Поход с детьми на природу

Основная цель похода с детьми — удовольствие.

Поход обычно преследует такие цели, как дойти до озера, водопада или конца трека. Когда вы идете в поход с детьми, то цели меняются. Основным приоритетом становится тот опыт и впечатления, которые они получат. Поэтому все остальные советы будут базироваться на этой основной цели похода — делать его веселым и интересным

Возьмите с собой запасную и теплую одежду.

Дети всегда найдут воду и грязь, а также с радостью туда залезут. Подготовьтесь к таким ситуациям, взяв с собой сменную одежду, а также теплые и непромокаемые вещи. Дети теряют тепло быстрее взрослых. Термобелье и легкая шапка отлично подойдут для ночевки в палатке. Подготовьте спальник, подходящий для температуры на 10 градусов ниже предполагаемой.

Запаситесь вкусной, высококалорийной едой.

Если идете в поход с детьми, берите ту еду, которую вы обычно едите дома. Свежие яблоки, вкусные бутерброды и даже любимая шоколадка могут значительно повысить моральный дух в команде, несмотря на дополнительную тяжесть в вашем рюкзаке.

Не идите сразу в долгий поход.

Пешие прогулки на длинные расстояния могут быть утомительны для некоторых детей, особенно если это их первый опыт подобных занятий. Усталость, страх леса, различные раздражители оказывают на них значительное влияние, поэтому разработайте план постепенного повышения длительности подобных вылазок. Начинайте с недолгих однодневных походов на несколько часов. Ключом здесь является работа в рамках зоны комфорта вашего ребенка.

Позвольте детям задавать скорость передвижения.

Чтобы избежать переутомления у детей уже после первого же перехода, постарайтесь двигаться в темпе самого медленного «ходока» в вашей группе. Поначалу это может даваться с трудом, так как мы привыкли передвигаться гораздо быстрее, но в таком подходе можно найти массу возможностей для саморазвития 🙂 Можно внимательнее осмотреться по сторонам, заметить красоту природы в деталях, замедлить свой ум и настроиться на одну волну со своими детьми.

Походы с семьей и детьми могут приносить огромную радость и удовольствие. Вы сможете на все посмотреть по-новому благодаря их восторженным взглядам.

Со временем, давайте детям нести рюкзак.

Дети любят помогать взрослым. Разрешите им нести часть вещей, соразмерно их возможностям. Как понять, что ребенку уже можно дать нести свой рюкзак? Для начала, не нагружайте их в первые пару походов. Если они достаточно юны, то дайте им нести символический вес, например, бутылочку воды или фонарик. По мере взросления ребенка, когда он уже наберется достаточного опыта походов, можно добавлять больше вещей в его рюкзак — он сам об этом попросит. Дети любят быть полезными и при этом независимыми. Так что они и ваша спина будут вам только благодарны!

Убедитесь, что у похода есть конечная цель.

Дети любят определенность — заранее сообщите им, куда вы направляетесь и что их ожидает в конце пути. Хорошо, если ключевой точкой вашего маршрута будет водопад, озеро или река. Дети любят воду, и им будет легче преодолевать путь, зная, что их ждет что-то интересное. Возможно, сами вы можете насладиться 20-километровым маршрутом без каких-либо достопримечательностей, но вряд ли это понравится вашему ребенку.

Возьмите с собой хорошо укомплектованную аптечку.

Возможные частые мелкие неприятности, которые могут появиться у детей в походе: синяки, царапины, мозоли, растяжения. Подготовьтесь к подобным вещам, взяв с собой достаточное количество перевязочных материалов и обезболивающих.

Разожгите костер.

Есть что-то первобытное в походном костре. В доисторические времена огонь помогал отгонять хищников, обогревать жилище, готовить еду и разговаривать с богами. Общий костер объединяет всех сидящих вокруг него. А еще дети просто обожают принимать участие в его разведении. Привлекайте детей к сбору дров, расскажите, как правильно подготовить их для разжигания костра, научите поддерживать огонь. Даже если вы пошли в однодневный поход, используйте костер для приготовления чая, чтобы научить детей необходимым навыкам.

Сделайте ваш поход обучающим.

Частью роли родителей является обучение своих детей. Нет лучшего способа, чем делать это во время совместного похода на природе — вы просто окружены возможностями для наглядного обучения природоведению, астрономии, физике. Научите ваших детей находить полярную звезду, как находить путь при помощи карты, как ловить рыбу, как забираться на деревья и небольшие скалы, а также почему важно оставлять после себя природу чистой. Природа — самый лучший учебный класс.

Берите с собой детей в походы и сохраняйте воспоминания на всю жизнь!

Походы и экскурсии на природу

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение — это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход -это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых — эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы.

Положительное воздействие на здоровье в походе дети получают от целого ряда факторов:

  • * Радостные чувства вызывают у дошкольников подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое (или редко посещаемое) и интересное место.
  • * Положительное воздействие на здоровье оказывает окружающая среда: чистый и насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, цветущие растения, изобилие зеленого (успокаивающего) тона, приятных лесных шумов.
  • * Длительный переход (пешком, на лыжах, велосипедах) на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.
  • * Положительно на здоровье дошкольников влияют все походные мероприятия (подвижные игры, упражнения, соревнования, чередующиеся с отдыхом, закаливающие процедуры в особо жаркие дни и в благоприятной обстановке).

На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. (Их планируют воспитатель и эколог, согласуя между собой.) Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения — они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения (экосистемы), опыта посещения ее детьми. Поход в лес предполагает ознакомление дошкольников с сообществом растений — им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. От них зависят травянистый покров, наличие грибов, ягод.

Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего по различным следам их деятельности (самих животных ввиду скрытного образа жизни обнаружить очень сложно). Норки, дупла, гнезда, кучки земли, клочки шерсти, обглоданные стволы и ветки, погрызенные шишки под деревьями, перья, помет — все это свидетельства, которые могут подсказать, какие обитатели леса их оставляют и что они делают в отсутствие людей. Очень интересно наблюдать с детьми муравейник; во влажных местах — лягушку; в сухих — ящерицу, ежа; старый пень в лесу (это мини-экосистема, в которой уживаются грибы, мхи и лишайники, насекомые и многие микроорганизмы).

Эколог детского сада планирует показ леса как сообщества, продумывает заранее, в каких местах и на каких примерах можно продемонстрировать его «этажи», взаимосвязь обитателей, цепи питания (хотя бы 2-3 звена). Походы, организуемые в разные сезоны, позволяют наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития. Дети должны увидеть, что это связано с дефицитом или избытком условий внешней среды, факторов неживой природы (света, тепла, влаги). Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть длительными, с большими пояснениями, чтобы не утомлять детей. Более уместно обращать их внимание на интересные явления и задавать вопросы проблемного характера, которые будут побуждать ребенка самостоятельно искать ответы и наблюдать.

Очень интересны походы в места, где есть водоемы: детей можно познакомить с водно-прибрежной экосистемой, показать им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, как приспособлены жить и в водной среде, и на побережье. Утки, лягушки, стрекозы, комары — все дают повод для наблюдений, интересного разговора или обсуждения. Как в лесу, так и возле воды детям можно показать растения, которые отсутствуют на участке детского сада: тени и влаголюбивые, лекарственные, редкие и охраняемые, ядовитые.

На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора «своего» постоянного места — тропы, поляны, лужайки. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор взрослым и детям нужно в рабочих перчатках, складывать его в специальные мешки, которые потом будут отнесены в контейнеры. Лес, природная зона, куда дети с воспитателями и родителями регулярно ходят на прогулки, в походы, — это их дом в широком понимании. Надо приучать детей любить свой дом, заботиться о нем, наводить в нем порядок. Правильная организация этой части похода очень важна — взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.

Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории — педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто, ухожено. И, наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми, даже если на них много цветущих растений.

Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях: кружево листвы деревьев, просветы голубого неба и ажурная тень от нее на земле; стремительный полет ласточек, стрекоз, сверканье их крыльев на солнце; чарующее порханье бабочек среди цветов, деловитость мохнатых шмелей и многое другое. Конечно, воспитатель должен показать красоту самих растений — нежную весеннюю или сочную летнюю зелень листьев, яркий праздничный осенний наряд, цветы любой формы, окраски и размера. Взрослые обращают внимание детей и сами восторгаются свисающими ветками ивы, пушистыми шариками розового клевера, стройным и высоким иван-чаем, нежной незабудкой, синими переливами мышиного горошка и могучим репейником. Красота повсюду, воспитатель побуждает детей самим находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми, что позволит составить точный маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Предлагает начать сборы: смастерить игрушечные бинокли, фотоаппараты, чтобы лучше все рассмотреть, подобрать рюкзачок или поясную сумку, перчатки для труда, спортивную обувь и головной убор от солнца, пару целлофановых пакетов, которые можно надеть поверх обуви, если надо будет проходить влажные или грязные места, пакет для сбора интересного природного материала, сухой паек. Воспитатель рассказывает, как взрослые готовятся к походу: подбирают подходящую подстилку для отдыха, большой целлофан (его кладут на землю под подстилку, чтобы не проходила влага от земли; он также может служить общим укрытием во время дождя), готовят большой термос с чаем, двухлитровую бутыль с водой для мытья рук и других нужд, аптечку, атрибутику для игр и упражнений, фотоаппарат, мешок для мусора, корзину или сумку для интересных находок, банку и сачок (для рассматривания воды из водоема), сигнальные флажки для перехода через улицу.

Ценной является работа по карте-схеме: воспитатель и дети вместе прослеживают маршрут, обсуждают, что можно увидеть, кого можно встретить, вспоминают правила поведения на природе, правила безопасности и туризма. Взрослые, которые пойдут с детьми, продумывают свои взаимоотношения и распределяют функции: кто идет сзади, кто ведет маленьких туристов впереди, что наблюдает с детьми воспитатель, а что показывает и сообщает эколог, как проводит свои мероприятия инструктор по физ. воспитанию. Взрослые участники обсуждают весь сценарий похода — сколько длятся первый и последующие переходы, где будут остановки, чем они будут заполнены, как пройдут привал, уборка территории, питание и возвращение. Такая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Что взять в поход с детьми

Во-первых, вспоминаем, что у природы нет плохой погоды, не верим прогнозу и берём одежду «на все случаи жизни». Дождевик и сапоги, шапочку и теплую курточку (даже если на улице жара, по утрам и вечерам бывает очень холодно), ветровку, панамку, шортики и сандалии. Если есть такая возможность, то берите всю одежду для ребенка вдвойне. Когда был дождь, мои малыши наслаждались прогулкой в дождевиках. Сапожки успели промокнуть. Потом дождь закончился, но трава была еще мокрая. И я ни разу не пожалела, что взяла детям по две пары сапог. Еще дополнительная одежда Вас спасет от скандала с ребенком. Туда не ходи – там грязь, В траву не лезь – она мокрая, к речке не подходи – промокнешь и т.д. Пусть ходит, пусть лезет, пусть пачкается – ребёнок так познаёт мир. Просто дайте ребенку одежду, которую не жалко будет испортить.

Второе, наверное, самое очевидное – это аптечка. Даже, если вы едите всего на сутки, аптечка должна быть как у врача. К сожалению, непредвиденный случай – на то и непредвиденный. И не всегда есть возможность быстро сорваться с места до ближайшего медицинского пункта, и не всегда мобильная сеть в лесу работает, чтоб вызвать скорую медицинскую помощь. Кроме обычных лекарств, не забудьте средства от насекомых, а также побольше лейкопластырей и бинтов, антигистаминные препараты. Самые популярные травмы у детей в лесу – это царапины, ссадины, ожоги и укусы. Но готовым нужно быть ко всему. И животик может разболеться, и головка, и температура подняться. Главное — не паниковать!

Третье, это вода. Да, самая обыкновенная вода из крана. Даже если рядом речка, всё же готовить лучше на своей воде (если это, конечно, не какой-нибудь проверенный временем источник). А так же полоскать посуду, умывать личико ребенка лучше своей водой. Ну и питьевой воды должно быть много. Могу только сказать на своем опыте — на трое суток на 6 человек у нас ушло около 50 литров. Имейте ввиду — у всех разные расходы.

Четвёртое, наверное, не менее важное. оставьте все гаджеты дома. Ноутбуки, планшеты, читалки и смартфоны – пусть отдохнут. Им тоже нужен покой. Возьмите с собой пару телефонов с полной зарядкой. Желательно старенькие мобильники без игр и с надежной батарейкой. К сожалению, очень многие детки, зная, что в рюкзаке лежит заветный планшет, не хотят ни во что другое играть. И вся поездка превращается в игру – уговори маму дать планшет. Как следствие, придумайте, чем занять ребенка. Не стоит брать игрушки, которые от пыли и влаги могут испортиться. Это мягкие игрушки (за исключение игрушки, с которой ребенок будет спать), все игры со сложными механизмами, игрушки с разборными и очень мелкими деталями, дорогие книжки. А что тогда можно? Я вам расскажу пример игр, в которые мои дети любят играть, а вам решать, во что будут заняты ваши детки.

Чем занять ребенка в походе: игры и развлечения на природе
Итак. Конечно нужно взять с собой мячи. Кроме классического волейбола и футбола, дети не откажутся просто покидать мяч в ведро или в дерево с разного расстояния, или добросить до высокой ветки, а может поиграть, кто дальше бросит мяч? Можно устроить соревнования. Ведь в лесу нет припаркованных машин и чужих людей. Возьмите с собой ведерки и совочки. Но в лесу нет песочницы! – возразите вы. Пусть собирают шишки. А если тепло и есть возможность поиграть водой – пусть поливают деревья. И дети заняты, и такое полезное дело делают! А еще можно шишки считать, или тоже в ведерко кидать. С помощью палочек можно выкладывать различные фигуры. О! Палка! Она же – пистолет, она же — меч, она же рисовалка…. Включите свою фантазию, и ребенок подхватит эту игру. Попробуйте сделать рогатку или лук со стрелами. А может быть кораблик из коры и бересты? (только не из пластика и бумаги).

Но что делать с ребенком в дождь? В палатке тесно. Нас выручал тент. Мы ставили огромный надувной матрас посередине тента, москитные стенки закрывали полиэтиленом и играли. С удовольствием дети играют в домино, шашки или крупный конструктор. Есть игры, в которых вообще ничего с собой не нужно брать. Это словесные игры. Игра в города с детьми помладше просто превращается в игру – что я вижу вокруг (Кажется это легко, а попробуйте!), игра «Я знаю 5 деревьев, городов и т.д.» И много других игр.

Бытовые вопросы в походе с детьми
За играми мы с Вами забыли о бытовых вопросах. Их всего два – гигиена и еда. Что касается чистоты – то воду мы с вами взяли, возьмем еще кусок мыла. Всё – дети чистые! Одежду взяли с запасом – дети сухие! Сейчас много различных салфеток, антисептических гелей. Так что проблема гигиены – сошла на нет.
Теперь еда. Если ребенок маленький, то с ним все просто. Смеси и кашки разводим кипятком. В продаже очень большой выбор различных готовых пюре. Дети постарше обожают запеченный в золе картофель. Шашлыки можно сделать куриные или вообще овощные. На утро — кашка из котелка – вообще восторг! (Кашу варим с сухим молоком). Все дети очень любят сухарики из костра. И, конечно, свежие овощи и фрукты, и никаких вредных чипсов, лимонадов! На свежем воздухе – аппетит проснется быстро. Ребенок голодным не останется. Главное, не берите скоропортящиеся продукты. Вот и весь секрет.

Летний поход. Сценарий

Поход летом. Сценарий. Игры в походе

Гораздо интереснее не просто гулять по лесам и лугам, а отправиться в настоящий поход. Это прекрасный способ познакомить школьников с новым видом спорта — туризмом. Передним откроются увлекательный мир путешествий и настоящая походная романтика.

Туристический поход не только любимейшее детское занятие. В таких путешествиях можно успеть много: изучить свой край, получить навыки незнакомой походной жизни, физически подготовиться к дальним маршрутам.

Поход — комплексная форма работы с детьми, позволяющая решать задачи не только их физического развития, но и воспитания гармонично развитых и здоровых людей. Вот некоторые цели, которые преследуются при этом:

— формирование интереса детей к путешествиям;

— гармонизация отношений детей друг с другом, с природой; расширение сферы их общения;

— освоение основ жизнеобеспечения в природе; развитие наблюдательности, осмотрительности, инициативности, самостоятельности у детей; повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям, умений использовать уже приобретенные навыки в нестандартных условиях, двигательных способностей; формирование правильной осанки и т. д.;

— воспитание активной творческой личности, чувства товарищества, взаимопомощи, активизация работоспособности, формирование уверенности в своих силах.. Подготовка к походу предполагает беседы-диалоги на самые разные темы. В процессе их проведения необходимо познакомить детей с правилами поведения в походе, с туристским снаряжением и одеждой, обсудить безопасность предстоящего маршрута, рассказать о различных видах деятельности в походе. Можно заранее распределить роли: командира, штурмана (направляющего), эколога, фотографа, хроникера (ведущего записи о походе), кострового, кашевара, медика и т. п. Главное, чтобы каждому нашлось какое-нибудь ответственное задание.

Дети с воспитателями, с семьей с удовольствием обсуждают малейшие нюансы предстоящего путешествия, проявляют выдумку и инициативу, что способствует развитию их воображения, диктует определенные поступки и действия.

Путешествия следует начинать с окрестностей своего города, прокладывая маршрут по самым живописным местам. Чтобы избежать однообразия, не возвращайтесь домой тем же путем, по которому уже шли. Перед походом на общем собрании необходимо распределить обязанности между участниками: назначить санитара, ведающего аптечкой и способного оказать доврачебную помощь; завхоза по снаряжению, завпита — ответственного за питание.

Готовясь к путешествию, серьезное внимание надо уделить снаряжению и одежде. Нужно помнить, что значительную часть снаряжения можно изготовить в домашних условиях (палатки, рюкзаки, накидки). В пути следует беречь карту и носить ее запакованной в целлофан. Перед выходом нужно познакомиться с маршрутом по карте и постараться мысленно представить себе все этапы пути.

Летом воспитатели вводят детей в прекрасный и огромный мир зеленой природы, знакомят с жизнью растений, птиц и зверей, рассказывают, как можно прокормиться в лесу, из каких трав заварить чай, как лечиться, если простудишься.

Сборы в поход

1. Не надо брать ничего лишнего, но не забывайте необходимого. Вес поклажи не более 3—4 кг.

2. Правильно укладывайте в рюкзак походное снаряжение и продукты: мягкие вещи (полотенце, купальник, платок и т. д.), скрутив в трубочки, следует класть вдоль задней стенки «стоя», чтобы они пришлись к спине. Вниз положите то, что потяжелее: картофель, крупу, повыше — хлеб. У передней стороны рюкзака поместятся миска, кружка, кастрюля. В его карманах разместятся: мыльница, карандаш, блокнот, компас, свисток и другие необходимые мелочи, которые, если понадобится, можно быстро достать, не распаковывая вещей, нужных только во время большого привала.

3. Одежда для похода должна быть удобной, свободной и не мешать при ходьбе, а обувь — разношенной, крепкой, устойчивой.

4. Очень необходима в походе аптечка. Детей, даже младших, следует познакомить с ее содержанием и научить некоторым приемам оказания первой медицинской помощи при потертостях, ссадинах, ушибах. Например, им вполне уже по силам запомнить, что поврежденное место следует очистить 3%-ным раствором перекиси водорода, затем наложить стерильную повязку. А при ушибах приложить к больному месту на 20—30 минут бутылку с холодной водой, а затем также перевязать его. Потом ранку или ушиб надо обязательно показать врачу.

Как вести себя на маршруте

1. Для похода необходимо выбрать направляющего и замыкающего. Направляющий — это штурман. Он должен хорошо знать маршрут, выбирать лучший способ его прохождения, задавать скорость движения. Замыкающий призван следить, чтобы группа не растягивалась, никто не отставал и не наталкивался на идущего впереди.

2. Предупредите детей, чтобы они не рвали незнакомых растений (некоторые из них могут быть ядовиты или могут вызвать ожоги), не пили из непроверенных источников.. Во фляге у школьника должна быть кипяченая вода.

3. Объясните детям правила движения в колонне: идти по одному бодрым, размашистым шагом, не вразвалку, не ленясь и не убегая. Туловище держать прямо, без напряжения, руки свободно. Идти надо не быстро, но и не черепашьим шагом. Стараться во время ходьбы дышать через нос — так меньше будет хотеться пить.

4. Через 20—30 минут ходьбы делайте маленькие привалы. Во время отдыха можно еще раз напомнить детям о растениях, научить различать среди них полезные и ядовитые, рассказать о тех, которые занесены в Красную книгу.

На большом привале

Он продолжается от 1,5 до 2 часов. Вот уж где можно как следует отдохнуть, разжечь костер, приготовить вкусный обед, повеселиться и поиграть!

Начинаем, конечно, с костра. Прежде чем разложить его, напомните детям, что костер может быть прекрасным другом, помогающим согреться, приготовить еду, объединить возле себя самых разных людей.

Но он может быть очень опасен при неправильном обращении с огнем. Костер можно разводить только поодаль от деревьев, хотя бы в 10—15 шагах от них. Место, выбранное для него, надо очистить от мелких веточек, листьев, мусора. Нужно показать детям самый простой способ разведения костра: взяв несколько сухих веточек, поставьте их маленьким шалашиком, внутри поместите растопку: бересту, несколько маленьких сухих веточек, то, что быстро разгорается. Неподалеку уже должны находиться средние и большие ветки — чтобы подкладывать в костер, когда он займется. На расстоянии 0,8— 1 м воткните подобранные в лесу рогульки: на них поместится палка, на которую вешается котелок для кипячения воды, приготовления каши, чая и т. д.

А впереди — главное удовольствие: печеная картошка. Этому искусству детей тоже надо учить. Сырые вымытые картофелины натираем солью и зарываем в горячую золу. Большого огня при этом уже быть не должно — иначе картошка превратится в угли. Картофелина будет готова тогда, когда горячие струйки пара начнут выбиваться из костра. Палочкой вынимаем ее из золы, заворачиваем на несколько минут в бумагу, чтобы она немного обмякла — и кушайте на здоровье!

Необходимо также научить детей гасить костер. Нужно предупредить, что нельзя оставлять ни искорки, ни уголька — иначе может случиться беда: лесной пожар.

ИГРЫ В ПОХОДЕ

На привале никак не обойтись без игр. Можно провести и совсем простые, и такие, которые требуют подготовки от воспитателя. Вот несколько наиболее интересных.

Приходите на обед

Девочки (возможно, и мальчики) накрывают «столы». Оценивается набор продуктов, эстетическое оформление, выбор места, а также умение потчевать.

Друг природы

Кто больше и лучше расскажет о растениях, встречающихся в том месте, где проходит поход?

Наблюдатели

На одном из малых привалов (или на большом, как захотите), остановившись в таком месте, откуда открывается широкая перспектива, попросите детей в течение одной минуты разглядеть окружающий ландшафт, а потом, отвернувшись, рассказать, что они успели запомнить. Побеждает тот, кто сумел рассмотреть и назвать большое количество деталей и лучше рассказал о своих наблюдениях.

Передвигайся скрытно

Игра проводится на окраине леса рядом с местом большого привала. Руководитель ставит перед участниками задачу: двигаться за ним, стараясь при этом остаться незамеченным. Он встает впереди на расстоянии приблизительно 30 м и идет, время от времени оборачиваясь (скажем, через каждые 20—30 шагов). Участники движутся за ним так, чтобы в момент остановки руководитель не смог их заметить (прячутся за деревьями, пеньками, поваленными стволами и т. д.). Оборачиваясь, руководитель ищет участников игры взглядом. Тех, кого увидит, называет по имени, и они встают рядом с ним. Побеждает тот, кто будет замечен последним.

Примечание: при проведении этой игры необходимо, чтобы за ребятами со стороны наблюдали несколько взрослых, чтобы дети не могли зайти в глубь леса, отстать и т. д., т. е. потеряться. То же касается и следующей игры.

Маскировка

Игра также проводится на окраине леса. Оговаривается территория, на которой можно прятаться. Руководитель закрывает глаза и считает до 20. За это время участники должны разбежаться и замаскироваться. Закончив счет, руководитель ищет спрятавшихся глазами, не двигаясь с места. Тех, кого он обнаружил, называет по именам, и они собираются рядом с ним. Побеждает тот, кто будет найден последним.

Саперы

Для игры нужны несколько пустых консервных банок и обрезки проволоки. Кто-нибудь из помощников на оговоренной территории маскирует эти банки — «мины», оставляя снаружи только «усики» (проволоку). Перед участниками ставится задача «разминировать поле». Побеждает тот, кто обнаружит больше «мин».

Секретный пакет

Накануне руководитель (вожатый) готовит конверты, пакеты или свернутые листки бумаги и прячет их в густом лесу или в кустарнике на высоте 1,5 м от земли, но так, чтобы в двух-трех шагах этот пакет можно было заметить.

Руководитель игры фиксирует азимут и расстояния до спрятанных пакетов и записывает данные у себя в тетради. В зависимости от местных условий расстояния до конечных точек могут быть от 100 до 200 м .

Желательно, чтобы задания были у всех равноценны, тогда критерием оценки станет время каждого участника, затраченное на поиски.

Узкая тропинка

Эта игра проводится как соревнование между звеньями. На полянке, беговой дорожке или в физкультурном зале условно обозначаются две узкие «тропинки» длиной 30—60 м и шириной 25 см . Границы тропинок обозначаются двумя шнурами или веревками, натянутыми между колышками. «Тропинки» заканчиваются круглыми площадками радиусом в 1 м .

В каждом звене равное и четное количество участников. По команде «Марш!» один из игроков каждой команды берет на спину «живой груз», т. е. члена своей команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы, оставив там «груз», вернуться к месту старта. Только после этого вступает в действие следующая пара. Команды стремятся как можно скорее доставить «груз» на площадку, не задевая и не переступая при движении веревку. За каждую ошибку — штрафное очко. Побеждает звено, которое быстрее и без ошибок доставило «груз» на площадку.

Переправа

Будущим туристам очень важно развивать и тренировать у себя чувство равновесия. Предлагаем несколько вариантов игр-упражнений на равновесие.

Для организации такой игры надо, прежде всего, найти подходящее бревно, брус или поваленное дерево. Лучше всего, если есть возможность использовать два одинаковых бревна, тогда игра будет проходить как соревнование между звеньями. В противном случае ребята будут бороться за личное первенство. Какие же возможны варианты?

Прежде всего, это обычная переправа по бревну каждого участника в отдельности. За сход с переправы — штрафное очко.

Можно провести также переправу со страховкой, как это обычно бывает в походах. В этом случае звено по команде «Марш!» подбегает к бревну, и капитан, держа в руках конец веревки, переправляется первым. Веревка натягивается, как перила, и вся команда, кроме последнего, переходит на другую сторону. Последним идет самый ловкий — он сматывает веревку.

При подведении итогов учитывается также правильная организация страховки.

Вверх по откосу

Эту игру можно проводить на крутом берегу реки. Играют два звена. Предварительно следует подготовить два ведра или две кастрюли и несколько одинаковых кружек в зависимости от количества участников.

На гребне склона ставятся два пустых ведра. По команде «Марш!» игроки быстро спускаются вниз, черпают кружками воду и поднимаются вверх, чтобы вылить воду в ведро. Задача команд — как можно быстрее наполнить ведра водой до определенного уровня. Передавать по цепочке кружки не разрешается.

Укладка рюкзака

Перед началом игры участники аккуратно раскладывают на траве или на полу рюкзак и необходимые вещи: одеяло, туристский костюм (брюки, куртку, тапочки), предметы туалета, миску, кружку, ложку, нож, записную книжку или тетрадь. Можно каждому из участников дать консервную банку и мешочек с крупой. По команде «Марш!» ребята начинают укладывать вещи в рюкзак.

Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, застегнуть, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: «Готов». Первый, кто справился с задачей, получает количество баллов, равное числу участников, второй — на один балл меньше и т. д. Но скорость — это еще не все. Важно правильно уложить рюкзак. Укладка каждого рюкзака проверяется руководителем.

Например, штрафуется ребенок, если он уложил тапочки и миску в один пакет или одеяло сунул комом.

Юные туристы могут забыть, что мыло, кружка, туалетные принадлежности должны лежать в боковых карманах, чтобы их было легко достать. Тяжелые вещи, если они есть, должны быть уложены на дно рюкзака, а легкие — сверху.

За каждую ошибку начисляется штрафное очко.

Кто быстрее поставит дом

Соревнуются группы по 4—5 человек. Перед началом игры палатки уже стоят, а обе команды находятся внутри за пологом. По команде «Марш!» ребята быстро расстегивают полог, выбегают из палатки и сворачивают ее по всем правилам, аккуратно складывая колышки и шпильки в одном месте. Затем по знаку судьи ставят палатку вновь. Установив, команда опять забирается внутрь и застегивает полог. Капитан докладывает: «Готово!».

Палатка устанавливается на 10 маленьких колышках или шпильках и двух опорах, которые поддерживают ее изнутри. Руководитель засекает время и проверяет, правильно ли установлена палатка. Штрафуются: общий перекос —

5 очков; перекос ската — 3 очка; перекос стенки — 2 очка; ослабленная веревка, неверно забитый или выдернутый колышек — 3 очка. Каждое штрафное очко «стоит» 15 секунд. Возможен вариант судейства, при котором установка палатки доводится до «нормы» (замечаниями судьи). В этом случае учитывается только чистое время.

Лучший костровой

Объясняется задача. По команде «Марш!» участники разбегаются по лесу и собирают хворост. Поджигают костер одной спичкой и кипятят литр воды в котелке.

Игра может проходить как между отдельными участниками, так и между группами по 2—3 человека. Главное условие — время, потраченное на поиски дров, разжигание костра и кипячение воды. За каждую лишнюю спичку прибавляется 1 минута штрафа.

Пользоваться другими горючими веществами, кроме обусловленных, строго запрещается.

Преодоление «болота»

Может проводиться как личное, так и командное первенство, причем в различных условиях. Практикуются три варианта: по «фашинкам» (на «медвежьих лапах»); по «кочкам», по «гати» (по настилу из жердей).

1-й вариант. У каждого участника по две фашинки-дошечки (фанерки) размером чуть больше ступни. Если соревнования проводятся в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки. Встав в шеренгу у старта с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи кладут перед собой на пол одну фашинку, встают на нее ногой и, стоя на ней, опускают вторую дощечку. Встав на нее другой ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т. д. Задача у всех одна — как можно быстрее достичь финиша.

Здесь учитываются следующие правила: балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или руками касаться «болота» — пола. За такое касание начисляются штрафные баллы. Запрещается передвигать фашинки-дощечки по «болоту» скольжением.

2-й вариант. Участники делятся на команды по 3—5 человек. Их задача — быстро пройти «заболоченный» участок 10—15 м, прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь ногами поверхности «болота». Десять «кочек», образующих слегка зигзагообразную «тропу», расположены на разных расстояниях — от 100 до 150 см . Их можно просто начертить мелом или обозначить яркими кольцами, связанными из веревок и т. п.

Размер каждой «кочки» 30—40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Команды стартуют по очереди. Если сделать две-три одинаковые «тропы через болото», то соревноваться могут одновременно несколько команд. Порядок очередности движения членов каждой команды по тропе определяет капитан команды. Соревнование можно усложнить, добавив «груз» — несколько наполненных водой фляжек, котелков, это может быть горящая свеча (факел) и т. п. Правила такие:

— участники не должны наступать ногой в «болото», т. е. между «кочками». За каждое нарушение судья начисляет штрафные секунды;

— запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке»;

—ронять в «болото» предметы снаряжения, расплескивать воду из котелков и т. п.

3-й вариант. В этом варианте лучше проводить командные состязания. Состав команды 3—5 человек. Задача та же — как можно быстрее пройти «заболоченный» участок от флажка до флажка. Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей. Каждая жердь должна иметь длину около 2 м и ширину 5— 10 см .

Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на «болото» параллельно одна другой, а затем проходит по ним. Второй участник, передвигаясь за ним, передает в руки первому еще две жерди. Направляющий укладывает их дальше, а остальные участники продвигаются за ним, передавая новые жерди вперед. Замыкающий цепочку должен собирать освободившиеся жерди и передавать их вперед. Пройдя весь «заболоченный» участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время.

При передаче жердей разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения или толкать их по поверхности «болота» скольжением (волоком).

Можно быть уверенным: если подобные состязания во время вылазки на природу удались, то в значительной мере удался и весь поход.

Напоследок нужно напомнить детям, что, если они хотят быть настоящими друзьями природы, нужно, ухода домой, оставить место таким же, каким оно было до вашего прихода: тщательно собрать весь мусор, закопать то, что может перегнить в земле, унести с собой то, что не поддается гниению (пластиковые бутылки, целлофановые пакеты и т. д.), хорошенько затушить костер, залив водой и засыпав его землей.

По возвращении можно дать детям задание: нарисовать картинку на тему похода, написать небольшой рассказ или стихотворение.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, teddy-love.com, ped-kopilka.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector