Пещеры могао в китае

Пещеры Могао (Mogao Caves)

Пещеры Могао — 492 пещеры, известные статуями и рисунками на стенах, находятся в провинции Ганьсу и замечательны тем, что в них представлена более чем 1000-летняя история буддийского искусства. Признанны в 1987 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX — XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.

Мотивы и развитие стилей

В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа). Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа — темная, черты лица — индийские или азиатские.

С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. — благодаря пирамидальным потолкам — такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.

Осмотр

Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.

Обзор наиболее часто посещаемых пещер

Пещера № 16 и № 17

№ 16 — очень большая пещера с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. Притом, что сама пещера как таковая еще более древняя, предположительно столь же древняя, как и доступная отсюда пещера № 17, в котором была замурована монастырская библиотека.

Пещера № 61

Пещера № 61 (эпоха Западная Ся) знаменита изображениями ее основательниц в натуральную величину — в том числе, изображением принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. Слева изображена монастырская гора Утайшань.

Пещера № 96

Самая большая пещера в Могао, № 96, был создана в 695 г. в период династии Тан. Поскольку она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи сразу бросается в глаза своей пагодовидной формой. Изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой интерьерной фигурой Будды в мире. Его руки были реставрированы в 1980 г. У входа демонстрируются различные слои настилов пола, древнейший из которых относится ко времени строительства пещеры.

Пещера № 130

Пещера № 148

В пещере № 148, построенной в 775 г., находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, боддхисаттвы и другие существа. Напротив Будды видны замечательные изображения рая. Слева и справа скачут верхом на своих ездовых животных боддхисаттвы Манджушри и Самантабхадра.

Пещера № 158

В то же время или чуть позже возникла эта пещера с 15-метровым лежащим Буддой, у которого особенно красива голова. О нем скорбят боддхисаттвы и другие сверхъестественные создания, но есть среди плакальщиков и вполне земные существа, в том числе — отчасти карикатурно изображенные чужестранцы, образующие целую группу в изножье. Некоторые заглушают боль, нанося себе раны ножом. Можно распознать и одного «человека с запада» в колпаке с кисточкой — ни дать ни взять «немецкий Михель»!

Пещера № 196

Пещера № 196 из поздней эпохи Тан знаменита изображением борьбы демона Раудракши с учеником Будды Шарипутрой; оно занимает всю западную стену. Только что Раудракша хотел применить против Шарипутры пламя, но его благочестивый соперник, не менее искушенный в волшебстве, заставляет дуть могучий ветер, который гонит пламя назад и наводит ужас и панику среди полчищ Раудракши.

Пещера № 249

Пещера № 249 с великолепными росписями создана в эпоху династии Западной Вэй. На своде потолка напротив центрального входа распростерся великан Асура в окружении бога ветра и грома (узнаваемого по венцу из барабанов), гаруд, гандхарв и других сверхъестественных существ. Слева и справа узнаваем мотив «Тысячи Будд», внизу видны основатели. Оригинальные фигуры не сохранились, представленные здесь были созданы 1000 лет спустя.

Пещера № 257

В Пещере № 257 можно увидеть популярную джатаку: легенду о чудесной девятицветной антилопе (здесь она изображена белой), которая спасает утопающего и взамен просит обещать ей, что он никому не выдаст место ее обитания. Но когда эта антилопа приснилась некой царице, наутро пообещавшей вознаграждение тому, кто может дать об антилопе сведения, спасенный нарушает свой обет — и чудесную антилопу ловят. Но она рассказывает, как было дело, и предатель подвергается наказанию.

Пещера № 323

На левой лицевой стене пещеры № 323 (ранний VII в.) изображена ранняя история Великого шелкового пути: можно увидеть императора У-ди из династии Хань и путешествовавшего по его поручению в «западные земли» (вплоть до территории сегодняшнего Узбекистана) Чжан Цяня, чьи отчеты послужили основой для разработки завоеваний, расширивших территорию Китая до Дуньхуана и еще дальше.

Пещера № 428

Пещера № 428 была сооружена объединением приверженцев буддизма в составе тысячи двухсот членов. Это — одна из самых молодых пещер, с центральной колонной. На правой стене слева можно увидеть одну из легенд о Будде: демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы. Далее представлены две джатакп: о щедром царевиче Судане, который дарит вражеской соседней стране, охваченной засухой, чудесного слона, умеющего заклинать дождь, а также история о царевиче Саттве, который во время верховой поездки со своими братьями принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.

Пещерный музей

Полезную дополнительную информацию после экскурсии по пещерам Могао предлагает пещерный музей. Неподалеку от входа есть музейный киоск с прекрасным ассортиментом, но особенно хороши фотографии фрагментов восьми пещер в натуральную величину: на досуге наконец-то можно будет рассмотреть отдельные детали.

Уникальная библиотека

В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него — и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.

Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте. Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.

Ученые или грабители?

Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и. перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.

Бесценные сокровища

Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее — забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.

Пещеры Могао

Пещеры Могао — это скальный комплекс, который некогда был местом для буддистских молитв и паломничества. История их началась в далёком IV веке, когда перед монахом Ло Цунь, который волею судьбы оказался на вершине скалы, предстало видение.

Именно на этом месте вырубил первую пещеру. Случайно или нет — мимо неё проходил Великий Шёлковый путь, поэтому в скором времени у него появилось немало сподвижников, желающих обустроить личное место для молитв. Постепенно их количество росло и в итоге достигло 1000.

В XIV веке буддисты покинули пещеры Могао и о них надолго, вплоть до начала XX века, забыли. Когда начались восстановительные работы, часть ниш и культурного наследия, в них хранившегося, была навсегда утрачена.

Сегодня Могао — это 500 пещер, в каждой из которых есть настенные росписи, скульптуры и предметы, связанные с буддизмом. Время создания шедевров — различно. Авторы некоторых известны, имена других — загадка. По сути, это самая настоящая энциклопедия, по которой можно изучать когда-либо существовавшие в буддизме течения. В наши дни этим активно занимаются специалисты из разных стран мира.

Для туристов открыто лишь 30 пещер, однако и этого достаточно для того, чтобы получить представление о прошлом и настоящем буддизма. Отправляясь на экскурсию, следует учесть, что все входы закрыты стальными дверями, открыть которые может только сопровождающий сотрудник. Поэтому, скорее всего, индивидуальным посетителям придётся примкнуть к организованной группе. Кроме того, в Могао полностью отсутствует освещение, поэтому нужно иметь при себе фонарик. Его можно взять напрокат в кассе.

Чтобы гости могли хорошо ориентироваться в пещерах, они пронумерованы. Самая большая, №96, является визитной карточкой комплекса. Именно в честь неё он получил своё название. Главная достопримечательность, хранящаяся под этим сводом — 34,5-метровая статуя Будды, считающаяся самой большой интерьерной в мире.

Планируя путешествие в пещеры Могао, нужно непременно учесть, что количество посетителей, которые могут посещать комплекс каждый день, ограничено шестью тысячами человек. Именно поэтому билет лучше бронировать заранее — на официальном сайте или в одной из касс.

Достопримечательности рядом

Неподалёку от пещер Могао находится ещё одна известная достопримечательность региона — озеро Юэяцюань, имеющее форму полумесяца. Вокруг него, окружённого дюнами, образовался небольшой, но очень красивый оазис, который по праву считается одной из «китайских жемчужин».

Где остановиться

Как добраться до пещер Могао

Начинать путь к пещерам Могао нужно из уже неоднократно упомянутого города Дуньхуан. От железнодорожного вокзала регулярно отправляется маршрутка, которая довезёт прямо до места. Ещё один вариант — такси. Конечно, оно обойдётся дороже. Кроме того, с водителями нужно торговаться — таксометры по маршруту Дуньхуан-пещеры Могао они никогда не включают.

Пещеры Могао храмового комплекса Цяньфодун (Китай)

Пещеры Могао – это пещеры буддийского храмового комплекса Цяньфодун, который был возведен еще в 353—366 гг. н. э. недалеко от оазиса Дуньхуан. В храме Цяньфодун почитали Будду и проводили традиционные медитации. Сейчас пещеры Могао являются популярным туристическим направлением и всегда открыты для любознательных путешественников. Наверняка информация о них будет фигурировать в очередных туристских выставках (подробнее читайте на tourismexpo.ru).

Изначально пещеры Могао служили в качестве места для монахов-отшельников, но во времена правления династии Тан буддийский комплекс Цяньфодун существенно расширился, и с тех пор паломнической деятельностью в храме Цяньфодун могли заниматься все желающие.

Стены пещер Могао тщательно расписаны. Настенные рисунки и здешние постройки были реализованы для полного погружения в атмосферу медитации, как визуальное представление процесса поиска просвещения или как мнемонические устройства, которые ведут к познанию истины. Искусство в пещерах Могао охватывает более 10 различных жанров, среди которых скульптура, вышивка, настенные рисунки, литература, каллиграфия, архитектура и даже музыка.

В 1900 году в результате исследований была обнаружена так называемая «Пещерная библиотека», содержимое которой находят по всему миру: в Пекине, в Лондоне, в Париже и Берлине. Сейчас действует Международный Дуньхуанский Проект, в рамках которого ученые собирают древние рукописи и подробно исследуют их. Стоит отметить, что рукописный фонд Могао насчитывает огромное количество работ, среди которых буддийские и даосские религиозные тексты, трактаты по философии, географии, истории, а также уникальная «Книга Гаданий», которая была написана тюркским руническим письмом.

Пещеры Могао

Размер пещер неодинаков. Всего насчитывается 37 самых маленьких пещер и 16 самых больших, а высота 96 из всех пещер равна 40 метрам. В поздний период «Шестнадцати королевств» были вырезаны 275 первых гротов. Фрески в этих гротах отмечены влиянием западных школ буддизма. Возьмем, к примеру, фреску «Джатака короля оленей». На фреске изображено, как король спасает девятицветного оленя. Конь, верхом на котором восседает король, четко прорисован яркими красками, а вся композиция отличается динамизмом и жизненностью.

Разделенные государства Южной и Северной Династий просуществовали почти 200 лет до тех пор, пока не были воссоединены в период династий Суй и Тан, тогда культурный обмен между Китаем и государствами в западных регионах стал заметно увеличиваться. Изобразительное искусство Дуньхуан продолжало развиваться и вскоре достигло своего расцвета. Кульминация развития изобразительного искусства пещер Могао пришлась на период династии Тан.

Каждая фреска — иллюстрация одной из буддийских сутр и джатаки или изображает монахов, императора и простых верующих. Некоторые из фресок иллюстрируют события распространения буддизма в Китае. В некоторых из пещер, фрески покрывают стену целиком. Несмотря на тысячелетнюю эрозию, вызванную ветром и дрейфующим песком, фрески все еще сохраняют свои яркие цвета и четкие картинки.

Кроме фресок и скульптур в пещерах хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и прочих ценностей, среди которых рисунки по шелку, гравюры, вышивки и образцы каллиграфии.

Напротив пещер Могао находится музей Дуньханского искусства, где был воссоздан облик некоторых из разрушенных и разграбленных пещер.

Пещеры Тысячи Будд являются одним из самых дорогих сокровищ китайской нации и самой большой коллекцией буддийских реликвий.

Статья написана по материалам сайтов: putevojdnevnik.ru, terra-z.com, www.chinatrips.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector