Чуфут кале как добраться на машине

Чуфут-Кале расположен не далеко от села Старолесье Бахчисарайского района, в 3-ох километрах южнее Ханского дворца.

Из Бахчисарая: городской транспорт до конечной остановки Старолесье, пешая прогулка следуюя туристическим указателям. В летний период можно заказать экскурсию в различных экскурсионных бюро.

В Крыму есть несколько пещерных городов, но лучше всего сохранился Чуфут-Кале. По популярности у туристов его можно сравнить с ялтинским «Ласточкиным гнездом» и Ханским дворцом в Бахчисарае. Прогуливаясь по руинам города-призрака, путешественники погружаются в историю Крыма, словно попадая в иное измерение. Сотни лет скала была надежной защитой и пристанищем для людей. Аланы, караимы, крымские татары — каждый народ давал название городу на свой лад. Но главный объединяющий все эти наименования смысл концентрируется в слове «Крепость».

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом. Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Ворота Кучук-Капу

Если вы решили отправиться на экскурсию в город-призрак, вам просто необходима удобная спортивная обувь, поскольку ходить придется и немало по горам — по долам. Чтобы попасть на Чуфут-Кале, нужно в первую очередь приехать в Бахчисарай, затем сесть на маршрутное такси, которое движется в Староселье. Выйдя на конечной остановке, придется преодолеть километровый подъем до прекрасного скального Успенского Монастыря, а там и до Чуфут-Кале рукой подать!

Поднявшись по крутому зигзагу древней мощеной дороги, вы, наконец, попадете в «мертвый город»… Представление открывают южные Малые ворота — Кучук-Капу. Их прозвали «потайными», так как ворота не видны издалека. Массивные дубовые створки врат обиты железом; к ним примыкает южная оборонительная стена, сложенная из необработанного камня толщиной до 1 метра и высотой до 5 метров. Верхняя часть стены снабжена бойницами для стрельбы из ружей.

Когда-то Кучук-Капу были настоящей ловушкой. Тараном выбить ворота было практически невозможно. Неудобный крутой спуск и пологая тропа у самого входа, которая резко сворачивает, делали любые маневры весьма затруднительными. Даже если штурмующие все-таки врывались на территорию крепости, они попадали в узкий коридор, специально вырубленный в скале. С деревянного настила на них сыпались камни, лился кипяток, а в оборонительных пещерах, несчастных поджидали лучники, стреляющие без промаха.

Пещерный комплекс

Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса. За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями. В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы.

В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки. Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами. Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных.

Караимские кенассы

«Кенасская» улица проходит по южной стороне плато. Слева видны руины многочисленных домов, справа за высокой оградой два здания храмов. Большая или Соборная кенасса была построена в XIV веке. Малую кенассу возвели в XVIII веке караимы, которые переселились из Мангупа и вывезли оттуда «стройматериал».

Оба храма находятся во дворике за каменными стенами. Во двор ведет калитка, а порогом служит беломраморная плита, взятая из более древней постройки. Перед Большой кенассой у ограды находится высеченный из камня резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Скорее всего, это остатки миквы — фонтана для ритуальных омовений перед посещением храма. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. В незапамятные времена на этой террасе собирались верующие в ожидании службы.

Малая кенасса предназначалась для повседневных служб и собраний, поскольку текущие и судебные дела караимской общины решались духовными властями.

Большая Соборная кенаса представляет собой здание базиликального типа, снаружи обнесенное галереей с десятью колоннами, поддерживающими полукруглые арки. Здесь устраивались торжественные праздничные службы.

Типография

На Главной улице сохранилось здание самой древней типографии в Крыму, основанной в 1731 году. Здесь печаталась в основном литература религиозного содержания. Первая книга датируется 1734 годом, последняя — 1805 годом. Позже типографию перевели в Евпаторию. Кстати, в библиотеке Бахчисарайского музея можно увидеть книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в чуфут-калинской типографии.

Гробница Джанике-ханым

На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».

С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей. Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу. Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.

Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года.

На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице . Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп.

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден. ».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода.

Осадный колодец

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.

Зачем добираться на машине до Чуфут-Кале?

На машине удобнее, чем общественным транспортом, и лучше — на внедорожнике. Но вы уверены, что хотите посетить столь печальные места для многострадального народа. Чуфут-Кале — еврейское гетто периода османского нашествия на Крым, в XVI веке.

Евреев согнали сюда, и запретили выходить. Это было ещё не самое худшее отношение, многих других тогда просто вырезали. Свободный выход и право расселяться, где захотят, евреи получили, спустя 100 лет, после мирных договоров между Россией и Турцией, положивших конец османскому правлению в Крыму.

Турки-османы не строили Чуфут-Кале, они сделали то, что обычно происходит в Крыму — приспособили под гетто скифский пещерный город. Подо что только не приспосабливали скифские пещерные города в Крыму, которых здесь так много, что об этом лучше помалкивать, чтобы не испортить версии истории Крыма, по википедии. Подземелья использовали под хранилища вина, под жильё малоимущих, под склады, а под Керчью — в постперестроечное время — в них канули два самолёта, заражённые радиацией. Вот и гетто тоже имеется в этом списке.

Единственное нормальное применение — пещерные монастыри, они тоже есть в Крыму, и действуют. Но Чуфут-Кале в этом отношении не повезло. Ему вообще повезло меньше всего, потому, что гетто давно нет, а название осталось — «Преграда евреям». Но по дороге к ней вы пройдёте мимо действующего пещерного монастыря — Свято-Успенского. Имейте это в виду, не одевайтесь на экскурсию вызывающе, и узнайте заранее режим работы Чуфут-Кале, чтобы не тревожить понапрасну монахов.

На машине надо добраться сначала до Севастополя или до Бахчисарая. До Севастополя, если от Ялты ехать, то по самой красивой дороге в Крыму — слева море, справа скалы, поросшие хвойным лесом. До Бахчисарая — расклад другой. Внедорожник точно потребуется на самом подъезде к пункту назначения. Высота Чуфут-Кале — несколько сот метров, самая высокая точка — 581 м.

Горные дорога отличаются тем, что сегодня она есть, а завтра — что-то куда-то уползло, и дорогу пересекла огромная рытвина. Надо знать места, где строить. Поэтому, как только новые дороги приходят в негодность, вспоминают о старой скифской дороге, которая идёт от Севастополя.

Чуфут-Кале и скифская крепость

В чём бич тех, кто использует крепости, построенные не ими — они не знают, как естественно пульсирует жизнь в этих крепостях, не знают тайных путей сообщения и ходов. Не понимали толком, как здесь выживать — ни турки-османы, ни, тем более, удерживаемые насильно евреи. Поэтому, как только евреи получили свободу, они тут же оставили эти места.

На карте Чуфут-Кале гораздо меньше скифской крепости. Мало того — мельница, водосборные колодцы и бассейны находятся за пределами крепостной стены. Внутри Чуфут-Кале колодца не отмечено. Что логично сделать осадившему крепость? Первое — пережать обороняющимся еду и воду. Получается, что, как будто нарочно, всё устроено так, чтобы неприятелю это было сделать как можно легче. Не глупость ли? Не глупость — если занятая крепость используется как гетто.

Статью написала Ульяна Кор

Чуфут-Кале — монументальный пещерный город Крыма

Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму – это одно из самых интересных мест на его территории, затмевающее все многочисленные пещерные объекты, которыми так славится полуостров. Благодаря своей хорошей сохранности и широкой известности он на протяжении многих десятилетий является предметом пристального внимания не только туристов, но и ученых, открывающих новые подробности его существования.

Большинство сохранившихся памятников древнего зодчества, расположенных здесь, представляет огромную ценность и знаменует собой целую эпоху в истории Крыма, делая его незаменимым звеном в развитии местных культур и народов. Сейчас это один из наиболее посещаемых туристических объектов Бахчисарайского района, кроме разве что Ханского дворца, где никогда не бывает безлюдно и тем более скучно.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится комплекс пещер в Крыму?

Исторический объект находится в южной части полуострова, на юго-западной оконечности Крымских гор. Расположен он в 2,5 км от Бахчисарая и в 58 км от Севастополя, возле Староселья. Совсем неподалеку раскинулся Успенский пещерный монастырь.

Чуфут-Кале на карте Крыма

Возникновение и значение пещерного города

История знает множество превращений и неожиданных поворотов. Одним из них является недавнее открытие, когда ученым удалось установить, что нынешний туристический объект – это и есть древняя крепость Фулла, долгое время считавшаяся выдумкой античных авторов. На фото пещерный город Чуфут-Кале сейчас спокоен и безмятежен, но сотни лет назад он был ареной жесточайших сражений и политических событий, сыгравших важнейшую роль в истории всего Крыма.

Точное время основания города-крепости точно не выяснено, предположительно это V век нашей эры, но в действительности он может быть древнее на несколько столетий. Известно лишь, что в V-VI вв. населенный преимущественно аланами, он стал камнем преткновения для продвижения византийцев на север, не позволив им завоевать всю территорию полуострова. В этот период под названием Фулла он был широко известен по письменным источникам Херсонеса, но с упадком последнего исчез со страниц истории и легендарный форпост скитов, готов и аланов, проживавших в нем.

После более чем полтысячелетия забвения и безвестности Чуфут-Кале вновь всплыл в XII веке как Кырк-Ер – столица одноименного княжества кыпчаков, боровшихся за независимость с ханами Золотой Орды. В 1299 г. его захватил и разграбил ордынский эмир Ногай, он не был разрушен, но после покорения начал быстро приходить в упадок, а население его стало стремительно сокращаться. Не совсем понятно, почему кыпчаки начали покидать Кырк-Ер, но спустя 50 лет большинство его жителей составляли уже караимы, поселившиеся тут с разрешения хана Джаныбека.

Наибольшего значения и расцвета пещерный город Чуфут-Кале в Крыму достиг в XV веке, когда при Хаджи Гирее I стал столицей Крымского Юрта в 1421 г., а в 1428 г. независимого от Орды ханства. Но вместе с тем на протяжении всего столетия он оставался ареной кровопролитной борьбы за власть между разными представителями династии Гиреев, пока в 1502 г. Менгли Гирей I не перенес резиденцию в основанный им Бахчисарай. На этом величие поселения из пещер закончилось, но все же на протяжении нескольких столетий оно считалось важнейшей из ханских крепостей, хотя основным населением тут оставались караимы. Как населенный пункт он прекратил существование во второй половине XIX века, когда его окончательно покинули последние жители.

Чем интересен Чуфут-Кале для посещения?

Сейчас пещерная крепость – это настоящая сокровищница для археологов с одной стороны и туристов – с другой. Многочисленные, прекрасно сохранившиеся внутренние и наземные сооружения Чуфут-Кале – это как каменная книга по истории древнего города. По видам застройки и четкой планировке можно без труда определить все периоды его развития, возвышений, падений и преобладания этнических групп, проживавших здесь.

В южной части городского комплекса расположены древнейшие следы пребывания здесь человека, относящиеся к первым векам нашей эры. В большинстве это пещерные сооружения, где нетрудно различить черты храмов, жилых и хозяйственных помещений. Всего это более 150 пещер и гротов разной величины и формы, отличающихся также тщательностью обработки стен и проемов.

Все эти помещения похожи на пчелиные соты, поскольку вырублены в скале друг над другом в несколько уровней, чем-то напоминая многоквартирные дома. Археологи говорят о наличии в этом месте и наземных сооружений, но все они разрушены до основания, единственное целое здание – Мавзолей Ненекеджан-Ханым, построенный на тысячу лет позже пещерной гряды.

В восточной части расположены более поздние постройки, относящиеся уже к XIV-XVIII вв., преимущественно наземные, в основном это жилые дома и караимские кенассы. Новый город отделен от старого мощной крепостной стеной, достигающей 10 м в высоту – с четырьмя массивными, полуразрушенными башнями и арочными воротами Орта-Капу.

Среди, условно говоря, новых встречаются и намного более древние сооружения, такие как загадочное погребение, состоящее из многотонных каменных плит. Но самой яркой достопримечательностью пещерного города Чуфут-Кале небезосновательно считается Мавзолей Джаныке-ханым, где покоится прах дочери хана Тохтамыша.

Посещать уникальную историческую достопримечательность Бахчисарая можно в любое время года – по сути, нет большой разницы зима то или лето. Для туристов проводятся ежедневные экскурсии, они платные, но цены совсем не велики – на стоимость билета влияет возраст посетителей, детский стоит в два раза дешевле.

Как добраться до древнего городища?

Многие интересуются, желая посетить пещерный город Чуфут-Кале, как добраться до него, но это совсем несложно. Всего-то нужно сесть в Бахчисарае на автобус №2, идущий от ж/д вокзала, и доехать до остановки «Староселье», дальше придется пройти немного пешком и на этом отрезке пути пригодится карта местности.

Карта также поможет доехать до Чуфут-Кале от Бахчисарая на машине, время в пути займет около 10 минут:

Из Севастополя добраться до пещерного города на автомобиле сложнее, так как расстояние до достопримечательности составляет 55 км:

Туристу на заметку

  • Адрес: с. Староселье, Бахчисарай, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°44′28″N (44.741097), 33°55′24″E (33.923416).
  • Телефон: +7 (978) 701-38-44.
  • Официальный сайт: http://handvorec.ru/
  • Время работы: с 9:00 до 20:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 200₽, для детей – 100₽.

Можно долго расписывать достоинства Чуфут-Кале, но никакие слова не способны передать его монументальность, грандиозность и красоту окрестностей. Все это нужно увидеть самому, прикоснуться к нему, почувствовать его дух и испытать ни с чем несравнимые впечатления после посещения этого удивительного места в Крыму. Смотрите в заключении небольшое видео об этой памятке прошлого.

Крым это уникальное места для отдыха в любое время года. Море, горы и многочисленные исторические памятники делают полуостров неповторимым. Посещая Крым, особое внимание следует уделить именно последним, так как благодаря историческим объектам можно узнать историю нескольких цивилизаций. Одним из таких крымских мест является крепость Чуфут-Кале.

Где находится Чуфут-Кале

Исторический комплекс Чуфут-Кале, располагается на горном плато всего в 2 км от Бахчисарая, высота пещерного города Чуфут-Кале над уровнем моря метров.

Существует несколько вариантов названия древнего поселения:

  • Чуфут Кале — «еврейская крепость», именно так звучит название крепости по крымско-татарски.
  • Кырк-Ер, так город назывался в период ханского господства,
  • Села Юхудим — «скала иудиев», подобное название можно встретить в литературе караимов до 50-х гг. 19 века.

Местность, где находится Чуфут-Кале прекрасно подходила для обитания — живописная долина, запас пресной воды, скала с плато, которая стала замечательным укрытием от непрошенных гостей.

История пещерного города и монастыря

Достоверных сведений о том, когда был построен Чуфут-Кале, нет, раскопки показывают, что здесь древние люди селились еще в эпоху неолита, а позже здесь находилось племя тавров.

Согласно одной из исторических теорий около 6 века Византия построила на горной вершине крепость для своих союзников — аланов, поселение получило название Фуллы. Уже позже в 10 столетии здесь находилось гото-аланское княжество, союзник Византийской империи, причем готские племена жили на Мангупе, а аланские на Чуфут-Кале.

Об этом государстве исторических сведений практически не сохранилось, только в 3 веке появляются упоминанию о том, что эти территории подвергались набегам татар, а в 1299 году город был разграблен ордой Ногая.

Захваченные территории татары назвали Кырк-Ор, где было организовано вассальное княжество, на территории которого проживали караимы. Спустя некоторое время город на непродолжительное становится столицей Крымского ханства, и здесь находилась резиденция Хана Наджи Герая, немного позже столицу переносят в Бахчисарай и начинается отток татаров из города. В период татарского господства в городской крепости содержали высокопоставленных пленников, так же здесь был устроен монетный двор.

После потери города статуса столицы и ухода из него местного населения, причем покидали его не только татары, но и христиане, в городе остались практически только караимы, передвижение которых было ограничено татарскими законами. С этого времени город начинает именоваться Чуфут-Кале — «Жидовская скала», названию был специально предан пренебрежительный оттенок.

После подписания Кючук-Кайнарджинского договора в 1774 году и прихода сюда русских начинается еще один отток городских жителей, было отменено ограничение на проживание здесь крымчаков и караимов и они постепенно начали уезжать, а в 19 веке здесь осталась проживать только семья смотрителя.

На территории каменного Чуфут-Кале располагается действующий Свято-Успенский монастырь.

Свято-Успенский монастырь в Чуфут-Кале

Монастырь Чуфут-Кале пользовался уважениум не только у христиан, но даже первый хан из династии Гереев Хаджи I просил помощи у лика Богородицы перед военными походами, а впоследствии после победы слал богатые дары — воск.

Покровители у монастыря были и среди русских монархов — деньги жертвовали цари Федор I и Борис Годунов, Екатерина II и Александр I.

Тоже интересно: где в Крыму находится водопад Учан-Су, какова высота и как до него добраться.

Где в Крыму снимали фильм «Десять негритят» — узнайте все подробности.

Стоимость посещения комплекса

Цена посещения древнего города составляет:

  • Для взрослых -200 руб.,
  • Пенсионеры -150 руб.,
  • Дети 16−18 лет и студенты -100 руб.

В стоимость билета не водит экскурсионное сопровождение, за него необходима дополнительная плата:

  • Взрослым — 100 руб.,
  • Детям и студентам 100 руб.,
  • Пенсионерам — 100 руб.,
  • Если обслуживается экскурсионная группа, билет — 1500 руб.

Официальный сайт пещерного города Чуфут-Кале (объединенный с Бахчисарайским дворцом) — handvorec.ru

Как добраться на машине, такси, общественном транспорте

Если добираться до пещерного города Чуфут-Кале на общественном транспорте, то для этого необходимо выехав с автовокзала в Бахчисарае на автобусе № 2 до остановки «Староселье», однако это не единственный транспорт которые предоставляет возможность сюда попасть, так же курирует много маршруток, однако следует уточнить доезжают ли они до этой остановки. От «Староселья» до комплекса следует пройтись пешком около часа, помочь в этом могут многочисленные указатели. Первым покажется монастырский комплекс, после получасового подъёма в гору предстанет и Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале на карте (как добраться на машине):

Для того чтобы добраться сюда на автомобиле понадобиться около 15 минут. Для этого необходимо проехать в Бахчисарае по улицам Жданова, Ленина, Скалистой, однако доехав до Успенского монастыря автомобиль, придётся оставить, дальше не возможно передвижение только пешком.

Возможно также путешествие на такси или с помощью джипперов, которые провезут по наиболее живописным долинам прямо к Успенскому монастырю.

Экскурсии в Чуфут-Кале

Экскурсии по Чуфут-Кале оставляют неизгладимые впечатления у всех «гостей». Практически весь город высечен в скале, некоторые здания достигают трех этажей. В город раньше было два входа, а сам он был защищен рукотворной стеной и скалами. Внутри располагались казармы, мечеть, жилые помещения, ханский дворец и монетный двор, и продуктовый рынок.

Во время экскурсии туристы имеют возможность бродить по древним пещерам — «Христианскому пещерному комплексу», хотя доказательств того что христиане использовали их для культовых целей нет.
За пещерным комплексом располагается «улица Кенасская», где хорошо сохранились дома для молитв караимов, далее за ними следует ряд руин, которые оканчиваются мавзолеем Джанике-хатун — самым красивым сооружением всего пещерного комплекса.

За татарской усыпальницей расхоложено самое древнее сооружение комплекса — оборонительная стена, с оборонительными рвами, здесь же расположены ворота Орта-Капу, соединяющие древнюю часть города с городом караимов. Так же в этой части крепостного города имеется двухъярусная пещера, которую иногда называют тюрьмой и восточная стена с остатками башни и фундамент императорского дворца.

Кроме древнего города обязательно следует посетить и Успенский мужской монастырь. Он расположен в ущелье прямо в отвесной скале, куда проложены каменные тропинки и лестницы. В начале 20 века монастырский комплекс включал в себя пять храмов, гостевой комплекс, сад, фонтаны, часовню, однако в 20−30 гг. 20 века комплекс практически полностью был уничтожен.

Святую обитель удалось восстановить уже в послевоенное время, отреставрирована Успенская церковь, лестница в скале, построена колокольня, которую венчают золотые купола, отреставрированы религиозные росписи на скалах. В наши дни удалось полностью восстановить три храма, и кельи для монахов, дом настоятеля, оборудован источник.

Туристы, посетившие Чуфут-Кале и Успенский монастырь получат неизгладимые впечатления об удивительной истории крымского полуострова.

Видео-прогулка по Чуфкт-Кале:

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector