Троицкий женский монастырь пенза

Монастыри во все времена были излюбленными местами паломничества православных христиан.

Чтобы преисполниться пребывающей в их стенах благодати, богомольцы готовы были добираться до них за сотни и тысячи вёрст, претерпевая все тяготы многодневного пути. Сейчас, когда дальние расстояния уже ни для кого не помеха, многие стремятся посетить как можно больше святых мест. Забывая о своих собственных, которые, казалось бы, должны быть любимей и желанней. Но, как это бывает и с самими людьми, у которых родные и близкие, требующие к себе повышенного внимания и заботы, зачастую отходят на задний план, так и святыни, находящиеся рядом и оттого ставшие привычными, уже не воспринимаются как святыни. Последнее в полной мере можно отнести и к Пензенскому Троицкому женскому монастырю, когда-то очень почитаемому всеми жителями Пензы, считавшими своей непременной обязанностью оказывать ему материальную поддержку.

Старая фотография доносит до нас красоту Троицкого собора, который еще в 1978 году был поставлен государством на охрану как памятник архитектуры и до сих пор пребывает в полуразрушенном виде, взывая о помощи. Но, как видно, даже руины не пробуждают в наших очерствевших сердцах сострадания к старейшей пензенской обители, история которой насчитывает более трехсот лет.

Спустя четверть века после строительства крепости Пенза, основанной в 1663 году для защиты юго-восточных рубежей Русского государства, около тридцати пензенских жительниц решили создать здесь женскую обитель. В декабре 1689 года священник Рождественской церкви Петр Иванов безвозмездно уступил «безместным старицам» Таисии и Феодосии свою усадьбу, располагавшуюся в 100 саженях от крепости на спускающемся к реке покатом склоне. Вскоре к ней прибавились еще две соседние усадьбы, в результате чего образовался участок земли площадью 2400 квадратных саженей, что позволяло уже обратиться с челобитной на имя царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

К 1914 году в монастыре насчитывалось 16 штатных и 37 нештатных монахинь, 44 указных послушницы и 239 временно проживающих на испытании. Следует отметить особый вклад в устроение обители игумений Надежды, которая управляла монастырем с 1837 по 1879 год, то есть более 40 лет, и оставила после себя образцовое хозяйство, а также игумений Рахили, бывшей настоятельницей монастыря с 1883 по 1909 год. Обе они за свои труды на пользу и процветание святой обители были награждены тремя крестами – наперсным от Святейшего Синода и двумя из кабинета Его Императорского Величества. Последней настоятельницей монастыря до революции была игумения Маврикия, в 1910 году награжденная наперсным крестом, а в советское время – игумения Руфь. После революции монастырь закрыли, хотя служба в его храмах продолжалась до 1931 года. Когда разогнали насельниц монастыря, появилось знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе Духосошественской церкви ночью стало проявляться яркое пятно, на которое сбегались смотреть со всего города. Сначала его закрасили черной краской, потом завесили мешковиной – ничего не помогало. После этого завершение храма сломали, поэтому его и не видно на старой фотографии. Первую монахиню арестовали в ноябре 1930 года и осудили на пять лет. В январе 1938 года забрали сразу 35 человек – бывших служителей Церкви Христовой, проживающих в Пензе, в том числе и 16 монахинь. Большая часть арестованных вскоре была расстреляна. К смертной казни приговорили и четырех монахинь, остальных осудили на 8-10 лет.

В 1992 году комплекс Пензенского Троицкого женского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1993 году стараниями архиепископа Серафима (Тихонова, +2000) женская обитель в Пензе вновь возродилась, отметив тем самым 300-летнюю годовщину своего основания. Организовывать монашеский уклад в ней предстояло бывшей настоятельнице Троицкого Сканова женского монастыря игумений Митрофании (Перетягиной).

Владыка Серафим испытывал особую любовь к пензенской обители. Лично наблюдал за ходом ее восстановления, радуясь тому, как здание, где до того размещалось кулинарное училище, всё более и более приобретает первоначальные черты бывшего здесь до революции Духосошественского храма.

6 января 1994 года в нем состоялось первое после долгого перерыва богослужение.

3 октября 1999 года монастырь принимал в своих стенах дорогого гостя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прибывшего в Пензу на торжества, посвященные 200-летию образования Пензенской епархии.

8 ноября 1999 года владыка Серафим освятил левый придел храма во имя Смоленской иконы Божией Матери, а 6 ноября 2001 года уже новый управляющий Пензенской епархией архиепископ Филарет – его главный престол во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. 26 мая 2005 года настоятельница монастыря игумения Митрофания за свои труды по возрождению обители и по случаю 15-летия несения ею игуменского послушания была награждена крестом с украшениями. Такова краткая история монастыря. Сейчас в нем проживают 30 насельниц. В основном это люди преклонных лет, но есть и молодые. Современному человеку непонятен тот подвиг иноческой жизни, который добровольно налагают на себя отдельные христиане, удаляясь от мира. Ведь вступая на новый путь, человек оставляет за воротами монастыря всё то, к чему он привык. Теперь вся его жизнь будет подчинена лишь одной цели, к которой, в общем-то, должен стремиться и любой христианин, – духовному совершенствованию, достигаемому неукоснительным соблюдением заповедей Господних.

Но в миру, погрязшем в грехах, сделать это чрезвычайно трудно, поскольку приходится постоянно вести борьбу со своими страстями, растлевающими душу, главные из которых – услаждение тела, сребролюбие и властолюбие. Именно этим страстям и объявляют войну те, кто вступает на монашеский путь, давая обеты безбрачия, нестяжательности и послушания. И не случайно именно монастыри были на Руси островками истинной православной веры и благочестия, а монахи – маяками, по которым сверяли свой путь люди в стремлении познать истину. Но будет неправильно думать, что цель монаха – отрешиться от всех страстей и благ мирских, чтобы сохранить свою душу в чистоте лишь себе во спасение. Устраниться от всего несущественного и вредного для души, чтобы всецело освободить ее для служения Богу. которое выражается в непрестанных молитвах за своих близких, за свою страну, за весь человеческий род. Вот главное предназначение монаха. И в этом заключается его высокое общественное служение: удалиться от мира – чтобы служить миру, который, может быть, и держится-то еще только по молитвам праведников. Поэтому в жизни любого монастыря молитва всегда на первом месте.

В Троицком монастыре молиться начинают в час ночи. Но не все. Молодым это не по силам. Они молятся с шести часов утра. Заканчивают в половине одиннадцатого. В пять часов – всенощная, вечерняя служба. А в половине девятого – вечернее правило, молитва на сон грядущим. В свободное от молитвы время исполняют разного рода послушания. Пять монахинь постоянно живут в Большой Валяевке, где находится монастырское подворье. Овощи, картошка, молоко, сметана – свои. Но рук не хватает. Особенно в монастыре. Привести в надлежащий вид всю его территорию самим насельницам не под силу, хотя и здесь есть свой «райский уголок», где до самых морозов благоухают розы.

Монастырь нуждается в постоянной помощи, в материальной поддержке, в спонсорах, которых, увы, пока нет. А тут еще предстоит восстанавливать Троицкий храм. Только и остается надеяться на помощь Божию, молиться и уповать на то, что пошлет Господь добрых людей, которые не оставят монастырь со своими проблемами наедине. Тем более, что приближается круглая дата – 100-летие освящения Троицкого собора монастыря, до которой остается менее пяти лет. Да и не за горами еще более значительный юбилей – 350-летие Пензы, которое будет отмечаться в 2013 году. Поэтому, появляется не просто надежда, а уверенность, что наши городские и областные власти, а также и сами жители откликнутся на монастырские проблемы, как на свои собственные. И Троицкий собор, расположенный на одной из самых оживленных улиц города, вскоре вновь засияет своей былой красотой.

Троицкий женский монастырь

holy74 добавил это место 6 ноя 2017
Координаты места: 53.1865, 45.0182

Сегодня Троицкий женский монастырь переживает свое второе рождение. Восстановительные работы еще не закончены, но уже совершенно ясно можно представить себе ту величественную красоту, которую являла собой обитель в прошлых веках. Троицкий собор опять увенчали пять куполов, уже практически подходят к завершению отделочные работы и обустройство интерьера. Две конические башенки, что служили внешним украшением собора, вновь обрели былую красоту и изящество. Восстановлен из руин и Духосошественскй храм, синий купол которого венчает золотой крест, устремленный ввысь. Сегодня это действующий женский монастырь, где проживает около 20 насельниц, неустанно молящихся о возрождении обители.

История

Возраст монастыря исчисляется веками. Он был основан как обитель для одиноких женщин, оставшихся без защиты семьи. Священник городской церкви отдал свою усадьбу старицам Таисеи и Федосье, которым будучи монахинями, не относились ни к одному монастырю. Произошло это в 1689 году, что, собственно, и считается датой основания Троицкого женского монастыря. Пару лет спустя монахинями была подана челобитная Государю с просьбой разрешить открыть обитель в Пензе. В 1692 году ими была получена и благословенная грамота от Патриарха Адриана на устройство женского монастыря. Первой была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с пределом в честь Петра и Павла. Именно этот год считается официальной датой основания обители. Монастырь просуществовал больше двухсот лет, в течении которых строились и перестраивались его храмы, увеличивались монастырские угодий, возводились новые кельи и хозяйственные постройки. В начале 20-го века территория монастыря уже почти в три раза превышала первоначальную. Здесь размещались Троицкий храм, Духосошественская церковь, колокольня с храмом Александра Свирского. Стояли каменные здания настоятельского, больничного и трапезного корпусов, жилые дома, просфорная, монашеские кельи. Ансамбль монастыря дополняло большое количество деревянных жилых и хозяйственных построек. В то время в монастыре проживало около 350 человек. С приходом советской власти начались гонения на монахинь, монастырь закрыли, но службы в его храмах продолжали править до 1931 года. Затем в уже бывших монастырских стенах располагались мастерские, общежитие, профтехучилище, клуб. В 70-е годы окончательно снесли обветшавшую колокольню. В 1992 году Троицкий монастырь вернули Православной церкви, и жизнь затеплилась в его стенах. Их Наровчатского Троице-Сканова монастыря сюда перевели игуменью Митрофанию и еще 18 сестер. Начались восстановительные работы, и спустя два года в Духосошественном храме прошли первые богослужения, которые позднее стали проводиться регулярно. В 2014 году реставрация Троицкого собора была закончена, и митрополит Серафим впервые совершил литургию в День Святой Троицы.

Легенды

Согласно приданию, после того, как монастырь был закрыт, появилось знамение, предвещавшее еще более тяжелые времена для обители и ее жителей. На куполе Духосошественской церкви появилось светящееся ярким светом пятно, которое ничем нельзя было ни потушить, ни заслонить, и только снеся купол, смогли справиться с этим явлением.

Как добраться

Монастырь находится в городе Пенза на прежнем месте, что и триста лет назад. Сегодня улица, где он расположен, называется Кирова, строение 25Д

Богослужения

Седмица 4-ая по пасхе, глас 3 — й

19.05

Неделя 4-я по Пасхе.

О расслабленном.

Литургия 1

Литургия 2

Вечернее Богослужение

16:45

20.05

Прп. Нила Сорского

Литургия

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

7:45

16:45

21.05

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Прп. Арсения Великого

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

16:45

22.05

Преполовение Пятидесятницы.

Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар

Молебен с акафистом Божией Матери «Неупиваемая чаша»


Вечернее богослужение

Полиелей

23.05

Апостола Симона Зилота

Вечернее богослужение

7:45

16:45

24.05

Равноапп. Мефодия и Кирилла,

учителей Словенских

Водосвятный молебен


Вечернее богослужение

16:45

25.05

Свтт. Епифания, еп. Кипрского,

и Германа, патриарха Константинопольского

Литургия

Панихида

7:45

16:45

26.05

Неделя 5-я по Пасхе.

О самаряныне

Литургия 1

Литургия 2

Вечернее богослужение

Акафист Воскресению Христову

Пенза. Троицкий женский монастырь.

Храмы монастыря:

В 1992 году комплекс Пензенского Троицкого женского монaстыря был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1993 году стараниями архиепископа Серафима(Тихонова) женская обитель в Пензе вновь взродилась, отметив тем самым 300-летнюю годовщину своего основания.Организовывать монашеский уклад в ней предстояло бывшей настоятельнице Троицкого Сканова женского монастыря игумении Митрофании(Перетягиной).
Владыка Серафим испытывал особую любовь к пензенской обители. Лично следил за ходом ее восстановления.
6 января 1994 года состоялось первое после долгого перерыва богослужение в Духосошественском храме. 8 ноября 1999 года владыка Серафим освятил левый придел храма во имя Смоленской иконы Божией Матери, а 6 ноября 2001 года уже новый управляющий Пензенской епархией архиепископ Филарет — его главный престол во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. 26 мая 2005 года игумения Митрофания за свои труды по возрождению обители и по случаю 15-летия несения ею игуменского послушания была награждена крестом с украшениями. Сейчас в монастыре проживает 30 насельниц.

С сайта: pravoslavie58region.ru

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Статья написана по материалам сайтов: strekoza.travel, www.xn—-8sbwafericgokmcm8c9eta.xn--p1ai, sobory.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector