Усадьба большие вяземы музей заповедник

Большие Вяземы расположены на Можайском шоссе — старом Смоленском тракте. Впервые Вяземы упоминаются в 1340 году, в духовной грамоте Ивана Калиты. В XVI веке здесь находилась предпоследняя (последняя была в Дорогомилове) почтовая станция перед Москвой на Смоленской дороге — в документах того времени фигурирует «остатошный ям на Вязе- ме», первое упоминание о котором относится к 1526 году.

В Вяземах нередко останавливались по пути в Москву иноземные послы. В конце 1564 года здесь побывали послы польского короля Сигизмунда, ехавшие к Ивану Грозному для переговоров о мире.

При царе Федоре Иоанновиче Вяземы были отданы в вотчину царскому шурину, Борису Годунову. При нем в 1590-х годах здесь был устроен боярский двор с обширным плодовым садом и конным двором, сооружена каменная плотина на речке Вяземке, выкопан пруд.

На его берегу поднялись деревянный загородный дворец Годунова и пятиглавая каменная Троицкая (Спасо-Преображенская) церковь с открытой трехпролетной звонницей псковского типа, о которой еще 200 лет назад писали, что она «особливого рода, каких нигде инде не видно». Здесь же стояли деревянная церковь Николая Чудотворца и маленький монастырь во имя Св. Иоанна Богослова. Ансамбль годуновской резиденции окружали ров и деревянная стена с шестью деревянными башнями, отчего Вяземы приобрели вид крепости.

В 1606 году Лжедмитрий I избрал годуновский дворец в Вяземах для «потешной баталии» между русскими боярами, защищавшими ледяную крепость, и немецкой гвардией и поляками во главе с самозванцем. «Потешная» баталия завершилась общей дракой, и Дмитрий поспешил развести бойцов.

В том же году в Вяземах побывала Марина Мнишек, отметившая в своем дневнике, что усадьба была обнесена палисадом и окопана рвом с рогатками. Остатки этих укреплений частично сохранились со стороны Можайского шоссе.

В последующие годы Смутного времени деревянный годуновский дворец был сожжен дотла, усадьба разорена, плодовый сад вырублен. Окружавший усадьбу «острог», вероятно, во время военных действий, использовался всеми враждующими сторонами как укрепление и был окончательно сожжен в 1618 году, во время «королевичева приходу».

Из всех построек годуновского времени до наших дней дошла только Спасо-Преображенская (первоначально — Троицкая) церковь — один из самых ярких памятников русского зодчества XVI века. В ней сохранились росписи годуновского времени. На древних фресках обнаружены несколько процарапанных надписей на польском и латинском языках — следы пребывания в Вяземах интервентов.

После 1618 года Вяземы поступили в дворцовое владение. В 1694 году Петр I пожаловал усадьбу своему «дядьке», князю Б.А. Голицину. В 1697 году Голицын выстроил здесь боярский двор. По словам австрийского посла Иоганна Корба, это были «палаты, достойные величия его рода». В точности неизвестно, были ли эти «палаты» каменными, или Голицын построил деревянный дом — на этот счет существуют противоположные свидетельства.

В те же годы центральную главу старинной году- новской церкви увенчала золоченая корона — такая же, которая увенчивает церковь Знамения в Дубровицах, другой подмосковной вотчины Б.А. Голицына.

Дважды — в 1701 и 1705 годах — в Вяземах бывал Петр I.

Во владении рода Голицыных Вяземы находились до 1917 года. «Ета деревня никогда из роду нашего вытить не могла», — писала княгиня Н.П. Голицына, послужившая А.С. Пушкину прототипом графини из «Пиковой дамы».

При правнуке петровского «дядьки», князе Н.М. Голицыне, звенигородском уездном предводителе дворянства, к северу от Преображенской церкви в 1784 году был построен новый двухэтажный каменный дом с двумя флигелями. К началу XIX века здесь хранилась одна из крупнейших библиотек России, насчитывавшая более 30 тысяч томов. Здесь же десятилетиями накапливался обширный архив семьи Голициных.

Перед господским домом был разбит регулярный липовый парк, существующий поныне. Другой парк был устроен на противоположном берегу пруда.

В 1812 году при отступлении русской армии от Можайска в Вяземах в ночь с 11/12 сентября (30/31 августа по старому стилю) останавливался М.И. Кутузов. Через день, в ночь с 12 на 13 сентября 1812 года, в той же комнате и на том же диване ночевал император Наполеон.

Неоднократно бывал в Вяземах А.С. Пушкин. Усадьба Ганнибалов Захарово, где поэт провел свои детские годы, находится всего в четырех верстах от Вязем. Именно в церковь в Больших Вяземах часто приезжал Пушкин из бабушкиного имения. Поскольку в Захарово, в имении бабушки великого русского поэта, Марии Алексеевны Ганнибал, не было церкви, семейство Пушкиных ездили на службы в Большие Вязёмы.

У стен Вяземской церкви похоронен младший брат поэта Николай (1801—1807), который умер в малолетстве. Они прежде ссорились, но, когда малютка заболел, Пушкину стало жаль его, он подошел к кроватке… больной брат что бы подразнить его, показал ему язык и умер.Смерть младшего брата сильно поразила Пушкина.

В своих автобиографических записках он отметил это, как одно из самых сильных впечатлений своего детства.

В те годы в Вяземах жила старая княгиня Наталья Петровна Голицына — «усатая княгиня», которая, как принято считать, стала прообразом графини из «Пиковой дамы». Сам Пушкин писал, что «при дворе нашли сходство между старой княгиней и княгиней Натальей Петровной». Сходство, следовательно, в самом деле имелось.

Не исключено, что именно посещения Вязем, так зримо связанных с временами Бориса Годунова и Смутного времени, позднее навеяли Пушкину мысль о написании драмы «Борис Годунов».

С середины XIX века окрестности Вязем стали популярным местом загородного отдыха. В 1849 году здесь у С.П. Шевырева гостил Н.В. Гоголь. Приезжали в Вяземы Н.М. Пржевальский, В.Я. Брюсов, Л.Н. Толстой.

В годы Первой мировой войны усадьба пришла в запустение, в одном из усадебных флигелей был устроен госпиталь. «В парке все запущено, все заросло исполинскою травою, — писал в 1917 году побывавший в Вяземах путешественник. — Высокие лиственницы и огромные тополя не пропускают солнечных лучей, всюду царит прохладная густая тень. Аллея приводит к пустому барскому дому, с забитыми окнами. Дом простой архитектуры прошлого века и снаружи ничем не отличается. Только службы и скотный двор несколько оживляют эту заглохшую усадьбу».

После 1917 года в ограбленной усадьбе поочередно размещалось более десятка различных учреждений — приют для беспризорников, санаторий им. Фореля, дом отдыха, парашютная школа, танковое училище, эвакогоспиталь, институт коневодства, полиграфический институт, институт фитопатологии… Несмотря на это, усадьба все-таки в основном уцелела.

С 1994 года в усадьбе Вяземы и соседнем Захарове действует Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина.

Как проехать до Большие Вяземы

Электричкой: с Белорусского вокзала, до станции Голицыно, выход на правую сторону к остановке автобуса №38 или маршрутного такси №38, №38-А, №39 (ехать до остановки «Школьный поселок»). 2 остановки на автобусе 22, маршрутке 22, 20, автобусе 45, маршрутке 65, автобусе 67, маршрутке 79, автобусе 1055.

На машине: по кольцевой дороге, поворот на Минское шоссе, далее через город Одинцово по Можайскому шоссе к городу Голицыно до поселка Большие Вязёмы, после железнодорожных путей на светофоре поворот налево.

Адрес и режим работы музея-заповедника А.С. Пушкина в Больших Вяземах

Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и последней пятницы месяца. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы.

Большие Вязёмы

ГЛАВНОЕ

  • Усадьба Большие Вязёмы – часть музея-заповедника А. С. Пушкина в 54 км от Москвы.
  • Это красивейший дворцово-парковый ансамбль XVII-XVIII веков на берегу реки Вязёмка.
  • Наибольший интерес посетителей вызывают собор со звонницей и особняк с двумя флигелями.
  • В Парадной столовой дворца подавали обед гостившему здесь императору Павлу I, а, возможно и Наполеону Бонапарту.
  • Дом был хорошо знаком Пушкину и стал для него прообразом сельского имения Евгения Онегина.
  • В усадьбе проводятся экскурсии на русском языке и есть аудиогиды на русском и английском языках.

Усадьба Большие Вязёмы в Подмосковье – одно из самых очаровательных и посещаемых пушкинских мест. Это часть Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. В деревне Захарово, находящейся в пяти км от Больших Вязём, поэт провёл шесть летних сезонов с 1804 по 1810 год. Эти два места стали для Пушкина символом сельской России, отражённой во многих произведениях, в том числе в поэме «Евгений Онегин».

Усадьба Большие Вязёмы, красивейший дворцово-парковый ансамбль XVII-XVIII веков, находится на берегу реки Вязёмка, в 54 км на запад от Москвы. На территории усадьбы расположены Голицынский дворец с несколькими флигелями, Спасо-Преображенский собор, оригинальная звонница, старинная плотина и другие достопримечательности. Ухоженный парк и живописные окрестные леса сочетаются в Больших Вязёмах с множеством памятников истории и культуры.

История усадьбы

Большие Вязёмы упоминались в летописях начала XVI века как поселение на Большой Смоленской дороге. В 1585 году они были пожалованы государем Иваном Грозным шурину Борису Годунову, превратившему своё владение в небольшую крепость. Всего за один год им были построены деревянный терем с флигелями и храм Преображения Господня, крепостная стена, плотина. Эти сооружения, созданными зодчими Бориса Годунова, сохранились до наших дней.

В смутные времена начала XVII века усадьба на короткое время стала загородной резиденцией царя Лжедмитрия I и его супруги Марины Мнишек. В конце XVII века царь Пётр I подарил Большие Вязёмы своему соратнику в борьбе за власть – князю Борису Голицыну. В 1784 году его правнук, Николай Голицын, построил дворец заново, и в этом виде главное здание дошло до наших дней.

Во время Отечественной войны 1812 года в Вязёмах останавливался полководец Михаил Кутузов, а после него – император Наполеон. В разное время здесь побывало немало известных и выдающихся людей. Среди них – император Павел I, литераторы Н. Гоголь, В. Брюсов, Л. Толстой, А. Ахматова и М. Цветаева, путешественник Н. Пржевальский. Важнейшим для музея обстоятельством считается то, что он тесно связан с именем поэта А. Пушкина. Неподалёку от Вязем поэт подрастал, посещал местный храм и гостил в этой усадьбе у Голицыных. На местном кладбище находится могила его умершего шестилетнего брата Николая.

Имение оставалось собственностью семьи Голицыных до 1917 года. В годы советской власти дом ветшал и приходил в запустение. Лишь в 1980 году в усадьбе началось создание небольшого музея, а в 1994 году Большие Вязёмы были объявлены государственным музеем и начались реставрационные работы.

Памятники

Весь комплекс памятников усадьбы-музея интересен, но наибольший интерес посетителей вызывают собор со звонницей и особняк с двумя флигелями. Комнаты особняка великолепно декорированы мебелью и предметами обихода конца XIX — начала XX века, собранными для музея в схожих дворянских имениях. В интерьерах Голицынского дворца мастерски воссоздана атмосфера пушкинских времён: жилые и парадные покои – такие, какими их мог видеть поэт в юном и более позднем возрасте при посещении дома.

Парадная столовая – та самая, в которой подавали обед гостившему здесь императору Павлу I, а может быть, и непрошеному гостю, Наполеону Бонапарту. Библиотека временно служила помещением для штаба русской армии. Масонский зал хранит портреты высокопоставленных членов ложи и мозаичные символы организации вольных каменщиков. В кокетливой дамской гостиной все словно как при Наталье Петровне Голициной, ставшей прообразом героини знаменитой пушкинской «Пиковой дамы». Сам дом, хорошо знакомый поэту, стал для него прообразом сельского имения Евгения Онегина, рядом с которым находилось более скромное пристанище Лариных – Захарово.

На прилегающих к зданиям аллеях, прогулочных дорожках и площадках есть немало памятных обелисков, посвящённых известным людям и знаменательным датам XVI — XX века. Парк и пруд дают представление об искусстве мастеров старинного ландшафта. При музее проводится постоянная работа по восстановлению помещений усадебных служб и конного двора, а также организации новых тематических экспозиций.

Интересным направлением деятельности Государственного историко-литературного музея заповедника А. С. Пушкина стали праздничные мероприятия, посвящённые пушкинским и историческим датам, регулярные «Музыкальные вечера в русской усадьбе», проводимые в каминном зале. Детский центр усадьбы Вязёмы приглашает юных слушателей и зрителей на тематические уроки, концерты, игры и фестивали.

Усадьба Большие Вязёмы

Почему усадьба Большие Вязёмы стала историко-литературным музеем имени Пушкина, не вполне понятно. Единственная связь – расположение поблизости имения Ганнибалов, где прошло детство будущего классика русской литературы. Фактически это мемориал княжеского рода Голицыных, одного из древнейших и многочисленных, который изобилует известнейшими личностями. Место хранит память о Борисе Годунове, построившем здесь плотину и церковь, сохранившиеся и действующие поныне.

Дворец царя сгорел, земли Петр Первый пожаловал князю Голицыну, им и была основана усадьба Большие Вязёмы. Княжеский дом резиденции построен в 1784 году Николаем Михайловичем Голицыным в стиле раннего классицизма. Западный фасад (на заглавном снимке обзора) обращен к пруду на речке Вяземке, примечателен цилиндрическим ризалитом. Фронтон украшен родовым гербом Голицыных с княжеской символикой.

Ризалит оборудован балконами с металлическими решетками, такие же на ограждении входного крыльца. Кровля опоясана невысокой балюстрадой, над ризалитом устроен обзорный бельведер в виде граненой башенки. Восточный фасад – ровный, обращен в парковую зону, предваренную красочным газоном с цветником. На газоне крупные буквы с фамилией и инициалами Пушкина, юбилейная дата явно и безнадежноустарела.

Усадьба Большие Вязёмы, экскурсия по дворцу

Внутренней планировкой центрального здания усадьба Большие Вязёмы несколько отличается от большинства имений. Здесь нет анфиладной последовательности помещений, каждое имеет по нескольку дверных проемов. Тем не менее персонал музея старается не допускать хаотичного перемещения посетителей, направляя экскурсантов по стандартному маршруту. Начинают осмотр с Розовой гостиной, куда посетители проходят по парадной лестнице.

Сам собой разумеющийся цвет обивки стен соответствует названию, либо наоборот. Из предметов обстановки здесь диван с прямоугольным столиком, трюмо с большим зеркалом и бронзовыми подсвечниками. В углу – тумба с декоративной вазой, рядом женский бюст на постаменте. Наиболее приметный экспонат – живописное полотно XVIII века, Дама на готических развалинах, автор произведения неизвестен.

Далее следует одно из крупнейших помещений по площади, многотомная библиотека иностранной литературы, занимающая высоченные шкафы. Комната частично занята портретами с изображениями героев войны 1812 года, портрет Кутузова – в центре, возле лестницы. Без этого приспособления невозможно достать книги с верхних полок, но осматривать портретную галерею можно и снизу.

Все картины, которыми украшена усадьба Большие Вязёмы в библиотечном зале, являются копиями широко известной серии Джорджа Доу. Размещение здесь портретов полководцев более чем оправдано, ведь усадьба Большие Вязёмы была в центре противостояния двух армий. Сначала именно в иностранной библиотеке был штаб Кутузова, здесь же лекари пытались спасти раненного Багратиона.

Одним из героев противостояния с Наполеоном признан Дмитрий Владимирович Голицын, генерал от кавалерии. Князь был награжден всеми высшими российскими наградами и орденами еще нескольких стран. Его портрет размещен отдельно от прочих, у противоположной стены зала иностранной библиотеки. С 1813 года Дмитрием Голицыным была унаследована от скончавшегося брата усадьба Большие Вязёмы. После войны князь с 1820 года до кончины в 1844-м был военным генерал-губернатором Москвы.

Зал, посвященный неприятелю

Отдельный Французский зал усадьба Большие Вязёмы посвящен неприятельской армии и ее предводителю. Гениальность Наполеона Бонапарта как полководца и государственного деятеля никогда не отрицалась всеми его противниками. Экспозиция оформлена в виде инсталляции, изображающей приемную полководца в полевых условиях. Манекен адъютанта Наполеона показан в напряженной позе ожидания вызова к императору или другой команды.

Около входной двери помещен профильный портрет Наполеона, копия с работы Поля Делароша. Безмолвный часовой выполняет свой долг по охране полководца. Кроме его изображения, на стенах портреты ближайших сподвижников, маршалов Франции. Заметным во всех смыслах является экспонат напротив стола адъютанта, ваза французской работы. На изделии из фаянса и бронзы с позолотой – победившая Великая армия. Несбывшиеся надежды!

Инициированное амбициями Наполеона российско-французское военное соперничество осталось единственным конфликтом этих стран. Россия оказала захватчикам всенародное сопротивление небывалого масштаба, дополнившее усилия регулярной армии. Победоносным шествием по Европе армии Александра Первого освободили порабощенные страны и вошли в Париж. Война не убила в России интереса к культуре Франции и популярности изделий оттуда.

Французские изделия использовались и в бытовом обиходе, но основным было декоративное использование. Высокое качество и художественные достоинства делали привычные предметы произведениями искусства. Витрина в простенке оконных проемов Французского зала содержит образцы расписного фарфора, тарелки и фигурки солдат. Посетившие усадьбу Большые Вязёмы убеждаются в сказанном собственными глазами.

Столовая, Круглая гостиная и Будуар

Своей столовой усадьба Большие Вязёмы вовсе не поражает, во многих имениях обстановка побогаче и декоративнее. Выделяются своей прелестью подсвечники из бронзы и расписного фаянса, особенно на фоне полупустого стола. Формирование интерьера выполнено расстановкой столиков и постаментов с сувенирными вазами и часами, в углу – посудный буфет. Искусная драпировка оконных проемов вносит свою лепту в облик помещения.

Здешней художественной достопримечательностью называют картину Петера Лютке – Мавзолей в парке Шарлоттенбург, а мемориальной – портрет Н.Ф. Голицына 1730-х годов. Торцевая стена продолговатого зала представляет предков Голицыных – князей и княгиню Чернышовых. Как и прочая живопись усадьбы Большие Вязёмы, портреты являются копиями работ неизвестных мастеров прошлого.

Помещение Круглой гостиной буквальным образом соответствует названию, оно находится на первом этаже ризалита. Филигранно уложенный паркет напоминает роскошный ковер с геометрическим орнаментом. Центральным объектом круглого зала является мраморный камин с большим зеркалом над ним. Вторая достопримечательность здесь – копия известной скульптуры Спящая Ариадна, в кадр не попавшая.

Братья Борис и Дмитрий Владимировичи Голицыны были любителями заграничных поездок, откуда привозили произведения искусства. Рисунки и гравюры с изображениями посещенных городов развешены по стенам Круглой гостиной. Живописные полотна и выставочные витрины с привезенными сувенирами дополняют интерьер помещения. Завершает его изящная бронзовая люстра с множеством рожков.

Будуар с обивкой стен синего цвета – одно из примечательных помещений, которым гордится усадьба Большие Вязёмы. Последний оформленный хозяевами интерьер указывает на использование помещения как гостиной для кофе и азартных игр. Последнее подтверждается ломберным столиком с разложенными игральными картами. Однако архитектурные детали, прежде всего альковная ниша для кровати с колоннами, выдают спальное помещение.

Спальней помещение служило еще одному из предков XVIII века, Николаю Михайловичу Голицыну. Практически очевидно, что в преклонном возрасте здесь ночевала Наталья Петровна, мать Бориса и Дмитрия Голицыных. Ее единодушно считают прототипом героини Пиковой дамы Пушкина, якобы подсказавшей фабулу произведения. Левую стену Будуара украшают два ее портрета, в молодости и преклонном возрасте.

Чисто мужские помещения

Мужской парадный кабинет был домашним помещением для работы Дмитрия Голицына в бытность военным губернатором Москвы. Обстановка и декорирование помещения позволяли и принимать неурочных посетителей, и работать над бумагами. Можно было и отдохнуть в перерывах занятий. Примечательна в мужском кабинете изразцовая поверхность, нагреваемая скрытой за стеной печной топкой.

Парадные портреты Дмитрия Владимировича и его супруги были исполнены обрусевшим французом Франсуа Риссом (Францем Ивановичем). В кабинете вывешены их копии, должные подчеркивать нравственность семейства. Над рабочим секретером – портрет императора Николая Первого, на царствование которого пришлась почти вся высокая служба Голицына. Интерьер дополняют шкафы и стенд с книгами, князь был любителем словесности.

Пушкин был прекрасно знаком с генерал-губернатором, но после ссылки находился под негласным полицейским надзором. Руководил надзорной деятельностью именно Голицын, но особого рвения подчиненных в этом плане не допускал. Даже с будущей супругой Пушкин познакомился на губернаторском балу, но в его московском дворце. Книжная коллекция Голицына включала пушкинские произведения.

Сообщается о высокой оценке поэтом деловых качеств и итогов деятельности генерал-губернатора. Голицын же почитал Пушкина в полном соответствии с силой его литературного дара, но служебные обязанности исполнял исправно. Выставленные раскрытыми книги прижизненного издания наглядно подчеркивают не только интерес чиновника к литературе, но и желание вникнуть в настроения поднадзорного.

Масонский зал был обычным явлением для многих аристократических имений, усадьба Большие Вязёмы – в числе прочих. Ничего странного в принадлежности к Вольным каменщикам Дмитрия и Бориса Голицыных не было. Состояли в ложах и более высокопоставленные люди, начиная с императора Александра Первого. Масонами из гостей усадьбы были тоже многие, начиная с Кутузова и Пушкина.

Несмотря на напускную конспиративность, российские масоны часто оформляли подобные экспозиции о якобы тайном обществе. Портреты высокопоставленных вельмож, входящих в число посвященных, и здесь размещены открыто. Символика и ритуалы масонов содержали заимствования из объединений цеховиков Средневековья, элементы разных вероисповеданий. Целей объединения и гуманизации человечества не достигнуто, и не предвидится.

Второй этаж усадебного дома

Широкая лестница с оригинально выглядящим перильным ограждением ведет на второй этаж господского дома. Оформление лестничной клетки идентично содержанию экспозиции первого верхнего помещения, поэтому объединяем в слайдер несколько фотографий. Достаточно их посмотреть, чтобы понять, — перед нами Охотничий зал. Немногие из аристократов прошлого не страдал этим увлечением, этой же страсти усадьба Большие Вязёмы посвятила свое помещение.

Охотничий зал, как и ведущая к нему лестница, обильно украшены изделиями из добытых трофеев. Звериные шкуры и препарированные головы, отделенные и укрепленные на подсесках рога соседствуют с чучелами более мелкой добычи. Шкафы заполнены разными охотничьими аксессуарами и принадлежностями, много специализированных изданий в витринах. Специфично и содержание живописных полотен в этой сугубо мужской комнате.

Иное дело Гостиная, в это помещение усадьба Большие Вязёмы приглашает вместе милых дам и кавалеров. Богатство декорирования, обилие предметов меблировки и художественных произведений поражает взоры после помещений попроще. Равная по площади Столовой, находящейся под ней, Гостиная выглядит просторнее за счет более высоких потолков. Из мебели наибольшее впечатление произвели спинки дивана и кресел.

Роскошны угловые часы из светлой древесины с накладками и орлом наверху из позолоченной бронзы. Огромное зеркало позволяет обозревать всю комнату, даже наружный вид, стоя спиной к окнам. Хороши живописные изображения женщин, хотя блюстительницам нравственности некоторые не понравятся. Впечатление от Гостинойосталось великолепное, половина от всего, что дала усадьба Большие Вязёмы.

Библиотека отечественной литературы

Русская библиотека размещена не целиком над иностранной, как ожидалось, а над ее частью, но захватывает весь Круглый салон. Родной литературы осталось приличное количество, хотя многое позаимствовали большевики для школ и клубов, хоть не сожгли, слава Богу. На верхних досках книжных шкафов расставлены гипсовые бюсты выдающихся мыслителей и литераторов, посередине большой стол.

Несколько отступая от воссоздания подлинного интерьера, сотрудники отдельные издания выложили на демонстрационные стенды. Книги открыты на заглавных страницах, чтобы опознавали посетители, покровное стекло не даст листать и портить. Потрепанность корешков хранящихся в шкафах томов демонстрирует наглядно, что библиотеку для усадьбы Большие Вязёмы не просто собирали, книги активно читали.

Салон и Галерея

Салон соседствует с русским книжным собранием, располагаясь над большей частью площади иностранной, с военными портретами. Очевидным предназначением Салона было проведение различных увеселительных массовых мероприятий. Когда в 2006 году сгорела усадьба Мураново имени Тютчева, в зале размещалась тамошняя живописная коллекция. Сейчас произведений меньше, можно просмотреть быстро.

Меблирован музыкальный Салон предельно скромно, но пояснения наделяют предметы длинной историей. Концертный рояль почему-то без стула пианиста, что выдает временное затишье в использовании музыкального инструмента. Значительная площадь помещения позволяет и сейчас организовывать здесь и концерты, и литературные вечера. Бывают и временные тематические выставки, приезжающие со своим оборудованием для показа.

Галерея – самое протяженное помещение голицынского дома, от западного до восточного фасада. Здесь усадьба Большие Вязёмы более всего предстает учреждением музейного характера, экспонатов больше, нежели где-либо. Небольшая, почти коридорная ширина помещения Галереи позволяет осмотреть все экспонаты за один проход, обычно экскурсия проходит их предшествующего Салона в Детскую.

Галерея сосредоточила значительное количество живописных произведений разных жанров. Кроме картин и мебели, здесь достаточно специфического выставочного оборудования, витрин и стендов специального изготовления. В них экспонируются одеяния различных времен и сословий, предметы прикладного искусства и бытовая утварь. Из мебели оригинальными показались похожий на аквариум диван перед круглым столиком с вазой, да кушетка с синей обивкой.

Детская комната и Зеленая гостиная

Помещения для детского пребывания и развлечений по мере взросления назначение часто меняют. Однако усадьба Большие Вязёмы детский колорит сохранила, помещение Детской узнаваемо по своему предназначению. Вся мебель здесь миниатюрнее, соответствуют детскому возрасту и книги на этажерке, и набор посуды в серванте. Среди жанровых картин размещены умилительные детские портреты разных возрастов.

Не слишком изящно музейное вместилище для старинных кукол и детских игрушек, они выглядят как в заточении. Наверное, это оправданно для обеспечения сохранности достаточно редких экспонатов. А ведь детство – это как одна из эпох, только в масштабах индивидуума. Игрушки поры взросления запоминаются надолго, порой – навсегда. Оттого и возникает в Детской у некоторых чувство умиления, как бессознательное воспоминание.

Зеленая гостиная частично расположена над нижележащей Розовой, что означает приближение окончания осмотра дома Голицыных. Назначение этого небольшого и уютного помещения угадывается по некоторым экспонатам, выложенным на виду намеренно. Трудно не заметить альбом для коллекционирования бабочек на откинутой столешнице секретера, видны даже сами засушенные жертвы.

Впрочем, едва ли это альбом, хрупкие засушенные насекомые так не сохранить. Скорее это вынутая для показа подложка с бабочками, наколотыми специальными булавками. Рядом лежит и коробка для энтомологической коллекции, обеспечивающая сохранность экспонатов. Множество ящичков секретера способны разместить собрание значительного объема. Кресла здесь не для отдыха, о чем предупреждают веревочки.

Выход и прилегающая территория

Спускаемся со второго этажа уже не по парадной лестнице, а по «черной», в юго-восточном углу здания. Ничем этот спуск не примечателен, кроме полумрака и возникающего на пути бюста Пушкина. Это не последнее изображение великого гостя, которого изредка принимала усадьба Большие Вязёмы. Не такую уж и малую связь Александра Сергеевича с имением Голицыных удалось обнаружить при посещении.

Выйдя на восточную сторону здания, посетители переходят в приусадебный парк, также имеющий интересные экспонаты. Насаждения зеленой зоны достаточно взрослые, с трудом просматривается регулярный характер первоначального устройства. Памятник Пушкину поставлен к его 200-летию со дня рождения, московскому генерал-губернатору и вовсе в 2013т году. Нечаянно, должно быть, упустили аналогичный юбилей Бородино.

Гораздо более яркий, ухоженный цветник усадьба Большие Вязёмы почему-то оборудовала возле бюста Дмитрию Владимировичу Голицыну. У Пушкина он скромнее, позади его бюста – еще одна достопримечательность, солнечные часы. Дополняет ансамбль монумент в честь остановки в усадьбе двух армий – отступающей русской и настигающих французов. Такая трактовка памяти об исторических событиях достоверна, но где патриотизм?

Древний храм и кое-что еще

Южнее парковой территории расположено самое старое из строений, которыми дополняется усадьба Большие Вязёмы. Белокаменный храм, именовавшийся первоначально Троицким, стал затем Спасо-Преображенским, был возведен еще до конца XVI века, по приказу Бориса Годунова. Бывали здесь и не вполне достойные люди, вроде Лжедимитрия Первого и его пассии Марии Мнишек. Посещали церковь и герои нации, те же Голицыны и сам Пушкин.

Конструктивно и то облику храм необычен и для тех лет, и для нашего времени, вызывает восторг и восхищение. Целых семь глав венчают величественный собор из двух этажей. Ухоженная территория и отреставрированная церковь до сих пор радушно встречают верующих, собор действующий. Возле ограды, обращенной на запад, к пруду, установлена отдельная звонница тех же лет постройки. Она напоминает Софийскую звонницу Великого Новгорода.

Еще южнее и ближе к водоему расположено здание Конного двора, никоим образом на конюшню не походящее. На этом самом месте располагался деревянный дворец Бориса Годунова, позже сгоревший. На его фундаменте получивший землю от Петра Первого его сподвижник Борис Алексеевич Голицын построил семейное жилище. Много позднее его потомок Николай Михайлович перестроил здание в конный двор, название сохранилось до наших дней.

Продолжительная реконструкция вернула Конному двору первоначальный облик, одновременно обогатив археологов многочисленными находками времен Годунова. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция, охватывающая и времена правления царя Бориса, и петровское время. Бережное отношение к историческому наследию привело к тому, что усадьба Большие Вязёмы обрела еще один познавательный объект.

Усадьба Большие Вязёмы – любителям природы

Тем путешественникам, у которых усадьба Большие Вязёмы не отняла все силы без остатка, можно посоветовать продлить поход. Запруженная еще по приказу Бориса Годунова Речка Вязёмка образовала западнее осмотренных объектов живописный водоем. На берегу существует лодочный причал, не исключена прогулка по водной глади.

Можно и просто прогуляться по берегу, полюбоваться естественными видами и обитателями. Окружающие живописные пейзажи послужат прекрасным фоном для любителей фотографироваться на память.

Таким вот многогранным и разнообразным оказалось путешествие в ближайшие окрестности столицы. Дворянская усадьба Большие Вязёмы и вокруг этого объекта подарили и впечатления от разнообразных музейных экспозиций, и кое что ранее неведомое об известных людях. Парковые красоты дополнены природными, поэтому было увлекательно и весело. Не навязывая собственного маршрута, рекомендуем подумать о поездке.

Статья написана по материалам сайтов: ru.moscovery.com, countryscanner.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector