У пещер богом зданных

Последней в автобус вошла женщина лет сорока, с пышной причёской белокурых волос, держа в руках чёрную сумку. Она оглядела сидящих туристов и закрывая двери произнесла:- Здравствуйте господа. Все успокоились. Все заняли свои места. Я буду ваш экскурсовод. Меня зовут Лидия Петровна, со всеми вопросами обращайтесь ко мне. Мы едем на экскурсию в Псково- Печерский монастырь. Заблудившихся я вижу у нас нет. Все с этим согласны. Шофёр у нас Николай Фёдорович, замечательный, опытный человек в поездках. Надеюсь, что и эта поездка пройдёт успешно. Возвращаемся в город в 23.00 часа. Все с эти согласны? Возражений я не слышу. Всё, Николай Фёдорович, можно ехать. Пока едем я расскажу немного о Псково- Печёрском монастыре.

-Сначала мы заедем в город Псков, там у нас будет обед и сразу же едем в монастырь. Времени у нас очень мало для пребывания в монастыре, так что не будем задерживаться в городе, несмотря на его замечательную историю, которую вы знаете. Кто не бывал, то может совершить другую экскурсию по Пскову. Первыми начали осваивать Святую гору в Псково- Печерском монастыре иноки, сбежавшие из Киево- Печерского монастыря от нашествия татар. Поселился там и священник Иоанн
Шестник с женой Марией. Осваивая гору, при рубке леса и открылся им вход в пещеру. Над входом в пещеру появилась не исчезающая надпись Богом зданные пещеры». Это произошло в 1392 году. Сколько ни старались убрать эту надпись она появлялась снова и снова. Тогда то и посчитали , что это знак Божий, для дальнейшего освоения этого места.
Священник Иоанн с помощью жены и братьев в пещере основали церковь «Успения».
В 1473 году он осветил эту церковь названную в честь иконы «Успения Божьей Матери». Икона написана в честь успения, кончины, Божьей Матери, которая и после успения мир не оставила, а молитвами спасает Души наши. Псле воскресения Иисуса она жила в Иерусалиме 24 года в доме Богослова, ученика Иисуса. За три дня до смерти к ней явился архангел Гавриил и возвестил её о скорой смерти, что смерть её будет как тихий сон, а за ним вечная жизнь. Сам Господь с ангелами явился к матери и принял её непорочную душу. Через три дня тело Божьей Матери, чудесно воскресшее, было перенесено в Райские обители. На земле же был установлен строгий Успенский пост с 1 августа.
От тяжёлой работы и строгой жизни рано умерла жена священника Иоанна. Гроб, с телом Марины, он закопал у входа в пещеру. На следующий день он увидел, что стоял не закопанный. Священник снова его закопал, но и на следующий день гроб оказался не закопанным. Это был Божий знак, не закапывать гроб в пещере. С тех пор тела умерших, не закапывали, а гробы оставляли в нишах пещер. У входа в пещеры можно увидеть мощи преподобных Печерских Марка, Иоанна, Лазаря и других.
Сохранились 350 надгробных плит. Есть с надписями фамилии Суворова, Нащёкиных.
Среди мирян погребены предки Пушкина Александра Сергеевича, Кутузова Михаила Ивановича, Плещеева А. Н., Мусоргского М. П., Татищева В. Н. Очень много захоронений в ближних и дальних пещерах. Ближние пещеры длинной 15 метров, в них гробницы с мощами преподобных Марка, Корнилия, Симеоны, Вассы, так назвали Марию, ставшую матушкой Вассой. Дальние пещеры длинной 200 метров, разделены на галереи-улицы. К ним примыкает ещё одно подземная церковь «Воскрешения Христова». В дальних пещерах хоронят монахов монастыря в 5 и 6 галереях. Мирян хоронят в других галереях. Всего около 10 тысяч захоронений. Не смотря на то , что гробы не закапывают, в пещерах нет запаха тлена. Температура в пещерах +5.
Если нам повезёт и мы попадём туда, то надо утеплиться. Там ввели распорядок посещения пещеры, по времени и по количеству людей, для сохранения температуры.
Нам надо вовремя вернуться в город. Времени очень мало для того чтобы увидеть и всё осмотреть. Отдыхайте пока. Я вижу многих усыпил мой рассказ.

