Узбекские традиции и обычаи

Задачи:

— познакомиться с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями узбеков — жителей нашей страны.

— наглядно продемонстрировать культурное своеобразие и богатство узбекского народа живущих в России

— сформировать систему ценностных понятий: дружба, культура, толерантность, терпимость, прощение, взаимовыручка. содействовать формированию дружного коллектива.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_v_4a_klasse.docx 24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3А классе

Классный руководитель: Майорова Р. Н.

«Традиции, обычаи, национальные

обряды, игры, праздники узбекского

Цель: сформировать представление о

культурном богатстве и своеобразии узбекского народа, о дружественных отношениях народов России.

— познакомиться с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями узбеков — жителей нашей страны.

— наглядно продемонстрировать культурное своеобразие и богатство узбекского народа живущих в России

— сформировать систему ценностных понятий: дружба, культура, толерантность, терпимость, прощение, взаимовыручка. содействовать формированию дружного коллектива.

— Много стран на нашей планете. Разные люди живут в этих странах по своим собственным законам. А наша большая страна называется Россия. Много людей живет в ней, много народов. Но все они живут единой семьей, помогая друг другу. Потому что у нашей Родины такой смысл – жить и работать вместе, помогать друг другу, уважать и любит друг друга.

Нет страны чудесней,

Нет земли милей!

В самых лучших песнях

Вот она родная, милые края

Светлая, большая – родина моя.

В семье единой мы живем

Танцуем, пляшем и поем

Заинск нас объединяет

И дружбу нашу украшает.

— Наша Родина большая – Россия, а отчий край – Республика Татарстан. Татарстан – богатый край полезными ископаемыми, животным и растительным миром, а главное богатство — люди. Свыше ), 4% площади России занимает территория Татарстана. Мы живем в Заинском муниципальном районе в городе Заинске, где есть средняя школа № 2 и классы, в котором учатся дети разных национальностей: русские, татары, чуваши, удмурты, мордва, армяне, узбеки, киргизы, таджики.

— В Заинском муниципальном районе проживают люди разных национальностей, у которых свой язык, своя история, обычаи, песни, танцы, своя литература. Каждый культурный человек должен знать, уважать язык, обычаи, литературу своих соседей. Сегодня вы познакомитесь и узнаете много нового об узбекских Традициях, обычаях, национальных обрядах, играх, праздниках.

Хадиев Рустам приветствие на узбекском языке

Ученик Фролов Никита

— Традиции и обычаи узбекского народа формировались веками. Узбекский этнос является одним из самых древних этносов, когда-либо существовавших на планете. Соблюдение обычаев и традиций всегда было долгом каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса. Все начинается с приветствия

С древних времен у народов Средней Азии сложилась традиция — встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они не являются друзьями и даже в том случае, если между ними враждебные отношения. Отвечать на каждое приветствие считалось признаком хорошего тона.

Ученица Матвеева Виктория

_ А кто кого должен был приветствовать первым? Оказывается, лица, едущие на коне, должны были приветствовать идущих пешком, лица, занимающие на социальной лестнице более высокую позицию, должны были первыми приветствовать лиц, стоящих ниже, господа должны были приветствовать своих слуг, а младшие — старших. Ну а если одновременно несколько человек изъявили желание поприветствовать одного человека, то этот человек должен был ответить на их приветствия так, чтобы было отчетливо видно, что его приветствие относится ко всем сразу.

Ученик Князев Артём

— С кем же не следовало здороваться и при каких обстоятельствах? Согласно предписаниям не следовало здороваться, например, в тех случаях, если кто-либо был занят молитвой или чтением Корана, если человек был занят едой. И строго-настрого было запрещено отвечать на приветствия и тем более отпускать приветствия невоспитанным, бесчестным и жестоким людям.

Гостеприимство — выше мужества» — так гласила старинная пословица. И это не пустые слова. Отказать гостю в приеме, не посадить его за стол, не угостить или принять его плохо — такое не гостеприимство ложилось тяжким позором не только на семью, но и на весь род. В гостеприимстве нельзя было отказывать даже врагу.

Ученица Антонова Вероника

— Законы гостеприимства дошли и до наших дней, превратившись в добрую традицию. Узбекские семьи — это, как правило, большие семьи, состоящие из нескольких поколений. Уважение и почитание старших — вот еще одна главная традиция узбекского народа.

Если вы никогда не бывали в гостях в традиционной узбекской семье, то вам желательно ознакомиться с некоторыми правилами поведения.

Итак, вас пригласили в гости. Невежливо будет отказаться от приглашения или прийти с опозданием. Оказавшись на пороге дома, вам необходимо поздороваться с хозяевами и другими гостями. Здороваться за руку можно только с мужчинами, это лучше делать обеими руками или правой рукой, не сжимая ладонь. Во время рукопожатия уместно будет по традиции поинтересоваться здоровьем, спросить, как дела дома и на работе. А вот с женщиной поздороваться за руку будет уместно только в том случае, если она первой протянет вам руку. Обычно с женщинами и другими гостями, которые сидят вдали от вас принято здороваться, прикладывая руку к сердцу, слегка наклонив голову. А еще нельзя открыто восхищаться женской красотой и оказывать ей всяческие знаки внимания.

Ученик Дмитриев Дима

— Идти в гости в узбекскую семью с пустыми руками не принято. По традиции гости приносят в дом сладости и сувениры. Принято снимать обувь при входе в дом. Есть такой старинный обычай, согласно которого женщины не должны сидеть за одним столом с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Но в наше время этот обычай сохранился преимущественно в сельской местности.

Итак, вы уже в гостях. Глава семьи сам проводит вас на отведенное вам место среди других гостей. Самым уважаемым гостям хозяин отводит места за столом в отдалении от входа. Когда все гости в сборе, старейший из присутствующих за столом читает краткую молитву с наилучшими пожеланиями хозяевам гостеприимного дома. Затем по традиции хозяин предлагает гостям испить пиалу чая. И только после того, как все необходимые церемонии соблюдены, гости могут приступить к трапезе.

Ученица Сычёва Анна

— Теперь немного о том, как следует вести себя за столом. Если во время еды вам нужно взять рукой какой-либо предмет, передать что-то гостю, сидящему рядом с вами, для этих целей используйте только правую руку. Но не следует указательным пальцем правой руки показывать на предметы или людей.

Ученица Лифадеева Миляуша

— Традиционно любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием. Чайная церемония занимает особое место в жизни узбеков. Заваривать чай и угощать этим изумительным напитком гостей за столом должен в первую очередь хозяин или хозяйка дома. На стол подаются различные сладости и фрукты, а чай заваривают в маленьких чайниках и разливают его в маленькие пиалы. Перед тем, как угощать чаем гостей, хозяин или хозяйка трижды наливает чай в пиалу и выливает ее обратно в чайник. Этот старинный обычай придуман неслучайно — таким образом чай быстро заваривается, разлитая по пиалам заварка будет одинаковой. И не удивляйтесь, если хозяин нальет вам неполную пиалу. Это традиционный элемент гостеприимства. Чем почетнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю.

— Как объясняется столь странный обычай? Все очень просто — гость, отпив чая из своей полупустой пиалы, снова и снова обращается к хозяевам дома за добавкой, и вот именно такие неоднократные обращения с пустой пиалой к хозяевам, рассматриваются как дань уважения к гостеприимному семейству. Кроме того, если пиала наполнена чаем не больше, чем наполовину, ее удобно держать в руке, гость не рискует обжечь горячим чаем пальцы, а хозяева с радостью демонстрируют свое гостеприимство готовностью лишний раз поухаживать за гостем.

— Бывают ли случаи, когда гостю наливают полную до краев пиалу чая? В старину так принято было делать в тех исключительных случаях, когда в дом приходил нежелательный гость. Хозяин подавал ему пиалу наполненную до самых краев горячим чаем, таким дипломатическим образом давая гостю понять, что он является персоной нон грата и с ним не хотят общаться. Гость, понимая намек хозяина, выпивал чай и удалялся. Но этот обычай остался далеко в прошлом, в наши дни он уже не соблюдается.

Ученик Кузьмин Данил

— Асалом, Навруз или с Новым годом!

Слово «Навруз» переводится, как «новый день». Праздник отмечается 21 марта. Именно в это весеннее время года природа окончательно просыпается после зимней спячки, своим обновлением символизируя начало нового года. Навруз — древний праздник, по утверждению историков праздновали его еще 3000 лет назад.

Навруз — праздник семейный, его так же принято справлять в кругу родных и близких. когда принято приглашать гостей, а также ходить в гости, навещать родственников, друзей и просто хороших знакомых.

Ученик Козлов Александр

— Навруз еще с древних времен считается особым праздником. Поэтому и стол должен быть накрыт по-особому щедро. Есть такая примета — чем богаче будет стол, тем богаче будет весь грядущий год. Праздничное меню имеет огромное значение. В день Навруза главными праздничными блюдами являются плов, шурпа и самса с первой весенней зеленью. Также на столе должны быть разнообразные закуски, сладости и фрукты. Но гвоздь программы в этот день — тарелочка с проросшей пшеницей! Это блюдо обязательно должно стоять на каждом праздничном столе.

Из зерен проросшей пшеницы приготавливается главное праздничное лакомство — сумаляк.

Ученик Хадиев Рустам

Национальный узбекский танец необычайно выразителен. Он олицетворяет собой всю красоту узбекской нации. Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока – это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых – богатая мимика. Различают два вида узбекского танца — традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.

В народном узбекском танце представлены необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках. Эти танцы передаются от поколения к поколению, в них сохраняются старинные танцевальные традиции, а также реальный или уходящий быт.

Девочки испоняют узбекский танец : Авферонок Алина, Газимова Алия, Замалетдинова Ляйсан, Крысякова Софья, Рябова Таня

Ученик Кузьмин Данил

— В жизни узбеков обрядам отводится особая роль. Например, такие радостные моменты жизни, как рождение и воспитание детей, помолвка, свадьба сопровождаются необыкновенно яркими древними обрядами.

Ученица Газимова Алия

И вот радостное и важное событие — появился на свет новый человек! В узбекской семье появление младенца сопровождается древним ритуальным празднеством «Бешик туйи» — «Деревянная колыбель». Этот обряд проводится обычно на седьмой, девятый, одиннадцатый или сороковой день со дня рождения ребенка. В день проведения обряда родственники со стороны жены приносят богато убранную колыбель «бешик» и необходимые принадлежности для ребенка, а также много разных сладостей, традиционные узбекские лепешки и игрушки для малыша, которые заворачивают в скатерть — дастархан.

Пожилые женщины в детской комнате совершают обряд первого пеленания младенца и укладывания его в бешик. В завершении церемонии по традиции устраиваются смотрины ребенка. Гости заходят в детскую комнату, любуются малышом и осыпают бешик парвардой, наватом и другими сладостями, согласно обряду это делается для того, чтобы жизнь ребенка была радостной и благополучной.

Ученик Фролов Никита

Узбекская национальная одежда

Самобытные и неповторимые черты имеет узбекская национальная одежда, свидетельствующая о богатых культурных традициях узбекского народа, его образе жизни, обрядах и традициях

Ученица Матвеева Виктория

— Во все века люди любили одеваться красиво, ведь именно одежда, как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность человека. Повседневной мужской одеждой у узбеков была традиционная рубаха – куйлак. Рубахи шили из хлопчатобумажной ткани. Иногда края ворота рубахи обшивали тесьмой — джияк.

Ученик Князев Артём

— Другой принадлежностью мужского костюма были штаны — иштон. Они были самого простого незамысловатого покроя, широкие сверху и сужавшиеся книзу, без пуговиц, прорезей и даже без карманов.

Дополнял мужской костюм халат — чапан. Халаты шили из полосатой материи с вертикальными разрезами на полах, их обшивали плетенной тесьмой. Пуговиц на халате не было.

Ученица Антонова Вероника

Платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, носивший название бельбог также являлся обычным атрибутом национальной мужской одежды. Бельбог повязывали вокруг талии, обычно он был яркого тона и выделялся на привычно темной мужской одежде.

— Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используется атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра

Ученик Дмитриев Дима

— Узбекская кухня знаменита не только уникальным набором ингредиентов, но и способами обработки продуктов, тысячелетиями доведенными до совершенства. Узбекская кухня знает множество способов приготовления блюд. Без применения огня готовятся соления, маринады, вяленое и сушеное мясо и фрукты. В узбекской кухне используется шесть приемов тепловой обработки продуктов: открытая жарка на вертеле или на шпажках, в большом или маленьком количестве жира; варка в воде или в молоке, или комбинированная варка в воде, а после – в молоке; варка на пару в специальной двухъярусной кастрюле (каскане); тушение; выпекание в вертикальном или горизонтальном тандыре или в духовке; и сложный комбинированный способ приготовления блюд с поджаркой в чугунном котле (кагане).

Ученица Сычёва Анна ( вынос блюда)

— Многие традиционные узбекские блюда сочетают в себе несколько десятков компонентов и требуют большого опыта и внимательности при приготовлении. Их рецепты передаются из поколения в поколение. Таков, например, узбекский плов, который в самом простом варианте состоит из риса, моркови, лука и мяса, а в сложных вариантах включает в себя айву, изюм, барбарис, урюк, яблоки и многочисленные специи. Говорят, что существует 1200 рецептов плова

Мастер по приготовлению плова носит гордое имя ошпаз. Во время свадеб и других праздников опытный ошпаз может накормить до тысячи человек пловом, приготовленном в единственном котле. Его услуги недешевы, но результат того стоит. Ошпаз контролирует весь процесс, начиная с закупки продуктов. Когда ошпаз покупает продукты на базаре, его сопровождает толпа, желающая знать, какому торговцу можно доверять.

Ученик Хадеев Рустам

— Повседневные блюда узбекской кухни не такие трудоемкие, но большинство из них требует опыта и сноровки. Важное место в узбекской кухне занимают горячие супы (шурпа) на крепком бульоне. Как правило, они густые, острые, с большим количеством овощей и зелени. Шурпа готовится из свежего или жареного мяса. Овощи кладутся большими кусками, чтобы сохранить их аромат. В узбекских традициях принято готовить супы на медленном огне и солить в самом конце.

Ученица Биканова Диана

— Узбеки очень уважительно относятся к хлебу. Главный узбекский хлеб – пресные лепешки оби-нон.

— Лепешки имеют сакральное значение для узбеков. Их круглая форма символизирует солнце. На лепешки обязательно наносят узоры из дырочек и линий. Узбекские лепешки одновременно являются хлебом, тарелками для плова, мяса и других жирных блюд, и произведениями искусства.

Ученик Каллимулин Айдар

— Почти половину блюд традиционной узбекской кухни составляют мучные изделия с различными начинками. Выпечку и сладости подают не в конце приема пищи, а несколько раз до, во время и после еды. Наиболее популярны пирожки из слоеного теста с мясными или сладкими начинками. Экзотические восточные сладости – обычное для узбеков. Тут варят почти 50 видов халвы, готовят сладости из орехов, фруктов и соков. Обилие фруктов и ягод используется в узбекской кухне для приготовления сладких компотов, лечебных настоев, освежающих шербетов. Дыни и арбузы выступают в качестве самостоятельных десертов. Узбекская кухня почти не предусматривает употребления алкоголя, кроме сухих и марочных вин из местного винограда. Это неудивительно, ведь только очень здоровый человек может без последствий пить крепкий алкоголь после жирного плова. Если приходится выбирать – водка или плов, настоящий узбек выберет плов.

— Узбекская кухня была бы неполной без чая. Чай помогает усваиваться жирной мясной пище, которой богат узбекский стол. Чашка зеленого чая – традиционный символ гостеприимства. Черный и зеленый чай в узбеки пьют без молока и сахара, но с большим количеством сладостей. В холодные дни заваривают черный чай с кусочками сахара и настаивают около 5 минут.

Ученик Лыков Сергей

— Зеленый чай по-узбекски получается очень терпким и насыщенным, потому что его заваривают в течение пяти минут у жара. Черный чай невысокого качества настаивают 3-5 минут у жара, а чай высокого качества подают сразу. Как лекарственное средство при простуде используется черный чай с черным перцем. Боли в области сердца можно снять зеленым чаем с шафраном. При тяжести в желудке или сонливости после обильной трапезы делают чай с базиликом.

Показ альбомов с национальными костюмами, играми, сказками, пословицами, презентация об национальной одежде

Как проходит свадьба у узбеков – современные традиции и обычаи

Восточный размах при проведении различных праздников известен многим еще по детским сказкам, что уж говорить о взрослой жизни, тем более, когда дело касается свадебного пира. Длится он, конечно, не сорок дней, но три точно, и приглашаются на него сотни гостей различной степени родства и знакомства.

Красивые символичные обряды, не меняющиеся веками, национальные кушанья и радостная атмосфера, из которых складывается узбекская свадьба, делают ее уникальным и самобытным торжеством, остающимся в памяти всю жизнь не только у молодых, но и всех присутствующих.

Как проходит сватовство и помолвка

После того, как выбрана самая достойная претендентка на роль будущей жены, к ней отправляют сватов. Такой обряд называется «фатиха-туй». Семья девушки не сразу дает положительный ответ, даже если с самого начала понимает, что свадьбе – быть.

Сразу договариваются о дате, в которую планируют играть свадьбу и обозначают размер калыма, который должен уплатить родителям жених.

Традиция давать родителям девушки солидный выкуп появилась оттого, что девочек с раннего детства приобщают к труду и в возрасте, подходящем для замужества, они уже споро справляются с любой домашней работой и являются хорошими помощницами матерям. Забирая из дому пару рабочих рук, узбек должен возместить семье этот ущерб.

Раньше было принято, чтобы новобрачный полностью оплачивал все свадебные растраты, но сегодня многие делят эту сумму пополам.

Подготовка к свадьбе

Приданое собирают для девочек заранее, иногда практически с момента рождения. Ко времени замужества хорошая невеста уже имеет солидный запас всего необходимого для начала семейной жизни.

Проведение торжества

Сама свадьба в полной мере начинается после того, как невеста вместе с приданым перешагнет порог своего нового дома. Свадебный пир проводился раньше всегда в доме родителей жениха, но в наши дни может происходить и в ресторане.

Последний третий день (Келин Самом) празднуется более узким родственным кругом. В доме у новоиспеченного мужа собираются родственники с его стороны и со стороны молодой жены, где она встретит их на правах хозяйки поклонами. Эти движения особенные, их заучивают задолго до свадьбы.

Собственно, келин – это невестка, а салом – поклон, так что из названия дня ясно, чем предстоит заниматься девушке. Все обязательно несут ей подарки, а она по своему желанию может «отдарить» полотенцем, платочком или другим предметом. Считается что подарок келин приносит удачу. Почет и поклоны полагаются каждому пришедшему не глядя на его возраст, пол и социальный статус. Веселье продолжается.

Мужчина в это время дома может и не присутствовать, а вместе со своими друзьями кушать плов.

После свадьбы

Трое суток после свадьбы молодая жена – гостья в доме мужа, ее не трогают и не привлекают к бытовым работам, давая время обвыкнуться и вжиться в новую роль и семью.

Затем начинается повседневная жизнь. Следующим масштабным событием в жизни пары станет бейшек-туй (обряд первого пеленания ребенка).

Первенцы появляются в узбекских семьях быстро, здесь не принято тянуть с рождением ребенка, иначе у окружающих может сложиться мнение, что у четы есть сложности с продолжением рода, пойдут пересуды, а в этой стране общественному мнению придается немалое значение и отрицательной славы стараются избегать.

В этом видео – фрагменты красивой узбекской свадьбы:

Узбекские свадьбы сегодня не сильно отличаются от тех, что праздновались 100–200 и более лет назад. В городах утренний плов могут заказать в ресторане, а невеста наденет не народный костюм, а классическое белое платье. На этом различия, в общем-то, и заканчиваются, обычаи этой страны, бережно охраняемые, дошли до нас во всей своей красоте и самобытности, а фото со свадьбы порой напоминают картинки, взятые из старинной книги сказок. А вы были когда-либо гостем на таком празднике?

Традиции узбекского народа

Общая характеристика основных обычаев и традиций узбеков. Предписания о правилах приветствия между людьми. Гостеприимство как показатель воспитанности и уважения. Особенности национальной музыки, танцев, чаепития, национальных и традиционных праздников.

Рубрика Краеведение и этнография
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.05.2011
Размер файла 588,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Обычаи и традиции населяющих Центральную Азию народов формировались в течение столетий. Все стороны жизни были строго регламентированы, а если кто-либо не знал правил хорошего поведения, то этот человек мог себя сильно дискредитировать в глазах сограждан.

В восточных и центральноазиатских странах самосознание и самоуважение прививается самим исламом. Поэтому долгом каждого всегда было знание и соблюдение обычаев и традиций независимо от происхождения и социального статуса человека.

Со временем в различных регионах Центральной Азии и Узбекистана сформировались собственные обычаи и традиции, но основные практически не претерпели изменений.

Кто знает, что всем известное восточное гостеприимство на сегодняшний день отражает один из самых древних и почитаемых народных обычаев, дошедших до нас. В древние времена у узбеков как и у таджиков, гостеприимство было жизненным правилом и нравственным законом.

Отправляясь в дальний путь, странник обычно оказывался в чужом краю, среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем кишлаке, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.

Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, где традиционным является почтительное отношение к старшим по возрасту. Своя линия существует и в отношении мужчин и женщин. Здороваются за руку, как правило, только с мужчинами. Во время рукопожатия взаимно интересуются здоровьем и состоянием дел. Женщин принято приветствовать легким поклоном, прижав правую руку к сердцу.

Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, где для самых уважаемых гостей отводятся места подальше от входа. После того, как старший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.

Приветствие

Ещё в древние времена традиция предписывала: когда встречаются два мусульманина, они должны поприветствовать друг друга независимо от того, какие между ними были отношения — дружеские или враждебные. На каждое приветствие следовало непременно ответить. При этом важно было следующее: лица, стоящие выше на социальной лестнице, должны были первыми приветствовать стоящих ниже (а не наоборот!), едущие на коне — идущих пешком, младшие — старших, господа — своих слуг.

Если с каким-либо лицом одновременно здоровалось несколько человек, то данное лицо должно было так ответить на приветствие, чтобы было чётко видно — ответное приветствие относится ко всем.

Кроме предписаний, когда, как и с кем следовало здороваться, существовало 11 точно зафиксированных моментов, когда не следовало здороваться, например:

1. Когда кто-либо находился в отхожем месте;

5. Когда кто-либо был занят едой и был «с набитым ртом»;

8. Когда кто-либо был занят чтением Корана;

9. Когда кто-либо молился… и т.д.

Было строго запрещено приветствовать жестоких, невоспитанных, бесчестных людей. Если же эти люди сами первыми приветствовали «нормальных» людей, то на их приветствия ни в коем случае не следовало отвечать.

Гостеприимство

Одно из старых правил гостеприимства гласит: если вы приглашаете кого-либо в гости и при этом присутствуют другие лица, то вы должны пригласить всех присутствующих. Тот, кто не следовал этому правилу, считался всегда плохо воспитанным и неуважительным человеком.

Раньше приглашение всегда следовало с благодарностью принять, теперь же его возможно с благодарностью и отклонить, если найдётся веская причина.

Принявший приглашение также должен следовать определённым правилам. Например, издавна не принято идти в гости «с пустыми руками», как здесь говорят. Т.е. гость должен обязательно захватить с собой небольшие подарки. Например, сладости для детей, пачку чая для бабушки и т.д.

На любой значительный праздник (свадьба, юбилей и т.д.) обычно приглашается большое количество гостей. Традиционно готовится много разнообразных блюд. Каждый гость, если он уважает хозяев, должен хотя бы попробовать каждое блюдо. Начинают торжественную трапезу с многочисленных закусок, затем подаётся какой-либо суп, а затем 1-2 основных блюда. Если в меню присутствует плов, то он обычно подаётся в конце застолья. Тут уж присутствующие понимают: праздник скоро завершится. Но никто никого не торопит. Гости ещё спокойно продолжают беседовать, пьют чай, едят фрукты или иной десерт и лишь затем начинают постепенно прощаться с хозяевами и другими гостями.

Весь вечер слух гостей услаждает группа музыкантов, исполняя национальные народные и современные песни и танцы. Гости много раз за вечер делают паузы для танцев.

Национальная музыка

Музыка Узбекистана подобна музыке Ближнего Востока. Ей присущи сложные ритмы, которые порождают богатый мелодичный звук. Музыка представляет собой индивидуальный нюанс и творческую разновидность, хотя ритмы, в общем, следуют за структурами стиха. Многие из самых популярных узбекских инструментов имеют струны, типа рубаб или дутар. Инструменты, подобные этим также популярны в некоторых других частях Центральной Азии, Закавказья и Ближнего Востока. Старинная традиция поющих менестрелей, или бардов, была важной частью раннего музыкального (и литературного) развития.

Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы в соответствии с их функциями и формами бытования можно разделить на две группы: исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах и исполняемые в любое время. К первой группе относятся песни, связанные с обрядами, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми.

Узбекский народ популярен своими песнями. Кошук — бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих с кошуком черт имеют лапар и ялла — песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев. Лапар — это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин — лапар применяется к свадебным песня «Улан» (исполняются как диалог мужчины и женщины). Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев — соло одновременно с танцем. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока.

Наиболее развитые образцы ашулы по существу являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекской музыкальной наследии занимают дастаны — эпическое сказание лирико-героического содержания. Макомы — составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.

Народные танцы

Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. В Хорезме и Бухаре танцуют с кайраками (кастаньеты).

В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры).

Чаепитие

Когда гость входит в дом, принято сразу же подать на стол свежезаваренный зелёный чай, сладости, фрукты. Попивая чай, гости и хозяева справляются о здоровье присутствующих и членов их семьи, о делах, обмениваются последними новостями. И лишь после этого обычай позволяет переходить к более серьёзным темам или приступать к обсуждению проблем, если таковые имеются.

Во время чаепития и сейчас соблюдается старинный обычай: хозяин (хозяйка) трижды наливает чай в пиалу и выливает её обратно в чайник. Это делается для того, чтобы заварка была затем одинаковой во всех пиалах. Пиалу заполняют чаем не более, чем наполовину: чтобы гостю удобно было её держать, чтобы он не обжёг себе пальцы, чтобы, наконец, поухаживать за гостем лишний раз, демонстрируя ему своё гостеприимство.

Лишь в исключительных случаях нежелательный гость мог получить раньше пиалу, наполненную чаем до краёв. Таким вот дипломатическим образом гостю давали понять, что он здесь «persona non grata» и с ним не хотят вести никаких разговоров. Гость в этом случае выпивал чай и удалялся. Надо сказать, что сейчас этот обычай практически не соблюдается.

Хашар

Узбекский народ славится не только гостеприимством, но и готовностью к взаимопомощи. В горе и в радости люди стараются держаться вместе и охотно помогают друг другу. Можно привести множество примеров традиционной взаимовыручки.

Для каждой узбекской семьи очень важным событием является строительство нового собственного дома. Разумеется, для этого приглашаются опытные специалисты. Но наступает момент, когда нужно быстро выполнить определённый объём работ и для этого требуется одновременно много рабочих рук. На помощь строящимся приходят многие: родственники, друзья, соседи, знакомые… Это вступают в силу традиции хашара. Так называют совместную работу в пользу одного или нескольких лиц.

Когда людей оповещают о хашаре, никто, как правило, не отказывается. Заранее обсуждается, какой вид работы и за какое время надо выполнить. Сообща выполняется, затем довольно большой объём работ, который заканчивается общим же обедом или ужином.

Хашар часто организуется и тогда, когда нужно помочь одиноким старикам, больным или инвалидам — например, в ремонте дома или посадке огорода.

В работе принимают участие представители многих национальностей. Узбекский дом строят не только узбеки — корейцы, русские, таджики, татары тоже участвуют. А если корейцу или русскому потребуется помощь, то узбеки тоже охотно придут на хашар!

Праздники

В Узбекистане любят и умеют достойно отмечать национальные праздники — их много разных. Всенародно отмечаемые государственные праздники следующие:

1 января — Новый год;

8 марта — Международный женский день;

21 марта — Навруз, мусульманский Новый год;

9 мая — День памяти и почестей;

1 сентября — День независимости;

1 октября — День учителя;

8 декабря — День Конституции.

Кроме того, всенародно отмечаются Рамазан-Хаит (в конце месяца Рамазан) и Курбан-байрам, дни празднований, которых передвигаются.

Самым любимым у всех жителей Узбекистана является, пожалуй, Навруз, праздник Нового года. О нём мы сейчас и расскажем.

Все мусульманские народы отмечают Навруз 21-го марта. Само слово «Навруз» означает буквально «новый день». В конце марта вся природа окончательно просыпается и Навруз символизирует не только начало нового года, но и начало новой жизни.

Историки утверждают, что Навруз праздновали ещё 3000 лет назад. В этот день никто не работал, торговцы закрывали свои лавки. Люди собирались вместе, веселились и угощали друг друга напитками и кушаньями, обязательно приготовленными на костре.

Традиции Навруза во многом похожи в разных странах, но следует отметить, что с начала 90-х г.г. этот праздник стал официальным в тех странах СНГ, где проживает много мусульман. К тому же к древним традициям добавились современные: фольклорные представления в парках и на городских площадях, непосредственное участие отдыхающих и гуляющих граждан в различных народных играх и т.д.

В отличие от европейского Нового года Навруз празднуют днём, но также непременно в кругу семьи. В последующие 13 дней принято навещать родственников, друзей, хороших знакомых, а также приглашать их к себе. В эти дни традиционно высаживается много саженцев фруктовых деревьев в парках и садах.

В каждом городе или большом селе жители каждой махалли (улицы) тщательно готовятся к празднику. Они проводят хашары (совместный труд) — чистят арыки, вскапывают огороды, белят деревья. А 21-го марта каждая махалля в своей чайхане празднует Навруз. Накрываются столы, приглашаются музыканты, певцы, танцовщицы. Всем очень весело!

Большое значение имеет праздничное меню. Главными блюдами в этот день являются шурпа (суп на мясном бульоне из овощей), плов (блюдо из мяса, риса, моркови, лука, специй) и самса (пирожки с первой весенней зеленью).

В этот день на столе обязательно должен стоять сумалак, блюдо, приготовленное из проросших зёрен пшеницы. В его приготовлении принимают участие только женщины и их действия похожи на настоящий ритуал. Приготовление сумалака занимает 24 часа. Женщины медленно перемешивают в большом котле проросшие зёрна пшеницы, которые постепенно превращаются в коричневатую густую жидкость, напевая народные песни о весне и Наврузе. На дно котла обычно кладут небольшие камешки или орехи, которые при перемешивании тихо ударяются друг о друга и издают характерные звуки. Каждый хочет, чтобы при разливе сумалака в его чашку обязательно попал хотя бы один камешек или орех — это означает, что год будет счастливым и удачным.

Издавна считается, что в день Навруза стол должен быть накрыт особенно щедро: ведь чем богаче стол, тем богаче будет грядущий год! Поэтому на праздничном столе всегда стоит много разнообразных закусок, фруктов и сладостей. Подаются различные супы и вторые блюда. На столе обязательно стоит тарелочка с проросшей пшеницей. Обед сопровождается исполнением национальных песен и танцев. Затем можно понаблюдать за борьбой силачей, петушиными боями и т.д.

Но особенно любима в народе древняя национальная игра, связанная именно с празднованием Навруза и называемая бузкоши или купкари. Это забава не просто лихих, а по-настоящему смелых и сильных мужчин, которые, будучи верхом на горячих конях, стремятся на полном скаку отобрать друг у друга козла или, ещё лучше, молодого барашка.

Подготовка к купкари начинается в преддверии к празднику, примерно за 7-10 дней до него. Предполагаемые участники игры, а также наиболее уважаемые аксакалы (среди которых тоже нередко встречаются бывшие участники), собираются вместе в какой-либо чайхане для обсуждения важных моментов проведения и подготовки игры. Сначала решают, где именно проводить игру и кто будет участвовать. Обычно это молодые мужчины, знающие толк как в игре, так и в лошадях. Затем собирают деньги на призы победителю и лучшим игрокам, а также на совместный праздничный обед. В качестве призов покупаются ковры, курпачи (стёганые одеяла и матрасы), стёганые чапаны (халаты).

Участники игры должны хорошо подготовиться к ней и продумать многие моменты. Важен, например, правильный выбор коня. Он должен быть выносливым и быстрым, но, желательно, низкорослым. Такой выбор определяется тем, что в пылу игры барашек частенько выпадает из рук всадников и за ним приходится нагибаться на полном скаку до земли.

Далее конники должны продумать и свою одежду, в которой они будут участвовать в игре. Обычно это стёганый ватный халат и такие же штаны. Такая одежда хорошо защитит от резких ударов кнута, которые соперники наносят друг другу по телу и ногам (правилами разрешено!) во время состязания.

И вот наступает день игры. Молодые мужчины будут демонстрировать свою удаль, более старшие займутся подготовкой праздничного обеда.

Купкари — очень экспрессивное зрелище и, как правило, вызывает бурю эмоций не только у участников, но и у зрителей. И те и другие перед началом игры предвкушают большое удовольствие.

Конники выстраиваются в одну линию. Один из наиболее уважаемых мужчин бросает козла или барашка в центр большого круга. Все всадники тут же бросаются вперёд, потому что каждый хочет первым схватить животное. Одному из них это удаётся и он изо всех сил погоняет коня, стремясь ускакать от других всадников с барашком, прижатым одной ногой к телу коня, к заветной цели — специальному месту, помеченному в степи. Но и остальные хотят победить! Они бросаются в погоню за счастливчиком и кому-то из них удаётся его настигнуть. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не сумеет оторваться от остальных и вместе с барашком «долететь» до того самого специального места (это может быть столб, врытый в землю) и пересечь финишную линию.

Всё, игра окончена! Победителя громкими восторженными криками приветствуют зрители, аксакалы вручают ему главный приз и все участники дружно отправляются на совместный праздничный обед.

И долго ещё будет продолжаться обсуждение самой игры, достоинств или недостатков участников… А победитель будет носить это гордое имя до следующей игры — ровно год. И кто знает, может, ему и на следующий год удастся выиграть!

Мы даём Вам этот рецепт совершенно не будучи уверенными, что Вы когда-либо им воспользуетесь. Но он может существенно дополнить Ваше представление о Наврузе и о подготовке к нему.

Особая роль в жизни узбеков отводится обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей, свадьбой и поминанием усопших родственников. Свадьбе обязательно предшествует помолвка «Фатиха туй». В назначенный день в доме просватанной девушки собираются гости. После того, как свахи изложат цель своего визита, проводится обряд «Нон синдириш» — «Переломления лепешки» и назначается день свадьбы. Родственники невесты вручают подарки родным жениха и свахам. С этого мгновения молодые считаются обрученными.

Свадьба имеет в жизни узбеков исключительное значение и отмечается особенно торжественно. Она состоит из целого ряда обрядов, которые надлежит неукоснительно выполнять. В доме невесты ее родители одевают на жениха сарпо — свадебный чапан и праздничную тюбетейку. После того, как мулла прочитает молодым молитву о бракосочетании и объявит их мужем и женой, молодые обычно едут в ЗАГС, чтобы брак перед богом дополнить браком перед людьми. Непременный атрибут свадьбы — праздничный стол, за которым собираются многочисленные гости. Двести, триста человек — считается обычным явлением. Родители жениха должны представить молодоженам дом или отдельную квартиру, родители невесты в качестве свадебного подарка обставляют дом всем необходимым для первых лет жизни молодой семьи. Стоит все это недешево, но в таких случаях с расходами не считаются.

Центральным событием свадьбы является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В некоторых районах Узбекистана сохранился древнейший ритуал очищения, восходящий к зороастрийской традиции, — молодожены трижды обходят огонь, прежде, чем жених введет невесту в свой дом.

На следующее после свадьбы утро начинается обряд «Келин саломи», означающий прием невесты в новую семью. Родители жениха, его родственники и друзья благословляют невесту и одаривают ее подарками, а она приветствует каждого, низко кланяясь.

Такое важное событие в жизни молодой семьи, как появление младенца, сопровождается ритуальным празднеством «Бешик туйи» — «Деревянная колыбель». На сороковой день от дня рождения ребенка родственники молодой матери приносят богато убранную колыбель — бешик и все необходимое для новорожденного и завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки. По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, в детской комнате пожилые женщины проводят обряд первого пеленания дитя и укладывания его в бешик. Церемония завершается смотринами ребенка, во время которых приглашенные преподносят ему подарки и сыплют на бешик нават и парварду, чтобы жизнь его была благополучной и радостной.

Рождение мальчика в семье — особая радость и забота. До достижения им девяти лет необходимо провести древний, освященный исламом обряд обрезания — хатна килиш, или суннат туйи. Перед обрядом в присутствие старейшин из махалли читают суры из Корана, накрывается праздничный стол. Старцы благословляют малыша, ему дарят подарки.

Отдельную строку в своде житейских правил занимают похороны и поминки. Так, через двадцать дней и через год после смерти по усопшему проводится утренний поминальный плов. Он начинается сразу после утренней молитвы и продолжается полтора — два часа. За пловом поминают усопшего и читают суры из Корана.

Все эти главные события в узбекской семье проходят при самом непосредственном участии махалли. Махалля — это соседская община, основанная на полной самостоятельности и самоуправлении с целью совместного ведения дел и взаимной помощи. Она существует века и первоначально была цеховым объединением ремесленников. Управляет общиной махаллинский комитет, избираемый общим собранием жителей. В ее заботы, в частности, входит организация и устройство свадеб, похорон, поминок, обряда обрезания.

Махалля в известном смысле самодостаточная организация, удовлетворяющая насущные духовные и телесные запросы граждан. Здесь работает чайхана, обслуживает жителей парикмахерская, нередко действует квартальная мечеть. Однако в пятницу, на общий намаз мужчины идут в соборную мечеть. Но махалля не просто общество взаимопомощи. У общины есть и надзорные, и воспитательные функции. Дети в махалле подрастают под присмотром всей общины и воспитываются неизменно в духе уважения и послушания старших. Здесь существует и древняя традиция восточной взаимопомощи — хашар. Методом хашара, то есть всем миром, жители добровольно и бескорыстно помогают соседям построить дом, организовать свадебный или поминальный плов, благоустроить улицу, район.

Махалля выступает как хранительница народных обычаев и традиций. С полным правом можно сказать, что человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последний путь.

Утренний плов

обычай традиция узбекский праздник

Обряд утреннего плова проводится во время свадьбы (‘суннат-туйи’ или бракосочетания) и при поминках (через 20 дней и через год со дня смерти). Устроители свадьбы назначают день и время утреннего плова, предварительно согласовав его с общественностью махалли или квартального комитета. На этот день рассылаются приглашения родственникам, соседям и знакомым. Вечером проводится обряд ‘сабзи туграр’ — шинкование моркови, на который обычно приходят соседи и близкие родственники. После окончания ‘сабзи туграр’ все участники приглашаются к столу. Обычно на сабзи туграр приглашаются и артисты. За столом во время угощения старейшины распределяют обязанности между присутствующими. Утренний плов должен быть готов к моменту окончания утренней молитвы — ‘бомдод намози’, т.к. первыми гостями должны быть её участники. К моменту окончания утренней молитвы звуки карная, сурная и бубна оповещают, что утренний плов начался. Гости усаживаются за столы и после совершения фотихи (пожелание) подаются лепешки и чай. Лишь после этого подается плов в ляганах (большие блюда) — один на двоих. После трапезы ляганы убираются, гости опять творят фотиху и, выразив благодарность хозяину, уходят. После их ухода столы быстро приводятся в порядок к приему новых гостей. Утренний плов обычно длится не более полутора-двух часов. Все это время приглашенные артисты исполняют песни. После окончания утреннего плова почетным гостям преподносятся подарки — обычно это чапаны (национальные мужские халаты). Поминальный плов отличается от праздничного плова тем, что гости, сев за столы, читают суры из Корана и поминают умершего. Завершается трапеза также чтением сур из Корана. При поминальном плове артисты не приглашаются, и столы накрываются скромнее, нежели при праздничном плове. Следует отметить ту особенность, что праздничный плов и поминальный плов обслуживается только мужчинами.

Обряды

Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к родоплеменным патриархальным отношениям. Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба). Часто они представляют собой переплетение исламской обрядности с более древними формами, связанными с магической практикой. С принятием ислама многие семейно-бытовые обычаи претерпели его влияние, и в жизнь узбеков вошли мусульманские религиозные обряды. Пятница считается праздничным днем, который отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой).Патриархальные обычаи продолжили свое существование в общественной жизни, которая сосредоточивалась в мечети, чайхане, на базаре и в которой принимало участие исключительно мужское население.

Бешик-туйи

Бешик-туйи (‘деревянная колыбель’) — ритуальное празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных в Узбекистане обрядов. Обычно такое мероприятие проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца. В различных областях ритуал имеет свои особенности и зависит от степени достатка в семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, а семьи с малым достатком проводят его скромно. Бешик (‘колыбель’) и необходимые для младенца принадлежности предоставляются родственниками матери младенца. В дастархан (скатерть) заворачиваются лепешки, сладости и игрушки. Родителям младенца, его дедушкам и бабушкам готовятся подарки. Богато убранный бешик, дастурханы, подарки грузятся в транспортное средство и вместе с гостями под звуки сурнайя, карнайя и бубна отправляются в дом родителей. По традиции привезенный бешик сначала берет на правое плечо дед младенца, а затем передает на правое плечо сына, который затем относит его матери младенца. В прошлом, чтобы все помыслы гостей были чистыми и хорошими, лица обмазывали белой мукой. Гости приглашаются в гостиную к богато убранному дастархану(столу) и пока гости угощаются, слушают музыкантов и веселятся, в соседней комнате в присутствии старых женщин проводится церемония пеленания ребенка и укладывания его в бешик. В конце церемонии гости заходят к младенцу, чтобы взглянуть на него, преподносят ему подарки и сыплют на бешик парварду или сахар. На этом церемония заканчивается, и гости расходятся по домам.

Хатна-килиш

Фатиха-туй (помолвка)

Бракосочетание проходит с разрешения и благословения родителей и проводится в несколько этапов. Когда сын достигает совершеннолетия, родители начинают искать для него подходящую девушку. В этот процесс включаются близкие родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тети по матери или отцу приходят в дом девушки под каким-либо предлогом, чтобы посмотреть на нее, познакомиться с родителями и с домашней обстановкой потенциальной невесты. После этого соседи и знакомые расспрашивают о семье избранной девушки. В случае положительных отзывов засылаются свахи. Одной из основных процедур при сватании является ‘фатиха-туй'(помолвка или обручение). Свахи назначают день обручения. В этот день в доме девушки собираются известные в округе старики, председатель махалли, девушки. После того, как посредники изложат цели своего прихода, начинается обряд ‘нон синдириш’ (буквально ‘ломать лепешку’).С этого момента молодые считаются обрученными. ‘Фатиха-туй’ заканчивается назначением дня бракосочетания и свадьбы. Каждому изпосредников вручается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а также передаются подарки со стороны девушки жениху и его родителям. По возвращении посредников в дом жениха у них из рук принимают подносы с подарками и начинают обряд ‘сарпо курар’ (смотрины подарков). Дастархан обычно разворачивается многодетной женщиной. Все собравшиеся угощаются принесенными из дома невесты печеньем, сладостями. Эта церемония завершает ритуал обручения. С момента ‘фатиха туй’ и до самой свадьбы родители молодых решают вопросы с приданным и организационные вопросы, связанные со свадебным торжеством. За несколько дней до свадьбы у девушки проводился обряд ‘киз оши’ (девичник), на который девушка приглашает своих близких и подруг.

Одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме икрою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат — чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар -широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.

Головной убор (тюбетейка)

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка -твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского ‘тюбе’-верх, вершина)является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш)отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив ‘бодом’ — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор ‘илонизи’ (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи — самый распространенный вид тюбетеек г.Чуста — характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырехстручков перца — ‘калампир’; околыш вышит расположенными в рядарочками. Существует три вида дуппи — округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются ‘крутостью’ орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины — ‘Сандали’, ‘Акка икки сум’,’Чимбой’, ‘Суркачекма’ и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике ‘пилтадузи’. Существуют идругие разновидности тюбетеек — ургутская тюбетейка ‘калпок’, бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка ‘гилам дуппи’,китабская и шахрисабзская тюбетейки ‘санама’ и ‘чизма’, ‘тахъя’,’тайха’, ‘чумакли’, ‘куш’ — мужские и женские хорезмские тюбетейки.Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор(символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Махалля

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика национальных традиций и обрядов казахского народа, связанных с хозяйственной деятельностью, с семейными отношениями и свадебными праздниками, со смертью. Гостеприимство казахов, национальные игры и развлечения, религиозные верования.

реферат [18,2 K], добавлен 27.09.2010

Обычаи и обряды кыргызского народа. Особенности традиционной одежды, национальных жилищ, праздники и развлечения кургызов. Проявление древних традиций народа в их национальной кухне. Рецепты приготовления наиболее популярных блюд кыргызской кухни.

реферат [17,1 K], добавлен 24.12.2010

Комплекс правовых обычаев, существовавших среди эвенкийского населения XVII-XIX вв. и традиции, используемые амурскими эвенками в наше время. Промысловая этика и свод Одё (запретов). Одё, Иты — законы, направленные на самосохранение человеческого рода.

реферат [30,9 K], добавлен 28.01.2010

Коренная область расселения русского народа. Особенности народного календаря — месяцеслова. Характеристика основных праздников и проводимых обрядов. Устройство избы, виды утвари и оберегов. Элементы национального костюма. Искусство народных промыслов.

презентация [7,1 M], добавлен 25.11.2013

Изучение обрядов и праздников чувашей, их связь с языческими религиозными воззрениями народа. Описание традиционных чувашских молодежных праздников и увеселений, их соответствие временным природным циклам: зимнему, весеннему, летнему и осеннему.

реферат [29,6 K], добавлен 24.07.2011

Рассмотрение свадебных обрядов Древней Руси и современности как составной части обычаев и традиций страны. Раскрытие смысла знаков и символов, участвующих в празднике. Анализ значения традиционных свадебных ритуалов и атрибутов данного праздника.

курсовая работа [52,6 K], добавлен 25.01.2016

Традиции празднования Рождества в России, масленичные и купальские обряды. Свадебные традиции: сватовство, помолвка, девичник, венчание, встреча молодых. Особенности национальной русской кухни. Влияние христианства на обычаи и традиции русского народа.

реферат [4,3 M], добавлен 03.02.2015

История возникновения современных сезонных праздников в Японии; выявление их связи с религией и мифологией. Исследование причин отмены и тенденций изменения некоторых государственных праздников. Способы сохранения национальных традиций в торжествах.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 10.11.2011

Исторические особенности национальностей Закавказья, процесс формирования коренных народов. Классификация этносов. Изучение традиций праздников и обычаев Армении, Азербайджана, Грузии. Исследование численности населения современных закавказских республик.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 10.06.2014

Исследование русского народного календаря, составляющих его сезонных праздников и обрядов. Систематизация сведений и характеристика праздников, история их становления и языческие корни. Разработка материалов для изучения народных праздников в школе.

дипломная работа [173,2 K], добавлен 22.10.2009

Узбекская свадьба: обычаи и традиции

Особый размах и соблюдение множества традиций – вот главные отличительные черты по-настоящему колоритной узбекской свадьбы. Чем она отличается от европейской и каковы ее особенности, именно об этом спешит рассказать вам портал Свадебка.ws.

Свадьба в Ташкенте: узбекские обычаи от начала и до конца торжества

Восточная нация всегда отличалась широким масштабом празднества. И когда дело доходит до свадьбы, гуляние точно не обходится одним днем. Только вот торжество не ограничивается банальной росписью в ЗАГСе и посиделками за праздничным столом. Перед заключением брака обязательно происходит помолвка – фатиха-туй, на которой мать невесты получает дары от родителей жениха. Это чаще всего деньги, баранина, национальные вкусности и дорогие ткани. Узбекская свадьба просто пропитана интереснейшими традициями и обычаями. С чего же начинается церемония бракосочетания и как организовать современную свадьбу на Востоке?

Утренний плов

Привычное нам свадебное утро представляет собой сборы жениха и невесты, встречу с родственниками и небольшой фуршет. Узбекская свадьба же начинается с утреннего плова, который стряпают в семьях жениха и невесты. Между прочим, мероприятие обязательно проводится рано утром и на него допускаются только особы мужского пола. Иногда приготовлениями занимается только семья жениха, отправляя часть потчевания к дому невесты вместе с поздравлениями. Сегодня данная узбекская традиция на свадьбе поддерживается несколько в ином формате и угощение пловом организовывается в кафе или чайхане в Ташкенте и других городах, освобождая хозяев от лишних хлопот.

Церемония или официальная часть

После утреннего плова жених в сопровождении близких родственников спешит к дому невесты. Девушка, облаченная в свадебный наряд с закрытым фатой лицом, ожидает возлюбленного в отдельной комнате вместе со священнослужителем – имамом. Далее молодым необходимо совершить несколько обычаев:

  • Медовое угощение, во время которого жених отведает немного меда и даст попробовать его невесте со своих рук. Такое действие является символом сладкой жизни. В завершении обряда молодым необходимо увидеть друг друга в зеркале, в которое ранее никто не смотрел.
  • Подарки для невесты, которыми щедро одаривает жених. Возлюбленная может получить в дар браслеты и часы с руки ее мужчины. Главное условие – жених сам обязан одеть их на руки невесте.
  • Расстилание скатерти для трапез – дастархана, является завершающим обрядом перед заключением брака. На нее выкладывают лепешки и сладости, призывая к дому жениха с невестой богатую жизнь.

Никой туй или пышная узбекская свадьба

Выкуп невесты

Да, не удивляйтесь, этот обычай принято проводить именно после основного гуляния свадьбы. Как проходит выкуп невесты? Жених с невестой приходят в специально отведенную для них комнату, где молодую уже ожидает подруга или близкая родственница – янга. Она переодевает девушку, готовя ее к первой ночи с супругом. Именно янга требует выкуп за первую брачную ночь и только после этого молодожены могут остаться наедине.

Келин салом или приветствие невесты

Следующее утро или по иной версии, спустя три дня, начинается с еще одной традиции узбекской свадьбы – приемом в новую семью, Келин салом. Родители и родственники жениха собираются во дворе, где одаривают молодую жену дорогими подарками. Невестка обязана низко поклониться каждому. Именно после этого обычая девушка становится полноправным членом новой семьи.

Узбекские невесты: особенности свадебного наряда

Особого внимания заслуживает традиционный свадебный наряд узбекских невест. В прочем, у невесты всегда есть возможность выбрать европейское платье для торжества. Каким должен быть национальный свадебный наряд, об этом портал Свадебка.ws расскажет ниже.

Изготавливают платье из хан-атласа – одного из видов шелковой ткани, широко используемой в Узбекистане. Под платье невеста обычно надевает шелковые штаны-шаровары. Поверх свадебного платья одевается умело расшитая безрукавка, халат из шелка или бархатный камзол, расшитый золотыми нитями.

Особенно акцентируют внимание на головном уборе невесты. Национальный Типля-кош – кокошник, декорированный большим количеством подвесок и ажурной вышивкой. Лицо девушки обязательно прикрывает вуаль.

Украшения как отличительная черта узбекской невесты

Изобилие ювелирных украшений – черта самобытности узбекских невест среди иных азиатских народов. Супружескую верность символизирует кольцо в носу, на руках обязательно должно быть много браслетов, а на пальцах – колец. Узбеки свято верят в то, что драгоценности способны уберечь от сглаза, поэтому даже их избыток на новобрачной не вызывает абсолютно никакого сарказма.

Как видите, узбекская свадьба – очень колоритное празднество, а народ очень гостеприимный и радушный. Именно по этой причине торжество отличается дружеской и веселой атмосферой. Ознакомиться с самобытными особенностями казахской свадьбы вы также сможете на нашем портале.

Статья написана по материалам сайтов: svadba.expert, otherreferats.allbest.ru, svadebka.ws.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector