Традиции и обычаи казахов

Казахстан — государство, находящееся в центре Евразии. Большая часть территории относится к азиатской части материка. Многовековое существование республики отразилось на формировании казахских традиций и обычаев, отличающихся строгими нравами.

Характерные черты казахского народа

Менталитет и традиции местных жителей отличаются строгостью и обязательным исполнением, с раннего детства юных обитателей приучают к патриотизму, любви к труду. Во всех семьях детям прививают ответственность за свои действия, уважение к старшим и почитание народных традиций. Поэтому основная часть жителей отличается трудолюбием, честностью, ответственностью и исполнительностью.

Казахи наделены рациональные умом, сообразительностью и быстрой обучаемостью. Народ, проживающий в республике, стремится к получению профессиональных знаний, овладению тонкостей в своей профессии и предоставлению качественной работы. Казахи отличаются высокими моральными принципами, чувством чести и собственного достоинства.

Местные мужчины уважают женщин и почитают старшее поколение, поэтому неуважительное отношение всегда оспаривается и наказывается. Местные жители ценят дружеские отношения и защищают товарищей от неприятелей и несправедливого отношения.

Джигиты в Казахстане — это личности, уважающие, чтящие свое окружение и мстящие всем, кто посмел оскорбить или обидеть близких людей.

Казахи — свободолюбивые и храбрые граждане. Они не терпят неуважительного к себе отношения, всегда говорят правду и не допускают лжи. Тем не менее местный народ отличается гостеприимностью и дружелюбностью, многие жители легко находят общий язык с соседями и товарищами по работе.

Взаимодействие казахов с людьми других национальностей отличается сдержанностью, честностью и прямолинейностью. Эти люди не нападают первыми и всегда готовы поддерживать приятельские и рабочие отношения.

Казахи ценят свой труд и требуют к нему уважительного отношения, поэтому несправедливость в коллективе для них недопустима. Появившиеся разногласия между рабочими могут обернуться глубокой обидой и даже местью. Рабочие жители требуют одинакового отношения и оплаты труда для всех национальных представителей, только такие условия полностью удовлетворят их желания.

В некоторых уголках государства по сей день присутствует разделение на определенные сословия.

Например, жители южных регионов отличаются вспыльчивостью, эгоцентричностью, чрезмерной высокомерностью. Здесь происходит деление на кланы, которые связываются родственными связями. Эти люди практически не владеют русским языком и по большей части живут по отдельным правилам и традициям.

Жители северных регионов Казахстана более сдержаны, воспитаны и трудолюбивы. Они уважительно относятся ко всем национальностям, отличаются гостеприимностью и приветливостью.

Правила поведения у казахского народа

В Казахстане действуют определённые правила поведения, которые распространяются на всех жителей страны.

К ним можно отнести:

  1. Проявление гостеприимностью. Любая семья тепло и дружно принимает даже самых неожиданно нагрянувших гостей. Пришедшего человека необходимо кормить вкусными блюдами, напитками, создавать для него комфортные условия для отдыха. По одной из древней традиции, гостеприимные хозяева должны подарить гостю любую заинтересовавшую его вещь в доме.
  2. Уважение к своему роду. Местные жители чтят своих предков, с уважением рассказывают об их достижениях и не допускают неуместных высказываний. Поэтому во всех семьях хранятся семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Например, книги, украшения, мебель. В традиционных семьях царит патриархат, мужчина считается главным добытчиком и главой семьи, к чему мнению необходимо прислушиваться.
  3. Коллективизм. Казахи не стремятся к появлению индивидуальности, поэтому всегда прислушиваются к мнению других людей. Для них важны отношения с соседями, поэтому хозяева всегда приглашают новых приезжих в своей дом на чаепитие.
  4. Приветствие. Большое значение казахи отдают приветствию, которое подразумевает обязательное пожатие руки старшим жителям. Кроме того, местные обыватель, заходя в помещение, должны приветствовать всех находящихся в нем, а не только знакомых. Рукопожатие осуществляется одной рукой, женщинам запрещено здороваться с мужчинами за руку. Обращаться к людям необходимо на “Вы” и всегда запоминать имена новых приятелей, таким образом проявляя уважительное отношение.
  5. Застолья. Во время обеденных трапез с друзьями казахи обязательно должны произносить длинные и положительные тосты. Если гости требуют добавки, хозяйка ставит на стол новые блюда и напитки. Гости, которые наелись, должны оставлять на тарелке небольшое количество пищи, чтобы показать, что добавка не нужна.
  6. Деловой этикет. Партнёры по бизнесу должны приветствовать друг друга визитками, информация на которых печатается на русском или английском языке. С коллегами по работе приятно общаться строго, вежливо и деликатно. Если партнёры по бизнесу предлагают продолжить общение за обеденным столом, отказываться запрещено, это может сойти за неуважение и нежелание сотрудничать.

Во время деловых приёмов необходимо поддерживать беседу, вести себя вежливо и приветливо.

Традиции казахского народа в питании

Казахские обычаи и традиции в питании формировались тысячелетиями, а все рецепты современных блюд основаны на советах предков и потомков. Из-за большого количества проживающих русскоязычных жителей в стране наблюдаются элементы и русской кухни. Во время приёма гостей им отводятся самые почетные места за столом, затем предлагается чай или кумыс.

Обеденный ритуал казахов начинается именно с напитков, и только потом следует угощение мясными яствами. Чаще всего употребляется чёрный чай с добавлением молока или соли. Стоит отметить, что наливать напиток до краев чашки запрещено, это расценивается как неуважение к гостю.

Хозяйка должна следить за тем, чтобы в чашке у гостя не заканчивался чай и вовремя его подливать. О проблемах и неприятностях во время распития напитков говорить запрещено, беседа должна вестись в исключительно позитивном и расслабляющем ключе.

Когда оканчивается чаепитие, к столу подаются местные закуски из мяса. Например:

  • Бешбармак. Блюдо из мяса с тестом.
  • Жая. Копченное конное мясо.
  • Казы. Закуска из конного мяса.
  • Кабырга. Баранина с овощами.

Именно количество мясных деликатесов говорит о богатстве главы семейства.

После перекуса наступает время горячих закусок, дополняемых овощами и специями. Традиционным блюдом считается отварное мясо, которые подаётся цельным фрагментом, а затем отделяется главой семейства на мелкие куски и распределяется по тарелкам.

Не обходятся пированья и без жидких блюд, хозяйки подают к столу казахскую лапшу или мясной бульон. В качестве дополнения подаются “палау” — казахский плов и пшеничные лепешки. Оканчивается застолье чаепитием с пончиками или сыром.

Гостей чаще всего принимают в дневное время, готовой и сервировкой стола занимаются женщины. Во время приёма не допускается ведение разговора о негативных вещах, проблемах, нельзя спорить с гостем и выражать свое недовольство. Если пришедшие требуют добавки, необходимо поставить новую порцию требуемого блюда на стол.

Праздники в Казахстане

Праздники в государстве разделяются на несколько категорий: национальные, государственные, профессиональные. В праздничные дни жители страны не работают, по всем городам проходят торжественные мероприятия и гуляния.

Одним из главных событий считается Наурыз — переход от зимы к весне.

Наурыз символизирует товарищество и любовь, поэтому в знаменательный день местные жители надевают яркие костюмы и навещают близких людей, где обмениваются подарками и устраивают застолья.

В это день хозяйки готовят традиционное блюдо Наурыз-коже, которое состоит из мяса, муки и пшена, а в качестве напитков подаётся кобылье молоко. На улицах Казахстана в праздничный день разыгрываются сценки, проходят соревнования и игры на логику.

Одним из самых значимых для местных жителей праздником считается Новый год, поэтому в этот день по стране проходят массовые гуляния и обряды. Новый год отмечается с вечера 31 декабря, в полночь над Казахстаном раздаются салюты и фейерверки.

На улицах можно встретить Деда Мороза и Снегурочку, которые раздают детям подарки и угощения. По традиции, в домах жители устанавливают новогоднюю ёлку и украшают её различными игрушками.

За праздничной трапезой казахи подводят итоги прошедшего года, делятся впечатлениями, произносят тосты. А в полночь поздравляют друг друга под бой курантов и выпивают шампанское. Застолье в новогодний вечер может длиться до самого утра.

День народного единства – традиционный праздник, соединяющий все народы, проживающие в государстве. В этот день во всех города Казахстана проводятся торжественные мероприятия, парады, развлекательные концерты и конкурсы.

В день единства на улицах страны проходят национальные танцы, сценки и игры, которые помогают ознакомиться с ценностями народов разных национальностей. В подобных мероприятиях участвуют студенты, учителя, деятели различных организаций и дети.

В день единства местные жители переодеваются в национальные костюмы, украшают свои дома и устраивают ярмарки аксессуаров и бытовой утвари. В этот день в Казахстане можно отведать блюда разной национальной кухни, побывать в гостях у давних приятелей и посетить тематические выставки.

День победы отмечается в стране 9 и 10 мая. В эти дни жители не работают, а посещают различные парады и мероприятия, освещающие события ВОВ. За несколько месяцев до праздника в стране проводятся благотворительные мероприятия, помогающие больным и малоимущим жителям.

В учебных учреждениях проводятся тематические уроки, рассказывающие о тяжёлых последствиях войны. На мероприятия приглашаются ветераны, которым вручаются награды и подарки. Государство регулярно помогает ветеранам, выделяет материальную помощь и организовывает благотворительные акции.

Семейные традиции казахского народа

Казахские обычаи и традиции в семейной жизни основаны на уважении старших, чтении их традиций и сохранении ценных реликвий прошлого поколения. В домах местных жителей царит патриарха, но воспитанием детей занимаются и отец, и мать.

В казахских семьях принято праздновать день, когда ребёнок в первый раз совершил свои шаги. Важным событием считается тот день, когда сын впервые сел на лошадь и взял в руки плетку.

В традиционных семьях проводят обрезание у мальчиков, процедура проходит в местной поликлинике по достижению ребёнка 5 лет. После этого для мальчика устраивается праздник, в дом приглашаются гости, для которых женщины готовят национальные блюда.

Семья для казахов считается священной ценностью, поэтому в каждом доме царит уважение и понимание.

Местные жители считают, что для дальнейшего благополучия ребенка необходимо поддерживать с ними тёплые и доверительные отношения с ранних лет.

Казахские обычаи и традиции подразумевают тщательный подход к выбору имени младенца, в прошлом этот обряд предоставлялся отцу. А в первые дни рождения укладывать в кроватку ребёнка должна была бабушка. В 4 года девочкам прокалывают уши, эта процедура считается обязательной, как и обрезание у мальчиков.

Свадебные традиции в Казахстане

Свадьба молодожёнов происходит обычно в несколько этапов:

  1. Сватовство. В этот день родители жениха приезжают в дом невесты, где проходит знакомство, обсуждение деталей мероприятия и чаепитие. Раньше родители самостоятельно подбирали партнёров для своих детей, но в современной жизни правила намного упростились. Родители жениха обязательно должны приносить подарки для семьи избранницы. В день сватовства на стол подаётся блюдо “куйрык бауыр”, изготавливающееся из сала и печени.
  2. Выкуп. Традиции, связанные с выкупом, сохранилась ещё с древних времен, ранее сторона жениха представляла в качестве выкупа лошадей или коров. В современном Казахстане в качестве выкупа используются драгоценности, одежда, ковры.
  3. Приезд жениха. В день торжества избранник приезжает к невесте в национальном костюме для того, чтобы забрать её на праздник. По традициям жених должен пройти ряд конкурсов и заданий, прежде чем увидеть любимую, за невыполнение требований ему начисляются штрафы.
  4. Сборы невесты. Во время попыток жениха пройти конкурсы в соседней комнате происходят сборы невесты, в которые входят облачение в свадебный наряд, создание причёски, дополнение образа аксессуарами.
  5. Торжество. Свадьбы молодожёнов проходят в РАГСе или в мечети. Гуляния происходят под национальные песни и танцы, в ходе празднований гости дарят молодожёнам подарки. В числе современных традиций появился обряд совместного разрезания торта женихом и невестой.

На праздник нанимается тамада, который устраивает конкурсы, игры и соревнования. В современном Казахстане все реже встречается тенденция отмечать свадьбы с большим размахом на несколько дней, чаще всего мероприятие продолжается один вечер.

Обязательное условие торжества — богатый стол, содержащий национальные мясные блюда и напитки. Один из древних обрядов, сохранившихся на сегодняшний день — надевать на голову невесты платок, чтобы причислить её к ряду замужних женщин.

Музыкальные традиции в Казахстане

Казахские обычаи и традиции в музыке сформировались ещё в далёком прошлом при помощи самых часто используемых инструментов — кобыза и керея. Эти инструменты изготавливались из стебля керея и имели яркое и высокое звучание.

С древности музыкантами создавались различные мелодии, которые применялись на свадьбах, праздниках и принятии гостей. Музыкальные мотивы объединяли жителей, создавали дружескую и праздничную атмосферу.

Народная музыка создавалась по мотивам местных легенд и мифов, некоторые произведения используются и по сей день. В прошлом на свадьбах устраивали поэтические состязания, а затем хором запевали песню “Той бастар”.

Так же, в день торжества невесты исполняли традиционную песню “Жар-Жар”, которая подразумевала прощание с домом и родителями. Это произведение исполняется и на современных свадьбах, обычно её напевают невесты, одетые в национальный костюм.

В казахском музыкальном творчестве поднимались разные темы: любовь, патриотизм, смысл жизни. Современное творчество отражается во многих жанрах и стилях, многие исполнители продолжают создавать музыку при помощи национальных инструментов — домбры, варгана.

Сегодня в Казахстане имеются популярные исполнители, которые исполняют песни на русском и казахском языке, некоторые певцы пользуются популярностью за рубежом.

Традиции в одежде

Казахи достаточно часто надевают на праздники и знаменательные события национальные костюмы, это позволяет чтить и уважать традиции предков.

Традиционный наряд страны отличался сдержанностью в покрое, в одежде присутствуют элементы меха, шёлка, шерсти. Все одеяния шились женщинами самостоятельно. Бедные жители отдавали предпочтение наряда из меха домашних животных, обеспеченные казахи использовали лен, бархат.

Женщины на празднования надевал и койлек — платье, похожее на мужскую рубаху. Женщинам разрешалось носить штаны, однако, дамы отдавали предпочтения платья и халатам. Распознать семейное положение девушек можно было по головному убору: свободные дамы носили шапки с мехом, замужние повязывали белый платок.

Универсальный элемент одежды для женщин и мужчин в Казахстане — халат, расшитый узорами, декорациями и меховыми вставками. Этот наряд используется и сегодня, его надевают на праздники, свадьбы, День единства народов. Дополняют любой образ сапоги, мужчины на голову надевают тюбетейку.

Необычные и странные традиции и обычаи казахского народа

Казахские обычаи и традиции — это не только национальные празднования, дружеские чаепития, народные гуляния, но и странные необъяснимые обряды.

Например:

  1. Рожать детей в юном возрасте. В былые времена считалось, что девушка должна рожать детей с 16 лет и к 30 годам иметь как можно больше потомков. Если же дама не могла забеременеть и являлась бесплодной, к ней относились неуважительно и пренебрежительно.
  2. Кормить собак в свадебном платье. Древняя традиция предполагала кормление собак в подоле свадебного платья, чтобы невеста смогла “рожать, как собака”.
  3. Кричать перед смертью. Во время отхода умирающего человека на тот свет близкие люди начинали громко кричать и плакать, таким образом жители хотели отсрочить момент гибели.

В современном Казахстане данные традиции практически не встречаются.

Правдивые и ложные стереотипы о казахском народе

Как и любое государство, Казахстан оброс мифами и легендами:

Правда Ложь
В стране до сих пор действуют древние традиции. Да, во многих поселения сохранились обычаи предков и прошлых поколений. Казахстан — небольшое государство. На самом деле, оно занимает 9 место в мире по занимаемой территории.
В Казахстане прорастает много конопли. Да, в Чуйской долине участки с дикой коноплей занимают до 150.000 га. Казахстан — страна мусульман. На самом деле, в государстве проживают приверженцы разных религий, в том числе и атеисты.
В стране водятся верблюды. Действительно, в некоторых степях страны можно встретить верблюдов или диких лошадей. В стране до сих пор проживают в юртах. В современном Казахстане люди проживают в своих домах, ездят на автомобилях и пользуются современными технологиями.
Казахстан — многонациональное государство. Да, в стране проживает порядка 120 представителей разных этнологических групп. Казахстан — отстающая по развитию страна. Государство ежегодно улучшает все сферы человеческой жизнедеятельности, здесь проводятся социальные и экономические реформы, которые обеспечивают стабильное положение страны.

Особенности казахских традиций и обычаев — это уважение и почитание предков, сохранение семейных реликвий и приготовление национальных блюд.

Все обряды были сформированы в древние времена, и по сей день местные жители, неравнодушные к прошлому государства, соблюдают их на свадьбах и праздниках.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео-тур по Казахстану: обычаи и традиции

Казахстан: обычаи и традиции:

Традиции и обычаи казахов

Далеко не все казахские традиции и обычаи дошли до наших дней. А те, что дошли, настолько изменились и настолько «адаптированы» к современным реалиям, что лишь отдаленно напоминают те, которые соблюдались нашими предками. Кто-то видит в этом больше минусов, кто-то – плюсов. Поэтому сегодня мы вместе с экспертами решили порассуждать о том, какие казахские обычаи следовало бы возродить, а от каких, напротив, решительно отказаться? Что устарело и не вписывается в нашу жизнь, а что появилось совсем недавно, но уже успело завоевать народное признание?

Канат Тасибеков, писатель, автор книги «Ситуативный казахский»:

«Этот процесс пущен на самотек, никому нет до него дела»

– Обычаи или традиции невозможно запретить или возродить каким-то указом или постановлением. Процесс их трансформации часто происходит помимо нашей воли: все течет, все меняется…

К примеру, согласно казахской традиции невестка не имеет права называть по имени родных мужа, поэтому придумывает для них различные прозвища. Но ведь сегодня почти каждая женщина, выходя замуж, берет фамилию супруга – а это, как правило, имя его отца или деда. И какой тогда смысл в этой традиции, если она по нескольку раз в день произносит его?

Мы многое потеряли, практически все. Что еще более-менее сохранилось, так это свадебные обычаи: «құда түсу» (все-таки другой вариант сватовства, когда жених сам приходит к родителям невесты с букетом цветов просить руки их дочери, еще не так распространен) с обязательным «құйрық-бауыр» и уплатой «сүтақы», «өлі-тірі» и другими подарками, «құдалық», который сейчас проводится часто без «киіт» (обмен нарядами), но обязательно в очень теплой, душевной атмосфере, с песнями и розыгрышами.

Сейчас, например, проводят «қыз ұзату тойы» (проводы невесты) с выдуманными обрядами: «белая дорожка» с лепестками роз, слова напутствия, уход молодых до полуночи и т.д. А в прежние времена сваты забирали невесту рано утром, с восходом солнца – символом нового дня, новой жизни. За день до этого она обходила всех родственников с песней-причитанием «сыңсу» – прощалась с ними.

Хорошим тоном считалось, если она посетит родной аул не ранее чем спустя год после свадьбы, уже с ребенком. Мальчику дарили жеребенка бәсіре. А когда ему исполнялось семь лет, он снова приезжал к родственникам матери, чтобы оседлать уже окрепшего за это время коня. А сегодня? На следующий день после свадьбы невестка прибегает домой обсудить с мамой свое брачное ложе и свадебные подарки, фотографии которых она уже выслала ей по WhatsApp.

Притчей во языцех стала казахская страсть к тоям. Это наш главный обычай и традиция. Если в других странах идет конкуренция ресторанного бизнеса, то у нас активно строятся тойханы, артисты и ведущие живут за счет той-бизнеса и, соответственно, на него ориентированы.

Обсуждение этого явления – стержневая тема в наших СМИ: русскоязычные казахи, пылая праведным гневом, осуждают своих сородичей за то, что те каждую субботу-воскресенье, а теперь (за недостаточностью уик-энда) и в другие дни идут на очередной той, где приходится выслушивать длинные речи под копирку и обжираться холестериновым бешбармаком. «Взяли кредит и проводят той», – брезгливо морщатся они. А для казахскоязычных ясно, что кредит брать надо, ведь не пристало ударить лицом в грязь перед родичами: вдруг начнут говорить, что торжество прошло «жетім қыздын тойындай» (как свадьба сироты).

В казахскоязычных СМИ часто обсуждаются темы, связанные с тем, как правильно провести той, а критика и фронда касаются неточностей в совершении обрядов – кто-то возмущается тем, что лицо невесты доверили открыть женщине, кому-то не нравится, что сама тамада – женщина, и т.д.

Оставив в стороне аргументы противоборствующих сторон, хотел бы сказать вот что. Раз так сложилось, что общественная жизнь у нас проходит не на буржуазных благотворительных мероприятиях и не на коммунистических субботниках, а на казахских тоях, то почему бы не воспользоваться этим для пропаганды истинно народных обычаев и традиций? Ведь сегодня их организаторы переходят все грани: устраивают стрип-танцы, неуместные розыгрыши, непристойные конкурсы на раздевание или с бутылочкой между ног.

К слову, тамада у нас сейчас очень востребованная профессия. Однако зачастую в этой роли выступают малообразованные люди, и никогда не знаешь, какой номер они могут «выкинуть» во время мероприятия. А ведь эти люди работают с большими аудиториями и имеют на них серьезное влияние.

Или взять, к примеру, Наурыз. Мы хотим отмечать этот праздник, но обрядовая его сторона нам совсем неизвестна. Для нас Наурыз – это юрты, наурыз-коже и хождение в гости. Но если на юге Казахстана в это время года относительно тепло, то жителям северных регионов участвовать в массовых гуляниях в 30-градусный мороз, когда наурыз-коже застывает в кесе, не очень-то комфортно.

Какой же тогда это праздник наступления Нового года? Поэтому мы не можем расстаться с традицией отмечать Новый год с Дедом Морозом, Снегурочкой, маскарадными костюмами, утренниками, подарками, оливье и мандаринами. Почему бы не разработать (возродить) обрядовую процедуру под Наурыз?

Необходима серьезная культурно-просветительская работа и применительно к организации похоронных процедур. Посмотрите, ведь сегодня поминальные столы мало чем отличаются от свадебных. Человек потерял близкого, а ему приходится думать, где взять деньги на то, чтобы заказать ресторан, тамаду и т.д. Я уже не говорю о мраморных мавзолеях – казахи устроили какое-то негласное соревнование – «у кого круче». Все это очень некрасиво. Раньше в доме покойного даже еду не готовили, нельзя было разжигать очаг, был траур. А сейчас? В одной комнате лежит покойник, а в другой мы едим бешбармак…

Есть много обычаев, которые следует сохранять, культивировать. К примеру, приглашение новой невестки для знакомства с родственниками мужа – «үй көрсету». Согласно этому обычаю, невестка несла новой родне подарки, которые она приготовила со своей матерью еще в отчем доме. В частности для жен братьев ее мужа – абысын. Ей дарили ответные подарки, но не любые, а именно изделия из серебра – кольца, браслеты и т.д. со словами «итаяғына сал». А когда у невестки появлялся ребенок и ему исполнялось сорок дней, она клала эти украшения в купель и затем раздаривала своим абысын. Такой вот круговорот.

Обычаи и традиции казахов – это огромный и важный фронт работы. Но у нас этот процесс пущен на самотек, никому нет до него дела. Хотя его можно было направить в правильное русло, использовать в качестве идеологического инструмента.

Земфира Ержан, руководитель проекта «Кобланды» – наизусть»:

«Ротация традиций уже произошла в ХХ веке»

– Ответ на вопрос, в какой мере современное казахское общество придерживается своих традиций, на первый взгляд может показаться очевидным. Несомненно, большая часть казахов и сегодня, в ХХI веке, старается следовать традициям, сопровождающим человека с момента появления на свет до смерти, – связанным с рождением ребенка, свадьбой и большим числом сопутствующих ему обычаев; последними проводами; поминальными «асами» и т.д.

К примеру, за годы независимости произошло настоящее возрождение свадебного ритуала как особого зрелищного представления, которое ныне обслуживает целая индустрия. Подготовка приданого невесты, включающего предметы традиционных народных ремесел; «беташар», следование обычаю проводов молодой девушки с обязательным исполнением прощальной песни сынсу. Все это является ныне привычной частью быта казахов.

Таким образом, на фоне продолжающихся процессов аккультурации казахов и влияния глобализации институт национальных традиций, который продолжает сохранять свое значение, выступает в роли некой культурной матрицы, которая в дальнейшем может способствовать сохранению национального языка, традиционной музыкальной культуры, искусства.

Известно, к примеру, что мотивацией к изучению родного языка для многих русскоязычных казахов является необходимость вести себя в соответствии с устоявшимися правилами проведения таких традиционных мероприятий. А они, как известно, диктуют прежде всего особые нормы речевого поведения и этикета.

Заметим также, что казахские тои по разным случаям, которые часто критикуются как пример неэффективных денежных трат, выполняют важную коммуникационную роль, поддерживая связи и общение между разными поколениями, родственниками, коллегами, соседями. То есть традиции в нашем обществе выступают, как и положено, залогом сохранения национальной идентичности.

Что касается «ротации» традиций (выявления жизнеспособных и «отсева» устаревших) то, на мой взгляд, она уже произошла в ХХ веке вместе с состоявшейся модернизацией традиционного казахского общества.

Вместе с тем особенности современной казахстанской ситуации вынуждают делать и негативный прогноз относительно бытования национальных традиций уже в ближайшей перспективе.

К сожалению, существует опасность того, что новые поколения казахов воспримут лишь внешнюю, сугубо ритуальную сторону национальных обычаев, предав забвению их содержание и, что особенно важно, те самые цели, для достижения которых и существовал на протяжении многих веков и тысячелетий свод наших традиций. Институт казахских традиций следует рассматривать как систему, которая обеспечивала единство общества, поощряла взаимопомощь, гарантировала определенную степень защищенности ее членов. Наиболее показательный пример этого – отношение к сиротам.

Лично меня очень тревожит то, что все мы сегодня являемся свидетелями исчезновения очень важной, фактически краеугольной национальной культурной традиции – традиции казахского красноречия. Еще совсем недавно пространство казахского слова с его, казалось бы, неисчерпаемыми богатствами могло сравниться с безбрежностью родных просторов. А ныне казахскую речь можно уподобить, увы, разве что пересыхающему ручью. Казахский язык на наших глазах стремительно теряет собственную специфику, превращаясь в бессодержательный и пустой язык-кальку.

Национальные традиции каждого народа «работают» на сохранение этого этноса. Приходится снова с сожалением констатировать, что в наши дни нередки случаи искажения такой охранительной миссии традиций. Например, в казахстанской культурологии есть понятие «обратная селекция» – оно описывает негативную тенденцию перерождения традиции поддержки родового единства в клановость, которая наносит огромный вред в первую очередь самим казахам.

Казахи традиционно имели большие семьи, умели трудиться, были толерантны и открыты новому, высоко ценили искусство. Все эти качества необходимо использовать для достижения казахстанской мечты, построения современного прогрессивного общества.

Проект «Кобланды» – наизусть», продвижением которого я и мои коллеги занимаемся в последние годы, аккумулирует лучшее из наших традиций и может стать ценным и узнаваемым культурным брендом нашей страны, примером характерного для казахского общества бережного отношения к искусству слова и окружающему миру.

Статья написана по материалам сайтов: camonitor.kz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector