Традиции крестьян в 17 веке

Быт крестьян в 17 века

Характерной чертой быта является его консервативность: человек с трудом расставался с передаваемыми из поколения в поколение привычками, веками складывавшимися нравственными устоями и обрядами, а также представлениями о моральных ценностях. Именно поэтому в XVII в. в основном продолжали жить по Домострою.

Важнейшая черта феодального быта состоит в том, что экипировка человека, архитектура жилища и его внутреннее убранство, домашняя утварь, пища и многое другое находилось в прямой зависимости от сословной принадлежности человека. Горлатную шапку и соболью шубу мог носить только боярин, в то время как крестьянин должен был довольствоваться зипуном из грубого сукна домашнего изготовления или кожушком из овчины и столь же недорогим головным убором — войлочной шляпой летом и суконной, подбитой овчиной, — зимой. Стол боярина по богатству и разнообразию блюд отличался от крестьянского в такой же мере, как боярская усадьба от крестьянской избы. Эту зависимость быта от сословной принадлежности подметил наблюдательный Котошихин: «А в домях они своих живут против тогх», кто какой чести и чином».

В то же время в быту прослеживаются некоторые общие черты, обусловленные общностью социальной, экономической и политической среды, в которой жили люди. Глубокие социальные различия между боярином и крестьянином не исключали того, что оба они по отношению к царю являлись не гражданами, а холопами.

Крепостное право лишало крестьян не только личной свободы, оно властно вторгалось в имущественные отношения и семейную жизнь, нарушало неприкосновенность домашнего очага, попирало личное достоинство человека. Полная зависимость крестьянского бытия от произвола барина, грубое вмешательство помещика в заключение брачных союзов, предоставление помещику права чинить над крестьянами суд и расправу за все случаи нарушения феодального правопорядка, кроме дел, связанных с убийством, право пытки крестьян оказывали огромное влияние на формирование крестьянской психологии и представление о человеческом достоинстве. Но этот же произвол вел к накоплению вражды и ненависти, готовности крестьян встать на путь отчаянного стихийного сопротивления, что находило наиболее яркое отражение крестьянских войнах.

Господствовавшие в стране крепостнические порядки и самодержавный строй оказывали влияние и на дворянство, создавая внутри его иерархию отношений и развивая в представителях господствующего сословия чувство холопской угодливости, смирения и кротости к лицам, занимавшим по отношению к ним более высокую ступень, и безнаказанной жестокости, хамства и высокомерия по отношению к тем, кто стоял ниже.

Другой особенностью феодального быта являлась замкнутость жизни людей. В первую очередь она определялась замкнутостью их хозяйственной деятельности: каждый крестьянский двор представлял нечто изолированное, способное существовать независимо от других дворов. Натуральный характер хозяйства позволял и барину обходиться плодами крестьянского труда и не прибегать к услугам рынка: к месту жительства помещика тянулись обозы со всякой снедью и изделиями крестьянских промыслов.

Традиции крестьян в 17 веке

Актуальность. XVII век для России время становления общегосударственных сословий. В сословной структуре в связи с этим, проявились пережитки удельных времен. Так, присутствие множества уровней в политической элите общества того времени явилось прямым наследием феодальной раздробленности. Общество того времени характеризовалось сословностью, когда каждый человек по положению находился в строгой зависимости от своей сословной принадлежности, определяющей его род деятельности, круг и способ взаимоотношений, диктующей особый кодекс поведение и тип одежды, которую человек должен носить. По сравнению с феодальным сословием, в особенности дворянством XVII века, положение холопов и крестьян находилось в худших условиях, хотя в жизни самих крестьян были различия: лучше жилось дворцовым крестьянам, хуже всех жили крестьяне мелких светских феодалов. Крестьянское хозяйство, как и хозяйство помещиков, сохраняло в основном натуральный характер: крестьяне производили сами, а помещики – пользовались тем, что они доставляли в виде натурального оброка: птицу, масло, мясо, сало, яйца, а также промысловые изделия: грубое сукно, полотно, глиняную и деревянную посуду и пр. В XVII веке происходит расширение землевладения крепостничества за счёт пожалования помещиков-дворян дворцовыми и чёрными землями, что привело к росту численности закрепощённого населения. Постепенно в среде дворянства утрачивается прямая связь между службой и вознаграждением за нее: поместья закрепляются за родом даже тогда, когда его представители перестают нести службу. Права распоряжения поместьями приобретали более широкий характер, и со временем поместье теряет черты условного землевладения и приближается к вотчине, имеющие к XVII веку формальные различия. Данной проблеме посвящено большое количество литературы советского и российского периода, поэтому тема сохраняет свою актуальность и сегодня. Ведущими исследователями крестьянского вопроса рассматривались общие положения крестьян всех категорий, а также и по отдельности. Наиболее полно этот аспект представлен в работах Я. Е. Водарского, В. М. Важинского, А. Н. Сахарова. Целью работы является раскрытие особенностей жизни крестьянства XVII века. Задачи: во-первых, рассмотреть обустройство крестьянской жизни в соответствии с законом; во-вторых, необходимо определить экономико-правовое положение крестьян в данный период; в-третьих, рассмотреть жилищно-бытовые условия крестьянской жизни.

Жизнь крестьян испокон веков была довольно непростой. Положение крестьян во многом усугубилось принятием Соборного Уложения и последующими актами относительно крестьян. В XVII в. крестьяне дают обязательства, ограничивающие права их ухода и предоставляющие владельцу право распоряжаться в той или иной степени личностью крестьянина. Закрепощаются и крестьянские дети, жившие при отце и не несшие тягла, и попадают, как не привязанные к тяглу, в полное распоряжение владельца. Выход крестьян заменяется их вывозом, и притом с согласия прежнего владельца, а это является с течением времени, по существу, продажей их. Правительство заботилось только о том, чтобы крестьяне выполняли государственные повинности, и сделало владельца ответственным за уплату этих повинностей. К концу XVII в. продолжается сближение владельческих крестьян с холопами. С одной стороны, владельцы сажают холопов на землю, с другой — государство стремится обложить холопов повинностями в свою пользу, но закон все-таки строго разграничивает эти две группы населения. Положение монастырских и черносошных крестьян было отнюдь не лучшим. Как и частновладельческие они несли разного рода повинности. Но положение черносошных крестьян в этом отношении было куда лучше, ведь в отличии от частновладельческих и монастырских крестьян они несли повинности только в пользу государства, тогда как крепостные и прикрепленные к монастырям крестьяне были обязаны и перед государством и перед их непосредственным владельцем, будь то помещик или монастырь. XVII век стал пиком нарастающего возмущения крестьян: бунты и крестьянские войны характерны для этого периода. Все проводимые реформы тяжелым бременем ложились на плечи крестьян как самого основного податного населения. Законодательство, якобы защищающее права крестьян вступало в силу очень редко. Этим пользовались феодалы, все сильнее эксплуатируя тяглое население, взимая с крестьян практически все, вплоть до оставленного на посадку зерна. Тем самым обрекая крестьян на полуголодное существование. Изучая быт крестьян, приходим к выводу, что хлеб и вода были основной едой крестьянского стола. Государство и феодалы постоянно увеличивали свои аппетиты. К тому моменту система прогрессивного налога отсутствовала и поэтому в качестве «дойной коровы» выступало наименее защищенное в своих правах и самое многочисленное сословие, а именно крестьянство. Тем не менее, в большинстве случаев, крестьянам приходилось мириться со своим положением. Ведь в их защиту государство вступало лишь в редких случаях, а именно когда дело доходило непосредственно до убийства крестьянина феодалом. Подводя итог, хочется отметить, что несмотря на свое тяжелое положение крестьяне жили и по своему радовались жизни. Наиболее сильно это отражается в проведении различных праздников. Даже начинает складываться впечатление, что русскому мужику действительно море по колено, а горы по плечо.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector