Цыгане традиции и обычаи

Метки

Рубрики

  • Магия (18)
  • Непознанное (16)
  • История (7)
  • Разное (7)
  • Гадание (4)
  • Музыка (3)
  • Видео (2)
  • Ссылки (1)

Ссылки

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Цыгане — образ жизни, обычаи, ритуалы

Вторник, 02 Ноября 2010 г. 11:58 + в цитатник

Настроение сейчас — Веселое

Международный день цыган. Он был учрежден на Конгрессе цыган всего мира 8 апреля 1971 года.

У цыганского флага
есть своя символика: верхняя часть синего цвета, что означает небо, нижняя часть полотнища — зеленая — означает траву, а
посредине красное колесо — знак вечной дороги.

СВАДЬБА. Родители женят своих
сыновей и дочерей в 16—18 лет. Подходящую пару
выбирают родители. Вот посватался жених, родители невесты присматриваются —
хорош или нет. Если взрослые сговорились, то они должны устроить для жениха и невесты пышную свадьбу. Бывает, невесту
воруют. Это старый закон. Приглянулась парню цыганская девушка — он может ее украсть. Важно, чтобы потом, когда все
раскроется, он соответствовал традициям. То есть «вор» должен быть честным и порядочным человеком». Для цыган необязателен
штамп в паспорте, а венчание в церкви приветствуется. «В день свадьбы главными распорядителями праздника можно считать
свата и сваху, которые должны быть пожилого возраста и не быть родственниками молодоженов. Гуляем либо в доме, либо в кафе
или ресторане. Танцуем семьями. Ведущие объявляют: «А сейчас пусть выйдет семья такая-то». И все от мала до велика должны
сплясать. В полночь сваты уводят молодых в спальню и остаются стеречь у двери их покой. Потом они должны принести простынь
и показать всем гостям, мол, свадьба честная.

ЯЗЫК. У цыган хотя и есть свой язык, но у них нет алфавита. Поэтому цыганские слова они пишут русскими, венгерскими или
румынскими буквами — в зависимости от места проживания.

ЗОЛОТО КАК ПАМЯТЬ О РОДИТЕЛЯХ

Цыгане носят слишком много золота, считают гаджо (нецыгане). У рома есть этому простое объяснение. «Посторонние люди
думают, что мы очень богатые, если в золоте ходим. Но покупка золота — давняя традиция. Когда наши семьи веками кочевали,
какое имущество мы могли купить и возить с собой? Только украшения. — Кроме того, отец
семейства должен оставить своим детям наследство, а что может быть лучше, чем цепочки, сережки или браслеты? А так как в
наших семьях 5—6 детей, то и золота покупаем немало. И считается, что так у ребенка остается память об отце и матери. Дети
хранят эти дорогие для них подарки всю жизнь. А для дочери — это еще и солидное приданое.

КОДЕКС ЦЫГАНСКОЙ ЧЕСТИ: СЛУШАЙ СТАРШИХ И МУЖА

Цыгане свято чтут свои законы. Главное правило: настоящий ром никогда не обидит, не оскорбит, не обворует тех людей,
среди которых живет. «Ромале привыкли доверять друг другу, поделятся последним куском хлеба и всегда помогут в трудную
минуту. Если ром придет ко мне и скажет: «Отдаю тебе на сохранение золото», то он может быть спокоен — с его ценностями
ничего не случится. Если же мы узнаем, что кто-то из наших преступил закон, то такого человека можем вычеркнуть из нашей
жизни. Например, за убийство, торговлю наркотиками».

Изгнание из сообщества считается у цыган самым страшным наказанием. Человека перестают приглашать в гости, помогать.
Ромы — гостеприимный народ. Если переезжают из города в город, то всегда могут пожить у своих собратьев, взять в долг.
Скрыть темное прошлое не удастся. Цыганская почта (по принципу: из уст в уста) работает молниеносно и навести справки о
той или иной семье не составит труда.

У ромов есть деление на своеобразные касты по способам заработка: одни просят милостыню, другие — торгуют на рынках.
Отдельную нишу занимают те, у которых есть свой бизнес, например, рестораны или магазины. Особым почетом пользуются
творческие династии — это цыганская интеллигенция.

Закон уважения старших — незыблем. Дети должны слушать родителей. «Не дай Бог, детвора ослушается отца, мы наказываем
ребенка кнутом. Не рукой или еще как, а именно кнутом. Так делали и отцы, и деды. В каждом доме хранится кнут. А жены должны во всем быть послушны мужу. «Жена должна уметь и приготовить, и развлечь, и заработать. Если же
происходят разлады, то за советом идут к старейшинам, которых гаджо (нецыгане) называют цыганскими баронами. Но у цыган нет
баронов, есть просто уважаемые люди, которые среди ромов обладают авторитетом.

ПОВЕРЬЯ РОМОВ: ПОДКОВА КОНЦАМИ ВВЕРХ И БОЛЬ С РАДОСТЬЮ

Огромное внимание цыгане уделяют различным символам и суевериям, ведь так у них из поколения в поколение передается
народная мудрость. Если цыган нашел на дороге подкову, он не может пройти мимо, а должен поступить по науке. «Подкова
для цыгана — символ счастья. И висеть на двери дома она должна концами вверх, чтобы не вылилось счастье. Если цыган
найдет на дороге подкову, которая лежит концами от него, то это знак удачи. Он должен подобрать ее и повесить на двери
своего дома. Если цыган не подберет подкову, ему улыбнется удача только в этот день. Если подберет — везти будет
всегда. Если же найденная подкова направлена концами к цыгану, подбирать ее нельзя, так как она несет неудачу.
Надо перебросить ее через левое плечо или подвесить на дерево концами вниз, чтобы вылилась неудача, сплюнуть и
продолжить путь дальше.

ТРАВЫ И ЗАГОВОРЫ. Цыгане не любят врачей, по старинке предпочитая обращаться за помощью к знахарям. Может, именно поэтому
многие ромы нечасто болеют и долго живут. «Лекарства в аптеке нельзя покупать, химия все это. Я лечусь только
народными средствами. Допустим, когда болят глаза, делаю настой из бузины. Его можно пить при кашле и простуде. Давая настой,
нужно приговаривать: «О, боль, с глаз перейди в воду, перейди в траву, перейди в землю.
Иди к земному духу. Там твой дом. Иди и радуйся». И мне всегда помогает!
Всю жизнь удивляюсь тому, что только цыгане могут сказать о боли: «Иди и радуйся!».

КОТЛЯРЫ — «МЕТАЛЛИСТЫ», КРЫМЫ — ЗОЛОТНИКИ

Наш народ — котляры — самый древний из цыган. Кстати, мы называем себя цыганами и никогда не называем ромами. Ромами, как
правило, называют себя кишиневцы, которые вышли из Молдавии и Румынии, или крымы — это цыгане-мусульмане. Хотя язык у нас
общий, но они другие. Кишиневцы занимаются гаданием, кочуют. Крымы — скупкой и продажей золота. А мы — котляры — всегда
зарабатывали себе на жизнь железом. Мой дед и мой отец были кузнецами. Но сейчас все мужчины моего табора зарабатывают тем,
что заключают договора с разными предприятиями и выкупают у них за бесценок детали и разный железный лом.

Отчего цыгане так любят золото

Пристрастие цыган к золоту не заметил только ленивый. Украшения, зубы и комплименты цыгане предпочитают золотые и побольше.
Золочёные и золотистые обои, мобильники, туфли, пуговицы, оправы солнечных очков… Даже красное колесо на цыганском флаге
некоторые организации перекрашивают в золотое.

Самым простым объяснением такого пристрастия было бы банальное корыстолюбие. Действительно, цыгане большое внимание уделяют
достатку. Нельзя пройти мимо пословиц, основанных на игре слов: «бедный – считай, что вор», «где бедность, там воровство».
Одевать детей красиво даже для похода в песочницу, рассказывать об успехе своего бизнеса к месту и не месту,
демонстрировать совершённые дорогие покупки – может показаться, что богатство для цыган является самоцелью. Однако
богатство – лишь один из основных способов показать свою профессиональную состоятельность, свою сметливость, удачливость,
высокий профессиональный уровень (второй, естественно, хвалиться всем этим напрямую, на словах).

Другой причиной пристрастия к золотым украшениям цыганок (хотя такие украшения любят у цыган и мужчины) этнографы полагают
страхование женщины от нищеты в случае развода. Если муж из дому погонит, то может не дать с собой денег и не разделить
имущества, но серьги-кольца срывать вряд ли будет. Во всяком случае, подобная система существует у многих восточных
народов: турок, арабов…

Но кроме практической основы цыганской страсти к золоту есть и мистическая.

Золото – особый металл, так считают многие народы. Золото не берёт ржавчина, возможно, поэтому оно считается металлом
чистым, и более того, привлекающим счастье и деньги. У народов Европы рассказы про золото часто связаны с кровью, с
проклятием. В цыганских сказках оно может быть связано с нечистой силой, но акцентуации «где золото – там проклятья и
кровь» – нет. Основной «золотой» сюжет цыганских сказок – удачливый цыган находит клад, ударив палкой по змею или угодив
лешему (который, кстати, не является сам по себе отрицательным персонажем – он наказывает за дурные поступки и помогает
хорошим людям).

Золото – лучший подарок на свадьбу, особенно невесте; так, крёстные девушки дарят ей золотые украшения почти в обязательном
порядке. Если молодой муж хочет показать свою любовь и заботу, он оплачивает жене постановку золотых коронок на зубы (это и
демонстрация собственного богатства, и магический дар – удача и доходливость, которые притягивает золото). Котляры России,
имеющие обычай выкупа невесты, до сих пор используют для этого золотые монеты, или их специально изготавливаемые из золота
копии. Невесту покупают не за деньги – за Золото.

Дареное или перешедшее по наследству золото нельзя продавать или обменивать – это больше, чем дурная примета, это очень
плохо. Тогда удача отвернётся, а удача – это то, чему цыгане придают огромное значение. Крайний случай извлечения выгоды
из такого золота – сдача в ломбард с обязательным последующим выкупом.

Надеясь притянуть удачу и «денежность», цыганские родители иногда дают своим чадам имена, связанные с золотом: Золотой,
Сумнакай, Сувнакуни, Златан и т.п.

Рубрики: История

Метки: свадьба ритуалы заговоры золото цыгане образ жизни травы обычаи поверья подкова

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

Цыгане традиции и обычаи

Свадебные обычаи и обряды.

Обряды свадебного цикла у разных этнических групп имеют свои локальные особенности. Ареал формирования и кочевья каждой из них различался, соответственно, цыгане заимствовали некоторые черты культуры народов, среди которых жили долгое время.

Заключение брака при помощи сватовства было наиболее распространённым явлением. Наряду с этим, в конце XIX — XX веках существовали и другие формы.

У всех групп цыган была распространена и такая форма вступления в брак, как кража невесты. Это было вызвано, прежде всего, экономическими причинами — не было денег на свадьбу, или для уплаты выкупа. Но чаще к похищению прибегали, если родители не позволяли юноше и девушке вступить в брак. Вообще, умыкание по взаимному договору или насильственные, не фиктивные похищения, предусмотрены обычаями цыган, но они вовсе не являлись господствующей формой заключения брака. Кроме того, сами цыгане этого не приветствуют. Исход таких побегов бывает двоякий: либо молодые так устроят побег, что их не догонят (тогда через некоторое время они возвращались в табор, где их принимали как мужа и жену). Если же юношу и девушку успевали догнать, развязка могла быть самой трагической. Данная тема отражена и в цыганском фольклоре.

Местами знакомств молодых людей были, в основном, ярмарки, на которые съезжались разные цыганские таборы. Надо заметить, что нравственные нормы таборной жизни сковывали естественное поведение юношей и девушек. Они не должны были проявлять симпатию друг к другу, не имели права встречаться наедине. Такие встречи сурово наказывались и ложились тяжёлым позором на семью девушки. Юноша, как правило, не выбирал себе невесту, это делали его родители; то есть свадьбу в таборе устраивали по решению старших.

Браки могли заключаться между представителями разных этнических групп, хотя наиболее одобрялись браки внутри своей группы (лишь бы брачующиеся не были родственниками).

При выборе невесты цыгане руководствовались, во-первых, её происхождением (то есть богатством и репутацией её родителей), во-вторых, её красотой, в-третьих, её деловыми качествами.

Свадьбы у цыган устраивались в любое время года, но чаще всего летом. Исключение составляло время православных постов и траурных дней.

Несколько слов необходимо сказать также и об экономической стороне заключения брака. У кэлдэраров и крымских цыган за невесту надо было платить выкуп. Это делалось до свадьбы — во время или после обряда сватовства. Выкуп (у кэлдэраров — андо васт — буквально «в руку») — это отчасти знак уважения семье жениха, отчасти компенсация отцу невесты за то, что он лишается потенциальной добытчицы. Размеры выкупа определял во время сватовства отец невесты, руководствуясь степенью зажиточности семьи жениха. У кэлдэраров за невесту платили золотыми монетами (галби). В конце XIX- начале XX века самый маленький выкуп был пять десятирублёвых монет, самый большой — тридцать. У крымских цыган размер выкупа также определял отец невесты во время сватовства. Цыгане «торговались», хотя, конечно же, торг шёл в шуточной форме. Бывало и такое, что родители жениха не были богаты, но отец невесты хотел отдать дочь именно в эту семью. Тогда он давал часть денег на выкуп своему свату. Целью такого поступка было распространение слуха, что он взял за дочку большой выкуп.

К сожалению, данный обычай усугублял подневольное положение женщины в новой семье. Родители мужа, заплатив золотом за невестку, считали себя полноправными её хозяевами. Видимо, поэтому появился обычай возврата части выкупа в виде подарка молодым (застря). Это происходило на второй день свадьбы, когда гости преподносили дары молодым. Таким образом, родители старались облегчить жизнь дочери. У кэлдэраров сначала возвращали четверть, затем половину, а сейчас и весь выкуп. У крымских цыган на сегодняшний день обязательно возвращают весь выкуп — в противном случае отца невесты осуждают все без исключения цыгане.

Кроме упомянутых двух этнических групп, ни у кого из российских цыган такого обычая не было. Если у крымов появление выкупа (то есть калыма) легко объяснить вероисповеданием (они мусульмане), то христиане кэлдэрары испытали обрядовое влияние турок-османов, не меняя религии. Их первоначальный ареал кочевья находился на территории Османской империи.

Расходы на свадьбу чаще всего брали на себя родственники жениха; иногда, по договорённости, делились пополам с родителями невесты. О приданом у цыган при сватовстве девушки вообще не упоминалось, однако, оно обязательно давалось — это были перины, подушки, одежда и золотые украшения.

На свадьбу гости преподносили молодым подарки в виде ценных вещей или денег. «Мандар ханцы катар о Дел май бут» — «От меня немного, от Бога больше», — приговаривали цыгане, преподнося молодым дары. Иногда собранные дары окупали свадебные расходы.

Сватовство проходило по строго регламентированному ритуалу. В шатёр невесты приходили родители и родственники юноши; двое из них назывались сватами. Они-то и вели переговоры с родителями невесты. Невеста могла не знать о приходе сватов, но, если она и узнавала об этом заранее, то всё равно никогда не присутствовала при этом до тех пор, пока её не позовут.

Во время сватовства разные группы цыган использовали различные атрибуты. Так, кэлдэрары обязательно несли в шатёр невесты плоску — бутылку вина, украшенную лентами и золотыми монетами. Если отец невесты ставил её на стол, значит здесь готовы были принять сватов. У русских цыган эту роль играло дрэвцэ — ветка дерева, желательно березы, украшенная платком, лентами и денежными купюрами. Чем богаче было дрэвцэ, тем благосклонней были к гостям родители. У крымов родителям невесты нужно было привести хотя бы двух овец, украшенных цветными лентами и золотом. Кроме того, после договорённости о выкупе за невесту и об условиях свадьбы, на стол ставится заранее испечённый родственницами жениха пирог, закрытый платком. Платок надо сдёрнуть, и потом каждый из присутствующих отламывает по куску пирога. По поверью, тот, кто первый сумел это сделать, счастливо женит своих детей. Этот пирог так и называется — свадебный. Считается хорошим знаком, если каждый, кто отломил кусок от этого пирога, принесёт его своим детям. После этого обряда платится выкуп за невесту.

Одно было общим — родственники жениха старались превратить сватовство в пышное празднество, при этом преследовались определённые цели: показать свой достаток и добиться того, чтобы родителям невесты было неудобно отказать сватам. Отец девушки никогда сразу не давал согласие на брак, отвечал, что «надо подумать», «невеста ещё молода», но, как правило, такой ответ уже означал согласие. Если родители в конце концов соглашались, то звали невесту и спрашивали о её желании, заранее зная, что дочь не пойдёт против воли отца. У кэлдэраров при этом будущий свекор вешал девушке на шею золотую монету в знак того, что больше никто не должен к ней свататься. В случае, когда детей сватали ещё грудными, отец мальчика также дарил золотую монету девочке, чтобы она носила её, когда подрастёт. Иногда сватовство затягивалось надолго — на два-три дня, а то и на неделю. Всё зависело от состоятельности родителей невесты — ведь до тех пор, пока отец не давал согласие на свадьбу дочери, он нёс все расходы. С момента, когда жениху говорили: «Да», тот сам должен был оплачивать угощение гостей во время переговоров об условиях свадьбы. Интересно, что сватовство и до сегодняшнего дня — необходимый церемониал свадьбы.

К назначенному дню свадьбы приглашались и съезжались на выбранное место несколько семейств цыган. Уже в середине XIX века родители благословляли детей иконами. А вот венчание в церкви появилось в свадебной обрядности сравнительно поздно — в начале ХХ века.

За свадебным столом молодые сидели рядом, в то же время гостей — мужчин и женщин — усаживали за разными столами. У кэлдэраров кушанья раскладывались на специальных медных столах на низеньких ножках. Сидели на коврах, расстеленных прямо на земле. Во время свадебного застолья родители произносили напутствие молодым. Центральное место в собственно свадебной обрядности цыган занимало брачное сведение молодых. К концу первого дня свадьбы сваты или старшие по возрасту мужчина и женщина подносили молодым хлеб и соль и произносили следующее: «Те на вурцын туме ек аврэхке сар чи вурцинпе о лон тай о манро. Сар нащтин ле мануш те скэпин катар о манро, кадя чи нащтин туме те скэпин екх аврэстар». Это буквально означает: «Чтобы вы не стали противными друг другу, как не становятся противными один другому соль и хлеб. Как не могут люди оторваться от хлеба, так чтобы вы не могли оторваться друг от друга». Молодые отламывали по кусочку хлеба и съедали его с солью. Обычай встречать молодых хлебом и солью существовал у многих земледельческих народов. Цыгане крайне редко занимались земледелием, но к концу XIX века этот обряд уже настолько был распространён у цыган, что на вопрос: «Как живут молодые?», — обычно отвечали: «Как хлеб и соль».

Далее молодых провожали в шатёр, из которого все выходили (иногда могли остаться старые женщины). Это происходило в разгар свадебного застолья. Кульминацией свадьбы был вынос рубашки молодой на подносе, украшенном красными цветами. Гости пили за родителей невесты и благодарили за воспитание дочери, чем те очень гордились. Всем гостям вручали бумажные цветы или ленты красного цвета, которые прикалывали на одежду и к волосам; красный цвет — символ свадьбы.

Если невеста была непорочна, гости преподносили молодым дары, о которых уже говорилось. Если нет (что было крайне редким явлением), её родители возмещали все свадебные расходы.

Сразу после выноса рубашки невесте на голову надевали платок, а на юбку фартук. С этого момента она не должна была показываться перед мужчинами с непокрытой головой. У кэлдэрарок менялась и причёска. Если девушка носила просто косы или распущенные волосы, то замужняя женщина заплетала маленькие косицы у самого лба, закручивая волосы вверх и приплетая их к косам. Эта причёска называлась амболдинари. Платок тоже повязывался по-особому (типа амблдинари) — концы закручивались жгутом и завязывались сзади. Изменения причёски, платок, фартук — всё это символизировало переход девушки в новую социальную группу.

Обычно свадьба длилась два-три дня; у богатых цыган гуляли целую неделю. После свадьбы жена всегда шла жить в шатёр мужа. Очень редко, когда у мужа было мало родственников, или он был беден, муж шёл жить в шатёр жены. Это не приветствовалось цыганами.

До сих пор свадебное застолье у цыган считается самым важным моментом; только после него цыганская община признаёт брак. В наше время очень часто бывает, что цыгане регистрируют брак в органах ЗАГСа только по необходимости. Если регистрация и происходит, то, как правило, она не вплетена в канву традиционной свадьбы. Это может быть за месяц до свадьбы или через неделю после неё. Регистрация брака до свадьбы отнюдь не означает, что жених и невеста фактически стали мужем и женой.

Брак у цыган в прошлом был прочен. Измена со стороны жены считалась недопустимой; разводы были очень редки. В наше время разводы бывают чаще. В связи с этим, у этнической группы цыган польска рома появился следующий характерный момент свадьбы. Как и раньше, при сватовстве о приданом не говорят — хотя дают его обязательно. Но на второй день свадьбы, когда молодым преподносят дары, родители невесты дают посаго. Это то же приданое, но теперь это уже не постель или носильные вещи, а ключи от дома, где будут жить молодые (если родители невесты в состоянии это обеспечить), ключи от машины или золотые украшения. Делается это публично для того, чтобы все присутствующие на свадьбе это видели, и в случае развода женщина могла вернуть свои вещи — ведь, если брак не оформлен юридически, она часто бывает ущемлена в своих интересах при разводе.

Кроме того, с переходом цыган на оседлый образ жизни, значительно расширяются досвадебные и послесвадебные обычаи и обряды, элементы которых в значительной мере заимствованы у окружающего населения. Например, у сэрвов Поволжья широко распространён так называемый девичник, который устраивается родителями невесты (в то время как свадьбу организовывают родители жениха) за день до свадьбы. В этот день собирается, в основном, молодежь, сам праздник символизирует прощание невесты с подругами. Также интересен обычай «выкупа» невесты родственниками жениха. Молодёжь со стороны жениха приходит в день свадьбы в дом невесты, но братья невесты не хотят отдавать её без выкупа. Ведутся долгие «переговоры», в дар приносят шампанское и конфеты, а потом устраивается шутливый «штурм» ворот, и жених выводит невесту из дома.

На третий день свадьбы, когда невеста переезжает к жениху, совершается «выкуп» приданого. Этот обычай несёт в себе элементы традиционной культуры (приданое везут на телеге, запряженной лошадьми); действо носит шуточный характер, сопровождается песнями и плясками, при этом приданое не выставляется напоказ и не важен его состав.

Хотя многие черты свадебной обрядности заимствуются цыганами у окружающего населения, происходит это выборочно. Так у цыган не привился русский обычай, когда гости кричат: «Горько!», требуя поцелуя жениха и невесты. Подобные открытое проявление чувств считаются неприличными.

Вообще для цыган свадьба — чуть ли не самое важное событие в жизни семьи, и, поэтому, денег на неё не жалели. «Когда цыган гулял, — вспоминает один из информаторов, — то на все. А свадьбы у них по всем сёлам гремели. От села к селу ездили, всех встречных вином поили. С музыкантами. Одевали что есть лучшего, а нет, так у соседей занимали. Некоторые семьи разорялись при свадьбе».

После свадьбы молодые некоторое время обязательно жили вместе с родителями мужа. Время совместного проживания зависело от материального достатка семьи, а, главным образом, от желания родителей. Чтобы отделить молодую семью необходимо купить лошадь, повозку, палатку. Когда всё это становилось возможным, отец отделял сына (такой раздел у кэлдэраров назывался дэбэшка). Если в семье был второй сын, и он женился, первого отделяли скорее. Иногда по два-три поколения жили в одной палатке и вели общее хозяйство, то есть это были сложные семьи. Надо заметить, что один из сыновей, как правило младший, должен был обязательно жить с родителями. Это была своеобразная форма пенсионного обеспечения — мудрый обычай, поддерживавший человека в старости.

Обычаи, связанные с рождением детей

Рождению ребёнка радовались в цыганской семье, как бы ни была она бедна и многодетна. Только после рождения первого ребёнка, особенно, если это был мальчик, молодая женщина становилась полноправным членом семьи мужа.

Что касается поведения беременной женщины, то тут существовали обычаи, а точнее суеверия — примерно того же типа, что и у всех народов Европы. Они носили магический характер.

В прошлом женщины старались скрыть свою беременность до определенного срока, боясь, чтобы злые силы не повредили здоровью.

Например, беременной запрещалось смотреть на пожар — иначе на лице ребёнка могут появиться родимые пятна. Нельзя перешагивать через натянутую веревку, через забор — иначе пуповина может задушить ребёнка. Нельзя отгонять ногой собаку — иначе у ребёнка на теле может вырасти щетина. У цыган имелись также и вполне рациональные, здравые обычаи, продиктованные заботой о здоровье матери и новорождённого. Например, считалось невозможным отказать беременной в желаемой пище.

Ряд обычаев был связан с представлениями цыган о «чистом» и «нечистом».

Беременная женщина считалась «нечистой» даже у английских цыган, подвергшихся сильной ассимиляции и утративших свой язык. Она должна была избегать мужчин (не только чужих, но и близких родственников). Старалась не попадаться им на глаза. У цыган Словении, например, женщине, ожидающей ребёнка, не полагалось показываться на глаза отцу без предупреждения. Запрещалось спрашивать, когда родится ребёнок, и как хотят его назвать — это тоже считалось нарушением приличий.

Ни в коем случае беременная цыганка не подходила к беседующим мужчинам. Особенно строгим был закон, запрещающий ей перейти дорогу мужчине-цыгану, а также запряженной лошади.

Однако, беременность не освобождала женщину от обязанности зарабатывать. Она по-прежнему ходила гадать, а, вернувшись, бралась в шатре за свои повседневные обязанности.

Никаких особых суеверий и магических обрядов, связанных с моментом рождения ребенка нет. Повитух тоже не было. Рожала женщина в шатре, все обитатели которого выходили наружу. Помогать при родах могла какая-нибудь родственница, случайно оказавшаяся рядом. Сразу же после рождения детей обязательно купали.

Для того, чтобы сообщить соплеменникам о поле новорождённого, существовал следующий обычай: на другое утро после родов одна из близких родственниц роженицы ходила с ведром чистой воды, взятой из колодца. В ведре должна была лежать иконка. Цыганка ходила по шатрам и брызгала водой на людей и домашнюю утварь. Когда она заходила в шатёр, то приветствовала хозяев в форме здравицы, например: «Те авен састе тай бахтале» (буквально: «Чтобы вы были здоровы и счастливы»). Хозяева спрашивали, кто родился, и желающие бросали в ведро серебряные и золотые монеты, которые затем передавались родителям новорождённого в качестве подарка.

Первые шесть недель мать и дитя особо тщательно оберегали от злых духов. Ребёнка повязывали красной лентой, чтобы его не сглазили. Старухи вешали детям не шею маленький мешочек, в котором лежали разные травы, кора дерева, поражённого молнией, ладан, кусочек тела летучей мыши. Это был талисман.

Женщину изолировали от членов табора, а по возможности и от членов её семьи. Роженица не должна была даже прикасаться к общей посуде. Ела она отдельно, а столовые предметы, которыми она в это время пользовалась, потом выбрасывали. Новорожденного никто, кроме матери не брал на руки. Эти ограничения соблюдались шесть недель. Понятно, что такие обычаи позволяли соблюдать элементарные нормы гигиены и сводили к минимуму вероятность инфекции.

Существовал ряд обычаев магического характера, специально направленных на сохранение жизни ребёнку. Многие себе представляют цыгана с серьгой в ухе — а ведь это было не просто украшение. Серьгу вдевали в ухо как оберег. Если ранее в семье умирали дети, то новорождённому давали магическую защиту. Указанный обычай существовал не только у цыган. Серьгу в ухе носили и некоторые казаки: это был знак того, что данный воин — единственный сын в семье, наследник. Такого казака товарищи берегли, избегали посылать на особо опасные задания.

В цыганской семье, потерявшей нескольких детей, запрещалось есть куриные яйца.

Интересен обычай выкупа умирающего или больного ребенка чужим человеком с тем, чтобы исцелить его. В шатёр, где болел ребенок, заходил заранее выбранный родителями цыган (не родственник) и говорил:

— Лем лес анде дром, киндем лес пе дуй копейчи те траил манге, сар муро щав те авел зурало. В буквальном переводе это означает: «Взял его с дороги, купил за две копейки, чтобы жил для меня и был, как мой сын, здоровым».

Гость давал родителям больного ребенка деньги или какую-нибудь вещь для ребенка, например, пояс или рубашку. Ценность выкупа не имела никакого значения, это могли быть и 2 копейки и 100 рублей. При этом ребенок оставался жить с родителями, то есть обычай носил символический характер. Интересно, что и в наше время сохраняются пережитки старинных верований. Цыганка Аграфена Васильевна Кутенкова, живущая в Самаре, рассказывает, что её новорождённые дети умирали, пока одного из родившихся детей не «выкупили» по обычаю. После этого она вырастила трёх здоровых сыновей.

Одним из важнейших обрядов, связанных с рождением ребенка, были крестины, которые уже в начале ХХ века устраивались обязательно. Как правило, крещение ребенка происходило сразу по прошествии шести недель со дня рождения. Религиозным тонкостям цыгане особого значения не придавали. На Западной Украине бывало даже так: одного новорожденного несли в православную церковь, а другого — в костёл (в зависимости от того, какой храм был на данный момент ближе). Из этого, однако, вовсе не следует, что окажись рядом мечеть, малыш стал бы мусульманином — цыгане, верящие в Христа, твёрдо придерживались обрядов именно христианской церкви.

Пока новорожденного не окрестили, никто кроме матери, не брал его на руки. Те, кто крестят ребенка, становились его крёстными родителями — кумовьями по отношению к родителям ребенка и между собой. Как правило, кумовьев было двое: кирви — кума и кирво — кум. Их выбирали родители. В кумовья старались позвать наиболее уважаемых цыган, а отказ от приглашения быть крёстным осуждался. На большие праздники — Рождество и Пасху — родители новорожденного должны были делать кумовьям подарки — вино, шелковый платок и какой-нибудь хлеб (на пасху — кулич). Отношениями кумовства цыгане очень дорожат в течение всей жизни. Родители ребенка с большим почтением относятся к крёстным своих детей и поссориться о кумовьями считается тяжким грехом.

Рождению мальчика радовались больше, чем рождению девочки, и крестины в этом случае устраивались богаче.

Нерушимые отношения кумовства сложились не сразу. Ещё в конце XVIII века детей крестили скорее из меркантильных, нежели из религиозных соображений.

Обычаи и традиции цыганской свадьбы

Как же красивы, самобытны цыганские свадьбы! Цыгане – самый загадочный народ, обычаи которого окутаны тайнами и легендами. Для истинных его представителей в обиходе нет понятий «родина» или «отчий дом», но такое важное событие, как заключение брака, у них проходит по достаточно строгим правилам и канонам. Ромалы – кочевой народ, может, поэтому некоторые его свадебные традиции похожи и на русские, и на европейские, «приправленные» восточной тягой к роскоши.

Как проходит сватовство и помолвка

Как и у многих восточных народов, в цыганских семьях порой сватают девушек задолго до их рождения или сговариваются о будущей женитьбе, когда будущие молодожены еще младенцы, дети. Считается, чем раньше девочка переедет к будущему мужу, тем лучше.

Поэтому иногда родители невесты десятилетнюю девочку отдавали в чужую семью, а лет через 5-6 она становилась женой. Конечно, родители с обеих сторон стремятся породниться с порядочными, богатыми людьми.

В случае, когда за невестой приходят к ее родным, девушка показывается гостям, но сватовство проводится исключительно мужчинами. Обязательный атрибут – ветвь дерева, украшенная бумажными деньгами или монетами, вручаемая отцу будущей новобрачной. Он же назначает немалый выкуп (часто родители жениха с его рождения начинает копить деньги и драгоценности).

Если соглашение достигнуто, то мужчины съедают поданный свежий пирог. Это означает, что помолвка состоялась.

Дочь не имеет права возразить отцу и должна принять его волю и того мужа, которого он ей выбрал.

Но правила существуют, чтобы их нарушать: если у жениха нет денег, а родные невесты – богатые люди, то он может попросту выкрасть любимую. Если отчаянного не поймали, то пара скрывалась, спустя время молодых признавали мужем и женой.

Нездоровилось тому, кто не успевал спрятаться с украденной любимой: можно было за это поплатиться собственной жизнью. К счастью, этот обычай не поддерживается в 21 веке, он остался лишь в форме красивой инсценировки: красавицу «похищает» удалой парень на лихом скакуне. Это ли не отличные кадры для шикарных фото?

Браки с чужаками цыгане не жалуют, но бывают исключения, тогда человека принимают в общину, и он становится своим.

Подготовка к свадьбе

Все затраты на торжество полностью лежат на семье жениха. Сторона невесты организует праздник лишь в том случае, если жених выкрал ее.

Празднуют событие летом. Это сложилось исторически: веселиться, танцевать и угощаться, сидя на расстеленных на земле коврах, было невозможно в холодное время года.

В условиях современности этот обычай не выполняется жестко, но в настоящих общинах соблюдается неукоснительно. Гостей приглашают много, родители стараются изо всех сил поразить размахом и угощениями, ведь так складывается впечатление о них у другого рода.

Цвет цыганской свадьбы – красный (цвет страсти), поэтому он присутствует в нарядах молодоженов в виде красных лент. Подобными лентами украшают все вокруг.

Утром невесту наряжают в подвенечный наряд, самой одеваться нельзя.

Проведение торжества

Так сложилось, что цыгане, кочуя и оседая на каком-либо месте надолго, ассимилировались с местным населением, перенимая его традиции и даже религию.

Именно потому среди этого народа есть множество последователей православной веры, следовательно между молодыми проводится обряд венчания. Больше никаких формальностей для заключения брака нет. Родители благословляют молодых иконой и хлебом (конечно, только у христиан).

Невеста непременно в новом платье, которое ей покупает жених. Считается, что главные украшения девушки – скромность и невинность. Поэтому новобрачная все торжество сидит молча, не поднимая глаз, молодые стараются даже не прикасаться друг другу. Гости веселятся, поют, столы ломятся от угощений.

Несмотря на внешнюю «разудалость», на таких праздниках очень редко бывают драки или подобные казусы, связанные с перебором алкоголя. Вообще, увидеть пьяного цыгана – редкость.

Первая брачная ночь проходила весьма своеобразно. Под занавес торжества новобрачные уединялись. После состоялся «вынос чести» – гостям демонстрировалось доказательство чистоты новоиспеченной жены (покрывало или простынь).

Из-за огромного количества гостей молодые получают столько же подарков, что обеспечивает молодоженов всем необходимым для совместной жизни. Интересно, что в день свадьбы молодым можно подарить алкоголь, (который тут же ставится на стол), хоть и пьют цыгане мало.

Желанный подарок – золотые украшения, издавна повелось считать золото валютой, приданым, имуществом. При кочевке невозможно было возить с собой громоздкие вещи, а украшений – сколько угодно.

Мужчины и женщины сидят отдельно, новобрачные не танцуют вместе. Но в остальном песня и танцы – неизменные спутники свадебного праздника.

После свадьбы

Жизнь цыганских женщин трудно назвать сладкой или легкой. При кажущейся свободе и постоянном веселье она обязана выполнять неписаные правила: вести хозяйство, убирать, стирать, готовить, словом, обслуживать родственников мужа.

Естественно, что многие вышеупомянутые традиции в условиях современности претерпели значительные изменения и не подходят под описание свадеб ХХI века – сейчас многие цыгане проводят привычные торжества на европейский манер. Но по-прежнему остаются истинные общины, сохраняющие и передающие из поколения в поколение устои и обычаи предков. Как ни крути, цыганская свадьба – событие масштабное, яркое, которое не спутаешь ни с чем. А вы бы хотели поприсутствовать на таком празднике?

Традиции цыганского народа

Возможно вы даже не догадываетесь, что перед вами супер-тема — традиции цыганского народа. Какой-то интерес у меня проявился, когда я узнала о причастности цыганского народа к появлению такой категории, как богема. А дальше посыпался целый шквал интересных подробностей и фактов. Но — давайте по порядку.

Духовность цыганского народа

Вероятно несколько подозрительное и не всегда доброжелательное отношение к некоторым представителям цыганского народа иногда имеет под собой основания. Но я полагаю, оно не исключает и признания такого факта: цыганская культура имеет свою непреодолимую привлекательность и своеобразное обаяние. Наверняка мы несправедливо порой думаем, что цыгане — народ бездуховный. Мнение это очень поверхностно. Традиции этого народа включают в себя очень мощные моральные устои. Правда, в основном они распространяются только на внутреннюю жизнь цыганского сообщества. Это семейные традиции, возведенные в культ: почитание старших, отношение к детям и матерям.

Самым тяжким порицанием и наказанием служит изгнание из цыганского общества. Причем традиция эта сурова и непреклонна: обратного пути у провинившихся практически нет. Существует и другая традиция, с противоположным смыслом. Бывает, что персона не цыганского происхождения, заслуживает расположение и уважение. И тогда высшим видимым знаком дружелюбия и уважения является признание чужака «настоящим цыганом». Так, любимый многими композитор Горан Брегович заслужил неформальный титул «наш почетный цыган». Вероятно за широкое использование цыганских мотивов в своей музыке.

Ну, а некоторые свои «недостатки» цыгане оправдывают следующей легендой: якобы когда Христа вели на казнь, рядом оказался цыган. И он украл гвоздь, чтобы хотя бы немного облегчить участь мученика. И теперь Бог слегка не замечает, что цыгане могут что-то украсть, это такая у них привилегия.

Представительства и фестивали цыганского народа

Имеется и другая легенда, она с легкостью интерпретирует традиции кочевой цыганской жизни. И главное действующее лицо в ней опять же сам Господь Бог. Он якобы так полюбил цыган за кураж и веселый нрав, что счел недопустимым ограничение свободы их передвижений, и дозволил жить им, где только заблагорассудится. Вот цыгане и кочуют с места на место и единственный материк, где их пока нет — это Антарктида.

Это легенда, а факты таковы:

  • В 1971 году впервые состоялся Всемирный конгресс, на который съехались цыгане со всего мира. На этом конгрессе представители цыганского народа определили свой статус: единая не территориальная нация. Они учредили национальный флаг и гимн. Как по мне, ситуация с национальной атрибутикой выглядит анекдотично, поскольку цыганский гимн — это собственно импровизации на тему народной песни «Джелем, джелем», а в качестве герба очень удачно вписались такие символы, как колесо кибитки или колода карт!

Так выглядит национальный цыганский флаг

  • В 1991 году ООН признала организацию Международный Союз цыган.
  • 8 апреля празднуется Международный день цыган
  • В мире есть по меньшей мере три международных центра, где ежегодно проходит Фестиваль цыганской культуры: Прага, Монреаль и Киев.

Традиции цыганского народа: вклад в мировую культуру

Традиции цыганского народа невероятно сильны и красивы в сфере различных исполнительских искусств. Даже затрудняюсь: популярности какого жанра отдать предпочтение? Цыганская культура немыслима без знаменитой «цыганочки» — танца, популярного у многих народов. Причем он содержит элемент, который совершенно точно имеет цыганскую природу. Это неповторимая «дрожь плечами».

Цыганская музыка не оставила равнодушными многих композиторов-классиков: Брамса, Листа, Рахманинова, Шуберта. Да цыганский народ имеет и своих общепризнанных исполнителей академической музыки: скрипач Пал Рач стал прототипом героя оперетты Имре Кальмана «Цыган-премьер», венгерский цыган Аладар Рац считается лучшим цимбалистом 20-го века. А вот скрипачи Янош Бихари и Михаил Эрденко синтезировали новое направление в музыке, академическое исполнение в нем перекликается с цыганскими музыкальными традициями. Филигранным воплощением этого направления является знаменитый цыганский романс. А романс этот без преувеличений оказал определяющее влияние на становление русского шансона.

Но, все же, без всяких колебаний я окажу сейчас предпочтение жанру, к которому испытываю давнюю и очень сильную привязанность. Степ, или чечетка — моя трепетная любовь. А одним из вариантов чечетки является испанский танец в стиле фламенко. Но я никогда не думала, что этот танец не вполне даже испанский, а скорее … цыганский! Есть такая версия, что истинными носителями традиций фламенко являются испанские цыгане. Так это или нет, но вот вам следующий факт: самым известным современным исполнителем фламенко считают Хоакина Кортеса. А кто такой Хоакин Кортес? Разумеется, он — актер и хореограф. Но в данном контексте для нас важнее то, что он — цыган. И этим пока еще ничего не сказано. Хоакин Кортес — последовательный и неустанный проводник традиций цыганской культуры, его волнует история и имидж цыганского народа. И как логическое выражение его жизненной позиции: Хоакин Кортес с 2007 года является послом цыганского народа в Евросоюзе.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, svadba.expert, turov.top.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector