Традиции и обычаи армянского народа

Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.

наверх

Армянская Свадьба

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.

Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

наверх

Армянское гостеприимство

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.

наверх

Виноделие и изготовление коньяка в Армении

Армянское вино

Любому армянину известно, что Ной, ступив на эту священную землю, посадил там первую виноградную лозу. Так в Армении было основано традиционное виноделие. На самом деле, согласно раскопкам вино здесь стали изготовлять ещё в XI–X веках до н.э. Вино, изготовленное в Наири (одного их племени, проживающего на территории Армянского нагорья), упоминалось даже Страбоном и Геродотом. Еще в древние времена, армяне могли делать хорошее вино, а их методы выращивания винограда и ухода за ним, разработанные ещё со времён существования государства Урарту, не менялись веками.

У дома или в саду хозяйств, занимающихся виноделием, устраивали винный пресс «хандзан». Внутри пресса находился длинный чан, сложенный из камня или кирпича и покрытый толстым слоем известкового раствора, дно чана делалось слегка наклонным, а его отверстие выходило в каменный кувшин, врытый в землю. Мужчины, сняв обувь и тщательно вымыв ноги, давили в этом чане виноград. Получившееся виноградное сусло подавалось из первого кувшина во второй, затем большими черпаками с длинной ручкой разливалось по «карасам» (глиняным кувшинам), которые хранились закопанными в землю, как было принято в Урарту. Само вино использовалось и для приготовления винного уксуса, а его жмых шёл на изготовление водки в специальных винокуренных аппаратах.

Особенность армянских сортов винограда заключается в их высоком содержании сахара, за счёт которого «вырабатывается» больше спирта. Это довольно простое объяснение. Самыми распространенными сортами винограда, используемыми в качестве основы при изготовлении хороших сладких, полусладких и сухих вин являются: ахтанак, арени, каберне, саперави, султана, мускат, ркацетели.

Армянский коньяк

Немаловажную роль в коньячном производстве играют и бочки. Для их изготовления из Франции, России и стран Восточной Европы поставляется древесина, специально отобранных пород дуба. Спирт в таких бочках выдерживается от 3 до 20 лет. И только после этого, высококвалифицированные профессионалы подбирают состав коньяка из смеси 3-, 5- или 6- коньячных спиртов с родниковой водой из армянских горных источников. Чистая и прозрачная вода является важным усилителем вкуса напитка, без которого ни один букет не будет полным.

Перед окончательным розливом, в зависимости от качества, коньяк в старых деревянных бочках выдерживается не менее 12 месяцев, а марочные на менее 3 лет. Армянский коньяк настолько хорош и известен своим неповторимым бархатисто-шоколадным вкусом, что даже сам старина Черчиль ежегодно приобретал не менее 400 бутылок этого напитка.

наверх

Народные праздники в Армении

Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очиститься от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна.

Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.

Летом, в начале августа, когда стано­вится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.

День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина — Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье — «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

наверх

Традиционное армянское жилище

Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.

Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.

В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.

Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

наверх

Культура Армении

Самобытность и уникальность Армении стоит на трех столпах – это неповторимое очарование ее горной природы, древнейшее христианское наследие, которое Армения переняла одна из первых и ее оригинальная национальная культура. Это – главное богатство Армении, которое она сумела выстоять за всю свою драматическую историю.

Армения, расположенная на скрещении путей между Востоком и Западом, была постоянным местом столкновений между великими империями древности и средневековья. Рим, Иран, Византия, арабы, сельджуки, монголы проходили через Армению, надолго, иногда на столетия, прерывая ее культурное развитие, покрывая землю дымящимися развалинами. Сумев противостоять каждому из мощных пришельцев, народ сохранил верность своей культуре, но она не могла не претерпеть изменений, поэтому культура Армении таким удивительным образом впитала черты восточных и западных цивилизаций.

Материальная и духовная культура Армении сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа. Естественно, что здесь велика роль выдающейся урартской культуры. До 301 года культура Армении развивалась под двумя влияниями, западным (эллинизм) и восточным (Парфия). Однако эти влияния только дополняли и обогащали национальную культуру. Христианство — один из могучих источников мировой культуры создало новые формы в архитек­туре, изобразительном искусстве, музыке. Важной вехой в развитии культуры народа стало создание в 405 году Месропом Маштоцем армянского алфавита и национальной письменности.

наверх

Архитектура

«Айастан — карастан» — так по-армянски называют эту землю — «Армения — страна камня».

Горный ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощно и монументально, как и окружающие их горы, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества. Каменистая почва, зубцы окружающих хребтов и очертания архитектурных памятников сливаются в единый образ.

Традиционная архитектура Армении – это храмовая архитектура церквей, монастырей, обителей и пр. Раннесредневековое зодчество ( V-VI века) представлено, в основном, базиликами. Базилика – это строение вытянутой прямоугольной формы, разделённое, как правило, на три части рядами колонн, при этом центральная часть возвышается над другими. В конце VI-VII веках получила своё развитие крестово-купольная и центрально-купольная композиции храмовой архитектуры. Симметричный крестообразный фасад храма украшен боковыми сводами и увенчан огромным куполом, видным из дальних уголков храма. Позднее храмовый облик менялся, простые и строгие церковные сооружения становятся более нарядными и сложными. Совершенствовались формы, прибавлялись новые элементы, к примеру, купольный барабан. Но в целом, традиционные храмовые постройки имеют общие основные черты.

Особый вид храмовой армянской архитектуры — монастырский ансамбль. Он слагался из целого ряда элементов — собора, часовен, колокольни, гражданских построек — трапезной, библиотеки, ризницы и других. Комплекс часто окружался стеной, к которой примыкали жилые и хозяйственные помещения. Над главными воротами иногда воздвигали небольшую церковь. Возникновение первых монастырей исследователи относят к VII веку, расцвет их строительства приходился на XII век.

По земле Армении разбросано также немало феодальных замков – крепостей, дворцов, замков, караван-сараев, мостов. Недаром Армению величают «музеем под открытым небом». Всемирно известны величественный памятник эллинизма – Храм солнца — Гарни ( III — II в.в. до н.э.), купольные храмы Эчмиадзина ( IV в.), храм Звартноц ( VII в.), средневековая жемчужина Гегард ( IV — XIII в.в.).

наверх

Хачкары

В каждой культуре есть некий самобытный элемент, который, не присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В Армении таким символом являются «хачкары» — так называемые крест-камни – памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» — крест и «кар» — камень.

Хачкары представляют особый вид искусства – декоративно-архитектурные скульптуры, основанные на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм. Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство. Вместо языческих жертвенников и в тех местах, где в дальнейшем должны были быть воздвигнуты церкви и монастыри, устанавливали деревянные кресты. Но дерево недолговечно, и поэтому их стали заменять каменными, а с IX века — изображениями крестов на каменных прямоугольных плитах. Тогда же хачкары стали устанавливать по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто — могильными памятниками.

Центральный символ любого хачкара — процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест — символ новой, вечной жизни. Под крестом высекают круг: круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов — орла, льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания — огонь, вода, земля и воздух.

Мастеров-камнерезов, создающих хачкары называют варпетами. И их искусство живо и востребовано по сей день. В хачкарах присутствует дух армянского народа, все богословие Армянской апостольской церкви.

Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами находится у поселка Норадуз. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено целое тысячелетие армянской истории — самые древние из камней датируются VIII веком.

наверх

Прикладное искусство

Традиционными бытовыми занятиями армян были и есть ткачество и ковроткачество, гончарство, кружевоплетение, ювелирная техника, создания и украшения домашней утвари. Развиваясь, эти народные промыслы переросли в национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее распространённое и доступное широкой публике.

В керамике, коврах, вышивке, украшениях из серебра, в простых каждодневных вещах воплощалась основа основ народного миросозерцания. Они объединяли и олицетворяли все искусство Армении. Здесь можно было черпать идеи форм, зрительное богатство, цветовое разнообразие, увидеть новые варианты привычного.

Древнейшей ветвью армянского прикладного искусства является мастерствозолотого и серебряного дела, связанное с художественной обработкой этихблагородных металлов, которые жители Армянского нагорья уже использовали во IIтысяче­летие до н. э.

Искус­ство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления — выра­зилось в многочисленных предметах украшения, культа и быта армян. Ковры, пожалуй, один из самых необходимых в быту армян пред­метов. Коврами устилали столы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов и алтарей в храмах. Ковроделие относят к числу древнейших ремёсел, освоенных армянами.

наверх

Живопись, скульптура

Первые образцы национальной живописи мы можем увидеть на архитектурных памятниках Эчмиадзина, в античном Гарни и других храмах, в том числе и относящихся к эпохе Урарту. Стены и полы в культовых сооружениях были покрыты удивительными орнаментами, барельефами и рельефами, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Они изображали разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с христианской религией – сцены Страшного Суда и Рождества, жизнью знати, занятиями народа.

Живопись, с присущими ей эмоциональными выразительными средствами, превращала стены храмов во внушительную образную повесть. Параллельно с нею начинала развиваться иконопись.

Особый вид церковной живописи занимает миниатюра – яркие колоритные рисунки религиозного содержания, иллюстрирующие рукописные книги. Первые прекрасные образцы миниатюры появились уже в VI веке, но наивысшего расцвета искусство достигло в эпоху Средневековья. В XVII — XVIII веках распространяется стенная роспись, появляется новый вид искусства – станковая живопись. В XIX веке ведущими жанрами армянского искусства были портретная живопись, жанровая и историческая, пейзажная живопись.

Великим художником-маринистом, творчество которого принад­лежит мировой культуре, но прежде культурам двух народов — русского и армянского, был Иван (Ованес) Айвазовский.

наверх

Литература

Почти сразу же после изобретения алфавита и письменности на свет начинают появляться первые литературные памятники на армянском языке. Они относятся к V — VI в.в. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци. Его « История Армении» содержит сведения о странах Передней Азии. Хоренаци сберег в своих трудах драгоценные образцы устной народной поэзии. Он упоминает о песнях и легендах, распеваемых в народе в его время. Другой не менее известный раннесредневековый автор – Корюн, описавший « Жития Маштоца» , а также совершивший ряд переводов на армянский язык богословских книг.

Высокого уровня достигла армянская поэзия. Широко известным имена поэтов Григора Нарекаци ( X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» — один из монументальных памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали ( X в.), Фрика ( XIII в.). Великое рукописное наследие армянского народа – более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке хранятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца. Первая армянская книга была напечатана в XV веке. В XIX в. литература Армении развивалась под влиянием русской и западноевропейской культуры.

наверх

Театр

Театральное искусство на территории Армении развивается еще со времен до нашей эры. Оно было привнесено сюда родоначальниками этого вида искусства – древними греками — в эпоху эллинизма, когда территорию Армянского нагорья занимала Великая Армения со столицей – Тигранакертом. Известно, что армянский царь Тигран II Великий в I в. до н.э. построил в своей столице амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии.

По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении ( I в. н.э.). И хотя история профессионального армянского театра насчитывает более двух тысячелетий, подлинное возрождение армянского театрального искусства относится ко второй половине XIX века.

В Ереване в 1921 был открыт Театр им. Г.Сундукяна – крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета.

наверх

Музеи

В Ереване находятся Государственный исторический музей, Музей истории города Еревана, Государственная картинная галерея, Музей современного искусства, Институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца и ряд других музеев, в Сардарабаде – Музей этнографии и фольклора, в Эчмиадзине – Музей религиозного искусства.

наверх

Музыка

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья — прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные — тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные — барабан.

От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п.

Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. А исполнителями песен являлись народные певцы – гусаны. Начиная с V века, развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.

С XII века в музыке стали применять хазы – древнеармянские ноты. Городская народная песня и инструментальная музыка разви­ваются, вбирая в себя черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур. Дошедшие до нас отрывки эмоциональных любовно-лирических, бытовых и застольных песен выгодно свидетельствуют об уровне развития армянской средневековой музыкальной культуры. С конца XVII века развивается искусство армянских ашугов, посвящённое, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам.

В 1868 г. Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак II», а произведения А.Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической музыки; А.Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г. создается опера «Ануш».

Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни, создаётся новая армянская нотопись.

XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов — Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна.

наверх

Фольклор

Армянский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен. Основой его считаются древние мифы о происхождении богов, возникшие еще в языческую (эллинистическую) эпоху.

Сами известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и расселении его потомков на территории Армении, мифы о Ваагне – армянском Геракле, а также эпические сказания о царях и борьбе с завоевателями.

Согласно древнеармянской мифологии во главе пантеона стал Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств – Ваагн — бог войны, бог, поражающий драконов, и богиня Анаит — покровительница страны. Боги Михр (Митра) и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик — богиня любви.

Помимо мифов о богах и героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим личностям — царям Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку и другим. Во многих вариантах известен героический средневековый эпос «Давид Сасунский» об истории нескольких поколений, боровшихся за свободу, против арабского ига. Многочисленны басни, в том числе и песенные, сказания и сказки, пословицы и загадки.

наверх

Интересная информация о традициях и обычаях армянского народа

Древняя самобытная нация, которая верна своей культуре, обычаям и ценностям. Даже в чужой земле армяне не ассимилируются с местными, стараются жить согласно уставам формировавшимся веками.

Происхождение народа

Знаете ли вы, что история зарождения Армении описана в Библейских преданиях. Родоначальника звали Гайк, он являлся праправнуком знаменитого Ноя. Юноша был красив и силен, вместе со своими людьми принимал участие в возведении Вавилонской башни. После, ушел в родные, завещанные отцом земли.

Защищая право на основание собственного государства, он вступил в войну с Беллом и победил. На месте сражения, построили город, названный в честь победителя.

Гайк жил до 2026 г до н.э, после страну возглавил его сын по имени Арменак. За время правления он расширил границы, присоединил ряд племен и подарил государству название – Армения.

Вероисповедание

Начиная с 301 г. Христианство официально является государственной религией. А первые общины, ее исповедовавшие, появились в 1 столетии нашей эры. Церковь у Армян не похожа на католическую и православную, и отличается:

  • Единством.
  • Архитектурой (присущи восточные оттенки)
  • Обрядами, постами, религиозными праздниками.
  • Отношение к Иисусу Христу. В православии его личности приписывают 2 начала: божественное и людское. У Армян он един.

Присутствуют на территории страны так же католики, православные, мусульмане, но их общее количество не превышает 5% от всех верующих.

Традиционное армянское жилье

Старинные дома этого народа удивят любого европейца. Представляете, крышу они делали из земли, насыпаемой на деревянные столбы. Стены возводили из камня, а окна располагали вверху, на потолке.

В центре квадратного дома, на возвышении находился очаг. Вдоль стен располагались тахты, служившие хозяевам вместо кроватей. А ниши закрывались деревянными дверцами, выполняли роль шкафов. На открытых полках красовалась глиняная посуда, кухонная утварь.

Семейные армянские традиции

Дерево крепкое, если у него сильные корни. Потомки Гайка берегут свои корни. Армянские традиции и обычаи в семье основываются на законах, переходящих из поколения в поколение.

Уважение к старшим

Особое отношение к дедам прививается с молоком матери. В поведении это проявляется соблюдением правил:

  • Не шуметь в присутствии старших.
  • Не пререкаться.
  • Вставать, когда пожилой человек входит в комнату.
  • Уступать место.
  • Оказывать внимание за столом (наполнять бокал, подавать блюдо и пр.)

Армянское гостеприимство

Щедрые люди, готовые принять у себя любого, даже не званого гостя. Богатый стол, радушные хозяева, удобная постель – не заменимые атрибуты гостеприимства армян, прославившего их на весь мир.

Делясь кровом, угощениями, они делятся счастьем. А счастье, подаренное другим, возвращается втройне. Отказаться от приглашения за стол, значит обидеть хозяина.

Традиции, связанные с рождением ребенка

В стране многодетные семьи – норма. Каждому маленькому человечку радуются, оберегают и балуют подарками. К появлению чада на свет готовятся заранее. Несмотря на счастье, малыша скрывают от чужих глаз 40 дней со дня рождения. Примечательно, что после родов, перед тем как войти с ребеночком в храм, мать должна очиститься.

Интересные обряды, связанные с появлением малыша:

  • Беременной нельзя общаться с не рожавшими женщинами.
  • Запрещалось во время вынашивания навещать родителей жены.
  • Если роды были сложными, мужчины, жившие в доме, стреляли из ружья в окно, отпугивая злых сил.
  • После родов, крошку посыпали солью.
  • Если до 40 дней в дом приходили чужие люди, новорожденного брали на руки и выносили во двор.
  • Крещение проводили на 8 день. Мать не допускали. После церемонии возвращал ребенка женщине крестный отец. Она ему целовала сначала руки, потом ноги.

Армянская кухня

Знаете ли вы, что армянская кухня одна из древнейших в мире, сохранившая многие рецепты и традиции по сей день. Отличительные черты блюд:

  • Обилие зелени, специй.
  • Высокое содержание соли.
  • Сложный процесс приготовления. Комбинирование разных способов готовки в одном блюде.
  • Широкое применение мяса. Необычное сочетание ингредиентов.
  • Предпочтение топленого масла растительному.

Так же употребляют в пищу овощи, бобовые, злаки.

Армянская свадьба

Раньше торжество праздновали не меньше 7 дней. Гуляли всем селом. Процесс подготовки к данному событию мог занимать до 2 лет. Сейчас многие традиции ушли, часть упростились. Но есть места, где соблюдают большую долю обрядов, о которых расскажем ниже.

Церемония

Все начинается со сговора. Мужчины, представители жениха идут к родителям девушки. Если родственники договорились, через время в дом невесты посылаются сваты. Интересно, что раньше будущую жену для сына выбирала свекровь, и уже потом обговаривала кандидатуру с отцом, дедом.

Девушке разрешалось выходить замуж в 12 лет. Юноша же должен был встать на ноги, обеспечить семью. Поэтому мужчины не вступали в брак до 23 – 24 лет.

Учитывая религиозность народа, основной церемонией являлось венчание. Гражданская регистрация, порой проводилась через годы, и то если была такая необходимость (рождение ребенка, юридические вопросы).

Застолье

Современные армяне отмечают свадьбы скромнее, нежели их предки. Но гуляние по-прежнему отличается размахом. Праздновать начинают порознь. В доме жениха накрывается стол, друзья, родственники желают счастья. Потом, процессия направляется в дом девушки. После откупа невесты ее передавали мужу. При этом играла грустная музыка, мать, подруги причитали, пели народные прощальные песни.

Завершив венчание, гости ехали к жениху, где продолжали пиршество. В наше время молодые отправляются в ресторан.

Благословение

Благословляет молодоженов мать жениха. В старину, она не допускалась на таинство, и ждала детей у входа в дом. Сейчас свекровь может посетить церемонию, но до начала застолья, женщина встречает молодых у порога с лавашем и медом (так же как у русских с хлебом и солью). Она желает счастья, говорит напутственные слова.

Послесвадебные обычаи и традиции

После гуляний, соблюдались обряды:

  • Подтверждение невинности невесты. На утро к молодым приходили гонцы. Если девушка сохранила непорочность до свадьбы, жених давал гонцам красное яблоко. Его показывали всем желающим.
  • Обмывание головы. Целую неделю, теща не допускается к молодым. Через 7 дней она несет девушке повседневную одежду, предметы личной гигиены, помогает вымыть волосы.
  • Отправление приданого.
  • Дарц – возвращение молодой жены в отчий дом, погостить. Допустимый срок от 2 недель до месяца.

Традиционные армянские праздники

Праздники в Армении, удивительны, эмоциональны. Попасть на гуляние в эти дни – незабываемый опыт для европейцев.

Вардавар

В основе праздника лежит красивая языческая легенда о том, как бог подземного царства похитил богиню любви Астхик и запер у себя. Мир погрузился во тьму, из людских сердец исчезла любовь. Но бог грозы Ваагн освободил возлюбленную. Вернувшись на землю, Астхик брызгала на все водой, и лепестками роз. Так любовь снова поселилась в сердцах.

С приходом христианства, народ перестал верить в языческие божества, но отменять красивый и веселый праздник не хотелось. Тогда его приурочили ко дню Преображения Господня и стали отмечать в 14 воскресенье после Пасхи.

На Вардавар люди с раннего утра дарят розы тем, к кому испытывают привязанность и обливают всех водой. Причем не важно, кто перед вами, бедняк или человек в богатом костюме. Лить воду можно на всех, была бы посуда в руках.

Меци Пагк (Великий Пост)

Воздержание от мяса, молока, рыбы длится 40 дней. Это похоже на пост, которого православные придерживаются перед пасхой. Послабление у армян допускалось по воскресеньям. А праздник Цахказард, схож с вербным воскресеньем. Кстати армяне тоже красят яйца, и обмениваются ими на Пасху.

Святой крест

Всего в Армении 4 праздника, связанных с крестом. Главным является Хачверац. Отмечается он в воскресенье, в период с 14 по 17 сентября и приурочен возвращению Животворящего креста Христова в 614 г. в Иерусалим. Среди войск, отбившим святыню у персов был армянский полк, поэтому праздник является национальной гордостью народа.

Армянское рождество Сурб Саргис

Празднование Рождества проводится с 5 на 6 января и совпадает с Крещением. Армянская церковь верна традициям и претерпевала минимум изменений, по сравнению с Католической, православной. В древности все христиане отмечали рождение Иисуса с 5 на 6.

Почему в этот день празднуют и Крещение. В Библии сказано, что Христос крестился и начал проповедовать в 30 лет. Логично предположить, что обряд был проведен в день его юбилея.

Праздник Барекедан

Время шуток, веселья. Начинается за две недели до Меци Пагк. Все 14 дней проходят со смехом.

Пятидесятница

Праздник перекликается с православным. Через 50 дней после Пасхи, Дух святой сошел на апостолов. В результате чего ученики Христовы смогли разговаривать на разных языках, и проповедовать в любом уголке мира. Пятидесятница не имеет фиксированной даты, время празднования зависит от Пасхи. Следом начинается Ильинский пост длиною в 5 суток.

Армянский праздник Амбарцум

Отмечают на 40 день после Великого Воскресенья. В России это торжество называют Вознесение Господне. В небо выпускают голубей, провожая их взглядом, пока птицы не скроются из виду. А еще, накануне вечером девушки плетут венки, собирают в кувшины воду из 7 родников. Наутро, жидкость в сосудах благословенна.

Матах- жертвоприношение

Традиция принесения в жертву животных описана в Ветхом Завете. Армяне сохранили ее до наших дней, хоть и с изменениями.

В честь преданности Всевышнему, как благодарность за помощь или просьба в содействии проводится Матах. Домашнее животное мужского пола (только не свинью), пускали на убой. Мясо варили, добавляя священную соль. После раздавали бедным. Не убивают только голубя. Его достаточно выпустить в небо.

Матах – не символ живодерства, язычества. Так народ показывает, что готов жертвовать во славу Бога.

День святого Варданавца

Праздник имеет исторические, религиозные корни. Это дата, когда в борьбе за свободу, за христианскую веру объединились все: старики, дети, женщины, те, кто мог стоять и держать оружие. Многие погибли, не счесть, но народ выжил, и вера сохранилась.

Произошло событие в V веке, а отмечают его за 8 недель до Пасхи. Во главе сильного, единого полка стал Вардананц. Он пал в бою, но сохранил память о себе на века. В его честь и назвали праздник.

День Святого Григория, просветителя Армении

В начале III века в Армении существовали как христиане, так и язычники. Св. Григорий был христианином. А вот царь Трдат III, правивший в те годы, — язычником. Григорий просидел в царской тюрьме около 13 лет, т. к. его считали предателем и шпионом. Но однажды, Трдат III заболел.

Вылечить никто не мог, и только заключенный в темнице «предатель», обращаясь к Богу, исцелил правителя. Царь поверил в Господа, и христианство официально стало государственной религией страны.

Святого почитают 30 сентября.

Армянская Пасха «Затик»

Пасха, великий праздник для всех Христиан, армянский народ не исключение. Интересные Пасхальные традиции в Армении:

  • За 40 дней, в начале поста из соломы делают кукол. У одной из них в руках 40 ниток с камушками на конце. Каждый день хозяева отвязывали по одному, что помогало считать время до праздника.
  • Перед Пасхой, наряжают дерево. Это значит, что оно несет удачу.
  • Яйца красят только в красный цвет, в воскресенье ими стукаются, меняются, как и Русские.
  • Армяне так же пекут куличи.

Тырындез

Праздник молодых и влюбленных. Корни уходят во времена язычества. Христианская церковь, преобразовала его, совместив со Стретением Господним. День, когда Иисуса впервые принесли в храм. Отмечают 13 февраля. В церквях проходят службы. А вечерами молодые пары прыгают через костер.

Если одежда загорится — хороший знак, сгорят неудачи. Завершается день застольем и поеданием сладостей.

Празднование нового года

Если вы обожаете этот праздник, приезжайте в Армению, их там целых 3:

  1. Официальный — с 31 декабря на 1января. Введен в XVIII в, по велению церкви. Интересно, что подарки малышам кладут не под елку, а в чулки.
  2. 21 марта.
  3. Летом, 11 августа.

2 и 3 новый год связан с язычеством, не признается церковью. Но разве это остановит людей? Так что если вы думали, что русский «старый новый год» круче всех, то ошиблись. У Армян на 1 праздник больше.

Культура традиционного костюма

Мужская и женская одежда делились на праздничную и каждодневную. Для мужчин отдельно шили военное облачение. Одежда у западных и восточных Армян отличалась. На западе носили жилеты из козьего меха, а на востоке шубы. Мужчины носили шаровары и пеструю рубаху. Поверх жилет или архалук.

Женщины одевали халав (длинная рубашка), под низ — красные штаны. В прохладную погоду накидывали архалук, но не застегивали его, а лишь завязывали на талии пояс.

Виноделие и производство коньяка

Именно в Армении, после всемирного потопа, библейский персона Ной посадил виноградную лозу. С тех пор земля стала столицей виноделия. Раньше ягоды давили ногами в специальном каменном сооружении. Сейчас технология усовершенствовалась. Но до сих пор производством вина занимаются многие семьи, а так же промышленные предприятия. Делают из винограда, фруктов, ягод.

Коньяк стали производить позднее. Качество армянского напитка славилось не только в СССР, но и на западе. Большой популярностью пользуются:

Весь коньяк делится на :

  • Марочный. Напиток хранят годами (от 6 и выше). Качество объясняет высокую цену. Чем больше выдержка, тем дороже.
  • Коллекционный.
  • Ординарный. Его часто продают в магазинах.

Знаете ли вы, что количество звездочек на бутылках ординарного коньяка говорит о том, сколько лет выдерживались спирты в бочках.

Погребальные традиции

Похороны в Армении имеют много общего с Русскими обычаями. Обряды, специфические для армянского народа:

  • В день похорон в дверь дома, где лежит покойник, трижды стучат, а гроб поднимают и опускают 3 раза. Это нужно для того, чтобы смерть не забирала больше никого из дома.
  • Перед процессией разбрасывают красные гвоздики.
  • На кладбище, первыми прощаются женщины.
  • Поминки организовывают после похорон, а так же через 7 и 40 дней.

На поминки родственники и друзья надевают черную траурную одежду.

Заключение

Армения удивительная страна, с добрыми открытыми жителями. Красивые пейзажи, обычаи армянского народа, архитектура и, конечно же, незабываемая кухня, вино. Посетив страну один раз, вы захотите приезжать туда снова и снова.

Армянские традиции

Сквозь века пронесла и сумела сохранить от вражеских набегов свое истинное духовное богатство Армения. И сегодня армяне строго соблюдают свою религию и культуру, а также такие многовековые национальные традиции, как прочность брака и почитание старших, крепость родственных связей, взаимопомощь и гостеприимство. Армяне немного темпераментный и вспыльчивый, но при этом открытый и добродушный народ, известный своим гостеприимством.

Как и при посещении любой другой страны, посещая Армению, стоит знать нюансы культуры поведения. Не будет большой беды, если по незнанию иностранный гость нарушит какую–либо традицию. Его лишь любезно поправят. Но дабы избежать неловких ситуаций, предлагаем вам познакомиться с основными армянскими обычаями.

Начнем с приветствия

При первой встрече или новом знакомстве армяне просто пожимают руки. При встрече лиц мужского пола, хороших или близких друзей пожатие рук дополняется дружеским поцелуем. Именно это дополнение порой смущает многих иностранцев. Также, дружеским поцелуем, приветствуют друг друга и девушки. Поцелуй в этом случае является символом дружбы и длительного знакомства.

Армянское гостеприимство

Широко известно уважительное отношение к иностранцам и армянское гостеприимство. Встречая гостя, армянин старается сделать все возможное и не возможное, чтобы он полюбили его родину так же сильно, как и он сам, а во время путешествия чувствовал себя хорошо и комфортно.

Нередки случаи, когда туриста приглашают в гости совершенно незнакомые люди, угощают его национальными блюдами, предлагают показать город и его достопримечательности. Не стоит искать в этих предложениях ничего корыстного. Это лишь признак искреннего армянского гостеприимства.

Культура общения

В общении армяне просты и открыты. Привычное дело смотреть при разговоре друг другу прямо в глаза, задавать подробные и даже личные вопросы. Армяне очень вежливы и сострадательны. Чужие проблемы и невзгоды принимаются ими очень близко к сердцу.

Если у вас уже есть опыт общения с армянами, то вы не раз слышали свое имя в сочетании с ласкательным словом «джан». Это непереводимое на русский язык слово выражает ласковое отношение говорящего к собеседнику. Еще одно весьма колоритное выражение нежности у армян – фраза «цавт танем». Дословно перевести ее можно так – «возьму твою боль на себя».

Пусть вас не удивляет французское «мерси», которое можно часто услышать в Армении. Им здесь заменяют армянское спасибо «шноракалуцюн». Попробуйте. Правда, французский аналог произнести намного легче?

Армянская свадьба

Как и для многих других народов, для армян свадьба является очень важным и большим праздником. Церемониал свадьбы состоит из нескольких частей: сговора, обручения и самого свадебного торжества. И пусть сегодня уже не гуляют на протяжении недели, как это делалось раньше, но количество гостей на свадьбе по–прежнему очень велико. Свидетелями на армянской свадьбе становятся «крестные свадьбы». Ими просят стать самую близкую и уважаемую семейную пару из окружения невесты и жениха. Кстати, считается, что именно они несут ответственность за новую семью: от дня ее образования до самого конца.

Наутро после свадьбы в дом невесты приносится красное яблоко. Так женщины из рода мужа подтверждают невинность невесты.

На свадьбе невесте дают подержать ребенка. Причем, это обязательно должен быть мальчик. Считается, что это предопределит род первенца пары. Традиционно армянские семьи многодетны. Рождению в семье ребенка всегда радовались. Но рождению мальчика радовались и радуются особо. Кстати, в течение 40 дней после рождения младенца не показывают никому, кроме близких.

Народные праздники в Армении

В этом разделе мы попробуем рассказать вам о наиболее почитаемых армянами праздниках.

«Трндез»

Отмечаемый в конце зимы, он пришел из языческих времен, когда люди еще поклонялись огню. Большой костер – главный атрибут праздника – разводится непосредственно во дворе церкви. Считается, что молодожены, перепрыгнувшие через него, очищаются от всего плохого, в том числе зла, высокомерия и несчастий. Именно с этим днем в Армению приходит весна.

«Цахказард» или «Царзардар»

Еще один праздник, посвященный приходу весны. В этот день армяне приносят в церковь опушившиеся веточки вербы и ивовые веночки. Последние после освящения в церкви надевают на головы молодых и детей.

«Вардавар»

Летний веселый праздник воды «Вардавар» отмечается в начале августа. Именно на этот период приходится особенная жара и поля в республике страдают от засухи. И здесь, в традиционном обливании водой, можно увидеть древние корни языческих обрядов. В незапамятные времена помолвленные девушки за три недели до свадьбы бросали в миску с водой пшеницу и овес, и ждали когда зерна прорастут. Именно этой водой молодые и поливали друг друга.

День Святого Саркиса

Отмечаемый 13 февраля (накануне европейского Дня Святого Валентина) праздник очень ждут армянские девушки. В этот день они пекут специальное соленое печенье (мука и соль в пропорции 1:1) – «ахаблит». Скушать его нужно перед самым сном. Считается, что во сне девушке обязательно явится суженый и поднесет ей воды, чтобы напиться.

Армянское вино и коньяк

Любой армянин расскажет вам, что основал традиционное виноделие Ной. Именно он посадил первую виноградную лозу, спустившись с ковчега на эту священную землю. Однако, археологические раскопки доказывают, что вино на территории современной Армении изготавливали ещё в XI–X столетиях до н.э. А упоминание о вине изготовленном в Наири (одном из племен, проживавших на территории Армянского нагорья) можно встретить у Страбона и Геродота.

Армянские сорта винограда отличаются высоким содержанием сахара. За счет этого в вине «вырабатывается» больше спирта. Самыми распространенными сортами винограда, которые используются для изготовления сладких, полусладких и сухих вин являются: ахтанак, каберне, арени, саперави, мускат, султана и ркацетели.

Но для большинства из нас Армения больше ассоциируется с коньяком, чем с вином. Процесс изготовления коньяка, сложнее, чем вина. А его промышленное производство было налажено здесь лишь в XIX столетии. Изготовляют его лишь из высококачественных отборных виноградных сортов, которые выращиваются в Араратской долине. Благодаря таким сортам как кахет, мехали, воскеат, гаран-дмак и чилар напиток насыщается необычайно бархатистым и терпким ароматом, вкусом армянской земли.

Виртуальный музей

«Каждый народ — золотой фонд России»

  • Главная
  • /
  • Народы России
  • / армянские традиции

армянские традиции

Национальные праздники

Пятидесятница


В Армении период между такими праздниками, как Пасха и Сошествие Святого Духа продолжается пятьдесят дней и называется Пентекосте. В переводе с греческого языка это обозначает пятьдесят дней. Изначально Пятидесятница считалась одним из основных праздников у европейских народов. Этот праздник, Пятидесятница, был установлен в память о том, что Богом был дарован закон своему народу. Праздновалась Пятидесятница и раньше, и сейчас в пятидесятый день Пасхи.

Армянский праздник Амбарцум

Амбарцум или Вознесение господне в качестве праздника был учреждён в IV-V веках. Отмечают этот праздник на сороковой день после Пасхи, как и у других православных народов. В основе праздника Амбрцум лежит евангельское повествование, в котором говорится о том, что воскресший Христос призвал всех своих апостолов на Масличную (Елеонскую) гору, находящуюся неподалёку от Иерусалима.

День Святого Вардананца

Святой Саркис является покровителем влюблённых в Армении. Это один среди всех почитаемых святых армянского народа и Армянской апостольской церкви. Святой Саркис был выходцем из провинции Гамерек. Этот человек жил и совершал свои подвиги в то время, когда императором был Константин Великий. Многие воины под влиянием, оказываемым полководцем Саркисом, принимали крещение. Но при императоре Юлиане Отступнике Саркис пострадал за то, что был приверженцем Христа.

День святого Григория, Просветителя Армении

В истории Святой Григорий Просветитель был известен как первый епископ Армении. В свое время отца Григория подкупили персы, затем он совершил убийство над армянским царем Хосровым, в итоге был приговорен к смертной казни. Не трудно догадаться, что вся семья находилась под ударом. Спастись удалось лишь самому младшему сыну, вскоре при крещении получивший имя Григорий. Христианка взяла мальчика в Кесарию, где и воспитывала.

Там он был крещен и воспитан по христианским обычаям. Для того, чтобы загладить вину своего отца, Григорий устроился на службу к сыну царя (Трдат), которого убил отец.

Рождество

Армянская Апостольская Церковь 6 января отмечает Светлый праздник Рождества Христова и Богоявление. До IV века Рождество в этот день отмечалось всеми христианами. Празднование Рождества 6 января упоминалось еще в учении гностиков, в частности, в II–III веках у Климента Александрийского. Празднование праздника было перенесено на 25 декабря с целью искоренения языческих традиций.

армянская Пасха «Затик»

Пасха по-армянски звучит как «Затик», произошло от слов «азатвел, азатутюн» – освобождаться, свобода, то есть Пасха- освобождение от зла, страданий и смерти. Пасха один из красивых и любимых праздников армянского народа и отмечается с таким же масштабом, как и Новый год. Пасха – центральный церковный праздник в христианстве. В Армении

Тырындез (Сретение Господне или День влюбленных; 14 февраля)

В этом празднике причудливо смешались несколько традиций. Он больше похож на русскую масленицу, чем на европейский день влюбленных. Армяне в этот день встречают весну. При этом главными зазывалами весны являются молодожены и влюбленные.

Корни праздника восходят к язычеству, к культу поклонения огню. В языческие времена он носил название Дерендез, что означает пожелание благополучия и плодородия.

Барекендан (Масленица; 2 недели до Великого поста)

Длинный и веселый праздник Барекендан позволяет армянам расслабиться и набраться сил для соблюдения Великого поста, который длится целых семь недель.

Это первый весенний праздник. В течение двух недель люди ходят друг к другу в гости, пируют и веселятся.

Вардавар (Преображение; середина июля)

Праздник Вардавар, пожалуй, является самым любимым и массовым праздником в Армении. С санскрита название праздника переводится как «брызгаться водой», чем и занимаются в этот день все армяне от мала до велика, невзирая на чины, возраст и звания. Обижаться на такое панибратство никто и не думает, так как считается, что вода в этот день несет очищение и исцеление.

Армения смогла сохранить религию, культуру, древние традиции. Армяне знают свои традиции и историю народов, любят свои земли, тепло относятся к родителям и людям пожилого возраста. Глава семьи всегда является мужчина. Современная семья состоит примерно из 4-5 человек. Домашнее хозяйство лежит на плечах старшей женщины в доме. У армян считается плохим воспитанием, если курить или громко говорить в присутствии пожилых людей.

Большое количество людей знают о гостеприимстве армянского народа. Для армян характерна искренность и дружелюбие к гостям и туристам. Армянский народ сохраняют, и по сей день, порядочность и честность. Праздник или просто, какое — либо счастье, то у армян всегда будет накрыт стол дома. Гостям нужно обязательно покушать или выпить, если они откажутся, то это будет означать, что ты не желаешь им радости и счастья. Армяне считают, для того, чтобы в твоем доме не было горя и печали, то накрывать стол нужно по любому поводу, и чем чаще, тем лучше.

В сельских армянских семьях всегда большое количество детей. Рождение ребенка – огромное счастье и радость для всех. Больше всего радовались рождению сына. Символ продолжения рода у армян считались зеленые ветви деревьев, ими украшали дом, где родился младенец. По традициям, ребенка можно показывать лишь спустя 40 дней, родные могут полюбоваться малышом сразу после рождения. Эти традиции точно такие же, как и в России.

Праздник «Трндез» отмечался в конце февраля. Этот праздник еще с древних времен. Рядом с церквью разжигали огромный костер, чтобы избавиться от зла и бед, будущие молодожены перепрыгивали через него. В этот день на земле Армении наступала весна.

В начале августа, когда наступает сильная жара и поля засыхают, начинается праздник воды «Вардавар». В этот день в городе быть сухим не получится, все брызгают друг друга водой. За месяц до свадьбы, обрученные девушки, должны прорастить зерна пшеницы и овса в тарелке с водой, а после, девушки по обычаям, поливали своих подруг.

День Святого Саркиса празднуется 13 февраля. В этот праздник незамужние армянки пекли соленое тесто для печенья. Перед тем как лечь спать, она должна его съесть, и тот, кто приснится во сне и принесет воды, является суженым.

7 декабря 1988 года является днем траура по погибшим в землетрясении. Был разрушен почти целый город, погибло около десяти тысяч людей. Каждый год в Армении поминают жертв. К мемориалу в Гюмри возлагают цветы. В церквях проходит панихида по погибшим. Смерть родственника для армян, это всего большое горе. С давних времен и по сегодняшний день сохранилась этика почитания умерших.

Свадьба для армян – это праздник для жениха и невесты и большого количество родни. Церемония заключается в обручении и свадебном торжестве. По древней традиции, девушку находили родители жениха, далее они собирали сведения о девушке и ее семье. На внешность большого акцента не делали, выбирали по скромности, порядочности. Если девушка не желает выходить замуж, или ее родители не согласны, то предполагаемый жених может ее украсть и увезти к себе домой. Даже если парень и пальцем до нее не дотрагивается, репутация у девушки считается испорченной, и лишь поэтому родителям девушки приходится соглашаться на свадьбу.

На свадебном торжестве очень много гостей. Самая почтенная женатая пара жениха и невесты выступает в качестве свидетелей, армяне называют их «крестные свадьбы». Эту пару ставят в пример молодоженам. По традиции, крестный должен подарить подарок дороже, чем остальные гости. Драгоценности, деньги и все, что понадобится в семейной жизни, дарят родственники жениха и невесты.

Родные невесты во время выкупа, в праве попросить за нее любую сумму, и крестный должен найти эти деньги. Чтобы первый ребенок родился мальчиком, на торжестве невесте дают на руки подержать ребенка, мужского пола. На второй день свадьбы, родственницы мужа должны принести в дом невесты красное яблоко, которое означает безгрешность невесты. Армянки очень любят различные украшения. Косметикой они не пользовались, лишь иногда красили черной краской ресницы.

Армяне очень любят покорять своей красотой танца. Традиционные танцы, такие как берд, кочари. Большая часть танца – возведение крепости, во время исполнения танцоры взбираются на плечи друг друга, тем самым, создавая двухэтажную стену. Кочари – мужской армянский танец. Танцоры держались за руки, тем самым замыкали круг. Танец состоит из быстрых выпадов вперед и назад, переходящих в прыжки с поворотами.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector