Капова пещера на урале

И природном заповеднике Башкирии Шульган- Таш находится настоящее чудо природы — карстовая Капова пещера, которой с недавних пор вернули древнее Башкирское название, которое в переводе означает сшедшая сквозь камни река». Сегодня эта пещера известна во всем мире, именно здесь в 1959 г. были обнаружены стоянка и наскальные рисунки древних людей, датируемые примерно XII в. до н. э.
На сегодняшний день Капова пещера остается единственной в Восточной Европе пещерой с настенными рисунками эпохи палеолита. Рисунки начинаются примерно в 130 м от входа в пещеру на среднем ярусе; есть рисунки и на самом верхнем ярусе; на нижнем ярусе их или не было изначально, или они не сохранились.
Следует сказать, что, как ни уникальны археологические находки, сама пещера представляет собой уникальный памятник природы. Огромные карстовые полости в горной породе общей протяженностью более 6 км были сотворены небольшой речушкой Шульган примерно 3—1,5 млн лет назад.

Капова пещера

Шульган-таш, или Капова пещера, расположена на правом берегу реки Белой на территории федерального природного заповедника. Это трёхэтажная спелеосистема — с большими залами, галереями, подземными озёрами. Внутри протекает река Шульган. Пещера протянулась более чем на два километра. Учёные полагают, что её возраст — около миллиона лет.

Если Ирбитский Писаный камень оказался в центре внимания учёных ещё три столетия назад, то одна из крупнейших карстовых пещер на Южном Урале до середины прошлого века таила свои главные сокровища от посторонних глаз.

Шульган-таш, или Капова пещера. Открытые здесь в 1959 году наскальные рисунки стали настоящей сенсацией. На стенах пещеры зоологом А.В. Рюминым были обнаружены изображения древних животных — мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. Это были хорошо сохранившиеся рисунки эпохи палеолита!

(Сегодня пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России известно три: Капова в Башкирии, а также Игнатьевская и Колокольная пещеры у деревни Серпиевка в Челябинской области. Самые многочисленные, красивые и выразительные рисунки расположены именно на стенах Каповой пещеры: они относятся к лучшим образцам пещерной живописи Европы.)

Когда об открытии подобных рисунков в пещере Альтамира впервые объявил испанец Марселино де Саутуола (это случилось в далёком 1879 году), ему долго не верили. Саутуолу даже обвиняли в сговоре с целью мистификации, заподозрив его друга, профессионального французского художника, в том, что он мог собственноручно выполнить эти рисунки.

Тогда не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского. И поверить в то, что в Европе, за много веков до постройки Египетских пирамид, существовало искусство, достойное восхищения, было трудно.

Открытие Рюмина было совершено через шестьдесят лет после споров, вызванных рисунками из Альтамиры. К тому времени наскальные изображения были обнаружены во многих пещерах на территории Западной Европы, и в подлинности подобных открытий уже никто не сомневался. Зато к середине ХХ века почти никто не сомневался и в том, что что изображения вымерших палеолитических животных встречаются только во Франции и Испании!

А вот московский учёный Александр Владимирович Рюмин сомневался.

Анализируя древнейшую историю человечества, он пришёл к выводу, что палеолитическая культура должна была развиваться не только в Западной Европе, но и в нескольких других регионах. Наиболее перспективным для поисков вещественных доказательств этой теории он считал Южный Урал.

Рюмин поступил на работу в Башкирский заповедник (где и находится пещера Шульган-таш), и после длительных изысканий всё-таки нашёл палеолитические рисунки! Теория существования Южно-Уральского очага развития первобытной культуры получила неопровержимые доказательства.

Вот и получается, что «человек рисующий» проживал в эпоху палеолита не только в Западной части Европы, но и на Урале. В таком случае, история уральской художественной культуры насчитывает как минимум 14 с половиной тысяч лет!

Всего в Каповой пещере обнаружено около двух сотен изображений, из них относительно хорошо сохранилось около трёх десятков. Рисунки располагаются довольно низко над полом пещеры. Изображения крупные — от полуметра до метра и более величиной. В основном это животные, и все они двигаются в одну сторону.

Вот, скорее всего, бизон — нарисованный просто, без затей, и похожий отчасти на крупную отборную фасолину с четырьмя ногами: низко посаженная голова словно составляет с горбатым туловищем одно целое. Набычившись, он выставил вперёд короткие, изогнутые рога.

А вот носорог — с длинным, похожим на кривой клинок, рогом, вздёрнутым кверху. Спина его выгнута вниз, словно под тяжестью огромного брюха. Он тоже упрямо двигается влево. Перед тобой древний, уже не существующий в природе, носорог — шерстистый. Вертикальными линиями первобытный художник обозначил свисающие по бокам животного длинные шерстяные пряди.

Есть здесь и дикие лошади, вот одна из них — крепкая, с высокой холкой, со спутанной гривой и длинной задумчивой мордой. Но больше всего изображений мамонтов. Мохнатые, большие, они бредут, горбатя свои покрытые свалявшейся шерстью спины, до времени смирно опустив хоботы и длинные, загибающимися кверху бивни. Среди взрослых гигантов бодро ковыляет и трогательный малыш мамонтёнок.

Изображения этих животных выполнены в виде контурных рисунков на очень плотных известняках. (Может быть, потому, что поверхность стен очень плотная, в Каповой пещере и нет так называемых петроглифов — не нарисованных, а выгравированных на камне рисунков, нередко встречающихся в западноевропейских пещерах.)

Рисунки — почти все — сделаны красной охрой. Эта краска готовится из красящего вещества (пигмента), содержащегося в глинах, богатых железом. Любопытно, что при исследовании культурных отложений возле рисунков обнаружены осколки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска! Охра, кстати, бывает не только красного, но также жёлтого и коричневого оттенков: этот натуральный пигмент и теперь используют при изготовлении красок.

Есть в Каповой пещере и более редкие изображения, выполненные в два цвета — красной охрой и чёрной краской на основе угля, или, возможно, окиси марганца.

Может, я тебя разочарую, но всё же вынуждена сообщить — сегодня для туристов, приехавших в заповедник, частью которого является пещера, доступ к подлинным первобытным рисункам закрыт. Это сделано для того, чтоб микроклимат Шульган-таш существенно не менялся, а древние изображения не портились.

В ближней ко входу части пещеры экскурсантам — наверное, в утешение — демонстрируют довольно искусно выполненные копии рисунков в натуральную величину. А недавно сотрудники заповедника сделали интерактивный фото тур по всей пещере, благодаря которому совершить виртуальное путешествие по Шульган-таш теперь может любой желающий.

Капова пещера

Капова пещера – одно из природных чудес Башкирии в Бурзянском районе на территории Государственного природного заповедника Шульган-таш, известна всему миру своими наскальными рисунками времён палеолита и имеет мировое археологическое, историческое и культурное значение.

Уникальнейшее создание природы образовано несколько миллионов лет назад вымыванием водами реки Шульган-Таш известняковых пород карстового массива и имеет длину исследованных лабиринтов свыше 3 км. при вертикальной амплитуде до 165 м.

Согласно башкирским легендам, автор у этого творения иной – повелитель подземного мира Шульган, которому было приказано выдолбить стойло в горе Сарыкускан для любимого коня героя башкирского эпоса «Акбузат» Урал-батыра у Голубого озера, наполняющегося живой водой из русла Подземного Шульгана. Рядом находится Круглое озеро с мёртвой водой, как считают башкиры.

Шульган-Таш в переводе с башкирского – вода, ушедшая под камень. Действительно, речка в 3 км. севернее пещеры исчезает под землей и появляется из глубокого, около 80 м., колодца-озера рядом с Каповой пещерой, продолжив свой путь дальше к впадению в реку Белую по дну изумительной красоты каньона Шульган-таш.

У пещеры два названия, одно по имени реки – Шульган-Таш, второе – Капова, вероятно, от капели со сводов или от языческого капища – ритуального костра, остатки которого обнаружены в одном из залов пещеры.

В гостях у повелителя подземного мира

Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан – это величественная арка, именуемая Порталом. По главной галерее проложен экскурсионный маршрут длиной более 300м. Дальнейшее продвижение по пещере несколько лет назад прекращено в связи с нарушениями режима сохранения уникальных рисунков, созданных на стенах Каповой пещеры первобытным человеком свыше 15 тыс. лет назад, но в средней части галереи расположены копии в натуральную величину, сделанные аниматорами из Третьяковки, и туристы могут ознакомиться с нетленными произведениями художника-кроманьонца.

Из галереи путь продолжается по среднему ярусу пещеры или по вертикальному колодцу на верхний этаж, из которого есть крутой спуск на нижний ярус к руслу Подземного Шульган-Таша. Основная часть наскальной живописи находится на среднем этаже.

Продвигаясь дальше по галерее, попадают в Сталагмитовый зал, богатый сталактитовыми образованиями под сводами зала и сталагмитовыми каплями на полу. По проходу Горло — вход в зал Купольный, или Танцевальный с высокими сводами и глинистым полом, на восточной стене – уникальная геометрическая композиция «Решётка». В четырехугольном зале Знаков обнаружено свыше 60 рисунков зубра, мощного быка, похожего на бизона, мамонта, решёток, трапеций и непонятного знака – трезубца, все – из красной охры. Здесь же археологи наткнулись на культурный слой, открывший ценные находки – кости зверей, предметы из кремния, яшмы и горного хрусталя, украшения в виде бусин и неожиданная для эпохи палеолита находка – часть глиняной лампы. У южной стены – Хозяйка пещеры – белый натёк карбонатного туфа, напоминающий женский силуэт в белых одеяниях. В восточной части – переход в зал Хаоса, один из крупнейших в Каповой пещере с несколькими тупиковыми ответвлениями. На одной из стен – композиция «Лошади зала Хаоса».

Из главной галереи можно подняться по железным ступенькам к верхней видовой площадке, откуда есть проход к вертикальному 15-метровому ближнему колодцу, на дне которого установлена вертикальная лестница, ведущая наверх. Исследователи долго спорили, как попадал палеолитический человек на второй этаж без подручных средств, и пришли к выводу, опираясь на найденные остатки древних капищ, что, скорее всего, здесь происходил обряд посвящения юношей в мужчины, устраивалось своего рода преодоление препятствия, взбирание по стволу дерева в верхние залы пещеры.

Поднявшись по колодцу, попадаешь в каменный каньон первой галереи, ведущей к залам второго этажа – Перекрёсток, уникальный своей акустикой – до 12 повторов эхо, не имеющей аналогов ни в одной из пещер Европы. Через зал Вестибюль – проход в зал Рисунков с самой большой и интересной композицией первобытной живописи в пещере с Мамонтом-диссидентом. По второй галерее – 50-метровый переход, ведущий к залу Акустическому и Храму, одному из красивейших в подземном царстве, с аркой из белоснежного кальцита, образующего причудливые формы в виде диковинных цветов и фигур. Соседний зал Верхний знаменит кальцитовым натёком, напоминающим лицо мужчины с бородой — это и есть повелитель подземного мира Шульган-хан. В Бриллиантовом зале — множественные натёки со сверкающим кальцитом, сюда поднимались экскурсии ещё с конца 19 века. В нижней части зала – развилка к дальнему Верхнему озеру и узкому лазу — шкуродёру — в Новый район. Пройти сюда сможет только путешественник со стройной фигурой, более тучным туристам путь в эту часть пещеры заказан. По ту сторону шкуродёра находятся залы Радужный и Хрустальный, из последнего можно пройти к дальнему колодцу. Спустившись вниз при помощи специального снаряжения на глубину 40 м., попадают в зал Бездны с подземным пляжем на берегу пещерной реки Шульган, вдоль которой проходят по галерее им. В. Нассонова в направлении Голубого озера.

К сожалению, это увлекательное путешествие по Каповой пещере можно совершить только виртуально, находясь в Главной галерее и глядя на большой обустроенный экран.

Достопримечательности окрестностей

Поблизости Каповой пещеры есть немало интересных мест, например, Грот мамонта. Ошеломляет своей независимой гордой красотой каньон Шульган, всего в 100 м. от Портала — водопад Шульган. Музейно-экскурсионный комплекс предлагает для посещения музей-гостиную «Пчелиный лес» и колодную пасеку, ведь объектом создания заповедника является бурзянская бортевая пчела, а также музей природы и смотровую площадку с открывающейся захватывающей панорамой заповедника.

Рядом с заповедником «Шульган-таш» находится Нугушское водохранилище с прекрасными турбазами и пляжами для летнего отдыха, водопад Куперля с карстовым мостом, интересный природный объект — скала Арский камень, по преданьям, в пещере скалы, вход к которой завален огромным обвалом, спрятал свои сокровища крестьянский предводитель Емельян Пугачёв. Ежегодно в третьи выходные сентября около ближайшей базы отдыха проходит фестиваль бардовской песни «Арский камень», собирающий огромное количество любителей этого вида искусства.

Где можно остановиться

На берегу реки Белой располагается палаточный городок, где любой может организовать себе ночлег с костром у палатки. На территории музейного комплекса имеются гостевые деревянные домики для ночлега с печкой-буржуйкой, канализацией и удобствами на улице, стоимость – 100 руб. с человека за одну ночь. Есть настоящая русская баня, автопарковка – 150 руб. за машину, кафе с выходом в Интернет. Комплекс открыт с 11 до 19 часов.

Можно переночевать в Старосубхангулово на границе с заповедником в Гостевом доме, откуда организовываются, помимо экскурсий в Капову пещеру, конные прогулки с дегустацией кумыса, зимой – ледяные горки, катание на санях, лыжах. Дом рассчитан на 12 человек, есть парковка, кафе, баня, стоимость полного комплекса услуг 6500 руб.

Найти ночлег доступно и в деревне Иргизлы по договорной цене.

Как добраться до Каповой пещеры

Россия, Республика Башкортостан, Бурзянский район, деревня Иргизлы, ул. Заповедная, 14

До недавнего времени посещение пещеры предусматривалось во время байдарочного сплава по реке Белой, асфальтовой дороги не было. Сейчас можно доехать на внедорожнике со стороны Магнитогорска и Челябинска через Белорецк до Старосубхангулово, дальше – гравийная дорога чуть больше 30 км. Можно через Аскарово – дорога длиннее, но спокойнее. К Каповой пещере ведёт грунтовая дорога вдоль реки Белой, но подъезжать на машине не разрешается, поэтому дальше — пешком через деревянный мост прямо к входу, где экскурсовод начинает экскурсию по пещере. Посещение музейного комплекса и пещеры обходится примерно в 220 рублей с одного человека.

Из Уфы надо ехать на Стерлитамак, затем свернуть на Белорецк и, не доезжая 50 км., на развилке поворот на Старосубхангулово, расстояние чуть больше 200 км., стоимость билета на автотранспорте – 230 рублей, после автовокзала – направо и дальше – попутками. Конечно, лучше ехать на личном автомобиле. Везде есть указатели «Шульган-Таш», поэтому заблудиться практически невозможно. В окрестностях пещеры ближайшие населённые пункты – деревня Иргизлы на юге в 7 км. и хутор Куалломат – юго-восточнее на 3,5 км.

Подсказка для туристов: лучше не планировать поездку в Шульган-Таш во время весеннего половодья – вход в пещеру заливается водой, и экскурсии на этот период приостанавливаются.

Поездка в Капову пещеру оставляет неизгладимые впечатления от ощущения прикосновения к вечности и позволяет насладиться потрясающими пейзажами Южного Урала на протяжении всего пути.

Капова пещера

Капова пещера — это карстовое природное образование, очень популярное среди путешественников и широко известное своими рисунками, культовое место Южного Урала в заповедной зоне «Шульган-Таш», что на реке Белой в Башкирии, созданной сначала для охраны диких пчел.

Существует несколько версий названия пещеры, о двух из которых мы сейчас расскажем.

Первая версия из-за капели, ее звука, который постоянно можно слышать внутри пещеры, а вторая версия названия пещеры происходит от слова «капище», так как существуют легенды и археологические факты того, что в древние времена она использовалась, именно, с этой целью.

Наскальные рисунки на стенах Каповой пещеры так же свидетельствуют об ее языческом прошлом. Другие версии связаны с башкирским названием «Шульганташ», что в переводе означает «ушла вода под камень или умерла в камне».

Слева от входа в пещеру есть глубокое озеро изумительно голубого цвета, которое в диаметре около 3 метров. Но не названа его точная глубина, но где-то в районе 100 метров, а из самого течет река Шульган.

Пещера состоит из огромных залов-ярусов, которые могли бы вместить в себе около тысячи человек. Залы тянутся около трех километров и имеют три уровня.

На стенах первого и второго уровней есть уникальные древние рисунки, но стены высокие и гладкие и как туда добирались первобытные художники – загадка.

Рисунки открыты учеными в конце 50-х годов прошлого столетия, на них изображены лошади, мамонты, другие животные и фигуры, хижины, лестницы, косые линии, треугольники, выполненные охрой, а их возраст более 10 тысяч лет.

Встречаются так же очень редкие рисунки выполненные углем и самые уникальные рисунки, по мнению ученых, сделаны более 30 тысяч лет назад.

Древние рисунки сохранились, но по-разному, так как нещадно подвергались нападению туристов-вандалов, поэтому для их сохранения, дальняя часть Каповой пещеры сегодня закрыта.

А туристам показывают их копии в основном зале, что при входе, но выполненные и написанные охрой в натуральный размер, что позволит оставить неизгладимое впечатление от увиденного.

Так же многочисленным туристам предлагается посетить музей пчеловодов, дегустировать уникальные сорта меда

и открыть для себя живописный вид на реку Белая.

Статья написана по материалам сайтов: design.wikireading.ru, putevojdnevnik.ru, territorus.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector