Храмы и монастыри подмосковья

Содержание

Содержание

Православие в Московской области

Епархия по состоянию на декабрь 2014 г.

«Число благочиний в епархии 49, включая монастырское. На 1147 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1463 клирика, из которых 1349 священников и 114 диаконов. В 2104 г. году было совершено 43 диаконских и 40 священнических хиротоний. За штат почислено 15 священнослужителей, запрещены в священнослужении 18 человек. В Московскую епархию было принято 11 священнослужителей, в другие епархии перешло 2 клирика.

Населённые пункты

Святыни Московской области

СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский, Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский.

ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия).

МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери.

ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери.

П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»).

ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.).

СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм».

С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших».

П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.).

Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери.

ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

С. ТЕРЯЕВО, Волоколамского района. Иосифо-Волоцкий монастырь (фактически – женский): преп. Иосиф Волоцкий (ХV в.).

ДЗЕРЖИНСКИЙ, Люберецкого района: Николо-Угрешский монастырь: преп. Пимен Угрешский (XIX в.), икона Божией Матери «Взыграние» (в алтаре).

С. МИХАЙЛОВСКАЯ СЛОБОДА, Раменского района. Единоверческий Михаило-Архангельский храм: «Иерусалимская» икона Божией Матери.

ВИДНОЕ-2. Екатерининский монастырь: икона мц. Екатерины.

С. ЛУКИНО, Домодедовского района. Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь: «Иерусалимская» икона Божией Матери. С. ВЕЛЬЯМИНОВО, Домодедовского района. Спасо-Преображенский храм: иконы Божией Матери «Казанская» и «Млекопитательница».

С. ШУБИНО, Домодедовского района. Успенский храм: оригинал «Плакущей» иконы Божией Матери.

СТУПИНО. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница». Тихвинский храм: икона Божией Матери «Утоли моя печали».

ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Покровско-Васильевский монастырь: прав. Василий Павлово-Посадский (XIX в.).

С. ГУБИНО, Орехово-Зуевского района. Старообрядческий Казанский храм: «Губинская-Казанская» икона Божией Матери.

С. ТУГОЛЕС, Шатурского района. Пятницкий храм: «Радовицкая» икона свт. Николая.

Д. КОЛЫЧЕВО, Егорьевского района. Казанский женский монастырь: список «Колычевской-Казанской» иконы Божией Матери.

КОЛОМНА. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (около ж. д. ст. Голутвин): свт. исп. Феодосий Коломенский (ХХ в.).

ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (близ с. Руднево, Наро-Фоминского района): преп. Зосима Верховский (XIX в.).

МОЖАЙСК. Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь: преп. Ферапонт Белозерский (Лужецкий) (XV в.).

С. СЕМЕНОВСКОЕ, Можайского района. Спасо-Бородинский женский монастырь: преп. Рахиль Бородинская (ХХ в.).

С. КОЛОЦКОЕ, Можайского района. Успенский Колоцкий женский монастырь: оригинал «Колочской» иконы Божией Матери.

С. МАВРИНО, Щелковского района, близ Фряново. Владимирский храм: «Страстная» икона Божией Матери, икона мц. Параскевы-Пятницы.

РЕУТОВ, Балашихинского района. Казанский храм: сщмч. Александр Смирнов и Феодор Ремизов (ХХ в.).

НОГИНСК. Тихвинский храм: сщмч. Константин Голубев (Богородский) (ХХ в.).

С. СТРОМЫНЬ (30 км. к северу от Ногинска). Успенский храм: преп. Савва Стромынский (XIV в.), «Стромынская-Кипрская» икона Божией Матери.

Монастыри Московской области

# Изображение Название Тип Время основания Адрес
1 Александро-Невский монастырь женский 1895 Талдомский район, село Маклаково
2 Белопесоцкий монастырь женский 1498 Ступинский район, город Ступино
3 Бобренев монастырь мужской 1381 Коломенский район, село Старое Бобренево
4 Борисоглебский Аносин монастырь женский ставропигиальный 1823 Истринский район, деревня Аносино
5 Борисоглебский монастырь мужской XV век Дмитровский район, город Дмитров
6 Брусенский монастырь женский 1552 Коломна, город
7 Введенский Владычный монастырь женский 1360 Серпухов, город
8 Вознесенская Давидова пустынь мужской 1515 Чеховский район, поселок Новый Быт
9 Воскресенский Новоиерусалимский монастырь мужской ставропигиальный 1656 Истринский район, город Истра
10 Высоцкий монастырь мужской 1374 Серпухов, город
11 Екатерининская пустынь мужской 1658 Ленинский район, город Видное
12 Зосимова пустынь женский 1826 Наро-Фоминский район, посёлок Зосимова пустынь
13 Иосифо-Волоцкий монастырь мужской ставропигиальный 1479 Волоколамский район, село Теряево
14 Казанский Колычевский монастырь женский 1885 Егорьевский район, город Егорьевск
15 Колоцкий монастырь женский 1413 Можайский район, деревня Колоцкое
16 Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь женский ставропигиальный 1887 Ленинский район, посёлок санатория «Горки Ленинские»
17 Лужецкий монастырь мужской 1408 Можайский район, город Можайск
18 Николо-Берлюковская пустынь мужской 1719 Ногинский район, село Авдотьино
19 Николо-Пешношский монастырь мужской 1361 Дмитровский район, посёлок Луговой
20 Николо-Радовицкий монастырь мужской 1584 Егорьевский район, село Радовицы
21 Николо-Угрешский монастырь мужской ставропигиальный 1380 Дзержинский, город
22 Ново-Голутвин монастырь женский 1800 Коломна, город
23 Покровский Хотьков монастырь женский ставропигиальный 1308 Сергиево-Посадский район, город Хотьково
24 Покровско-Васильевский монастырь мужской 1885 Павлово-Посадский район, город Павловский Посад
25 Саввино-Сторожевский монастырь мужской ставропигиальный 1398 Звенигород, город

26 Свято-Троицкая Сергиева Лавра мужской ставропигиальный 1337 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
27 Серафимо-Знаменский скит женский 1912 Домодедово, городской округ, село Битягово
28 Спасо-Бородинский монастырь женский 1839 Можайский район, деревня Семёновское
29 Спасо-Влахернский монастырь женский 1861 Дмитровский район, посёлок городского типа Деденево
30 Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь мужской 1859 Орехово-Зуевский район, город Куровское
31 Старо-Голутвин монастырь мужской XIV век Коломна, город
32 Троицкий Мариинский монастырь женский 1900 Егорьевский район, город Егорьевск

Храмы Московской области

Церковь иконы Божией матери «Знамение» (Дубровицы)

Православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Как добраться: Расположена в 2 км от Подольска, на слиянии рек Пахры и Десны. Церковь находится фактически в пригороде Подольска и минуя город к ней не проехать. Если выезжать из Подольска по дороге на Обнинск, необходимо сделать правый поворот на светофоре за спорткомплексом «Нептун» (слева), далее все время по главной.

Адрес: Московская область, Подольский район, село Дубровицы.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Быково)

Была построена в усадьбе Быково в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.

Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.

Как добраться: По дороге на Раменское (проще всего по продолжению Рязанского проспекта через Люберцы все время прямо) не доезжая Жуковского, когда слева начнется забор аэропорта «Быково» свернуть направо в один из боковых проездов до поселковой улицы, которая идет параллельно основной дороге и выводит к храму. На автобусе от метро «Выхино» до остановки «Быково, клуб». От ст. Выхино на автобусе 424, или от м.Кузьминки на маршрутке 525 до остановки «клуб».

Адрес: Московская область, Раменский район, пос. Быково

Преображенский храм (Большие Вяземы)

Своей известностью село Большие Вяземы обязано церкви, построенной в конце XVI в. при Борисе Годунове в его вотчине. Составитель географического словаря России XVIII в. Афанасий Щекатов писал, что звонница церкви Преображения «особливого рода, каких нигде не видно». По преданию, вяземская церковь была построена в один год с колокольней Ивана Великого. В Больших Вяземах Годунов вместо скромной усадебной церкви возвел монументальный каменный семиглавый храм. Историк искусств М.А.Ильин пишет: «Этот… храм принадлежит к кругу выдающихся произведений искусства. Пятиглавый, с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружен гульбищем, к которому с запада ведет торжественная лестница. Если общая его композиция нам более или менее знакома по другим памятникам XVI в., то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдется немного равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля».

Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, поселок городского типа Большие Вяземы.

Где остановиться

Паломническая гостиница при Борисоглебском Аносине ставропигиальном женском монастыре

Может принять до 5 человек. Срок пребывания — по благословению настоятельницы. Также монастырь принимает трудников.

Адрес: Россия, Московская область, Истринский район, с. Аносино, ул. Троицкая, 37

Действует при монастыре: Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь.

Паломническая гостиница при Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре г. Дзержинский

Допускаются группы до 50 человек. Возможно многодневное проживание.

Адрес: Россия, Московская область, г. Дзержинский, пл. свт. Николая, д.1

Православный детский летний лагерь при Серпуховском Высоцком мужском монастыре

Адрес: Россия, Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 5/3

Действует при монастыре: Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

Детский благотворительный лагерь отдыха «Анно-Зачатьевский родник» г. Чехов

Адрес: Россия, Московская область, г. Чехов, ул. Пушкина, д. 7

Действует при храме: Анно-Зачатьевский храм г. Чехов

Православный детский летний лагерь при храме Новомучеников и Исповедников Шатурских г. Шатура

Адрес: Россия, Московская область, г. Шатура, пр. Ильича, д. 57-а

Действует при храме: Храм Новомучеников и Исповедников Шатурских г. Шатура

Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.

Монастыри Подмосковья

ГЛАВНОЕ

  • Монастыри Московской области примечательны своей архитектурой и чудесными реликвиями и иконами, хранящимися в них.
  • Новоиерусалимский монастырь в городе Истра планировкой напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Самый большой монастырь Троице-Сергиева лавра ‒ объект всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря красивой архитектуре 15-го века.
  • Многие монастыри раньше были крепостями, охранявшими подступы к Москве.
  • Все монастыри действующие, поэтому необходимо соблюдать ряд правил посещения.

К началу XX века в московском регионе было несколько десятков православных монастырей. Не все они пережили столетие, отмеченное антирелигиозными кампаниями советских властей и страшными войнами, которые в той или иной степени затронули каждую обитель. Несмотря на потери, подмосковные монастыри последние годы активно реконструируются и привлекают тысячи паломников и путешественников. За сотни лет их прославили великие православные святые, отшельники и проповедники; в них хранятся бесчисленные церковные святыни ‒ чудотворные иконы и мощи. Монастыри привлекают и своей архитектурой: для их строительства цари, патриархи и меценаты не жалели средств и приглашали знаменитых мастеров. Средневековые монастырские комплексы интересны и желающим познакомиться с русской крепостной архитектурой, поскольку они играли важную оборонительную роль в те времена, когда Москва подвергалась регулярным нападениям с запада и юга.

Нужно учитывать, что монастырские комплексы, о которых пойдет речь, – действующие монастыри. Они имеют определенный распорядок и правила посещения. В места проживания монахов на территории обители доступ может быть закрыт. По православной традиции женщины должны посещать храм с покрытой головой, мужчины ‒ наоборот. Короткие юбки и открытая одежда не приветствуются. В некоторых монастырях юбки и косынки можно бесплатно получить при входе на территорию.

Троице-Сергиева лавра

Обитель почитали все московские и российские правители, оказывая ей покровительство. В результате монастырь получил прекрасный архитектурный ансамбль, в том числе сохранившиеся уникальные памятники храмовой архитектуры XV века, который внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Над украшением монастыря работали великие живописцы Древней Руси Андрей Рублев и Даниил Черный. Например, известная во всем мире «Троица Ветхозаветная» А. Рублева до передачи в Третьяковскую галерею находилась в именно соборе Троице-Сергиевой лавры. В Лавре хранится множество почитаемых реликвий, в том числе останки самого основателя монастыря св. Сергия Радонежского и его личные вещи.

Новый Иерусалим

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Один из самых интересных, живописных и хорошо сохранившихся монастырей Подмосковья. Он расположен на высоком холме Сторожи над местом впадения речки Сторожки в Москву-реку (Московская область, город Звенигород).

Одна из достопримечательностей монастыря – звонница необычной формы, возвышающаяся на своеобразном двухэтажном основании, в котором также находилась церковь. Посередине висят самые большие колокола. По сторонам находятся 4 ассиметричные шатровые башенки с колоколами поменьше. Отдельно пристроена часовая башня, где помещались трофейные часы и колокол из древнего русского города Смоленска, возвращенного из польской оккупации в 1654 году.

Саввино-Сторожевский монастырь – жемчужина Звенигорода. Многие туристы посещают город в первую очередь из-за него. Кроме того, окрестности монастыря почти не затронуты современной застройкой, и отсюда открывается чудесный вид, дающий представление о том, как эти места могли выглядеть во времена царей и монахов XVII века. А в здании Царицыных палат монастыря расположена экспозиция Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Монастыри Коломны

Коломна – один из главных туристических центров Московской области, расположенный в 100 км на юго-восток от столицы. Туристов притягивают Коломенский Кремль, великолепные храмы и монастыри и знаменитая пастила. Два женских монастыря располагаются прямо на территории Коломенского кремля.

Успенский Брусенский монастырь

Эта обитель основана в 1552 году, когда по приказу царя Ивана Грозного была построена Успенская церковь в память о захвате столицы татарского ханства Казани. Ее адрес – Коломна, Кремль, ул. Брусенский переулок, 36. Изначально здесь находилась мужская община. По легенде, первыми монахами были участники казанского похода. Происхождение названия «Брусенский» точно не известно. Часто его производят от «брусьев», из которых первоначально состояла монастырская ограда. В начале XVII века монастырь пришел в упадок и позже был восстановлен как женский.

Здесь хранятся свои святыни: местночтимый образ Казанской Божьей Матери – по преданию, один из первых списков с великой Казанской иконы, явившейся в 1579 году; икона «Святые новомученицы и исповедницы Брусенского монастыря», посвященная монахиням, погибшим в период советских репрессий; список иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша»; икона святителя митрополита Филарета Московского с частицей мощей; икона святителя митрополита Дмитрия Ростовского с частицей мощей.

Наибольшего расцвета Брусенский монастырь достиг в XIX веке. Брусенских сестер поддерживали вкладами и пожертвованиями купцы Коломны, которая тогда стала важным торговым городом. Самой значимой постройкой того времени стал пятиглавый Крестовоздвиженский собор (середина XIX века). Он построен в классическом стиле с элементами, напоминающими о древнерусской архитектуре.

В 1919 году монастырь был закрыт советскими властями. Монахини подверглись репрессиям, пять из них были убиты и сейчас почитаются как православные мученицы. Архитектурный комплекс также пострадал: была уничтожена надвратная колокольня конца XVIII века и главы Крестовоздвиженского собора. В настоящее время монастырь снова действует, ведется реставрация.

Древнейший храм обители – Успенская церковь, изящный образец ранней шатровой архитектуры. Также в монастыре сохранилась ограда с декоративными узкими башенками в неоготическом стиле (1820-е гг.), хозяйственные и жилые постройки середины XIX столетия. В северном келейном корпусе открыта экспозиция, посвященная истории монастыря.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь

Ново-Голутвин монастырь (улица Лазарева, 11 А) – самый молодой в Коломне, он основан в 1800 году. Сюда была переселена часть братии из древнего Голутвина монастыря на окраине города, отсюда и название – Ново-Голутвинский. Основа сохранившегося архитектурного ансамбля старше самого монастыря: это постройки бывшего архиерейского подворья, располагавшегося на этом месте с XVII века. Главное строение монастыря – Троицкий храм, построенный в конце XVII века. Эта церковь сочетает в себе древнерусские формы и наружные украшения в стиле «нарышкинского барокко» ‒ интересной русской адаптации европейского барочного стиля конца XVII века. Также сохранился Покровский храм XIX в. и ряд жилых и хозяйственных построек XVIII ‒ XIX вв.

Ново-Голутвинский монастырь является одним из украшений Соборной площади Коломны, на небольшом пространстве которой стоят также главный городской Успенский собор, церковь Тихвинской Богоматери и церковь Воскресения Словущего. Его святыни – частицы мощей евангелиста Луки, святых Пантелеймона, первомученика Стефана, Георгия Победоносца, князя Александра Невского.

Старо-Голутвин монастырь

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь находится в живописном месте на окраине Коломны – там, где река Москва впадает в Оку (улица Голутвинская, дом 11). Это самый древний монастырь Коломны, основанный в конце XIV века св. Сергием Радонежским на средства московского князя Дмитрия Донского. После памятной победы на татарским войском в 1380 году князь и члены его семьи основали несколько монастырей в знак благодарности за божественную помощь в сражении. Святыни монастыря: части Животворящего креста и тернового венца; мощи епископа Феодосия Коломенского (XVI в.); могила Григория Голутвинского (ум. 1405), первого игумена монастыря; мощевики с частицами многочисленных святых.

Название «Голутвин» предположительно происходит от старорусского слова «голутва», обозначающего лесную вырубку, и указывает либо на просечную дорогу от монастыря к переправе, либо на место среди леса, где был построен сам монастырь. Ансамбль монастыря отличается необычным видом за счет высоких неоготических башенок. Мужская обитель пользовалась покровительством московских правителей, и в XVII ‒ XVIII вв. монастырь достиг пика могущества и благосостояния. Главный храм монастыря – Богоявленский собор – построен в начале XVIII веке. В подклете собора находится своеобразная святыня – «камушки преподобного». По преданию, первый храм на этом месте заложил сам Сергий Радонежский, а эти камни – часть его фундамента.

Красивая панорама на монастырь открывается с берегов двух рек и с железнодорожного моста через Оку.

Монастыри Серпухова

Еще два особо интересных монастыря находятся в старом русском городе Серпухов в 94 км на юг от столицы.

Введенский Владычный женский монастырь

Святыни монастыря – чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша» (копия, оригинал утрачен); чудотворная икона «Введение Богородицы во храм» (копия, оригинал в городском музее); чудотворная икона «Всецарица», чудотворная икона царевича Дмитрия Угличского (фотокопия, оригинал в городском музее), мироточивая икона Георгия Победоносца (копия, оригинал утрачен); мироточивая икона Иоанна Воина (копия, оригинал в музее Андрея Рублева в Москве); мироточивый крест-голгофа. Считается, что многие другие иконы также мироточат.

Изначально здесь находилась мужская община. В 1598 году только что взошедший на московский престол царь Борис Годунов поблизости от монастыря заставил без боя отступить татарское войско. В память об этой победе Годунов развернул во Введенском монастыре большое строительство, возведя несколько новых храмов и крепостные стены. Многие из этих построек дошли до наших дней.

В конце XIX века Введенский монастырь стал центром паломничества верующих: здесь появилась чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Православные люди верят, что молитва перед этой иконой помогает от алкоголизма и наркомании. Оригинал XIX в. был уничтожен в 1929 году, однако сестры монастыря верят, что он чудесным образом уцелел и будет явлен вновь. Сейчас молитвы совершаются перед копией, которая также считается чудотворной.

Введенский владычный монастырь может привлечь не только своими святынями, но и хорошо сохранившимися памятниками конца XVI – XVII вв. Для России архитектурный ансамбль этого времени, дошедший без позднейших перестроек, ‒ достаточно редкое явление. Сохранились пятиглавый Введенский собор (рубеж XVI ‒ XVII вв.), шатровая церковь св. Георгия Победоносца (конец XVI века) со звонницей и трапезной и надвратный храм св. Феодота Анкирского (1599 год). Также в монастыре частично сохранились стены и башни монастырской крепости, построенной при Борисе Годунове.

Высоцкий мужской монастырь

Борисоглебский монастырь в Дмитрове

Дмитров – еще один город в Подмосковье, который стоит посетить каждому, кто интересуется русской историей и культурой и желает познакомиться с провинцией, сохранившей свой старый облик. Когда-то в Дмитрове было три монастыря, но только Борисоглебский пережил принудительную секуляризацию общества Екатериной II в XVIII веке.

Борисоглебский монастырь находится на улице Минина, владение 4. Его святыни впечатляют своей древностью и значением: частица креста Господня; частицы мощей апостола Андрея Первозванного, евангелистов Матфея и Луки, святых Иоанна Златоуста, Григория Златоуста и других.

Перестройки XVIII ‒ XIX столетий не слишком изменили прежний облик обители. Тяжелые времена она пережила в XX веке, когда была закрыта по решению советских властей, а на ее территории размещены сначала управление Дмитлага (лагеря для заключенных, которые строили канал им. Москвы), а позже — военная часть. В 1990-х монастырь был возрожден.

Борисоглебский монастырь находится на небольшом удалении от исторического центра в тихом районе города. Только названия окрестных улиц напоминают о темном лагерном прошлом. Посетить этот монастырь будет удобно после осмотра достопримечательностей Дмитровского кремля.

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

Иосифо-Волоцкий монастырь представляет собой интересный памятник архитектуры XVI ‒ XVII вв. Во многом его монахами был сформирован и окрестный ландшафт. Монастырь окружен искусственными прудами, вырытыми для хозяйственных нужд. Сейчас Теряевские пруды являются охраняемым памятником природы. Основной ансамбль относится к концу XVII века, а единственное здание, сохранившееся с более раннего времени – Трапезная палата, построенная в 1504 году. Она повторяет редкую форму Грановитой палаты Московского Кремля: своды потолка опираются на единственный столп, установленный в центре. Вход в Трапезную палату доступен только в составе экскурсии, которую можно заказать в монастыре.

Собор монастыря посвящен Успению Богоматери и возведен в конце XVII века, как и монастырские укрепления. Особый колорит собору, как и всему монастырю, придают пояса из изразцов над окнами и на барабанах. К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась, так как собор расписывался несколько раз в разных стилях. Сегодняшний вариант был создан в 1904 году. Зато резной золоченый иконостас сохранился с XVIII века.

Следующие несколько православных обителей хуже сохранились или не слишком удобно расположены. Их посещение можно порекомендовать тем, кто намерен углубленно изучить историю подмосковных монастырей.

Белопесоцкий женский монастырь у города Ступино

Находится в Московской области, Ступинский районн, город Ступино, улица. Белопесоцкая. Святыни: чудотворная икона Божьей Матери «Утоли моя печали».

Бобренев мужской монастырь под Коломной

В селе Старое Бобренево недалеко от Коломны находится небольшой, живописный Бобренев монастырь. Он был основан в конце XIV веке по приказу князя Дмитрия Донского после победы в Куликовской битве. Главным покровителем и строителем монастыря, осуществлявшим также финансирование, стал воевода московского князя, герой сражения с татарами Дмитрий Боброк Волынский (ум. 1389). Святыни монастыря – чудотворная Федоровская икона Божьей Матери, икона св. Сергия Радонежского, крест с частицей Животворящего креста, тапочек с мощей и икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского.

Лужецкий монастырь в Можайске

Николо-Пешношский монастырь

Никольский собор построен в XVI столетии. Он претерпел изменения в XVII ‒XVIII веках и приобрел нынешний вид: приземистый одноглавый храм, воплощающий представления о древнерусской церковной архитектуре. У западной стены монастыря – необычный вид. Собственно, стена не сохранилась – вместо нее в XIX веке были построены жилые и больничные корпуса, примыкающие к оставшимся крепостным башням. В результате получилась живописное «сплетение времен».

В 1966 году в зданиях монастыря разместился психоневрологический диспансер, который до сих пор занимает часть комплекса, что провоцирует сложные отношения врачей и монахов. Поселок Луговой, на территории которого монастырь располагается сегодня, был построен именно для персонала диспансера.

Спасо-Бородинский монастырь

Сейчас часть территории монастыря занимает Бородинский музей-заповедник. Домик Тучковой сгорел во время Великой Отечественной войны в 1942 году, но позже на этом же месте была возведена его точная копия – ради памяти этой великодушной и стойкой женщины.

Топ 30 — монастыри Подмосковья

На территории центральной России религиозный туризм – одно из ведущих направлений. Среди прочего, Подмосковье – регион, богатый на монастыри и храмы. Так сложилось исторически, учитывая распространение православия, однако и в современности восстановление и строительство старых и новых обителей можно назвать поставленным на поток.

Монастыри различаются не только по году возведения, но и по ряду других признаков: от занимаемой площади до открытости в плане общения с внешним миром.

Некоторые примечательны событиями прошлого, другие хранят реликвии и артефакты, значимые для верующих людей. Объездить все монастыри Московской области за один раз – едва ли реальная задача, особенно, если путешествие будет осмысленным и подробным. Тем не менее, можно наметить для себя наиболее интересные объекты.

Московская область — действующие женские и мужские православные монастыри

Самые красивые и известные святые места с чудотворными иконами, список и описание!

Троице-Сергиева лавра

Находится в Сергиевом Посаде. Основана в 1337 году. У истоков стоял Сергий Радонежский. С подачи Елизаветы здесь открыли семинарию, тогда же получен статус лавры. После революции наступил упадок, однако восстанавливать обитель стали ещё в середине прошлого века. Над иконостасом работал Рублёв. Здесь хранятся мощи святых. Сейчас – мужской монастырь, обширное подворье, много паломников.

Новоиерусалимский монастырь

Мужской. Находится в Истре. Основан в 1656 году. Повторяет очертания храма Гроба Господня. После революции здесь открыли два музея. Во время ВОВ были уничтожены многие сооружения обители. Первый этап восстановления – середина прошлого века, второй – 90-е годы. Центральная постройка – Воскресенский собор. Сохранились крепостные стены и башни. Рядом находятся: музей деревянного зодчества и «Новый Иерусалим».

Николо-Угрешский монастырь

Мужской. Находится в Дзержинском, основан в 1380 году. Строительство связано с Куликовской битвой и появлением иконы Николая Чудотворца. До возвращения РПЦ в 90-х неоднократно разорялся, в том числе лишился Никольского собора. Его возродили в 2006 году. Сейчас в обители работает семинария. Есть гостиница для паломников. В центре архитектурного ансамбля – Спасо-Преображенский собор, расписанный вручную.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Мужской. Находится в Теряево. Основан в 1479 году. Основные постройки датированы XVI—XVII веками, более ранние не сохранились. В прошлом здесь содержались именитые узники, в том числе царь Василий Шуйский. В обители хранятся мощи святого Иосифа, а также его вериги. Во время ВОВ и позже в этих стенах был детский дом. Работает гостиница для паломников. Центральный собор – Успенский.

Саввино-Сторожевский монастырь

Мужской. Находится в Звенигороде. Основан в 1398 году. Одна из первых лавр на Руси. У истоков стоял ученик Сергия Радонежского. Из Москвы к обители проложили дорогу – Царский путь. Сейчас является частью музея-заповедника. Реставрация велась медленно. Нынешние постройки: пара церквей, два храма, собор и хозяйственные здания. Особенность монастыря – рецепт кваса на изюме.

Николо-Пешношский монастырь

Мужской. Расположен в Луговом. Основан в 1361 году. Расцвет пришёлся на XVI век: торговля хлебом приносила обители много денег. Началось каменное строительство. После революции часть территории отошла краеведческому музею. Возрождение началось в 2007 году. Заново изготовили иконостас, отреставрировали здания, приняли в дар церковную утварь прошлого. На территории находится шесть храмов.

Введенский владычный монастырь

Женский. Находится в Серпухове. Основан в 1360 году. У истоков стоял митрополит Алексий. В прошлом нередко терял самостоятельность. На территории располагаются хозяйственные корпуса, включая гостиницу. Главный храм – Введенский собор – постоянно перестраивался и менялся, нынешний облик создан в конце XVI века. Остальные храмы обители того же периода постройки или чуть позднее.

Старо-Голутвин монастырь

Мужской. Находится в Коломне. Основан в 1385 году. Посещал Иван Грозный. Была большая библиотека. Активно восстанавливается с начала 90-х. Тогда же здесь открыли семинарию, упразднённую в 2012 году. Главный храм – Богоявленский собор. Стены и башни сохранились, они возведены в разные исторические периоды. Западный и восточный корпуса отведены под жилые помещения, как для монахов, так и для паломников.

Белопесоцкий монастырь

Женский. Находится в Ступино. Основан в XV веке. Первоначальное назначение местных сооружение – военно-оборонительное. В XVII и XVIII находился в управлении другими монастырями. После революции частично стал музеем. В 90-х годах прошлого века передан РПЦ, но без земель, ранее входивших в подворье. Помимо церквей и храмов на его территории находится некрополь, некоторые надгробия вмурованы в стены.

Бобренев монастырь

Мужской. Находится в селе Старое Бобренево. Основан в 1381 году. Сергий Радонежский благословил строительство в честь победы в Куликовской битве. Серьёзная перестройка и замена обветшалых строений началась в 1790 году, появилась каменная стена. Полная самостоятельность обитель обрела 75 лет спустя. Храм «Поющих Ангелов» имеет уникальную акустику: пение одного человека, стоящего на хорах, слышится многоголосием.

Вознесенская Давидова пустынь

Мужской. Находится в посёлке Новый Быт. Основан в 1515 году. На его территории жило мало монахов, зато у них во владении было около сотни крестьянских домов и московское подворье. Среди реликвий в настоящее время в обители хранятся частицы мощей святых и мучеников. В 2005 году здесь произошло убийство: архимандрита Германа нашли в его келье с признаками насильственной смерти.

Покровский Хотьков монастырь

Женский. Находится в Хотьково. Основан в 1308 году. Изначально был смешанным, то есть для обоих полов. Здесь приняли постриг, а впоследствии умерли родители Сергия Радонежского. В нынешнее время работают богословские курсы и воскресная школа. Главный храм – Никольский собор – построен в русско-византийском стиле. Святые ворота сохранились в неизменном виде с середины XVII века.

Новоголутвинский монастырь

Женский. Находится в Коломне. Основан в XIX веке. Располагается на территории местного кремля. Из оригинальных построек сохранились две церкви, каменные палаты и колокольня. Уже в современный период возвели храм и часовню. Обитель активно принимает монахинь из ближнего и дальнего зарубежья. Есть гостиница и трапезная для паломников. Хор монастыря выезжает на выступления в другие города.

Борисоглебский монастырь Дмитрова

Мужской. Находится в Дмитрове. Известен с XV века, но, возможно, основан раньше. Самая старая постройка – Собор Бориса и Глеба, датированный XVI веком. В 1988 году рядом провели большие раскопки и обнаружили полуземлянку с керамикой и частью стеклянного браслета. Святыни: часть Креста Господня, ковчег с частицей мощей Бориса и Глеба, останки других святых и мучеников.

Высоцкий монастырь в Серпухове

Мужской. Основан в XIV веке. Один из самых старых, входит в число монастырей, строительство которых благословил Сергий Радонежский. Изначально причиной сооружения обители стало желание властей укрепить границы. Главная причина паломничества – икона «Неупиваемая Чаша», по преданию помогающая справиться с алкоголизмом. В ней содержится часть пояса Пресвятой Богородицы.

Успенский Брусенский монастырь

Женский. Находится в Коломне на территории кремля. Основан в 1552 году. Изначально был мужским. Только двести лет спустя начали появляться каменные здания, в том числе колокольня. После революции был закрыт и переоборудован в склад. С 1997 года идёт восстановление. Храм Успения Пресвятой Богородицы хорошо сохранился с момента основания обители. Позже появился собор и другие постройки.

Можайский Лужецкий монастырь

Мужской. Основан в 1408 году. В городе было 18 монастырей, сохранился лишь этот. Собор Рождества Пресвятой Богородицы – центр архитектурного ансамбля. Возведён в первой половине XVI века. Остальные сооружения моложе, и построены в разные исторические периоды. Одна из причин паломничества – «Колодец святого Ферапонта» – источник с целебной водой, находящийся поблизости.

Екатерининская пустынь (Видное)

Мужской монастырь. Основан в 1658 году. Назван в честь великомученицы, которая якобы явилась во сне к царю Алексею Михайловичу и предсказала рождение дочери. Многие периоды истории связаны с безденежьем: не было своих земель и дохода, жалования задерживались, обитель выводили за штат. В советское время пустынь числилась заповедником, а потом тюрьмой. В 1991 возвращена РПЦ. В 2010 здесь также открыт музей.

Спасо-Бородинский монастырь

Женский. Находится в Бородинском. Основан в 1839 году вдовой генерала Тучкова, погибшего в Бородинском сражении. Она получила часть суммы на строительство от Александра I. Вдова поселилась при монастыре, позже сюда стали съезжаться одинокие женщины. Позже Тучкова стала игуменьей Марией. После революции обитель успела побыть госпиталем, школой, складом . С 1994 началось восстановление.

Александро-Невский монастырь в Маклаково

Женский. Основан в 1892 году в честь спасения императора и его семьи после железнодорожной катастрофы. Главной ценностью была икона «Утоли Моя Печали». После революции обитель преобразовывали в почту, школу, больницу и т.д. К моменту возрождения в 1996 году монастырь находился в плачевном состоянии. Больше напоминая руины. Восстановили не только главный храм, и иконостас с керамическим декором.

Аносин Борисоглебский монастырь

Женский. Находится в селе Аносино. Основан в 1823 году тётей Тютчева в память о почившем муже. Княгиня держала при местном храме богадельню, позже преобразованную в общежитие, а уже потом здесь появился монастырь. После революции территория пришла в упадок. Возвращение РПЦ датировано 1993 годом. Монастырь же вновь заработал в 1999. Троицкий собор – главный храм обители.

Троице-Одигитриевская пустынь

Женский. Находится на территории посёлка Зосимова пустынь. До революции имел высокий статус. Потом здесь организовали артель и пионерский лагерь. В 90-е годы начал восстанавливаться в качестве подворья Новодевичьего монастыря. Впоследствии вернул самостоятельность. Частично сохранились оригинальные постройки, в том числе монастырские стены и башни. Основатель Зосима причислен к лику преподобных в 2000 году.

Колоцкий монастырь

Женский, раньше был мужским. Основан предположительно в 1413 году, хотя по этому поводу есть разночтения. Хранившаяся здесь икона считалась чудотворной, привлекала пожертвования и паломников. Иван Грозный брал её с собой в поход против Полоцка. В наше время в стенах монастыря хранится список этой иконы. Отреставрированы собор, часовня, часть хозяйственных зданий, работы продолжаются. Стен пока нет.

Колычевский Казанский монастырь

Женский. Основан во второй половине XIX века. Считается, что место выбрано неслучайно: якобы тут появилась икона Казанской Божьей матери. Строительство велось поэтапно и растянулось во времени. После революции часть монахинь сослали в Казахстан. В 2000-х годах началось активное восстановление, у монастыря появилось подворье. Сёстры помогают при доме-интернате, а также при тубдиспансере.

Покровско-Васильевский монастырь

Мужской, ранее был женским. Находится в Павловском Посаде. Основан в 1885 году. Много вложили в обитель Яков Лабзин и Василий Грязнов – верующие купцы. Последний причислен к лику местночтимых святых. В настоящее время в монастыре хранятся частицы мощей святых – более двухсот единиц. С момента возвращения обители РПЦ построено несколько зданий, отреставрирован главный храм, и работы продолжаются.

Спасо-Влахернский монастырь

Женский. Находится в посёлке Деденево. Основан в 1861 году. К моменту закрытия здесь жили около трёх сотен монахинь. В период ВОВ постройки обители были разрушены. В 90-х годах восстанавливать храмы и церкви пришлось практически из руин. Открытие состоялось в 2001 году. Главный храм – Спаса Нерукотворного Образа. Отстроены кельи и трапезная. Разработана экскурсия для паломников.

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Женский. Находится в селе Лукино. Основан в 1865 году. Возник на месте женской богадельни. Преобразование произошло с подачи святителя Филарета и графини Головиной, на чьей земле обитель и возникла. На территории находится три храма и всевозможные хозяйственные постройки. Главной целью после восстановления в начале 90-х годов прошлого века объявлено дело благотворительности и милосердия.

Николо-Берлюковская пустынь

Мужской. Находится в деревне Авдотьино. Впервые упоминается в 1606 году. Обитель постоянно преобразовывалась и имела разные статусы. После революции здесь были дом инвалидов и санаторий. С 1992 года монастырь вновь действует. Работы велись медленно и растянулись до 2006 года, когда на колокольне поставили крест. Храм Христа Спасителя знаменит своим иконостасом, расположенным в подвале.

Николо-Радовицкий монастырь

Мужской. Находится в селе Радовицы. Основан в 1584 году. Ранее на этом месте существовала Акакиева пустынь. Главной святыней стал резной образ Николая Чудотворца. Монастырь посещал Есенин. Тут есть примечательные могилы известных людей. Восстановительные работы ведутся медленно из-за отсутствия финансирования. Подъезд к обители затруднён.

Гефсиманский Черниговский скит (подворье)

Является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Находится в Сергиевом Посаде. Основан в 40-х годах XIX века. Центр архитектурного ансамбля – Черниговский храм. Под ним находится пещерная церковь, перестроенная в современный период. Она также выполняет функции алтаря. Хотя считается мужским монастырём, большая часть территории отдана под интернат для детей-инвалидов.

Действующие монастыри Подмосковья с чудотворными иконами

Подмосковье богато памятниками архитектуры, в числе которых одно из главных мест занимают монастыри и храмы. Здесь расположено множество святых обителей. До 1990 года большинство из них было закрыто. Но теперь православные люди имеют возможность вновь не только молиться в храмах, но и узнать их историю, совершая паломничество в монастыри Подмосковья.

Эти религиозные центры, которые в прошлые века служили форпостами Москвы, остаются сегодня важными духовными и культурными центрами России. Среди них есть монастыри Подмосковья с чудотворными иконами, которые дарят исцеление и умиротворение страждущим.

Монастыри Коломны

Этот город Московской области, во все времена являвшийся религиозным центром Московского княжества, необычайно богат церковной архитектурой. Монастыри Подмосковья с чудотворными иконами, церкви и храмы здесь возвышаются, свидетельствуя о предназначении города.

Самым древним из них является Бобренев монастырь, который по указу Дмитрия Донского был основан после Куликовской битвы. В нем хранится чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.

Обитель начали строить в конце четырнадцатого века. По преданиям, название связано с именем Дмитрия Боброка-Волынского, который был одним из полководцев Дмитрия Донского. Перед Куликовской битвой объезжая место сражения, они вместе дали обет в случае победы построить здесь монастырь, что и было сделано.

Он стойко переносил любые испытания: и правление Ивана Грозного, и Бориса Годунова, и Смуту, и реформы Екатерины Второй, снова и снова возрождаясь на том же месте.

В конце девятнадцатого века монастырь представлял собой прекрасную картину извне. А внутри находились конюшня, баня, сараи и погреба.

По преданию, к стене монастыря в период разлива, примерно в 1908 году, прибило список с Феодоровского образа. Смута, проходившая в те годы в России, не доходила до святой земли.

Но в 1917 и 1918 годах эхо происходящих событий дошло и до обители. В двадцатых годах ее закрыли, но церкви еще какое-то время продолжали работать. Позже тут были квартиры для рабочих, хранились минеральные удобрения, и даже был устроен гараж, куда заезжали трактора.

Лишь в 1991 году монастырь начали реставрировать. Особенно почитают здесь Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Это обычная икона, созданная недавно. Однако у нее непростая история. Одной москвичке пришло во сне видение, что она получает Феодоровскую икону для Бобренева монастыря. Несмотря на то что она не знала ни об иконе, ни о монастыре, она исполнила начертанное.

Вскоре прихожане стали замечать, что, помолившись перед иконой, семья начинает укрепляться, бесплодные женщины беременеют, а скорби людей утешаются.

Троице-Сергиева лавра

Крупные монастыри Подмосковья связаны с именем одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. Троице-Сергиеву лавру он непосредственно основал в 1337 году. Изначально это был небольшой деревянный городок, и на протяжении столетий он рос и развивался, а к сегодняшнему дню стал уникальным памятником. Долгое время он являлся защитным сооружением, потому что при Иване Грозном был преобразован в крепость.

Андрей Рублев создал здесь известнейшую русскую икону — «Троицу».

Тут Дмитрия Донского благословляли на Куликовскую битву, крестили Ивана Грозного, защитили от стрелецкого бунта будущего Петра Первого.

Новый Иерусалим

Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье расположен на реке Истре. Патриарх Никон задумал Воскресенский собор как икону Святой земли в 1656 году. Он поставил задачу скопировать храм Воскресения Господня и воссоздать Святую землю. Задумка удалась. Здесь есть свои и Гроб Господень, и Голгофа, Елеонская гора, и река Иордан. В девятнадцатом и начале двадцатого века сюда съезжались многочисленные паломники. Однако в 1919 году обитель закрыли, а 1945-м — разрушили почти полностью. Однако уже с пятидесятых началась реставрация, которая продолжается и сегодня, все больше приближая его к первоначальному виду.

И в настоящее время приезжают в Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье паломники засвидетельствовать свою веру.

Успенский Колоцкий женский монастырь

Обитель находится в Можайском районе Подмосковья. Многие монастыри западного Подмосковья известны своими святынями и историей. Успенская Колоцкая обитель является одной из них. Она была построена в пятнадцатом веке Андреем Дмитриевичем Можайским в честь явления на реке Колочи чудотворной иконы Божией Матери и имеет богатейшую историю. Здесь происходили польско-литовские разорения в семнадцатом веке, битвы в 1812 году, французские погромы и поджоги.

Сюда приезжало много именитых людей: императоры Александр Первый и Александр Второй, митрополит Московский Платон, фельдмаршал Кутузов и многие другие.

Обитель здесь возникла благодаря Колоцкой иконе Божией Матери. Это первая чудотворная икона вблизи города Москвы. Некий Лука получил тогда знамение об этом чуде. И он стал ходить с нею и исцелять людей, сначала по селам и по Можайску, а затем добрался до Москвы, где его встретили с такой же торжественностью, как до этого встречали Владимирскую икону Божией Матери.

Разбогатев, поначалу Лука вел разгульную жизнь, но после случая, когда его чуть не убил медведь, он, уразумев слова князя Андрея, отдал свое имение на строительство монастыря.

Обитель расцветала, однако временами то страдала от литовского разорения, то становилась форпостом русских войск перед сражением в Бородино, где располагался Кутузов, а после поражения в битве здесь жил Наполеон. Затем тут располагался французский госпиталь, а когда французы отступали, то разграбили монастырь.

После революции 1917 года его упразднили и передали школе-интернату для глухонемых детей.

Как и другие монастыри и храмы Подмосковья, Успенский Колоцкий стал возрождаться после 1990 года. Бородинский военно-исторический музей начал ремонтировать храм, и в 1997 году снова открылся женский монастырь.

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь (был мужской, возобновлен как женский)

Его основал преподобный Владимир в конце пятнадцатого века на Белых Песках, которые являлись важным местом на южной границе государства. Инок получил большую поддержку Ивана Третьего и Василия Третьего, так как последние были заинтересованы в укреплении этого рубежа.

Ко второй половине шестнадцатого века почти все строения монастыря были высечены из камня.

В Смутное время обитель разорялась, а при Петре Первом приписывалась к Троице-Сергиеву монастырю, затем возвращалась во владения Коломенских архиереев. В девятнадцатом веке она стала самостоятельной.

По рассказам очевидцев, в 1918 году всех монахов вывели за пределы монастыря и расстреляли.

В Советское время здесь находилось общежитие рабочих, заключенных, в военное время — гвардейский корпус генерала Белова, а после войны — склады.

Реставрация началась в конце восьмидесятых. А в 1993 году возобновилась монашеская жизнь.

В Тихвинском храме монастыря находится чудотворная икона «Утоли моя печали». Она помогает страждущим, нуждающимся и больным. Еще в семнадцатом веке икона исцелила одну очень больную женщину. Ей во сне пришло видение, где было сказано, чтобы из церкви Святителя Николая привезли икону, а она чтобы молилась ей для получения исцеления. Образ излечил больную, и с тех пор икону стали почитать чудотворной.

Высоцкий монастырь

Он был основан в 1374 году Владимиром Храбрым, которого благословил преподобный Сергий Радонежский. Монастырь расположен на холме, вблизи слияния рек Нары и Оки, который издавна назывался Высоким. Отсюда религиозная община и получила свое название, а построена была в честь победы на Куликовом поле над татарами.

Серпухов являлся оборонительной границей Московского княжества на юге, поэтому здесь часто было неспокойно. Помимо нападения чужаков и разбойников у обители было и цветущее время. А к началу двадцатого века она стала одной из самых благоустроенных на всей территории России.

В советское время здесь располагался полк латышских стрелков, затем тюрьма, а после войны — жилье и склады. В 1991 году обитель начали возрождать.

Это место больше всего известно чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». Уже много лет сюда приезжают страждущие исцеляться от пьянства и наркомании.

Предание этой иконы следующее. Однажды пьянствующему крестьянину, дошедшему до нищенского состояния, приснился сон, где старичок ему велел помолиться перед «Неупиваемой чашей». Крестьянин не послушал, так как не имел ни денег, ни здоровья, чтобы добраться до храма, где находилась икона, но старец приходил во сне к нему до тех пор, пока он не отправился в путь. Двигаясь на четвереньках сначала, он заночевал у благочестивой женщины, которая растирала его ноги. После этого он смог продолжить путь уже на ногах. Но, дойдя до монастыря, он ввел всех в заблуждение, потому что там не знали об этой иконе. Однако потом догадались, что живописное изображение, о котором шла речь, висело в проходе, и на него даже не обращали внимания. С тех пор одержимые наркоманией и пьянством стали приезжать сюда, чтобы отслужить молебен перед иконой в надежде исцелиться.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Обитель была основана в пятнадцатом веке Иосифом Волоцким, именем которого и была названа. В шестнадцатом веке монастырь играл очень важную роль не только в церковном, но и в государственном строительстве. Благодаря усердию его основателя он стал известен благотворительностью. Какие бы ни были впереди периоды, он всегда оставался верен заветам Иосифа Волоцкого — нести духовное просвещение и не замыкаться.

Этот священник организовал приют, в котором жили почти полсотни детей. Когда в Дмитрове был голод, в монастыре кормили до пятисот голодающих каждый день.

Благотворительность привлекала на монастырские земли все больше крестьян. Поэтому соседям поневоле приходилось улучшать им условия, так как иначе те уходили бы в монастырь.

В настоящее время в храме находятся мощи и вериги святого преподобного Иосифа Волоцкого.

Саввино-Сторожевский монастырь

Эта обитель расположена на окраине Звенигорода, у истоков Москвы-реки. Сюда любили приезжать Иван Грозный с сыном. В ней имеются мощи основателя монастыря — святого Саввы, который являлся одним из учеников Сергия Радонежского.

Здесь была и крепость, защищавшая Московское княжество, и резиденция царей, и их убежище во время бунтов. При царе Алексее Михайловиче монастырь был превращен в Лавру и приравнен к Троице-Сергиевой Лавре. В 1918 году его закрыли, а восстанавливать начали лишь с 1995 года и продолжают по сей день, как и другие монастыри Подмосковья.

Борисоглебский мужской монастырь

Эту святыню, находящуюся в городе Дмитрове, можно по праву назвать одной из жемчужин Подмосковья. Ведь обитель осталась до настоящего времени почти в неизменном состоянии.

Примерная дата его основания — вторая половина пятнадцатого века. По одной из версий, ее заложил Юрий Долгорукий.

Многие монастыри Москвы и Подмосковья переживали нелегкое время. Это коснулось и обители в Дмитрове. Особенно тяжело здесь было после революции, когда ее закрыли. Восстанавливать стали лишь с 1993 года.

Главной святыней здесь является собор Бориса и Глеба, в котором покоятся мощи святых. Также многие посещают церковь Николая Чудотворца и часовню Сошествия Святого Духа.

Вознесенская Давидова пустынь

Монастыри Подмосковья известны еще одной потрясающе красивой обителью. Давид Серпуховской, будучи в преклонном возрасте, решил основать здесь монастырь. Многие русские цари способствовали его развитию. Обитель, как и другие монастыри Подмосковья, переживала разное время — разорения и расцветы.

В годы Смуты разоренная пустынь приписывалась к Воскресенскому монастырю, затем к Чудову. Только в конце восемнадцатого века она стала обретать благосостояние, и строительство было возобновлено. К началу двадцатого века здесь был возведен собор Всемилостивого Спаса.

Многие выдающиеся церковные иерархи и мирские посещали пустынь. В 1937 году она была закрыта, а монахи изгнаны. Настоятель поселился у благочестивой женщины неподалеку, однако вскоре был убит неизвестными, забравшими его тело для сокрытия улик.

В 1992 году жители поселка Новый Быт образовали православную общину, и им передали собор Всемилостивого Спаса. В 1995 году здесь была возобновлена монашеская жизнь, а в 1997 году обретены мощи преподобного Давида.

Сейчас он входит в действующие монастыри Подмосковья, и в нем находятся более ста пятидесяти частиц мощей святых.

В селе Талеж расположено подворье монастыря, очень известное целебным источником, где есть купальни, храм и звонница.

Николо-Угрешский мужской монастырь

История этой обители началась в 1380 году, когда князь Дмитрий Донской основал ее. Ему здесь явилась икона святителя Николая Чудотворца, когда он со своим войском остановился на отдых по дороге на Куликово поле.

За свою историю монастырь пережил периоды расцвета и упадка, иногда казавшегося концом. Но вновь и вновь он восстанавливался и открыт для посетителей сегодня.

Русская православная церковь получила его снова в конце девяностых годов прошлого века, когда он находился в жалком состоянии. Однако теперь былое великолепие, которое было ранее, восстановлено.

Самое большое и значительное здание монастыря — это Спасо-Преображенский собор. Он прекрасно смотрится вместе с находящимся рядом собором Николая Чудотворца. Есть здесь и часовня Николая Чудотворца, напротив которой расположен Никольский собор. С другой стороны расположена Успенская церковь и здание Государевых и Патриарших палат. А с севера — небольшая церковь Апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Кроме всего прочего в монастыре находится больница.

До наших дней сохранился кусок северной стены, который называется Иерусалимской стеной или Палестиной. Его построили в 1866 году.

Особая красота дополняется монастырским прудом, на берегу которого стоит церковь Петра и Павла, а рядом с ней — часовня, из-под которой бъет родник.

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Женские монастыри Подмосковья имеют различную историю. Так, в Домодедовском районе, в селе Старый Ям, в 1837 году была построена обитель. А в 1856 году ей в благословение был передан чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери митрополитом Московским Филаретом. Молитвенный дом быстро вырос и стал Флоро-Лаврской женской общиной.

В 1870 году помещица Головина подарила общине имение в селе Лукине, где находилась каменная церковь во имя воздвижения Креста Господня, куда и переехала вся община, которую стали называть Крестовоздвиженской.

В 1921 году монастырь закрыли, разграбили, а иконы и книги сожгли. Однако несколько святынь прихожане успели сохранить. Среди них была чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери.

Предание гласит, что чудотворная икона писалась апостолом и евангелистом Лукой спустя пятнадцать лет после Вознесения Господня. В Россию она попала в год Крещения Руси в подарок князю Владимиру от константинопольских императоров.

В советское время на территории обители располагалась и табачная фабрика, и склады, а во время войны — госпиталь и общежитие.

Недалеко от села находилась усадьба Горки, куда любил приезжать вождь пролетариатов. Там создали заповедник «Горки Ленинские».

В основном монастыри Подмосковья начинали реставрироваться лишь в постсоветский период. Однако судьба этой обители стала восстанавливаться раньше, с шестидесятых годов, на основании того, что этот объект видел сам Ленин. Монашеская жизнь возобновилась в девяностые годы.

Кто-то ездит отдыхать на курорт, а некоторые предпочитают провести время в молитве. Женские монастыри Подмосковья с проживанием предоставляют такую возможность страждующим. В Крестовоздвиженской Иерусалимской обители функционирует гостиница, в которой трудники могут жить бесплатно.

Монастыри Подмосковья с проживанием привлекают все больше паломников, желающих уделить свое время Богу, помолиться и потрудиться во славу его.

Статья написана по материалам сайтов: ru.moscovery.com, must-see.top, www.syl.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector