Традиции крестьян в 17 веке

Данная презентация поможет учителю на уроке наглядно представить обучающимся быт и нарвы крестьянства в 17 веке.

Скачать:

Вложение Размер
byt_i_nravy.pptx 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Крестьянство. Повседневный быт и обычаи Руси 17 века.

Содержание: 1.Что входило в состав крестьянского двора. 2.Обстановка крестьянской избы. 3.Посуда. 4.Пища. 5.Брак.

Крестьянский двор В состав крестьянского двора обычного типа входили: крытая дранкой или соломой изба для, топившаяся «по-черному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота; сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот ( поросят, телят, ягнят) и птицу ( кур, гусей, уток ).

Убранство избы Из-за топки избы «по- черному» внутренние стены домов были сильно закопчёны. Но такой способ отопления делал жилище более безопасным от насекомых-паразитов. Для освещения использовали лучину , которую вставляли в печенье расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста.

Обстановка избы Обстановка была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега).

Обстановка избы Зимой крестьянская семья спала на печи – это было самое теплое место доме. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (волков, медведей)

Посуда Посуда была деревянной или глиняной. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила больших денег. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными же ложками

Что ели Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели .Много употреблялись в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы.

Что ели По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба у зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.

Брак Брак мог быть заключен не более трёх раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывалось церковное наказание.

Брак С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой – когда не было сельскохозяйственных работ

Вывод Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.

Быт крестьян в 16-17 века

Быт крестьян в 16-17 века

Здесь выложины сведения об обустройстве дома, одежде и еде крестьян.

Знание народного быта, традиций, обычаев даёт нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать новые поколения россиян.

Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород.

Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных.

Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дм а в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.

Для возведения даже самых крупных построек не сооружали специального фундамента. Зато вместо него, по углам и серединам стен закладывались опоры – пни, крупные валуны.

Основными постройками крестьянского двора были: «изба да клеть», горница, повалушки, сенник, амбар, сарай. Изба – общее жилое строение. Горница – чистое и светлое строение, надстроенное над нижним, и здесь спали и принимали гостей. Повалушки и сенник – холодные кладовые, летом были жилыми помещениями.

Важнейшим компонентом крестьянского дома была русская печь. В ней пекли хлеб, готовили еду, мылись, а на верхней стене спали.

Главным украшением дома были образа (иконы). Образа ставили в верхнем углу покоев и закрывали занавеской – застенком.

Настенные картины и зеркала были запрещены православной церковью. Только маленькие зеркальца привозились из-за границы и были составляющими женского туалета.

В домашнем устройстве у русских был заметен обычай всё укрывать и покрывать. Полы были застелены коврами, рогожами, войлоками, скамьи и лавки – полавочниками, столы – скатертями.

Дома освещались свечами и лучинами.

Дома бедных и богатых людей носили одинаковые названия, структуры, отличались только размерами и степенью убранства.

По крою одежда была одинакова как у царей, так и у крестьян.

Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком.

Одежда, в которой ходили дома, называлась зипуном. Это было узкое, недлинное платье белого цвета.

Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла.

Все женщины носили серьги и головные уборы.

Верхняя одежда у крестьян была тулуп. На детей тулупы перешивались.

Из обуви у крестьян были лапти, башмаки из прутьев лозы и кожаные подошвы, которые привязывались к ноге ремнями.

Крестьянская кухня была русская, национальная. Лучшая повариха считалась та, которая знала, как готовится у других хозяек. Изменения в кушанья вводились незаметно. Блюда были просты и неразнообразны.

По обычаю русских свято сохранять посты стол делился на две части: скоромный и постный, а по припасам кушанья разделялись на пять: рыбный, мясной, мучной, молочный и растительный.

К мучнистым относились ржаной хлеб – глава стола, различные пироги, караваи, запеканки, калачи; к рыбным – уха, запечённые блюда; к мясным – гарниры, скоромные супы, паштеты и многие другие.

Напитки были такие: водка, вино, соки, морсы, березовец, квас, чай.

Сладости были натуральные: свежие плоды, плоды приготовленные в патоке.

Надеюсь, что мой маленький вклад в пропаганду народной культуры и быта отчасти будет способствовать тому, что эта культура сохранится, знание её укрепит ум и душу подрастающих граждан и патриотов нашего Отечества.

Традиции, обряды и быт

Характерной чертой быта является его консервативность: человек с трудом расставался с передаваемыми из поколения в поколение привычками, веками складывавшимися нравственными устоями и обрядами, а также представлениями о моральных ценностях. Именно поэтому в XVII в. в основном продолжали жить по Домострою.

Важнейшая черта феодального быта состоит в том, что экипировка человека, архитектура жилища и его внутреннее убранство, домашняя утварь, пища и многое другое находилось в прямой зависимости от сословной принадлежности человека. Горлатную шапку и соболью шубу мог носить только боярин, в то время как крестьянин должен был довольствоваться зипуном из грубого сукна домашнего изготовления или кожушком из овчины и столь же недорогим головным убором — войлочной шляпой летом и суконной, подбитой овчиной, — зимой. Стол боярина по богатству и разнообразию блюд отличался от крестьянского в такой же мере, как боярская усадьба от крестьянской избы. Эту зависимость быта от сословной принадлежности подметил наблюдательный Котошихин: «А в домях они своих живут против тогх», кто какой чести и чином».

В то же время в быту прослеживаются некоторые общие черты, обусловленные общностью социальной, экономической и политической среды, в которой жили люди. Глубокие социальные различия между боярином и крестьянином не исключали того, что оба они по отношению к царю являлись не гражданами, а холопами.

Крепостное право лишало крестьян не только личной свободы, оно властно вторгалось в имущественные отношения и семейную жизнь, нарушало неприкосновенность домашнего очага, попирало личное достоинство человека. Полная зависимость крестьянского бытия от произвола барина, грубое вмешательство помещика в заключение брачных союзов, предоставление помещику права чинить над крестьянами суд и расправу за все случаи нарушения феодального правопорядка, кроме дел, связанных с убийством, право пытки крестьян оказывали огромное влияние на формирование крестьянской психологии и представление о человеческом достоинстве. Но этот же произвол вел к накоплению вражды и ненависти, готовности крестьян встать на путь отчаянного стихийного сопротивления, что находило наиболее яркое отражение крестьянских войнах.

Господствовавшие в стране крепостнические порядки и самодержавный строй оказывали влияние и на дворянство, создавая внутри его иерархию отношений и развивая в представителях господствующего сословия чувство холопской угодливости, смирения и кротости к лицам, занимавшим по отношению к ним более высокую ступень, и безнаказанной жестокости, хамства и высокомерия по отношению к тем, кто стоял ниже.

Другой особенностью феодального быта являлась замкнутость жизни людей. В первую очередь она определялась замкнутостью их хозяйственной деятельности: каждый крестьянский двор представлял нечто изолированное, способное существовать независимо от других дворов. Натуральный характер хозяйства позволял и барину обходиться плодами крестьянского труда и не прибегать к услугам рынка: к месту жительства помещика тянулись обозы со всякой снедью и изделиями крестьянских промыслов.

Великая философия культуры великого века
Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель. В плоть и кровь этой философии вошла французская революция, «даже став консерватором, Гегель не мог предста .

Монументальный стиль
Фильмы монументального стиля — это ленты без сценария, смысл произведения доносился до зрителей не через разработку характеров или сюжет, а через новый вид монтажа — монтаж аттракционов», важная роль в котором отводилась жестам .

«Новая волна» в кинематографе Франции
Французская «новая волна» (фр. La Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себ .

Новое на сайте


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Традиции крестьян в 17 веке

Актуальность. XVII век для России время становления общегосударственных сословий. В сословной структуре в связи с этим, проявились пережитки удельных времен. Так, присутствие множества уровней в политической элите общества того времени явилось прямым наследием феодальной раздробленности. Общество того времени характеризовалось сословностью, когда каждый человек по положению находился в строгой зависимости от своей сословной принадлежности, определяющей его род деятельности, круг и способ взаимоотношений, диктующей особый кодекс поведение и тип одежды, которую человек должен носить. По сравнению с феодальным сословием, в особенности дворянством XVII века, положение холопов и крестьян находилось в худших условиях, хотя в жизни самих крестьян были различия: лучше жилось дворцовым крестьянам, хуже всех жили крестьяне мелких светских феодалов. Крестьянское хозяйство, как и хозяйство помещиков, сохраняло в основном натуральный характер: крестьяне производили сами, а помещики – пользовались тем, что они доставляли в виде натурального оброка: птицу, масло, мясо, сало, яйца, а также промысловые изделия: грубое сукно, полотно, глиняную и деревянную посуду и пр. В XVII веке происходит расширение землевладения крепостничества за счёт пожалования помещиков-дворян дворцовыми и чёрными землями, что привело к росту численности закрепощённого населения. Постепенно в среде дворянства утрачивается прямая связь между службой и вознаграждением за нее: поместья закрепляются за родом даже тогда, когда его представители перестают нести службу. Права распоряжения поместьями приобретали более широкий характер, и со временем поместье теряет черты условного землевладения и приближается к вотчине, имеющие к XVII веку формальные различия. Данной проблеме посвящено большое количество литературы советского и российского периода, поэтому тема сохраняет свою актуальность и сегодня. Ведущими исследователями крестьянского вопроса рассматривались общие положения крестьян всех категорий, а также и по отдельности. Наиболее полно этот аспект представлен в работах Я. Е. Водарского, В. М. Важинского, А. Н. Сахарова. Целью работы является раскрытие особенностей жизни крестьянства XVII века. Задачи: во-первых, рассмотреть обустройство крестьянской жизни в соответствии с законом; во-вторых, необходимо определить экономико-правовое положение крестьян в данный период; в-третьих, рассмотреть жилищно-бытовые условия крестьянской жизни.

Жизнь крестьян испокон веков была довольно непростой. Положение крестьян во многом усугубилось принятием Соборного Уложения и последующими актами относительно крестьян. В XVII в. крестьяне дают обязательства, ограничивающие права их ухода и предоставляющие владельцу право распоряжаться в той или иной степени личностью крестьянина. Закрепощаются и крестьянские дети, жившие при отце и не несшие тягла, и попадают, как не привязанные к тяглу, в полное распоряжение владельца. Выход крестьян заменяется их вывозом, и притом с согласия прежнего владельца, а это является с течением времени, по существу, продажей их. Правительство заботилось только о том, чтобы крестьяне выполняли государственные повинности, и сделало владельца ответственным за уплату этих повинностей. К концу XVII в. продолжается сближение владельческих крестьян с холопами. С одной стороны, владельцы сажают холопов на землю, с другой — государство стремится обложить холопов повинностями в свою пользу, но закон все-таки строго разграничивает эти две группы населения. Положение монастырских и черносошных крестьян было отнюдь не лучшим. Как и частновладельческие они несли разного рода повинности. Но положение черносошных крестьян в этом отношении было куда лучше, ведь в отличии от частновладельческих и монастырских крестьян они несли повинности только в пользу государства, тогда как крепостные и прикрепленные к монастырям крестьяне были обязаны и перед государством и перед их непосредственным владельцем, будь то помещик или монастырь. XVII век стал пиком нарастающего возмущения крестьян: бунты и крестьянские войны характерны для этого периода. Все проводимые реформы тяжелым бременем ложились на плечи крестьян как самого основного податного населения. Законодательство, якобы защищающее права крестьян вступало в силу очень редко. Этим пользовались феодалы, все сильнее эксплуатируя тяглое население, взимая с крестьян практически все, вплоть до оставленного на посадку зерна. Тем самым обрекая крестьян на полуголодное существование. Изучая быт крестьян, приходим к выводу, что хлеб и вода были основной едой крестьянского стола. Государство и феодалы постоянно увеличивали свои аппетиты. К тому моменту система прогрессивного налога отсутствовала и поэтому в качестве «дойной коровы» выступало наименее защищенное в своих правах и самое многочисленное сословие, а именно крестьянство. Тем не менее, в большинстве случаев, крестьянам приходилось мириться со своим положением. Ведь в их защиту государство вступало лишь в редких случаях, а именно когда дело доходило непосредственно до убийства крестьянина феодалом. Подводя итог, хочется отметить, что несмотря на свое тяжелое положение крестьяне жили и по своему радовались жизни. Наиболее сильно это отражается в проведении различных праздников. Даже начинает складываться впечатление, что русскому мужику действительно море по колено, а горы по плечо.

1. Безгин В. Б. Крестьянская повседневность/В.Б.Безгин . — М.-Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та., 2004. — 304 с. 2. Беляев И. Д. Крестьяне на Руси: Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе/И. Д. Беляев — М.: ГПИБ, 2002. 3. Буганов В. И. Мир истории: Россия в XVII столетии/В.И. Буганов — М.: «Молодая гвардия», 1989. 4. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII -начале XVIII вв. (численность, сословно-классовый состав, размещение)/Я.Е. Володарский — М.: «Наука» 1977. 5. Горская. Н. А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII в. О сущности и формах феодально-крепостнических отношений./Н.А. Горская — М.: «Наука» 1977. 6. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI – XVII вв/И.Е. Забелин -. М., 2005. С. 546. 7. Зудина Л. С. История России в XVII в./Л.С. Зудина — Липецк, 2004. 8. Костомаров Н. И. Русские нравы: Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа столетиях./Н.И. Костомаров — М.: «Чарли», 1995.- 150 с. 9. Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. — М.: «Наука», 1994. 10. Лотман. Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)/Ю.М. Лотман — СПб.: «Искусство СПб», 1994. 11. Ляпин Д.А. Русские праздники осенне-зимнего цикла в XVII веке //Живая старина. 2009, № 4. С. 38-41. 12. Маньков. Г. А. Законодательство и право России второй половины XVII века/Г.А. Маньков. — СПб.: «Наука» 1977. 13. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса/Л.В. Милов. — М.: РОССПЕН, 1998. — 576 с. 14. Платонов О. А. Крестьянство // Русский образ жизни. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 372–378. 15. Рябцев. Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт в XI-XVII вв./Ю.С. Рябцев — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. 16. Сахаров А.Н. Русская деревня XVII в/А.Н. Сахаров — М.: «Наука», 1966. 17. Судницын И. И. Утрата крестьянства — драма русской цивилизации // Журнал «Русский Дом», № 12, 2010, С. 34-35. 18. Шангина И.И. Русские традиционные праздники: от Святок до Святок/И.И. Шангина -. СПб., 2008. С. 23-24.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector