Чудов монастырь в кремле

Крестильня будущих царей

Здесь молились и крестили детей цари, здесь хоронили митрополитов. Отсюда бежал Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I.

В 1357 году хан Джанибек позвал в Орду митрополита Алексия сотворить чудо — вылечить от слепоты мать хана Тайдулу. Алексий смог вернуть ей зрение, и в благодарность ему позволили заложить в Кремле Чудов монастырь.

Деревянная церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех встала на месте конюшни. Но есть версия, что на этой территории в Кремле размещался Ханский двор. Митрополит Алексий попросил похоронить его в Благовещенском приделе Чудовой церкви. Когда в 1485 году рядом построили храм Святителя Алексия, мощи митрополита перенесли туда. В 1438 на месте обветшавшей церкви Чуда архангела Михаила поставили новую каменную. Но уже 1503 году ее перестроили.

В 1506 в Чудовом монастыре открыли патриаршее училище. Там монахи переписывали и переводили церковные книги. С 1619 по 1633 год в обители работало греко-латинское училище. А в 1653 в монастыре открылась церковная школа.

Смутное время не обошло стороной Чудов монастырь. В 1610 году здесь устроили тюрьму для патриарха Ермогена, так как он призывал к борьбе с поляками и отказался призывать ополченцев отойти от Москвы. В 1612 году патриарх умер в обители от голода. В подклете церкви Чудова монастыря, где скончался Ермоген, освятили храм в его имя.

Чудов монастырь был одним из наиболее богатых: ему принадлежали 18 I600 крестьян и подворья в Москве. Сюда свозили церковные архивы и утварь из закрытых обителей.

В монастыре крестили младенцев царского рода: сыновей и дочь Ивана Грозного, будущего царя Алексея Михайловича, Петра I, Александра II. На территории обители хоронили монахов, светскую аристократию (князей Трубецких, Куракиных, Хованских) и известных бояр.

В 1680-х к Чудову монастырю присоединили двор боярина Морозова, и на этой территории поставили новое здание храма Святителя Алексия по чертежам Федора Алексеевича. В церкви были мужская и женская половины с отдельными входами.

Оставил след в истории обители и Чумной бунт 1771 года: тогда народ разгромил монастырь в поисках митрополита Амвросия, который запретил молиться у Боголюбской иконы Богородицы из-за опасности распространения чумы. Обитель разграбили вновь в 1812 году. Тогда на территории Чудова монастыря устроили штаб гвардейских полков, а на месте соборной церкви поставили спальню маршала Даву.

После окончания Отечественной войны обитель восстановили, и в ней разместились Духовная консистория, Епархиальное попечительство и Духовный цензурный комитет. После переезда этих заведений на их месте устроили монашеские кельи.

А в 1820 году дом митрополита перестроили в Малый Николаевский дворец. После этого Чудов монастырь стал местом проведения праздников (например, здесь отмечали первую военную победу в Русско-персидской войне) и обязательным пунктом в маршруте церковно-государственных церемоний. Здесь же устроили усыпальницу убитого революционерами великого князя Сергея Александровича.

Во время революционных схваток 1917 года в Чудов монастырь попало 6 снарядов — 2 из них взорвались в покоях митрополита.

В 2014 году Владимир Путин предложил восстановить Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле. Но так как не сохранилось чертежей и обмеров построек, от этой идеи отказались. На месте снесенного 14-ого корпуса устроили сквер. В планах — открыть здесь музейное пространство.

Московский Кремль: будут ли восстановлены Чудов и Вознесенский монастыри

На территории снесенного 14-го корпуса Кремля теперь будет сквер? А как же идея восстановления двух монастырей — Чудова и Вознесенского?

Как известно, не так давно был снесен 14-й корпус Кремля. В свое время активно обсуждалась идея восстановления на этой территории двух монастырей — Чудова и Вознесенского. Какова ситуация на сегодняшний день? Есть ли шанс, что эта идея все-таки осуществится? Об этом мы поговорили с советником директора Федеральной службы охраны, д.и.н., профессором МГУ Сергеем ДЕВЯТОВЫМ.

Чудов монастырь появился на территории посольства Золотой Орды

Сергей Викторович, можно ли надеяться, что решение о восстановлении монастырей все-таки будет реализовано? Или от этой идеи отказались окончательно?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать издалека, с истории этого уникального места.

Наиболее почитаемый мужской монастырь в Московском Кремле — Чудов — был основан в 1365 году митрополитом Алексием. История появления этого монастыря такова.

Алексий был достаточно серьезным политиком и дипломатом. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдуллу. В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Ранее эта территория принадлежала Колымажному двору, где находилось посольство Золотой Орды в Московском Кремле.

Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Именно с этого храма началась история кремлевских святынь.

Несколько позднее, в 1390-е годы княгиня Ефросинья, вдова Дмитрия Донского, основывает рядом со Спасской башней еще один монастырь, который получил название Вознесенского. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.

Чудов монастырь, 1900-е годы

Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.

В тяжелом состоянии оказалась восточная часть монастырей, которая выходила к Спасской башне. Дело в том, что Спасская башня была заминирована, но, к счастью, ее не успели взорвать: в последний момент потушили горящие фитили.

После Отечественной войны 1812 года восстановлением двух святынь занялась архитектурная комиссия под руководством Осипа Бове. Если монастыри в целом уцелели, то церковь Святого Георгия в составе одного из монастырских комплексов была сильно разрушена.

На ее месте решили возвести Храм Святой Екатерины в неоготическом стиле. Между прочим, он неплохо вписался в существующую застройку, сочетаясь с готическими мотивами шатра Спасской башни.

В таком виде оба монастыря просуществовали до декабря 1929 года, когда было принято решение об их сносе. Музейным работникам удалось вывезти часть иконостасов и уникальные надгробия великих русских княгинь. Дело в том, что именно в Вознесенском монастыре находились усыпальницы женской половины царской семьи. Они были перенесены в Архангельский собор.

Мы потеряли сами монастыри, но их подземная часть сохранилась — то есть все, что находилось ниже уровня земли, не было снесено. Мы практически обладаем всей подземной частью. Поэтому если все-таки будет принято решение о реконструкции двух святынь, это обстоятельство значительно облегчит дело.

Почему с восстановлением монастырей пока все-таки решили повременить? В чем причина? Нет денег? Не тот момент? Не посоветовали специалисты?

— Примерно год назад Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о возможности восстановления двух монастырей. Но, согласитесь, вначале здесь нужно провести весь комплекс научных исследований. Дело даже не в обсуждении этого вопроса с общественностью. Нужно провести тщательнее археологическое изучение этой древней территории. И такое изучение пока только начинается.

Снос 14-го корпуса Кремля

Кроме того, Кремль является особо охраняемой территорией ЮНЕСКО, и любые действия здесь согласуются с этой уважаемой международной организацией. Я бы сказал так: сейчас говорить о восстановлении монастырей преждевременно с точки зрения тех процедур, которые нужно пройти.

Самая ценная находка для археологов — древняя свалка

Всем понятно, что Московский Кремль — это ценнейший объект исследований для историков и археологов. Поэтому решение об археологических раскопках на территории Кремля было воспринято научным сообществом как уникальный дар, значимость которого чрезвычайно велика…

— Безусловно, это так. Во всяком случае, первые же сделанные шурфы показывают, что подземная часть находится в удовлетворительной степени сохранности.

Раскопки, которые сейчас проводятся, дали очень хорошие результаты. Удалось вскрыть часть некрополя Чудова монастыря, который (опять же чудом!) не был разрушен при строительстве 14-го корпуса. В этом месте вполне могут быть найдены еще более древние слои. Ведь на месте Чудова монастыря, напоминаю, находилось подворье Золотой Орды!

Проведение работ на месте снесенного 14-го корпуса

Как известно, на государственном уровне принято решение о проведении в Кремле комплексных археологических исследований. Как долго они могут продлиться?

— Археологические изыскания — дело не быстрое. На месте древней церкви Чуда Архангела Михаила сейчас идут активные исследовательские мероприятия. На ближайшие годы это огромная работа для российских археологов.

Должен сказать, что здесь ожидаются серьезные археологические находки. Ведь культурный слой в этом месте насчитывает не один, не два и не пять метров. В свое время по территории Чудова монастыря проходил ров Ивана Калиты — тут пролегал овраг, превращенный в оборонительный ров. Впоследствии туда сбрасывали все ненужное. В результате, возможно, мы найдем «кладбище бытовых вещей», ценность которого для сегодняшних исследователей трудно даже определить.

Новодел — это не всегда плохо

Как Вы считаете, Сергей Викторович, если ничего не сохранилось от исторического памятника, стоит ли возводить новодел? И в каком виде это может быть сделано?

— Сложный вопрос. Не рискну однозначно на него ответить. Приведу пример: самое начало Никольской улицы. В 1926 году там был отреставрирован храм, который построили после окончания польской интервенции. Однако уже в 1929 году он был снесен советской властью. В результате в этом месте оказалась непонятная зияющая пустота.

В таком виде территория в самом центре Москвы просуществовала до начала 1990-х годов. Московские власти приняли решение восстановить храм. Причем пошли не по пути возрождения того храма, который был разрушен, а по пути восстановления храма, который строил еще князь Дмитрий Пожарский.

Чудов монастырь. Рисунок XVIII века

Слава Богу, обмеры старого здания сохранились. Восстановленный храм на 70% — новодельный, но зиявшая до него проплешина в архитектурном облике Никольской улицы очень портила вид этой части Красной площади. Фактически произошло возрождение древней градостроительной среды. Поэтому считаю, что здесь возрождение было логичным шагом.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском — тоже новодел, но очень, по-моему, качественный. Сразу создается представление о той эпохе, о людях…

— Насчет Коломенского согласен. Действительно, удачная реконструкция. Достаточно удачный опыт и восстановление дворца в Царицыно. Там смогли сделать настоящую культурно-историческую площадку. А вот стилизованный дворец в Измайлово, на мой взгляд, очень странный. Это как раз пример современного китча.

На форумах муссируются слухи, что будет снесен Кремлевский дворец съездов?

— Ни о чем таком не слышал. Думаю, это из разряда слухов, не более. Что касается территории бывших монастырей, считаю огромным достижением то, что сейчас они вводятся в археологический оборот. Это очень важный момент в жизни Московского Кремля.

Какие еще перемены ждут сердце нашей родины?

— Очень важный момент, который сейчас обсуждается, — это оптимизация входных комплексов. И, как результат, создание более комфортной, с точки зрения туристов, зоны.

Уже работает один из таких комплексов в районе Кутафьей башни. Эти комплексы несут двойную нагрузку, обеспечивая безопасный, комфортный проход в Кремль и одновременно создавая безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.

Еще один момент. Когда проходят массовые мероприятия в Кремлевском дворце, как правило, на входе скапливаются большие очереди. Теперь же люди смогут комфортно пройти на территорию Кремля.

Входной комплекс будет сооружен и в районе Спасской башни, он обеспечит вход в Кремль со стороны Красной площади.

Никакого урона Кремлю все это не нанесет. Ведь входные группы — это быстровозводимые сооружения, и их не нужно согласовывать с ЮНЕСКО.

Чудов монастырь. История взорванной обители

Чудов монастырь ведет свое летоисчисление от XIV века. Его основание связано с событиями таинственными и удивительными. Монастырь был основан в 1358 году митрополитом Алексием, за свои деяния причисленным к лику святых Русской православной церкви.

Его чтут, как объединителя русских земель, одного из создателей Российского государства. Среди его подвигов – сооружение белокаменной Москвы, первых неприступных стен Кремля. При жизни Алексий слыл не только мудрым отцом церкви и правителем (он возглавлял государство, пока не подрос Дмитрий Донской), он обладал большим дипломатическим талантом, он умел поддерживать хрупкое равновесие между Московским княжеством и Золотой Ордой. Ко всему прочему, митрополит был наделен даром врачевания.

В 1357 году Алексия вызывают спешно в Орду к любимой жене хана Джанибека Тайдуле. Она три года уже как ослепла. Алексий собирается, путь не близкий. Дорога в Орду была всегда для русских опасной – никто не знал, как и с чем вернется оттуда, и вернется ли вообще.

Перед отъездом святитель Алексий отслужил молебен с водосвятием в кремлевском Успенском соборе перед гробом святителя Петра, митрополита Московского, при жизни почтившего Москву как духовную столицу России – и во время богослужения чудесно сама возгорелась свеча. Это сочли за доброе предзнаменование – святитель раздробил свечу на части, роздал людям и взял с собой в Орду вместе со святой водой. Он отправился в путь 18 августа 1358 года – за месяц до праздника Чуда св. Михаила Архангела. По преданию, ожидая святителя, Тайдула увидела сон – как он приближался к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах.

Пробудившись, она повелела изготовить такие же облачения, как она видела во сне, – и потом это облачение, подаренное Тайдулой святителю, хранилось у раки святого в Чудовой обители. Путь в Орду по подсчетам ученых тогда занимал около месяца, так что святитель прибыл туда в середине сентября. Он зажег чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой – и Тайдула прозрела.

Исцеление произошло в праздник Чуда архангела Михаила в Хонех. Радости обеих враждовавших сторон не было предела – хан Джанибек снизил для русских размер дани. После исцеления Тайдулы митрополит Алексий дал обет: основать в Москве монастырь и Тайдула подарила святителю кремлевскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды – именно там захватчики собирали с России дань. По другой версии там был конюшенный двор хана. Так или иначе, а церковь в честь Чуда Архангела Михаила и монастырь основали не где-нибудь, а на бывшем дворе Золотой Орды. С тех пор ханские слуги жили за пределами Кремля. Так появился в XIV веке в Кремле мужской Чудов монастырь.

Располагался монастырь на Ивановской площади напротив колокольни Ивана Великого и рядом с Вознесенским монастырем. Главный соборный храм Чуда архангела Михаила в Хонех был самым древним, построен в 1503 году из кирпича на месте деревянной церкви.

Основатель монастыря позаботился и о его достатке, обогатив кремлевскую обитель «драгоценной утварью, селами, рыбными ловлями». Чудов был богатейшим московским монастырем, в который жаловали вклады и великокняжеская, и царская семья, и бояре на поминовение. В 1378 году святитель Алексий скончался. Предчувствуя приближение кончины, он начал читать отходную молитву и умер, не окончив ее. Святитель смиренно завещал похоронить себя не в церкви, как было положено, а близ нее, и его похоронили в Благовещенском приделе Чудова храма. Его святые мощи были обретены в 1431 году, когда во время литургии обрушился верх обветшавшей каменной церкви – и хотя люди милостию Божией не пострадали, надо было строить храм заново. Во время работ и обнаружили гробницу с нетленными мощами Святителя. Их поместили тогда в Благовещенском приделе соборного храма. У раки стоял жезл святителя, и подле мощей хранилось то самое облачение, подаренное Тайдулой. А в 1483 году великий князь Иван III велел построить в монастыре новую церковь с двумя престолами – Благовещенским и св. Алексия, – куда с благоговением перенесли его святые мощи. Кстати, это был единственный храм в Москве, куда не разрешался вход женщинам.

В старину кремлевский монастырь назывался по-старомосковски мило и просто – «у Чуда», и на протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории, и в его стенах произошло немало событий как радостных, так и трагических.

В 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша. В 1441 году в него заточили московского митрополита Исидора, грека по происхождению, подписавшего печально знаменитую Флорентийскую унию с католичеством 1439 года.

Как известно, именно в заключении этой унии православные мыслители видели глубинную причину падения Византийской империи, архивариус последовавшего в 1453 году. А Исидор, поставивший свою подпись от лица Русской Православной Церкви, вернулся в Москву, неся впереди латинский крест, а на богослужении в Успенском соборе помянул на ектении папу Римского Евгения. Разгневанный великий князь московский, Василий II назвал его «латинским прелестником» и заточил предателя в Чудов монастырь. Вскоре Исидор сбежал оттуда в Рим, где и умер в 1462 году, а князь даже не стал «за сим лжепастырем» снаряжать погоню. Это был последний иноземец в чине митрополита Москвы – после него сразу же был назначен русский митрополит, святитель Иона.

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев. В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками.

Старый и немощный, первосвятитель Гермоген разослал по городам грамоты с призывом встать на защиту Отечества, он решил поднять русские города против оккупантов. Поляки требовали от Гермогена отмены восстания городов. Гермоген скончался в темнице от голода. А под Москвой уже стояли дружины из 25 городов.

В 1666 году в Чудовом монастыре и храме Благовещения Патриархами Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским совершился суд над патриархом Никоном. Его лишили сана, сняли клобук и панагию. Но что удивительно: признали правильной проведенную им церковную реформу. Результатом этой реформы стал раскол в русской православной церкви. И рана эта не заживает и сейчас.

Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой Лаврой. При патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище, на основе которого возникла Славяногреко-латинская академия, а потом уж и Московский Университет. Монахи Чудова монастыря славились своей ученостью, не случайно в XVII веке называли монастырь Великой Лаврой. Среди известных книжных имен, имевших отношение к монастырю, можно назвать Максима и Арсения Грека, Епифания Славинецкого. В Чудовом монастыре была богатейшая библиотека, здесь неустанно работали справщики церковных богослужебных книг.

В Чудов монастырь, по традиции, отправляли детей знатных бояр «от дурного общества» – учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранец Кленк, видевший Чудову обитель в конце XVII столетия, по этому поводу писал, что ее скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин, тоже приехавший из Малороссии, и поначалу подвизавшийся в Заиконоспасском монастыре в Китай-Городе. В 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея – старшего сына Петра I. А прежде для воспитания маленького Петра он написан целую энциклопедию в стихах.

С Чудовым монастырем была связана традиция, которая берет свое начало со времен Ивана Грозного – крестить новорожденных царских детей в Чудове монастыре, у раки Святителя. Здесь крестили царевича Иоанна в 1554 году, а в 1557 году – царевича Федора, в присутствии самого царя. В Чудове же крестили царя Алексея Михайловича, причем Таинство совершил сам патриарх Филарет, крестивший собственного внука. Потом и он в свою очередь в 1672 году крестил в Чудове своего сына Петра I, хотя к тому времени «Тишайший» царь уже немного изменил традицию и старших детей от брака с Милославской крестил в Успенском соборе. Но Петр был крещен в Чудове – интересно, что спустя полтора столетия, в 1818 году в Чудовом монастыре крестили другого великого реформатора, Александра II — освободителя, отменившего крепостное право. При совершении Таинства крещения его бабушка, императрица Мария Федоровна приложила младенца к руке святителя, испрашивая благословения. Царевич и родился рядом с Чудовой обителью, в кремлевском Николаевском дворце, снесенном большевиками. Дворец же этот был построен на месте бывшего дома митрополита (или перестроен из него).

После возобновления Московской епархии в 1737 году, именно в Чудовом монастыре была восстановлена Кафедра московских архиереев. В монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Алексий, Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон, известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий. В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

Монастырь славился на всю Москву своими просфорами – москвичи стучали в окно и в открытую форточку подавали за них деньги. А внутри монастырской Благовещенской церкви в особой палатке, устроенной в стене, продавали «чудотворцев мед».

1812 год своими последствиями для Чудова монастыря сравним только с 1917 годом. В монастыре Наполеон размещает свой главный штаб. В алтаре главного чудовского собора маршал Даву устроил себе кабинет-спальню. Все осквернили и разграбили. Архивные документы духовной истории и правительствующего сената были выброшены неприятелем в выгребные ямы. А когда Наполеону стало ясно, что из Москвы надо бежать, он отдал приказ взорвать Кремль.

Были подложены мощнейшие заряды пороха, французы подожгли фитили, и от Чудова монастыря, и от всего Кремля ничего бы не уцелело, но случилось великое чудо: пошел дождь, загасивший многие фитили. И монастырь не пострадал столь разрушительно. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году.

В 1826 году Николай I праздновал в Чудовом первую победу над Персией. Военные трофеи, – ключи от крепостей и «знамена шаховы» – остались на вечное хранение в обители. После восстания декабристов императором был заказан в монастыре благодарственный молебен за избавление от «крамол, угрожавших бедствиями всему государству российскому» и для провозглашения вечной памяти воинам, павшим 14 декабря 1825 года «за отечество и государя».

«Еще одно, последнее сказанье и летопись окончена моя. »

В 20-м веке начинается новая, кровавая страница истории Чудова монастыря. 1905 год – в Кремле террорист Каляев бросает бомбу в великого князя Сергея Александровича Романова, князя хоронят в подклете Алексеевской церкви Чудова монастыря.

1917 год принес Чудову монастырю гибель. В том кровавом ноябре монастырь был обстрелян снарядами и пострадал значительно: пробоины и трещины в стенах, разруха в книжной и иконной лавках, нагромождение камней. Невредимой осталась икона Божией Матери.

1918 год – в Москву, в Кремль переезжает новое советское правительство. По этому случаю впервые за свое почти восьмисотлетнее существование наглухо закрываются ворота Кремля. Некоторое время в кремлевской обители оставались иноки – в тесном соседстве с большевистским правительством. Коменданта Кремля Малькова особенно раздражали монахи из кремлевских монастырей: «. Более всего хлопот и неприятностей доставляли мне монахи и монахини, так и сновавшие по Кремлю в своих черных рясах. Жили они в кельях Чудова и Вознесенского монастырей, риткнувшихся возле Спасских ворот». После жалобы Ленину латышские стрелки помогли освободить кремлевскую территорию от неприятных для нового начальства поселенцев. Монастыри в Кремле упразднили, но продолжали раздражать «приткнувшиеся» здания.

В 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви – «изба-читальня». Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов. В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен для освобождения привилегированной территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета, по проекту И. Рерберга.

Большевики взорвали Чудов монастырь ночью. Когда утром 17 декабря 1929 года в Кремль на работу, как всегда, пришли сотрудники Центральных государственных реставрационных мастерских, они были потрясены. На месте Чудова монастыря они увидели горы строительного мусора, ничего не осталось и от двух фресок 16 века, которые научные сотрудники, в надежде спасти шедевры от уничтожения, сняли со стен храма накануне.

Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею. И ныне ничего не напоминает о Чудове монастыре в Кремле, кроме самой истории.

МОСКОВСКИЙ ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ

Московский Чудов монастырь

Московский монастырь в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех (разрушен)

  • Адрес: Россия, г. Москва
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Один из древнейших монастырей Москвы, Чудов, был основан святителем Алексием Московским в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, мать хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле. На месте этого двора митрополит Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, заложенная в сентябре 1365 года — один из самых ранних каменных храмов в Москве [1]. После своей кончины, святитель Алексий был погребён здесь же, в Чудовом храме. Вероятно уже со времени основания настоятели обители имели сан архимандритов. Вскоре, в 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша.

    На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в истории России, и известен своими узниками и некрополем. Так, здесь были заключены низложенный митрополит Московский униат-Исидор в 1441 году; выдающийся просветитель и борец с ересями митрополит Новгородский святитель Геннадий в 1504 году; старец Вассиан Косой (Патрикеев) в 1515 году. В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода священномученик патриарх Ермоген, ввергнутый в узилище поляками.

    В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Афанасий и свт. Симон; последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (+ 1565); известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий. Некоторые источники утверждают, что в Чудовом монастыре погребен святитель Феодосий, митр. Московский, однако Е. Е. Голубинский, ссылаясь на опись 1641 года, говорит о покрове, который клался в Серапионовой палатке (Троице-Сергиева лавра) на гробницу святителя Феодосия митр. Московского [2]. В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И. И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

    В Алексеевском храме обители на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Иоанна Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Пётр I, в 1818 году — император Александр II.

    По одной версии, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев.

    Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли «Великой Лаврой». При патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище («патриаршая школа»). В 1666 году в Чудовом монастыре состоялся Собор патриархов и епископов, на котором был низложен Московский патриарх Никон. В эти годы в монастыре ведётся строительство новых храмов и иных зданий. В 1686 году мощи святителя Алексия перенесли в специально построенную в монастыре церковь освященную в его честь. В ризнице монастыря хранились богатые вклады царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

    В 1744 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны, в монастыре была учреждена кафедра Московского архиерея и с тех пор обитель стала называться кафедральной. В 1771 году, во время чумного бунта, монастырь был разграблен москвичами.

    Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. В то время мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены в выгребные ямы, а в алтаре собора была устроена спальня маршала Даву. Впоследствии мощи были вновь обретены и возвращены а прежнее место. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над благообразием обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

    Чудов монастырь. Фотография. 1883 г.

    В эпоху реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство благодарственного храма во имя св. Александра Невского – в честь освобождения русских крестьян от рабства. Как ни странно, но этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики разобрали под кирпич и выстроили там дом пионеров.

    В ноябре 1917 года монастырь был обстрелян снарядами.

    Потом еще некоторое время в кремлевской обители оставались иноки – в тесном соседстве с большевистским правительством, переехавшем в Москву из Петрограда в 1918 году. Новым кремлевским жильцам это соседство не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви – «изба-читальня». Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов.

    Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм был взорван несколько ранее — в ночь на 17 декабря 1929 года, под предлогом того, что потребовалось место для размещения военной школы, где проходили бы обучение кремлевские курсанты. Сотрудники Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль, явились 17 декабря на работу и «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI века, аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены. Монастырь был разрушен для освобождения привилегированной территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета, по проекту И.Рерберга. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.

    Храмы, архитектура

    Чудовский собор

    Собор в честь Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма.

    Алексеевский храм

    В Алексеевской церкви покоились мощи святого митрополита Алексия. Рядом с гробницей святителя хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были обнаружены во время земляных работ в 1985 году, а спустя десять лет перенесены в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

    Андреевский храм

    Небольшая церковь была посвящена апостолу Андрею Первозванному.

    Благовещенский храм

    Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкал к Алексеевской церкви. Он был построен в 1501 году и перестроен в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона святителя Николая Чудотворца.

    Настоятели

    • Елисей Чечетка (упом. не позднее 1378)
    • Сщмч. Питирим (? — после 1441)
    • Феодосий (Бывальцев) (упом. 1453 — 23 июня 1454)
    • Свт. Геннадий (Гонзов) (1472 — 12 декабря 1484)
    • Иона (Собина) (упом. 1518 — не позднее 1544)
    • Леонид (1568/1570 — 4 декабря 1571)
    • Варлаам (Белковский) (упом. 1589 — 20 февраля 1592)
    • Геннадий (1592 — 16 февраля 1595)
    • Пафнутий (? — 1602/1605)
    • Павел (1659 — 21 августа 1664)
    • Иоаким (Савелов) (1664 — 22 декабря 1672)
    • Павел (15 сентября 1674 — ок. 1678)
    • Адриан (упом. 1678 — 21 марта 1686)
    • Евфимий (Рылков) (28 марта 1686 — 12 августа 1688)
    • Иоасаф (Лазаревич) (1688 — 1691)
    • Арсений (Костюрин) (12 января 1692 — 2 июля 1704)
    • Феофилакт (Лопатинский) (9 марта 1722 — 24 февраля 1723)
    • Иаков
    • Аарон (1734 — 23 декабря 1735)
    • Киприан (Скрипицын) (3 мая 1736 — 31 декабря 1737)
    • Варлаам (Скамницкий) (8 марта 1739 — 27 февраля 1743)
    • Свт. Иларион (Григорович) (1743 — 17 декабря 1744)
    • Московские митрополиты (1744 — упом. 1917)
      • .
      • Иосиф (упом. 1758)
      • Паисий (упом. 1761)
      • Паисий II (1765 — 1766)
      • Мисаил (упом. 1768)
      • Варнава (1774 — 1777) [3]
      • .
      • Феофилакт II (1815 — 1819) [4]
      • Аарон II (упом. 1822 — 1825) [5]
      • Иоанникий (Холуйский) (12 марта 1834 — 3 декабря 1845) [6]
      • Вениамин (Петухов) (16 августа 1859 — 1884) [7]
      • Товия (Цымбал) (9 июня 1893 — нач. 1903)
    • Иннокентий (Пустынский) (нач. — кон. 1903)
      • Арсений (Жадановский) (26 марта 1904 — 8 июня 1914 ?) [8]
      • Сщмч. Серафим (Звездинский) (упом. 14 августа 1917)

    Использованные материалы

    [1] По другим данным этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря был сооружен в 1404 году.

    [2] «что касается до могилы митр. Феодосия, то после 1641 года она как-то и почему-то пришла в забвение и бывшее над ней надгробие когда-то исчезло, так что, по Краткому описанию лавры, никакого следа ее в монастыре не осталось» — Е.Е. Голубинский «Преподобный Сергий и созданная им Троицкая Лавра» — http://www.rusarch.ru/golubinsky1.htm

    [4] «Московские Епархиальные Ведомости», 1871, № 10, стр. 95.

    [8] Вторая дата — день хиротонии во еп. Серпуховского

    Статья написана по материалам сайтов: rcmm.ru, pravzhurnal.ru, drevo-info.ru.

    »

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector