Удмурты традиции и обычаи

Светлана Дерендяева
«Традиции и обычаи удмуртского народа». Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Чебурашка»

(МБДОУ детский сад «Чебурашка»)

Технологическая карта

организации совместной образовательной деятельности

Тема «Традиции и обычаи удмуртского народа»

Воспитатель: С. А. Дерендяева

п. Балезино 2017г.

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности дошкольников

Ф. И. О. педагога: Дерендяева Светлана Александровна Должность воспитатель

Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Образовательная область познавательное развитие Тема «Традиции и обычаи удмуртского народа»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Примерная основная образовательная программа: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – Москва; 2014 год.

Характеристика группы: в группе 21 человек (11 девочек и 10 мальчиков). Возраст детей от 5 до 6 лет. Группа полного дня – с 7.00 до 17.30. Большая часть детей группы находятся в едином коллективе с первой младшей и со второй младшей группы. У всех детей сформированы и развиты навыки самообслуживания, основные знания и умения. Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором. Легко справляются с поставленными задачами, рассуждают, анализируют. Отношения между ребятами дружелюбные, умеют помогать друг другу. Однако иногда возможны конфликты между детьми связанные с небольшим опытом коллективных взаимоотношений.

Оборудование: Удмуртский народный костюм для взрослого; фартуки из бумаги (на каждого ребенка); краски гуашевые; кисточки на каждого ребенка; сундучок с замком; ключ; кукла в народном костюме; мелодии удмуртских народных песен; иллюстрации быта удмуртов; иллюстрации орнаментов; ноутбук; видеозапись «Как жили удмурты»;

Цель совместной образовательной деятельности: вызвать интерес к удмуртским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

1. Создать условия для получения детьми знаний о традициях и обычаях удмуртского народа;

2. Формировать интерес и уважение к народной культуре;

3. Обогащать словарный запас детей (орнамент, рукодельница);

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;

5. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, самостоятельность.

6. Приобщать детей к устному народному творчеству: удмуртской народной игре «Растяпа»

В образовательной области Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

Познавательное развитие Проявляет интерес к новым знаниям и умениям. Проявляет интерес к предметам старинного удмуртского быта.

Речевое развитие Использует в речи слова: орнамент, рукодельница. Отвечает на вопросы педагога, употребляет в речи сложные предложения.

Художественно – эстетическое развитие Знают удмуртские национальные орнаменты. Используют орнаменты для украшения фартука.

Физическое развитие Принимает активное участие в игре.

Этапы совместной деятельности Задачи этапа Формы взаимодействия Организация взаимодействия педагога с детьми Планируемый результат (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО)

Деятельность педагога (методы и приемы) Деятельность воспитанников

Вводный (организующий) этап Подвести (мотивация) детей к образовательной деятельности. Формировать интерес к предстоящей совместной образовательной деятельности. Коммуникативная игра

Ситуативный разговор Здоровается с детьми на удмуртском языке.

Давайте поздороваемся друг с другом как — нибудь необычно.

Здравствуй, солнце ясное!

Здравствуй, весна красная!

Небу синему — привет!

Всем хотим мы дать совет:

Чтобы день удачным был,

Чтобы каждый вас любил,

Не сердитесь, не ругайтесь,

А почаще улыбайтесь!

Обращает внимание детей на свой костюм. Как вы думаете кто я? Какой национальный костюм на мне?

удмуртский.

А где мы все с вами живем?

— В Удмуртии.

— Я с собой принесла сундучок. Только открыть его не могу, ключ потерялся. Организация: дети стоят в кругу вместе с воспитателем.

Дети выполняют действия в соответствии со словами.

Дети поднимают вверх правую руку

Поднимают левую руку.

Скрещивают руки над головой.

Протягивают руки вперед, затем ставят на пояс.

Отводят правую, затем Левую руку в сторону

Протягивают ладони вперед.

Организация: дети стоят в кругу вместе с воспитателем

Ответы детей: русская, Светлана Александровна. Удмуртский, русский, татарский.

Ответы детей: В Балезино, России.

Ответы детей: надо его найти. Проявляет любознательность, активность, готовность к предстоящей деятельности, внутренняя мотивация на деятельность.

Основной (практический) этап — формировать элементарные представления об истории удмуртов через реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции)

— познакомить с понятиями «орнамент», «предки».

— закрепить знания детей об удмуртских народных играх.

— познакомить детей с элементами удмуртского узора.

— оформить бумагу в форме фартука элементами удмуртской росписи.

— Тогда, чтобы найти ключик отправимся в прошлое сундучка.

Включить видеозапись «Как жили удмурты»

Обсуждение с детьми по увиденному.

Обращает внимание детей на иллюстрации удмуртской избы. Что это?

Так выглядела в старину изба удмуртов. Что вы еще видите? Как была обставлена изба.

А что было главным местом в избе?

О печке говорят: «Печь всему голова». Давайте подумаем почему так говорят?

Удмуртский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях –

Что сажали обычно весной удмурты?

А осенью убирали весь урожай дружно, с песнями. Проводился праздник в честь сбора урожая.

На котором удмурты пели, танцевали и конечно играли.

-Проводится игра «Растяпа». Объяснить правила игры.

А как вы думаете как удмурты одевались на праздник?

Посмотрите как выглядела одежда удмуртов.

Эти узоры назывались – «орнамент»

Какие цвета чаще используются в одежде у удмуртов.

Какие «орнаменты» использовались для украшения костюмов? Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, расческа, коромысло, речка, рога барана. (показ узоров)

— А где хранилась одежда?

— Правильно, в сундуке. И у меня есть сундучок. Вот мы и нашли ключик. Откроем судучок?

Тогда помогайте мне. (проводиться пальчиковая гимнастика). Приготовили ручки

На сундуке висит замок. Кто бы мне его открыть помог.

Пальцы мы соединили

Растянули и открыли

-Вот наш замочек и открылся.

Давайте откроем сундук и посмотрим, что лежит там.

Звучит удмуртская народная мелодия.

Достает куклу в удмуртском костюме.

— Ребята, а во что нарядилась наша кукла?

-А чем украшен костюм?

— Что же ещё в сундуке?

(Достаю трафареты — фартуки)

— Ребята посмотрите что это?

-Ребята, давайте поможем куколке, украсим ее фартуки так, как это делали в старину наши предки. Только мы будем украшать не нитками с иголкой и тесьмой, а мы для этого будем использовать краски.

— Садимся в нашу творческую мастерскую, за столы.

Приступаем к работам.

Звучит спокойная удмуртская народная мелодия.

А теперь ребятки, вместе со своими фартуками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по группе, пусть все полюбуются на вашу работу. Звучит веселая мелодия

Молодцы, все справились с работой хорошо. Устроим выставку чуть позже, когда работы подсохнут. Организация: дети стоят вокруг стола, где стоит ноутбук.

Ответы детей Квартира, печка, изба.

Ответы детей Стол, стулья, сундук, скамейка, половики

Ответы детей печь

Ответы детей греет, на ней готовят еду, освещает.

Ответы детей сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу.

Организация: Дети стоят в кругу по двое: один впереди, другой – сзади. Один ребенок остается в кругу – «растяпа».

Как только звучит удмуртская мелодия, «растяпа» начинат плясать. Танцуя, проходит по кругу и движениями приглашает всех впереди стоящих следовать за ним, повторяя его движения. Каждый приглашенный заходит в круг и начинает танцевать. Оставшиеся в наружном кругу хлопают в ладоши. Музыка внезапно останавливается, и каждый, кто танцевал, старается менять место за теми, кто стоит во внешнем кругу. Кто остался без пары, встает в середине круга. Остальные дружно скандируют: «Спляши!» Все повторяется сначала.

Организация: дети стоят полукругу вместе с воспитателем перед доской с иллюстрациями.

Ответы детей нарядно, красиво

Ответы детей У удмуртов мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А рубаху подпоясывали. А удмуртские женщины ходили в платьях, фартуке с вышивкой удмуртского узора и монисто. На голове платок.

Ответы детей Любимый цвет в узорах – красный в сочетании с чёрным и синим.

Ответы детей Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды.

Ответы детей в шкафу, в сундуке.

Организация: дети стоят в кругу вместе с воспитателем

Ответы детей да

Выполняют движения под текст.

Замочек из ладошек

Растянуть ладони и открыть

Ответы детей платье, платок

Ответы детей вышивкой, узорами.

Ответы детей конфеты, одежду

Ответы детей фартуки

Ответы детей бумажные, белые, не украшенные.

Ответы детей Да

Организация: дети садятся за столы

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Участвуют в совместных играх. Проявляет интерес к информации. Проявляет инициативу и самостоятельность в творческой деятельности.

Заключительный этап Закреплять полученные и имеющиеся знания. Формировать элементарные навыки самооценки Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуальная работа. — Что вы сегодня узнали нового?

Что вам понравилось больше всего?

Для чего это пригодится нам в будущем?

Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии? Ответы детей как одевались удмурты.

Как жили. В какие игры играли.

Ответы детей играть в игру, рисовать.

Ответы детей в школе, когда будем рисовать.

Ответы детей как играли, рисовали фартук, используя удмуртские узоры. Осознает себя как участник познавательного творческого процесса. Может использовать речь для выражения своих мыслей.

Технологическая карта организации совместной НОД по конструированию «Домик для Цветика» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Воспитатель: Васёва М. А. Тема: Домик.

Краткосрочный проект в старшей группе «Традиции и обычаи коми народа» Методическая разработка педагога дошкольного образовательного учреждения «Краткосрочный проект в старшей группе «Традиции и обычаи коми.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Отчёт «Вековые обычаи и традиции русского народа» Вековые традиции и обычаи русского народа Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно.

Технологическая карта организации совместной НОД «Путешествие в мир лекарственных растений» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Воспитатель 1 категории Васёва М. А.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Воспитатель IКК Балашова Л. Н. Тема (проект,.

«Улица полна неожиданностей». Технологическая карта организации совместной НОД воспитателя и детей ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей Воспитатели:.

Технологическая карта организации совместной НОД Ф. И. О. педагога, организация: Елфимова Марина Ивановна, МАДОУ детский сад №1 «Карусель». Тема: «Весенние признаки». Возрастная группа: средняя.

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми «Земля-наш дом во Вселенной» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной образовательной деятельности с детьми «Земля — наш дом во Вселенной». Айдарова Татьяна Юрьевна.

Азинлык

Пайдаё ужан сярысь блог. Азинскы — ужа ачид вылэ!

Традиции и обычаи удмуртов

Важную роль в Удмуртии играют различные обычаи и обряды. В прошлом, важными для удмуртов являлись календарно-обрядовые праздники, которые были связаны с этапами сельскохозяйственных работ. Состояли такие праздники из жертвоприношений, разных магических действий, направленных на отведение неприятностей и обеспечение плодородия. Затем следовала развлекательная часть праздника, в которую входили народные гуляния, игры и пляски. Проводила подобные праздники община.

Позже аграрно-магические обряды несколько изменились. Причиной этому послужил переход удмуртов в православие. Проведение обрядов приурочилось к церковным праздникам, таким как Рождество, Пасха, Троица, Крещение и др. Долгое время в Удмуртии сохранялась самобытная форма религиозных воззрений, группировавшихся вокруг семейно-родовых, а также, аграрных культов. Удмуртский пантеон характерен большим количеством богов и мифологических существ.

В период вульгарного атеизма уничтожались удмуртские традиционные институты, разрушались священные места, а служители культа объявлялись «врагами народа». Современная удмуртская религия характеризуется сложными формами синкретизма, в котором переплетаются элементы религии и фрагменты научных знаний.

Большинство традиций и обычаев удмуртов сохранились только в электронном виде — в библиотеках и архивах.

Традиции и обычаи удмуртов

Опубликовано admin 16.10.2018

Пожалуй, только новогодние праздники способны вернуть любого, даже самого серьезного взрослого человека в детство, подарить массу приятных впечатлений и светлых переживаний. Все мы на рубеже старого года и нового года вопреки всему верим в сказку и ждем новогодних чудес. А ведь сказка в это время всегда рядом, да и чудеса частенько сбываются на фоне звездного неба и тихо падающих снежинок. К сожалению, в удмуртских семьях этот светлый праздник проходит в русских традициях. Многое из того, что знали и умели наши предки мы стали забывать, а это ведет к отмиранию нации народа.

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния и назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание. Начинался он праздником, назывался раньше Толсур, позже — ымусьтон, рошво (рождество). На него приглашали гостей, назначали свадьбы. Звали гостей и на крещение.

Что представляет собой новогоднее ряжение? Надевают вывернутые наизнанку тулупы, лица мажут сажей или надевают маски и ходят так из дома в дом, а хозяева должны их ублажать. Интересен процесс узнавания. Ряженые пляшут, импровизируют и при этом не произносят ни звука — просто создают много шума. А хозяева в этот момент должны узнать их. Это ведь все знакомые — соседи, родственники, живущие на соседней улице. Хозяева пытаются сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он заорал и выдал себя. Считается, что если узнаешь ряженого, то в этот год все будет хорошо в твоей семье.

Наступление нового года — это время перехода, время транзита. Из старого года в новый, из зимы в лето. Время зимнего солнцестояния, солнцеворот в конце декабря. А переходное состояние само по себе таит опасность. В удмуртской традиции есть даже особое божество этого перехода — Вожо. Это скорее злой божок, поэтому все связано еще и со страхом. Отсюда — предостережения, запреты. Во время обрядов-переходов нельзя было греметь, издавать громкие звуки железом, железными предметами. Персонажи ряженых — это все представители мира предков, представители иного, потустороннего. Они не говорят или пытаются говорить на каком-либо странном языке.

У удмуртов в святочную неделю было распространено много гаданий. Например, девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок. В какую указывает – значит, в ту сторону девушка и выйдет замуж. Еще наливали в большую ложку воды и клали эту ложку на подоконник, туда, где холодно – чтобы вода замерзла. Утром смотрели: если на замерзшей поверхности появляются бугорки – это недобрый знак. Значит, у девушки будет внебрачный ребенок. Если ровная поверхность, то никаких подобных ситуаций не будет. Другой пример. Девушки шли по направлению к забору с раскрытыми руками (насколько хватало размаха рук) и пытались «захватить» как можно больше досок забора. Затем доски пересчитывали слева – направо, при этом приговаривая: «Мешок – короб, мешок – короб » Если «мешок» — выйдет замуж за бедного, если «короб» — за богатого.

В русских традициях и удмуртских традициях гадания имеют много общего.

Зимний цикл праздников и обрядов у куединских удмуртов был не развит. К нему можно отнести проводимое в начале зимы моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. Ритуалами были наполнены первый и последний дни праздника Масленицы.

В первый день молодежь обходила дома деревни, спящих вытаскивали на улицу и бросали в снег. В течение масляной недели устраивали катания на лошадях, катание с гор. На Масленицу приезжали гости из других деревень. Но самым любимым развлечением молодежи было катание с гор на санях, санках, ледянках, лотках, лошадках, жердях

Ель как символ жизни

С глубокой древности у европейских народов (германских, финно-угорских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральным жизненной силы, имели культовое значение.

Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитавших в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елке.

А откуда пришел обычай наряжать елку? При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. А что было до этого? По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни и свечи мира горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель. Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном Гороскопе друидов ( древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связанна с его деревом ( у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

УДМУРТСКИЕ НОВОГОДНИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛЕГЕНДА О ТОЛ БАБАЕ (ДЕД МОРОЗ)

В древние времена, когда не было еще на свете людей, в окрестностях Кар-горы (сейчас это центральная часть природного парка «Шаркан») жили алангасары. Эти великаны не отличались большим умом. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы. И только самый маленький из них, перед тем как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем. С тех пор их дружба продолжается, а Тол Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.

Поселился Тол Бабай в Шарканском районе и что-то грустно ему стало. Тогда обратился он к метели. Она соткала ему из снежинок ледяную девочку. Так с 2007 года у Тол Бабая появилась помощница – Лымыныл (Ледяная девочка). С тех пор Лымыныл всегда рядом с Тол Бабаем, она помогает ему во всех делах. Внучке, как и деду, сшили костюм. За основу взяли костюм древних удмурток, живших в 3-7 веке нашей эры. На голове у Лымыныл шапочка (такья), она скрывает волосы снежной красавицы. Грудь закрывает оберег.

Изучив все особенности нарядов новогодних персонажей мне захотелось нарисовать открытку к новому году. Вот что у меня получилось.

Сами-удмуртские люди состоят, другой компонент — УРТИ означает «человек, человек, иностранный», а первый компонент — конечность, надо сказать, что по всем свидетельствам — он устарел только от людей и отражается на экотонах, (Marius), русский (c) Otyak, c) otin. Происхождение этого имени имело ряд предположений, наиболее достоверную версию Сергея Белых Владимира Напольских, согласно которой название удмуртское полностью взято с определенного иранского языка композита, который может быть на языке источника в виде * муравья с (а) -март (а) и буквально «человек пригородов, резидентская граница».

Письменные источники Удмурта записываются с опозданием. За исключением, очевидно, неправильно (например, идентификация людей с наукой «слова русской земли смерти», которая на самом деле название чувашей skryvaetsyamordovskoe -vetke (хранение родительный падеж) или очень сомнительные предположения, первое упоминание о Удмуртии в частности, Удмуртская земли (земля Votyattskaya) , предметом должен стать казанский казань, рассказывающий историю Русской хроники кампании Ивана III в Казани в 1469 году.

С середины XVI века южные удмурты под именем (v) Отыак или даже Черемисов, звонок Отыак всегда показывает в российских документах, относящихся к территории Казанского Каната.

Северные удмурты (точнее — нижнечепецкие) от имени (в) Отыак в русских документах, касающихся земли ВЯТКА с 1521 года.

Татары назывались Удмурты ар.

Try некоторые исследователи видят князь Ariane Arska и Žárský человек от русских документов XV-XVI веков, записанных в Нижнем Кама — договор и нижнюю крышку, удмурты на основе сходства имен с именем татарского Удмуртского ара неразумным: под этими названиями явно относится к Арск и Карин (Чепецкий) татары, жители или местные жители Арского района (тат.

Арча — от * artcha «назад, сзади») — старый центр Волжской Болгарии, а затем Казанское ханство. Конечно, мы не можем исключить возможность того, что некоторые удмуртские группы относятся к арским людям, но прямых источников в исходных данных нет.

Установление удмурта было проведено (если мы сначала исходим из археологических данных) в бассейне Ватки. Именно на правом берегу Вятки и Вятских Ветлужских находится локализованная область между древними контактами Марии с одним народом. Удмурские племенные традиции также свидетельствуют о Ватканском бассейне как о родной территории Удмуртской области.

В прошлом веке многие Удмуртская группа, чтобы сохранить память об их принадлежности к одному из двух основных Удмуртского территориального соотечественника ассоциации — флис и Kalmez (сегодня имена ассоциаций и воспоминаний о границе между ними сохраняется почти исключительно в определенных группах Северного удмуртов, в частности, — это живой в Юнинский район Кировской области, после чего валтун живет в деревнях, расположенных вдоль притоков реки.

Накидки (сначала — в бассейне Кос). И калмезы — притоки реки. Кильмезь). Флис в XIX веке был заселен крышкой пула и по традиции шел от нижней реки со средней ВЯТКОЙ (это указано в самом регионе — «Вятка» в стенографическом переводе).

Легенды спокойствия сохраняют память героев о битве с людьми из порта (УДМ имеет «Марийские, чужие, враждебные люди»).

Калмезы, впервые поселившиеся в бассейне Кильмеза, в XIX веке значительно расширились от среднего потока шефов Шептов на юг (юго-запад) Удмуртии на юге.

Судя по некоторым местным именам, у которых были калмы, это был общий этноним от (o), как я. — возможно, из-за урегулирования kalmezov отступающего давления Мари ниже Вятка этого южного происхождение (см выше) этноним пришел в конце — в начале второго тысячелетия до нашей эры для всех групп удмуртов и стал, в конце концов, самоопределение консолидации нации.

Изоляция предков удмуртов от их северных родственников на языке, предки Коми, играла ключевую роль в связях южнопермических (тамудурских) групп с турками. Контакт с болгарами и их непосредственным потомством чувашский язык (см. Главу о мари) продолжается с того момента, как они появились на Средней Волге в VII-VIII вв. Н.э. и, по крайней мере, до четырнадцатого века и отражается в наличии около двухсот болгарских (булгаро-чувашских) кредитов на удмуртском языке (на языке коми, в то время как в нем проникло не более трех десятков этих займов, что указывает на то, что оно наконец «распад» Пермского Прото произошел в период раннего булгарско-пермского контакта, или, что более вероятно, — что болгаризм проник в древние диалекты диалектов через древний нуремиш и в первые века нового тысячелетия II.

AD на севере пермского измерения доминировали тюркоязычное и древнерусское культурно-лингвистическое влияние, которое препятствовало ассимиляции тюркизма с юга). Контакты Удмурты с тюрками, которые говорят на языках кипчакской группы, особенно волжских татар, начались не ранее XIV века и сегодня.

Первоначально эти контакты имеют место в двух местах: (см. Выше) на юг, что бы Arska в районе города, который zavyatskih Удмуртский (живущий на правом береге нижних Вятский в Балтасинских и Кукморских районах Татарстана и Мари-Турек Регион Марий Эл) сохранило легенду о том, что Удмурт-эксай жил «Король Удмурт», что может указывать на бывшее место жительства удмуртов в феодальной зависимости татарских князей Арск; и на севере, в нижнем и среднем течении реки Шепты, где, по крайней мере, в начале документов XV века были записаны арские князья — или предки Каринское Чепецкие Татари, которые после 1588 года были местными удмуртами.

Возможно проникновение турецкого феодального Arska до Вятки колпачка проводится и до сих пор в эпохе Булгар — в любом случае, польза от этого открытия предполагает слив в кепке, в селе каменного Гордино Балезинского района Удмуртии с болгарской эпитафией 1323rd

От удмуртско-турецких контактов до Арского-Чепецкого пути, конечно, во времени и источника Бесермянско-этнографической группы (в 1993 году официально считались отдельными людьми), проживающих на севере и северо-западе от Удмуртии.

Диалект для удмуртского языка, на котором говорит Бесермян, выделяется в системе современных удмуртских диалектов, которые координируются по разным причинам с северного (прилегающего), южного и периферийно-южного диалектов. Особенность материальной культуры Бесермяна (особенно традиционных женских костюмов) указывает на очень тесные связи с охранниками в прошлом.

Поэтому не случайно, что в XVI-XVII вв. На протяжении веков предки Бесермиса, которые жили вдоль реки. Чепзе назвал Чевашу в российских документах.

В то же время, некоторые особенности духовной культуры бесермянские (например, использование арабской формулы обращается к Богу в традиционной языческой бесермян молитвы), может свидетельствовать их тесные контакты в прошлом с мусульманами или даже (что маловероятно), в предыдущем свидетельстве своих предков Ислам. Важно, что, несмотря на небольшое количество и географическое рассеивание группы, очень ясно отделить (если мы точны — в какой-то степени они отходят) от окружающих стран — удмуртов и татар.

По самому имени Бесермяна — Доермана, он должен был быть искажен. * busurman / * b? с? rmen, полученный от персидского. mosalm? N Традиции и обычаи удмуртов

Следует отметить, что до 18-го века не было реальных попыток христианства удмуртцев на севере, подавляющее большинство из них оставалось языческим.

После завоевания Москвы Вятке в 1489 году, после взятия Казани в России 1552 Удмуртский включает в себя все земли в результатах Московского государства. После 1552 частей южных удмуртов (в основном — zavyatskih, кто живет на правой стороне, на Западном берегу Вятка), чтобы уйти от опасности насильственной христианизации, как и мари (и, возможно, — в сочетании с ними) перемещается на восток, особенно на суше северо-востоке от современного Башкирия.

Поскольку формирование группы Закамская удмуртском, сейчас живет на юге Пермского края, Башкирии, Татарстана Бавлы область и четвертую Красноуфимск в Свердловской области, отметив, что вместе с Talking zavyatskih Удмуртской периферического южного диалекта на удмуртском языке.

Важная часть этих удмуртов даже формально не крестилась, но они сохраняли язычество, их культуру и язык, развивавшиеся под сильнейшими турецкими (татарскими и башкирскими) влияниями. Массовое преобразование удмуртов в христианство происходило только в 18 веке, тогда как в некоторых южных группах оно не касалось всех, оно носило формальный характер. Почти везде была двойная убежденность. К началу двадцатого века (здесь и там и сегодня) большинство удмуртцев сохранили память о принадлежности религиозно-клан-кланов-кланов, кланов-воршуд.

Ответ на растущем социальное и национальное угнетение в середине XIX — начало XX века стал повторяющимися случаи обращения в ислам удмурт, пытаясь вернуть реформированные языческие религии (секты «lipopoklonnikov», «vylepyrisey» — The UDM vyle Pyris есть. «включен в новый»). В конце XIX в. На протяжении веков Удмурти участвовал в переселении русского крестьянского населения в Урал и Сибирь, а миграции продолжались в 20 веке. Сегодня деревня Удруга и даже кусты деревень на Урале, в Сибири и на севере Казахстана.

После революции 1917 года Удмуртская автономная область (первоначально Воцкая) была основана в 1920 году, а в 1934 году была преобразована в автономную республику (ныне Удмуртская Республика). В России насчитывается 637 тыс. Удмуртов (около 70% — в некоторой степени Удмуртов) и 3 тыс. Человек.

Безермян (2002); в городских районах насчитывается 297 тысяч жителей, а в селе — 340 тысяч Удмуртов.

Где жили удмурты. Удмуртский народ: культура, традиции и обычаи

1. История удмуртов

Удмурты — один из коренных народов Среднего Урала. Основой для формирования удмуртского этноса послужили местные финно-пермские племена, которые в разное время испытали влияние скифов, угров, тюрок и славян.

Древнейшее самоназвание удмуртов — Ары, то есть «человек», «мужчина». Отсюда происходит древнее название Вятской земли — Арская земля, жителей которой русские практически до самой революции называли пермяками, вотяками (по реке Вятке) или вотской чудью. Сегодня удмурты считают эти названия оскорбительными.

До середины 16 века удмурты не были единым народом. Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. После монгольского нашествия Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а в1489 году вошла в состав Великого княжества Московского.

Южные удмурты попали под власть Волжской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства. Принято считать, что их присоединение к России завершилось к 1558 году.

Таким образом, на протяжении жизни трех-четырех поколений удмурты несколько раз сменили подданство, а многие из них были ассимилированы: северные удмурты — русскими, южные — татарами.

Однако же именно Русское государство дало возможность удмуртским племенам не только выжить, но и сформироваться как народу. Вот сухие цифры: если в Петровскую эпоху было учтено всего 48 тыс. удмуртов, то сейчас их насчитывалось 637 тыс. человек — 13-кратное увеличение численности за 200 лет.

Сам этноним «удморд» впервые опубликовал русский ученый Рычков в 1770 году. Происхождение его до конца не выяснено. Достаточно прозрачна только индоиранская основа — мурт, морт, которая означает то же, что и «ары» — человек, муж. Официально самоназвание удмуртского народа признано в 1932 году, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую.

Русские филологи создали и удмуртскую письменность — на основе русского алфавита, но с прибавлением некоторых букв и знаков. Первая грамматика была опубликована в 1775 году. Наиболее близок удмуртскому язык коми, — они соотносятся примерно так же, как русский и польский языки. Сегодня удмуртский язык, наряду с русским, является государственным языком Удмуртской Республики. Коренное население составляет примерно треть ее жителей.

2. Духовная культура и религия удмуртов

Удмуртские язычество во многом сходно с верованиями других уральских народов, для которых характерна борьба доброго и злого начал. Верховное божество удмуртов носило название Инмар. Его соперником был злой дух — Шайтан.

Удмуртские космогонические представ¬ления считали главной стихией — воду. «Раньше всего во всем свете кругом была вода»,- повествует одна из легенд. «Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы», — говорится в другой легенде.

Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в XVIII веке. Крещение большей частью проводилось насильственно. Все внешние признаки язычества были буквально выжжены каленым железом. В результате изображения языческих богов бесследно пропали. Что, однако, не мешает значительной часть народа упорно держаться язычества.

Большое место в фольклоре удмуртов занимают былины, предания, сказки. Сюжеты многих из них перекликаются с сюжетами русских народных сказок. Это и понятно: ведь удмурты давно живут в тесном содружестве с русским народом. Вот, например, зачин одной из сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве не взошел овес». Начинается разбор, почему соделалась такая беда. По утверждению попа, крестьяне не заплатили налога Илье Антоновичу (Илье Пророку). К тому же выясняется, что в небесной канцелярии царит беспорядок: никто не знает, кто за что отвечает, поэтому не было долго дождей и не взошел овес.

Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен — многоголосых, мелодично-напевных. Большинство старых удмуртских песен грустные, от которых щемит сердце.
Наверное, это один из самых поющих народов. Удмуртская свадьба не начиналась, пока один из распорядителей не давал песенный зачин. Устраивались песенные состязания, кто кого перепоет. Людей, которые не умеют петь, насмешливо называли «паллян кырзась» (буквально, «поющий влево»), мол, что с него взять, если он даже петь не умеет.

3. Национальный характер и традиции удмуртов

В антропологическом отношении удмуртов относят к уральской малой расе, которую отличает преобладание европеоидных черт при некоторой монголоидности. Среди удмуртов много рыжих. По этому признаку могут соперничать с мировыми чемпионами по златоволосости — кельтами-ирландцами.

Внешне удмурты крепки и выносливы, хотя и не богатырского телосложения. Они очень терпеливы. Типичными чертами удмуртского характера считаются скромность, стеснительность, доходящая до робости, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты немногословны. «У него язык остер, да руки тупы»,- говорят они. Однако ценят силу меткого выражения: «Ветер горы рушит, слово народы подымает»; «Сердечное слово три зимы греет».

Путешественники XVIII века отмечали большое гостеприимство и радушие удмуртов, их миролюбие и кроткий нрав, «склонность более к веселию, нежели к печали».

Радищев в «Дневнике путешествия из Сибири» отметил: «Вотяки почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».
Пожалуй, самой выразительной постройкой на удмуртском крестьянском дворе были двухэтажные кеносы-амбары. Сколько было снох в семье, столько стояло кеносов на дворе. Само это слово происходит от удмуртского «кен» — сноха.

Традиционный удмуртский женский костюм был одним из самых сложных и красочных в Поволжье. Удмурты достигли высшего мастерства в «полотняном фольклоре».

В традиционной этнокультуре удмуртов используется классическая цветовая триада: белый-красный-черный. Не случайно именно она положена в основу Герба и Флага Удмуртской Республики.

В годы коллективизации и сталинских репрессий сельской культуре удмуртов был нанесен огромный урон. Наиболее инициативная, предприимчивая часть народа погибла. Дело довершила знаменитая удмуртская самогонка — «кумышка». Удмурты всегда упорно отстаивали свое право на самогоноварение, руководствуясь убеждением, что они получили «кумышку» в наследство от предков в качестве ритуального напитка. Прекратить ее изготовление – значит, предать веру, изменить своим богам. Поэтому удмуртское село сегодня, увы, выглядит такой же удручающе, как и русское.

Удмурты, коми-зыряне коми-пермяки, чьи языки чрезвычайно близки (пожалуй, они внешне даже ближе друг к другу, чем прибалтийско-финские) и происходят от единого пермского праязыка, обособившегося от других известных нам финно-угорских языков достаточно давно (вероятно, не менее трёх тысяч лет назад), образуют пермскую группу народов, объединяемых не только общностью происхождения их языков, но и общностью исторических судеб. В литературе в отношении пермян иногда неправильно употребляют термин финно-пермские народы, что непозволительно, так как название финно-пермский давно и правомерно используется для обозначения всех финно-угорских языков и народов, исключая угров, то есть — от прибалтийских финнов до пермян включительно. Ещё менее удачны такие иногда встречающиеся названия пермян, как пермские финны или восточные финны, так как к финнам эти народы имеют весьма отдалённое отношение (с тем же успехом русских, например, можно было бы называть “восточными немцами”).

Ранние этапы генезиса пермян традиционно связывают с ананьинской археологической культурой (точнее — культурно-исторической общностью), распространённой в VIII-III вв. до н.э. в бассейнах Камы, Вятки, Вычегды, в Казанском и Марийском Поволжье и оказавшей сильное влияние на этническую историю всей лесной зоны Восточной Европы (вплоть до Скандинавии) в эпоху раннего железа. Вероятно, по крайней мере в какой-то части ананьинских племён можно видеть носителей пермского праязыка на его ранней стадии. Видимо, уже непосредственно с постананьинского времени основой хозяйства пермян стало земледелие, что определило развитие их материальной и духовной культуры.

В антропологическом отношении пермские народы неоднородны, в генезисе их расовых типов преобладали, по-видимому, два направления связей: западное, выразившееся в распространении среди всех групп коми-зырян (в наибольшей степени — среди западных и северных) беломорского (в меньшей степени — восточнобалтийского) типа беломоро-балтийской расы, сближающего их с прибалтийско-финскими народами и мордвой-эрзей, в особенности — с вепсами и карелами — и южное, связанное с распространением среди удмуртов, коми-пермяков, некоторых южных и центральных групп коми-зырян своеобразного антропологического типа, называемого субуральским (по В.П.Алексееву) или сублапоноидным (по К.Марк) — имеется в виду его близость к уральской расе и к лапоноидному типу; в современной литературе эти варианты объединяются под названием субланоноидного волго-камского . Сублапоноидный тип объединяет названные пермские группы с финно- угорскими народами Поволжья: мордвой-мокшей, марийцами; от собственно урало-лапоноидной расы его отделяет явное отклонение в сторону европеоидности, что объясняется, видимо, значительным смешением в прошлом типов древнеуральской расы с европеоидами в Поволжье и Приуралье. При этом древнеуральский компонент, вошедший в состав удмуртов, отличался особенностью (по Г.М.Давыдовой) строения носового скелета: более высоким переносьем и отсутствием вогнутой спинки носа.

Самоназвание udmurt (диал. варианты — urtmurt, udmort, ukmort ) представляет собой композит, второй компонент которого — удм. murt означает “человек, мужчина; чужой” и, вместе с коми mort “человек, мужчина”, восходит к пермско-мордовскому *mertч , заимствованному из индоиранских языков: ин.- ир. *mбta- “смертный, человек”. О первом компоненте, ud-, следует сказать, что, по всей очевидности, это — древнее самоназвание народа, отражённое и в экзоэтнонимах — ср.: мар. oIo-(marij) “удмурт”, рус. вотяк этноним К.Редеи объясняет, реконструируя гипотетическое (незафиксированное ни в самом удмуртском, ни для родственных слов в других финно-угорских языках, ни в арийских языках) значение “луг” для древнеудм. *odг- и предполагая (опять-таки, не имея фактических оснований), что предки удмуртов называли себя “луговые люди” — подобно луговым марийцам. Натянутость данной гипотезы побудила меня в соавторстве с С.К.Белых высказать альтернативную гипотезу, согласно которой древнеудм. * odг-mort представляет собой целиком заимствованный из какого-то иранского языка композит, который в языке-источнике мог иметь вид *ant(a)-mart(a) и означал буквально “человек окраины, житель пограничья” (ср. осет. addч, andч “ снаружи, вне”, авест. antкma “крайний”, др.-инд. anta “край, предел, граница”).

Письменными источниками удмурты фиксируются поздно. Если не считать явно ошибочных (вроде отождествления с ними народа Веда “Слова о погибели Русской земли”, под которым на самом деле скрывается мордовское название чувашей — veTke , (род. пад.) veDeN ) или весьма сомнительных предположений, первым упоминанием об удмуртах, точнее, об удмуртской земле (Вотятцкая земля), подвластной казанскому хану следует считать русский летописный рассказ о походе Ивана III на Казань в 1469 году. С середины XVI века южные удмурты под именем (в)отяки или даже черемиса, зовомая отяки уже постоянно фигурируют в русских документах, относящихся к территории Казанского ханства. Северные удмурты (точнее — нижнечепецкие) упоминаются под именем (в)отяки в русских документах, касающихся Вятской земли, с 1521 года.

Татары называют удмуртов ar . Это слово некоторые исследователи (М.Жираи, В.К.Кельмаков) считают происходящим от тюркского корня *ar “самец, муж, мужчина” в булгарской огласовке (ср. чув. ar “муж, мужчина” при тат. ir “муж”), однако с исторической и семантической точки зрения данное сопоставление представляется по меньшей мере странным, что заставляет сомневаться в его правомерности. Более правдоподобна гипотеза С.К.Белых, выводящего тат. ar “удмурт” из тат. arК “та (противоположная) сторона (реки)” — через промежуточную форму ar(К)lar (множ. число) “жители той стороны”. Попытки некоторых исследователей видеть в арянах, арских князьях арских людях, фиксируемых русскими документами XV-XVI веков в Нижнем Прикамье — Приказанmе и на Нижней Чепце, удмуртов на основании сходства этих названий с татарским названием удмуртов ar несостоятельны: под этими именами однозначно имеются в виду арские и каринские (чепецкие) татары, жители или выходцы из района города Арска (тат. arVa от art-Va “задний, тыловой”) — старого удельного центра Волжской Булгарии, а затем и Казанского ханства. Безусловно, нельзя исключать возможности присутствия среди арских людей каких-то групп удмуртов, находившихся в зависимости от арских татарских князей, но реальных указаний на сей счёт в источниках не содержится (см. также ниже).

Формирование удмуртов шло на базе южнопермских племён — потомков создателей ананьинской археологической культуры. В III веке до н.э. на базе позднего ананьина на юге формируется пьяноборская культурная общность, территория распространения которой охватывала районы от среднего течения р. Белой на юго-востоке до Вятско-Ветлужского междуречья на северо-западе. На основе пьяноборской общности в бассейне Вятки (“памятники худяковского типа”) складывается азелинская культура III-VI вв. н.э., доживающая в своём позднем варианте (“еманаевская культура”) до IX века и имеющая дальнейшее продолжение в вятских памятниках типа Кочергинского могильника. Эти культуры рассматриваются многими исследователями как археологический аналог постепенно обособлявшихся южнопермских групп, составивших основу удмуртского народа: именно на правобережье Вятки и в Вятско-Ветлужском междуречье локализуются древние контакты марийцев с народом (мар.) oI o .

О бассейне Вятки как исконной территории обитания удмуртов свидетельствуют и удмуртские родовые предания. Ещё в прошлом веке многие группы удмуртов сохраняли память о своей принадлежности к одному из двух больших удмуртских территориально-земляческих объединений — Ватка или Калмез (сегодня названия этих объединений и память о границе между ними сохранились практически только у некоторых групп северных удмуртов, в частности — у проживающих в Унинском районе Кировской области, по мнению которых ватка живут в деревнях, расположенных по притокам р. Чепцы (прежде всего — в бассейне р. Косы), а калмезы — по притокам р. Кильмезь). Ватка в XIX веке населяли бассейн Чепцы и пришли туда, согласно их преданиям, с низовьев этой реки, со средней Вятки (на это указывает и само название объединения — ср. удм. vatka kam “Вятка”, где kam “большая река”). В легендах калмезов (возможно, этимологически связано с удм. k2Lemez “остаток” — версия С.К.Белых) сохранилась память о борьбе их богатырей с народом Пор (удм. por — “марийцы; чужой, враждебный народ”). Калмезы расселялись первоначально в бассейне реки Кильмезь, к XIX веку распространились достаточно широко: от среднего течения Чепцы на севере до южных (юго-западных) районов Удмуртии на юге. Судя по некоторым топонимам, именно у калмезов первоначально бытовал этноним od(o) в качестве самоназвания — возможно, благодаря расселению калмезов, отступавших под давлением марийцев с нижней Вятки, этот южный по происхождению (см. выше) этноним проник в конце первого — начале второго тысячелетия н.э. ко всем группам удмуртов и стал, в конце концов, самоназванием консолидирующейся народности.

В состав удмуртов помимо вятских южно-пермских племён (археологических — создатели худяковско-азелинских еманаевско-кочергинских памятников) вошли и другие пермские (протоудмуртские) группы — создатели постананьинских средневековых культур на севере (поломская и возникшая на её основе с участием вятско-кильмезских групп чепецкая культуры) и на юге (памятники верхнеутчанско-чумойтлинского круга) Удмуртии.

В обособлении предков удмуртов от их северных родичей по языку, предков коми, важнейшую роль сыграли связи южно-пермских (протоудмуртских) групп с тюрками. Контакты с булгарами и их прямыми языковыми потомками чувашами продолжались со времени появления их в Среднем Поволжье в VII-VIII вв. н.э. и как минимум до XIV века (в южноудмуртские диалекты попали названия Москвы (musko ) и Казани ( kuzon ) в огласовке, свидетельствующей скорее о чувашском, чем о татарском или русском источнике) и отразились в наличии около двух сотен “булгарских” (булгаро-чувашских) заимствований в удмуртском языке (в коми языки при этом проникло не более трёх десятков таких заимствований, что свидетельствует либо о том, что окончательный “распад” пермского праязыка произошёл уже в эпоху ранних булгарско-пермских контактов, либо — что вероятнее — о том, что булгаризмы проникали в древнекоми диалекты через посредство древнеудмуртских, а уже в первые века II тыс. н.э. на севере пермского ареала доминирующим стало не тюркское, а древнерусское культурно-языковое влияние, что препятствовало усвоению тюркизмов с юга). Контакты удмуртов с тюрками, говорящими на языках кипчакской группы, прежде всего — поволжскими татарами начались не позднее XIV века и продолжаются.до сих пор. Первоначально эти контакты происходили в двух центрах: на юге, в Приказанье, в районе города Арск (см. выше), относительно которого у завятских удмуртов (живущих на правом берегу нижней Вятки, в Кукморском и Балтасинском районах Татарстана и Мари-Турекском районе Марий Эл) сохранились предания, что там жил udmurt eksej “удмуртский царь”, что может свидетельствовать о былом пребывании части удмуртов в феодальной зависимости от татарских князей Арска,- и на севере, в нижнем и среднем течении реки Чепцы, где по крайней мере с начала ХУ века документами фиксируются арские князья — предки каринских или чепецких татар, у которых в зависимости до 1588 года находились местные удмурты. Возможно, проникновение тюркских феодалов из Арска вверх по Вятке на Чепцу имело место и еще в булгарскую эпоху — во всяком случае, в пользу этого свидетельствует находка в бассейне Чепцы, в селе Гордино Балезинского района Удмуртии камня с болгарской эпитафией 1323 года.

С удмуртско-тюркскими контактами на арско-чепецком пути, очевидно, связано и происхождение бесермян (удм. beSerman ) — этнографической группы (в 1993 году официально признаны как самостоятельная национальность Верховным Советом Удмуртской Республики), живущей на севере и северо-западе Удмуртии. Диалект удмуртского языка, на котором говорят бесермяне, стоит особняком в системе современных удмуртских диалектов, сближаясь по разным признакам с северными (соседними), южными и периферийно-южными диалектами. Особенности материальной культуры бесермян (прежде всего – традиционный женский костюм) указывают на их чрезвычайно тесные связи в прошлом с чувашами. Поэтому, очевидно, не случайно в XVI-XVII веках предков бесермян, живших по р. Чепце, называли в русских документах чуваши. В то же время некоторые особенности духовной культуры бесермян (например – использование арабской формулы обращения к Аллаху в традиционных языческих бесермянских молитвах) могут свидетельствовать об их тесных контактах в прошлом с мусульманами или даже (что, впрочем, маловероятно) о былом исповедании их предками ислама. При этом важно, что несмотря на малочисленность и дисперсное расселение этой группы, они очень чётко отделяют себя (точнее — в известной степени дистанцируются) от окружающих народов — удмуртов и татар.

В слове beSerman следует видеть искажённое тю. * busurman / *b7s7rmen, происходящее из перс. mosчlmяn Похожие статьи

«Признаюсь: я влюблена» Ты снова подлила масла в огонь, «случайно» оказавшись на отдыхе вместе с Тимуром Батрутдиновым.Я познакомилась с Тимом еще 14 лет назад, когда была участницей «Дома-2» и меня пригласили на Comedy Club в качестве гостьи.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector