Черно белый памятник хрущеву

доклад по истории.docx

В 1962 было объявлено о повышении цен на мясо на 30 процентов, а на масло на 25 процентов. Эта временная мера» объяснялась необходимостью сократить «ножницы» между закупочными и розничными ценами. Хамское отношение местных властей к людям в сочетании с понижением жизненного уровня вызвали забастовки и массовые мирные демонстраций рабочих и студентов, против которых были применены войска, расстрелявшие десятки людей. Наказали не убийц, а жертв — участников событий, над которыми были устроены показательные процессы, завершившиеся смертными приговорами. В 1963 в результате неурожая и отсутствия резервов в стране СССР закупил около 13 млн. т хлеба за границей. Открыто высказывавшееся в очередях недовольство тем, что Россия из экспортера хлеба превратилась в его импортера, не было уменьшено тем фактом, что впервые в российской истории правительство предпочло заплатить золотом за хлеб, необходимый людям, вместо того чтобы не мешать им умирать от голода.

Во внешнеполитической деятельности Хрущев стремился проводить в жизнь провозглашенную им политику мирного сосуществования, в 1959 став первым советским лидером, совершившим поездку в США, но установкой советских ракет на Кубе чуть было не спровоцировал начало третьей мировой войны.

Трудности в экономике, объективно неискоренимые в социалистических условиях, усиление международной напряженности, непредсказуемость действий Хрущева (например, скандально известный случай, когда в сентябре 1960 Хрущев в ООН стучал ботинком по пюпитру во время выступления британского премьер-министра Макмиллана) и многое, другое руководство страны определило для народа как персональную вину Хрущёва.

К «белым» делам Хрущёва можно отнести начало нового процесса в жизни общества, названном «оттепелью». Даже часть правды, высказанная Хрущёвым на 20-ом съезде КПСС о сталинизме, нанесла мощный удар по тоталитарной системе, заставив задуматься множество людей, положила начало массовой реабилитации, освобождению оставшихся в живых узников лагерей.

Безусловно, Хрущев был глубоко ранен сталинизмом. Здесь перемешалось все: и мистический страх перед Сталиным, способным за один неверный шаг, жест, взгляд уничтожить любого человека, и ужас из-за невинно проливаемой крови. Здесь было и чувство личной ответственности за погубленные жизни, и накопленный десятилетиями протест, который рвался наружу.

Искренне верящий в преимущества советской системы, Хрущев стремился улучшить жизнь обычных граждан: сельское население перестало быть «второсортным» — крестьяне получили паспорта (коего они, как «неполноценные» граждане, не имели в сталинские времена), стал постепенно возрастать их жизненный уровень.

В 1956 был отменен антирабочий закон, запрещавший «самовольный» переход на другую работу. Была повышена зарплата в госсекторе, низкооплачиваемым категориям граждан. Был снижен пенсионный возраст и вдвое увеличены пенсии по старости. Правительство отказалось от обязательных госзаймов (с одновременным замораживанием на 20 лет выплат по старым займам). Была отменена плата за обучение в старших классах школ и интернатах, существовавшая с 1940.

Широкое жилищное строительство позволило увеличить фонд более чем вдвое, и, хотя жилищный кризис не был разрешен, многие тысячи людей переехали в новые отдельные квартиры.

Именно при Хрущёве были достигнуты великолепные успехи в освоении космоса — запуск первого в мире искусственного спутника Земли и первого в мире космонавта. При Хрущёве стремительными темпами развивалась отечественная наука, особенно ядерная физика.

Вероятно, художественный стиль Эрнста Неизвестного оказался подходящим для изображения образа мыслей Хрущева. Памятник словно воплотил непримиримость Хрущева в его борьбе против «украшательств» и за конструктивизм, его предпочтение «практическим» делам. В памятнике чудится неукротимая мощь колоритной хрущевской натуры. Про таких говорят: «Его бы энергию, да в мирных целях!» Кажется, что громоздкие белые и черные мраморные блоки, из которых сооружен памятник Хрущеву, отражают грубую тяжеловесность и механистичность его мышления. Представляется, что ухмыляющаяся голова Хрущева олицетворяет его самомнение и уверенность в превосходстве своего здравого смысла, достаточности знания «четырех правил арифметики» для управления великой современной страной. Над головой Хрущева возвышается черный прямоугольник, словно царская шапка, которой его собираются короновать. «Шапка» явно не по размеру головы Хрущева.

В то же время вклинивающиеся друг в друга черные и белые камни разной величины и разных размеров, сочетание прямых вертикальных и горизонтальных линий с ломаными и асимметричными, создают впечатление о каком-то сложном механическом устройстве, которое вот-вот начнет двигаться сразу в нескольких направлениях и под разными углами. Кажется, будто эта конструкция способна крушить и давить все, что стоит на ее пути. Изломанные линии памятника наводят на мысль о хаотичности движения этих тяжелых блоков. Точно так же сумбурна и хаотична была и деятельность Хрущева.

Памятник из белого и черного мрамора, как бы утверждал противоречивость борьбы зла и добра в характере Хрущева.
» Неизвестный демонстрировал модели, рассказывал об отброшенных вариантах, о находках и решениях. Всем нравилось. Ицков спросил об идее, заложенной в надгробие.

— В основе самой жизни в философском смысле лежит противоборство двух начал, — привычно вещал Неизвестный, — светлого — прогрессивного, динамичного, и темного — реакционного, статичного. Одно стремится вперед, другое тянет назад. Эта основная идея развития бытия очень хорошо подходит к образу Никиты Сергеевича. Он начал выводить нашу страну из мрака, разоблачил сталинские преступления. Перед всеми нами забрезжил рассвет, обещавший скорый восход солнца. Свет стал разгонять тьму.

Такой подход позволит лучше понять основные идеи надгробия. Главный компонент — белый мрамор, его динамичная форма наступает на черный гранит. Тьма сопротивляется, борется, не сдает свои позиции, в том числе и внутри самого человека. Не зря голова поставлена на белую подставку, но сзади сохраняется черный фон. В верхнем углу на белом — символическое изображение солнца. Вниз от него протянулись лучи. Они разгоняют тьму. Голова цвета старого золота на белом не только хорошо смотрится, но это и символ — так римляне увековечивали своих героев. Все покоится на прочном основании бронзовой плиты. Ее не сдвинуть. Не повернуть вспять начавшийся процесс.

В плите слева, если смотреть от стелы, отверстие в форме сердца. Там должны расти красные цветы, олицетворяющие горение, самопожертвование. Тут же надпись «Хрущев Никита Сергеевич», с другой стороны даты рождения и смерти. И ничего больше, никаких пояснений. Все должно быть лаконично и величественно. Помните надпись на могиле Суворова: «Здесь лежит Суворов». И все. Никаких полководцев, фельдмаршалов, орденов.»

Но, может быть, памятник отражает иронию скульптора над Хрущевым, который не раз издевался над ним с высоких трибун? Спрятанная в нише среди блоков на уровне человеческого роста улыбающаяся голова Хрущева и просветы между блоками ниже головы создают впечатление, что перед нами конструкция иллюзиониста, в которой полностью или частично «исчезают» люди, чтобы потом неожиданно «возникнуть» в другом месте. Казалось, что и после своей смерти Хрущев показывает очередной иллюзионистский фокус, подобный тем, что он любил демонстрировать на политической арене. Хотел этого скульптор Неизвестный, или нет, но его памятник позволяет воспринимать Хрущева как мастера политической иллюзии. Словно манипулируя зеркалами и ловко сооруженными конструкциями, Хрущев умел превращать белое в черное и наоборот. Вчерашние друзья превращались в злейших врагов, а вчерашние враги – в лучших друзей. Как иллюзионист, который, поворачивая зеркала, заставляет исчезнуть слона, Хрущев убирал из общественного сознания память о выдающихся деятелях прошлого и переворачивал представления о них. Как настоящий фокусник, вытаскивающий кролика из цилиндра и множество крупных предметов из небольшого чемодана, Хрущев на протяжении своей политической деятельности не раз убеждал окружающих в том, что он нашел много чудодейственных средств, которые станут источниками неограниченной мощи и богатства Советской страны. Подобно мастеру иллюзий, он из ничего разжигал пожары острых международных споров, а затем ловким жестом гасил пламя созданных им же конфликтов.

Э. Неизвестный, который так остро, жестко и несправедливо критиковался Хрущевым, на его могиле на Новодевичьем кладбище сделал такой памятник — бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой — белая, другая — черная. Черный и белый мрамор символизируют борьбу доброго и злого начал в душе Хрущева.

Хвала той женщине, что правильно поняла задумку Э.Неизвестного, простившего Н.С.Хрущёву его несдержанность, граничащую с хамством. Скульптор, в отличие от многих современников вождя, правильно оценил роль личности Хрущёва в судьбе страны. В деятельности Н.С. Хрущёва было и «чёрное» — плохие дела, но было и «белое» — хорошие дела.

Памятник Э. Неизвестного Н. С. Хрущеву (см. фото 1) выполнен на контрасте: черное и белое. Что, по-вашему, этим хотел сказать скульптор?

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Памятник Н. С. Хрущеву работы Э. Неизвестного

Памятник выполнен по образцу надгробий французских королей. Поэтому прослеживается связь в плане установления всесильной власти партии и ее лидера.

Предложенная скульптором художественная метафора, была проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва : единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы.

В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова». «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.

Скачать работу

Описание (план) Содержание:

    Введение 2
    О создании 3-5
    Чёрное и белое Хрущёва 6-10
    Памятник Хрущёву 11-13
    Заключение 14
    Список использованных источников 15

1.Введение
Прошло несколько лет после смерти Н. С. Хрущёва, и в августе 1975 года после долгих проволочек был открыт памятник на его могиле. Его автором стал Эрнст Иосифович Неизвестный, которого беспощадно осуждал и высмеивал 13 лет назад Хрущев. Произведение Неизвестного стало самым значительным произведением скульптуры, которое было посвящено бывшему руководителю СССР.

2.О создании
Новодевичье кладбище – главный Некрополь стол ицы. Здесь похоронены люди, оставившие заметный след в истории России. Многие установленные здесь памятники можно без преувеличения назвать шедеврами мемориальной скульптуры.
К их числу несомненно принадлежит легендарный надгробный памятник Ник иты Сергеевича Хрущёва работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Историю создания этого монумента по праву можно назвать «историей» с большой буквы — так сложно и противоречиво переплелись в ней человеческие судьбы и реальные события недавнего прошлого.
Известны примеры, к огда исполнение надгробия пор учали художнику, имевшем у какую- то личную связь с усопшим. Вспомним, хотя бы, «Гробницу Лоренцо Медичи» во Флоренции — мраморный шедевр Микеланджело, созданный им в знак личной благодарности великому покровителю искусств. Но взаимоотношения Никиты Хрущёва и Эрнста Неизвестного по своей драматичности достойны пера писателя-романиста.
Никита Хрущёв один из самых ярких и противоре чивых исторических деятелей советской эпохи. Верный ученик товарища Сталина, один из многих, но, отнюдь, не рядовой «винтик» кровавой сталинской мясорубки — именно Хрущёв «вбил» первый гвоздь в крышку гроба тирана, выступив на 20-ом съезде КПСС с секретным докладом «О культе личности». Он освободил из лагерей тех, кто уцелел и дал ход процессу реабилитации невинных жертв. Развернув строительство жилья, он дал возможность тысячам горожан переехать из подвалов и бараков с собственные квартиры. В то же время миллионы нищих, бесправных и «беспаспортных» крестьян едва ли поминали Никиту Сергеевича добрым словом.
Хрущёв положил начал о частичной либерализации общества, вошедшей в историю под названием хрущёвской «оттепели». Но, как часто бывает в истории, он же и положил ей конец .
Отправной точкой этого движения «вспять» стала скандально известная выставка «30- летия МОСХ» 1962 года, где впервые пересеклись жизненные пути Хрущёва и Неизвестного. Наряду с основной экспозицией, демонстрировавшей полную и окончательную победу социалистического реализма, публике были впервые показаны работы группы молодых художников-экспериментат оров, одной из ключевых фигур этой группы был скульптор Эрнст Неизвестный.
Боевой офицер, кава лер Ордена Красной Звезды, воевавший в составе воздушно-десантных войск 2-го Украинского фронта, Неизвестный был одним из лидеров поколения художников, не считавших соцреализм единственным методом искусства.
Трудно сказать, был ли скандал на выставке спонтанной реакцией эксцентричного Председа теля Совета Министров или он был частью хитрого плана интриганов из Политбюро и Союза Художников. Но, так или иначе, Хрущёв, трижды обойдя экспозицию авангардистов, постепенн о пришел в неистовый гнев и ярость. Задавая художникам издевательские вопросы и всё сильнее распаляясь, он завершил свой монолог истерическим криком — «Запретить, всё запретить! Такое искусство не нужно Советскому народу. Что вы все пидерасты, что ли?» Эрнст Неизвестный был одним из тех, кто смело, не теряя достоинства, пытался урезонить разбушевавшегося партийного лидера.
Через девять лет после описанных собы тий, смещенный со всех постов и преданный соратниками, Хрущёв умер. Семья покойного обратилась к Эрнсту Неизвестному с неожиданным для него предложением сделать надгробный памятник своему противнику. К тому времени у скульптора был немалый опыт создания ритуальных изваяний. Он был автором надгробий Лауреата Нобелевской премии, физика Льва Ландау, поэта Михаила Светлова. Сын Н.С.Хрущёва Сергей свидетельствует, что философская идея памятника возникла у скульптора сразу. Уже во время первой встречи Неизвестный стал рисовать на листе бумаги конструкцию из двух каменных глыб черного и белого цвета, опиравшуюся на мощную горизонтальную бронзовую плиту. Предложенная скульптором художественная метафора, была проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва : единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы.
В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова». «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.
Со слов Сергея Хрущёва, неожиданные трудности возникли при выборе камня нужного размера. По замыслу автора высота памятника должна была равняться двум с половиной метрам. Согласно технологии того времени, камни такого большого размера добывались при помощи взрывных работ. При этом в монолите могли появляться незаметные для глаз микротрещины. Обнаружить этот дефект можно было только после того, как камень будет окончательно отшлифован и отполирован.
Обсудив эту проблему с профессионалами и специалистами по обработке натурального камня, скульптор принял решение составлять мраморную и гранитную часть надгробия из трёх камней стандартного размера. Эти блоки высотой 90 см и шириной 60 см выпиливали из горной породы с помощью с пециальных машин, что исключало возможность возникновения микротрещи н.
Немалые трудности пришлось преодолеть при получении разрешитель ных документов от различных партийных и ху дожественных властей. Негласное мнение начальства было настроено против проекта надгробия, предложенного Эрнстом Неизвестным. Партийные товарищи считали его слишком радикальным, смелым и необычным. Было выдвинуто несколько альтернативных предложений. Например, сохранить об щую композицию, но использовать стандартный серый гранит. Другие предлагали совсем изменить форму памятника и использовать красный порфир, символизировавший революционные заслуги Хрущёва. Третьи склонялись к привычному варианту гранитной стелы, увенчанной бюстом, как у Кремлёвской стены.

3.Чёрное и белое Хрущёва

В оригинальной и философской композиции памятника Хрущеву, с озданном Э.Неизвестным, можно увидеть чёткие границы между чёрным и белым. Однако в жизни каждого человека на Земле, а тем более в жизни личностей, вошедших в мировую историю и находившихся на вершине власти — чёрное и белое не только может не имеет видимых границ, но часто обладает изрядной дуальностью, когда со временем и в сравнении с иными делами и событиями, чёрное может оказаться если не белым, то далеко и не чёрным. Или, наоборот.

Это утверждение к асается и личности Н.С. Х рущёва. Родившись в крестьян ской семье села Калиновка Курской области в 1894 году, Хрущев с раннего детства познал тяжесть подневольного труда и «прелести» жизни при царском самодержавии. Зимой посещал школу и обучился грамоте, летом работал пастухом. В 1908-ом, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, в 15 лет стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте, и как шахтер не был взят на фронт в 1914.

Это после 1991 года, ставшего годом распада и гибели СССР, гражданам России много рассказывали о &quot ;чёрном» режима большевиков и ком мунистов, и о «белом& quot; и «пухнастом&q uot; времени царского самодержавия. Мол, вплоть до 1913 года россияне жили как у бога за пазухой — столыпинские реформы «завалили» россиян всеми видами продовольствия, а стремительно развивающий капитализм «поднял» российскую индустрию чуть ли не в ровень с индустрией Западной Европы.

Семья Никиты Хрущ ева, увы, не ощущала на с ебе «белого» ни от столыпинских реформ в крестьянской жизни Курской губернии, ни от стремительной индустриализации Донбасса. Членам семьи юному Никите приходилось работать, работать и работать, чтобы выжить даже чисто физиологически.

После Октябрьской революции Хрущев был изб ран председателем местног о профсоюза металлисто в горнорудной промышленности. В 1918 вступил в РКП(б). После оккупации Украины немцами Хрущев работал в ревкоме в Курской губернии, с весны 1918-го находился на политработе в РККА, проявив себя храбрым и умелым комиссаром. После гражданской войны Хрущев вернулся в Донбасс. В 1920 стал политическим руководителем, заместителем управляющего Рученковского рудника. В 1921 поступил на рабфак Донтехникума, но не окончил учебы, т.к. был назначен вторым секретарем райкома партии и стал быстро делать партийную карьеру.

В 1929-ом Хрущёв был направлен на учебу в Промышленную академи ю, готовившую кадры партийно — промышленного руково дства. В Промакадемии вместе с ним училась и жена И.В. Сталина — Н.Аллилуева, которая и обратила внимание мужа на энергичного и перспективного члена партии. Во время учебы этот член партии активно выступал против «правого уклона», возглавил «правоверных коммунистов» и в 1930 был избран секретарем парткома академии.

В 1931 по рекомендации Л.М. Каг ановича Хрущев был избран первым секретарем Баума нского, затем Краснопресненского райкома Москвы. В 1932 стал вторым секретарем Московского горкома партии. В 1935 был назначен первым секретарем Московского обкома партии. Свой первый орден Ленина Хрущёв получил за значительный вклад в строительство Московского метро.

К «чёрным&qu ot; делам Хрущёва можно отне сти его подписи под расст рельными спис ками как в Москве, так и в Украине. Под руководством Хрущева в Москве прошли невиданные аресты руководящего звена парторганизации, при этом сам Хрущев санкционировал все действия органов НКВД, призывая при этом еще и еще усилить «бдительность» . В речи на Московской партконференции 23.5.1937 заявил: «Рабочий класс и все трудящиеся нашей страны добились великих побед социализма благодаря мудрости, благодаря зоркости, неиссякаемой энергии великого продолжателя дела Ленина, вождя народов СССР, друга трудящихся всего мира — товарища Сталина. Однако нельзя успокаиваться — враг еще не добит окончательно». Хрущев контролирует ход арестов и требует, чтобы цифры были впечатляющими. По свидетельству старожилов Московского управления НКВД, в 1937 году он ежедневно звонил и спрашивал, как идут аресты.

— Москва — столица, — напоминал Никита Сергеев ич. — Ей негоже
отставать от Калуг и или Рязани.

Как член военного совета Киевского особого военного округа Хрущ ев причастен к репрессиям командного состава округ а, принимал участие в приготовлениях по за хвату Западной Украины и Западной Белоруссии. Во время Великой Отечест венной войны он был косве нно причастен к тяжелейше му поражению РККА под Хар ьковом. После смерти И. В . Сталина Хрущев был секр етарем ЦК, возглавлял комиссию по о рганизации похорон диктатора и несет от ветственность за трагичес кую гибель людей в давке, происшедшей в 1-й день п рощания с покойным у Дома Союзов.

При фактической в ласти триумвирата — Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Хрущев — последний, пользуясь под держкой Н.А. Булганина и Г.К. Жукова, организовал арест Л.П. Б ерии, смог оттеснить Г. М. Маленкова и в сен тябре 1953-го стал первым секретарем ЦК КПСС. Однако, вскоре, в знак «благодарности» , избавился и от Булганина, и от Жукова.

В 1956 на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В этом докладе, однако, не была предпринята попытка анализа системы, сделавшей возможным кровавый сталинский деспотизм. Более того, спустя некоторое время сам Хрущев стал пренебрегать методами коллегиального руководства страной, стал поощрять развитие и укрепление собственного культа личности.

После хорошего ур ожая на целинных землях в 1956, давшего половину собранн ого в стране зерна, Хруще в встал на путь авантюрис тических административных эко номических реформ и кампаний, направленных на получени е быстрых и существенн ых результатов. В 1957 им был выдвинут лозунг «Догнать и перегнат ь Америку в производстве мяса и молочных продуктов в два- три года», не имевший никаких реаль ных предпосылок для его в ыполнения и закончившийся полным провалом. Потерпела неудачу програ мма принудительного выращивания кукурузы , внедрявшаяся в районах, заведомо для этого непригодных. Укрупне ние колхозов и выкуп ими техники ликвидированных м ашинно-тракторных станций привели к сокращению с.-х. техники и оказали пагубное влияние на сельс кое хозяйство страны. Тяжело ударили по благос остоянию колхозников борьба с приусадебными хозяйствами и ограни чения на продажу кормов для личного с кота. Не оправдало себя решен ие о создании Советов народного хо зяйства ( совнархозов) на мест ах для руководства эконом икой вместо министерств. ..

В 1962 было объявлено о повышен ии цен на мясо на 30 процентов, а на масло на 25 процентов. Эта «врем енная мера» объяснялась необходимость ю сократить «ножницы » между закупочными и розничными ценами. Хамское отношение местных властей к людям в сочетании с понижением жизненного уровня вызвали забастовки и массовые мирные демонстраций рабочих и студентов, против которых были применены войска, расстрелявшие десятки людей. Наказали не убийц, а жертв — участников событий, над которыми были устроены показательные процессы, завершившиеся смертными приговорами. В 1963 в результате неурожая и отсутствия резервов в стране СССР закупил около 13 млн. т хлеба за границей. Открыто высказывавшееся в очередях недовольство тем, что Россия из экспортера хлеба превратилась в его импортера, не было уменьшено тем фактом, что впервые в российской истории правительство предпочло заплатить золотом за хлеб, необходимый людям, вместо того чтобы не мешать им умирать от голода.

Во внешнеполитиче ской деятельности Хрущев стремился проводить в жиз нь провозглашенную им политику мирного сосуществования, в 1959 став первым советским лидером, совершившим поездку в США, но установкой советских ракет на Кубе чуть было не спровоцировал начало третьей мировой войны.

Трудности в эконо мике, объективно неискоре нимые в социалистических усл овиях, усиление международной н апряженности, непредсказуемость де йствий Хрущева (например, скандально известный слу чай, когда в сентябре 1960 Хрущев в ООН стучал ботин ком по пюпитру во время выступления британск ого премьер-министра Макмиллана) и многое, другое руководство стран ы определило для народа к ак персональную вину Хрущё ва.

К «белым&quo t; делам Хрущёва можно от нести начало нового проце сса в жизни общества, названном «оттепель ю». Даже часть правды, высказанная Хрущёвым на 20-ом съезде КПСС о сталинизме, нанесла мощный удар по тоталитарной системе , заставив задуматься мно жество людей, положила начало массовой реаб илитации, освобождению оставшихся в живых узников лагерей.

Безусловно, Хрущев был глубоко ранен сталинизмом. Здесь перемешалось в се: и мистический страх пе ред Сталиным, способным за один неверн ый шаг, жест, взгляд уничтожить любого человека, и ужас из-за невинно проливаемой крови. З десь было и чувство лично й ответственности за погубленные жизни, и накопленный десятилетиями протес т, который рвался наружу.

Искренне верящий в преимущества советской системы, Хрущев стре мился улучшить жизнь обычных гражда н: сельское население перестало быть «второсортным» — крестьяне получили паспор та (коего они, как «не полноценные» граждан е, не имели в сталинские вр емена), стал постепенно возрастат ь их жизненный уровень.

В 1956 был отменен антирабочий закон, запрещавший «са мовольный» переход на другую работу. Была повышена зарплата в госсекторе, низкооплачиваемым катего риям граждан. Был снижен пенсионный во зраст и вдвое увеличены п енсии по старости. Правительство отказалось от обязательных госзаймо в (с одновременным замора живанием на 20 лет выплат по старым зай мам). Была отменена плата за о бучение в старших классах школ и интернатах, существовавшая с 1940.

Широкое жилищное строительство позвол ило увеличить фонд более чем вдвое, и, хотя жилищный кризис не б ыл разрешен, многие тысячи людей пере ехали в новые отдельные квар тиры.

Именно при Хрущёв е были достигнуты великол епные успехи в освоении к осмоса — запуск первого в мире искусственного спутн ика Земли и первого в мир е космонавта. При Хрущёве стремительны ми темпами развивалась отечеств енная наука, особенно яде рная физика.

Вероятно, художественный стиль Эрнста Неизвестного оказался подходящим для изображения образа мыслей Хрущева. Памятник словно воплотил непримиримость Хрущева в его борьбе против «украшательств» и за конструктивизм, его предпочтение «практическим» делам. В памятнике чудится неук ротимая мощь колоритной хрущевской натуры. Про таких говорят: «Его бы энергию, да в мирных целях!» Кажется, что громоздкие белые и черные мраморные блоки, из которых сооружен памятник Хрущеву, отражают грубую тяжеловесность и механистичность его мы шления. Представляется, что ухмыляющаяся голова Хрущева олицетворяет его самомнение и уверенность в превосхо дстве своего здравого смысла, достаточности знания «четырех правил арифметики» для управлени я великой современной стра ной. Над головой Хрущева возв ышается черный прямоугольник, словно царская шапка, которой его собираются короновать. «Шапка» явно не по размеру головы Хрущева.
В то же время вклинивающиеся друг в друга черные и белые камни разной величины и разных размеров, сочетание прямых вертикальных и горизонтальных линий с ломаными и асимметричными, создают впечатление о ка ком-то сложном механическом устройстве, которое вот-вот начнет двигаться сразу в нескол ьких направлениях и под разными углами. Кажется, будто эта конструкция способна крушить и давить все, что стоит на ее пути. Изломанные линии памятника наводят на мысль о хаотичности движения этих тяжелых блоков. Точно так же сумбурна и хаотична была и деятельность Хрущева.

Памятник из белого и черного мрамора, как бы утверждал противоречивост ь борьбы зла и добра в характере Хрущева.
» Неизвестный демонстрировал модели, рассказывал об отброшенных вариантах, о находках и решениях. Всем нравилось. Ицков спросил об идее, заложенной в надгробие.

— В основе самой жизни в философском смысле лежит противоборство двух начал, — привычно вещал Неизвестный, — светлого — прогрессивного, динамичного, и темного — реакционного, статичного. Одно стремится вперед, другое тянет назад. Эта основная идея развития бытия очень хорошо подходит к образу Никиты Сергеевича. Он начал выводить нашу страну из мрака, разоблачил сталинские преступления. Перед всеми нами забрезжил рассвет, обещавший скорый восход солнца. Свет стал разгонять тьму.

Такой подход позволит лучше понять основные идеи надгробия. Главный компонент — белый мрамор, его динамичная форма наступает на черный гранит. Тьма сопротивляется, борется, не сдает свои позиции, в том числе и внутри самого человека. Не зря голова поставлена на белую подставку, но сзади сохраняется черный фон. В верхнем углу на белом — символическое изображение солнца. Вниз от него протянулись лучи. Они разгоняют тьму. Голова цвета старого золота на белом не только хорошо смотрится, но это и символ — так римляне увековечивали своих героев. Все покоится на прочном основании бронзовой плиты. Ее не сдвинуть. Не повернуть вспять начавшийся процесс.

В плите слева, если смотреть от стелы, отверстие в форме сердца. Там должны расти красные цветы, олицетворяющие горение, самопожертвование. Тут же надпись «Хрущев Никита Сергеевич», с другой стороны даты рождения и смерти. И ничего больше, никаких пояснений. Все должно быть лаконично и величественно. Помните надпись на могиле Суворова: «Здесь лежит Суворов». И все. Никаких полководцев, фельдмаршалов, орденов.»
Но, может быть, памятник отражает иронию скульптора над Хрущевым, который не раз издевался над ним с высоких трибун? Спрятанная в нише среди блоков на уровне человеческого роста улыб ающаяся голова Хрущева и просветы между блоками ниже головы создают впечатление, что перед нами конструкция иллюзиониста, в которой полностью или частично «исчезают» люди, чтобы потом неожиданно «возникнуть» в другом месте. Казалось, что и после своей смерти Хрущев показывает очередной иллюзионистский фокус, подобный тем, что он любил демонстрировать на политической арене. Хотел этого скульптор Неизвестный, или нет, но его памятник позволяет воспринимать Хрущева как мастера поли тической иллюзии. Словно манипулируя зеркалами и ловко сооруженными конструкциями, Хрущев умел превращать белое в черное и наоборот. Вчерашние друзья превращались в злейших врагов, а вчерашние враги – в лучших друзей. Как иллюзионист, который, поворачивая зеркала, заставляет исчезнуть слона, Хрущев убирал из общественного сознания память о выдающихся деятелях прошлого и переворачивал представления о них. Как настоящий фокусник, вытаскивающий кролика из цилиндра и множество крупных предметов из небольшого чемодана, Хрущев на протяжении своей политической деятельности не раз убеждал окружающих в том, что он нашел много чудодейственных средств, которые станут источниками неограниченной мощи и богатства Советской страны. Подобно мастеру иллюзий, он из ничего разжигал пожары острых международных споров, а затем ловким жестом гасил пламя созданных им же конфликтов.
Э. Неизвестный, который так остро, жестко и несправедливо критиков ался Хрущевым, на его могиле на Новодевичьем кладбище сделал такой памятник — бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой — белая, другая — черная. Черный и белый мрамор символизируют борьбу доброго и злого начал в душе Хрущева.

6.Список использованных источников

1. Хрущев Никита Сергеевич; Воспоминания. Избранные фрагменты. – М.:
Вагрус 1997 г. – 511 с.
2. Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии / Сост. Ю. В. Аксютин.
– М.: Политиздат. 1989 г. – 367 с.
3. Хрущев Никита Сергеевич, о нем. Боффо Д. История Советского Союза – М.
1990 г. – 570 с.
4. Хрущев Никита Сергеевич, о нем: Аджубей А. И. Те десять лет. – М. 1989
г. – 235 с.
5. Журнал N9 «Вопросы истории КП СС» И.В. Русинов, Москва, 1988г.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

Подкасты

Мультимедиа

Новости

История

Черно-белый Хрущев 40 лет спустя

40 лет назад, 11 сентября 1964 года, умер Никита Хрущева — самый противоречивый из советских вождей. Знаменитый памятник ему на Новодевичьем кладбище изваян наполовину из черного, наполовину — из белого мрамора.

Это глубоко символично, как и то, что память бывшего лидера увековечил скульптор Эрнст Неизвестный, бывший при Хрущеве в немилости.

Изданный в годы перестройки сборник публицистических статей о хрущевском времени был озаглавлен «Свет и тени великого десятилетия». Немало и тех, кто без всяких полутонов находит его провальным.

Cоучастие в репрессиях 1930-х и 40-х годов, подавление венгерского восстания, расстрел в Новочеркасске, «дело Рокотова и Файбышенко» — и послесталинская «оттепель», освобождение узников ГУЛАГа, реабилитация репрессированных народов, паспорта и пенсии для колхозников, прежде живших, по сути, на положении государственных крепостных.

Берлинский и карибский кризисы, чуть было не закончившиеся ядерной катастрофой, знаменитый «хрущевский башмак» — и официальный отказ от доктрины о неизбежности войн, единственное во всей советской истории реальное сокращение военных расходов, невиданная прежде открытость миру, молодежный фестиваль 1957 года, первые иностранные студенты и туристы, гастроли и пластинки зарубежных звезд.

Кукурузная эпопея и прорыв в космос. Травля Пастернака и публикация «Одного дня Ивана Денисовича».

Разносы творческой интеллигенции, «бульдозерные выставки», непристойная брань в Манеже, трескучая пропаганда — и вечера поэзии в Политехническом музее, песни Окуджавы, фильмы Чухрая, Хуциева, Климова, Рязанова, Гайдая.

Все это — Хрущев и его время.

Репрессии и гопак для Сталина

По мнению историков, выдвиженец с Украины был обязан своей карьерой жене Сталина Надежде Аллилуевой. В 1929 году он поступил в московскую Промышленную академию, где в то время обучалась и Аллилуева, но занялся не столько науками, сколько политикой в качестве секретаря парткома академии, и отличился в борьбе с бухаринской оппозицией. Жена рассказала Сталину о молодом перспективном партийце.

В 1938 году Хрущев возглавил Московский горком, а в 1938-м — ЦК компартии Украины.

Занимать в то время такие должности и не стать соучастником террора было невозможно.

Как утверждал в своих мемуарах крупный чекист Павел Судоплатов, в 1947 году Хрущев испросил у Сталина разрешение на «ликвидацию» униатского епископа Теодора Ромжи, который в результате был убит.

В 1949 году Хрущев вновь возглавил московскую парторганизацию. Вхожий к Сталину авиаконструктор Александр Яковлев вспоминал, как однажды «от имени москвичей» пожаловался вождю на предпринятую по указанию Хрущева вырубку вековых лип на Тверском бульваре, а тот ответил: «Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет». Хотя следует заметить, что Яковлев до конца дней не скрывал преклонения перед Сталиным, к Хрущеву же, мягко говоря, не питал большого уважения.

С одной стороны, Сталин называл Хрущева «Мыкытой» и во время застолий на Ближней даче заставлял плясать гопак. Сколько унижений и страха натерпелся будущий руководитель страны, знал только он сам. По его словам, отправляясь к Сталину, он никогда не знал, вернется ли обратно.

С другой стороны, в отличие от Молотова, Берии, Ворошилова и Микояна, которых, по мнению историков, только скоропостижная смерть вождя спасла от участи Бухарина и Каменева, Хрущев не испытывал на себе явной немилости и всегда входил в узкий круг избранных членов руководства, приглашаемых на сталинскую дачу, где решались все важнейшие вопросы.

С расстрелом Берии тоже не все обстоит однозначно. Ранее полагалось считать, что Хрущев вместе с Президиумом ЦК и высокопоставленными военными избавил страну от «чудовища», что Берия в случае прихода к власти «всех бы перерезал», установил фашистские порядки и втянул СССР в ядерную войну с Америкой.

Опубликованные в последние 25 лет документы и воспоминания заставляют думать, что в реальности дело обстояло иначе. Все без исключения члены тогдашнего руководства были преступниками, и все после смерти тирана сознавали необходимость перемен, кто в большей, кто в меньшей степени. Часть исследователей не исключают, что Берия пошел бы в реформах дальше Хрущева, и даже мог бы стать «советским Дэн Сяопином».

По мнению сталинистов, соучастие в репрессиях навеки лишило Хрущева морального права критиковать Сталина. Их оппоненты говорят, что деятельное раскаяние лучше, чем упорство в заблуждениях.

Его не боялись

Многословие, эскапады и выходки Хрущева во многом объяснялись избавлением от многолетнего давящего страха.

«В какой-то момент отказали у него все тормоза, все решительно. Такая у него свобода наступила, такое отсутствие каких бы то ни было стеснений, что, очевидно, это состояние стало опасным — опасным для всего человечества, вероятно, уж больно свободен был Хрущев», — писал режиссер Михаил Ромм.

Главное, однако, состояло в том, что Никита Сергеевич освободил от страха не только себя, но и страну.

Хрущева много ругали и высмеивали. Зато его не боялись.

Общество при нем трудно было назвать свободным, но оно перестало быть угрюмым. Перестали сажать за «колоски» и анекдоты. Фильмы 1950-х годов и через полвека передают атмосферу раскрепощенности, легкости и наивного оптимизма.

Хрущев не построил коммунизм и не перегнал Америку по мясу и молоку. Но люди при нем начали жить в отдельных квартирах, следить за модой, отдыхать в Крыму, покупать бытовую технику, а кое-кто — и машины.

К концу правления Хрущева из магазинов исчез белый хлеб. Но советское государство впервые потратило валюту на закупку зерна вместо того, чтобы дать своим гражданам умирать от голода.

Хрущев беспардонно объегорил население, волевым решением заморозив в 1957 году советские госзаймы. Но создал эту ситуацию Сталин, в течение многих лет заставлявший трудящихся «добровольно» подписываться на них в размере одного, а то и двух месячных окладов. Говорят, что именно ситуация с займами вызвала к жизни известную шутку Черчилля о том, что «в СССР все, что можно, можно обязательно».

Последний коммунист

Примечательную характеристику Хрущеву дал Вячеслав Молотов, который назвал его «противником марксизма-ленинизма, скрытым и хитрым врагом коммунистической революции» и тут же добавил: «Нет, он не дурак. Он отразил настроение подавляющего большинства».

По оценкам людей, близко знавших Хрущева, он был, пожалуй, последним человеком в руководстве СССР, убежденным в жизненности идеалов коммунизма и возможности его построить.

В этом русле лежали и дорого обошедшийся сельскому хозяйству разгром личных подсобных хозяйств, которые первый секретарь искренне считал пережитком прошлого, и постоянные разговоры про общественное самоуправление, высокую сознательность и грядущее отмирание государства.

Хрущев верил, что свобода лучше, чем несвобода, и приходил в ярость, когда люди использовали полученную свободу не так, как ему хотелось.

Он болезненно воспринимал упреки коллег, что «все распустились» и «при Сталине такого не было».

К тому же, по воспоминаниям современников, Никита Сергеевич был эмоциональным и импульсивным человеком, чье настроение изучившие его люди могли повернуть в любую сторону. Он то делал шаги в сторону раскрепощения и демократизации, выносил из мавзолея Сталина, пытался ввести сменяемость номенклатуры и «разлампасить» силовиков, то грозно рычал: «Имейте в виду, сажать мы еще не разучились!».

Хрущев хватался то за одно, то за другое звено, потянув за которое, как ему казалось, можно было вытянуть всю цепь, искал панацею в целине, в кукурузе, в «большой химии», в народных дружинах.

В известном «транспортном анекдоте», описывающем, как правители разными методами пытались сдвинуть с места застрявший поезд под названием «Россия», ему была отведена роль мечтателя, предложившего собрать из подручных материалов дирижабль и улететь на нем в светлое будущее.

Общество устало от Хрущева.

Бескровный итог

События октября 1964 года нередко именуют «заговором», но все произошло в рамках устава КПСС.

Бывший первый секретарь ЦК компартии Украины Петр Шелест впоследствии утверждал со ссылкой на экс-председателя КГБ Владимира Семичастного, что Брежнев якобы предлагал тому устроить Хрущеву авиакатастрофу. Впрочем, и Шелест, и Семичастный были обижены Брежневым, так что к их словам надо относиться критически.

Многие историки уверены, что после расстрела Берии советские вожди дали клятву никогда больше не убивать друг друга.

Вряд ли они тайно собирались в помещении с зашторенными окнами и торжественно клялись, положив руку на «Капитал» Маркса. Скорее, речь шла о некоем общем понимании, которое, тем не менее, соблюдалось неукоснительно.

Говорят, Никита Сергеевич сказал бывшим коллегам на прощание, что возможность сместить его без крови и есть главное, чего он добился в жизни.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Статья написана по материалам сайтов: students-library.com, www.webkursovik.ru, inosmi.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector