Усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь

Спасо-Преображенский женский монастырь один из самых известных монастырей не только в Волгоградской области, но и во всей России. Расположен он на берегу реки Дон в городе Серафимович.

Монастырь основали в 1638 году. Со дня открытия, монастырь предназначался для донских казаков и носил название «Межигорский». Именно сюда приходили раненные во время войны и состарившиеся, казаки.

Женским, монастырь, стал в 1785 году. О его преобразовании ходатайствовал атаман А.И. Иловайский, и спустя некоторое время, сюда были переведены первые послушницы. Последним настоятелем мужского монастыря стал усть-хопёрский священник Петр Евтихиев — игумен Павлин, а первой настоятельницей вдова войскового казачьего старшины, Карпова М. А.

С 1863 года настоятельницей женского монастыря стала матушка Арсения, благодаря которой с позволения архиепископа Платона началось строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери (строился с 1821 по 1874). В 1874 году матушка начала рыть пещеры. Помогали матушке, три ее духовные дочери – монахини Агния, Викторина, Никодима. По замыслу монахини, в пещерах должен был быть пещерный храм, но осуществить задуманное не получилось. Ходят легенды, что матушке Арсении удалось вырыть довольно длинные пещеры, которые, якобы соединяли строения на территории монастыря и имели тайный выход в город. Еще одна легенда гласит, что Арсении удалось прорыть тоннель под устьем рек Медведицы и Дона, который выходил в Монастырский лес на противоположном берегу реки. На сегодняшний день, главной достопримечательностью сохранившихся пещер, является камень, на котором, по поверью, молилась игуменья Арсения, благодаря чему на камне остались отпечатки ее рук и ног. Температура воздуха в пещерах одинакова зимой и летом, держится на отметке +9.

После войн и многочисленных репрессий, в 1991 году благодаря ходатайству архиепископа Германа было решено начать восстановление монастыря и преобразовать его в Свято-Преображенский Усть-Медведицкий мужской монастырь.

Спустя 10 лет Усть-Медведицкий монастырь снова стал женским. Его восстанавливали, буквально по частичкам. Сегодня, благодаря непосильным трудам и многочисленным средствам, Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь принимает тысячи православных паломников со всех концов света, а для организованных туристических групп, гостеприимные монахини проводят познавательные экскурсии.

Как добраться?

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в городе Серафимович

Женская обитель, расположенная в городе Серафимович (Волгоградская область), который ранее назывался Усть-Медведицкой донской станицей. Основание монастырского комплекса произошло в середине XVII столетия, возведение благословил преподобный патриарх Иоаким. Сегодня женская обитель полностью восстановлена после репрессий и угнетений большевистского периода, здесь проживают добродетельные монахини.

История обители

Монастырь считается самым посещаемым религиозным местом на правом берегу Дона. Его называют исторической жемчужиной края: постройки напоминают о духовном призвании, а стены своей белизной вызывают непомерный архитектурный восторг.

Своему первичному основанию обитель обязана донским казакам, заложившим первый камень в 1638 г. Так как монгольские неприятели совершали постоянные набеги на сооружение, монастырь решили перенести в более укрепленную местность. Второе строительство состоялось в период с 1652 по 1665 год.

Освящение новоявленного комплекса состоялось только в 1670 г., обитель получила название Преображения Господня. Архитектором сооружения являлся игумен Исайя, ему помогали три почетных старца.

В 1752 г. на Пасху воды Дона вышли из берегов и затопили Усть-Медведицкую обитель, она фактически полностью ушла в речное пространство. Монашеская братия приняла решение о переносе строений дальше от берега и на более высокую местность. Через семь лет комплекс был вновь полностью восстановлен.

Преобразование в женскую обитель

В 1785 г. мужская обитель стала женской при содействии атамана А. Иловайского, отличившегося в баталиях против Турции и Польши. В монастырь пришли на служение четыре десятка монахинь, настоятелем являлся батюшка В. Михайлов. Первой игуменьей женского монастыря назначили матушку Марию (Карпову).

Деятельность монахинь регулировал батюшка В. Михайлов, которого назначил епископ Тихон III. Однако женская обитель действовала только несколько лет, Екатерина II в 1788 г. издала указ о закрытии нескольких комплексов Воронежской епархии. Открытие монастыря произошло осенью 1789 г., сюда стали принимать вдов и девочек-сирот. Руководила общиной та же матушка Мария, которая скончалась в 1827 г., её место заняла игуменья Августа. Новая настоятельница руководила монастырем восемь лет, в этот период здесь стали принимать дочерей донских казаков.

В 1835 г. игуменья Августа покинула бренный мир, её место заняла матушка Афанасия. В этот период Синод обновил письменный указ о правах Преображенской обители (первый экземпляр был создан еще в 1789 г.) Второе издание законодательного постановления исключило позиции, которые обеспечивали монастырскому комплексу содержание за счет государства. За монахинь вступился архиепископ Игнатий, возглавлявший в тот период Воронежскую епархию. Святитель лично составил положение в пользу общины и передал письмо царю. Николай I, рассмотревший прошение, восстановил насельниц в их государственных правах.

Интересно! В истории сохранилась легенда о том, что С. Разин (известный донской казак, возглавивший крупнейшее до XVIII в. восстание на территории Отечества) угрожал разорить монастырский комплекс. Однако Господь воспрепятствовал атаману совершить злодеяние. В день запланированной атаки поднялась сильнейшая буря, которая не позволила войскам Разина переправиться через Дон. На утро этот человек раскаялся в стремлении навредить Божьему дому, он сделал дорогие пожертвования обители в знак своей признательности.

Дальнейшая история

Наставница Афанасия умерла в 1847 г., игуменство перешло к матушке Вирсавии. Под управлением последней на территории монастырского комплекса воздвигли двухъярусную трапезную, увеличилось число монахинь. Матушка Версавия скончалась в конце осени 1863 г.

  • Монастырь достиг наивысшего расцвета при настоятельнице Арсении, родившейся в богатой семье донского купца и получившей достойное образование. В миру игуменью звали Анной, в 17-летнем возрасте отец отправил её в обитель. Девушка отличалась рассудительность, кротким нравом и любовью к труду. В 1854 г. Анна приняла постриг с именем Арсении. В начале 1864 г. матушка стала настоятельницей женского монастыря, в этом чине она служила до 1905 г.
  • При Арсении обитель превратилась в большой духовный центр епархии. На территории открыли школу для девочек, где обучали грамоте и наукам; устроили библиотечный корпус, а также студию для занятий живописью. Монастырский комплекс обогатился домами для священников, двухэтажными монашескими корпусами, хозяйственными помещениями, произошло обновление подворья, за оградой построили паломническую гостиницу.
  • В 1867 г. настоятельница Арсения распорядилась начать воздвижение женского училища, где имели возможность получить образование дети разных сословий. Преподавание материала было бесплатным, оно длилось четыре года. Здесь девочек обучали Закону Божьему, церковнославянскому и русскому языку, математике, истории, географии. Образовательное учреждение существовало до 1918 г.

Игуменья лично создала несколько красивых икон, до настоящего времени сохранилась только одна, её название — «Плащаница Христа». В 1871 г. матушка-настоятельница испросила у архиепископа Платона благословение на постройку в обители Казанского собора. План здания создал московский архитектор И. Горностаев, строительство окончили в 1885 г., а в сентябре храм освятили.

Трудный период и новое время

Обитель официально закрыли в 1928 г., нескольких насельниц отправили в ссылку. Оставшиеся монахини учредили сельскую коммуну и купили дом, где могли жить и молится. Они старательно зарабатывали деньги на пропитание.

После закрытия на монастырской территории организовали колонию для несовершеннолетних преступников. В период с 1942 по 1943 год. здесь располагался военный штаб генерала Н. Ватутина. Женскую обитель в значительной степени разрушили бомбардировки немецких войск в битвах за Сталинград.

В Казанском храме монастыря действовал пионерлагерь, зерновой склад, а спустя время и птицефабрика. Позже грубым способом демонтировали электростанцию в Казанском соборе: строение взорвали так, что остались только голые стены и мраморные колонны.

Возрождение монастырского комплекса началось в 1992 г. Первыми насельниками значились три иеромонаха, несколько послушников, а также два иеродиакона. Братия осуществила ремонт кровли некоторых строений, отреставрировала перекрытия.

С территории убрали оставшиеся элементы электростанции, монахи починили хозяйственные строения, возродили пещеры, благоустроили домовой храм, а также воздвигли настоятельские покои с трапезной.

Женская община вернулась в монастырь в 2001 г., настоятельницей назначили матушку Георгию. Эта группа монахинь прибыла в обитель из Украины. Открытие и освящение Казанской церкви состоялось в начале осени 2012 г., реставрация собора заняла более двух десятков лет. В 2002 г. в нижнем ярусе восстановили храм, освященный в честь Арсения Великого. Преображенскую церковь строили в течение десяти лет, в это же время на территории воздвигли часовню Серафима Саровского.

Святыня монастыря — чудотворный камень Девы Марии

Большинство паломников приезжают сюда, чтобы лицезреть чудотворный камень Пречистой Девы. Он представляет собой твердую монолитную плиту прямоугольной формы, на которой отпечатались следы женских коленей и ладоней.

Одна из легенд гласит, что отпечатки на камне принадлежать игуменьи Арсении, получившей реликвию с небес после горячей молитвы к Деве Марии.

В 70-е годы XX столетия отечественные ученые проводили исследования этой монолитной глыбы. Выяснилось, что каменная порода под следами будто бы запеклась, минералы здесь находятся более плотно, чем на краях плиты. К тому же ученые не смогли определить породу камня, они утверждали: наука не знает подобных минералов на нашей планете.

После того как в окрестностях распространился слух о чудотворных эффектах камня Богородицы, монахини несколько раз пытались вынести эту монолитную плиту из пещеры на поверхность. Однако реликвия не желала покидать своего укромного места, и у инокинь не получалась вытащить его на свет.

Интересно, что его находили в разных местах подземелья, будто бы он самолично разгуливал по катакомбам.

На заметку! Камень часто выделяет чудотворное миро, на нем проводят ритуалы освящения православной атрибутики. Монолитная плита избавляет от бесплодия и множества различных недугов.

Архитектурная композиция

Женский монастырь привлекателен для туристов за счет строений, выполненных в стилистике неповторимого зодчества.

  • Главное здание — Казанский собор, созданный по русско-византийским канонам. Храм имеет крестообразную форму, разделен на два яруса. В нижней части расположена построенная в 1888 г. церковь святителя Арсения. Казанский собор привлекателен не только внешним видом, но и интерьером. Внутри стоят изящные колонны, декорированные капителями. Мрамор для их создания привозили из Италии, изготовление проходило в петербуржской мастерского знаменитого русского скульптора А. Баринова. Центральное сооружение имеет просторную площадь и может вместить до 5 тысяч прихожан.
  • Преображенский храм создавали в стилистике барокко, уникальной особенностью церкви являются установленные в четыре яруса 33 купола, которые символизируют прожитые Христом годы на земле. Внутренняя часть сводов расписана живописными фресками.

Как добраться

Женский монастырь находится на юго-западе Серафимовича, на улице Преображенская, дом № 7. Чтобы добраться из Волгограда до Божьего дома, необходимо ехать по трассе Р-22. Время поездки на личном автомобиле — примерно 4 часа.

Обитель открыта для каждого желающего, богослужения совершаются ежедневно с 7:30 до 18:00.

На заметку! На территории располагается паломническая трапезная, разрешено делать фотоснимки внешнего облика строений.

Обитель, построенная казаками, изначально являлась духовным оплотом донского казачества. Пережив немало суровых испытаний, монастырский комплекс продолжает возрождаться и ежедневно открыт для посещения православными людьми. Паломники приезжают сюда, чтобы полюбоваться прекрасной архитектурой, живописными местами, а также воочию увидеть чудотворный камень Пречистой Девы.

Усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь находится в городе Серафимович Волгоградской области. Он построен на правом берегу Дона недалеко от устья реки Медведицы. Началом его истории считается 1652 год. В настоящее время обитель почти полностью отреставрирована и заселена монахинями. Ежедневно монастырь посещают сотни паломников и туристов, потому что здесь есть сразу несколько достопримечательностей.

Главное чудо святой обители — камень Пресвятой Богородицы. Очень часто его называют камень матушки Арсении. Святой камень представляет собой большую прямоугольную плиту. На ней можно увидеть отпечатки женских ладоней и коленей. Считается, что чудесный камень исцеляет от многих болезней, спасает от бед, дарует счастье. Фото и кино съемка святого камня запрещена.

Собор Казанской иконы Божией Матери. За всю историю монастыря храм строился трижды. Последний, построенный в 1885 году, в 1934 году был взорван, уцелели только стены и мраморные колонны. Только в 1992 году начинается восстановление Усть-Медведицкого монастыря и разрушенного храма, который реставрировался более 20 лет. Осенью 2012 года в честь празднования 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря, он был освящен и открыт верхний храм, (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери). Храм имеет нижнюю часть (нижний храм) – церковь во имя преподобного Арсения Великого. Фото и кино съемка в соборе запрещена.

Монастырские пещеры или пещеры матушки Арсении – еще одна рукотворная достопримечательность монастыря. Вход в пещеры расположен в нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери, их протяженность более 150 метров. Паломников и туристов допускают только в основной ход длиной около 50 метров, а в большую часть пещер имеют доступ только монахини. Именно здесь хранится святыня — камень Пресвятой Богородицы. Температура в пещерах зимой и летом постоянная примерно + 8 градусов. К сожалению, фото и кино съемка в пещерах тоже запрещена.

Спасо-Преображенская Церковь – уникальный храм с тридцатью тремя куполами. 33 золоченых купола символично отражают каждый год жизни Иисуса Христа, они установлены в 4 яруса по 8 куполов в каждом и один на самом верху.

Арка-звонница. Небольшая арка – это все, что осталась от храма, стоящего на этом месте в середине 18 века. При восстановлении монастыря сохранившаяся арка была переделана под звонницу.

Грот. На территории монастыря есть одно из природных чудес – грот, в память о святой грузинской царице Шушанике (Сусанне). По преданию она даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру. Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещений. Планируется его восстановление, возможно, будут проводиться экскурсии.

Колокольня. На территории монастыря построена надвратная колокольня, в нижней части которой есть церковь святителя Николая Чудотворца.

Часовня. Рядом с колокольней построена часовня во имя святого Серафима Саровского.

Святой источник. На территории монастыря на берегу Дона существует святой источник, он известен уже более 200 лет. В настоящее время ведутся работы по его восстановлению. В нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери из специальных емкостей можно набрать святою воду.

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Метки

Рубрики

  • живопись искусство (15651)
  • путешествуем по миру (5133)
  • россия (1013)
  • иллюстрация (1197)
  • замки (1124)
  • животные (769)
  • жанровое (420)
  • соборы и храмы (373)
  • современные художники (328)
  • ювелирные изделия (326)
  • русские художники (301)
  • западные художники (254)
  • антиквариат (244)
  • история россии (231)
  • статуэтки (181)
  • посуда (176)
  • сюрреализм (125)
  • гифки (108)
  • религия (93)
  • русские художники пейзажисты (59)
  • интересное (33)
  • видео (12)
  • итальянские художники (7)
  • креотив (2)
  • московский кремль (1)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)

Цитатник

Шедевр Вермеера поменяет привычный вид и предстанет в авторской версии .

Пишу душой и для души. Тамара Масленик Родилась в Беларуси в 1973 году. Не имею художественног.

Творчество художницы Анастасии Крайневой Творчество художницы Анастасии Крайневой Анастаси.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

-Усть-Медведицский Спасо- Приображенский монастырь

Понедельник, 25 Апреля 2016 г. 16:25 + в цитатник

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

К светлому пасхальному празднику решила сделать всем православным(и не только!) читателям Клуба небольшой подарок,познакомить с необычными ,по архитектурному решению, православными храмами России.Где еще можно такие встретить как ни в русской глубинке,затерявшейся на бескрайних просторах России. С монастырем в Истре знакомила вчера

Сегодня мы посетим монастырь уже в Нижнем Поволжье.Итак.

У западной части города Серафимович, недалеко от Дона, стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Момент его возведения ориентировочно датируется 1652 годом и связан с благословлением Св. патриарха Иоакима. В настоящее время обитель практически полностью отреставрирована и заселена монахинями. Усть-Медведицкий монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Это своего рода донская жемчужина, как по духовному значению, так и по внешнему виду

Арка с колокольни, оставшаяся от разрушенной церкви

История Усть-Медведицкого монастыря Серафимовича тесно переплетается с историей здешних краев, неразрывно связана с ней, и столь же богата событиями, многие из которых подчас очень трагичны. Созданный в 1652 году, спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком сползает в воду и разрушается.

К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь отстраивается заново. Были карательные экспедиции, направляемые сюда Петром Первым в годы Булавинского восстания, и упразднение обители в 1788 году, и гремевшие здесь сражения во время Великой Отечественной войны. Но всегда, в любые эпохи и при любых событиях Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче имел большое значение для казачества, служа оплотом православия и защиты Отечества на окраине Донской земли, оставаясь надежным прибежищем для людских душ.

Собор Казанской иконы Божией Матери на территории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

Варваринская церковь и Сиротинское девичье собрание, предп. 1913 г.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

Митрополит Платон (в миру Николай Иванович Городецкий; 1803 — 1891) — епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской лавры.

Построен Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче в стиле итальянской базилики и поистине восхищает своей красотой. Но наибольшее впечатление производит 33-главый Спасо-Преображенский храм. 33 золоченых купола символично отражают каждый год жизни Иисуса Христа.

Храм имеет форму креста. Колонны, поддерживающие храм изнутри, были доставлены из Венеции за 1,5 года и обрабатывались в Петербурге . Уже в наше время за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги г. Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым немцам. Некогда вершину храма украшали пять позолоченных куполов, в отличие от нынешнего одного. Перекрытие между нижним и верхним храмами использовалось ещё и для обогрева – в нём была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие.

В Советские времена храм превратили в груду обветшалого камня. Не было ни крыши, ни перекрытия между верхним и нижним храмами, все оставшиеся стены были изгажены надписями, а фрески расстреляны и закрашены. Всё, что содержало золото, было распилено и растащено (купола, алтарь, иконостас) До нынешнего времени ещё остался дом игуменьи Арсении, арка бывшей колокольни, часть пещер с главной святыней монастыря чудо-камнем игуменьи Арсении. Сейчас, благодаря вниманию верующих, Усть-Медведицкий монастырь постепенно восстанавливается. Удалось так же привлечь внимание Москвы к удивительному памятнику архитектуры.

Вернемся к истории:

Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Преподобный Арсений Великий (фреска храма Протата на Афоне)

После октябрьского переворота обитель была закрыта и подверглась осквернению и разорению. Более 50 построек на территории Усть-Медведицкого монастыря были разрушены.В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало «коммуну». Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание.

Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область, город Серафимович несколько раз переходил из рук в руки. Бои продолжили разрушение обители. После войны в обители расположилась исправительная колония, потом в единственном уцелевшем храме – иконы Казанской Божией Матери – местная электростанция. В конце 60-х годов ее демонтируют весьма радикальным способом — с помощью проведения взрывных работ. В результате от здания монастыря уцелели лишь стены и мраморные колонны.

В начале 90-х годов прошлого века Священным Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия, главой которой назначен архиепископ Герман. В 1991 году на заседании Синода Русской Православной Церкви, по ходатайству Германа, было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии». Таким образом, в 1992 году начинается деятельность по восстановлению в Серафимовиче Усть-Медведицкого монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

Пожалуй, самым первым шагом к поднятию из руин Преображенского храма и возвращению ему былого облика, стало закрытие в него доступа — дабы исключить проникновение вандалов, были заграждены оконные и дверные проемы. Далее, буквально по крупицам, началось непосредственное восстановление некогда блиставшей донской жемчужины. Первоначально к участию в строительстве храма предполагалось привлечь молодежь. Но местные власти отклонили вариант любительского благоустройства, предпочтя ему профессиональную реставрацию.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Монастырские пещеры

10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игуменья Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игуменья рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменьей «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери».
Существует иная версия возникновения пещер.

Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игуменья Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.
Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игуменьи Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

Это главное чудо обители находится в не менее чудесном месте — в рукотворных пещерах под монастырём. Молва накрепко связывает их с именем легендарной подвижницы настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.

Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, умница и красавица, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Не гнушаясь грязной работы, она прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря. Так, словно была рождена не в богатой дворянской семье, а в бедной крестьянской. В 1863 году игуменья по просьбам сестёр обители возглавила монастырь. Кроме того, она прославилась как замечательная художница и иконописец.

Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сёл и неграмотных монахинь, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона. Колонны для храма везли из самой Венеции!

А в 1874 году Арсения решила устроить под ним ещё один храм — пещерный.

По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает. пещеры. Руками! Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.

Водопад Усть-Медведицкого монастыря

Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки.

Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Попасть в пещеры можно из притвора церкви Арсения Великого. Главный ход назван самой матушкой Арсенией «Крестный путь Спасителя»; часть пещер, идущая вокруг главного хода, называется «Страстной путь Божией Матери». Арсения намеревалась создать под землёй пещерный храм, но не успела.

Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.

В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.

Путие же преподобных подобне свету светятся. (Прит. 4:18)

В ночь под 22-е июля 1905 года мирно скончалась о Господе великая старица, игуменья Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, Области Войска Донского. Почила она смиренной странницей, далеко от своей родной обители, от близких, горячо любящих ее духовных детей, в благодатном Сарове, под чудным покровом Преподобного Серафима, этого великого учителя смирения, к которому она питала особенную веру и любовь. И теперь, возымев горячее желание посетить его обитель, поклониться его мощам, она исполнила свое благочестивое намерение, несмотря на старческие годы, болезнь и предчувствие близкой кончины.

Малоизвестная шумному свету, игуменья Арсения была одной из редких избранниц Божиих не от мира сего, все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила она на служение Богу и людям и, как светильник горяй и светяй (Ин. 5:35), она многих освящала и просвещала своим живым словом, своим примером и дивными подвигами души. Смиренная труженица пустынной обители, она была велика своей живой верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами, столь высокими в особенности в наше время, оскудевшее истинными подвижниками

Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.Надо сказать, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада.

А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров вообще вырублен в твёрдых меловых скалах. По легенде, в одной из пещер, дно которой дошло до песчаного грунта, до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ монастыря, который сейчас является не женским, а мужским, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.

Вероятно, поэтому кандидат исторических наук Людмила Курышова пишет в своём научном труде: «Для того чтобы устроить подземный монастырь, необходимо приложить огромный труд. Могла ли Арсения со своими монашками проделать такую работу, ведь к тому времени ей было уже за сорок. И ещё один вопрос — почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 году она уже одиннадцать лет была настоятельницей монастыря, и двадцать лет прошло с того дня, когда ею было совершено богомолье в Киев, где она впервые увидела Киево-Печерские пещеры. Скорее всего, связанные со строительством собора работы коснулись и подземелья. Арсения занималась обновлением уже существующих пещер — цементированием потолков, заливкой цементом кирпичных полов. Можно предположить, что пещерный комплекс сформировался раньше. Окончательно точную дату их возникновения сможет дать только очень тщательное обследование и изучение пещер».

Матушка Онуфрия в знаменитых пещерах монастыря, вырытых игуменьей Арсенией. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

Но даже если матушка Арсения не вырыла все ходы сама, а лишь реставрировала и реконструировала по своему плану часть пещерных ходов, потрудиться ей пришлось всё равно немало.

Т.В. Полякова. Моя семья. — Провинция, 2004. — С. 11-12. — 148 с.

Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. — ВолгГАСА. — Волгоград, 2005.

Статья написана по материалам сайтов: molitva-info.ru, myoldtown.ru, www.liveinternet.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector