Традиции народов поволжья в 17 веке

Народы Поволжья имели свою древнюю культуру и богатые формы фольклора. В связи с нарастающим кризисом крепостничества и развитием буржуазных отношений в России среди татар Среднего Поволжья нарастает движение, направленное против феодальных мусульманских верхов. Татарский философ Курсави вёл борьбу против схоластики мусульманского духовенства, проводя мысль о том, что «разум имеет перевес над словами пророка». Татарский писатель Утыз-Имени доказывал необходимость светского образования для татарского юношества и отстаивал идею сближения татарского народа с русским; эта мысль нашла отражение в его поэме «Гришка». В Казанском университете преподаванием восточных языков занимались Ибрагим Хальфин, Хусаин Файезханов, Мухаммед-Галей Махмудов. Хальфин был одним из основоположников изучения татарского языка, он составил букварь, этимологию, лексикон, хрестоматию. Файезханов разработал проект светских учебных заведений для татар (гимназий и высшей школы). Махмудов много работал над оформлением книг на восточных языках, печатавшихся в Казани в Азиатской типографии. Наиболее видным татарским писателем первой половины XIX в. был Габдухзяббар Кандалы, писавший свои произведения на чисто татарском народном языке. Наиболее передовые представители татарской интеллигенции боролись за сближение с передовой русской культурой.

Трудовые массы народов Поволжья — татарские, мордовские, марийские, чувашские крестьяне — в подавляющем большинстве были неграмотны. Их культурное творчество проявилось в устной форме — в сказках, песнях, загадках, пословицах и пр. В них рассказывалось о страданиях народов Поволжья под гнётом местных феодалов, мулл, царских чиновников. Известны записи песен чувашского народного певца Феди. Народное творчество выражалось также в художественной резьбе по дереву и вышивках цветными шелками и шерстью на национальной одежде. Создавая разнообразные формы устного народного творчества, народы Поволжья сохраняли свой родной язык и развивали свою культуру. Национальный гнёт царизма над поволжскими народами задерживал их культурное продвижение вперёд и тормозил распространение культуры в народных массах.

Обычаи и традиции народов поволжья: отличительные черты местых жителей

Национальная культура олицетворяет память народа, выступая тем, что позволяет идентифицировать этот народ среди прочих, позволяет человеку сохранить индивидуальность, почувствовать связь эпох и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору. И если рассматривать календарь, а также жизнь людей, то обычаи и традиции народов поволжья демонстрируют тесную связь с ними.

Русские

Среди всех народов, обитавших на территории Поволжья, наибольшая доля приходится на русских. Русские женщины носили наряд, который состоял из холстовой рубашки, именуемой «рукавами», и сарафаном. Для бедных семей привычным костюмом служили сарафаны, для изготовления которых применяли крашеный холст. На торжества надевали сарафаны, сшитые на основе китайки. Возможности богатых семей позволяли им носить сарафаны, для создания которых использовали шелк, плис и бархат.

Несмотря на то, что среди руских основной верой было христианство, обычаи и традиции народов поволжья имели языческие корни. С завидным постоянством они праздновали такие торжества, как святки, масленица, семик-Троица.

Татары

Татары относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Если рассматривать этнический состав этих жителей Поволжья, то в этом плане они отличаются разнообразием. Среди них выделяют древние тюркские, булгарские, кипчакские и прочие тюркоязычные племена, а помимо этого отдельные финно-угорские и славянские.

Пусть татары непохожи друг на друга диалектом и в территориальном отношении, все же они представляют собой единую нацию, которой присущ общий литературный язык, культура, включающая в себя фольклор, музыку, религию, традиции народов поволжья.

Население Ульяновска представлено по большей части татарами, исповедующими ислам. И сегодня жители города не отклоняются от традиций ислама, предпринимая попытки по его развитию. Данные шаги затрагивают различные стороны жизни, в том числе воспитание детей, почтение к старшим, участие в красочных национальных праздниках. В то же время в основе их мировоззрения немаловажная роль отводится почтительному отношению к иным религиям и культурам.

Чуваши

Чуваши входят в состав тюркской группы алтайской языковой семьи. В основе названия данного народа лежит булгарское племя сувар, суваз. Именно булгары и сувазы, а вместе с ними и финно-угорские племена марийцев и способствовали возникновению чувашского этноса.

Долгое время чуваши Ульяновского Поволжья оставались язычниками, однако все изменилось, когда они присоединились к Русскому государству. Их языческая вера предусматривала систему, где присутствовало большое количество богов, во главе которых стоял Тор. Среди богов были и добрые, и злые. И определенному роду занятий людей соответствовал тот или иной бог, демонстрировавший свое покровительство. В существовавшем религиозном культе прослеживалась тесная связь с циклом земледельческих работ, относившая к культу предков.

Мордва

Под мордовскими племенами подразумевались коренные жители, местом обитания которых выступало междуречье Оки, Суры и Средней Волги. Данная народность включает в себя 2 главные группы:

Первая обитала на левобережье р. Суры. Что касается второй, то ее местом проживания служил бассейн р. Мокши. В Ульяновской области основную часть жителей составляют мордва-эрзя.

Обычно женщины данного народа носили рубаху из белого холста, которая имела яркую вышивку, где в основном использовались красные, черные, синие тона, имевшие вкрапления желтого и зеленого. Свои отличия имели праздничные традиционные костюмы народов поволжья, марийский, как мордвинский наряд, играли роль важного атрибута.

Эрзянки имели в наличии и обрядовую рубаху, которую очень часто украшала вышивка. Девушки облачались в нее в двух случаях: когда достигали совершеннолетия и выходили замуж.

В народных праздниках мордвы прослеживалась связь с земледельческим календарём. Очень много народу собиралось летом, когда отмечали праздник вельозкс, который проводили в честь покровительницы села (Вель-ава). В современный период также продолжают чтить данную традицию: часто в деревнях проводят праздник отдаленного или малого села, а кое-где — праздник традиционной мордовской кухни.

Встреча любого подобного праздника неизменно предусматривала целенаправленное моление, которое дополняло исполнение определенного комплекса магических обрядов. Причем наряду с общественными проводили и семейные моленья. В данном случае уже внимание уделялось интересам конкретной семьи.

Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Народы Поволжья в XVII в.

К началу XVII в. покорение Поволжья было уже закончено. На территории края был создан ряд опорных военно-административных пунктов, в частности Оса, Сарапул, Уфа, Самара и др., прикрывавшие край с востока от наступления соседних кочевых народов.

В середине XVII в. по образцу южных засечных черт начата была постройка так называемой Закамской черты—от Белого Яра на Волге до Мензелинска (основан около 1645 г.), дополняемой на юге Самарской чертой—от Инсара до Симбирска, с поселением мелких служилых людей для несения здесь сторожевой службы (1652—1657 гг.).

Экономическое богатство края привлекало внимание крупных московских феодалов, которые в первой половине XVII в. усиленно расхватывали земли коренного населения среднего Поволжья.

В XVII в. известны, например, крупные вотчины боярина Морозова в мордовских землях, князя Черкасского и др., с большими лесными разработками, поташными заводами и другими, преимущественно промысловыми, предприятиями, сопряженными с жестокой крепостнической эксплоатацией местного населения. О захвате земель говорит указ 1685 г.: «а которым русским людям даны мордовские и чувашские и черекесские и всякие земли, и те русские люди, сверх своих дач, завладели многими землями».

В середине XVII в. московское правительство было даже вынуждено ограничивать русские земельные захваты в крае, опасаясь упадка сбора ясака. Положение в Поволжье осложнялось этнической неоднородностью местного населения.

Здесь сталкивались татары, мари (черемисы), чуваши, мордва, к северу—удмурты, к востоку—башкиры. Царское правительство умело сеяло между этими народами рознь, которая мешала их объединению. В частности Москва поддерживала татарских феодалов, создавая из них свою опору в крае.

Местная знать постепенно переходила на службу к московскому правительству, получая за это земельные дачи и феодальные привилегии. Так, на территории Поволжья в XVII в. распространяется категория «служилых татар». Местные челобитные содержат жалобы на эксплуатацию с их стороны и ограбление ими местного населения.

Феодальное расслоение и угнетение усиливалось политикой московского правительства. В ряду налагаемых на население повинностей немалое место заняла повинность по строительству засечных черт: на валовое и острожное дело бралось каждое лето до 5 тыс. человек—по 1 человеку с трех ясачных дворов.

Видное место в закабалении местного населения занимала система обращения в христианство. Крещение создавало привилегированное положение «новокрещенам» по сравнению с некрещеными. За крещеными в частности закреплялись вотчины и поместья родичей и к ним переходили феодальные привилегии их рода.

Только крещеным феодалам разрешалось владеть крестьянами, исповедовавшими христианскую веру. Классовые противоречия, усиливаясь религиозной и национальной рознью, ослабляли силы, национальной борьбы в Поволжье.

В борьбе с крестьянским движением местные феодальные верхи выступали в союзе с московским правительством, тогда как народное движение объединялось с широким движением русского крестьянства.

В XVII в. общее положение затрудняло самостоятельные восстания в Поволжье. В своей борьбе народы Поволжья опирались обычно на крестьянские войны Московской Руси XVII—XVIII вв. или на народное движение в соседней Башкирии.

Освоения Россией Сибири и Дальнего Востока.

Покорением бассейна средней и нижней Оби и ее притоков закончился первый период завоевания Сибири, который характеризуется тем, что завоевание производилось по плану и под руководством центральных учреждений Московского государства. Нередко, особенно в первое время, даже военные силы присылались из русских городов. По мере проникновения в глубь Азиатского материка, инициатива переходила в руки местной администрации. Организованное наступление сменялось беспорядочным стихийным стремлением вперед русских промышленных (от «промысел») и служилых людей.

Впереди шли промышленные люди. По мере того как «промышлялся» соболь в Западной Сибири, они в поисках новых «соболиных мест» проходили все дальше на восток и открыло ли новые «неясачные землицы». По их следам шли небольшими партиями служилые люди сибирских городов для сбора ясака с новооткрытых «немирных иноземцев».

Местные воеводы из государственных соображений и из личной выгоды содействовали расширению своих уездов, и Москва вмешивалась только тогда.

Когда нужно было закончить начатое завоевание и организовать управление вновь присоединенными областями. Таким методом было произведено в XVII в. открытие Восточной Сибири русскими и завоевание ее московскими царями.

Ненцы-самоеды. К востоку от Оби в XVII в. жили разноплеменные народы, находившиеся на различных стадиях общественного и культурного развития. Обширное пространство от Большеземельской и Малоземельской тундр в европейской части Московского государства до нижнего Енисея в Азии занимали ненцы, или, как их называли русские, — самоеды (самоядь). Основным занятием самоедов было оленеводство. С огромными табунами оленей самоеды кочевали по тундрам. Продукты оленеводческого хозяйства давали им не только пишу, но и материал для одежды и для жилищ (переносные чумы).

Подсобным занятием была охота, преимущественно на песцов и на водяных птиц, и рыболовство. У самоедов в XVII в. еще существовал патриархальный род, хотя и в процессе разложения.

Наряду с богатыми оленеводами среди них были и безоленные бедняки. Кочевали самоеды целыми родами, но внутри родов уже происходило разложение на большие семьи.

Среди самоедов был распространен культ предков, почитанием пользовались места погребения умерших. В XVI в. глава рода был вместе с тем шаманом, т. е. жрецом, который игрой в священный бубен и пляской (камлание) вызывал духов и заставлял их повиноваться себе.

В XVII в. существовали уже особые шаманы- специалисты, способные, по мнению их соплеменников, иметь общение с духами, которых они вызывали ударами в священный барабан и ритуальной пляской.

Эвенки-тунгусы. К востоку от Енисея до Охотского моря и от Забайкалья до Ледовитого океана жили тунгусы (эвенки). Тунгусы были звероловами; они бродили по тайге в поисках зверя и останавливались только на время в чумах, крытых летом берестой, а зимой шкурами. Кроме охоты, они занимались рыбной ловлей. Для перевозки имущества тунгусы пользовались прирученными оленями (олеиные тунгусы).

Некоторые тунгусские племена на Охотском море промышляли исключительно ловлей рыбы (пешие тунгусы), которую обменивали о ленным тунгусам на меха и оленей. В Забайкалье тунгусы занимались скотоводством (конные тунгусы).

Тунгусы жили родовым строем, делясь на большие племена, которые, со своей стороны, разбивались народы. Среди тунгусов господствовали характерные для родового строя обычаи: кровная месть, похищение женщин и т. д.

Между отдельными племенами и родами шли непрерывные и часто кровопролитные войны. Пленные обращались в рабство, носившее патриархальный характер. Имеются сведения, что рабы были собственностью всего рода.

Кеты. На среднем Енисее и на притоке Оби—Кети жило малочисленное племя кетов, которых русские называли енисейскими остяками. Они находились на стадии родового быта и жили охотой и рыбной ловлей.

Енисейские киргизы. На верхнем течении Енисея обитали тюркские и отюреченные племена. Среди них наибольшее значение имели енисейские киргизы (кыргызы). Киргизы в этом районе упоминаются еще в орхонских надписях VII в и позднее под китайским названием хакасов.

В XIII в. они под собственным названием киликидзе входили в состав державы Чингисхана. В XVII в. киргизы были скотоводческим народом, кочевавшим между верховьями Оби и Енисея, главным образом на Большой и Малой Июсе и на Абакане. Они делились, три княжества (Алтырское, Алтысарекое и Езерское, или Исарское). Общие вопросы решались на съездах всей Киргизской земля.

К киргизам примыкали тубинцы (туба), жившие на реке Упсе, правом притоке Енисея. Нуждаясь в пушнине, киргизы и тубинцы производили набеги на звероловческие народа, жившие в тайге, и брали с них дань мехами. Такие покоренные народы назывались у них «киштымами», т. е. рабами.

Доходы с киштымов делились, между князьями. Киргизы попадали в зависимость от соседних монгольских феодалов. Поддержка, которую они получали от своих монгольских сюзеренов, позволила им отстоять свою независимость от русских царей в течение всего XVII в.

В числе данников тубинцев было племя котовцев (самоедского происхождения), жившее на реке Кане. Родственное им племя аринцев жило вблизи Красноярска.

Буряты. По Ангаре и берегам: Байкальского озера и на верховьях Лены жили буряты, народ, родственный монголам. Они были скотоводами и разводили лошадей, рогатый скот, овец и верблюдов; занимались они также охотой, беднота кормилась рыбой. Западные буряты знали также примитивное земледелие, сеяли просо, гречиху и ячмень и даже снабжали тунгусов продуктами земледельческого хозяйства в обмен на пушнину.

Из ремесел была распространена серебряная насечка: бурятские пояса с серебряной насечкой имели спрос у соседних народов.

Буряты в Забайкалье вели кочевой образ жизни, а в более северных лесных районах они переходили к полуоседлости, переселяясь только на лето в войлочные юрты. Буряты делились на несколько больших племен, в которых патриархальный уклад был еще довольно силен. Однако в XVII в. уже отмечается среди них выделение верхов, из которых в XVIII в. сложилась феодальная знать. Буряты вели войны с соседними тунгусами и собирали с них ясак. С другой стороны, они сами нередко подпадали под власть соседних монгольских ханов.

Якуты, Очень многочисленным народом северо-восточной Сибири в XVII в. были якуты (саха), народ, говоривший на тюркском языке. Якуты занимали бассейн средней Лены от Олекмы до Вилюя. Они были скотоводами, причем скотоводство у них стояло на значительной высоте: им была известна заготовка сена, выделка молочных продуктов. Охота играла второстепенную роль в якутском хозяйстве. Беднота, не имевшая скота, кормилась рыбой.

Якутам было известно кузнечное производство (особенно на реке Вилюе) и примитивное гончарство. Материальный бытякутов по сравнению с окрестными народами был довольно высок. Зимой они жили в деревянных избах, отапливаемых чувалами, и только летом, выезжая на пастбища, жили в «урасах», построенных на жердях и крытых берестой.

Якуты делились на большие племена, во главе которых стояли тойоны—князья, владетели больших стад, ведшие хозяйство посредством зависимых сородичей и рабов.

В XVIII в. из якутских тойонов сложилась феодальная знать. Начало этого процесса относится к XVII в.

Народы северо-восточной Сибири.

В крайнем северо-восточном углу Сибири жили народы, которые в XVII в. еще не вышли из состояния дикости: юкагиры (одулы), жившие на реках, впадающих в Ледовитый океан, к востоку от устья Лены, чукчи (луовет-ланы), занимавшие Чукотский полуостров, коряки (нёмьюланы), жившие к югу от них, камчадалы (ительмены), обитавшие в средней части Камчатки, и курилы, жившие на южной оконечности Камчатки и на соседних островах.

Все эти народы не знали в момент прихода русских употребления железа. Оружием служили им стрелы с каменными наконечниками, топоры из яшмы и из оленьей кости, ножи из горного хрусталя и костяные рогатки; для шитья пользовались костяными иглами, посуду выделывали из дерева; впрочем, известен был и примитивный ручной способ выделки глиняной посуды; лодки выдалбливались из дерева, курилы и чукчи шили байдарки из тюленьих шкур.

Камчадалы и курилы из домашних животных имели только собак и питались почти исключительно рыбой, кореньями и травами. Среди чукчей некоторые роды («пешие чукчи») жили тоже рыболовством. Юкагиры, коряки и значительная часть чукчей были оленеводами. В общественном быту господствовали родовые отношения. У камчадалов в конце XVII в. сохранялись очень большие родовые союзы, у них упоминаются селения в несколько сот юрт, причем в каждой юрте жило 200—300 человек.

У чукчей сохранялся переменный брак, пережиток очень древней формы брачных отношений. У юкагиров и чукчей глава рода был вместе с тем шаманом, т. е. жрецом. У юкагиров сохранилась первобытная форма родового культа мертвых: кости умерших препарировались шаманом, одевались и возились на особых санках как святыня.

Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика

«Культура – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».

Президент РФ В. В. Путин.

В целях привлечения внимания к проблемам культуры и в соответствии с Указом Президента РФ в 2014 году объявлялся Год культуры, проводившийся во всех регионах, в т.ч. и Республике Татарстан.

Культура — это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

В Поволжье, Республике Татарстан живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим» (Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья- http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm; http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm)

Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.

Культура народов Татарстана

Культура народов Поволжья

Литература народов Поволжья

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector