Славянские традиции и обычаи

Занятия славян. «Делают нивы свои и землю свою», — так летописец определил главное занятие славян. Земледелие играло огромную роль в их жизни. Не случайно слово «жито», обозначающее всякий хлеб на поле или в зерне, в славянском языке родственно словам «жить», «жизнь». Землю пахали на лошадях или на волах деревянными орудиями с железными наконечниками. Древний плуг у славян назывался «рало», «орать» означало пахать, а «оратай» — пахарь. Славяне выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо. В хозяйстве держали коров, свиней, овец, коз, лошадей. Количество скота указывало на богатство семьи или рода. Животные использовались вместо денег при купле-продаже. Слово «скот» означало деньги, казна называлась «скотница».

Почти все необходимое для жизни изготавливалось в домашних условиях. В свободное от полевых работ время славяне пряли, ткали, шили, лепили игрушки, делали хозяйственную утварь. Каждый мужчина в славянском поселении искусно владел топором, служившим и для рубки деревьев, и для строительства жилья, и для изготовления хозяйственных мелочей. Например, топором били «баклуши» — делали заготовки для деревянных ложек. Это была самая легкая работа, которую поручали старикам и детям. Все постройки, в том числе и укрепления, были деревянными. Их «срубали» и «городили». Древнее славянское слово «город» означало первоначально огороженное место, укрепленный пункт.

Славяне-воины. Мужчины у славян были смелыми охотниками и воинами. О воинском вооружении свидетельствуют такие исконные славянские слова, как «копье», «щит», «стрела». Седло и стремена появились у славянских всадников раньше, чем у многих европейских народов.

Славянские земли нередко вызывали зависть воинственных соседей. Славянским племенам приходилось отбиваться от германцев и скандинавов, но особенно часто — от степных кочевников. Волна за волной кочевники из века в век беспокоили степные окраины славянского мира.

Но и сами славяне совершали далекие походы за добычей, завоевывали новые земли. Особенно их привлекали богатства Византийской империи. Византийские авторы писали о славянах как о неустрашимых воинах, знающих различные военные хитрости и приемы, умеющих стойко переносить лишения. Славянские воины могли незаметно передвигаться даже на открытой местности, умело маскируясь за небольшими камнями и кустами, за пучками травы, а затем внезапно нападали на врагов. Если кто-то из славянских воинов бывал внезапно застигнутым нападением врагов, то он прятался в воде и мог находиться там очень долго, держа во рту трубку из камыша. «Племена славян, — писал византийский автор, — любят свободу, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, наготу, недостаток в пище». Тем иноземцам, что приходили к ним с миром (послам и торговцам), славяне оказывали гостеприимство.

Обычаи славян. Посвящение в члены рода. Вся жизнь славян, как и других народов древности, сопровождалась различными обрядами. В три года мальчикам делали «постриг» — состригали пряди волос, которые приносили в жертву богам. С этого времени мальчики переходили из попечения матери под опеку мужчин. Их начинали приучать к мужским делам. Примерно в семь лет мальчика — будущего воина — впервые сажали на коня. В этом же возрасте девочки учились прясть. Первый клубочек, спряденный девочкой, сжигали, а золу она должна была выпить с водой. Это было испытанием перед началом взрослой жизни.Более суровыми были обряды, которыми в глубокой древности сопровождалось посвящение в полноправные члены рода мальчиков 9—11 лет. Подростков увозили в лес, где в потайных избушках они должны были выдержать тяжелые испытания. Мальчик должен был как бы умереть и вновь родиться сильным и выносливым, после чего его объявляли взрослым. Эти страшные и жестокие обряды породили сказки о Бабе-Яге, похищающей детей и сжигающей их в печи.

После посвящения молодые воины уходили из поселка и проводили несколько лет в лесу, упражняясь в боевом искусстве и совершая набеги на соседей. Женщинам вход в лесные убежища был воспрещен, в противном случае всем грозила беда (следы этих представлений сохранились в пушкинской сказке «О спящей царевне и семи богатырях»). «Лесные богатыри» первыми встречали нападения врагов и были защитой племени; позже из них формировались княжеские дружины.

Свадьба. Прошедший все испытания юноша мог жениться. По древнейшему обычаю, невесту из соседнего племени полагалось похищать или выкупать. Похищение невест порой вызывало даже межплеменные столкновения. Но со временем «умыкание» и «купля» невесты стали лишь обрядами. Во время праздничных игрищ, плясок и песен парни «умыкали» себе жен, но, как правило, договаривались с ними об этом заранее. Женились в те времена рано: юноши в 16—17 лет, девушки в 12—14. Старейшины и князья могли иметь по две и по три жены.

Свадьба была целым спектаклем с особыми песнями. Молодым желали счастливой богатой жизни и — побольше детей. На свадьбе полагалось обильное угощение, выпивалось много хмельных напитков. Свадебный пир сопровождался «плясками», «гудьбой» (музыкой), «песнями бесовскими», жертвоприношениями и обрядами, направленными на обеспечение плодородия и богатства. Мужчина считался главным в семье, поэтому невеста должна была в знак покорности снять с жениха сапоги. На свадьбе присутствовали жрецы (колдуны), которые должны были оберегать молодых от злых сил.

Тризна. Похоронные обряды у славян были связаны с верой в загробную жизнь. Покойника с почетом провожали на «тот свет», чтобы он оказывал помощь своим потомкам, заступался за них перед богами. Рядом с умершим клали горшок с едой, орудия труда, оружие.

Покойника сжигали на костре: по представлению славян-язычников, вместе с дымом душа человека отходила в «иное царство». Оставшийся после сожжения пепел складывали в горшок. Некоторые племена ставили горшки с прахом умерших в деревянные избушки — домовины. Этот обычай отразился в сказке об «Избушке на курьих ножках», в которой живет Баба-Яга. Большинство же славян над остатками погребального костра насыпало высокий земляной холм — курган.

Затем устраивали тризну — воинское конное состязание в честь умершего. Все завершалось поминальным пиром. Как правило, языческие похороны заканчивались бурным весельем. Смерть человека трактовалась не как горе и потеря, а как переход в царство мертвых, где жизнь души продолжается. Душу покойника полагалось веселить и ублажать. Кроме того, шумом и криками отгоняли смерть от живых.

Читайте также другие темы главы XIV «Жизнь и мифы древних славян» раздела «Славянская мифология»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Традиции славян

Традиции древних славян зародились в незапамятные времена, когда Природа и Человек существовали в непосредственной близости друг к другу. Леса и реки были не просто местом обитания, они почитались наравне с родным домом. Удача в охоте или в рыбной ловле были не менее значимы для славян, чем плодородие пашни или здоровый приплод одомашненных животных и птиц. Дом – тоже был частью Природы и строился в строгом соответствии с ее законами.

Какое выбрать дерево, когда начать строительство, как возместить урон, причиненный лесу – обо всем этом славяне не только думали, но и воплощали это в жизнь. Так, Предки и Пращуры учили для постройки жилья «не рубить дерева погибшего или спящего», не велели тревожить Лес в полнолуние (считалось, что в доме, сложенном из таких деревьев, не станет селиться Домовой). Полагалось брать только ожившие по весне растения. Но у такого Древа нужно сперва обязательно попросить прощения и оставить ему дары, чтобы живая Душа, в нем обитающая, его покинула. Существовало и непреложное правило: взял дерево – посади, как минимум, два. Для закладки дома выбирали один из дней недели и призывали в помощь Покровителя этого дня. Тогда и дом был добротным, уютным, и жизнь в нем протекала радостно.

Славянский Космос начинался прямо над головой, чтобы ощутить его, не нужно было перемещаться в звездные дали. Земля, Вода, Воздух, Огонь были живыми, одухотворенными. С ними можно было общаться, просить у них помощи и поддержки. Потому-то и говорили: Земля-Матушка, Огонь-Батюшка.

Животный мир тоже воспринимался славянами как что-то родное и близкое. Многие животные олицетворяют Чертоги Сварожьего Круга (отсюда и фамилии – Волковы, Медведевы, Орловы, Соколовы и др.). До наших дней сохранились старинные казачьи колыбельные про «Волчика-братика» (то есть, Волк в этих песнях не страшный лесной зверь, а «братик»).

Солнечный культ включал в себя и особенности повседневного поведения, и праздники – Купалы, Коляды, Хорса, Ярилы. Да и все остальные праздничные и обрядовые действия не обходились без прославления Солнца.

Во время праздников, прежде всего, проводились очистительные обряды. Очищение огнем (прыжки через костер, хождение по углям), очищение водой (омовения в реке или озере), этому предшествовали банные обряды, в которых были задействованы сразу все стихии. Большая часть действий проходила среди живой Природы. На каждом из таких праздников водились хороводы (посолонь – мужские, в противоположную сторону — женские), проводились различные игры, испытания на выносливость, силу, смекалку. Неизменная часть любого праздничного обряда — принесение даров Богам и совместная трапеза. Причем, древнеславянское ведическое понимание Мира не допускало принесения кровавых жертв. А из питья во время трапезы на столах были только сбитень и медовые квасы или сурица (это название до сих пор сохранилось в глухих деревнях). Вообще, употребление на Руси крепких хмельных напитков было введено только при Петре I.

Традиции староверов (почитателей и последователей древнего славянского мировоззрения) вобрали в себя все самое ценное. Недаром они складывались многие тысячелетия. Староверов иногда называют старообрядцами. Но это ошибочно, поскольку старообрядцы – это правоверные христиане, исповедующие «старый обряд» и не принявшие Никонианства.

Соответствовать традиции древних славян – это значит жить большой многодетной семьей, почитать Предков, старших в Роду и сам Род, трудиться с радостью в душе, соблюдать чистоту – телесную, духовную, душевную. Чистота помыслов, а в особенности чистая совесть, не менее важны, чем поступки. Особо чтились все воинские славянские обряды со сложной системой посвящений. Начиная с малых лет, мальчики учились развивать ловкость, сноровку, умение держать удар, уворачиваться от стрел (яркий тому пример — игра «вышибалы»). Чтобы стать настоящим воином, нужно было владеть разными видами оружия, обладать навыками выживания в дикой Природе. Одно из посвящений как раз и заключалось в том, чтобы прожить в одиночку в лесу достаточно продолжительное время. Вместе с общинным именем подросток получал пояс и меч. И с этого момента он считался не только взрослым, но и воином, способным защитить и себя, и своих близких. Ведь считалось, что самая большая ценность – Жизнь. Превыше Жизни может быть только долг перед Родом.

Славянские традиции

Составитель: Литвинова Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Березовский
Описание материала: В методической разработке «Славянские традиции» собраны народные традиции русского народа. Данный материал может пригодится педагогам, воспитателям.
Содержание
Введение
1. Кулачные бои
2. Катание с гор
3. Ярмарка
3.1 Передвижные театры – Балаганы
3.2 Раек
3.3 Театр перчаточных кукол
4 Гуляние
5 Гадание
5.1 Атрибуты, обряды
6 Ряжение
Заключение

Введение
Славянский народ сохранил в своей памяти самые многочисленные традиции, которые уже стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Славянские традиции зарождались на основе веры в силы природы и способность ее защитить человека от злых духов. К тому же многое традиции были связаны именно с деятельностью людей, а именно с сельскохозяйственными работами. Разные традиции трансформировались и получили новое значение. Со временем возникает все больше традиций, как символ народного опыта.
Традиции, которые связаны с человеком самые многочисленные. Здесь находят место верования в загробную жизнь и в судьбу. Именно поэтому при рождении ребенка с особой тщательностью подбирают ему имя, которое могло бы стать щитом перед жизненными неприятностями. Кроме того, по традиции с новорожденным проводили особые обряды, призванные защитить беззащитного младенца. Принято было одаривать и повитуху, считалось, что она могла дать ребенку счастье. При замужестве разные славянские народы придерживались своих традиций. Вся обрядность была направлена на то, что должно было защитить молодых от недоброго глаза, что могло быть символом женского плодородия и достатка в семье. В каждой семье было много традиций, которые связывались с жильем и печью, служившей магическим местом дома. Отсюда традиция искать покровительства в домашних делах у домового. Разные традиции были направлены на благополучие домашних животных, которые считались кормителями семьи.
Кроме таких домашних традиций у древних славян существовало много поверий, связанных с сельскохозяйственными работами. Считалось, что на земле покровительствуют разные боги, которые могут управлять силами природы, а, следовательно, помогать или вредить человеку в его делах. Поэтому принято было приносить жертвы богам и славить их могущество. У разных народов сложились свои особые традиции, формирование которых зависит от разнообразных факторов жизни людей: от местности их проживания, от устоев и влияния соседних народностей. Поэтому у многих славян сохранились похожие черты одинаковых традиций, однако сами обряды, немного изменились.

Славянские традиции и обычаи

Культура и обычаи славян

Даже, живущие одновременно народы, развиваются отлично от всех остальных. Исключением не стали древние славяне, их быт. Всё это нашло отражение и подтверждается письменными историческими находками, во множестве обнаруженными археологами

Вспомните, как всех нас поражали рассказы в школьных учебниках о быте европейцев и городов, где они проживали. Литры душистой воды, которые выливались на немытое тело и парики, нечистоты, помои и мусор в сточных канавах… Всех, кто иначе относился к своему телу и гигиене считали служителями и приспешниками нечистой силы.

У славян всё было иначе: и отношение к здоровью, и отношение в чистоте не только духа, но и тела. Слава русской бани, как места чистого и полезного для самочувствия сохранилась и до наших дней А раньше в бане, как месте чистом, свежем, безопасном рожали младенцев, лечили, после будней трудовых снимали усталость…

Нравы древних славян, зависимые от язычества, верования, основывались на поклонении природным силам и явлениям. Они не просто могли это видеть, ощущать. Осознавая всю мощь, славяне её обожествляли.

Только в сказках Иванушка мог лежать на печи бесконечно долго. Славян отличало трудолюбие и особое отношение к земному, ручному труду. С малых лет приучали к помощи по хозяйству и ребятишек.

Впитывалась с молоком матери и передавалась во всех видах устного народного творчества особая черта: душевность или сострадательность. В сложных ситуациях не прятались за ставнями и высокими заборами – помогали друг другу. Не случайно на счету русского народа победы в неисчислимом количестве войн и страданий.

Образ жизни древних славян

Образ жизни древних славян вобрал в себя традиции, обряды, обычаи, которые складывались веками. Всякая часть жизни будь то ремесленное дело, воспитание детей, отношение к старшим членам семьи, традиции кухни, отношение к природе отражало сущность славянского народа. Особое внимание уделяли защите себя, любимых, близких людей и деток, семьи от дурных сил, плохого глаза, тяжёлых явлений природы.

Многочисленные амулеты, тотемы, обереги дошли к современному человеку и по-прежнему , мы ждём от них чудес защиты и верим, что это возможно.

Важным в жизни славян было обращение к Природе по поводу отменного урожая, здоровью и увеличению числа голов домашних животных. В традициях для этого устраивались различные обрядовые ситуации. Пелись ритуальные песни. А уж каждая хозяйка имела и свой потаённый секрет , как обратиться с просьбой о семейном благополучае. Всегда помнили ипередавали последующим поколениям особое отношение к почившим предкам. Верили, что поминая их, они заручаются их поддержкой и покровительством.Знали, что близкие умершие всегда придут в трудные времена на помощь, Явившись во снах, предостерегут, укажут верный путь в деле. Потому поминальные субботы были обязательными.

Ещё до начала нашей эры возникли древние славяне. Они отличались особым языком; формировалась нетипичная ранее культура. Только после окончательного обособления от индоевропейской общности , произошло разделение на три направления: восточное, западное и южное.

Языческая религия славян и стала определяющим фактором формирования обрядовой и «обычайной» культуры. Любое событие, связанное с явлениями в жизни семьи, природными: начиная от рождения ребёнка и заканчивая сменой времён года, каждый праздник не обходился без проявления уважения к природе, языческим богам, которые её олицетворяли.

Счастливая жизнь, здоровье, благополучие, немножко удачи, любви – вот что просили славяне. Никогда в их словах= не звучали призывы наказать кого-либо или обращения о завоевании новых земель. Такое отношение к жизни передавалось из поколения в поколение и сохранялось традиционно, сберегалось.

Быт и нравы, верования восточных славян

Будучи приверженцами язычества, восточные славяне являлись приверженцами Природы, поклонялись её и прославляли богов. Пантеон славянских языческих богов известен всем: Сварог, Велес, Перун, Макошь, Лада, Ярило… Конечно, это самые известные и главные и каждый играл свою роль в жизни народа. Для богов наши предки строили храмы – капища и святилища. Приносить требы или жертвы, что бы быть услышанными , было обычным делом. Делали это в часы благодарности и просьб.

Многие обычаи и нравы восточных славян, так или иначе, связанно с природно-климатическими условиями. Эта ветвь славянского народа и дала начало русским, украинцам, белорусам.

Быт и верования древних восточных славян здорово повлиял на все последующие поколения. Праздники, традиции, отношение к природе мы используем и сегодня, даже не отдавая себе в этом отчёт.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector