Традиции и воинские ритуалы в внг рф

Урок 33
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Воинские ритуалы — это торжественные церемонии, совершаемые в повседневных условиях, во время праздничных торжеств и других случаях. Они включают в себя воинское приветствие, отдание почестей, развод караулов, вручение Боевого знамени, производство салютов, торжественные марши, строевые смотры войск и др. (схема 28). Порядок их совершения закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.

Один из наиболее важных — ритуал приведения к Военной присяге (принесения обязательства). Его порядок изложен в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная присяга — это даваемое каждым гражданином Российской Федерации при вступлении в Вооруженные Силы торжественное обещание свято соблюдать Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество. Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, приносит обязательство перед Государственным флагом и Боевым знаменем воинской части.

В назначенное командиром время воинская часть при Боевом знамени и Государственном флаге Российской Федерации, с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге (обязательству), находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги (обязательства) и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на них.

После разъяснительной речи командир воинской части командует: «Вольно» — и приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге (принесению обязательства). Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге (приносящих обязательство). Каждый военнослужащий читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги (обязательства), после чего собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии командир части поздравляет воинов с приведением к Военной присяге (принесением обязательства), оркестр исполняет государственный гимн. После этого воинская часть проходит торжественным маршем.

Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации и ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений (до роты) (далее — воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на мачте (флагштоке). Мачта (флагшток) устанавливается, как правило, вблизи штаба воинской части или на строевом плацу в месте, обеспечивающем лучшую видимость Государственного флага Российской Федерации и возможность построения личного состава воинской части. При расположении воинской части в полевых условиях (в лагере) Государственный флаг Российской Федерации устанавливается в центре расположения воинской части на линии первого ряда палаток.

Подъем Государственного флага Российской Федерации осуществляется по команде командира воинской части или лица, его замещающего, при построении воинской части или офицеров, прапорщиков (мичманов), находящихся в расположении воинской части при исполнении обязанностей военной службы. Время подъема Государственного флага Российской Федерации определяется приказом начальника гарнизона (командира воинской части).

Для подъема Государственного флага Российской Федерации командир воинской части назначает знаменщиков и ассистентов из сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) или офицеров преимущественно из числа награжденных орденами и медалями.

Порядок проведения ритуала следующий. Знаменщик и ассистенты получают Государственный флаг Российской Федерации у дежурного по воинской части, прибывают к установленному месту его подъема и прикрепляют Государственный флаг Российской Федерации к тросу мачты (флагштока). В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю. Полк обычно выстраивается в линию ротных или взводных колонн. Заместитель командира полка подает команду «Смирно» и докладывает командиру полка о готовности полка к подъему Государственного флага Российской Федерации. Командир полка здоровается с личным составом и командует: «Вольно». Затем он подает команду «Полк, под Государственный флаг Российской Федерации — Смирно». По этой команде знаменщик поднимает Государственный флаг Российской Федерации. Оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации. Командиры подразделений от взвода и выше прикладывают руку к головному убору. Все поворачивают голову в сторону Государственного флага Российской Федерации. По окончании исполнения Государственного гимна Российской Федерации и подъема Государственного флага Российской Федерации командир полка командует: «Вольно». По этой команде знаменщик и ассистенты возвращаются в свое подразделение. Государственный гимн Российской Федерации может исполняться с использованием технических средств воспроизведения звукозаписи. В дни государственных и воинских профессиональных праздников, иных торжественных мероприятий подъем Государственного флага Российской Федерации осуществляется при построении личного состава воинской части.

Спуск Государственного флага Российской Федерации производится дежурным по штабу воинской части (по подразделению) в присутствии ассистентов по команде дежурного по воинской части в вечернее время (в часы, установленные командиром воинской части). При проведении общей полковой вечерней поверки Государственный флаг Российской Федерации спускают по ее окончании по команде командира воинской части.

Для спуска Государственного флага Российской Федерации дежурный по воинской части командует: «Полк, под Государственный флаг Российской Федерации — Смирно». По этой команде дежурный по штабу (дежурный по подразделению) в присутствии ассистентов спускает Государственный флаг Российской Федерации. По окончании спуска дежурный по воинской части командует: «Вольно».

При этом построение личного состава воинской части не производится, Государственный гимн Российской Федерации не исполняется.

После спуска Государственный флаг Российской Федерации доставляется в комнату дежурного по воинской части. Дежурный по воинской части осматривает его, при необходимости принимает меры по его сушке и чистке личным составом суточного наряда, результаты осмотра заносит в книгу осмотра и выдачи Государственного флага Российской Федерации.

Ритуал вручения военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия проводят только после приведения к Военной присяге (принесения обязательства). До вручения вооружения и военной техники проводят занятия по изучению их боевых (технических) возможностей и значения в современном бою, а также требований безопасности при обращении с вооружением, военной техникой и стрелковым оружием.

В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Государственном флаге Российской Федерации, Боевом знамени и с оркестром. Стрелковое оружие, подлежащее вручению, выносят к месту построения и раскладывают на столах перед строем. Другое вооружение и военную технику вручают на стоянках (в местах их хранения).

Командир части в краткой речи напоминает военнослужащим требования общевоинских уставов о мастерском владении вверенными вооружением и военной техникой, о постоянном поддержании их в готовности к применению для защиты Отечества. Затем объявляется приказ о закреплении вооружения, военной техники и стрелкового оружия. После объявления приказа командир части дает команду приступить к вручению вооружения, военной техники и стрелкового оружия. При этом вначале военнослужащим вручают вооружение и военную технику, содержащиеся на стоянках (в местах хранения), а затем стрелковое оружие.

Для приема вооружения и военной техники военнослужащие выстраиваются поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяют их состояние и комплектность. Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов), водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляют вооружение или военную технику, и вручают им формуляры (паспорта), в которых военнослужащие расписываются. С этого момента они отвечают за закрепленное вооружение и военную технику.

После вручения вооружения и военной техники командиры подразделений строят личный состав в указанном командиром воинской части месте и докладывают ему о вручении вооружения и военной техники. После чего командир части приказывает командирам подразделений приступить к вручению стрелкового оружия. По окончании вручения командир части поздравляет личный состав с этим событием. Ритуал вручения вооружения, военной техники и стрелкового оружия заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем.

Воинские ритуалы сопровождают воина на протяжении всей военной службы, и каждый из них имеет глубокий смысл и воспитательное значение.

С некоторыми из них вы познакомитесь во время практических занятий в воинской части.

Вопросы и задания

1. Что понимают под воинскими ритуалами?

2. Какую роль выполняют воинские ритуалы в жизни военнослужащих?

3. На какие виды могут быть подразделены воинские ритуалы?

4. Что такое Военная присяга, когда она появилась и с какой целью?

5. Почему ритуал приведения к Военной присяге — один из наиболее важных в Вооруженных Силах Российской Федерации?

6. Какие занятия проводятся с военнослужащими перед вручением им вооружения, военной техники и стрелкового оружия?

7. С какого момента военнослужащий отвечает за закрепленное за ним вооружение и военную технику?

8. Перечислите, какие еще воинские ритуалы вы знаете.

Задание 51

Найдите в художественной или документальной литературе примеры, которые иллюстрировали бы значение Боевого знамени как символа чести, доблести и славы.

Задание 52

Побеседуйте с вашими родственниками, награжденными государственными наградами, и узнайте, за какие подвиги и заслуги они награждены.

Традиции и воинские ритуалы Российской армии

по курсу Военное дело

по теме: Традиции и воинские ритуалы Российской армии

Традиции и воинские ритуалы формировались веками и весьма многообразны. Они проводились в повседневной жизни войск, в быту, в процессе обучения и воспитания воинов. Большинство традиций и воинских ритуалов родилось стихийно, но некоторые из них характерные для большей части воинских формирований со временем были узаконены нормативными правовыми актами и вошли обязательным элементом в армейскую жизнь.

Во внутренних войсках МВД России проводятся воинские церемонии, часть из которых аналогична мероприятиям, проводимым в Вооруженных силах РФ, но есть и такие, которые характерны только для войск правопорядка.

1. Воинские традиции Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД России

Традиции сопровождают человека всю жизнь. Каждому обществу присущи свои традиции. Многие наши нынешние традиции представляют собой совокупность устойчивых идеалов, обычаев, норм и правил поведения, в которых запечатлен богатейший опыт борьбы и созидания. Традиции – это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем. Другими словами, традиция – это разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и повторяемостью из поколения в поколение. Традиции в нашей стране – это краткая летопись всех народов России. Это сплав духовной культуры с трудовым и боевым опытом. В качестве традиций выступают правила и нормы поведения, взгляды, обычаи и общественные установки. Все традиции буквально дышат историей. На протяжении веков одни из них крепли и развивались – другие постепенно теряли свое значение и отмирали.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

Воинские традиции подразделяются: по степени общности – на общие (характерные для всех военнослужащих) и частные (характерные для Вооруженных сил РФ, внутренних войск МВД России, военных округов, соединений, воинских частей); по степени устойчивости – на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся; по степени общественной значимости – на прогрессивные и реакционные; по сферам воинской деятельности – на боевые традиции, традиции процесса обучения и воспитания, традиции воинского быта. Воинские традиции зарождались во времена образования княжеских дружин. Военное обучение тогда еще не носило систематического характера, но современные историки отмечают уже в то время существование таких традиций, как любовь к родной земле, верность клятве Родине, ратному долгу, массовый героизм в сражениях. Неписаным правилом для русских воинов было стоять насмерть за отца и брата, за мать и жену, за своих родителей, за родную землю. Свою верность воинскому долгу они скрепляли устной присягой, клятвой на оружии и перед богом. В военных походах и сражениях среди русских воинов воспитывались такие качества, как взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политической и духовной жизни россиян.

Многое для укрепления в армии духа патриотизма и героизма сделали наши известные военачальники П. Румянцев, А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Скобелев, А. Брусилов, Г. Жуков и другие. Исповедуя преимущества морального фактора перед материальным, высокий моральный дух солдат и матросов, они вырабатывали и вводили в систему обучения войск новые подходы, в основе которых были заложены требования воспитывать в воинах преданность Отечеству, дисциплинированность, умение переносить трудности военной службы.

Смелость, героизм в бою как основополагающие черты нашего патриотизма – удел большинства наших соотечественников. Это подтверждают и многочисленные примеры. В Отечественной войне 1812 года в бою у Салтановки русские войска дрогнули под напором французских драгун. Тогда генерал Н.Раевский лично повел пехоту в атаку. С ним шли его сыновья, ставшие в последующем полковниками русской армии. Старший сын нес знамя Смоленского полка, младший шел с отцом. Пример генерала Н.Раевского вдохновил россиян: в штыковой атаке противник был отброшен.

Следует отметить героическую и, к сожалению, малоизвестную в народе деятельность советских воинов, проявивших высокие образцы мужества и героизма далеко за рубежами Родины – в локальных конфликтах в Египте и Сирии, Ливии и Алжире, Корее и Вьетнаме, Анголе и Кубе, Никарагуа, на территории Афганистана. Нынешнее поколение российских воинов чтит и приумножает славные боевые традиции. В беззаветном служении Отечеству старшего поколения видит и черпает молодежь силы для новых мужественных поступков и героических подвигов. Так было на острове Даманский в 1969 году, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Служебно-боевые традиции, как элементы боевого наследия внутренних войск МВД России, передаются из поколения в поколение.

К основным служебно-боевым традициям Вооруженных сил и внутренних войск МВД Российской Федерации относят:

— массовый героизм и мужество в сложные для страны периоды;

— верность военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;

— самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;

— взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество;

— уважение к командиру и защита его в бою;

— презрение к трусам и предателям, предпочтение достойной смерти пленению;

— отдание воинских почестей погибшим в бою;

— неразрывное единство фронта и тыла, армии и народа;

— высокая бдительность и неподкупность;

— верность союзническому долгу в рамках заключенных договоренностей в борьбе против общего врага;

— представление отличившихся при выполнении служебно-боевых задач к государственным наградам, пропаганда их боевого и служебного опыта;

— забота о сохранении жизней и здоровья подчиненных;

— гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным, противодействие преступным элементам в строгом соответствии с законом и др.

Важной боевой традицией является верность военной присяге, воинскому долгу. Еще в законе 1795 года указывалось, что «защита отечества. долг и обязанность всех и каждого». Воинский долг, несмотря ни на что, остается святой сыновней обязанностью любого гражданина.

Одной из основных боевых традиций является любовь к армии и флоту, к своей воинской части и кораблю. Необходимо четко уяснить, что нельзя любить Родину и не любить армию, которая ее защищает. Невозможно отстаивать честь, достоинство армии и флота, всех военнослужащих, но быть при этом на деле и по существу безразличным к судьбе и будущему отчизны. Сердцевиной служебно-боевых традиций является преданность Родине и своему народу. Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни. Преданность Родине всегда была делом чести каждого. Измена и трусость считались страшным позором на Руси. Они карались лишением жизни. Еще Дмитрий Донской говорил, что честная смерть лучше позорной жизни. Более яркими гранями эта традиция засверкала в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время преданность Родине, российскому народу также необходима. Эта традиция мобилизует военнослужащих на выполнение служебно-боевых задач. Верность традициям в дни мирной учебы должна проявляться в конкретных делах военнослужащих:

— в точном соблюдении требований присяги и уставов;

— в готовности на учениях, маневрах, полетах, в морских походах действовать по-боевому, с полным напряжением сил, не допуская условностей и послаблений;

— всегда и во всем помогать товарищам словом и делом, выручать их из опасности, помогать командиру в укреплении дисциплины, организованности и порядка;

— строго хранить военную и государственную тайну, хорошо разбираться в военно-политической обстановке, быть бдительным;

— не только самому знать, хранить и умножать традиции внутренних войск, но и пропагандировать их среди товарищей.

Следование служебно-боевым традициям не является легким делом. Но зато их выполнение и приумножение позволяет быстрее овладеть воинским мастерством.

В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. Наравне с традициями они играют огромную воспитательную роль. Под воинским ритуалом понимаются формы обрядовых церемоний демонстративного характера.

Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие. На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против врагов России.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений – сферу боевой деятельности (любовь к оружию, искусное применение его в бою, принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевую службу, строевые смотры, общие батальонные и полковые вечерние поверки, развод и смену караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная традиция российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия военнослужащим, прибывшим на пополнение. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Исторические истоки данного ритуала можно проследить со времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском «Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие», обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке – в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Нарушение офицером присяги расценивалось как бесчестье и не могло быть терпимо в том обществе, в котором они вращались, какими бы соображениями нарушивший присягу человек ни руководствовался. Характерно, что декабристы выбрали для своего выступления такой момент, когда прежняя присяга утратила силу, а новая еще не была принесена, а само выступление проходило формально под лозунгом предпочтения одной присяги, уже принятой (отрекшемуся Константину Павловичу), другой которую предстояло принять. В ином случае сколько-нибудь массовое участие офицеров и солдат в этой акции было бы просто невозможным. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции не были забыты. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии и Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за «светлые идеалы коммунизма». И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше, и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу. День принятия присяги – это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей священной клятве – это требование Матери-Родины, народа. Одним из видов воинских ритуалов является военная музыка. Она обладает каким-то магическим воздействием. Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как призыв полководца – так говорят ветераны войны, военные музыканты, сами воины. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А.В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил». Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех ритуалов музыка является наиболее устойчивым. Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависит от яркого и искусного музыкального оформления. Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя движения воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Особое место принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше она повышает внимание военнослужащих и придает бодрое настроение. Ритуальная музыка проста и выразительна, она органически сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро.

Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. «Солдат без песни, что без ружья», – говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. А.М. Горький видел в солдатской песне источник бодрости и боевого духа. Музыка звучит при принятии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использованием государственных и воинских символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогает сделать ритуал настоящим явлением искусства. Один из главных воинских ритуалов – это ношение военной формы одежды. Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир – символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою. Красота военной формы одежды есть одна из составляющих общей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское обмундирование, начищенная до блеска обувь всегда вызывают положительные эмоции, доставляют удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина молодцеватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошее физическое развитие, вызывает чувство гордости за внутренние войска. Форма одежды, знаки различия, награды – все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров.

Многие из воинских традиций, ритуалов русского военного этикета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир воина, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания.

Жизнь показывает, что воспитательные возможности воинского коллектива находятся в прямой зависимости от числа положительных традиций и ритуалов в нем. Традиции и ритуалы! Нержавеющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда зовут к подвигу, и потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших подвигах.

1. Военный энциклопедический словарь. – М., 2006 г.

2. В.Л. Минер «Церемонии и ритуалы российской армии». – М., 2004 г.

2. Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Боевые традиции армии и флота — это исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.

Основные боевые традиции Вооруженных Сил:

— беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови;

— верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;

— любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля;

— постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;

— войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

Верность Боевому Знамени– одна из древнейших традиций многих армий. Древние славяне почитали свои знамена выше всех других символов.

В настоящее время воины Вооруженных Сил РФ надежно охраняют свои боевые знамена. Для их охраны выставляют пост №1, который доверяется лучшим солдатам, и является одним из самых ответственных постов воинской части.

Ритуал вручения Боевого Знамени

В Уставе внутренней службы определен порядок вручения, хранения и содержания Боевого Знамени, а в Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации изложен порядок его выноса и относа на место хранения.

Лицо, вручающее Боевое Знамя, зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации, затем вручает командиру части Боевое Знамя и Грамоту. В этот момент оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации.

После вручения Боевого Знамени воинская часть проходит перед лицом, вручившим Боевое Знамя, торжественным маршем, затем снова выстраивается на плацу, а Боевое Знамя относится знаменщиком в составе почетного караула к месту его хранения.

Любовь к оружию, искусное применение его в бою — славная традиция Российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому.

Воинские ритуалы, традиции русского военного этикета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга.

1. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности : 10 кл. [Текст] : учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002. – С. 235 – 251.

Методические рекомендации по изучению учебного предмета и по организации самостоятельной работы студентов

В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, где бы человек не сталкивался с вопросами выживаемости, вопросами обеспечения безопасности жизнедеятельности, благодаря полученным знаниям мог свободно чувствовать себя независимым в нештатных ситуациях окружающей действительности. Любому человеку необходимо знать и уметь проводить элементарные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи, по защите населения, материальных и культурных ценностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В результате изучения учебного предмета у студентов должна быть сформирована не просто сумма знаний, позволяющих успешно сдать зачет, но и применять полученные знания в жизни, в различных нештатных ситуациях.

Учебным планом предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов, из них: 78 часов – аудиторные занятия в форме уроков, 30 часов – самостоятельная работа студента.

В процессе освоения данного учебного предмета необходимо при подготовке к занятиям и закреплению изученного материала:

— выучить содержание необходимых понятий и терминов;

— подготовить ответы на контрольные вопросы, для чего следует использовать составленный на занятии конспект, учебник, дополнительные материалы.

По каждой теме разработаны задания для самостоятельной работы, которые включают контрольные вопросы.

Введение

Традиции и воинские ритуалы формировались веками и весьма многообразны. Они проводились в повседневной жизни войск, в быту, в процессе обучения и воспитания воинов. Большинство традиций и воинских ритуалов родилось стихийно, но некоторые из них характерные для большей части воинских формирований со временем были узаконены нормативными правовыми актами и вошли обязательным элементом в армейскую жизнь.

Во внутренних войсках МВД России проводятся воинские церемонии, часть из которых аналогична мероприятиям, проводимым в Вооруженных силах РФ, но есть и такие, которые характерны только для войск правопорядка.

Воинские традиции Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД России

Традиции сопровождают человека всю жизнь. Каждому обществу присущи свои традиции. Многие наши нынешние традиции представляют собой совокупность устойчивых идеалов, обычаев, норм и правил поведения, в которых запечатлен богатейший опыт борьбы и созидания. Традиции — это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем. Другими словами, традиция — это разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и повторяемостью из поколения в поколение. Традиции в нашей стране — это краткая летопись всех народов России. Это сплав духовной культуры с трудовым и боевым опытом. В качестве традиций выступают правила и нормы поведения, взгляды, обычаи и общественные установки. Все традиции буквально дышат историей. На протяжении веков одни из них крепли и развивались — другие постепенно теряли свое значение и отмирали.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

Воинские традиции подразделяются: по степени общности — на общие (характерные для всех военнослужащих) и частные (характерные для Вооруженных сил РФ, внутренних войск МВД России, военных округов, соединений, воинских частей); по степени устойчивости — на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся; по степени общественной значимости — на прогрессивные и реакционные; по сферам воинской деятельности — на боевые традиции, традиции процесса обучения и воспитания, традиции воинского быта. Воинские традиции зарождались во времена образования княжеских дружин. Военное обучение тогда еще не носило систематического характера, но современные историки отмечают уже в то время существование таких традиций, как любовь к родной земле, верность клятве Родине, ратному долгу, массовый героизм в сражениях. Неписаным правилом для русских воинов было стоять насмерть за отца и брата, за мать и жену, за своих родителей, за родную землю. Свою верность воинскому долгу они скрепляли устной присягой, клятвой на оружии и перед богом. В военных походах и сражениях среди русских воинов воспитывались такие качества, как взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политической и духовной жизни россиян.

Многое для укрепления в армии духа патриотизма и героизма сделали наши известные военачальники П. Румянцев, А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Скобелев, А. Брусилов, Г. Жуков и другие. Исповедуя преимущества морального фактора перед материальным, высокий моральный дух солдат и матросов, они вырабатывали и вводили в систему обучения войск новые подходы, в основе которых были заложены требования воспитывать в воинах преданность Отечеству, дисциплинированность, умение переносить трудности военной службы.

Смелость, героизм в бою как основополагающие черты нашего патриотизма — удел большинства наших соотечественников. Это подтверждают и многочисленные примеры. В Отечественной войне 1812 года в бою у Салтановки русские войска дрогнули под напором французских драгун. Тогда генерал Н.Раевский лично повел пехоту в атаку. С ним шли его сыновья, ставшие в последующем полковниками русской армии. Старший сын нес знамя Смоленского полка, младший шел с отцом. Пример генерала Н.Раевского вдохновил россиян: в штыковой атаке противник был отброшен.

Следует отметить героическую и, к сожалению, малоизвестную в народе деятельность советских воинов, проявивших высокие образцы мужества и героизма далеко за рубежами Родины — в локальных конфликтах в Египте и Сирии, Ливии и Алжире, Корее и Вьетнаме, Анголе и Кубе, Никарагуа, на территории Афганистана. Нынешнее поколение российских воинов чтит и приумножает славные боевые традиции. В беззаветном служении Отечеству старшего поколения видит и черпает молодежь силы для новых мужественных поступков и героических подвигов. Так было на острове Даманский в 1969 году, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Служебно-боевые традиции, как элементы боевого наследия внутренних войск МВД России, передаются из поколения в поколение.

К основным служебно-боевым традициям Вооруженных сил и внутренних войск МВД Российской Федерации относят:

— массовый героизм и мужество в сложные для страны периоды;

— верность военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;

— самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;

— взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество;

— уважение к командиру и защита его в бою;

— презрение к трусам и предателям, предпочтение достойной смерти пленению;

— отдание воинских почестей погибшим в бою;

— неразрывное единство фронта и тыла, армии и народа;

— высокая бдительность и неподкупность;

— верность союзническому долгу в рамках заключенных договоренностей в борьбе против общего врага;

— представление отличившихся при выполнении служебно-боевых задач к государственным наградам, пропаганда их боевого и служебного опыта;

— забота о сохранении жизней и здоровья подчиненных;

— гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным, противодействие преступным элементам в строгом соответствии с законом и др.

Важной боевой традицией является верность военной присяге, воинскому долгу. Еще в законе 1795 года указывалось, что «защита отечества. долг и обязанность всех и каждого». Воинский долг, несмотря ни на что, остается святой сыновней обязанностью любого гражданина.

Одной из основных боевых традиций является любовь к армии и флоту, к своей воинской части и кораблю. Необходимо четко уяснить, что нельзя любить Родину и не любить армию, которая ее защищает. Невозможно отстаивать честь, достоинство армии и флота, всех военнослужащих, но быть при этом на деле и по существу безразличным к судьбе и будущему отчизны. Сердцевиной служебно-боевых традиций является преданность Родине и своему народу. Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни. Преданность Родине всегда была делом чести каждого. Измена и трусость считались страшным позором на Руси. Они карались лишением жизни. Еще Дмитрий Донской говорил, что честная смерть лучше позорной жизни. Более яркими гранями эта традиция засверкала в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время преданность Родине, российскому народу также необходима. Эта традиция мобилизует военнослужащих на выполнение служебно-боевых задач. Верность традициям в дни мирной учебы должна проявляться в конкретных делах военнослужащих:

— в точном соблюдении требований присяги и уставов;

— в готовности на учениях, маневрах, полетах, в морских походах действовать по-боевому, с полным напряжением сил, не допуская условностей и послаблений;

— всегда и во всем помогать товарищам словом и делом, выручать их из опасности, помогать командиру в укреплении дисциплины, организованности и порядка;

— строго хранить военную и государственную тайну, хорошо разбираться в военно-политической обстановке, быть бдительным;

— не только самому знать, хранить и умножать традиции внутренних войск, но и пропагандировать их среди товарищей.

Следование служебно-боевым традициям не является легким делом. Но зато их выполнение и приумножение позволяет быстрее овладеть воинским мастерством.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector