Поход мамая на русь кратко

Русский мужик долго запрягает, но быстро едет

Русская народная пословица

Куликовская битва случилась 8 сентября 1380 года, но этому предшествовал целый ряд важных событий. Начиная с 1374 года отношения между Русью и Ордой стали заметно осложняться. Если раньше вопросы уплаты дани и главенство татар над всеми землями Руси не вызывали обсуждения, то теперь стала складываться ситуация, когда князья начли чувствовать собственную силу, в которой видел возможность дать отпор грозному врагу, который долгие годы разоряет их земли. Дмитрий Донской именно в 1374 году фактически разрывает отношения с Ордой, не признавая власти Мамая над собой. Такой вольнодумие нельзя было оставлять без внимания. Монголы и не оставили.

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, моголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский — Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого война и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трубы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамая потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.

Расскажите о походе Мамая на Русь, определите значение Куликовской битвы для русских земель.

Расскажите о походе Мамая на Русь, определите значение Куликовской битвы для русских земель.

XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

В середине 70-х гг. 14 в. Мамаю удалось на какое-то время прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды.

Князь Дмитрий отказался выплачивать дань Орде и готовился к решающей битве с монголами:

— заключил военные соглашения с князьями;

Встреча русских и монгольских полков произошла на реке Вожи 11 августа 1378 г., где монголы были разгромлены.

Мамай не мог смириться с поражением. Он собрал войско более 100 тыс. воинов. На его стороне был литовский князь Ягайло и Рязанское княжество.

Дмитрий также собрал огромное войско. Его войско перебралось через Дон на Куликово поле. 8 сентября 1380 года состоялась битва, которая завершилась полной победой русских дружин.

Хотя победа на Куликовом поле не означала полной победы над Золотой Ордой, она имела огромное значение.

— это была первая победа русских;

— вера народа в свои силы была восстановлена;

— доказала, что единственный способ побороть сильного врага – единство народа;

— битва ускорила распад Золотой Орды;

-усиление роли Москвы.

Охарактеризуйте Салтово-Маяцкую археологическую культуру.

Археологическая культура, памятники к-рой оставлены полукочевыми и земледельч. народами, заселявшими в 8-9 вв. Подонье и Приазовье.

Возникла в период оседания на землю и складывания феод.отношений у кочевников, входивших в состав Хазарского каганата. Погибла под ударами печенегов на рубеже 9-10 вв. В наст.время известно св. 200 памятников С.-м. к.: остатки кочевий, поселков, замков, городов, могильников.

Билет N 27

1.Расскажите о ликвидации ордынского владычества на Руси.§ 26 ч.2

План ответа:

1) предпосылки свержения ордынского господства;

2) Иван III;

3) стояние на реке Угре;

Опишите половецкие города и курганы на территории Донецкого края.

Статуи, чаще всего, устанавливали на курганах. По мифологическим представлениям, курган, могильный холм, ассоциировался с мировой горой – центром мироздания. В целом весь ритуальный комплекс, включавший в себя как курган, так и святилище с каменными статуями предков, представлял собою место, где утверждалась победа жизни над смертью («смерть, смертью поправ»), гармония над хаосом. Поминально-погребальная обрядность, состоящая из жертвоприношений, поминальной трапезы и т. д., была залогом обновления вечного круговорота жизни.

Скифский курган — это сложное сооружение, в котором воплотились представления скифов об устройстве мира — это подземный мир, земной и небесный.
Подземный, потусторонний мир – это могила, усыпальница с множеством даров, трупами жертвенных животных и людей, отправленных в мир иной вместе с умершим царем.

Высокая курганная насыпь — это мир земной, а установленная на вершине скифского кургана каменная баба — это символ вечности и небесного мира

Билет N 28

Билет N 29

Литература

Монгольское разорение имело катастрофические последствия для русской культуры. Погибло много произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры. В самых разных её областях, русские люди создавали замечательные творения, которые свидетельствуют о высоком уровне культурного развития русских земель в те времена.

— Книги продолжались писаться вручную. В этот период появляются новые черты в книжном деле на Руси.

— с XIV в. появляется новый материал для письма – бумага, документы писались на иностранной бумаге, так как отечественное производство началось только в середине XVII века.

— Изменяется тип письма. На смену господствовавшему прежде уставу приходит полуустав, а в XV веке и скоропись. Это позволяет упростить и ускорить процесс написания текстов. Это стало, прежде всего, ответом на усложняющиеся, развивающиеся условия жизни. Развивается политическая, экономическая жизнь государства. Все больше требуется оформлять деловых, хозяйственных документов, книг. (слайд 5)

Монгольское нашествие и сложные отношения Русской земли с Золотой Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы.

В таких произведениях, как «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слове о погибели Русской земли» рассказывается о трагических событиях связанных с монгольским нашествием.

Истории противостояния Руси и Орды посвящены «Повесть о Михаиле Черниговском» и Песня о «ЩелканеДуденьтьевиче». В них говорится о гибели в Орде князя Михаила Всеволодовича и о тверском восстании 1327 года.

Победа в Куликовской битве всколыхнула русский народ. В конце XIV века рязанский боярин Софоний создал поэму «Задонщина». В ней воспевалась победа на Куликовом поле. (слайд 6)

Также, славит подвиги героев Куликовской битвы «Сказание о Мамаевом Побоище», написанное в начале XV века.

В конце XIV – начале XV века получает развитие жанр жития. Ярким представителем этого жанра является ЕпифанийПремудрый. Он был монахом Троице-Сергиева монастыря. Ему принадлежат жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Житие – произведение, рассказывающее о жизни святого.

Архитектура

Архитектура Новгорода и Пскова Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например, церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце . В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале 15 в

В XIV — XV веках начинается каменное строительство в новых городских центрах Северо-Восточной Руси. Каменные здания появляются в Твери, Москве и в Звенигороде, Новгороде. Их отличает своеобразный стиль.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Церковь Николы на Липне в Новгороде

Троицкий собор Троице – Сергиева Монастыря Сергиев Посад

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. XV в.

Рождественский собор Савино–Сторожевского монастыря Звенигород XV в.

— в чем особенность храмовой архитектуры этого периода? Пышность каменной резьбы и богатство украшений, характерные для Владимиро-Суздальского зодчества, сменяются простой отделки.

Вывод: Наивысшего расцвета каменное зодчество достигло в Новгороде и Московской Руси

КИММЕРИЙЦЫ

По предположениям ученых, еще в VIII-VII веках до нашей эры Гомер писал о киммерийцах, которые известны нам из истории как самое древнее кочевое племя, какое жило в Северном Причерноморье и Приазовье, то есть в пределах нынешнего Донецкого края. Более определенно говорит о киммерийцах древнегреческий историк и путешественник Геродот, который называет их предшественниками скифов. В подтверждение он пишет: «. и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийская переправа. есть и так называемый Киммерийский Боспор (Керченский пролив)».

Киммерийцы вели подвижный образ жизни и известны исключительно по погребениям и кладам. Своих поселков у них не было. Умерших хоронили в курганах бронзового века, иногда возводили свои насыпи. На ранних этапах погребенные всегда были скорчены, потом появились вытянутые погребения.

СКИФЫ

Наиболее же обстоятельное и достоверное письменное свидетельство о Донецком крае того давно минувшего исторического периода и о тогдашнем народонаселении в нем оставил признанный отец истории Геродот, живший в V веке до нашей эры: «. кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов (скифское племя, занимавшее в 8-4 веках до нашей эры низовья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, а в 3-1веках вошло в состав других племенных союзов), перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю (действительно, страна, занятая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам)».

По Геродоту, скифы разделялись на пахарей, кочевников-скотоводов и так называемых «царских», то бишь правящих. Кстати, именно он впервые назвал Скифией земли от Дона до Днепра, в том числе, и наш край.

О сходстве этих народов говорил и ученый Гиппократ, который трудился немногим позже Геродота: не было у скифов постоянных жилищ, жили они буквально на колесах — в кибитках, перебираясь с одного места хорошего выпаса на другое со своими стадами рогатого скота, под укрытием были дети и их матери, а воины, будь то мужчины или женщины, большую часть времени проводили в седле. Скифские племена называли «жителями повозок».

САРМАТЫ

У сарматов было много общего со скифами. Тот же Геродот писал о том, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с ними одежду».

Сарматы вторглись в Скифию во II веке до нашей эры, о чем свидетельствует Диодор Сицилийский: «Сарматы, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и превратили ее в пустыню. » Что интересно, с племенами сарматов связано латинское название территории Донбасса — Sarmatia. Поэтому авторы считают рациональным использование определения RutheniaSarmatica в качестве латинского аналога термина «Донбасская Русь» как части PaxRuthenica — большого мира русской общности.

Сарматы, по сообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие, или преследующие враги» (Помпоний Мела).

Юрий Галкин

Степные лучники Сарматы,

За гривой дикого коня,

Свирепый взгляд башки косматой,

Промчались саблями звеня.

Звериный лик, доспех из шкуры,

Над краем пропасти застыл,

В косых лучах от пыли бурый,

Окрестность взглядом обводил.

Кумысный запах кобылицы,

Тянулся дымом с дальних юрт,

Река в извилине искрится,

В степи повозок целый гурт.

Внутри кочевных поселений,

Гортанной речи голоса,

Война и наглое вторженье,

В печальном скрипе колеса.

И вся эпоха возрожденья,

На запад хлынула с долин,

И степь живая от движенья,

Бушуя, движется на Рим.

АЛАНЫ

Во втором веке до нашей эры особое место среди сарматских племен занимают аланы. Аланы-ираноязычные племена, которые выделились в I в. до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в I в. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.

Вот что писал об аланах историк АммианМарцеллин: «. молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком, все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении».

ГУННЫ

Так, в V веке нашей эры в здешние пределы вторглись гунны, наводившие панику даже на Римскую империю, не говоря уж о сарматах. Христианский писатель того времени Евсевий Иероним писал об этом событии буквально следующее: «Вот весь Восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, между ледяным Танаисом и свирепыми народами массагетов, где Александровы запоры (Дербентский проход в горах у Каспийского моря) сдерживали дикие племена скалами Кавказа, вырвались рои гуннов, которые, летая туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом. Да отвратит Иисус на будущее время таких зверей от римского мира! Они всюду являются неожиданными, и своей быстротой предупреждая слух, не щадили ни религии, ни достоинств, ни возраста, не жалели плачущих малюток».

ХАЗАРЫ

Приход новых хозяев принес в донецкие степи забытую стабильность. Хазарский каганат проявил себя как сила – и к этой силе потянулись все, кто жил неподалеку. Именно в это время по берегам Северского Донца вновь начинают возникать большие оседлые поселения. В большинстве из них жили остатки сарматов-аланов. Вдоль правого (южного) берега реки возникла полоса каменных укреплений-крепостей. Так Хазария обеспечивала безопасность своих границ.

Следы этого порядка обнаружены в нескольких точках области: в могильнике у Райгородка (аланские глиняные сосуды), у села Маяки Славянского района (аланское городище с орудиями труда и предметами быта), в Чистяковском погребении (оружие и вооружение степняка Приазовья). Но долго не продлилось и хазарское благополучие. К середине Х века после походов русских князей Игоря и Святослава хазары были отброшены на Кавказ, а на освобожденной территории утвердились… Нет, совсем не победители. Они как раз получили не добычу, а проблему. После исхода хазар из Поволжья на степные просторы ринулись очередные тюрки — печенеги.

ПЕЧЕНЕГИ

Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати печенегов выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гардизи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у печенегов не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта — это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.

Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.

Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах. Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

ПОЛОВЦЫ

Ослабленную орду атаковали с востока очередные кочевники половцы (или куманы) – и печенеги рассыпались по сопредельным территориям. Пустоту пытались заполнить торки – и хотя надолго закрепиться на берегах Донца и Кальмиуса не сумели, но оставили обильный след в географических названиях области (Тор, Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец, Краматорск).

Наступало половецкое время. В лице этого народа Русь получила соперника еще более опасного, чем печенеги. Как говорится, «не надо было трогать хазар»… Половецкое противостояние с Кивеской Русью растянулось на полтора века и было прекращено только монгольским нашествием. Впрочем, отношения получались своеобразные. Это были любовь и ненависть, идущие рука об руку. В политических интересах, русские и половцы иногда сражались вместе. Правящие роды этих народов смешивали кровь в династических браках, если это казалось нужным и выгодным. Однако, как в нестабильной семье, мир тут же сменялся ссорой. Донецкие степи так и жили – от всплеска к всплеску.

Половецкая история оставила в этих краях специфический след. Это – знаменитые каменные «бабы», ставшие уже своеобразным «брэндом» степной жизни. Несколько экземпляров стоит перед областным краеведческим музеем в Донецке и в археологическом музее Луганского нацирнального университета им. Тараса Шевченко. Каменные статуи высотой от метра до четырех водружались на местах захоронений и, вопреки своим названиям, изображают в основном воинов. Само слово «баба» у половцев означало «дед, предок»…

МОНГОЛО-ТАТАРЫ

После завоевания половецких и русских земель монголо-татарами начинается век Золотой Орды. Донецкие степи для новых хозяев имели исключительно значение – они соединяли две части их огромной империи, тюркский центр и славянский восток. Вскоре после того, как жар войн спал, вдоль привычных мест (берегов рек и морей) начинает расти оседлое население. Пытались найти свое место в этой нише и уцелевшие половцы, сохраняя кочевой уклад, но в более миролюбивой и не столь активной форме. По степи создается цепь опорных пунктов («ям», «караван-сараев»), облегчающая передвижение по нелегким для путешествий местам. Похоже, ханы понимали, что для собственного благополучия надо иметь процветающую державу в управлении. Оживилась торговля, в Орду пошли товары из Европы, с облегчением увидевшей, что опасность с востока уменьшилась. Предметы, попадавшие с заморскими негоциантами, найдены в самых разных уголках Донбасса: тут — саксонский бронзовый сосуд-водолей в виде конного рыцаря с девушкой, там — подсвечник в виде льва…

Началом периода захвата Руси можно считать весну 1223 года, когда отряды Орды под предводительством Чингисхана подошли вплотную к Днепру, где на тот момент находилась граница государства. Русские князья на тот момент находились в состоянии вражды, поэтому не смогли дать достойный отпор захватчикам. Несмотря на то, что на помощь пришли половцы, армия татаро-монгол быстро захватила преимущество.

Первое прямое столкновение между войсками состоялось на реке Калке, 31 мая 1223 года и было довольно быстро проиграно. Уже тогда стало ясно, что нашей армии не удастся победить татаро-монголов, однако натиск противника еще довольно долго сдерживался. Зимой 1237 года началось целенаправленное вторжение основных войск татаро-монголов на территорию Руси. На этот раз армией противника командовал внук Чингисхана – Батый. Армии кочевников удалось достаточно быстро подвигаться вглубь страны, разграбляя княжества по очереди и убивая на своем ходу всех, кто пытался сопротивляться. На Руси началось установление монголо-татарское ига с новыми законами и порядками.

Последствия монголо-татарского ига на Руси были ужасными: многие города и села были разрушены, люди убиты; сельское хозяйство, ремесленничество и искусство пришли в упадок; значительно усилилась феодальная раздробленность; значительно сократилась численность населения; Русь стала заметно отставать в развитии от Европы.

В начале XIV века сила Золотой Орды ослабела, и великий князь Дмитрий Иванович, почувствовав это, отказался выплачивать дань баскакам. Не желая терпеть такого самоуправства, хан Мамай собрал войско и двинулся на Русь — наказывать непокорных.

LiveInternetLiveInternet

Видео

Рубрики

  • ВОКРУГ СВЕТА (9)
  • Панорамы (6)
  • Москва (1)
  • ЗДОРОВЬЕ (0)
  • (0)
  • FRANCE (1)
  • Musique adultes (взрослая) (1)
  • В МИРУ (0)
  • ВОЙНА И МИР (17)
  • Отечество, Родина, родина (1)
  • Победители (1)
  • ВРЕМЕНА ГОДА (3)
  • Осень (1)
  • Весна (1)
  • Зима (1)
  • ДИЗАЙН (0)
  • ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА (34)
  • Изба-читальня (взрослая) (4)
  • Изба-читальня (детская) (9)
  • Литература для взрослых (4)
  • Литература для детей (3)
  • Православная литература (взрослая) (16)
  • Православная литература (детская) (2)
  • Православное детям (1)
  • ЖИВОПИСЬ (6)
  • Весна (1)
  • Соло (2)
  • Зима (12)
  • Новый год (7)
  • Рождество (1)
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ (0)
  • Иллюстрации детям (2)
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА (16)
  • Колыбельная (4)
  • Православное (3)
  • Рождественские песни, колядки (1)
  • НОВОСТИ (5)
  • РОДНЫЕ СВЯТЫЕ (75)
  • Святитель Лука,(Войно-Ясенецкий Валентин Феликсов (11)
  • Преподобный Паисий Святогорец (11)
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский (10)
  • Святая блаженная Ксения Петербургская (8)
  • Равноапостольная Елена Констанинопольская (3)
  • Святая блаженная Матрона Московская (2)
  • Преподобный Сергий Радонежский (1)
  • Преподобный Серафим Вырицкий (1)
  • ПОЭЗИЯ (52)
  • Другое (2)
  • Осеннее (1)
  • Марина Цветаева (1)
  • Андрей Логвинов (1)
  • Иван Бунин (2)
  • Иеромонах Роман (Матюшин) (12)
  • Константин Романов (3)
  • Николай Мельников (6)
  • Петр Вяземский (1)
  • Православное (11)
  • Сергей Есенин (1)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (230)
  • Крещение. Крест. Святая вода (12)
  • Монастыри. Соборы. Храмы. Церкви (7)
  • Афон. Святая гора. Оплот православия (5)
  • Архимандрит Кирилл (Павлов) (4)
  • Жены-мироносицы (3)
  • Святые места (3)
  • Рождество Христово (3)
  • Светлая Седмица (2)
  • Протоиерей Андрей Ткачев (2)
  • Святыни Православия (1)
  • Видео (38)
  • Иконопись (2)
  • Пресвятая Богородица (17)
  • Иисус Христос Господь Бог наш (4)
  • Календарь (21)
  • Молитва (29)
  • Монахиня Нина (Крыгина) (1)
  • Музыка (12)
  • Несвятые святые (1)
  • Поминовение (3)
  • Пост (44)
  • Праздники (44)
  • Страстная Седмица (20)
  • Христово Воскресение. Пасха (9)
  • РОДНИК ДУХОВНЫЙ (126)
  • Гордость, Тщеславие (2)
  • Гнев, злоба, раздражительность (1)
  • Скорби, болезни (1)
  • Покаяние. Исповедь (1)
  • Семья. Родители. Дети (1)
  • Осуждение (1)
  • Дневник православного священника (7)
  • Душа (2)
  • Жизнь после смерти (7)
  • Любовь к ближнему (8)
  • Милосердие (18)
  • Помыслы (3)
  • Притчи (4)
  • Проповеди (22)
  • Прощение (12)
  • РОМАНОВЫ. ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ (10)
  • РУКОДЕЛИЕ (3)
  • РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (7)
  • Федоскино (7)
  • СЕМЬЯ ВМЕСТЕ — ДУША НА МЕСТЕ (31)
  • Новости в моей семье (1)
  • В семье (1)
  • Мама (6)
  • Наши детки (4)
  • Наши детки (2)
  • Наши детки. Видео (2)
  • Нашим деткам (13)
  • Нашим деткам. Видео (4)
  • Соло (0)
  • ТРАПЕЗА (3)
  • ФАУНА (2)
  • Птицы (1)
  • ФЛОРА (14)
  • Ромашки (10)
  • Соло (5)
  • Розы (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Куликовская битва. «Мамаево побоище». Историческая справка

Суббота, 01 Июня 2013 г. 12:31 + в цитатник

Куликовская битва. «Мамаево побоище».

Лицевой летописный свод Ивана Грозного

» М амаево побоище», или «Побоище на Дону» – так называлось это сражение между общерусским войском во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем и войсками темника Мамая и его марионеточного хана Тюляка (Тулунбека). Термин Куликовская битва был впервые применен русским историком Н. М. Карамзиным. Об этом сражении мы знаем и много, и мало.

П ервые летописные повести о Куликовской битве, созданные практически сразу после сражения, содержат минимум информации о событии. Литературные произведения XVI–XVII веков «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» насыщены различными, порой фантастическими подробностями, недостоверными фактами и историческими ошибками. В то же время ни одно событие

средневековой истории России не нашло столь широкого отражения в летописной, литературной и живописной традиции.

П ричин похода Мамая на Русь источники называют несколько.

Л етописные повести называют среди них желание Мамая отомстить за поражения в битве на реке Воже в 1378 году, где войско, посланное Мамаем, потерпело сокрушительное поражение. Был убит мурза Бегич и 5 ордынских темников.

Д ругая причина была экономической. Мамай хотел заставить Москву платить дань как при хане Джанибеке, то есть регулярно выплачивать «выход» в больших размерах (может быть в два раза), чем это было оговорено в 1371 году, когда Орда выдала ярлык князю Дмитрию Московскому на великое княжение владимирское. Пользуясь неразберихой в Орде, Москва с 1374 году вообще прекратила платить ордынскую дань. Средства были крайне необходимы Мамаю для сохранения войска и привлечения новых сторонников в борьбе за власть в Золотой Орде.

П осле поражения Бегича Мамай основательно в течение 1379 и первой половины 1380 года готовился к походу на Москву. По сообщению источников темник привлек в качестве союзника противника Москвы великого князя литовского Ягайло, а также вел переговоры с Олегом Рязанским, надеясь на старые противоречия между Москвой и Рязанью. В поход были мобилизованы все подвластные Мамаю земли правобережья Волги, Крыма и Северного Кавказа. В летописных повестях о Куликовской битве упоминаются как участники коалиции Мамая наемные отряды итальянских колоний в Крыму («фрязы»), черкасы (адыги), ясы (осетины), бесермяне, буртасы и армяне (народы и переселенцы Волжской Булгарии). В начале лета 1380 года Мамаева Орда медленно двинулась из кочевой ставки темника в низовьях Дона на Русь, следуя вверх по течению этой реки. Мамай не спешил, так как он ожидал подхода союзников к осени для совместного движения на Русь. В начале августа войско Мамая достигло устья Воронежа. Олег Рязанский, видя у границ своего княжества сильное ордынское войско, вынужден был обещать Мамаю выплату дани и посылку военной помощи, которая, скорее всего, так и не пришла к темнику.

О нашествии Мамая на Москве стало известно в конце июля – начале августа от разведчиков или от рязанского князя. Понимая неизбежность открытого военного столкновения с войсками Мамая, Дмитрий Иванович на военном совете, в котором приняли участие ближние московские бояре и его двоюродный брат Владимир Андреевич Серпуховской, приняли решение о сборе полков и ратей всего Московского княжества и союзных князей. Тогда же решено было выслать военную разведку («сторожу») к Тихой Сосне для наблюдения за ордой Мамая. Вероятно, к этому времени относится и поездка князя Дмитрия в Троицкую обитель к Сергию Радонежскому. Перед суровыми испытаниями самого крупного за полуторавековую историю Руси прямого вооруженного сопротивления войскам Золотой Орды Дмитрий нуждался в моральной поддержке. Учитывая то, что в это время на Руси не было митрополита, факт поездки Дмитрия к Сергию не подлежит сомнению.

С бор всего войска был назначен в Коломне 15 августа. Коломна являлась важным стратегическим пунктом на южных рубежах московской земли. Перед отправкой полков из Москвы Дмитрий, не имея сведений от первой сторожи, посылает в степь вторую. В Коломне был проведен смотр войск, собранные силы объединены в крупные воинские соединения-«полки», были назначены воеводы полков, определен походный порядок движения. Здесь в поле была отправлена третья сторожа. В Коломну к московскому князю приехали ордынские послы с требованием Мамая о выплате дани, как при хане Джанибеке. 20 августа войско Дмитрия отправилось из Коломны вверх по Оке, следуя по ее левому берегу до устья Лопасни, постоянно собирая данные о противнике. Из Коломны в поход на Дон выступили отряды и полки из городов и волостей великого княжения Москвы, Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, дружины Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского княжеств, Пскова и Новгорода Великого, а также служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Однако на Куликово поле не пришли полки Нижегородского княжества, обескровленного постоянными набегами ордынцев. Не появились и рати Михаила Тверского, который сознательно выжидал результатов похода Мамая. О сложной позиции Олега Рязанского мы говорили выше. Таким образом, силы трех великих княжеств Северо-Восточной Руси не приняли участия в битве.

Т уманным утром 8 (21) сентября в субботу в день Рождества Пресвятой Богородицы русские полки начали разворачиваться в боевой порядок лицом на юг. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», далеко вперед были выдвинуты отряды Сторожевого полка. Первую линию русского строя составлял Передовой полк. За ним стояла основная линия войск Дмитрия с Большим полком в центре и крыльями (полки Правой и Левой руки). За большим полком, вероятно, располагался частный резерв. Предугадывая ход битвы, русские воеводы оставили в стороне от общей линии полков сильный общий резерв – Засадный полк. По последним научным данным русские полки выстроились, имея за спиной Дон и Непрядву, между балкой Рыбий верх и рекой Смолка, занимая фронт не более полутора километров. Склоны балки, речки и их отвершки были густо залесены. Таким образом, для наступления у Мамая оставался узкий водораздельный степной коридор, не дававший возможность ордынцам развернуться и применять излюбленные фланговые охваты.

Д алеко впереди русские воины услышали гул приближающегося ордынского войска. Мамаю понадобилось еще некоторое время, чтобы перестроить свои силы из походного в боевой порядок. Первыми в схватку вступили сторожевые отряды. Источники донесли до нас, что князь Дмитрий участвовал в схватке боевых охранений, так называемом «первом суиме». Московскому князю было важно увидеть своими глазами развернутое построение войск Мамая. Затем он отошел в Большой полк, чтобы руководить сражением. Само сражение длилось три часа – с 6-го по 9-й час по древнерусскому счету времени, то есть с 10 часов 35 минут до 13 часов 35 минут. После схваток сторож ордынцы всей силой обрушились на Передовой полк, который практически полностью погиб, но ослабил наступательный порыв войск Мамая. Затем в бой вступили главные силы. Около двух часов русские полки сдерживали непрерывные атаки мамаевой конницы на узком и тесном пространстве «. от великой тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликовом. «. Примерно в половину первого дня «начаша одолевать погани». Согласно «Сказанию. «, ордынцам удалось прорваться на левом фланге русских сил и выйти в тыл Большому полку. Московский князь был ранен. Создалась критическая ситуация полного окружения и уничтожения всей рати Дмитрия Ивановича. В этот момент в бой вступил Засадный полк (о нем пишут «Задонщина» и «Сказание. «), который располагался недалеко от полка Левой руки в большом лесном массиве «Зеленая Дубрава». Введение в сражение свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию на поле боя. Среди ордынцев началась паника. Войска Мамая обратились в бегство. Преследование ордынцев возглавил Владимир Серпуховской. Оно длилось до темноты.

Р азгром противника был полным, большинство ордынских воинов было убито в бою или во время бегства. Был захвачен стан Мамая со всем имуществом и стадами. Несколько дней русские воины хоронили павших и собирали трофеи. Затем 14 сентября поредевшее русское войско двинулось назад. Во время движения отдельные отряды войск Дмитрия подверглись нападениям со стороны рязанцев. В 20-х числах сентября русское войско подошло к Коломне. Здесь войско простояло несколько дней, а затем двинулось в Москву. 1 октября москвичи торжественно встречали героев Куликовской битвы.

С. М. Соловьев писал, что Куликовская битва была «знаком торжества Европы над Азиею», носила характер их «отчаянного столкновения . долженствовавшего решить великий в истории человечества вопрос – которой из этих частей света восторжествовать над другою» . А. Е. Пресняков отмечал, что битва сгубила Мамая, но не создала перелома в русско-ордынских отношениях. Это одна из наиболее значительных битв в истории Москвы, символизировавшая основную тенденцию времени. Несомненно, Донское побоище положило начало концу ига. Можно говорить и о сдвигах в сознании. Был сломлен стереотип предшествующего столетия, о котором точно и красочно написал А. Терещенко: «Мы думали, что нельзя восстать противу угнетателей, что одна небесная сила, а не человек, могла бороться с врагами веры и народности. Утрата независимости обезоруживала нас, и мы, как низкие поклонники, не смели замышлять о справедливой свободе: деспотизм давил».

К уликовская битва показала, что есть предпосылки для окончательного освобождения, что созрели силы для отпора врагу, есть организатор их – московский князь. Беспримерный поход русских войск за Дон сделал Московское княжество признанным центром антиордынской борьбы. Противостояние Московского великого княжества с Мамаевой Ордой завершилось крахом последней. Дмитрий Донской не позволил Мамаю восстановить власть над русскими землями. Но другим невольным результатом Куликовской победы стало нарушение существовавшего почти 20 лет неустойчивого равновесия между двумя частями Орды. Объективно более всего конкретную политическую выгоду от поражения Мамая на Куликовом поле получил хан Тохтамыш. Разгром Мамая способствовал объединению Золотой Орды под его властью. Но в народной памяти Мамаево побоище, окрашенное, впрочем, в трагические тона из-за гибели многих русских воинов, осталось символом великой победы, дав мощный толчок национальному самосознанию и созиданию общерусской государственности с центром в Москве.

«Куликовская битва», из рукописи «Сказание о Мамаевои побоище»;

Лицевой летописный свод Ивана Грозного;

Расскажите о походе Мамая на Русь, определите значение Куликовской битвы для русских земель.

Билет N 26

Расскажите о походе Мамая на Русь, определите значение Куликовской битвы для русских земель.

XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.

В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238—1239 гг. монго-ло-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества.

Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай-Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Сущность этой системы, унизительной в духовном и грабительской в экономическом отношении, состояла в том, что: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то монгольские должностные лица — баскаки. В случае неповиновения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отряды — рати.

Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси иго? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

Второй вопрос вызывает споры. Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей.

Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населенная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, готовое воспользоваться ослаблением Руси для включения ее северо-западных земель в зону имперского влияния.

В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. Князю Александру Невскому удалось в 1241 г. вернуть Псков, но решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название — Ледовое побоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей — построении в форме сужающегося клина («свинья»), полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена.

Билет N 27

Расскажите о ликвидации ордынского владычества на Руси.

План ответа: 1) предпосылки свержения ордынского господст­ва;

2) Иван III;

Стояние на реке Угре;

4) значение ликвида­ции ордынского владычества.

Материал к ответу: Основной предпосылкой свержения ордын­ского господства было стремление русского народа к незави­симости, находившее выражение в политике московских кня­зей, объединявших русские земли под своей властью.

Не менее важными были сформировавшиеся экономичес­кие условия: переход к двух- и трехпольной системе севооборо­та, использование сохи с железным лемехом, природных удобрений — все это вело к значительному экономическому подъе­му и формированию материальной базы для освобождения от чужеземного господства. Рост городов, развитие в них ремес­ленного производства способствовали усилению мощи рус­ских земель, делали более эффективной борьбу с захватчика­ми. (С 1382 г. на Руси появилась собственная артиллерия.) Русские города, в отличие от городов Западной Европы, не яв­лялись экономическими центрами объединения земель — это­му мешало слабое развитие товарно-денежных отношений. Од­нако города были важными стратегическими центрами, в которых шло сосредоточение сил для борьбы с ордынцами.

Важным фактором для свержения ордынского господства стала поддержка со стороны Русской Православной Церкви.

Не последнюю роль сыграло и то, что сама Золотая Орда вступила в полосу политической раздробленности и распалась на ряд ханств.

В процессе свержения ордынского господства можно выде­лить несколько рубежных событий русской истории. В 1327 г. московский князь Иван Калита получил право на самостоя­тельный сбор дани для Орды. В 1380 г. при поддержке бояр­ства и митрополита Алексея великий князь Дмитрий Ивано­вич впервые собрал войско со всех русских земель для борьбы с Мамаем и 8 сентября, применив тактику засадного полка, наголову разбил ордынцев. Эта победа не привела к избавле­нию от монгольского владычества, но она показала, что объ­единенное войско всех русских княжеств может одержать по­беду над врагом.

Важно отметить, что борьба с монголами и становление еди­ного Российского государства шли в тесной взаимосвязи. Эти процессы достигли результата при великом князе Иване III, су­мевшем превратить Московское княжество в крупнейшее евро­пейское государство. С 1476 г. он перестал платить дань Орде. Хан Ахмат, выступивший против Москвы осенью 1480 г., встретил войско Ивана III на берегу реки Угры, но не решился на открытое столкновение и после недельного стояния повер­нул обратно. С ордынским господством было покончено.

Свержение ига имело для Руси огромное значение. Оно привело к завершению формирования единого Российского го­сударства. В 1485 г. Иван III объявил себя «государем всея Ру­си». Доходы от экономической деятельности теперь были пол­ностью направлены на развитие единого государства. Ускорился рост городов. Новый этап обозначился в разви­тии отечественной художественной культуры. Было поло­жено начало формированию многонационального Русского централизованного государства, в состав которого уже тогда вошли представители ряда народов Поволжья.

Билет N 28

Билет N 29

Литература

Монгольское разорение имело катастрофические последствия для русской культуры. Погибло много произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры. В самых разных её областях, русские люди создавали замечательные творения, которые свидетельствуют о высоком уровне культурного развития русских земель в те времена.

— Книги продолжались писаться вручную. В этот период появляются новые черты в книжном деле на Руси.

— с XIV в. появляется новый материал для письма – бумага, документы писались на иностранной бумаге, так как отечественное производство началось только в середине XVII века.

— Изменяется тип письма. На смену господствовавшему прежде уставу приходит полуустав, а в XV веке и скоропись. Это позволяет упростить и ускорить процесс написания текстов. Это стало, прежде всего, ответом на усложняющиеся, развивающиеся условия жизни. Развивается политическая, экономическая жизнь государства. Все больше требуется оформлять деловых, хозяйственных документов, книг. (слайд 5)

Монгольское нашествие и сложные отношения Русской земли с Золотой Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы.

В таких произведениях, как «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слове о погибели Русской земли» рассказывается о трагических событиях связанных с монгольским нашествием.

Истории противостояния Руси и Орды посвящены «Повесть о Михаиле Черниговском» и Песня о «Щелкане Дуденьтьевиче». В них говорится о гибели в Орде князя Михаила Всеволодовича и о тверском восстании 1327 года.

Победа в Куликовской битве всколыхнула русский народ. В конце XIV века рязанский боярин Софоний создал поэму «Задонщина». В ней воспевалась победа на Куликовом поле. (слайд 6)

Также, славит подвиги героев Куликовской битвы «Сказание о Мамаевом Побоище», написанное в начале XV века.

В конце XIV – начале XV века получает развитие жанр жития. Ярким представителем этого жанра является Епифаний Премудрый. Он был монахом Троице-Сергиева монастыря. Ему принадлежат жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Житие – произведение, рассказывающее о жизни святого.

Архитектура

Архитектура Новгорода и Пскова Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например, церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце . В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале 15 в

В XIV — XV веках начинается каменное строительство в новых городских центрах Северо-Восточной Руси. Каменные здания появляются в Твери, Москве и в Звенигороде, Новгороде. Их отличает своеобразный стиль.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Церковь Николы на Липне в Новгороде

Троицкий собор Троице – Сергиева Монастыря Сергиев Посад

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. XV в.

Рождественский собор Савино–Сторожевского монастыря Звенигород XV в.

— в чем особенность храмовой архитектуры этого периода? Пышность каменной резьбы и богатство украшений, характерные для Владимиро-Суздальского зодчества, сменяются простой отделки.

Вывод: Наивысшего расцвета каменное зодчество достигло в Новгороде и Московской Руси

КИММЕРИЙЦЫ

По предположениям ученых, еще в VIII-VII веках до нашей эры Гомер писал о киммерийцах, которые известны нам из истории как самое древнее кочевое племя, какое жило в Северном Причерноморье и Приазовье, то есть в пределах нынешнего Донецкого края. Более определенно говорит о киммерийцах древнегреческий историк и путешественник Геродот, который называет их предшественниками скифов. В подтверждение он пишет: «. и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийская переправа. есть и так называемый Киммерийский Боспор (Керченский пролив)».

Киммерийцы вели подвижный образ жизни и известны исключительно по погребениям и кладам. Своих поселков у них не было. Умерших хоронили в курганах бронзового века, иногда возводили свои насыпи. На ранних этапах погребенные всегда были скорчены, потом появились вытянутые погребения.

СКИФЫ

Наиболее же обстоятельное и достоверное письменное свидетельство о Донецком крае того давно минувшего исторического периода и о тогдашнем народонаселении в нем оставил признанный отец истории Геродот, живший в V веке до нашей эры: «. кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов (скифское племя, занимавшее в 8-4 веках до нашей эры низовья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, а в 3-1 веках вошло в состав других племенных союзов), перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю (действительно, страна, занятая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам)».

По Геродоту, скифы разделялись на пахарей, кочевников-скотоводов и так называемых «царских», то бишь правящих. Кстати, именно он впервые назвал Скифией земли от Дона до Днепра, в том числе, и наш край.

О сходстве этих народов говорил и ученый Гиппократ, который трудился немногим позже Геродота: не было у скифов постоянных жилищ, жили они буквально на колесах — в кибитках, перебираясь с одного места хорошего выпаса на другое со своими стадами рогатого скота, под укрытием были дети и их матери, а воины, будь то мужчины или женщины, большую часть времени проводили в седле. Скифские племена называли «жителями повозок».

САРМАТЫ

У сарматов было много общего со скифами. Тот же Геродот писал о том, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с ними одежду».

Сарматы вторглись в Скифию во II веке до нашей эры, о чем свидетельствует Диодор Сицилийский: «Сарматы, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и превратили ее в пустыню. » Что интересно, с племенами сарматов связано латинское название территории Донбасса — Sarmatia. Поэтому авторы считают рациональным использование определения Ruthenia Sarmatica в качестве латинского аналога термина «Донбасская Русь» как части Pax Ruthenica — большого мира русской общности.

Сарматы, по сообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие, или преследующие враги» (Помпоний Мела).

Юрий Галкин

Степные лучники Сарматы,

За гривой дикого коня,

Свирепый взгляд башки косматой,

Промчались саблями звеня.

Звериный лик, доспех из шкуры,

Над краем пропасти застыл,

В косых лучах от пыли бурый,

Окрестность взглядом обводил.

Кумысный запах кобылицы,

Тянулся дымом с дальних юрт,

Река в извилине искрится,

В степи повозок целый гурт.

Внутри кочевных поселений,

Гортанной речи голоса,

Война и наглое вторженье,

В печальном скрипе колеса.

И вся эпоха возрожденья,

На запад хлынула с долин,

И степь живая от движенья,

Бушуя, движется на Рим.

АЛАНЫ

Во втором веке до нашей эры особое место среди сарматских племен занимают аланы. Аланы-ираноязычные племена, которые выделились в I в. до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в I в. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.

Вот что писал об аланах историк Аммиан Марцеллин: «. молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком, все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении».

ГУННЫ

Так, в V веке нашей эры в здешние пределы вторглись гунны, наводившие панику даже на Римскую империю, не говоря уж о сарматах. Христианский писатель того времени Евсевий Иероним писал об этом событии буквально следующее: «Вот весь Восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, между ледяным Танаисом и свирепыми народами массагетов, где Александровы запоры (Дербентский проход в горах у Каспийского моря) сдерживали дикие племена скалами Кавказа, вырвались рои гуннов, которые, летая туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом. Да отвратит Иисус на будущее время таких зверей от римского мира! Они всюду являются неожиданными, и своей быстротой предупреждая слух, не щадили ни религии, ни достоинств, ни возраста, не жалели плачущих малюток».

ХАЗАРЫ

Приход новых хозяев принес в донецкие степи забытую стабильность. Хазарский каганат проявил себя как сила – и к этой силе потянулись все, кто жил неподалеку. Именно в это время по берегам Северского Донца вновь начинают возникать большие оседлые поселения. В большинстве из них жили остатки сарматов-аланов. Вдоль правого (южного) берега реки возникла полоса каменных укреплений-крепостей. Так Хазария обеспечивала безопасность своих границ.

Следы этого порядка обнаружены в нескольких точках области: в могильнике у Райгородка (аланские глиняные сосуды), у села Маяки Славянского района (аланское городище с орудиями труда и предметами быта), в Чистяковском погребении (оружие и вооружение степняка Приазовья). Но долго не продлилось и хазарское благополучие. К середине Х века после походов русских князей Игоря и Святослава хазары были отброшены на Кавказ, а на освобожденной территории утвердились… Нет, совсем не победители. Они как раз получили не добычу, а проблему. После исхода хазар из Поволжья на степные просторы ринулись очередные тюрки — печенеги.

ПЕЧЕНЕГИ

Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати печенегов выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гардизи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у печенегов не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта — это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.

Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.

Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах. Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

ПОЛОВЦЫ

Ослабленную орду атаковали с востока очередные кочевники половцы (или куманы) – и печенеги рассыпались по сопредельным территориям. Пустоту пытались заполнить торки – и хотя надолго закрепиться на берегах Донца и Кальмиуса не сумели, но оставили обильный след в географических названиях области (Тор, Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец, Краматорск).

Наступало половецкое время. В лице этого народа Русь получила соперника еще более опасного, чем печенеги. Как говорится, «не надо было трогать хазар»… Половецкое противостояние с Кивеской Русью растянулось на полтора века и было прекращено только монгольским нашествием. Впрочем, отношения получались своеобразные. Это были любовь и ненависть, идущие рука об руку. В политических интересах, русские и половцы иногда сражались вместе. Правящие роды этих народов смешивали кровь в династических браках, если это казалось нужным и выгодным. Однако, как в нестабильной семье, мир тут же сменялся ссорой. Донецкие степи так и жили – от всплеска к всплеску.

Половецкая история оставила в этих краях специфический след. Это – знаменитые каменные «бабы», ставшие уже своеобразным «брэндом» степной жизни. Несколько экземпляров стоит перед областным краеведческим музеем в Донецке и в археологическом музее Луганского нацирнального университета им. Тараса Шевченко. Каменные статуи высотой от метра до четырех водружались на местах захоронений и, вопреки своим названиям, изображают в основном воинов. Само слово «баба» у половцев означало «дед, предок»…

МОНГОЛО-ТАТАРЫ

После завоевания половецких и русских земель монголо-татарами начинается век Золотой Орды. Донецкие степи для новых хозяев имели исключительно значение – они соединяли две части их огромной империи, тюркский центр и славянский восток. Вскоре после того, как жар войн спал, вдоль привычных мест (берегов рек и морей) начинает расти оседлое население. Пытались найти свое место в этой нише и уцелевшие половцы, сохраняя кочевой уклад, но в более миролюбивой и не столь активной форме. По степи создается цепь опорных пунктов («ям», «караван-сараев»), облегчающая передвижение по нелегким для путешествий местам. Похоже, ханы понимали, что для собственного благополучия надо иметь процветающую державу в управлении. Оживилась торговля, в Орду пошли товары из Европы, с облегчением увидевшей, что опасность с востока уменьшилась. Предметы, попадавшие с заморскими негоциантами, найдены в самых разных уголках Донбасса: тут — саксонский бронзовый сосуд-водолей в виде конного рыцаря с девушкой, там — подсвечник в виде льва…

Началом периода захвата Руси можно считать весну 1223 года, когда отряды Орды под предводительством Чингисхана подошли вплотную к Днепру, где на тот момент находилась граница государства. Русские князья на тот момент находились в состоянии вражды, поэтому не смогли дать достойный отпор захватчикам. Несмотря на то, что на помощь пришли половцы, армия татаро-монгол быстро захватила преимущество.

Первое прямое столкновение между войсками состоялось на реке Калке, 31 мая 1223 года и было довольно быстро проиграно. Уже тогда стало ясно, что нашей армии не удастся победить татаро-монголов, однако натиск противника еще довольно долго сдерживался. Зимой 1237 года началось целенаправленное вторжение основных войск татаро-монголов на территорию Руси. На этот раз армией противника командовал внук Чингисхана – Батый. Армии кочевников удалось достаточно быстро подвигаться вглубь страны, разграбляя княжества по очереди и убивая на своем ходу всех, кто пытался сопротивляться. На Руси началось установление монголо-татарское ига с новыми законами и порядками.

Последствия монголо-татарского ига на Руси были ужасными: многие города и села были разрушены, люди убиты; сельское хозяйство, ремесленничество и искусство пришли в упадок; значительно усилилась феодальная раздробленность; значительно сократилась численность населения; Русь стала заметно отставать в развитии от Европы.

В начале XIV века сила Золотой Орды ослабела, и великий князь Дмитрий Иванович, почувствовав это, отказался выплачивать дань баскакам. Не желая терпеть такого самоуправства, хан Мамай собрал войско и двинулся на Русь — наказывать непокорных.

«Донецкая степная»

Степь донецкая без края,

Чебрецы да ковыли.

Я люблю тебя, родная,

И в тюльпанах, и в пыли,

И в снегу акаций пряных,

И в сиреневом дыму,

И в монистах колчеданных,

Как подругу, обниму.

Я прильну к родным криницам

Чтоб шахтеркам смуглолицым

Сладко пелось по ночам.

Я из сердца выну песню,

Им на сердце положу.

Я скажу им: труд ваш честен!

Больше слова не скажу.

Павел Беспощадный

Билет N 30

Билет N 26

Расскажите о походе Мамая на Русь, определите значение Куликовской битвы для русских земель.

XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.

В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238—1239 гг. монго-ло-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества.

Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай-Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Сущность этой системы, унизительной в духовном и грабительской в экономическом отношении, состояла в том, что: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то монгольские должностные лица — баскаки. В случае неповиновения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отряды — рати.

Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси иго? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

Второй вопрос вызывает споры. Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей.

Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населенная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, готовое воспользоваться ослаблением Руси для включения ее северо-западных земель в зону имперского влияния.

В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. Князю Александру Невскому удалось в 1241 г. вернуть Псков, но решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название — Ледовое побоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей — построении в форме сужающегося клина («свинья»), полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена.

Статья написана по материалам сайтов: cyberpedia.su, www.liveinternet.ru, zdamsam.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector