Традиции украинцев в 17 веке

Украинцы сделали свой выбор 8 января 1654 года на Переяславской раде. В этот день Украина официально воссоединилась с Россией, и, как показали дальнейшие события, этот исторический шаг стал абсолютно правильным. Поляки ограничивали число «реестровых» казаков, а московское правительство увеличило реестр на 60 тыс. человек. И, фактически, реестр охватил всё население свободной Украины. Помимо этого, сохранилось 7 тыс. запорожских казаков.

При польском господстве украинцы могли только мечтать о подобном положении дел. И налицо была явная дискриминация православного населения. Теперь же все отрицательные моменты польского владычества канули в небытие. Но от воссоединения выиграло не только украинское население. Московское царство тоже получило много плюсов, а украинцы в российской истории XVII-XVIII веков оставили заметный след.

В XVII веке сильно возросло интеллектуальное влияние украинцев на население России. Это в первую очередь коснулась церкви, так как именно она в то время являлась основным духовным и интеллектуальным оплотом Московского царства. А украинские монахи и священники были людьми чрезвычайно образованными. Их интеллект шлифовался в диспутах с католиками. Сами же диспуты подразумевали владение латинским и другими иностранными языками и глубокое знание церковной литературы.

Поэтому московские патриархи чрезвычайно высоко ценили украинских священнослужителей. И последние сыграли определённую роль в расколе русской православной церкви. Можно утверждать, что раскол представлял собой конфликт великорусской (московской) и украинской православных традиций.

В этом конфликте победили именно украинские монахи. И тем самым оказали решающее воздействие на изменение русских церковных обычаев. Такие имена как Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович стали неотъемлемой частью истории русской культуры.

Позже, когда на смену национальной политике Русского государства пришла политика имперская, украинцы опять же оказались в выигрыше. Решающую роль здесь сыграли этнические отличия украинцев от великороссов. Эти черты наглядно проявлялись в стереотипе поведения. Украинцы были более усердными служаками по сравнению с русскими. У них также было иное отношение к тому природному ландшафту, на котором они жили.

Великороссы и донские казаки, расширяя свой ареал, селились, как правило, по берегам рек. Река, её пойма, служили базой хозяйства русского человека. Она была основной связью с кормящим ландшафтом. Украинцы же освоили просторы водоразделов.

Они выкапывали колодцы-криницы, на ручьях делали запруды и имели достаточное количество пресной воды. Именно на водоразделах возникали хутора с садами, а поскольку земля отличалась большой плодородностью, то особой заботы о хлебе насущном у украинцев не было.

В XVIII веке украинское население росло очень быстро. В его составе было очень много энергичных и предприимчивых людей. Это были потомки тех, кто сложил свои буйные головы в междоусобицах XVII столетия. Они тоже были людьми энергичными и надели много законного и незаконного потомства. И это потомство проявило себя с самой положительной стороны, защищая интересы Российского государства.

Большинство украинских казаков было записано в реестр. А это означало, что каждый такой казак мог сделать карьеру в зависимости от своих способностей и стараний. Вот весь XVIII век украинцы этим и занимались. При этом некоторые из них достигли очень больших высот.

Так русская императрица Елизавета Петровна вышла замуж за графа Алексея Разумовского. А родом тот был из простых казаков и приходился сыном Григорию Розуму. Брак, правда, был морганатическим, без оглашения, но важен сам факт. Простой украинский казак, благодаря своим способностям, сумел стать графом и мужем императрицы. А его брат, Кирилл Разумовский, дослужился до последнего гетмана Украины.

И хотя при Екатерине II Украина потеряла своё самоуправление, позиции украинцев при царском дворе ничуть не ослабли. Вспомним хотя бы светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко. Происхождение у него было казацко-старшинное, но это не помешало человеку дослужиться до канцлера Российской империи. Своё политическое кредо он сформулировал в следующих словах: «Как матушка императрица захочет, так пусть и будет».

Ни акцент, ни происхождение Безбородко ничего не смущали и не помешали ему стать первым чиновником в государстве. Это лишний раз доказывает тот факт, что украинцы в российской истории XVII-XVIII веков занимали не последние места. Любой казак мог добиться очень многого, верно служа России, что указывает на взаимную терпимость великороссов и украинцев. Так что выбор, сделанный на Переяславской раде, оказался абсолютно правильным.

Украинцы — самобытный славянский народ

Украинцами называют восточнославянский этнос, составляющий основное население Украины. Это государство, расположенное в Восточной Европе. Украинцы имеют богатый этнический состав, включающий полесский этнос, народности западных украинских территорий. Родственными народами являются русские, белорусы. Все эти этногруппы имеют общие корни, традиции, обычаи.

Численность

Где живут

  • Россия: 2 000 000;
  • Канада: 1 250 000;
  • Бразилия: 1 000 000;
  • США: 980 000;
  • Казахстан: 330 000;
  • Аргентина: 300 000;
  • Германия: 270 000;
  • Италия: 230 000;
  • Молдавия: 180 000.

Украинцы разговаривают на украинском языке, также подавляющее большинство хорошо знает русский и общается на нем. В украинском выделяют три наречия по территориальному признаку:

  • северное, подвергшийся влиянию белорусов;
  • западное — на его формирование оказали действие поляки, словаки, венгры, румыны;
  • северо-восточное, сложившееся под действием русского языка.

Название

Долгое время предков современных украинцев, равно как и других восточных славян, называли словом «русины». Первое упоминание об этом восходит к 10 веку. Средневековые летописцы Польши, Литвы, других государств под термином «руськи люди» объединяли славянские племена, среди которых были древляне, поляне, хорваты, уличи, тиверцы. Также называли сами себя и жители украинских территорий. Этот термин перестал существовать только к середине прошлого века. Название «Украина», по которому народ стали называть украинцами, произошло от древнерусского «оукраина». Это слово означало пограничные земли (лежащие на окраине) с другими регионами. Термин применялся к разным областям Руси. Например: псковская, сибирская украина. При этом людей, живших на приграничных территориях, именовали украинниками. Ряд историков предполагает, что этноним произошел от слова «край», в значении «регион, заселенный людьми». Здесь имеется в виду отдельный территориальный субъект. Применительно к современному украинскому этносу термин «украинцы» стал использоваться сравнительно недавно, только в 20 веке.

История

Многие историки считают, что украинцы происходят от единой древнеславянской народности, наряду с другими славянскими народами, которая затем распалась на отдельные этногруппы. Украинская нация складывалась между 12 и 15 веком на основе народов, живших на территории Киевской Руси. Люди, заселявшие эти земли, периодически подвергались нападениям тюрков и монголов, которые вытесняли их оттуда. Затем эти регионы населялись вновь. После распада Киевской Руси эти территории входили в состав Литовского княжества, Речи Посполитой, потом их поделили Российское и Австрийское государства. Часть земель некоторое время принадлежала татаро-монголам. Все эти народы оказали влияние на культуру, антропологию украинцев.

Внешность

Антропологически украинцы принадлежат к европеоидной адриатической расе. Некоторые ученые находят расовые отличия внутри этногруппы и разделяют ее на 3 вида:

  1. Украинский
  2. Волынский
  3. Галицко-подольский

Различия определяются разницей в росте, оттенках глаз и волос. Другие ученые четко разделяют украинский народ на 2 основных типа: адриатический (преобладающий на юге страны) и альпийский. Большинство этнографов существенных различий не находит и говорит об однообразии черт у населения. Основное население Украины, наряду с белорусами, русскими, поляками, обладает характерной для славянских народов внешностью. Их отличает высокий рост, хорошее телосложение.

Украинские мужчины всегда славились крепкими и статными фигурами, а женщины — пышностью форм. Преобладает русоволосый тип со светлыми глазами, но в некоторых областях встречаются черноволосые и кареглазые люди. Украинские девушки известны своей привлекательностью во всем мире. Это большеглазые светловолосые красавицы с жизнерадостными улыбками.

Жизнь

Среди традиционных занятий украинцев выделяются земледелие, скотоводство, садоводство. В землепашестве применялась трехпольная система как самая эффективная. Сеяли озимую рожь, пшеницу, ячмень, коноплю, лен, гречиху. Культивировали горох, бобовые. В более поздний период стали возделывать кукурузу, табак, а также картофель, подсолнечник. На огородах выращивали корнеплоды, овощи, зелень. Плодородные земли позволяли развивать бахчеводство. Многие украинцы имели фруктовые сады, где выращивались груши, яблони, сливы.
Животноводство выражалось в разведении коров, овец, лошадей. Выводили племенные породы скота, имеющие лучшие физические характеристики. Выращивали породистых рысаков. Также разводили коз, свиней, кур, индюшек. Многие жители сел занимались рыбной ловлей на реках. Для этого использовались сети, ловушки. Охота не имела хозяйственного значения. В основном ловили мелких зверей, дичь. В Карпатах ходили стрелять оленей, кабанов, косуль.

Семейный уклад

В средневековый период на Украине были распространены большие семьи, члены которых жили под одной крышей. Обычно в семье имелось несколько детей, которые помогали взрослым во всех работах. Слово отца было беспрекословным. Он распределял обязанности, каждому давал какое-нибудь дело. Летом родители работали в поле до вечера, там же обедали. Вечером ухаживали за скотом, ремонтировали инструменты. Зимой женщины шили одежду, ткали, вышивали. Тяжелую работу выполняли мужчины, женское население помогало во всем. Кроме того, на женщинах лежали заботы по хозяйству. За женскую работу (приготовление еды, стирка, уборка) мужчины никогда не брались. Часто родителям было некогда смотреть за маленькими детьми, поэтому о них заботились старшие. Мать и отца очень уважали, было распространено обращение к ним на «Вы».

Брак обычно заключался по выбору родителей, но с согласия жениха. Важным этапом свадьбы было сватовство. Сватов выбирали из пожилых людей, которые обладали способностью уговаривать. Если девушка была согласна, устраивали смотрины. Родственники невесты шли в дом жениха, посмотреть, где она будет жить. Родители жениха ставили угощение, затем обговаривали условия свадьбы. После помолвки устраивался девичник, чтобы невеста простилась с девичьей жизнью. Замужние женщины пекли каравай для молодых, который символизировал богатство в семье. Также существовал обряд расплетания косы. При этом пели песни, мать невесты оплакивала уход дочери из дома. По дороге к дому невесты гости требовали у жениха выкуп. Его могли просить несколько раз до самого дома. После первого танца начиналось застолье. На следующий день свадьба продолжалась. Родственники жениха приносили подарки, невеста раздавала угощение.

Жилище

Наряду со срубными избами по типу русских, на Украине были распространены мазанки. Такие жилища делали в южных, степных регионах, где наблюдался недостаток леса. Стены дома собирали из плетенок, сделанных из веток, иногда материалом служил необожженный кирпич. Затем делали состав на основе глины, смешанной с соломой. Его густо наносили на плетенку или кирпичные стены. Затем стены белили, причем делали это и внутри, и снаружи. Четырехскатную крышу покрывали пучками соломы или камыша. Наружные стены домов расписывали растительными узорами. Часто их наносили и на внутренние стены хаты.

У украинцев было особое отношение к печи. Ей приписывали чудодейственные силы, считалось, что она защищает от нечисти. В печи не только готовили еду, на ней спали, сушили одежду, зерно, лечили от болезней. Возле нее нельзя было ссориться, произносить бранные слова, запрещалось плевать в огонь. Печь белили, украшали узорами. Ее покрывали изразцами, бумажными раскрасками. Интерьер украинской хаты отличается красотой. Цветы, растительный орнамент присутствовали повсюду. Ими расшивали рушники, наволочки, скатерти. Вышитые полотенца, салфетки развешивали по всему дому. На полочках расставляли расписную керамическую посуду.

Одежда

Народный костюм украинцев похож на русскую национальную одежду. У мужчин он состоит из рубахи и штанов. Их шили из льна или конопляных волокон и сукна (зимой). Рубашки кроили просторными, с разрезом спереди. Он дополнялся стоячим или небольшим отложным воротником. По краям разрез отделывали цветной тесьмой, вышивкой. Также декором украшали манжеты, воротник, низ рубахи. В отдельных областях рубашку заправляли в штаны, переняв эту традицию у азиатов. Штаны свободного кроя подпоясывали ремнем. Казаки носили объемные широкие штаны, в которые снизу вставлялась мотня — ластовица, обеспечивающая свободу движений. В холодное время надевали суконные кафтаны, овечьи кожухи.
Женская национальная одежда имеет больше деталей. Блуза кроилась длинной, имела 2 части, нижнюю делали из холста. На праздники надевали другие блузки, цельного покроя. Их украшали вышивкой спереди, по рукавам, воротнику. Нарядные блузы шили из тонких материалов (поплина, шелка). В качестве декора применяли ленты, тесьму, цветную вышивку. Была распространена черно-красная гамма, яркие узоры с применением желтых, зеленых, красных оттенков. Юбки имели разную форму: узкие, с запахом и расклешенные. Под широкие часто надевали подъюбник. Сверху надевался расшитый передник, яркий широкий пояс с длинными концами.

В разных регионах носили длинные свободные безрукавки или укороченные, в талию. Для защиты от холода служил суконный кафтан — свитка и кожух из овчины. Замужние женщины накрывали волосы платком, незамужние заплетали волосы в косы и надевали венки, которые украшали цветами, лентами. На ногах носили лапти, кожаные постолы, сапоги из сыромятной кожи. Девушки дополняли нарядный костюм множеством длинных и коротких бус. Популярным украшением было монисто, ожерелья из стекла, драгоценных камней.

Традиции

Украинцы отмечают все славянские языческие праздники, присутствующие у родственных им народов, а также христианские. За год набегает внушительное число праздничных дат. Самые значительные из них:

  1. Колядки — 7 января. Обряд, знаменующий появление волхвов на Рождество Христово.
  2. Меланка — 13 января. Щедрый или Васильев вечер — канун Нового года. На Меланку проводят костюмированные действия, готовят угощения. Исполняются танцы возле костра, сжигают «Дидух» — сноп сена для очищения от нечистой силы.
  3. Крещение —19 января. Древний обряд освящения воды.
  4. Сретение — 2 февраля. По-другому — Громница. Знаменует встречу зимы с весной. В этот день можно услышать гром. На Сретение кликают весну, поют частушки на призыв солнца.
  5. Благовещенье — 7 апреля. Значимый праздник у древних славян. В этот день архангел Гавриил возвестил о рождении Христа. Благовещение считается началом весны.
  6. Пасха. По-украински Великдень. Проводятся церковные службы, крестный ход. Освящаются кулич, яйца, которые готовят дома и которыми угощают соседей.
  7. Троица — 3 июня. Чествование Святой троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Начинается Зеленая неделя. Дом и двор украшают ветками, травой, цветами.
  8. День Ивана Купала — 7 июля. Древний языческий праздник. В ночь на 7 июля нечисть исходит на землю. Это мистическое время, в которое проводятся разные обряды, гадания.
  9. Обжинки —21 июля. Праздник земледелия (Прокопий Жатвенник). К началу жатвы убирали двор, наводили порядок в хате. Первый сжатый сноп украшали цветами, приносили в дом. После жатвы проводился обряд с Велесовой бородой — несколько колосьев, оставляемых на поле.
  10. Маковей — 14 августа. Другие названия — Медовый спас, Лакомка, Пчелиный праздник. Букет с маком и другими полевыми цветами прятали за икону в красном углу. Освящаются пчелиные соты, медом угощают сельчан.
  11. Покров — 14 октября. Знаменует начало зимы, когда снег покрывает землю. По погоде в этот день определяется погода на всю зиму. С приходом Покрова начинались свадьбы, так как хозяйственные работы заканчивались и было свободное время.
  12. Николин день — 19 декабря. Христианский праздник, посвященный святителю Николаю. Считается заступником бедняков, помощником в разных бытовых делах.

Праздник земледелия

Екатеринин день, отмечаемый 7 декабря, один из любимых молодежных праздников. В христианстве это день Святой Екатерины, которая является покровительницей брака, женщин. Она помогает молодым девушкам удачно выйти замуж. Дата совпадает с днем Судьбы — древним языческим праздником. Судьбе приписывались человеческие качества, ее называли доброй, плохой, злой. В этот день гадают о будущей жизни, замужестве. Молодежь устраивает игры, посиделки. Девушки спрашивают у прохожих имя будущего мужа.
У украинцев были распространены различные обереги, защищающие от злых сил, разных неприятностей. Это могли быть растения, цветы, деревья. Священным растением считалась верба. Освященная в церкви ветка этого дерева имеет мистическую силу. Для того чтобы прекратить град, бросали на улицу вербные веточки. Ими обмахивали людей и животных для защиты от болезней. Калина является символом женской красоты, верности. Ее высаживали в палисаднике, украшали ей венки. Мак оберегает дом от нечистой силы. Изображениями этого цветка расписывали стены жилища.

Важное значение имели рушники — домотканые полотенца с определенным орнаментом. На них вышивали узоры, являющиеся сакральными символами. Популярный символ — дерево жизни, означающий мировое древо, основу всего живого. Существовали отдельные рушники для свадьбы, похорон, купания новорожденного, встреч важных гостей. Этот предмет интерьера имел обрядовое значение. С рушником начинали полевые работы, ими обменивались в знак закрепления договора.

Хорошие климатические условия, сложившиеся на территории Украины, способствовали богатству и разнообразии ее кухни. В Средние века уже было известно множество вкусных блюд, которыми славились местные повара. Еда состояла из мясной и растительной пищи, рыбы, мучных изделий, молочных продуктов. Для приготовления мясных блюд использовались: свинина, говядина, баранина, мясо дикого кабана, кролика, кур, уток. Была популярна дичь: куропатки, рябчики, тетерева. Одним из самых популярных продуктов является сало. Его готовят во всех возможных видах: сыровяленое, копченое, вареное, жареное, маринованное. На сале жарят картошку, мясо, добавляют его в разнообразные блюда.
В украинской кухне огромное множество растительных ингредиентов. Для приготовления вторых и первых блюд широко используются корнеплоды, овощи, бахчевые культуры. Популярны каши, гарниры на основе зерновых и бобовых культур. На основе фруктов и ягод делают пироги, варенья, джемы, компоты, кисели. Мучные изделия пользуются почетом. Издавна украинцы пекли ржаной, пшеничный хлеб, делали галушки, блины, вареники. Разнообразной была не только праздничная еда, но и повседневная. В будни готовили сиченики — лепешки с мясным, рыбным фаршем, крученики — мясные рулеты с добавлением грибов; капусты, биточки, капустники. Не последнюю роль играли рыбные блюда: фаршированная щука, запеченный с гречкой карп, караси в сметане, уха — наваристая рыбная похлебка.

Интересные блюда украинской кухни:

  • Капустняк. Густой суп с квашеной капустой. В процессе варки добавляется пшено, свинина, шпик. Получается нечто среднее между первым и вторым блюдом;
  • Гречаники. Сытные котлеты из мясного фарша и гречневой крупы. Существует множество рецептов: с курицей, индейкой, грибами, свининой, творогом;
  • Крученики. Горячая закуска на основе свинины. На тонкий кусочек мяса кладут начинку, заворачивают в рулетик, обжаривают и тушат. В качестве начинки употребляются грибы, чернослив, сало, рисовый фарш;
  • Мазурики. Своеобразные котлетки из мяса индейки. В фарш кладут яйца, сыр, специи, придают ему форму колбасок, обжаривают;
  • Перекладенец. Многослойный пирог с несколькими видами начинок. Готовится с фруктами, орехами, вареньем, творогом. Слой начинки чередуется со слоем теста;
  • Вергуны. Десерт из бездрожжевого теста, напоминающий хворост. В тесто добавляют коньяк или водку, обжаривают, посыпают пудрой.

Украинцы славятся приготовлением различных алкогольных напитков: пива, кваса, медовухи, домашних наливок, настоек. Это и всем известная горилка — национальный украинский самогон. В южных регионах делают домашние вина, водку на фруктах, ягодах. Радушные хозяева предлагают гостям массу разных напитков и угощений. Украинский народ известен своим гостеприимством и щедростью.

Культура Украины XVII века: История Украины

Средневековая культура Украины была довольно специфической. Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример культуры «пограничной»: здесь причудливо смешались Запад и Восток, цивилизация и дикость, стремление вперёд и мракобесная косность взглядов, оголтелая религиозность и светская устремлённость идей. Такое пёстрое сочетание, которым характеризовалась культура Украины XVII века, сложилось в силу ряда обстоятельств.

  • К XIV веку украинские земли окончательно освободились от татаро-монгольского ига, то есть значительно раньше, чем «великорусские» территории. Правда, сильно радоваться коренным жителям бывшей Киевской Руси не пристало: страна была разграблена, производительные силы, а именно – богатые и образованные князья и бояре – в значительной мере уничтожены. Кроме того, свято место пусто не бывает, и освободившуюся территорию заняли представители более развитых соседних стран – Польши, Литвы, Венгрии.Руководящую роль, видимо, играли литовцы, которые в этнографическом и культурном смысле представляли собой народ более «молодой», чем восточные славяне (которые и в землях Украины предпочитали называть себя русскими); поэтому литовцы предпочли «новину не вносить, старину не рушить», то есть не стали упразднять привычный русским жизненный уклад и древнерусское законодательство, а наоборот – активно воспринимали основы славянской культуры и даже приняли православие. Но под влиянием западных соседей литовцы восприняли европейское просвещение, и постепенно хозяйственная, политическая и культурная жизнь Украины были во многом переустроены на европейский лад.
  • Развитие народно-освободительного движения, носящего преимущественно крестьянско-казацкий характер. Украинские низшие слои населения, принадлежавшие к восточнославянской народности, чувствовали себя покорёнными. Литовцы и поляки, а также ополяченная «русская» элита, по мнению крестьян, присвоили себе принадлежащие православному народу средства и распоряжаются ими неправедно, по крайней мере – не в интересах «автохтонного» населения. Крестьяне и казаки в большинстве своём были людьми малограмотными, тёмными и суеверными, что и отложило отпечаток на культурную жизнь Украины.
  • Некоторая изолированность украинских земель от центров европейской культурной жизни. Творческие, философские и технологические завоевания европейской цивилизации приходили на Украину с определённым опозданием. Вообще для всего этого региона Восточной Европы наблюдается строгая градация по уровню цивилизации. В белорусских землях в XVI веке вовсю господствовало европейское Возрождение, Украина в это же время осваивала по большей части культуру позднего Средневековья, а в России царило мрачное и беспросветное раннее Средневековье, а в некоторых районах едва ли не первобытнообщинный строй. Из-за этого имела место и своеобразная культурная фильтрация: европейская культура проникала на Украину и в Белоруссию в «ополяченном» виде, а затем, в XVII веке, она проникала в Московское государство уже в украинизированной форме: Симеон Полоцкий, Памво Берында и многие другие московские «учёные люди» приехали в Москву с Украины.

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

В одном строю с полемикой шла и схоластика. Основанные Петром Могилой «братские школы», одна из которых ко второй половине XVII века переросла в Киево-Могилянскую академию, сосредоточивали свою деятельность в схоластических спорах, в которых в большой мере погрязли.

Реальная цель схоластических споров – желание предотвратить «духовную диверсию»: скрупулёзно исследуя вероучение, права человека в соответствии со «священным писанием», образованные православные священники пытались, преодолевая первобытную дикость, определить для верующих максимальную «цивилизационную дозу», которая позволяла бы принявшему её человеку всё ещё именоваться православным.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Украинская культура в эти века подверглась взаимовлиянию с культурой московской. С одной стороны, учёные, писатели, архитекторы и художники охотно приезжали в Московское государство и даже специально приглашались Алексеем Михайловичем, опять-таки с той же целью: воспринять европейскую цивилизацию как бы «в обход» католических и протестантских миссионеров.

С другой стороны, войдя в состав Российского государства, Украина восприняла и последующую русскую культуру, перекроенную Петром на западный лад. И так называемое «украинское барокко», культурно представлявшее собой не что иное, как ранний Ренессанс, в XVIII веке резко превратилось в барокко настоящее. Начало этому положил, видимо, Мазепа, в своём письме к Петру попросивший прислать ему из Москвы архитектора Осипа Старцева.

Видео: История культуры Украины

Виртуальный музей

«Каждый народ — золотой фонд России»

  • Главная
  • /
  • Народы России
  • / Из истории украинского народа

Из истории украинского народа

Определяющими моментами этнической истории украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства — Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель. В 17 веке произошло перемещение значительных групп украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века — придунайские украинские земли.

Тяжёлым испытанием для украинцев явилось нападение в 1941 фашистской Германии. Многие украинские города, сёла и целые районы были разрушены и сожжены, в результате военных потерь численность украинцев сократилась. Тяжёлые социально-бытовые и правовые условия жизни во многих сельских населённых пунктах привели к отъезду сельского населения в города, ликвидации многих деревень. В послевоенный период проявились некоторые негативные тенденции демографического развития; приостановился естественный прирост населения.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector