Холковский монастырь белгородской области

Белгородская обл., Чернянский район, с. Холки

Время, когда на берегу реки Оскол, монахом — подвижником, была вырыта первая келия пока точно не установлено, но ряд особенностей устройства пещерного храма, келий и тоннелей указывают на то, что наиболее точным временем, можно считать период Монголо-Татарского нашествия на Русь, когда были захвачены и разрушены многие монастыри, сожжены целые города.

На одной из вершин, соседнего холма в IX — XII веке находилась древнерусская крепость, где проживали защитники Киевской Руси так, как в древности в этих местах проходила граница между половцами и черниговскими княжествами. По исследованиям историков, именно в этом месте произошла знаменитая встреча двух братьев, князя Игоря и князя Всеволода Святославовичей, в 1185 году перед походом на Половцев. Встреча была описана в знаменитом «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

Первые письменные упоминания о монастыре и его настоятеле иноке Геласии относятся к 1620 году, но это не дата поселения первого монаха и основания пещерной обители.

С 1589 года была образована патриаршая область, куда и входил монастырь до образования в 1667 году Белгородской-Обояньской епархии во главе с митрополитом Феодосием. Монастырь был известен далеко за пределами епархии. Архитектура, планировка, технические особенности, выбор места постройки монастыря полностью аналогичны Киево-Печерской Лавре. О нем знали и помогали развитию благоверные наши цари российские Алексей Михайлович и Федор Алексеевич. Ими не только были пожертвованы для обители участки леса, пахотные и пастбищные земли, участок реки для рыбной ловли и устройство переправы, но также жертвовались и колокола, богослужебные, печатные и рукописные книги, облачения.

В 1635 году великим государем Михаилом Федоровичем монастырю была дарована грамота об освобождении от налогов. Царем Алексеем Михайловичем монастырю была подарена большая икона Святою Алексея — Человека Божия в богатом окладе.

На территории монастыря в разное время были построены несколько храмов, отдельные семь келий для старцев, две житницы. Имелась большая конюшня, помещения для скота и другие постройки. Первыми из построенных храмов упоминается храм Святого Николая Чудотворца и храм Казанской Богородицы. Они были построены еще деревянными. А храм Преображения Господня — уже каменным. На звоннице храма Святою Николая Чудотворца находилось восемь колоколов весом более 60 пудов. Монастырь владел водяной мельницей, кузницей, речным перевозом.

Места, где находилась обитель, постоянно подвергались набегам. По этой причине в монастыре имелось оружие и две пушки для отражения таких нападений. Приходили в эти места со злым умыслом и Крымские, Азовские татары. Банды стеньки разина и разбойничьи атаманы до второй половины XVII века. На помощь монастырю, по просьбе старца Варсонуфия, в 1638 году оскольский воевода Иван Ржевский постоянно направлял посменно донских и оскольских казаков. Некоторые из них. в последствии, приняли монашество.

В 1655 году по просьбе старца Варсонуфия обитель была переведена из Старооскольского в Новооскольский уезд из-за значительной удаленности от города Старый Оскол.

Обитель была закрыта по указу императрицы Екатерины II в 1764 году. Основанием закрытия стала помощь монахов «беглым людям» поселиться в этих местах. Монастырь помогал, чем мог, а при набегах жители становились рядом с братией и защищали монастырь. Во время одною из набегов в 1631 году монастырь сильно пострадал. Сгорел I храм Иконы Казанской Богородицы. Погибла часть братии, многих из местных жителей взяли в плен.

После подписания указа, братия была из обители выселена, вход в пещеры засыпан, все строения на территории, кроме храма Преображения, разрушены. А храм стал обычным приходским. Земли и все имущество было роздано в подарки приближенным императрицы. Осталось лишь небольшое монашеское кладбище, рядом с которым начали хоронить своих усопших местные жители.

В разное время известными людьми в России делались попытки возрождения обители и жертвовались крупные суммы, князем АБ. Голицыным, графиней Л А. Касаткиной-Ростовской и другими, но по разным причинам это не удавалось. Около ста пятидесяти лёт пещеры оставались закрытыми. А со временем были забыты и те места, где находились входы в подземелья.

Много попыток их отыскать и открыть закончилось неудачей. И только незадолго до 1917 года был найден вход в одну из пещер. В описаниях монастыря упоминалось двенадцать монашеских келий, пещерный храм и другие помещения, а через найденный вход можно сегодня посетить только храм и шесть келий.

После революции 1917 года в подземную обитель пришли безбожники-атеисты и топорами вырубили все, что им напоминало о Боге. Позднее пытались пещеры превратить в овощехранилище — не удалось. Попытались взорвать — не получилось.

Десятки лег пещеры находились в запустении. По инициативе преподавателя профтехучилища I Понамарева Василия Дмитриевича началась расчистка пещер и 14 октября 1990 года в | пещерном Свято-Троицком храме была отслужена первая, за многие годы. литургия митрополитом Ювеналием. Начиная с 1996 года, началось восстановление обители. Архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном были освящены камни на месте строительства трех храмов. А 12 декабря 1999 года произошло освящение построенною I храма иконы Донской Божьей Матери. 28 декабря 1999 года на заседании Священною Синода Русской Православной церкви было благославлено открытие Свято-Троицкою Холковского мужского монастыря. В настоящее время в монастыре проживает около двадцати насельников. В настоящее время проводятся работы по выявлению подземелий I НЕ только монастырских, но и под древней крепостью.

Сегодня в Холки стремятся люди уже не только для того, чтобы увидеть уникальные меловые пещеры, а прежде всего, для укрепления своих духовных сил. для молитвы в этом святом месте.

Ежедневно совершается Божественная литургия. Служба проходит дважды в день.
Начало вечернего богослужения в 17 часов.
Божественная литургия в будни — 8 часов, а в субботу, воскресенье и праздничные дни — 9 часов утра. В субботу Литургия проходит в пещерном храме.

Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

Упоминание о Холковском монастыре встречается в документах начала XVII столетия. Кроме патриаршей грамоты на основание Холковского монастыря, имеется документ за № 7936,датируемый в описи за 1620 год.

Первым настоятелем был священноинок Геласий.

Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный храм.

Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II. Вход в пещеры был завален, Богослужения в подземном храме не совершались. Монастырский Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., стал приходским.

Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня — вход в подземный монастырь был затерян.

В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.

В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирский храм-часовня, на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода во время их похода на половцев в 1185 году.

В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Действующий наместник игумен Никодим (Мирошниченко) был утверждён Священным Синодом 16 июля 2016 г. До утверждения наместником ,был 8 лет благочинным этого монастыря.

В обители имеется три надземных храма, братский корпус для проживания, гостиница, хоз.постройки, монастырский колодец.

В монастыре есть местночтимая икона Казанской Божией Матери(Холковская). Древняя икона находилась в Холковском монастыре с самого начала его истории. В настоящее время в монастыре каждое воскресенье служится молебен с чтением акафиста перед чудотворным образом.

Распорядок монастырской жизни:

6-30 -утренние молитвы-полунощница;

8-00 -Божественная литургия, после службы -время послушаний;

после обеда свободное время до 14-00;

после вечернего богослужения ужин, вечерние молитвы;

Холковский монастырь белгородской области

5 ноября в нашем монастыре был отслужен молебен на начало всякого доброго дела,на котором присутствовали казаки.

Игумен Никодим поздравил всех с праздником Казанской иконы Божией Матери и с Днём Народного единства и призвал казаков быть всегда одной большой и дружной семьей, служа отечеству, народу и вере православной!

«Сегодня, с сожалением наблюдая за разделениями в среде казачества, мы не можем оставаться равнодушными к происходящему и хотели бы обратиться со словом о примирении и согласии ко всем без исключениям братьям, которые считают себя казаками и стремятся возрождать славные традиции казачества на земле нашей!»-сказал игумен Никодим.

Будем следовать словам Преподобного Сергия Радонежского:

«Единением и любовью спасемся!».

Свято-Троицкий Холковский монастырь − действующий православный мужской монастырь. Это − уникальный пещерный монастырь в Белгородской области, расположенный на берегу реки Оскол, у села Холки Чернянского района, в пятнадцати километрах от города Новый Оскол. Согласно преданию обитель находится на месте, где встретились князь Игорь Святославович и его брат Всеволод перед тем, как идти на половцев в 1185 году.

Приглашаем всех на праздничное Богослужение:

Дорогие братья и сестры!

Поздравляем всех с великим и светлым праздником Рождества Христова!

Пусть родившийся Богомладенец укрепит в ваших сердцах веру, вдохновляет на совершение добрых дел, дарует здравие, мир и любовь!

Христос родился, и с нами Бог!

Сегодня мы от всей души поздравляем С Днем Ангела наместника монастыря игумена Никодима! Дорогой отец наместник,примите самые тёплые пожелания мира, счастья, здоровья и радости!Пусть Ваше благое дело дарит каждому чистую веру и добрую надежду, пусть в Вашей жизни каждый день будет светлым и мирным! Многая и благая Вам лета! 10.01.19 г.

9 января, на третий день Рождества Христова, в Доме культуры с.Ездочное,прошла детская Рождественская ёлка. По доброй традиции,праздник посетил наместник Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря игумен Никодим. Дети начальной школы вместе с преподавателями и коллективом Дома культуры подготовили сказочное представление,которое все зрители,от мала до велика смотрели на одном дыхании. Отец наместник поздравил всех ребят,родителей,преподавателей и гостей праздника с Рождеством Христовым,сказал много добрых слов и подарил всем участникам сладкие подарки.

«Нравственные ценности и будущее человечества «-станет главной темой на ХХVl Международных Рождественских образовательных чтениях в 2018 году. Монашеская жизнь, монашеский подвиг, история возникновения и развития монашества -эти и другие вопросы обсуждались участниками конференции, которая проходила 7 ноября в Свято-Троицком мужском монастыре.

Встреча проходила в рамках регионального этапа Рождественских чтений.
Выступил с первым докладом наместник Свято-Троицкого мужского монастыря — игумен Никодим.
В конференции приняли участие:
игумен Агафангел(Белых),
игумения Серафима(Семёнова),
игумения Иннокентия (Тишина) — настоятельница Воскресенского женского монастыря села Зимовенька,
иеромонах Серафим(Багров).
Так же выступил с докладом на тему»История монастыря» Овчинников В.В.,историк и заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем вас с праздником Крещения Господня! Пусть этот праздник станет для всех нас временем духовного обновления, просвещения душ и сердец, преображения внутреннего мира. Желаем всем вам душевного и телесного здравия, благополучия, радости об освящающем нас и весь мир Господе!

Холковский монастырь

Свято-Троицкий Холковский монастырь — единственный пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок.

Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.

Царевым монастырь назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол — Царев Алексеев град.

По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.

В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.

В советское время пещеры были закрыты. Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. В 1999 году монастырь был открыт.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector