Человек в религиозных традициях мира

Как Бог нас любит-чудо из чудес!

Он дал нам землю, небо голубое,

Он дал нам все для жизни: реки, лес.

А мы забыли: заняты собою.

Бог во Христе спустился к нам с небес,

Он здесь ходил и слушал шум прибоя.

Для нас Он умер и для нас воскрес!

А мы все те же — заняты собою.

Содержание

Цель урока

Познакомить учащихся с действиями людей, направленными на установление связи человека с Богом в разных религиозных традициях.

Задачи урока

  • Сформировать у учащихся представление о роли молитвы в разных религиозных традициях.
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков, навыков работы с компьютером.

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

Основные термины и понятия

Молитва, таинства, намаз, мантра, православная культура.

ЧЕЛОВЕК В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ МИРА ОРКиСЭ «Модуль «основы мировых религиозных культур» Учитель: Куляшова И.П. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМаргарита Яльцева

Похожие презентации

Презентация на тему: ЧЕЛОВЕК В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ МИРА ОРКиСЭ «Модуль «основы мировых религиозных культур» Учитель: Куляшова И.П.» — Транскрипт:

1 ЧЕЛОВЕК В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ МИРА ОРКиСЭ «Модуль «основы мировых религиозных культур» Учитель: Куляшова И.П.

2 Как вы понимаете тему урока? Как вы думаете, что такое религиозная традиция? Прочитайте в пособии для учащихся, о чем предстоит узнать на этом уроке и с какими основными понятиями познакомиться. Все ли слова вам понятны?

3 ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА? Продолжите предложение «Молидва – это ….»

4 Моли́два обращение верующего к Богу. Как вы думаете, это понятие относится только к одной религии или молитвы существует у всех верующих? Почему вы так думаете?

5 ЧТЕНИЕ БИБЛИИ Христиане часто молятся: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день». Также они просят о хлебе духовном на каждый день. Верующие стремятся следовать поступкам и словам Христа.

6 ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА Та́инство по учению христианской церкви есть священнодействие (обряд), в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия. Крещение — одно из первых христианских таинств.

7 ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА Евхаристия (от греч. благодарение), причащение ВИКТОР ВАСНЕЦОВ. Евхаристия

8 ИУДАИЗМ Молидва Чтение Святого писания Строгое соблюдение религиозных предписаний, заповедей.

9 Согласно верованиям иудеев, Бог дал народу Израиля через Моисея (Моше) заповеди. Из этих заповедей иудеи большое внимание уделяют четвертой заповеди о субботе которая, по их убеждению, служит знамением завета еврейского народа с Богом. Название седьмого дня недели, на иврите шабат (благодаря которому и возникло русское слово суббота), происходит от корня слова лишь бот, значение которого — прекращать творческую деятельность или отдыхать после работы.

10 НАМАЗ Нама́з или Саля́т — в исламе обязательная ежедневная пятикратная молидва.

11 МАНТРА на здоровье ОМ ТРЙЯМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ СУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАНАМ УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАН МРИТИЙОР МУКШИЯ МАМРИТАТ

12 Мантра – настрой сознания человека.

13 Задание на дом 1. Параграф 11, читать. 2. Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура (исламская культура, буддийская культура, иудейская культура)» ( по выбору учащегося).

Урок «Человек в религиозных традициях мира»

Предпросмотр страницы №1

ПредметОсновы мировых религиозных культур

Тема урока: «Человек в религиозных традициях мира»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Создание условий для развития основ аналитического и творческого мышления учащихся;

Развитие умения пользоваться различными источниками исторических знаний, анализировать информацию этих источников;

расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

Развитие представлений младшего подростка о способах общения человека с Богом в разных религиозных системах;

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Воспитание гражданственности, толерантности, гуманизма, уважения к предмету.

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Оборудование: ИКТ, проигрыватель тетради, иллюстрации

1. 1. Организационный момент (1-2 минуты)

2. 2.Актуализация знаний

(4-5 минут) (Слайд 1)

Проверка домашнего задания

в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы (имам)

лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства (диакон)

в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы (раввин)

буддийская община (сангха)

мусульманская община (умма)

языческий религиозный деятель, служитель храма (жрец)

буддийский монах (лама)

человек, знающий Коран наизусть (хафиз)

высший чин в христианской церкви (епископ)

глава русской православной церкви (патриарх)

профессиональные служители в той или иной религии (духовенство)

3. 3.Постановка учебной задачи (4-5 минут)

— Что же должен делать верующий человек, чтобы восстановить связь с Богом, избавиться от греха? (молиться)

-Во всех ли религиозных культурах есть такая традиция?

-Откройте учебники. Назовите тему сегодняшнего урока. Прочитайте, о чем нам предстоит узнать. (Раздаёт карточки)

Для общения с Богом человек ________________________________________.

Молитва – это _________________________.

Таинства – это ______________________ у ________________________.

Главное религиозное предназначение иудейского народа -______________.

Намаз – это __________________________________________.

Мантра – это ____________________________________________.

Молитва обращена к Богу во всех религиях, не во всех религиях.

Учитель крепит на магнитную доску план деятельности-карточки

4.4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

Изучение нового материала (слайд4)

Моли́тва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст этого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда.

Молитва в языческих культах

У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Молитвам приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою.

Молитва в иудаизме

Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв, но точные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления десятины. Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации; ещё до н. э. установлены были часы для совершения молитв. Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, что и раньше, с покрытою головою. Мужчинами молитвы обыкновенно читаются на иврите и арамейском языке (есть специальные молитвы для женщин на идише); в числе их, помимо псалмов, много поэтических гимнов и многие имеют чисто повествовательный характер (информация для слушателей, а не просто обращение к Богу).

Молитва в индуизме и буддизме

Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чём усматривают прототип чёток, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 г. по Р. Хр. Это — деревянные цилиндры, достигающие иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками или ветряными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокруг цилиндра, много раз повторяется молитва ламаитов. Одному обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и произнесению этой молитвы столько раз, сколько раз она отпечатана на цилиндре. Одновременно с этим в буддийской традиции существует утверждение, что мантра или молитва, прочитанная с полной осознанностью, приносит больше пользы, чем «начитанная» миллионы раз. Индуисты также используют ранголи (рисунок-молитву). Рисунок, в виде орнамента, рисуется на земле цветным минеральным порошком. Подобной техникой пользуются и тибетские монахи для создания песочных мандал).

Обращение к Богу в христианстве

Иисус Христос, придя в мир, осудил как лицемерие молящихся напоказ, так и многословие в молитве, уподобив подобную молитву языческой. В связи с этим он установил правила моления, предусматривающие немногословность молящегося и сокрытие процесса моления от посторонних глаз, так как молящийся на публику уже получает свою награду на земле и Господь его прошения слушать не будет. Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из всех христианских молитв» (Отче наш). В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило.

Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 часам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междучасиями. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день. С течением времени церковь ввиду занятий христиан в частной и общественной жизни начала совершать эти службы большею частью три раза в течение суток: утром (полуночницу, утреню и последование первого часа), перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие).

Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков — одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). По содержанию своему молитва распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть ещё молитва ходатайственная за других. В отношении формы, молитвы распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения.

Таинства церкви по учению христианской церкви есть священнодействие (обряд), в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия: (Слайд 4)

Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;

Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро);

Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической: духовенство — хлебом и вином, миряне, как правило, лишь хлебом);

Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения, «отпущения грехов», от имени Христа;

Брак (венчание) (в Католической церкви не подлежит расторжению);

Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать);

Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).

Молитва в исламе

Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:

1. Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.

2. Салят или намаз (на персидском и тюркских языках Намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.

У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама: (Слайд 6)

Пророк Мухаммед сказал:

«Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю».

Отсюда следует, что Мухаммед, посланник Аллаха в исламе, установил все обряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность, за него молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются лицом к Каабе (Мекке). Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день (перед восходом солнца, в полдень, во второй половине дня, после заката солнца и ночью). В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях(. Слайд 7)

Буддисты читают мантры. (Слайд 9)

Мантры часто сравнивают с псалмами, молитвами и заклинаниями. Индуисты полагают, что мантра — это определённая форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например одна из наиболее известных мантр — сакральный звук «Ом» в некоторых религиозно-философских учениях принято считать комбинацией трёх звуков (А, У и М), каждый из которых, в свою очередь, имеет разнообразные смыслы и толкования).

Существует два главных класса мантр. Первый класс включает в себя мантры, требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантры и испытавшего ее результаты. Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи.

В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская мантра — Ом. [1]

Мантры имеют ведийское индуистское происхождение — священные тексты индуизма содержат множество мантр. Позднее мантры были адаптированы в буддизме и джайнизме

Считается, что есть молитва иудеев, в которой они свято верят, что если человек почитает законы иудеев, то он обязан после смерти попасть в царство Божье (даже если этот человек не является поклонником иудаизма). (Слайд 11,12)

— Послушайте, как по-разному звучат молитвы.

5. 6.Первичное закрепление (Слайд 13)

Составить рассказ из 10 предложений о молитве в одной из рассмотренных религий. Совместное обсуждение 2-3 работ.

6. 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

7. Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

— А теперь поработайте с учебником и ответьте на вопросы. Если есть незнакомый материал, можете спросить учителя. (Слайд 14, 15)

8. 8.Рефлексия деятельности. (Слайд 16, 17)

Сегодня мы с вами познакомились с ролью человека в религиозных традициях мира.

— Что нового вы узнали?

Варианты домашних заданий

2) рассказать родным, что ты узнал нового;

принести иллюстрации различных религиозных сооружений

9. (Итог урока 2-3 минуты)

Учащиеся настраиваются на урок

Ответы учащихся, самооценка ответов, оценка класса

3.Учащиеся высказывают своё мнение.

прочитать в учебнике,

рассмотреть иллюстрации учебника,

поработать с электронным приложением,

попросить помощи у взрослого или соседа по парте.

4.Работа с учебником, рассматривание фотографий, чтение текстов, работа с презентацией

7.Учащиеся читают, убеждаются в правоте)

Уч-ся доказывают, опираясь на иллюстрации и подписи к ним.

Самостоятельная работа. Устные ответы

9.Записывают домашнее задание

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества)

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Человек в религиозных традициях мира

Человек в религиозных традициях мира.nВведениеn n

Религия — весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное nявление, представленное различными типами и формами, самыми nраспространенными из которых являются мировые религии, включающие nмногочисленные направления, школы и организации.n n

Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших nфакторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, nутверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже nсуществующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее nчеловек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой nжизни, именно так и следует ее воспринимать.n n

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. nДостаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-nлибо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ nжизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с nразличными обществами и государствами: одни живут по строгим законам nрелигии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах nверы своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в nтретьих религия может находиться под запретом. В ходе истории положение nс религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — nРоссия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые nони предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. nРелигии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на nсозидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и nсозерцанию, способствовать распространению книжности и развитию nискусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, nнакладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль nрелигии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной nрелигии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего nобщества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может nбыть различна.n n

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по nотношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. n n

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, nвзглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, nопределяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни. nn n

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, nдуховное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего nобращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.n n

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне nменяется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро nи справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с nлишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. n(Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие nчеловека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, nнравственны и стремятся к идеалу.)n n

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему nценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять nна большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной nрелигии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к nсамой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает nчеловека от совершения неблаговидных действий, а общество от nбезнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть nследствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали nбы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).n n

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию nнаций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь nпереживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным nигом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько nрелигиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный nфактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда nбольшие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному nпринципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из nкакой-нибудь церкви выделяется новое направление.n n

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние nтечения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам nи правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту nжестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. nРелигиозный экстремизм, к сожалению, остается и в XX в. довольно nраспространенным и опасным явлением — источником общественной nнапряженности.n n

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором nдуховной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, nподчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь nчрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; nn n

приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых nмест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители.n n

Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную nфункцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия nхристианства в конце IX в.n n

Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела nтогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.n n

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из nчеловеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные nпримеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства nгосударственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях nхристианами было разрушено немало величайших памятников культуры nантичной эпохи.n n

В-седьмых, религия способствует упрочению и закреплению определенных nобщественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более nконсервативна, чем любой другой общественный институт, она в nбольшинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и nпокою.n n

Так что же мы подразумеваем, говоря о религии людей, придерживавшихся nданной веры? Мы имеем в виду совокупность обрядов, верований и nучреждений, которые они создали, чтобы поддерживать, выражать и nпередавать свою традицию. Понятие «религия» включает церковь и nцерковную иерархию, членов церковной общины и духо венство, а также nхарактерное для этой религии мировоззрение, практикуемые ею обряды, nэтические нормы, которым она учит, разработанную ею доктрину, а кроме nтого, искусство, литературу и музыку, которые она использует для выражения nрелигиозных чувств и идеалов.n n

Религия – это связь человека и Бога. Одним из центральных действий nверующего человека является молитва.n n

Моли́тва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным nили ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст nэтого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, nпросьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто nпринимает формы обряда.n n

Молитва в языческих культах.n n

У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех nвыдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним nn n

грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, nиспрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы молитвы, nкоторые при общественных богослужениях произносились жрецами или nмагистратами. Молитвам приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и nзапинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние nобряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно nруки. Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с nнепокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою.n n

Религиозные традиции в иудаизме.n n

Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв, но nточные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления nдесятины. Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись nтщательной регламентации; ещё до н. э. установлены были часы для nсовершения молитв. Современные евреи молятся в эти же приблизительно nчасы, что и раньше, с покрытою головою. Мужчинами молитвы обыкновенно nчитаются на иврите и арамейском языке (есть специальные молитвы для nженщин на идише); в числе их, помимо псалмов, много поэтических гимнов nи многие имеют чисто повествовательный характер (информация для nслушателей, а не просто обращение к Богу).n n

Амида́ — главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её nназвание. Часто называется также «Шмоне́-Эсре́» (Восемнадцать) по числу nпервоначально входивших в неё частей-благословений. В Талмуде обычно nназывается просто «молитва»n n

Религиозные традиции в буддизме. n n

Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чём усматривают nпрототип чёток, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое nотношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов, у которых nсуществуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в nИндии около 400 г. по Р. Хр. Это — деревянные цилиндры, достигающие nиногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси nруками или ветряными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой nвокруг цилиндра, много раз повторяется молитва ламаитов. Одному обороту nцилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и произнесению nэтой молитвы столько раз, сколько раз она отпечатана на цилиндре. nОдновременно с этим в буддийской традиции существует утверждение, что nмантра или молитва, прочитанная с полной осознанностью, приносит больше nпользы, чем «начитанная» миллионы раз. Индуисты также используют nранголи (рисунок-молитву). Рисунок, в виде орнамента, рисуется на земле nцветным минеральным порошком. Подобной техникой пользуются и nтибетские монахи для создания песочных мандал). nn n

Работа с мантрами – одна из важнейших составляющих буддизма и тантры. nСуществует множество различных мантр, которые можно классифицировать nпо различным категориям, но каждая молитва имеет ряд основных nуниверсальных признаков.n n

Произнося священные слова, человек пропускает их энергию через свое nматериальное и духовное тело, входит в резонанс с этой энергией. Именно nпоэтому буддийские мантры обязательно нужно произносить самому, а не nтолько слушать. Известный и почитаемый лама Говинда говорил, что мантра nспособна дать любому человеку громадные духовные блага, помочь в жизни, nно только в том случае, если человек сможет войти в резонанс с nпроизносимыми словами, а потому недостаточно записать и прослушивать nмантры, каждое слово нужно произносить и чувствовать.n n

Мантру можно назвать внутренним звуком и внутренней вибрацией энергии, nдаже внутренним чувством, потому физический звук молитвы и не имеет nважного значения и достаточно силы для того, чтобы воздействовать на nживое существо.n n

Религиозные традиции в христианстве. Молитва. Таинства.n n

Иисус Христос, придя в мир, осудил как лицемерие молящихся напоказ, так nи многословие в молитве, уподобив подобную молитву языческой. В связи с nэтим он установил правила моления, предусматривающие немногословность nмолящегося и сокрытие процесса моления от посторонних глаз, так как nмолящийся на публику уже получает свою награду на земле и Господь его nпрошения слушать не будет. Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из nвсех христианских молитв» (Отче наш). В древней церкви существовал nобычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, nмолившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к nнебу руками; ныне это действие совершает только священник во время nлитургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано nутвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для nженщин установлено было противоположное правило.n n

Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во nвсе времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на n12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 nчасам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской nцеркви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, nповечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междучасиями. В древние nвремена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что nверующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день. nС течением времени церковь ввиду занятий христиан в частной и nобщественной жизни начала совершать эти службы большею частью три раза nn n

в течение суток: утром (полуночницу, утреню и последование первого часа), nперед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и nвечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие).n n

Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков — nодним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, nкоторая произносится словами и сопровождается разными знаками nблагоговения (молитва внешняя, наружная). По содержанию своему молитва nраспадаются на славословия, прошения и благодарения; есть ещё молитва nходатайственная за других. В отношении формы, молитвы распадаются на nтри главные группы: ектении, псалмы и песнопения.n n

Таинства церкви по учению христианской церкви есть священнодействие n(обряд), в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая nблагодать Божия:n n

1. Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, nсовершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и nочищающее от грехов; n n

2. Миропомазание — освящение человека путем смазывания его nароматической смесью (миро); n n

3. Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, nсогласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем nсамым освобождаются от грехов (в Православной церкви и миряне, и nдуховенство причащаются хлебом и вином, в католической: nдуховенство — хлебом и вином, миряне, как правило, лишь хлебом); n n

4. Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов священнику nи получение прощения, «отпущения грехов», от имени Христа; n n

5. Брак (венчание) (в Католической церкви не подлежит расторжению); n n

6. Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному nучению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел nисповедать); n n

7. Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, nсовершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия nдуховенства).n n

Религиозные традиции в исламе. Намаз.n n

Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, nобозначающихся разными арабскими словами: n n

1. Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху. nn n

2. Салят или намаз (на персидском и тюркских языках Намаз), то есть nритуальная молитва, состоящая из определенных действий.n n

У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является nодним из столпов ислама:n n

Пророк Мухаммед сказал:n n

«Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю».n n

Отсюда следует, что Мухаммед, посланник Аллаха в исламе, установил все nобряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны читать молитву в любом nчистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва, совершенная в nмечети, имеет наибольшую ценность, за него молящийся получает больше nнаграды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во nвремя молитвы мусульмане обращаются лицом к Каабе (Мекке). nМусульманская молитва должна совершаться пять раз в день (перед восходом nсолнца, в полдень, во второй половине дня, после заката солнца и ночью). В nпятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, nнеобходимо слушать проповедь в мечетях. n n

Религиозные традиции в конфуцианстве.n n

Конфуцианство – Эта религия основана на философии. Учение nпервоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом nприсущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось nтолько вопросами этики и политики и совершенно не касалось nметафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено nчеловеческим разумом, а только усваивается верой. Вера в загробную жизнь nи существование духов допускалась не потому, что-то и другое считалось nдоказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует nблагополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и nтребования относительно сыновней почтительности и культа предков.n n

Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство nограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа nпредков (единственного, по мнению некоторых синологов, культа у nпервобытных китайцев) и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны n— признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или nпользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования nдолжны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них nпосвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых nшкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжением курительных nсвечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков nи кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные nдоклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком nвыдающемся событии в доме. nn n

Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, nположение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, nв которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, nпогребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по nпредставлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело nнаходится в доме (точнее — в рогожном шатре около него, во дворе), nрекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать nмузыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и nвечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее nлицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур n(всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на красной nбумаге, как всегда, а на жёлтой) делится на несколько степеней, сообразно nпродолжительности времени и качеству носимой в это время одежды. Самый nполный траур носится по родителям, женой по мужу и т. д. Во время траура nнельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться.n n

При заключении брака главное и общеобязательное требование — nчтобы жених и невеста носили разные фамилии (поэтому родство по матери nсовершенно не принимается во внимание) и имели первый не менее 16 лет, nвторая — не менее 14. Главные обряды при заключении брачного союза: nформальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в её доме, питьё nсочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление nмолодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает.n n

Государственным чествованием пользуются все государи всех династий, nравно как и царствующий государь, затем все лица, принёсшие пользу всему nгосударству (изобретатели земледелия, шелководства и пр., великие учёные n— Конфуций и 86 его учеников и последователей) или его части (чэн-ваны n— «гении-хранители городов»). Чествования может быть удостоен всякий, о nчьей полезной деятельности местное начальство и население nзасвидетельствует перед императором. Народное чествование ничем не nстеснено; в каждой местности много своих местно — чтимых (даже одной nсемьёй) духов. В данный день на могилу или в храм, в честь «пожалованного nдухом», является старший чиновник (при государственном чествовании) или nчлен семьи, совершает определённое количество коленопреклонений, nвозжигает перед таблицей курительные свечи, иногда ставит жертвы из nn n

съедобных вещей; его помощником прочитывается написанная на отдельном nлисте специальная молитва, которая затем тут же и сжигается в фонарике-nстолбе, находящемся на дворе прямо против статуи или изображения духа. К nобрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, nчиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский nиндифферентизм в деле религии; китайский буддист или магометанин nспокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими nобщеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции nправительства.n n

Религиозные традиции Японии.n n

Японская религия почитания природы называлась «Синто» или «иначе путь nбогов». Последователи синтоизма по сей день, покланяются духам и силам nприроды. По их поверью природа населена духами – Ками, которые nприсутствуют везде. Со временем появились и божества. Одни из них: nСусаноо – бог грозы и бури, Цикиёми – богиня луны, Тоёуке – богиня злаков nи Алатэрасу – богиня солнца. Основа познания этой религии было тонкое nискусство понимания природы и жизни. За время было построено много nсинтоизческих храмов. Многие из них сохранились и до наших дней.n n

Люди думают, что они узнали все, что можно о синтоизме, но это совсем не nтак. Только чистые последователи этой религии знают все секреты, которые nпередают своему поколению. Японцы верят, что те же чудесные силы, nкоторые управляют природой, действуют и в них самих. Между ними нет nникакого различия, не существует никакой черты, отделяющей божественное nот человеческого.n n

Религия синтоизм построена на ритуалах, обычаях и храмовых служениях. В nоснове синтоистского культа лежит почитание ками , которому посвящается nхрам. Для этого отправляются ритуалы, имеющие целью установление и nподдержание связи между верующими и ками, развлечение ками, nдоставление ему удовольствия. Считается, что это позволяет надеяться на его nмилость и защиту.n n

Система культовой обрядности разработана довольно скрупулёзно. Она nвключает обряд единичной молитвы прихожанина, его участие в nколлективных храмовых действах, порядок индивидуальной молитвы дома. nОсновные четыре ритуала синто — очищение (хараи), жертвоприношение n(синсэн), молитва (норито) и символическая трапеза (наораи). Помимо этого, nсуществуют более сложные ритуалы храмовых праздников мацури.n n

Хараи — символическое очищение.n n

Для обряда используется ёмкость или источник с чистой водой и небольшой nковш на деревянной ручке. Верующий сначала ополаскивает из ковша руки, nзатем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот (сплёвывая воду, nn n

естественно, в сторону), после чего наливает из ковша воду в ладонь и nомывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего nчистым.n n

Кроме того, существует процедура массового очищения, а также очищения nместа или предмета. Во время такого обряда жрец вращает специальной nтростью около очищаемого предмета или людей. Также может nиспользоваться обрызгивание верующих солёной водой и обсыпание их nсолью.n n

Синсэн — подношение.n n

Верующий должен подносить ками подарки для укрепления связи с ками и nдемонстрации своей приверженности ему. В качестве подношений nиспользуются различные, но всегда простые предметы и продукты питания. nПри индивидуальном домашнем молении приношения раскладываются на nкамидана, при молении в храме — выкладываются на подносы или тарелки nна специальных столах для приношений, откуда священнослужители nзабирают их. Приношения могут быть съедобными; в таких случаях обычно nподносят чистую воду, набранную в источнике, сакэ, очищенный рис, nрисовые лепёшки («моти»), реже подносят небольшие порции nприготовленных блюд, таких как рыба или готовый рис. Несъедобные nприношения могут делаться в виде денег (монеты бросаются в деревянный nящик, стоящий возле алтаря в храме, перед вознесением молитвы, более nкрупные суммы денег, когда их подносят храму при заказе какой-то nцеремонии, могут передаваться непосредственно жрецу, в этом случае деньги nзаворачиваются в бумагу), символических растений или веток священного nдерева сакаки. Ками, покровительствующему определённым ремёслам, могут nжертвоваться предметы производства этих ремёсел, такие как керамические nизделия, ткани, даже живые лошади (хотя последнее — большая редкость). В nкачестве особого пожертвования прихожанин может, как уже упоминалось, nпожертвовать храму тории .n n

Дары прихожан собираются жрецами и используются, смотря по их nсодержимому. Растения и предметы могут применяться для украшения храма, nденьги идут на его содержание, съедобные приношения могут частью nсъедаться семьями жрецов, частью — войти в состав символической nтрапезы наораи . Если храму жертвуют особенно много рисовых лепёшек, то nони могут раздаваться прихожанам или просто всем желающим.n n

Норито — ритуальные молитвы.n n

Норито читаются жрецом, который выступает посредником между человеком nи ками. Такие молитвы читаются по торжественным дням, праздникам, а nтакже в случаях, когда, в честь какого-либо события, верующий делает храму nподношение и заказывает отдельную церемонию. Церемонии заказываются nn n

для того, чтобы почтить ками в лично важный день: перед началом нового nрискованного бизнеса, дабы попросить божество о помощи, либо, наоборот, nв честь благоприятного события или завершения какого-либо большого и nважного дела (рождение первенца, поступление младшего ребёнка в школу, nстаршего — в университет, удачное завершение большого проекта, nвыздоровление после тяжёлой и опасной болезни и так далее). В подобных nслучаях заказчик и сопровождающие его лица, придя в храм, совершают nобряд хараи , после чего приглашаются служителем в хайден , где проводится nцеремония: жрец располагается впереди, лицом к алтарю, заказчик nцеремонии и сопровождающие — за ним. Жрец зачитывает вслух nритуальную молитву.n n

Обычно молитва начинается с восхваления божества, которому она nвозносится, содержит перечисление всех или наиболее важных nприсутствующих лиц, описывает, по какому случаю они собрались, излагает nпросьбу или благодарность присутствующих и в заключении выражает nнадежду на благорасположение ками.n n

Наораи — ритуальный пир.n n

Обряд состоит в совместной трапезе прихожан, съедающих и выпивающих nчасть съедобных жертвоприношений и таким образом, как бы nприкасающихся к трапезе ками.n n

Домашнее моление.n n

Синто не требует от верующего непременного частого посещения храмов, nвполне достаточно участия в больших храмовых праздниках, а в остальное nвремя человек может молиться дома или в любом другом месте, где сочтёт nправильным. Домашнее моление проводится перед камидана . Перед nсовершением молитвы камидана прибирается и протирается, туда ставятся nсвежие ветки и подношения: обычно это сакэ и моти. По дням, связанным с nпоминовением умерших родных, на камидана могут помещаться предметы, nкоторые имели важное значение для умершего: диплом университета, nмесячная зарплата, приказ о повышении по службе и так далее. Приведя себя nв порядок, омыв лицо, рот и руки, верующий встаёт напротив камидана , nсовершает один короткий поклон, затем два глубоких, затем делает несколько nхлопков в ладоши на уровне груди, для привлечения ками, молится мысленно nили очень тихо, сложив ладони перед собой, после чего снова кланяется два nраза глубоко, делает ещё один неглубокий поклон и отходит от алтаря. nОписанный порядок — идеальный вариант, в действительности же во многих nсемьях процедура упрощается: обычно кто-то из старшего поколения в nнужные дни прибирает камидана, расставляет украшения, талисманы и nподношения. Те члены семьи, кто более серьёзно относится к религиозным nтрадициям, подходят к алтарю и некоторое время стоят перед ним в nn n

молчании, склонив голову, свидетельствуя о своём уважении к ками и духам nпредков. После завершения молитв съедобные дары снимаются с камидана и nвпоследствии съедаются; считается, что таким образом верующие nприсоединяются к трапезе духов и ками.n n

Моление в храме.n n

Основным способом общения с ками для синтоиста является вознесение nмолитвы при посещении храма. Ещё перед тем, как войти на территорию nхрама, верующий должен привести себя в подобающее состояние: внутренне nподготовиться к встрече с ками, очистить свой ум от всего суетного и nнедоброго. Согласно представлениям синто, смерть, болезнь и кровь nнарушают чистоту, которая необходима для посещения храма. Поэтому nбольные, страдающие от кровоточащих ран, а также пребывающие в скорби nпосле смерти близких не могут посещать храм и участвовать в религиозных nцеремониях, хотя им не возбраняется молиться дома или где-либо ещё.n n

Войдя на территорию храма, прихожанин проходит по дорожке, на которой nобязательно должно быть место для совершения обряда хараи — nсимволического очищения. Если верующий принёс какие-то особые nподношения, то он может выложить их на столах для приношений или nпередать священнослужителю.n n

Затем верующий отправляется к хондэну. В стоящий перед алтарём nдеревянный решётчатый ящик он бросает монету (в сельской местности nвместо монеты может использоваться щепотка риса, завёрнутая в бумагу). nЕсли перед алтарём закреплён колокол, верующий может позвонить в него; nсмысл этого действия трактуется по-разному: по одним представлениям, звон nколокола привлекает внимание ками, по другим — отпугивает злых духов, по nтретьим — способствует очищению ума прихожанина. Затем, встав перед nалтарём, верующий кланяется, несколько раз хлопает в ладоши (этот жест, по nсинтоистским представлениям, привлекает внимание божества), после чего nмолится. Индивидуальные молитвы не имеют установленных форм и текстов, nчеловек просто мысленно обращается к ками с тем, что желает ему сказать. nИногда бывает, что прихожанин читает заранее подготовленную молитву, но nобычно так не делается. Характерно, что обычный верующий свои молитвы nпроизносит либо очень тихо, либо вообще мысленно — молиться вслух nможет только жрец, когда совершает «официальную» ритуальную молитву. nПосле завершения молитвы верующий совершает поклон и отходит от nалтаря.n n

На обратном пути к выходу из храма верующий может купить храмовые nталисманы (это может быть табличка с именем ками, стружка, снятая с nбрёвен старого здания храма при последнем его обновлении, некоторые nдругие предметы), чтобы дома поставить их на камидана. Любопытно, что, nn n

хотя синтоизм не порицает торговлю и товарно-денежные отношения как nтаковые, получение верующим храмовых талисманов за деньги формально nторговлей не является. Считается, что верующий получает талисманы в nподарок, а плата за них — его добровольное пожертвование храму, которое nделается в качестве ответной благодарности. Также за небольшую плату nверующий может взять из специального ящика полоску бумаги, на которой nнапечатано предсказание того, что ждёт его в ближайшем будущем. Если nпредсказание благоприятно, следует обернуть эту полоску вокруг ветки nдерева, растущего на храмовой территории, либо вокруг прутьев храмовой nограды. Неблагоприятные предсказания оставляют возле фигур мифических nстражей.n n

Исторический подход, заостряющий внимание на изменчивости явлений и их nразнообразии, представляет лишь одно измерение в процессе изучения nрелигии. Существуют также черты, сохранившиеся в неизменном виде на nпротяжении веков, характерные для определенной религии и отличающие eё nот других. Однако большинство элементов, которые мы называем основной nструктурой, появившихся на ранней стадии развития религии, сохранялись, nхотя бы частично, в продолжение всей ее истории.n n

Многие из этих базовых структур имеют аналоги в других религиях. Назовем nлишь несколько примеров: ритуалы крещения в воде и священной общей nтрапезы являются общими для многих религий, в ряде религий возникает nидея святой общины или святых людей; разлад между действительностью и nидеальным миром, выразившийся в христианской идее спасения, знаком nприверженцам различных религий. Однако сравнивать эти отдельные nизолированные концепции было бы ошибкой. Суть не в том, чтобы показать nсходство или расхождение в представлениях буддизма, иудаизма и так далее nпо тому или иному пункту. Будет правильнее сказать, что устойчивые nструктуры христианства указывают на то, что различные религии выросли на nобщей почве, где можно обнаружить глубинные корни разных верований. nИными словами, эти стойкие структуры христианства, обусловливающие его nсилу как религии, действуют в глубине, и их не затрагивают поверхностные nисторические изменения. Разумеется, христианство выражает и проявляет nэти корни свойственным только ему способом: спасение в христианстве — nвовсе не идентично просветлению в буддизме, евхаристия не тождественна nантичной практике жертвоприношений. Взаимодействие глубинных общих nструктур с конкретными историческими условиями порождает отдельные nрелигии. n n

Жизнь каждого человека, культура каждого народа – огромные ценности. nРелигиозные традиции основаны на вечных ценностях, таких. Как добро, nn n

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector