Чуркинский монастырь в астраханской области

Астрахань, 10 декабря 2015 г.

В Высокогорском Успенско-Николаевском Чуркинском монастыре Астраханской области, который расположен на одном из небольших островов Володарского района Астраханской области, мироточат 59 икон, сообщает Российская Газета».

— Чудо произошло в прошлом году, когда 22 июня замироточила первая икона – Святых Царственных Мучеников. «Слезы» пошли на образах царя Николая и царицы Александры. В день убиения святых ипатьевских мучеников замироточили и остальные образы этой иконы, которая была написана примерно семь лет тому назад астраханским художником Владимиром Воронковым, — рассказал корреспонденту «РГ» монах Митрофан (Петелин).

Затем начали «плакать» остальные иконы. В ноябре капли появились появились на образах Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Всего на сегодняшний день в обители мироточат 59 икон.

ЧУРКИНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь (недейст.)

Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.

В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.

В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня — чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.

В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.

С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.

В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.

При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою».

Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.

Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России.

Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни, старцем. Воспитанник знаменитой Глинской пустыни, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с её уставом. А устав Глинской пустыни был очень строгим, по примеру Афонских монастырей.

В 1910 году при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник. По молитве братии увеличивалось благосостояние обители. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где была пристань, была выложена из кирпича, следы чего можно видеть до сих пор.

Но богатство обители, в первую очередь, обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек. Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширным хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады хирели, огород зарастал, помещения рушились на глазах.

В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.

Блог вне дорог!

При всей нашей любви к путешествиям, с сожалением осознаем, что историю родного края, мы знаем не на отлично. По мере возможностей мы стараемся восполнять пробелы в знаниях и исследовать природные и архитектурные достопримечательности. Одной из таких достопримечательностей с тяжелейшей судьбой является Чуркинский монастырь.

Учитывая мое неоднозначное отношение к служителям культа, поездка носила исключительно этнографический характер и, многие факты и легенды не являются для меня правдой или истиной. Чего и вам советую.

Если вы с другого города, хотите посетить это место и, вам нужен проводник-водитель, пишите на vit.erofeev@gmail.com — договоримся.

Случайно попалась эта статья. я в шоке. Когда -то там был туберкулезный санаторий. Мой отец был главврачом. Я пошла там в первый класс большемагойской школы. Там было красиво..аллеи из шиповника. дорожки. здания в нормальном виде. под бугром большой сад где д.Саша Фролкин был агрономом..там росли белые персики. я сколько живу, такого чуда не видела..Был бооольшой шикарный сад..теплица. Был свой кумысцех. ледник (погреб куда зимой на санях возили большие куски льда) Много чего было..и так тоскливо смотреть на нынешние фото. Хочу добавить маленький исторический факт..когда решили выкопать канализацию со столовой , то на склоне бугра со стороны башни водокачки откопали захоронение монахов.. Гробы лежали в один ряд и ни кто не знал, что там есть захоронения.. Мы были детьми ..бегали смотрели. вытащили пару гробов. там были скелеты с длинными волосами и в черных одеяниях.. в гробах лежали куски парчи. большие кресты с камнями, перламутровая икона богоматери вырезанная как говорили на большой ракушки.. пистолет ..деньги. Дальше не копали. поставили сторожа..вызвали людей с Астрахани..прилетели на вертолете. Все забрали и улетели.. А с обратной стороны бугра..в сторону 17квартирного мальчишки копали норы ..откопали руку и их привалило. чуть спасли..Говорили, что после смерти Сталина, его памятник разбили по частям и закопали в разных местах..кто его откопает, тот умрет и бугор уйдет под воду. Под клубом раскопали погреб, выложенный камнями и бочки с мочеными арбузами. Это бугор таит в себе очень много тайн..и земля там была намолена веками до революции.

Ух-ты! Спасибо вам за такой развернутый и познавательный комментарий!

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь

Высокого́рский Успе́нско-Никола́евский Чу́ркинский монасты́рь (Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь) — недействующий мужской монастырь Астраханской епархии Русской Православной Церкви, расположенный неподалёку от села Большой Могой Володарского района Астраханской области.

Содержание

История

В 1568 году нынешний Чуркинский остров был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю.

По монастырскому преданию первую церковь в середине XVI века здесь построил основатель Троицкого монастыря, преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя всех по морю плавающих.

В XVII веке Чуркинский учуг перешёл во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1670-х годах здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребён был монахами.

С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе. Так за монастырём закрепилось название Чуркинского.

В 1762 году при епископе Астраханском Мефодии (Петрове) Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.

При монастыре был богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы. Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежащие ей, были отобраны в казну. Монастрырь оскудел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования. Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. За советом и помощью к нему тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии.

В 1854—1867 годы настоятелем был архимандрит Паисий, при котором в монастыре был выстроен Успенский собор и были возвращены монастырские рыболовецкие воды. Архимандрит Паисий был воспитанником Глинской пустыни и стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с её уставом. Богослужение здесь начиналось в два часа ночи и длилось до полудня, монахи не имели никакого имущества, и жили в полном послушании настоятеля и старцев. Чуркинский монастырь в годы его расцвета сравнивали с Оптиной пустынью. В начале XX столетия было около 150 человек.

То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900—1914), также выходце из Глинской пустыни, который привёз с собой на Чурку несколько десятков монахов. Также этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри, для укрепления в них монашеского духа.

В 1910 году при монастыре был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник.

В 1919 году монастырь был закрыт. В 1930 году были снесены колокольня и собор, кирпич от которых возили в посёлок имени Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в монастыря.

В бывшем монастыре впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулёзная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 1990-х годов.

Современное состояние

Весной 2004 года началось возрождение монастыря. Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин) обратился к местным властям с просьбой о передаче комплекса зданий монастыря в собственность епархии. 30 июня 2005 года правительство Астраханской области приняло решение передать комплекс Высокогорской Успенско-Николаевской общежительной Чуркинской мужской пустыни в собственность Астраханской и Енотаевской епархии.

При монастыре действует Дом временного пребывания для алкоголе- и наркозависимых. Подопечные прибывают в монастырь по направлению от храма Казанской иконы Божией Матери г. Астрахань, трудятся на послушаниях, получают от монастыря питание и рабочую одежду.

В июле 2014 года в храме бывшего монастыря мироточила икона. В октябре мироточила уже 21 икона.

В настоящее время монастырь находится в стадии восстановления, производится работа над кровлей настоятельского корпуса, заканчивается отделка будущей паломнической гостиницы.

Престольные праздники

Видео

Статья написана по материалам сайтов: drevo-info.ru, vit-erofeev.ru, azbyka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector