Наровчат пензенская область пещеры

В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. Когда я была еще совсем молодая, — рассказывает одна из жительниц села Сканово, — работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли — кругом чистота, побелено, свечи горят. Кельи показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».

В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен. Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.

В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.

Наровчатские пещеры начали реконструировать

Наровчатские пещеры Пензенской области долгие годы находились в запустении. Недавно было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе. После реконструкции исторического объекта любой желающий сможет постигнуть тайны наровчатских пещер.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. «Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре», – рассказал краевед Владимир Поляков.

Наровчатцы утверждают, что много лет тому назад, когда обвалов ещё не было, мальчишки, бродя по пещерам, обнаружили подземное озеро, а на его берегу – скульптуру из необычно красивого камня. Другие рассказывают, что доходили до железной кованой двери, открыть которую так никто и не смог. Третьи уверяют, что добирались до аптеки на нижнем ярусе пещер, находили лекарства неизвестного происхождения, ампулы с благовониями и многое другое.

[ГТРК «Пенза», 20.06.06.]


Арка у входа, вероятно, осталась со времён мужского монастыря [mokshan.ru]


Новый вход в пещеры [mokshan.ru]


Лабиринты протяжённостью более 800 метров- без проводников можно заблудиться [mokshan.ru]


Паломники оставили в келлии икону Воскресение Христово [mokshan.ru]

Наровчатский пещерный монастырь

Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь — совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.

Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении сводов и стен.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер — это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь — это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

Скановы пещеры Наровчата [TR/1710]

ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Не определен

Размер: Неизвестно
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ Россия
Пензенская обл.
Наровчатовский р-н БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ Наровчат ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?] Доступность: 2
Местность: 5 РЕЙТИНГ АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА ЭКСПОРТ ТОЧКИ ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ БОЛЬШЕ КАРТ

Описание окружающей местности

…Неровный огонь керосинки едва освещает темный коридор пещеры. Узкий проход, нависающие сверху камни. Двигаться вперед можно только по одному, пригнувшись, чтобы не задевать головой свод. Тем не менее каски археологов то и дело стучат о торчащие из свода острые выступы породы. Извилистый ход постепенно спускается ярусом ниже, и мы оказываемся в галерее. По обе стороны вдоль всей галереи, конец которой теряется в темноте, — кельи. Триста с лишним лет назад здесь замуровали себя заживо монахи- отшельники. Бог знает, о чем молились православные схимники в этих кельях-склепах: за избавление ли от тяжкой смуты темного семнадцатого века, за прощение ли грехов, которых так много накопилось у людей уже к тому времени. Уходили монахи Скановского пещерного монастыря из этого мира в тесных кельях с зажженной свечой в руках, моля Бога за народ и Державу русскую. Их подвиг на столетия сокрыла от людей древняя Скановская земля. Сегодня археологи пытаются восстановить уникальный подземный монастырь, узнать побольше о его жителях и их быте. Очищают от вековой грязи и пыли стены и своды. К сожалению, восстановлению поддаются лишь верхние три яруса пещер, в нижние этажи, неизвестно на какую глубину уходящие в толщу земли, проникнуть пока невозможно. (С)Александр Брежнев http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/99/286/72.html

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. «Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре», – рассказал краевед Владимир Поляков.
Наровчатцы утверждают, что много лет тому назад, когда обвалов ещё не было, мальчишки, бродя по пещерам, обнаружили подземное озеро, а на его берегу – скульптуру из необычно красивого камня. Другие рассказывают, что доходили до железной кованой двери, открыть которую так никто и не смог. Третьи уверяют, что добирались до аптеки на нижнем ярусе пещер, находили лекарства неизвестного происхождения, ампулы с благовониями и многое другое.
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд.
Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники.

Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. По словам патриарха Алексия II монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. Здешняя земля зачарована легендами и каждый, кто приезжает сюда, попадает в волшебный мир русской истории…

В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника.

Когда несметные полчища татар уничтожили большую часть буртасского войска, монголы стали окружать княгиню Норчатку, чтобы пленить непокорную красавицу. В белом одеянии, на белом коне, молодая княгиня, чтобы не достаться поганым, бросилсь с обрыва в озеро, утонув вместе со всеми своими дргоценностями и украшениями. С тех пор, говорят, ее можно иногда увидеть ранним утром, перед рассветом. Выезжает она верхом на берег и кличет своих погибших воинов, призывает их потомков любить и защищать свою Родину. Говорят, в ее честь ближайший городок назван Наровчатом. (С)Александр Брежнев

Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе. После реконструкции любой желающий сможет постигнуть тайны пещер, так что поспешите, пока у входа не построили ресторан!

Мы уезжаем, но …порывистый ветер, кажется, еще доносит до нас гортанные крики монгольских всадников и ржание их низкорослых жеребцов, и размеренный говор русских дружинников, и боевые кличи буртасов, и плач Норчатки…

Наровчат пещеры (Наровчатский пещерный монастырь)

Сканов пещерный монастырь, пещеры Пензенской области

На расстоянии пешей прогулки от Троице-Сканова монастыря Пензенской области находится еще один — Наровчатский пещерный монастырь, во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, основателей русского монашества. История пещерной обители, теперь самостоятельной, теснейшим образом связана с историей Сканова пещерного монастыря. В сущности, можно сказать, что последний пророс, вышел на поверхность из этих пещер, вырытых в Плодской горе, как некогда из своих пещер выросла Киево-Печерская Лавра.

Предание доносит до нас, что некогда, в более или менее глубокой древности, когда в здешней местности еще жили татары, Плодская гора имела значение укрепленного пункта и сами пещеры были вырыты в ней с оборонительными целями.

Потом, когда оборонительные цели сделались достоянием истории, опустевшие пещеры облюбовали монахи, «перекопавшие» их в соответствии с собственными нуждами, а уже в XVII веке в некотором удалении появились наземные монастырские постройки. Сканов пещерный монастырь превратился в скит, куда удалялись иноки, желавшие более сурового подвига, чем тот, что предлагала им жизнь в «обычном» монастыре.

До революции скит представлял собой следующий вид (цитируем описание):

«При подошве горы находился источник с деревянной часовней над ним. Отсюда по довольно крутой лестнице, как и сейчас, восходили на гору, с которой во всей красе открывалась окрестность с ее полями и лугами. На плоском месте горы возвышалась величественная каменная пятиглавая церковь во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, построенная при настоятеле архимандрите Амвросии в 1870 году.
А в 1886 году с правой стороны от этой церкви тщанием настоятеля архимандрита Гедеона и петербургской мещанки Варвары Якимовой устроен придельный храм в честь св. великомученицы Варвары. Также на вершине горы при входе в пещеры и выходе из них были устроены часовни, беседки и кельи для братии. Вход и выход были хорошо оборудованы. Внутри же горы в разных направлениях были искоаны пещеры шириною в 18 вершков (80 см), высотою в 40 вершков (178 см), длиною же 256 саженей (546 м) и на манер малых комнат сделаны затворни без всяких украшений».

В первые послереволюционные годы обитателей пещерного скита не трогали (или почти не трогали). Но уже в 1920 году на заседании наровчатского уисполкома было принято решение об открытии на его территории лечебницы санаторного типа «для нервнобольных служащих советских учреждений и рабочих на 20—30 человек для поправки их здоровья».

Санаторий в скиту ни тогда, ни после так и не устроили. Монахи жили на (в) Плодской горе приблизительно до 1928 года. Как рассказывали местные старожилы, конец пещерного монастыря Наровчат был страшен. Иноков, отказавшихся уходить добровольно, гепеушники буквально «выкуривали» из пещер, а затем закалывали вилами. Рассказы эти можно счесть преувеличенными в своей макаберности, однако в 1980 году московские спелеологи обнаружили в одном из пещерных ходов семнадцать черепов с пулевыми отверстиями. Тогда никто не решился делать предположений, кому могли принадлежать эти черепа. Но теперь мы свободны от этой нерешительности, и за предположениями далеко ходить не нужно. И оттого, что монахи были расстреляны, а не заколоты, история не становится менее страшной.

Последним монахом, остававшимся в скиту (непонятно, как удалось ему уцелеть при описанных выше событиях, но надо быть готовым к тому, что многие подробности этого периода так и останутся нераскрытыми), был Тихон (Жучков), семидесятичетырехлетний старец, несший послушание хранителя пещер. Его убили топором неизвестные люди.

С того времени и до самой недавней поры Плодская гора пустовала. Часть пещер в советские годы была взорвана, часть обвалилась «самостоятельно». Входов, оборудованных до революции, не осталось, и лишь редкие любопытствующие умели проникнуть в пещеры через неприметные узкие лазы.

В 2007 году по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) началось возрождение пещерного скита как самостоятельного мужского монастыря во имя прпп. Антония и Феодосия.

Времени прошло сравнительно мало, но плоды трудов монашествующих и тружеников уже очевидны: поставлена часовня над источником, есть деревянная церковь, к пещерам устроена лестница, а сами они хотя бы отчасти приведены в должное состояние и — больше того — получили собственный «внутренний» храм, освященный, как нетрудно догадаться, в честь Новомучеников и Исповедников Российских.

Статья написана по материалам сайтов: svyatsy.org, geocaching.su, posmotrim.by.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector