Традиции воспитания детей в исламе

Ислам известен строгими законами, радикальными взглядами. Какие же интересные особенности у мусульман, что можно перенять в воспитании подрастающего поколения?

Особенности воспитания детей в исламе

Воспитание проходит строго в исламских традициях, формируются моральные нормы, взятые из заповедей Корана. Ребенка с детства учат почитать взрослых, быть порядочным.

Принципы воспитания в исламе:

  1. Малыша растят в вере. С ранних лет ему прививают веру в Аллаха, почитание своей религии. Очень строго следят взрослые за тем, чтобы малыш соблюдал заповеди. В исламе они называются сунны.
  2. Конфликты исходят не от ребенка, а от его окружения. Если ссоритесь с ребенком, значит на него дурно влияют в садике, школе, друзья, родня или кто-то еще, а сам малыш не виноват, ведь он — открытая душа, чистый лист.
  3. За становление духовных ценностей у малыша отвечает его семья перед Богом.
  4. Религия должна быть в радость, а не обязаловкой.

Воспитание детей в исламе

Множество легенд ходит про суровое воспитание в исламе. А вот поощрение тоже весьма интересное. Чтобы похвалить ребенка, которого с малых лет приучают к религии и развитии внутреннего мира, мусульмане говорят, что Аллах доволен им. Это очень мощный стимул в верующей семье, сказать малышу, что Бог одобряет его поступки, радуется за него. Так у ребенка формируется представление о том, что Бог присматривает за ним, помогает ему. А каждое хорошее действие ребенка прославляет Аллаха. Вот такой стимул.

Само рождение ребенка в исламе считается великим счастьем. Семья создается для того, чтобы дать жизнь детям. Это ее основное предназначение по мнению мусульман. При рождении ребенка семья получает довольство Аллаха, ведь они продолжают свой род на Земле. Ребенок в доме — благодать для мусульманина. Чем больше детей, там легче дается их воспитание, и тем больше благодать в доме, говорит пророк Мухаммед.

Советы в воспитании от мусульман:

1. Чем раньше, тем лучше. Часто вы думаете, да позже успею объяснить это сыну. А потом может оказаться поздно. Лучше вы сами научите своего малыша, чем это сделают чужие люди.

Одна мусульманка еще при беременности читала сыну вслух Коран, когда он родился, читала молитвы вместе с грудничком. Позже объяснила ему, почему она молится, как просить Бога, зачем она это делает. В итоге в 5 лет малыш читает молитвы, верует в Бога и имеет представление о том, как нужно жить мусульманину, знает о морали, запретах, добре и зле и так далее.

2. Ребенок многое не осознает, он просто хочет понравится. Поэтому копирует зачастую поведение более взрослых товарищей из школы, из кино и так далее. Эти товарищи могут научить его плохому. Задача родителей с мудростью и пониманием решить эту проблему, а не обвинять и наказывать ребенка. Он не виноват. Он просто ищет пример для подражания.

3. Родители стараются воспитать ребенка так, чтобы к подростковому возрасту у него уже была своя точка зрения и умение отстоять ее. Потому что в подростковом возрасте предстоит много соблазнов и нужно уметь сказать «нет» наркотикам, беспорядочным половым связям, алкоголю и так далее. Зачастую родители добиваются этого тем, что планируют с детства, какой характер они хотят воспитать у своего ребенка, задумываются, какие качества ему понадобятся в жизни. Они не ограничиваются только заботами об образовании, как это зачастую делаем мы. Мусульмане наравне с умственным развитием, занимаются развитием душевных качеств ребенка.

Воспитание детей в мусульманских традициях

Воспитание в исламе

Воспитанию детей в исламе уделяется очень большое внимание. Ребёнок в исламской семье воспитывается в соответствии с правилами, законами и нормами религии и нравственности. Приобщение детей к мусульманству происходит с самого его рождения. При рождении младенца присутствуют только матери. Но, если мужчины изъявят желание, то они могут присутствовать на совместных родах с женами.

Новорождённого в первые минуты жизни умывают и произносят, при этом, молитвы, которые предписаны исламом для этого события. В правое ухо малышу произносится азан (призыв к молитве). Азан включает в себя такие формулы, как: такбир («Аллах велик») и ещё одна формула — шахада («Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха») и другие. Каждая из формул проговаривается до четырёх раз. В левое ухо ребёнку произносят молитву.

После проведения такой традиции ребёнок становится приобщённым к исламу. Очень важным моментом в исламе является выбор хорошего, сильного имени для малыша. В мусульманском обществе очень много имён несут в себе древние арабские корни.

На следующий день после рождения ребёнка продолжается выполнение необходимых обрядов. Днём голову крохи обязательно бреют. Потом обязательно раздают деньги беднякам и калекам на улице.

Обязательно готовят богатый стол. К столу обычно собираются все родственники, соседи, друзья и хорошие знакомые. Но главной задачей организации праздничного стола является угощение и раздача еды беднякам.

Самой лучшей пищей для грудного малыша является грудное молоко. Грудным молоком стараются кормить ребёнка до одиннадцати месяцев, как минимум.

По традициям ислама заботу, уход и воспитание ребёнка дошкольного возраста (точнее, в течение первых 2-7 лет) является ролью матери в семье. Когда малыш достиг возраста двух-семи лет, то воспитание ребёнка становится ролью отца. Девочки продолжают воспитываться матерью.

Но, как показывает практика, родители во многих мусульманских семьях предпочитают вместе воспитывать детей. Если ребёнок сирота, то его воспитание, по обычаям ислама, переходит к его родным бабушке и дедушке. Если же и их у ребёнка нет, то обязанность в семье по воспитанию выполняют его тётя и дядя.

Пророк Мухаммед, будучи сиротой, сам вырос без родителей и проявлял большое беспокойство о том, чтобы защитить права любого ребёнка. Об этом говорится и в Священном Коране, который включает строгие правила по этому поводу.

Все ведущие религии мира учат детей почитать и уважать родителей. Ислам не является исключением. «И завещали Мы человеку добро к его родителям» — гласит Коран (29:7).

Любовь, почтение и забота о родителях — это главное, чему учит Коран детей: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние». Священное Писание наставляет, что даже когда ребёнок вырастает, то он не должен бросать и сторониться своих состарившихся родителей, нельзя перечить им и, тем более, ругаться с ними. Наоборот, нужно «говорить им слово благородное», выражать матери и отцу своё смирение и терпение, проявлять милосердие и просить Господа за них.

Обязанностью родителей является воспитывать ребёнка в духе исламских семейных обычаев, формировать у него веру в Аллаха и посланника его Мухаммеда. Если же родители не почитают аллаха и отступились от веры, то ребёнок имеет полное право покинуть дом своих родителей. Потому что, по исламским канонам, вера в Бога имеет приоритет выше, чем любовь и почтение к родителям.

Во всех других случаях, выражать почьтение и уважение своим родителям, а также старшим, по возрасту, людям — это абсолютная обязанность каждого мусульманина. В одном из хадисов говорится о том, что послушание своему отцу — это такое же благое дело, как и покорность Аллаху.

На основе статьи врача,
профессора, доктора медицинских наук
Нурлана Касабулатова.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Воспитательные традиции мусульман

Воспитательные традиции мусульман – воспитание подрастающего поколения в традициях Ислама. Ислам – одна из наиболее распространенных религий мира, но характер его влияния на культуру человеческих сообществ неоднозначен и зависит от конкретно-исторических обстоятельств данного общества. Так, говоря о сегодняшних реалиях существования ислама, мы должны иметь в виду два варианта его религиозно-культурологического влияния на людей. Первый из них отражает условия существования Ислама в так называемых странах «исламскою мира», где он обладает силой, максимально детерминирующей мировоззрение и нравственность самых широких слоев населения. Другой вариант характерен для государства, в котором признаки мусульманской цивилизации не являются преобладающими, хотя и присущи по культурно-историческим традициям части его населения, как это характерно для некоторых народов Поволжья.

Основа и суть ислама – это воспитание высоконравственных, мыслящих, справедливых и добродетельных людей. Эти качества служат мерой умственного развития правоверного мусульманина. Люди с положительными качествами считаются лучшими людьми перед Аллахом. Поэтому мусульманин, не стремящийся сознательно выработать эти качества, тем более, если он занимает руководящие посты и проповедует Коран, скорее походит на бездушный, не мыслящий граммофон: только милость и милосердие, человечность и порядочность, благовоспитанность и добродетельность, знание и трудолюбие, справедливость и любовь ко всем людям и творениям Аллаха превращают человека в истинно правоверного мусульманина. Проповедовать Коран и Сунну, не вырабатывая сознательно в себе этих качеств – это позор и насмешка над религией Аллаха.

Основополагающей установкой исламской этики является идея нерасторжимой связи веры и нравственности. Согласно мусульманской традиции, вера (иман) состоит из 3 элементов: внутреннее восприятие (итикад), исповедование словом (икрар), совершение добрых дел (амаль). Вера должна соединяться с добродетелью (исхан) и с исламом (вручением себя Аллаху с чувством зависимости). Из всего этого складывается религия (дин) в общем смысле слова.

Таким образом, вера без дел греховна, и лишь единство веры и добродетели представляет нравственную ценность. Это главный принцип исламской социально-нравственной доктрины. Долг родителей перед своими детьми состоит в том, чтобы дать им нравственное благовоспитание и привить добродетельность. Все это возможно только путем знаний и стремления к истине, таково требование ислама.

Вот только некоторые воспитательные идеи, заключенные в хадисах:

1.-Не будьте тунеядцами и обузой для других людей.

2. В Судный день каждый будет опрошен о следующих пяти вещах: на что он истратил свою жизнь? Куда использовал свою молодость? Какими путями приобрел земные блага? Как и куда истратил приобретенное богатство? Как использовал приобретенные знания?

3. Лучшее наследство и подарок отца сыну – это прекрасное воспитание.

4. Сперва делай добро матери, затем матери и еще раз матери, а потом отцу.

5. Устанавливайте справедливость между детьми.

6. Никого ни в чем не загружай, не обязывай, не эксплуатируй. Если даже сидишь на коне или подводе и упал кнут, то и тогда не проси, чтобы тебе подали кнут. Слезь и сам возьми кнут.

7. Прекрасный характер – половина Ислама.

8. Лучший из вас тот – у кого характер прекрасней.

9. Чрезмерная любовь к жизненным благам и богатству – начало всех грехов.

10. Лучший из вас тот, кто более полезен другим людям, ориентирует их в сложной обстановке.

11. Не ругайтесь, не отворачивайтесь, не завидуйте, будьте братья-ми.

12. Аллах больше всего любит тех, кто призывает других к добру, справедливости и истине.

13. От бессовестного не жди добра.

14. Одиночество лучше плохого друга.

15.Рай находится у ног ваших матерей (в исполнении сыновнего долга перед матерью).

16. Долг детей перед родителями: если родители голодны, их накормить (содержать), если без одежды, одеть, если призывают, откликаться, если что-то поручают, выполнять, разговаривать с ними, не забегая вперед, любить для них то же самое, что любишь для себя.

Среди положительных общечеловеческих качеств личности Ислам выделяет чистосердечность, отсутствие высокомерия, добродетельность, щедрость, разумную бережливость (рачительность). Среди отрицательных черт – необоснованный обман, высокомерие, показуху, зависть, жадность (скупость), расточительность.

В Исламе представлен достаточно богатый выбор воспитательных средств и приемов, обеспечивающих формирование в детях высоких моральных качеств и принципов. В частности, своеобразно трактуется в источниках ислама сам процесс воспитания ребенка, сравниваемый с возведением здания – кирпич за кирпичом, что подчеркивает его постепенность, последовательность накопления в личности нравственных качеств и полезных привычек. Об этом есть указания в Хадисах. В воспитании рекомендуется пользоваться многообразием существующих методов, ставя их в зависимость от особенностей личности воспитуемого. Из воспоминаний о деятельности пророка Мухаммеда следует, что те или иные моральные воздействия по отношению к сироте, ребенку из благополучной семьи, взрослому, подростку должны быть абсолютно разными, что вполне созвучно известному принципу научной педагогики индивидуального подхода в воспитании. В качестве наиболее значимого способа воздействия на личность рассматривается стимулирование.

Своеобразны в системе исламского воспитания словесные методы воздействия: диагностичность, рассуждающий характер текстов Корана и в Хадисах помогают моральному самоуглублению подростка; эмоциональность изречений, содержащихся в этих же источниках, стимулирует пробуждение нравственных чувств; увлекательность и образность коранических сказок облегчает доведение их морального смысла до ума ребенка. Большое эмоциональное воздействие способна оказывать проповедь, в которой содержатся ценные нравственные наставления, призывы к справедливости, добрым делам и воспитывается отвращение к мерзости порока.

Ислам и проповедуемая им нравственность не только не противоречит общечеловеческим ценностям, а напротив усиливает их, способствует их закреплению, подводит молодежь к непреложной истине: только вера, чистые помыслы, высокая нравственность есть точка опоры в любых, даже самых неразрешимых обстоятельствах. Культивируемая исламом испокон века физическая и нравственная чистота источала силу духа. Человек не может выжить без того, что называют душой. Убийство духовности, в конечном счете, означает самоубийство. Вот почему загрязнение окружающей среды есть не что иное, как следствие загрязнения человеческой души.

Медицинские интернет-конференции

Абд аль-Маджид Халяби. Воспитание детей в исламе. М., 2010
Рощин М. Традиционное мусульманское воспитание и образование//Отечественные записки.2004.№3(18).

Традиции воспитания в исламе

Алигаджиева Д.Л., Ибрагимова А.Н.,

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

Воспитание играет ведущую роль в формировании и развитии личности человека, является своеобразным механизмом управления процессом социализации. Эффективность воспитания зависит от родителей, от веры и от условий, в которых вырос ребенок. Семья – это основа любого общества, поскольку она закладывает фундамент для становления нравственной позиции ребенка. В каждой исламской семье существуют свои уникальные особенности воспитания. Нормы ислама определяют нравственное воспитание детей, как одну из главных обязанностей родителей, причем обязанность возлагается на мать. Основой воспитания считается личный пример. Целью является воспитать мусульман в соответствии с исламскими нормами, которые изложены в священной книге «Коран»: донесение до ребенка того, что он — раб Аллаха; развитие личности в соответствии с законами и ценностями ислама; целеустремленность в построении благочестивой исламской уммы, т.е. религиозной общины; удовлетворение как жизненных, так и религиозных потребностей.

Кроме семьи, значительную роль в воспитании мусульман играют мечети, исламские школы, университеты. Мусульманское воспитание связанно с чтением и арабской литературной традицией. В образовательной сфере воспитанием занимается алим — ученный. Это просвещенный и воспитанный человек, который имеет определенные знания, огромный опыт и знает все суры Корана. В основе обучения и воспитания лежит заучивание наизусть Корана, хадисов и комментариев к священным текстам. Говоря о вопросах воспитания, следует иметь в виду особенности половой идентификации в подростковом возрасте, подростки начинают заботиться о том, как им дальше себя вести, как надеваться и т.д. В таких учебных заведениях важным является воспитание целомудрия, которое является моральным и религиозным идеал, требующим избегания каких-либо стимулирующих и возбуждающих контактов с противоположным полом.

Таким образом, можно сделать вывод, что в воспитании главным является формирование духовного мира, уважения к старшим и к своей религии.

1. Абд аль-Маджид Халяби. Воспитание детей в исламе. М., 2010

2. Рощин М. Традиционное мусульманское воспитание и образование // Отечественные записки. 2004. №3(18).

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector