Традиции обычаи социальные нормы нормы морали законы

Ценностно-нормативная система социума, которую усваивает и в которой существует человек, выступает как универсальный социально-психологический механизм саморегуляции социального поведения личности. Ее составными компонентами являются социальные нормы, мораль, нравственность.

Социальные нормы как социально-психологический механизм регуляции социального поведения личности. Социальные нормы – это механизм, с помощью которого общество может воздействовать на своих членов, помочь им вписаться в социум, быть успешными, т.е. социализированными.

Социальные нормы и этические требования – это очень сложная и противоречивая, интегральная категория. Кроме социальной психологии, она исследуется смежными науками – философией (конкретно одним из её разделов – этикой), а также другими общественными науками, такими как социология, политология, юриспруденция.

Социальные нормы возникли на ранних стадиях развития общества как обычаи и традиции, трансформировались в дальнейшем в собственно социальные нормы (в виде законов, норм и правил), а также в мораль и нравственность. По мере развития общества социальные нормы превратились в механизмы, обеспечивающие выживание человечества как вида.

Сущность понятия социальной нормы.Норма (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) понятие, обозначающее границы, в которых явления и природные и социокультурные системы, человеческая деятельность, поведение и общение сохраняют свои качества и функции, задающее их внутреннюю упорядоченность.

В социальной сфере нормы конкретизируются через нормативы, правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны – образцы. Нормы выступают как регуляторы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности.

Нормы имеют два способа своего закрепления и функционирования: знаковый(их закрепление в санкционированных культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания) и социальный(их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определённым представлениям о «нормальности», репродуцируемым в данной культуре [7].

Социальные нормы, представляя общепринятые образцы для подражания, предписывают людям то, что они должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. В некоторых случаях они выступают как определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Однако чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны должного поведения с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. В любом случае социальная норма выступает как общественное явление, не зависящее от индивидуальных вариаций. Люди, имеющие совершенно разные мотивы, поступают идентично, поскольку представления о «должном» в данной ситуации у них совпадают и создают стандарт действия, регулирующий поведение человека. Большинство социальных норм — это неписаные правила. Просто люди, взаимодействующие в типичных и повторяющихся ситуациях, приспосабливаются друг к другу и ситуации, вырабатывая наиболее приемлемые и оптимальные варианты поведения. Постепенно эти варианты закрепляются и стабилизируются и становятся привычными [4].

Социальные нормы имеют определенные особенности и признаки:

1. Их общая значимость: нормы не могут распространяться только на одного либо нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства; даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного отношения к нему общества, такое его поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное;

2. Возможность применения группой или обществом санкций — наград или наказаний, одобрения или порицания;

3. Наличие субъективной стороны состоит в том, чтолюбая норма содержит в себе возможность отклонения, даже если это такая жесткая, зафиксированная форма социального контроля, как закон, но она проявляется в двух аспектах: во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно; во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам;

4. Взаимозависимость в обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей, которые могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличностного;

5. Масштабность нормы различаются по масштабу на собственно социальные и групповые; первые действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д., вторые ограничиваются рамками конкретной группы и определяются тем, как здесь принято себя вести [4].

Если люди явно нарушают социальные нормы, то группа или общество стремятся к тому, чтобы:

· показать пример должного поведения;

· поощрить за выполнение общепринятых норм;

· принудить (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать;

· наказать за их нарушение.

Пример представляет целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение людей системой положительных образов или действий, призванных служить им образцом для подражания, стимулом и средством социального саморазвития.

По типу воздействия на сознание людей примеры можно разделить на две большие группы: примеры непосредственного влияния и примеры опосредованного влияния.

К первой группе обычно относят личный пример субъекта воздействия, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми имеется постоянный контакт. Ко второй — примеры жизни и деятельности выдающихся людей: примеры на истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.

Поощрение — внешне активное стимулирование, побуждение людей к положительной, инициативной, творческой общественной деятельности.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы людей, их позитивную социальную активность.

Система поощрения по мере нравственного созревания человека и общества развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным.

Принуждение — это применение таких мер социального контроля к людям, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение во имя общественных интересов. Принуждение применяется правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания.

Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой людьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам общества деятельности.

Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает улюдей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.

Способы, при помощи которых поведение людей приводится к норме социальной группы или общества, называются санкциями. Традиционно выделяют следующие их виды:

· негативные (направлены против людей, отступивших от социальных норм);

· позитивные (направлены на поддержку и одобрение людей, которые следует данным нормам);

· формальные (налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителями);

· неформальные (предполагают обычно реакцию членов общества в целом, представителей конкретных его групп, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т. д.).

Формы социального контроля в обществе. Существуют конкретные формы социального контроля в обществе: закон, табу, обычаи, традиции, привычки, этикет.

Закон — совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавливая определенный порядок отношений в государстве, законы могут способствовать или препятствовать его развитию, влиять на снижение или повышение социального самочувствия населения, что в свою очередь ведет к установлению определенного образа жизни в обществе. Это особенно заметно в периоды дестабилизации социально-экономической и политической жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды же стабилизации общественных отношений большинство людей воспринимают действие правовых норм как должное [12].

Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, понятные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, — обычаи. Они усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая — распространенность. Обычай определяется условиями развития общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.

Под традициями обычно понимаются такие обычаи, которые сложились исторически в тесной связи с культурой конкретного этноса, передаются из поколения в поколение на уровне социальной архетипии (терминология К.Г. Юнга) и определяются духовным и психологическим складом народа [там же].

Традиции имеют глубокие исторические, социальные и психологические корни. Очень часто их трудно изменить или преодолеть. Иногда они несут в себе негативное содержание, не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции — это одна из наиболее консервативных форм социального контроля.

Обычаи и традиции проявляются по законам и механизмам массовидного поведения людей и играют огромную роль в интеграции общества, осуществлении социального контроля над воспитанием его представителей. Они функционируют в соответствии с их социальной целесообразностью.

Важной формой социального контроля наряду с традициями являются привычки, представляющие собой закрепившиеся устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей. Они функционируют как неосознаваемые действия, которые столько раз повторялись в жизни людей, что приобрели автоматизированный характер.

Формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания людей. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как у детей, так и взрослых), при появлении новых обязанностей или условий жизни необходимо формируются новые или изменяются старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адаптации, личностному росту людей, то они относительно легко достигают поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям.

Очень часто привычки могут превращаться в потребности, если они сформированы и закреплены. Они находятся в тесной связи с условиями экономического, политического и духовного развития людей, оказывают существенное влияние на принятие ими жизненно важных решений, способы поведения и деятельности. В ряде случаев некритическое восприятие жизненных ситуаций может вести к деформации, к превращению привычек в предубеждения и предрассудки, которые могут не совпадать со шкалой общих ценностей, характерных для общества в целом или конкретных социальных групп. По этой причине они могут стать весьма раздражающим фактором, порождать противоречия и конфликты между людьми. Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют людям шаблоны социального поведения. Конечно, если человеку необходимо продемонстрировать действие, которое не является привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значительно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное действие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отнимая у субъекта силы на самоконтроль.

Особая форма социального контроля — этикет, представляющий собой установленный порядок поведения, а также совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой — может вести к развитию неискренности и лицемерия [4].

Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободной. Этикета стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение правил или требований, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы [12].

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествовавших появлению законов, являлось табу. Оно включает в себя систему запретов на определенные побуждения и мысли, совершение каких-либо действий и поступков людей, социально не приемлемых для общества в целом. В первобытном обществе табу регулировали некоторые стороны жизни людей.

В современных условиях табу чаще всего связаны с ограничениями морального и нравственного порядка. Например, все знают, что они могут делать и как не должны поступать, будучи законопослушными гражданами и порядочными людьми.

Билет №19

1. Социальные ценности и нормы. Мораль.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

  • нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
    хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
  • правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­
    рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­
    тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
    всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
    конкретном обществе существует только одна правовая система;
  • религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
    установленные религиозными организациями;
  • политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
    отношения между гражданином и государством и т.п.;
  • эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к ок­ружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые спо­собны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гу­манного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельст­вуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регулято­ров заключается в следующем:

1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­
ком смысле слова;

2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить
сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит:
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­
шению к тебе».

2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский эконо­мист В.И. Данилова-Данильян пишет: «Рынок — это, прежде всего, система, обеспечиваю­щая свободу в хозяйственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производи­теля, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д. . Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способного их гарантировать на деле. Рынок порождает силы, дей­ствующие против его собственных свобод, — монополизм, кризисы перепроизводства, чрез­мерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стес­нить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен сти­хийными социальными ударами».Какие свободы предоставляет общество с рыночной эко­номикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приве­дите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику.

Позитивными чертами рынка можно считать то, что он:

  • объективно формирует структуру производства;
  • стимулирует научно-технический прогресс;
  • способствует ресурсосбережению в обществе;
  • направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и обще­ства;
  • работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует экономическую деятельность людей.
  • невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безрабо­
    тица, инфляция, экологическая безопасность;
  • отсутствие заинтересованности в развитии фундаментальной, а не прикладной науки;
  • ра спределение товаров и доходов по результатам конкуренции приводит к неравенству доходов,
  • социальному неравенству, социальной напряженности;
  • тенденции к концентрации и монополизации производства;
  • циклическое развитие экономики (спад-подъем);
  • недостаточность только рыночных механизмов в разрешении социальных и экономических конфликтов и т.д.

Преодоление недостатков рынка предложил знаменитый английский экономист и государст­венный деятель Дж.М.Кейнс. Он считал, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Чтобы победить экономический спад и безработицу, необходимо или увеличить государственные расходы, или сократить государственные доходы (в первую очередь налоговое бремя), — это, по его мнению, способствует росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики.

Таким образом, негативные черты рынка должны нивелироваться грамотной государственной политикой.

3. В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принад­лежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?

Любой несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в соответствии со ст. 27 Гражданско­го кодекса Российской Федерации может быть объявлен полностью дееспособным, если он рабо­тает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятель­ностью.

При согласии обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства (орган, создаваемый при администрации муниципального образования).

Если же родители (или один из них) против объявления несовершеннолетнего дееспособным, он вправе добиться признания полной дееспособности в судебном порядке. Однако следует пом­нить важный момент: родители с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособ­ным не несут ответственности по его обязательствам, в том числе возникшим вследствие причи­ненного несовершеннолетним вреда, — ответственность в полном объеме возлагается на него.

Традиции обычаи социальные нормы нормы морали законы

Методический материал

Обществознание (Вариант )

В ответе должны содержаться следующие элементы: названы три вида социальных норм, например:

— традиции и обычаи;

2) каждая из норм проиллюстрирована примером, допустим:

— уважение к старшим, забота о младших, честность в отношениях с окружающими как проявления моральных норм;

— примеры нормативно-правовых актов: Конституция РФ, федеральное законодательство (закон «Об образовании в РФ», законы субъектов РФ, указы Президента РФ;

— примеры традиций и обычаев: праздник «последнего звонка» в школе, традиция «проводов зимы». Могут быть названы и проиллюстрированы другие виды норм

9 Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические

Норма права — это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников. Признаки: 1 Общеобязательность. 2 Формально-определённое правило поведения — это выражается в содержании, объёме прав и обязанностей, чётких указаний на последствия её нарушения. Любая норма закреплена в нормативно-правовом акте. 3 Гарантированность государством. 4 Системность. 5 Логичность.

Структура нормы права — это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): «Если…, то…, иначе…». Элементы структуры норм права: 1 Гипотеза — это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Гипотеза определяет субъектов правоотношения. 2 Диспозиция — это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. 3 Санкция — это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Политические нормы сотавляют важную группу соц норм. Они регулируют отношения соц групп, классов, граждан к гос власти, отношения между классами, нациями, народами, взаимоотношения Г с другими организациями политич системы общества. Они более удалены от экономического базиса, чем нормы права, поэтому они менее стабильны. Политические нормы обладают классовой направленностью. Единый субъект, устанавливающий нормы права — Г, у политических же норм такого единого субъекта нет. Сначала политические нормы доминировали над правовыми, теперь наоборот. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность. Они находят выражение в: политич декларациях, манифестах Г-в, политич партий, в конституциях Г-в и т.п.

Назначение религии — выработки «смыслов», определение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения: 1 Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения. 2 Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий). Корпоративные нормы весьма специфичны, и по ряду формальных признаков довольно схожи с правовыми нормами: 1 Текст нормы закрепляется в соответствующем документе. 2 Корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре. 3 Систематизированы. Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами. Особенности корпоративных норм: 1 Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации; 2 Это нормы локального действия; 3 Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах; 4 Подлежат проверке в виде регистрации со стороны Г — соответствие законодательству; 5 Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания — исключение из организации, общественное порицание и т.д. Они выражаются в: уставах объединений, учреждений, в положениях и др. актах.

Экономические нормы: им принадлежит важная роль в сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений и в определенной мере осуществляется гос регулирование с целью обеспечения развития производства. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями сельского хоз-ва, торговли, промышленности. Эти нормы регул-т денежно-финансовую систему, деятельность банков, биржи, налоговую систему.

Обычаи: обычаями регулируются социальные действия, поведение людей в обществе. Обычай – это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Это привычная для членов общества форма социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер – нравы (в них находит выражение психология определенной соц-й группы).

Традиции: близки к обычаям в воздействии на жизнь людей. Это сложившиеся способы поведения людей, соц-х групп, передаваемые из поколения в поколение. Они, как и обычаи, обладают признаками устойчивости, но традиция представляет собой более широкое образование. В качестве традиции проявляются определенные идеи, соц-е установления, ценности. Они полезны для общества В соц-й жизни, в области бытовых, семейных отношений, обычаи и традиции проявляются в обрядах – это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы (напр, свадебный обряд). Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке – это ритуал (разновидность обыч и трад).

Эстетические: образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества, находит отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, этикете. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки, эстетических требований, соображений удобства.

Морали: нормы морали – это правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняются в силу внутреннего убеждения.

Общечеловеческие: это социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людямб соц-м группам, всему международному сообществу.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. C2 Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей.
  2. II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  3. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  4. Административно-правовые нормы, их действие и реализация.
  5. Аналогия права (когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права).
  6. Аудит затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды
  7. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения
  8. Базовые социальные институты современного общества
  9. Биологические и социальные факторы
  10. Биологические теории происхождения языка. Социальные теории происхождения языка.