-Да нет. Что вы. Очень интересно всё говорите-проговорила сидевшая неподалёку полная женщина.-Я в Пскове была, а вот в Псково-Печерском монастыре не была. Очень хочется посмотреть. Как монахи живут. Пещеры посмотреть.

Автобус нёсся по шоссе. Крепкие руки шофёра, надёжно управляли машиной. В этих руках была жизнь 50 человек. Спокойное лицо, внимательный взгляд на дорогу, всё говорило, что этот, уже не молодой серьёзный человек, знает цену человеческой жизни, людей стремящихся увидеть другую жизнь.
Жизнь эта не простая-монастырская. Жизнь в утренних и вечерних молитвах , в труде по хозяйству и содержанию монастыря.
Автобус въезжал в город. По сторонам дороги потянулись дома. Сначала небольшие, с участками, а затем двух и более этажей дома.
-Мы едем по городу Пскову. Это очень старинный город. Основан в 903 году святой Ольгой по преданию. В городе её очень чтут. Имеется два памятника Ольги. Один из них мы увидим. Главная достопримечательность города-это Псковская крепость. Она состоит из пяти оборонных колец. До возникновения Петербурга этот город был надёжной защитой Северо-Запада России. Он же был и центром торговли с другими государствами.. В городе есть два мужских монастыря и один женский монастырь.
Очень много церквей-44 церкви православных. Так что в городе есть ,что посмотреть и увидеть много интересного. У нас однодневная экскурсия. На обеде не задерживаемся и едем дальше.

У входа в Пскова- Печерский монастырь туристы увидели памятник игумену Корнилию. Именно при нём обитель расцвела. Толстые, мощные стены скрывали все постройки. Через Святые ворота вошли туристы в обитель. Прямая ухоженная дорожка вела к высокому Михайловскому собору, с золочёным куполом и крестом на верху. Весь монастырь находится как бы в овраге, окружён мощной стеной. Все постройки ухожены. Успенский храм всех зачаровал своей красотой. Не высокий, с голубыми куполами со звёздами так и притягивал к себе. Задний фасад храма уходил в пещеры. В нутри храма иконы и рака с мощами игумена Корнилия. На втором этаже иконы «Успения» и «Умаления». Рядом с домом настоятеля часовня и святой источник, где можно было напиться святой водой. В открытом Сретенском храме туристы могли помолиться. Возле Братского корпуса в Лазаревском храме послушали непрерывно читаемый «Неусыпаемый псалтырь» , который исцеляет немощных. На пещеры туристам не хватило времени для ожидания очередной экскурсии. Да и того , что увидели и услышали туристы было достаточно. День приближался к концу и надо было отправляться в обратный путь.

Из книги Малковых «У пещер Богом зданных»

Псково-печерская гофманиана

Рассказ рабы Божией Антонины из Петербурга [тогда — Ленинграда], посетившей старца в 1950-х гг.

Была я маловерная грешница, но, по милости Матери Божией и Господа нашего Иисуса Христа, прибыла в Печерскую обитель. Помолилась, простояла литургию — и пошла на благословение к старцу Симеону.

Вошла в коридор со страхом, подошла к двери прихожей перед его кельей и сотворила молитву на вход, но ответа не было. Подождав немного, я повторила молитву — опять никакого ответа. Было тихо, но до слуха доносился откуда-то глухой разговор.

Приоткрыв дверь в прихожую, я увидела, что там перед батюшкиной кельей сидят люди. Я подумала: какие скромные — сидят, молчат, боясь нарушить тишину, чтобы ответить мне. Отец Симеон был в своей келье и с кем-то разговаривал. Кроме этих людей, здесь никого не было. Я у них спросила: «Вы тоже к старцу на очереди?», но ответа от них не получила.

Удивилась я такому странному их поведению и начала более пристально вглядываться в их лица.

Комната, где находились эти люди, была без окон и освещалась только керосиновой лампой — так что я не сразу смогла их рассмотреть, а когда посмотрела внимательно — не могла понять: не то — женщины, не то мужчины; мрачны были их лица, какие-то горбоносые. Лица некоторых походили на головы хищных птиц с клювами, со злым выражением, с опущенными глазами — и показалось мне, что их ресницы и брови как бы шевелились. Я даже подумала, что, верно, эти люди — иностранцы и что не знают они русского языка, а потому на мой вопрос и не отвечают.

Тогда я решилась и подошла и той двери, откуда доносился разговор. Прочитав молитву и не дожидаясь ответа, я приоткрыла дверь и быстро вошла — страшно мне стало от этих людей. Прикрыв за собой дверь, я остановилась на пороге и, боясь помешать старцу, беседовавшему со старушкой, тихо стояла, ожидая конца разговора, а потому невольно и слышала его.

Старушка все роптала на свою жизнь, обижалась на детей, за то, что они не платят ей «алименты». Живет она у одного сына, а с остальными хочет судиться (чтобы содержали ее на старости лет). Старец ей говорит: «Ведь ты сыта, одета, обута; по силе возможности помогай сыну, у которого живешь. Живи и не судись со своими детьми». Но старушка продолжала свой ропот и перечисляла обиды, а потом еще что-то говорила — но тихо.

Старец немного помолчал и сказал: «Видишь, как тебя грехи-то мучают — сколько ты их за собой привела!» Я же не могла понять — кого она за собой привела; да и она тоже, видимо, не соображала — о каких таких грехах говорит старец и как это она их за собой привела.

Тогда старец встал и говорит ей: «Пойдем, я покажу тебе — кто тебя мучает, и отгоню их от тебя: ты отдохнешь и успокоишься».

Направляясь к двери, старец заметил меня и, удивясь, спросил: «А ты зачем здесь?» Я же от страха и стыда не могла вымолвить и слова. Но он вдруг открыл дверь, и мне было видно, что те люди все так же еще сидели, не поднимая голов и не встав при появлении старца — так и продолжали сидеть и молчать. Старец же Симеон сказал старушке: «Видишь — сколько их с тобой пришло?» А потом, топнув ногой, прикрикнул на сидящих: «Вон отсюда!»

Я не могла понять, что произошло после этих слов батюшки — эти люди как бы растаяли и исчезли; и дверь не открывалась для выхода, а страшных людей этих (то есть «образов» грехов) — не стало. Тогда батюшка обратился к старушке и сказал: «Ну теперь ты свободна от твоих преследователей. Иди и живи с Богом».

Стояла я, как столб, и не могла ничего сообразить, и потому ничего не сказала и не спросила у старца. Поклонилась ему — и вышла в раздумье…

Псково-печерский старец Афиноген и бесы

…Изгнание бесов, как известно, — труднейшее и весьма опасное иноческое послушание: его поручают только самым опытным и молитвенно-защищенным старцам, ибо они, по сути, постоянно находятся на, так сказать, самой «передовой линии» сражения с «духами злобы поднебесной». Искушения врага и духовные опасности подстерегают их здесь на каждом шагу. Но отца Афиногена всегда ограждали от вражеских нападений искренняя вера, непрестанная молитва и удивительно смиренная незлобивость, как бы срастворенная спокойной монашеской рассудительностью.

Даже нередкие прямые столкновения его со злыми силами не нарушали его духовного равновесия: и в имевших место в его жизни «беседах» с бесами (случалось и такое!) он никогда не терял присущего ему душевного равновесия и твердого упования на Господа, «сокрушающего вся злая».

В этом смысле весьма характерны рассказы старца о двух подобных встречах его с бесами — в 1975 году. Вот как повествует об этом сам отец Афиноген.

Расскажу еще один случай. Это было не так давно, может с полгода тому назад.

Я был один в своей келье, и вот — в дверь входит лукавый дух.

Вначале в моем сердце появился страх от появления беса. Но это скоро прошло.

Вот и говорит мне бес: «Отец Афиноген! Я пришел к тебе с вопросом. Ответишь мне?» Я спросил: «Какой вопрос?» Бес отвечает: «Если бес захочет покаяться, то простит его Бог или нет?» Я говорю ему: «А ты помнишь, что сказал Господь Антонию?» Бес отвечает: «Нет, не помню — я там не был, там был другой. А что сказал Господь Антонию?» Я ответил: «Когда Антоний три ночи молился и просил Господа, чтобы Господь открыл ему эту тайну, то Господь сказал ему: «Я знаю, что бес каяться не будет. Но чтобы он не имел себе оправдания на Суде, так скажи ему: «Пусть встанет лицом на восток и, стоя на одной ноге, непрестанно говорит: «Боже милостиве! Прости мне древнюю злобу». Пусть так стоит три года. Вот если он это исполнит, то прощу его». Тогда мой собеседник унылым голосом говорит: «Ох, я так не могу»… И скрылся от меня.

После этого [беса] другой появился.

Мать привезла свою дочь, девушку лет 18, — отчитывать. Я пока читал, «он» ее все мучил; [потом] хотел убежать, а мне кричит: «Эй ты, попик, за что меня ругаешь?» Когда я кончил читать, то все успокоилось, а «он» говорит: «Ох, как я устал, как мне тяжело было».

Из моей кельи [все] ушли, а «он» сел в коридоре и не уходит.

Я вышел и спрашиваю: «Ну ты что же уселся и не уходишь?» А «он» отвечает: »Отец Афиноген! А ты знаешь — кто я? Я — бывший Архангел. У меня тысячи молодчиков — и хорошо работают. Теперь все — наши».

Я ему говорю: «Ну не все, есть верующие, Божии». А он: «Ну — это маленькая кучка, а то все — наши». Потом продолжает: «Знаешь, отец, ведь скоро конец этому свету». «Вот, — говорю, — вам тогда попадет». А «он» отвечает: «Знаем мы, но зато теперь — наша воля».

И я ушел к себе в келью. Вот какие явления бывают у нас».

Из книги диакона Георгия Малкова и П.Ю. Малкова «У пещер Богом зданных». М.: «Правило веры», 1999

У пещер «Богом зданных»

Псково-Печерский монастырь известен каждому православному человеку. Многие, посетив обитель однажды, вновь и вновь стремятся в ней побывать. Сюда людей привлекает живописный уголок Псковской земли, непрекращающаяся с самого открытия монастыря молитва, а главное, истинные подвижники, чьи имена и труды прославили древнюю обитель. Наставления Псково-печерских старцев, удивительные воспоминания их духовных чад, истинные чудеса нашего времени и сокрытые от людского взора духовные битвы — об этом Вы прочитаете в новой редакции книги «У пещер «Богом зданных»».

Часть I Жизнеописание преподобного Симеона Псково-Печерского (1869–1960)

  • От составителей
  • Глава 1. «Вот тебе келья, здесь и умрешь»
    (краткое жизнеописание старца Симеона)
  • Глава 2. «Вера в Бога, надежда на Бога — всё исправят…»
    (духовные советы отца Симеона)
  • Глава 3. «…Я — с вами, не умер»
    (последние дни земной жизни старца Симеона и его мирное отшествие в «селения праведных»)
  • Глава 4. Поучения старца Симеона

Часть II Жизнеописание Псково-Печерского старца Архимандрита Афиногена (в схиме Агапия) (Агапова, 1881–1979)

  • Глава 1. «…Я ходил по земле, а никого…не замечал…»
    (краткие сведения о старце Афиногене)
  • Глава 2. На пути к «Хозяину вечному»
  • «У пещер „Богом зданных“»
    (Жизнеописание старца Афиногена)
  • Глава 3. Жизнь, ставшая «житием»
    (страницы Дневника монахини Надежды — келейницы отца Афиногена)

Часть III Жизнеописания Псково-Печерских валаамских старцев: иеросхимонаха Михаила (Питкевича, 1877–1962), схиигумена Луки (Земскова, 1880–1968) и схимонаха Николая (Монахова, 1876–1969)

  • Введение. «Соль земли»
  • Глава 1. Иеросхимонах Михаил (Питкевич, 1877–1962)
  • Глава 2. Схиигумен Лука (Земсков, 1880–1968)
  • Глава 3. Схимонах Николай (Монахов, 1876–1969)

Часть IV «Славится обитель старцами. »

  • В Доме молитвы
  • Глава 1. Епископ Печерский Иоанн (Булин. 1893–1941)
  • Глава 2. Схиепископ Макарий (Васильев, 1871–1944)
  • Глава 3. Игумен Павел (Горшков, 1867–1950)
  • Глава 4. Епископ Георгий (Садковский, 1896–1949)
  • Глава 5. Митрополит Вениамин (Федченков, 1880–1961)
  • Глава 6. Архимандрит Никита (Чесноков, 1883–1963)
  • Глава 7. Епископ Иоанникий (Сперанский, 1885–1969)
  • Глава 8. Архиепископ Андрей (Сухенко, 1903–1973)
  • Глава 9. Архимандрит Алипий (Воронов, 1914–1975)
  • Глава 10. Схиархимандрит Пимен (Гавриленко, 1883–1976)
  • Глава 11. Схиигумен Савва (Остапенко, 1898–1980)
  • Глава 12. Епископ Феодор (Текучев, 1908–1985)
  • Глава 13. Архимандрит Серафим (Розенберг, 1909–1994)

Вместо заключения

Приложения

  • Псково-Печерский монастырь и церковные нестроения в Эстонии в 1920–1930-х годах
  • Г. В. Петров. Псково-Печерский монастырь в 1920–1940 годах
  • Псково-Печерская обитель — духовная школа архипастырей Русской Православной Церкви
  • Духовная беседа печерского инока с паломником
  • Сокровища пастырской мудрости в учительной традиции печерского старчества

У пещер «Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия XX века

Диакон Георгий Малков

  • Авторы-составители:диакон Георгий Малков, Малков Петр Юрьевич
  • Лица жизнеописания:преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин), архимандрит Афиноген (Агапов) (в схиме Агапий), иеросхимонах Михаил (Питкевич), архимандрит Серафим (Розенберг), . митрополит Вениамин (Федченков), архимандрит Алипий (Воронов), епископ Иоанн (Булин), схиепископ Макарий (Васильев), схимонах Николай (Монахов), архиепископ Андрей (Сухенко), схиигумен Савва (Остапенко), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), схиигумен Лука (Земсков), епископ Феодор (Текучев), епископ Георгий (Садковский), игумен Павел (Горшков)
  • Страниц: 592 стр., бумага офсетная
  • Размер: 20,7 х 13,5 х 2,8 см
  • Переплет: твердый
  • Гриф: Р19-819-0706
  • ISBN: 978-5-00152-001-6
  • Вес: 553 г.
  • Количество в пачке: 8 шт.
  • Тираж: 10 000 экз.
  • Издатель: Вольный Странник, 2019 г.

РАЗДЕЛЫ КНИГИ:

Псково-Печерский монастырь известен каждому православному человеку. Людей привлекает живописный уголок Псковской земли, непрекращающаяся с самого открытия монастыря молитва, а главное, истинные подвижники, чьи имена и труды прославили древнюю обитель. Жизнеописания Псково-Печерских старцев, их наставления, удивительные воспоминания духовных чад, истинные чудеса нашего времени и сокрытые от людского взора духовные битвы — об этом читатели узнают в новой редакции книги «У пещер “Богом зданных”» диакона Георгия Малкова и Петра Малкова.

Примечания – 563
Библиография – 581
Содержание – 589

Статья написана по материалам сайтов: pechori.ru, pravoslavie.ru, sretenie.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector