Троице сергиев монастырь был основан в

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра – расположенный в Сергиевом Посаде крупнейший в стране православный мужской монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху. В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов, в 1993 году вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV-XVIII вв., открыт для паломников и туристов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Троице-Сергиева Лавра

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.

Панорама Троице-Сергиевой Лавры Троицкий собор

Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры

На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.

Троицкий собор

В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Успенский собор

По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.

Малые церкви и другие сооружения

Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.

Троице-Сергиева Лавра с высоты Белокаменные стены Лавры Усыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Правила поведения в Лавре

Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Где остановиться

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Религиозные службы

Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.

Троице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках

Троице-Сергиев монастырь был основан в 40-е годы XIV века сыном разорившегося ростовского боярина Варфоломеем, получившим после пострижения в монахи имя Сергия. Сергий Радонежский стал одним из наиболее почитаемых на русской земле святых, а основанный им монастырь вошёл в русскую историю как наиболее значимый и важный центр духовной и политической жизни.

Монастырь расположился на горе Маковец, с двух сторон защищенной оврагами, образованными речками Кончурой и Вондюгой. Это место находилось недалеко от Радонежа (ныне село Городок). Основание монастыря связано с периодом борьбы великокняжеской Москвы против феодальной раздробленности Руси и борьбы русского народа с татаро-монгольским игом. В то время Москва, ставшая инициатором объединения русских земель, искала опоры у церкви. Поэтому, в частности, всячески поддерживалось строительство монастырей, способствовавших освоению новых земель и проведению московской политики в Северо-Восточной Руси.

С самого начала своего существования Троице-Сергиев монастырь принял активное участие в политической жизни Москвы. Сергий Радонежский ездил в Ростов и Нижний Новгород для улаживания конфликтов между великим князем и суздальско-нижегородскими князьями, мирил с Москвой рязанского князя Олега.

Введение общежитийного устава в монастыре превратило его в учреждение, подчиненное единой дисциплине. Согласно принятому уставу, все имущество монастыря стало общим, и монастырская братия принимала участие в повседневных монастырских делах. Это давало возможность использовать церковь как единую политическую силу и способствовало повышению активизации монастыря в проведении московской политики.

Накануне Куликовской битвы 1380 года, победа русских в которой положила начало освобождению народа от татаро-монгольского ига, в Троице-Сергиев монастырь приезжал московский князь Дмитрий Иванович. Чтобы еще больше поднять дух русского войска, вместе с Дмитрием Ивановичем на поле боя отправились два монаха-Пересвет и Ослябя. По преданию, Куликовская битва началась поединком Пересвета и татарина Темир-Мурзы. Именно об этих событиях рассказывают копии с древних миниатюр и современные нам рисунки. Куликовская битва, закончившаяся блестящей победой русского народа, развеяла господствовавшее ранее представление о непобедимости татар, но набеги врагов продолжались.

В 1408 году татарский хан Едигей сжег монастырь. Только в 1411 году его отстроили вновь.

В процессе становления Русского государства и расширения экономического влияния Москвы немалую роль играла и русская церковь. Троицкий монастырь был активным ее представителем. Только по инициативе Троице-Сергиева монастыря в XIV веке в различных областях Северо-Восточной Руси появилось более 30 монастырей, которые, в свою очередь, стали новыми очагами колонизации и распространения московской политики. Часто монастырская колонизация сопровождалась захватом ранее освоенных крестьянами земель. Это приводило к междуусобицам, о которых можно судить по некоторым летописям.

Первые привилегии были получены монастырем от Дмитрия Донского. Тогда в Московском Кремле было выделено место для монастырского двора и монастырю было дано право взимать пошлину с клеймения лошадей, что приносило большой доход. Известна жалованная грамота 1392 года, данная монастырю боярином Семеном Федоровичем Морозовым, на половину соляной варницы у Соли Галицкой. В те же годы монастырь получил право наловлюрыбы в озерах Смехро и Боровское в Стародубенском княжестве. Все это послужило основой создания хозяйства монастыря.

В последующем столетии владения Троицкого монастыря растут с невероятной быстротой, что происходит не только за счет государственных и частных пожалований. Монастырь и сам вел активные действия по присоединению земель, как приобретая участки, так и проводя операции по захвату общинных земель.

Одним из распространённых видов вкладов были вклады по душе» и за право быть погребенным в стенах монастыря. Свидетельством этого является, в частности, белокаменная надгробная плита 1494 года, найденная на территории монастыря над захоронением Юрия Романовича Алексеева. Сын дьяка Романа Алексеева, посланного Иваном III в 1486 году в покоренную Тверь для приведения к присяге ее жителей, был погребен в монастыре за вклад села Ромазовского на реке Наре, Боровского уезда.

Некоторые представители троицкого духовенства участвовали на стороне врагов великого князя во время феодальной войны в середине XV века, известной под названием «шемякиной смуты». Эта война разразилась между великокняжеской властью и удельными князьями, поддержанными боярами. Троице-Сергиев монастырь поддерживал политических противников великого князя — щедрых вкладчиков в монастырь. Копии с древних миниатюр и современный нам рисунок рассказывают о захвате Василия II в монастыре сторонником Дмитрия Шемяки — князем Иваном Можайским. Однако, вернув престол, Василий II продолжал давать большие вклады в монастырь, стараясь заручиться с его влиятельной поддержкой.

Владения монастыря, отмеченные на картах того времени, свидетельствуют о том, что уже в XV веке монастырские земли выходили далеко за пределы Радонежского уезда, на территории которого находился монастырь. Ему принадлежали пахотные земли, пустоши, крестьянские дворы с огородами, заливные луга, соляные варницы, бобровые гоны (места, где ловили бобров), рыбные промыслы. В Троицко-Сергиевском музее представлена копия с миниатюры XVI века, изображающая работу крестьян на соляных варницах. Соль добывалась и обрабатывалась самыми примитивными способами, непосредственно контактировавшие с солью добытчики получали тяжёлые травмы и рано становились инвалидами. Однако соляные промыслы были одними из самых выгодных производств того времени.


Троице-Сергиева лавра. Современный вид

Троице-Сергиев монастырь в XV веке стал своего рода культурной столицей, местом работы выдающихся художников, писателей, философов, зодчих и мастеров прикладного искусства. В монастыре работала и книжная мастерская по переписке книг. В начале XV века в монастыре жил и работал выдающийся писатель Древней Руси Епифаний Премудрый. Его изображения сохранились на миниатюрах XVI века и на иконе «Сергий с учениками» XVII столетия. В середине XV века в монастыре жил и Пахомий Логофет, известный писатель, серб по происхождению. В 20-е годы XV века выдающиеся русские художники Андрей Рублёв и Даниил Чёрный украсили своими фресками и иконами Троицкий собор. Работал в монастыре известный резчик и ювелир Амвросий. И это только сохранившиеся имена. Нет сомнений, что Троице-Сергиев монастырь являлся своего рода истоком культурного и художественного прогресса, постепенно распространявшегося на русские княжества в эпоху закладки основ будущей империи.

Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

Троице-Сергиева Лавра. Общий вид

Сергиева Лавра во имя Живоначальной Троицы, ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

  • Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра
  • Тел.: (8-254) 4-53-34, 4-57-21 (заказ экскурсий); факс: 4-59-42 (канцелярия)
  • Официальный сайт: http://www.stsl.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь был основан в 1337 году, когда в лесной непроходимой чаще Варфоломей, в будущем преподобный Сергий, и его родной брат, инок Стефан, поставили келью-сруб и рядом небольшую деревянную церковь Святой Троицы.

    Через некоторое время Стефан ушел в Москву. Варфоломей же, оставшись на избранном месте, призвал к себе игумена Митрофана и постригся в иноки под именем Сергия. Святая и праведная жизнь Сергия привлекла к нему братию, которая избрала его в свои начальники в 1344 году.

    С ростом числа пришедших в обитель насельников преподобный Сергий распорядился о значительной перестройке обители, ранее возводившейся без какого либо плана. Кельи располагались четверообразно, посреди них — церковь и трапезная; все эти сооружения были обнесены высокой дубовой стеной, такая планировка монастыря была принята при всех его дальнейших перестройках, сохранившись до наших дней.

    В 1408 году обитель была сожжена татарами и вновь отстроена игуменом преподобным Никоном.

    В 1422 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, состоялось чудесное обретение его мощей. С этого времени обитель приобрела значение центра религиозного движения всего православного русского народа. В конце XIV — начале XV вв. вокруг Лавры появились поселения (Кокуево, Панино, Клементьево и др.), в конце XVIII в. образовавшие Сергиев Посад.

    Если прежние настоятели обители были игуменами, 6 января 1561 игумен Елевферий был возведен в достоинство архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей Русской Церкви для него и его наследников.

    В связи с созданием общей системы укреплений для защиты Русского государства монастырь превращается в первоклассную крепость. Начиная с 1540 г., в течении десяти лет были возведены мощные стены и башни, устроены запруды в окружающих башнях. Практически неприступная по тем временам крепость выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г.

    Вместе с началом строительства стен по велению Ивана IV Грозного было начато возведение собора Успения Пресвятой Богородицы. По архитектурному решению храм напоминает Успенский собор московского Кремля, несколько превосходя его по размерам. В 1606 г. под западной папертью собора было погребено тело Бориса Годунова, изъятое по велению Лжедмитрия II из царской усыпальницы в Кремле и первоначально захороненное в Варсонофьевском монастыре. Здесь же похоронены его жена и дочь. Позднее паперть была разобрана, а над могилами Годуновых построена палатка-усыпальница. Роспись храма была завершена в 1684 г. и в большей части сохранилась до наших дней.

    В середине XVII в. в связи с усовершенствованием оборонительных сооружений были дополнительно построены четыре мощные восьмигранные башни, надстроены и укреплены стены.

    Надвратная церковь во имя св. Иоанна Предтечи построена в 1693 г. Ее проходы украшает роспись со сценами из жизни прп. Сергия. Ворота под храмом являются парадным входом в монастырь.

    В 1742 году в Троице-Сергиевой обители была открыта духовная семинария, а в 1744 году монастырь был возведен в высший ранг Лавры. При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обители было определено особое содержание, превышавшее довольство даже первоклассных монастырей приблизительно в пять раз. При поставлении лаврского архимандрита Платона (Левшина) на Московскую кафедру 21 января 1775 года за ним его архипастырями-наследниками была закреплена должность священноархимандритов Лавры, а непосредственное ведение дел обители перешло к наместникам.

    С 1814 года в Троице-Сергиевой Лавре находилась духовная академия.

    В 1867 году была построена церковь праведного Филарета Милостивого, придел к храму Сошествия Духа Святого.

    21 апреля 1946 года в Троице-Сергиевой Лавре были возобновлены богослужения. В том же году обители были возвращены мощи преподобного Сергия; сюда из Московского Новодевичьего монастыря были переведены Московские духовные семинария и академия.

    10 октября 1994 года в Лавре состоялось обретение святых мощей святителей Иннокентия, Филарета и преподобного архимандрита Антония. 30 июня 1996 года на земле обители также были обретены мощи преподобного Максима Грека.

    В скиту, основанном при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1844 году и сильно пострадавшем в годы советской власти, есть Пещерное отделение. Пещеры были выкопаны блаженным схимонахом Филиппом, в народе называемым Филиппушкой, с послушниками. Впоследствии Пещерное отделение стало центром московского старчества, во многом благодаря старцу иеромонаху Варнаве, прожившему в пещерах 47 лет и прославившемуся прозорливостью и чудотворениями как при жизни, так и после смерти. Мощи старца Варнавы покоятся в наземном соборе в честь Черниговской Божией Матери. Монашеская жизнь скита возобновлена. В Храме ежедневно совершаются богослужения и соборование.

    Подворья

    • Московское подворье (129090, Москва, 2-й Троицкий пер., 6а, 8/10в; тел.: 281-35-58);
    • Санкт-Петербургское подворье (193167, наб. Фонтанки, 44);
    • Покровский храм (Московская обл., с. Сабурово);
    • бывший Троице-Варницкий монастырь (Ярославская обл., г. Ростов Великий; тел.: 8-08536-9-21-38, 9-21-93);
    • храм во имя св. Марии Магдалины (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
    • подворье Параклит (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
    • храм свв. апп.Петра и Павла (Московская обл., г. Сергиев Посад);
    • Пятницкое подворье (Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад; тел.: 4-50-13);
    • Радонежское подворье (Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж; тел.: 3-26-94).
    • храм Иверской иконы Божией Матери в г. Пересвете
    • храм прп. Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля (Тульская обл., Куркинский район, у д. Ивановка)
    • Дивноморский Сергиевский храм в г. Геленджике

    Настоятели и наместники

    • Митрофан ((1337) нач. 1340-х — 1344)
    • Прп. Сергий (1344 — 25 сентября 1392)
    • Прп. Никон (1392)
    • Прп. Савва (1392 – 1398)
    • Прп. Никон, 2-й раз (1398 — 17 ноября 1428)
    • Савва II (1428 – 1432)
    • Зиновий (1432 – 1445)
    • Досифей I (1445 – 1448)
    • Прп. Мартиниан (1448 – 1455)
    • Свт. Вассиан (Рыло) (1455 – 1466)
    • Спиридон (1467 – 1474)
    • Авраамий (1474 – 1478)
    • Паисий (Ярославов) (1479 – 1482)
    • Иоаким (1482 – 1483)
    • Макарий (1483 – 1488)
    • Афанасий I (1488 – 1490)
    • Свт. Симон Чиж (1490 — 20 сентября 1495)
    • Свт. Серапион (1495 – 1506)
    • Досифей II (Забела) (1506 – 1507) [1]
    • Памва (Мошнин) (1508 – 1515)
    • Иаков (Кашин) (1515 – 1520)
    • Порфирий I (1521 – 1524) [2]
    • Прп. Арсений Комельский Вологодский (1525 — 1529)
    • Александр (1528 – 1529)
    • Свт. Иоасаф (Скрипицын) (1529 – 9 февраля 1539)
    • Порфирий II (1539 – 1541)
    • Алексий (1541 – 25 февраля 1543)
    • Порфирий III (1543)
    • Никандр (1543 – 1545)
    • Иона (Шелепин) (1545 – 1549)
    • Серапион (Курцов) (1549 – 1551)
    • Артемий (Пустынник) (1551)
    • Гурий (Лужецкий) (1552 — 1554)
    • Иларион (Кирилловец) (1554 – 1555)
    • Иоасаф (Черный) (1555 – 1560)
    • Елевферий (1560 – 1562)
    • Меркурий (Дмитровец) (1562 – 1566)
    • Кирилл (ноябрь 1566 — 11 ноября 1568)
    • Памва II (1568 – 1569)
    • Феодосий (Вятка) (1569 – 1571)
    • Варлаам I (1571 – 1577)
    • Иона II (1577 – 1584)
    • Митрофан (Дмитровец) (1584 – 1588)
    • Киприан (Балахонец) (1588 – 1594)
    • Кирилл (Завидов) (31 июля 1594 — 18 марта 1605)
    • Сщмч. Иоасаф (1605 — 1609)
    • Прп. Дионисий (Зобниновский) (1610 – 12 мая 1633)
    • Нектарий (Вязлетин) (1633 – 1640)
    • Адриан (1640 – 1656)
    • Иоасаф (25 апреля 1656 – январь 1667)
    • Феодосий II (1667 – 1674)
    • Викентий (1674 – 1694)
    • Иов (2 мая 1694 — 6 июня 1697)
    • Евфимий (1697 – 1700)
    • Иларион (Властевинский) (1701 – 1704)
    • Сильвестр (Холмский-Волынец) (23 октября 1704 — 1708)
    • Иоасаф (1708 – 1710)
    • Георгий (Дашков) (1711 – 1718)
    • Тихон (Писарев) (1718 – 1722)
    • Гавриил (Бужинский) (20 марта 1722 — 30 октября 1726)
    • Варлаам (Высоцкий) (1726 — 1737)
    • Арсений (Воронов) (1737 – 1738)
    • Амвросий (Дубневич) (1739 – 8 сентября 1742)
    • Кирилл (Флоринский) (1742 – 1744)
      • Феодосий (Янковский) (1742 — 1745)
    • Арсений (Могилянский) (29 января 1744 — 1752)
      • Свт. Иоасаф (Горленко) (24 января 1745 — 1748)
    • Афанасий (Волховский) (23 февраля 1753 – 1758)
    • Гедеон (Криновский) (17/21 апреля 1758 — 1761)
    • Лаврентий (Хоцятовский) (1761 – 1766)
      • Платон (Левшин) (март 1763 — 1766)
    • Платон (Левшин) (1766 — 21 января 1775)
    • Московские митрополиты и патриархи (с 21 января 1775)
      • Павел (Пономарев) (28 августа 1775 — 1782)
      • Аполлос (Байбаков) (1782 — 1783)
      • Павел (Пономарев), иером. (упом. 1796)
      • Сергий (Крылов-Платонов) (16 февраля — ноябрь 1803, упом. 16 ноября 1808)
      • Самуил (Запольский-Платонов) (20 февраля 1810 — 1814)
      • Никанор (Клементьевский) (1814 — 1818)
      • Афанасий (Фёдоров) (? — 23 февраля 1831)
      • Прп. Антоний (Медведев) (10 марта 1831 — 12 мая 1877)
      • Леонид (Кавелин) (3 июля 1877 – 22 октября 1891)
      • Павел (Глебов) (21 декабря 1891 — 1 марта 1904)
      • Товия (Цымбал) (6 марта 1904 — январь 1915)
      • Прмч. Кронид (Любимов) (9 января 1915 — 1920 (- 10 декабря 1937))

        Литература

        • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
        • Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
        • Беляев С. В память вечную будет праведник. : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
        • Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
        • Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
        • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

        Использованные материалы

        [2] Около этого времени также упоминается Евфимий (Подрез), хотя его имя в «Летописи» на сайте Троице-Сергиевой Лавры не значится.

        ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

        Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

        Знаменитый православный монастырь, основанный прп. Сергием Радонежским в 1337 году. Находится на территории города Сергиев Посад Московской области. Здесь действует Московская Духовная академия. В Свято-Троицком соборе хранятся мощи Сергия Радонежского. В 1993 году ансамбль монастыря вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

        Монастырь при Сергии Радонежском

        В 1337 году инок Варфоломей вместе с братом Стефаном поселились на холме Маковец, находившимся недалеко от Радонежа. Здесь они выстроили бревенчатую келью и Троицкую церковь. Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Некоторое время Варфоломей жил один, но постепенно слух о молодом отшельнике начал распространяться в монашеской среде. К нему начали приходить иноки, желавшие разделить с ним духовный подвиг. Пустынь разрасталась. Варфоломей, постриженный в монахи игуменом Митрофаном и получивший имя Сергий, стал игуменом нового монастыря в 1354 году. Тогда же он был рукоположен в сан священника епископом Волынским Афанасием. Вскоре в Троицком монастыре был введен общежительный устав. Это было новшеством, так как почти все русские монастыри того времени придерживались особножительного устава, при котором иноки жили отдельно и устраивались согласно своим личным средствам. Общежительный монастырь (киновия) был устроен иначе. Здесь предусматривалось имущественное равенство монахов, которые отказывались от личной собственности. Всем распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. Насельники жили одинаково, одинаково ели и одевались. Различие было только в степени подвижничества каждого из них. Сергий и его ближайшие ученики основали десятки новых монастырей-киновий.

        Постепенно Троицкий монастырь становился центром духовной жизни страны. Именно сюда в 1380 году приехал князь Дмитрий Донской для благословения на Куликовскую битву. Иноки монастыря Ослябя и Пересвет, присоединившиеся к походу князя, прославились своей храбростью. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в Троицком храме.

        XVXVII века

        Монастырь почитался московскими князьями. Здесь они совершали молебны по случаю важных событий, здесь крестили наследников престола (например, в 1530 году в монастыре был крещен будущий царь Иван Грозный).

        К концу XVI века Троицкий монастырь был крупнейшим в стране.

        В 1688 году Троицкий монастырь получил статус ставропигиального.

        В 1689 году в нем укрылся от царевны Софьи царь Петр I. Отсюда он выехал уже полноправный правителем, здесь же пытали сторонников Софьи.

        XVIIIXIX века

        В 1738 году управление обителью было передано Духовному совету. В 1742 году здесь была открыта духовная семинария. В 1744 году монастырь получил почетный статус Лавры, его главой теперь был митрополит Московский.

        В XVIII-XIX веках обитель стала одной из самых богатых в России, чему способствовали обильные пожертвования и торговля, которую вели монахи. Также лавра являлась образовательным и культурным центром. В 1814 году сюда была переведена Московская Духовная академия.

        В 1895 году в монастыре был построен больнично-богадельный корпус с храмом прп. Иоанна Лествичника. В настоящее время здесь находится Московская духовная семинария.

        XXXXI века

        С 1905 года в лавре существовала своя типография, лавки и мастерские. В самом Сергиевом Посаде ей принадлежали две гостиницы. К лавре были приписаны малые монастыри и скиты.

        В 1918 году, с приходом к власти большевиков, монастырь стал трудовой артелью. В следующем году его монахи были переселены в Черниговский скит, Московская Духовная академия была распущена. В 1920 году лавра превратилась в историко-архитектурный музей. Также на территории обители до 1953 года располагался Загорский учительский институт.

        Духовная жизнь в лавре возобновилась в 1946 году, новым настоятелем стал патриарх Алексий I (до 1983 года обитель была основным местом пребывания патриархов). Тогда же в Свято-Троицкий собор были перенесены мощи Сергия Радонежского, которые с 1919 года были экспонатом музея. В 1949 году в стенах лавры вновь заработала Московская Духовная академия. В 1959 году был принят новый устав монастыря. В лавре проходили Поместные церковные соборы 1971, 1988, 1990 годов.

        С 1988 года и по настоящее время наместником Троице-Сергиевой лавры является архиепископ Феогност (Гузиков). Настоятель – патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас в монастыре подвизается около 200 монахов. При нем действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр.

        »

        Помогла статья? Оцените её
        1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
        Загрузка...
        Добавить комментарий

        Adblock detector