нее возникал город или деревня. В монастырях люди находили помощь и успокоение. Этим объясняется большое количество храмов и монастырей по всей территории современной России.

Москва является лидером по количеству религиозных объектов, а московские монастыри являются настоящей жемчужиной архитектуры Руси. Самым древним монастырем Москвы является Данилов мужской монастырь.

Он был основан в 1282 году московским князем Даниилом и стал первым монастырем на Руси. Младший сын Александра Невского князь Даниил был очень набожным человеком и славился своим умением усмирять конфликты и избегать кровопролития. Поэтому неудивительно, что первый на Руси монастырь был построен по его инициативе.

К сожалению, спустя 9 лет после основания монастырь был разрушен татаро-монголами, что привело к 200-летнему периоду запустения Данилова монастыря. Заново отстроен он был лишь в эпоху правления Ивана Грозного. Первый русский царь возвел каменные башни и стены вокруг монастыря, обеспечив ему безопасность и вернув былое величие.

С этих пор Данилов монастырь стал важным элементом обороны южных рубежей Москвы. Именно поэтому его не пощадила ни одна серьезная война – монастырь поджигали в Смутное время, а в 1812 году французские войска ограбили и осквернили его. В советское время на территории Данилова монастыря находился изолятор НКВД. На протяжении всей истории его много раз пытались уничтожить, но несмотря ни на что он стоит до сих пор и активно действует.

На кладбище Данилова монастыря находятся могилы многих видных деятелей русской культуры: поэт Н.М. Языков, писатель Н.В. Гоголь, музыкант Н.Г. Рубинштейн, художник В.Г. Перов и многие другие.

Любой посетитель монастыря будет приятно удивлен его ухоженной территорией, яркими клумбами и чистыми дорожками. В настоящее время на территории Данилова монастыря располагается резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который является также настоятелем монастыря.

Каждый год в последнее воскресенье сентября в древнейшем московском монастыре начинается фестиваль русских звонов. На старинной колокольне лучшие звонари России радуют посетителей раскатистыми перезвонами и создают волшебную атмосферу вокруг.

Монастырь находится в центре Москвы недалеко от м. «Тульская».

Адрес: ул. Даниловский вал, 22

Реферат — Монастыри 15 — 16 века

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина

Монастыри XV- XVI вв.

студентка I курса

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОНАШЕСТВА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНАШЕСТВА В XV — XVI ВЕКАХ….. 5

МОНАСТЫРИ XV- XVI ВВ………………………………….. 8

2.1. Донской монастырь…………………………………….. 8

2.2. Успенский Брусенский Коломенский монастырь…. 10

2.3. Свято-Успенский Старогорский монастырь………….. 11

2.4. Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь…. 13

2.5. Богородично-Успенский (Большой) монастырь…….. 16

Приближаясь к древнему русскому монастырю , мы издали видим мощные белые стены с массивными башнями, купола церквей, блестящие на солнце кресты. Взору открывается чудный таинственный город-крепость, за крепкими стенами которого идет особая, непонятная мирянам жизнь. Здесь свои ценности, свои святыни, свой устав, свой распорядок дня. В боголепных богато украшенных храмах, и в маленьких аскетических кельях каждодневно звучат молитвы Господу, Богородице, святым, молитвы очищающие, искупляющие и сохраняющие мир и людей.

За древними стенами оживают «преданья старины глубокой»: здесь вспоминаются страницы нашей истории, ушедшие, казалось бы, во тьму веков, здесь являются мысленному взору иноки, прославившиеся своими подвигами, чувствуется дух русских подвижников благочестия, из поколения в поколение передававших нравственные идеалы наших предков, их понимание веры и мироздания. Здесь острее чувство Родины, здесь сердце более глубоко воспринимает ее былое величие.

Образы древнерусской архитектуры в нашем сознании навсегда связаны с белокаменными стенами, золочеными главками куполов, шатрами колоколен и многоцветными узорами настенных росписей. В разных областях Руси были и свои отличия в архитектуре. Так, белокаменные соборы Владимира и Суздаля поражают изяществом форм и пропорций, богатством и тонкостью каменной резьбы. Постройкам Новгорода свойственна строгая красота. Псковские зодчие любили создавать живописную асимметричную композицию из объема здания, купола и звонницы. [1]

Вторая половина XV- XVI вв. была ознаменована на Руси крупными успехами в государственном строительстве. По всей Руси создаются замечательные каменные шатровые храмы, начинается обширное строительство городов и монастырей.

XVI век примечателен появлением в Москве своеобразных храмов, имеющих шатровое покрытие, т. е. покрытие в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Таковы храм Вознесения в Коломенском (ныне район Москвы) и храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Праздничная нарядность, разнообразие форм и обилие цвета — эти характерные черты русской архитектуры той поры сохраняются до конца XVIIв. [2]

Значение принятия христианства на Руси трудно переоценить. Христианство стало причиной ликвидации языческих обычаев, смертной казни, междоусобных княжеских войн, жертвоприношений, кровопролитий. Оно стало основой для развития русской культуры и политики, русского законодательного права и укрепления международного положения страны. Воплощением правил и традиций христианства, хранителями знаний на Руси являются монастыри.

Изучение житийной литературы, древних преданий, истории создания, архитектуры русских монастырей историками России начато сравнительно недавно. Изучение истории и архитектуры монастырей XV- XVI вв. особенно интересно. Такие памятники древнего зодчества, как правило, отличаются индивидуальностью, своеобразием.

Таким образом, работа в направлении изучения монастырей XV- XVI вв. является актуальной, тема имеет историческое, гражданственное значение.

В данном реферате на основе анализа учебной и научно-публицистической литературы мы рассмотрим основные понятия монашества и основные направления монашества предложенного к рассмотрению периода, и уделим внимание нескольким отдельно взятым монастырям.

Теоретическую основу реферата составили работы следующих авторов: Т.С., Еремина, Тихон Бронницкий, А. Лакс и др.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОНАШЕСТВА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНАШЕСТВА В XV — XVI ВЕКАХ

Монахи и монастыри есть не только в Русской Православной Церкви, но и в католической церкви, и у буддистов. С монастырскими обителями можно встретиться и в России, и в странах Западной Европы, и в Америке, и в Индии, и в Монголии, и в Китае, и на Тибете.

Возникшие на Руси со времени принятия христианства, монастыри, поддерживающие духовное наследие народа, на протяжении всей многовековой истории были необходимой составляющей частью общественной жизни. Когда было нужно, уединенные обители превращались в монастыри-крепости, встававшие на защиту своей Родины, и монахи-отшельники вместе с воинами готовы были отдать жизнь за Отчизну.

Что такое «монастырь»? Слово это греческого происхождения («монос» — один, одинокий) и переводится как «уединенное жилище». Основателем монашества считается отшельник преподобный Антоний Великий, живший в III веке нашей эры в Среднем Египте.

«Монах» — это одинокий, уединенно живущий человек, давший обет вести аскетическую, т.е. полную воздержания жизнь в монастыре в соответствии с требованиями монастырского устава. [3]

Человек, уходя от суеты мирской жизни и вступая в жизнь иноческую, давал три главных обета: целомудрия, послушания и нищеты. Отказываясь от семейного и супружеского счастья, от богатства и житейской гордыни, инок добровольно запирал себя за монастырскими стенами, чтобы стремиться к небесному, не связывая себя ничем земным. Существует высшая степень монашества — схима, которая бывает малая и великая. Схимник берет на себя дополнительные подвиги: молчание, отшельничество, особо строгий пост. Иногда схимник уходит в затвор, то есть прекращает всякую связь с внешним миром, не выходя годами из кельи или пещеры.

Во главе монастыря стоял настоятель (игумен), а в особо крупных монастырях — архимандрит. Ему был придан целый штат помощников, ведающих различными направлениями деятельности обители. Настоятель поучал братию словесно, налагал наказание — епитимью, которая состояла в прочтении большего числа молитв и отдании поклонов, в выполнении каких-либо работ, в соблюдении молчания или воздержания от пищи на различные сроки. Сейчас монастырские уставы не так строги, они более приближаются к условиям обычной жизни. [4]

Первоначально монашествующие жили обособленно, одиноко. Еще в IV веке египетский монах Пахомий Великий создал общежительский монашеский устав, в котором регламентировались все стороны жизни обители. Отныне инок работал не для себя, а только на общую пользу, был лишен малейшей личной собственности, и все его поведение было строго расписано.

Однако московские, новгородские, киевские и прочие монастыри также накапливали свои богатства за счет земельных вкладов, дарений сел, лугов, лесов и других угодий. Вместе с селами в монастырское ведение переходили и крестьяне, постепенно монастыри становились крупными землевладельцами.

В конце XV — начале XVI веков на Руси возникли два направления в монашестве: «стяжатели» и «нестяжатели». Преподобный Нил Сорский, создавший скит на реке Соре близ Кирилло-Белозерского монастыря, побывавший в Палестине, Константинополе, на Афоне, вместе со старцем Вассианом Косым (Патрикеевым) выступал за отказ Церкви от всех земных богатств. Они считали, что владение этими богатствами и, в первую очередь, земельными наделами, противоречит христианскому учению и подрывает нравственный авторитет Церкви. [5]

Против Нила Сорского и Вассиана Косого ополчился другой видный церковный деятель того времени — настоятель Волоколамского Успенского монастыря Иосиф Волоцкий, возглавивший группу поддержавших его лиц, получивших название «иосифлян» («осифлян»).

В 1503 году состоялся церковный собор, который обсуждал этот спор между «нестяжателями» и «иосифлянами», «стяжателями».

Выступил Нил Сорский и начал «глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы я рукоделием», то есть содержали бы себя сами, обрабатывая землю, изготавливая необходимую утварь или прося милостыню.

Однако почти весь собор восстал против подобного предложения. Игумен Иосиф Волоцкий, не отрицая единоличного иноческого подвига в пустынножительстве, ведущего свое начало от Антония Великого, все-таки защищал «стяжание». Он выступал за крепкие, богатые монастыри, которые будут твердой опорой для сильной княжеской власти.

Собор отринул предложение «нестяжателей» о ликвидации монастырского землевладения. Иван III также отказался от поддержки Нила Сорского, но зато получил благодарность Церкви, которая стала опорой великокняжеской власти. Иосиф Волоцкий сделал и еще один шаг: в 1507 году его монастырь перешел под власть (патронат) самого великого князя Московского, укрепляя таким образом зарождающееся государство. А теория Иосифа Волоцкого о божественном происхождении царской власти, которую он выдвигал и развивал в своих произведениях, также в немалой степени способствовала укреплению самодержавия и установлению сильного правления русских государей.

2. МОНАСТЫРИ XV- XVI ВВ.

2.1. Донской монастырь

Донской монастырь основан в 1591 г. сыном Ивана грозного царем Федором Ивановичем на юго-западе Москвы, на бывшей крымской дороге, между Тульской и калужской дорогами на месте главного стана (обоза) русских войск, обративших в бегство крымского хана Казы-Гирея. Монастырь заложен на месте, где находилась походная церковь преподобного Сергия – палатка с Донской иконой Божией Матери — покровительницы воинов, которую св. Дмитрий Донской брал в 1380 на Куликовскую битву. Монастырь был звеном южного оборонительного пояса между Даниловым и Новодевичьим монастырем, у Калужских ворот Москвы.

В начале XVII в. во время польско-литовской интервенции монастырь был разграблен и опустошен. Восстановлен он был царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем. В 1812 г. Донской монастырь подвергся разграблению, но здания его уцелели, а ценности заранее вывезли в Вологду. Восстановлен он был при помощи атамана войска Донского графа М.И. Платонова.

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в основном между 1680—1730. Это — памятник московского барокко. Прямоугольный в плане, монастырь в 1680— 1711 был окружен кирпичными с белокаменными деталями стенами с 12 башнями (8 квадратных, 4 круглых), сооруженными на государственные средства и пожертвования вдовы думного дьяка Я. Л. Кириллова. Над северными Святыми воротами парадного въезда, на средства царицы Прасковьи Федоровны и царевны Екатерины Ивановны, в 1713—1714 был сооружен храм Тихвинской иконы Божьей Матери (приписывается архитектору И. П. Зарудному). Над западными проездными воротами — колокольня по рисункам Д. Н. Ухтомского, нижний ярус — арх. Д. Трезини, остальные — И. И. Шедель, А. П. Евлашев. Под колокольней — храм святых праведных Захарии и Елисаветы.

От первоначальных строений сохранился заложенный при основании монастыря собор Донской Божией Матери или Малый (Старый), основанный Борисом Годуновым собор, перекрытый крестовокупольным сводом, одноглавый, бесстолпный с пристроенными царем Федором Алексеевичем двумя приделами. С храмом соединены трапезная и шатровая колокольня. Сооружение храма приписывается зодчему второй половины XVI в. Ф. С. Коню. Храм несколько раз перестраивался.

Собор Донской Божией Матери (Большой или Новый собор) построен в 1684—1698 гг. по обету, данному царевной Софьей, «иждивением» сестры Петра I Екатерины Алексеевны. Выделение государственных средств прекратилось из-за войны с Крымом, и собор достраивался на монастырские средства и пожертвования частных лиц.

Храм пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко. Четыре главы размещены крестообразно частям света. Центр, часть — и форме куба с круглыми выступами с четырех сторон. Один из выступов образует алтарную часть. Храм стоит на подклете, окружен двухъярусной арочной обходной галереей (1684—1693 гг.), которая первоначально была открытой. В соборе — восьмиярусный иконостас, резной, выполнен в стиле московского барокко К. Золотаревым, Л. Андреевым, Г. Алексеевым, И. Федоровым. Два нижних яруса обрамлены позолоченной резьбой. Столпы украшены изображениями праотцев и пророков. В 1748 с юга к собору пристроена двухэтажная ризница.

В 1711 Имеретинский царь Арчил Вахтангович похоронил в подклете собора останки своих сыновей — Александра, скончавшегося в шведском плену, Матвея и Давида, а в 1712 устроил здесь храм в честь Сретения Господня. На территории монастыря находятся также храмы преподобного Александра Свирепого, св. Иоанна Златоуста и св. великомученицы Екатерины. В храме св. Архангела Михаила в советское; время были собраны надгробия работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева, В. И. Демут-Малиновского, Ф. Коня, Д. Трезини, И. П. Витали и др.

В юго-восточной части монастыря на старом Донском кладбище сохранились могилы захороненных здесь грузинских царевичей, участников Отечественной войны 1812, декабристов 13. П. Зубкова, М. М. Нарышкина, П. И. Свигунова, философов П.Я. Чаадаева, С. П. Трубецкого, писателей М. М. Хераскова, Л. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, князя Я. П. Шаховского, поэта В. Л. Пушкина — дяди А. С. Пушкина, архитектора О. И. Бове, художника В. Г. Перова, историков В. О. Ключевского, П. И. и Д. И. Бантыш-Каменских, князя М. М. Щербатова, родоначальника русской авиации Н. Е. Жуковского, архитектора П. Д. Барановского и др.

В XVIII и первой полов. XIX в. кладбище стало местом погребения знатных родов дворянской Москвы, позднее именитого купечества. В начале XX в. создано примыкающее Новое Донское кладбище, где после его открытия были захоронены — проф. С. Л. Муромцев (председатель I Государственной думы), другие думские деятели, художник В. Л. Серов, языковед Ф. К. Корш.

На территории Нового Донского кладбища – братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, и тайное захоронение жертв политических репрессий, долгие годы известное под названием «могила невостребованных прахов № 1». [7]

2.2. Успенский Брусенский Коломенский монастырь

Успенский Брусенский Коломенский монастырь основан в 1552 г. при царе Иване IV Грозном и Коломенском епископе Феодосии в память о покорении Казани. В том же году был сооружен Успенский храм монастыря — один из первых памятников русского каменного шатрового зодчества. Согласно местному преданию мерными насельниками монастыря были участники Казанского похода.

С древних времен в монастыре находился один из самых ранних списков (копий) с чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. Первоначально монастырь был мужским, но не позже XVIII в. стал женским. В XVII в. в нем было пять храмов. В 1098 монастырь был опустошен пожаром. В XVIII в. в монастыре велось каменное строительство: были возведены келейный корпус и ограда в псевдоготическом стиле.

Расцвет монастыря пришелся на время правления игумений Олимпиады, возглавлявшей обитель в 1848—1873 гг. Монастырь знаменит следующими храмами: Успенским (возведенным в 1552 г., перестроенным в XVII—XIX вв.) с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Иоанна Златоуста и Крестовоздвиженским (1852—1855 гг.).

Монастырь был закрыт в 1920 г. Большинство монахинь выслано в Сибирь. Оставшиеся в Коломне сестры молились в храме Воскресения Словущего до его закрытия в 1929 г. В Успенском храме монастыря разместили складские помещения, а в лишенном куполов Крестовоздвиженском храме с 1934 г. было овощехранилище. В 1957 г. Успенский храм был отреставрирован, монастырь возрожден в феврале 1997 г. [8]

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector