К возникновению близорукости может привести

8-й класс

Продолжение. См. № 19/2009

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий А1–А10 выберите один правильный ответ.

А1. В скелете человека неподвижно соединены следующие кости:

1) плечевая и локтевая;
2) ребра и грудина;
3) мозгового отдела черепа;
4) грудного отдела позвоночника.

А2. При свертывании крови:

1) гемоглобин превращается в оксигемоглобин;
2) растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;
3) образуются гормоны и другие биологически активные вещества;
4) уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А3. К возникновению близорукости может привести:

1) повышение уровня обмена веществ;
2) чтение текста лежа;
3) повышенная возбудимость нервной системы;
4) чтение текста на расстоянии 30–35 см от глаз.

А4. Внутренняя среда организма представлена:

1) клетками тела;
2) органами брюшной полости;
3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой;
4) содержимым желудка и кишечника.

А5. К освобождению энергии в организме приводит:

1) образование органических соединений;
2) диффузия веществ через мембраны клеток;
3) окисление органических веществ в клетках тела;
4) разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А6. И нервная, и мышечная ткани обладают:

1) проводимостью;
2) сократимостью;
3) возбудимостью;
4) воспроизведением.

А7. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется:

1) тканевым дыханием;
2) биосинтезом;
3) легочным дыханием;
4) транспортом газов.

А8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

1) слизь;
2) инсулин;
3) желчь;
4) соляная кислота.

А9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточности функции:

1) щитовидной железы;
2) надпочечников;
3) поджелудочной железы;
4) гипофиза.

А10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:

1) наложении шины;
2) наложении жгута;
3) обработке раны йодом;
4) воздействии холодом.

Часть 2

При выполнении заданий В1–В3 выберите три правильных ответа. В задании В4 установите соответствие.

В1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой:

1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.

В2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

1) глюкозы;
2) аминокислот;
3) глицерина;
4) гликогена;
5) клетчатки;
6) гормонов.

В3. Частями среднего уха являются:

1) ушная раковина;
2) улитка;
3) молоточек;
4) вестибулярный аппарат;
5) наковальня;
6) стремечко.

В4. Установите соответствие между видом иммунитета и его признаками.

1. Передается по наследству, врожденный.
2. Возникает под действием вакцин.
3. Приобретается при введении в организм лечебной сыворотки.
4. Формируется после перенесенного заболевания.
5. Различают активный и пассивный.

А. Естественный.
Б. Искусственный.

Часть 3

Задание С. Дайте полный развернутый ответ на вопрос: какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?

Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора.

А. Наружное ухо.
Б. Перепонка овального окна.
В. Слуховые косточки.
Г. Барабанная перепонка.
Д. Жидкость в улитке.
Е. Слуховые рецепторы.

Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий А1–А10 выберите один правильный ответ.

А1. У млекопитающих и человека в венах большого круга кровообращения течет кровь:

1) насыщенная углекислым газом;
2) насыщенная кислородом;
3) артериальная;
4) смешанная.

А2. Наложение шины на сломанную конечность:

1) уменьшает ее отек;
2) замедляет кровотечение;
3) предупреждает смещение сломанных костей;
4) препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.

А3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции:

1) сформировался свод стопы;
2) когти превратились в ногти;
3) срослись фаланги пальцев;
4) большой палец противопоставлен всем остальным.

А4. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает:

1) анатомия;
2) физиология;
3) экология;
4) гигиена.

А5. Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани:

1) нервной;
2) мышечной;
3) соединительной;
4) эпителиальной.

А6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют:

1) почки, кожа и легкие;
2) тонкий и толстый кишечник;
3) печень и желудок;
4) слюнные и слезные железы.

А7. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в:

1) печеночной вене;
2) капиллярах малого круга кровообращения;
3) капиллярах большого круга кровообращения;
4) лимфатических сосудах.

А8. Первичной мочой называется жидкость, поступающая:

1) из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;
2) из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;
3) из нефрона в почечную лоханку;
4) из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости:

1) происходит газообмен;
2) образуется много слизи;
3) имеются хрящевые полукольца;
4) воздух согревается и очищается.

А10. Нервным импульсом называют:

1) электрическую волну, бегущую по нервному волокну;
2) длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой;
3) процесс сокращения клетки;
4) процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

Часть 2

При выполнении заданий В1–В3 выберите три правильных ответа. В задании В4 установите соответствие.

В1. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет:

1) от сердца;
2) к сердцу;
3) насыщенная углекислым газом;
4) насыщенная кислородом;
5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах;
6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах.

В2. Витамины – это органические вещества, которые:

1) в ничтожно малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ;
2) участвуют, например, в процессах кроветворения и свертывания крови;
3) содержатся только в овощах и фруктах;
4) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла;
5) являются в организме источником энергии;
6) поступают в организм, как правило, вместе с пищей.

В3. К центральной нервной системе относят:

1) чувствительные нервы;
2) спинной мозг;
3) двигательные нервы;
4) мозжечок;
5) мост;
6) нервные узлы.

В4. Установите соответствие между типом отростков нейрона и их строением и функциями.

Строение и функции

1. Обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона.
2. Снаружи покрыт миелиновой оболочкой.
3. Короткий и сильно ветвится.
4. Участвует в образовании нервных волокон.
5. Обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.

А. Аксон.
Б. Дендрит.

Часть 3

Задание С. Дайте полный, развернутый ответ на вопрос: какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?

Укажите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.

А. Левый желудочек.
Б. Капилляры.
В. Правое предсердие.
Г. Артерии.
Д. Вены.
Е. Аорта.

Причины близорукости

Выделяют две основные группы причин, способствующих возникновению и прогрессированию близорукости:

Факторы, характеризующие общее состояние организма:

перенесенные заболевания и хронические заболевания, способствующие появлению вегетативной дистонии, ведут к ослаблению аккомодационной способности глаза. В результате снижается острота зрения сначала на близком расстоянии, а затем и вдаль.

наследственность. Доказано, что когда оба родителя близоруки, то у половины детей близорукость появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей. Считается, что наследственные факторы определяют ряд дефектов в синтезе белка соединительной ткани (коллагена), необходимого для строения оболочки глаза склеры.

Факторы, характеризующие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии:

неблагоприятные факторы внешней среды, такие как: недостаточное освещение и неправильная посадка во время чтения и письма, особенно при длительной работе на близком расстоянии (профессиональная и школьная миопия);

нерациональная мебель в учебной или рабочем помещении, а также дома;

неправильный режим дня, например, напряженная зрительная работа с близко расположенными предметами: чтение, письмо, вышивание, техническое моделирование и т. д. А также недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости.

Несмотря на некоторую обособленность данного фактора, по сравнению с остальными, следует упомянуть, что:

неправильная коррекция или отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (синдром ленивого глаза), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются не верно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы — это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствовать увеличению близорукости.

Всё же основной причиной близорукости считается слабость цилиарной мышцы, которая возникает в результате неблагоприятных условий зрительной работы. Рост глазного яблока является своего рода приспособительным актом, направленным на обеспечение возможности длительной работы на близком от глаз расстоянии. Близорукость возникает потому, что глаз увеличивается переднезаднем направлении. Ось глаза оказывается слишком большой по сравнению с его преломляющей силой – осевая близорукость или же преломляющая система оказывается слишком сильной – рефракционная близорукость.

Состояние, при котором увеличение степени миопии происходит в год на одну и более диоптрий – считается прогрессирующей близорукостью. Миопия наиболее интенсивно прогрессирует детей в школьные годы, в период наиболее интенсивных зрительных нагрузок. Параллельно с этим идёт активный рост организма (и глаза, в частности). В ряде случаев удлинение глазного яблока в переднезаднем направлении может принимать патологический характер, вызывая ухудшение питания тканей глаза, разрывы и отслоение сетчатки, помутнение стекловидного тела. Поэтому лицам с близорукостью не рекомендуется работа, связанная с подъемом тяжестей, при согнутом положении тела с наклоном головы вниз, а также занятия спортом, требующие резкого сотрясения тела (прыжки, бокс, борьба и др.), так как это может привести к отслоению сетчатки и даже слепоте. Прогрессирование близорукости постепенно приводит к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки и существенному снижению остроты зрения. При обнаружении периферических дистрофий сетчатки, приводящих к ее отслойке, у лиц с близорукостью проводится лазерокоагуляция сетчатки.

Важно при первых признаках близорукости срочно обратится к офтальмологу. Отсутствие коррекции миопии или коррекция неправильно подобранными очками или линзами может привести к быстрому ухудшению зрения и развитию прогрессирующей близорукости.

Методическая разработка по биологии (8 класс) по теме:
Тест по теме Анализаторы» 8 класс

Тест по теме «Анализаторы» представлен в двух вариантах.

Скачать:

Вложение Размер
test_analizatory.docx 16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Анализаторы»

1. Глаз человека от пыли и соринок защищен

1) хрусталиком 2) бровями 3) веками и ресницами 4) радужной оболочкой

2. Возникновению близорукости способствует чтение

1) черно-белого текста

2) текста в движущемся транспорте

3) текста, расположенного от глаз на расстоянии 30—35 см

4) сложного текста

3. Зрительные рецепторы у человека расположены в

1) хрусталике 2) стекловидном теле 3) сетчатке 4) зрительном нерве

4. Нервные импульсы в органе слуха человека возникают

1) в улитке 2) в среднем ухе 3) на барабанной перепонке

4) на перепонке овального окна

5. К возникновению близорукости может привести

1) повышение уровня обмена веществ 2) чтение текста лежа

3) повышенная возбудимость нервной системы 4) чтение текста на расстоянии 30—35 см от глаз

6.В какой доле коры больших полушарий головного мозга
находится зрительная зона у человека?

1)затылочной 2)височной 3)лобной 4)теменной

7.Проводниковая часть зрительного анализатора

1)сетчатка 2) зрачок 3)зрительный нерв 4) зрительная зона коры головного мозга

8. Изменения в полукружных каналах приводят к

1) нарушению равновесия 2) воспалению среднего уха

3)ослаблению слуха 4) нарушению речи

1. Какова причина возникновения близорукости?

1) помутнение хрусталика

2) повреждение зрительного нерва

3) нарушение в зрительной зоне коры головного мозга

4)уменьшение способности хрусталика изменять кри визну

2. Приспособленность хрусталика глаза человека к близ кому и дальнему видению предметов состоит в

1) способности передвигаться в глазной камере

2) эластичности и способности изменять форму благо даря ресничной мышце

3) том, что он имеет форму двояковыпуклой линзы

4) расположении перед стекловидным телом

3. Различение силы, высоты и характера звука, его направ ления происходит благодаря раздражению

1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на бара банную перепонку

2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо

3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг

4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

4. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин

5. Рецепторы слухового анализатора расположены

1) во внутреннем ухе 2) в среднем ухе 3) на барабанной перепонке 4) в ушной раковине

6. В какую область коры больших полушарий поступают
нервные импульсы от рецепторов слуха?

1) затылочную 2)теменную

3) височную 4)лобную

7. Зрачок находится в центре оболочки:

1) белочной 2) роговицы 3) сетчатки 4) радужной

8. Слуховые косточки усиливают колебания:

1) мембран улитки 2) барабанной перепонки

3) полукружных каналов 4) перепонки овального окна

9. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

1) внутреннее ухо

2) среднее ухо и слуховые косточки

3) вестибулярный аппарат

4) наружный слуховой проход

10. Установите, в какой последовательности световые сигна лы передаются к зрительным рецепторам:

А) хрусталик;
Б) роговица;

В) палочки и колбочки на сетчатке;
Г) зрачок;

Д) стекловидное тело.

11. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

К возникновению близорукости может привести

Причины возникновения близорукости до конца не изучены, однако установлены некоторые факторы, позволяющие отнести человека к так называемой группе риска.

Наследственность. Оказывается, что при условии близорукости обоих родителей у половины детей данное заболевание появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей. Считается, что наследственные факторы определяют ряд дефектов в синтезе белка соединительной ткани (коллагена), необходимого для строения наружной плотной оболочки глаза — склеры.

Неправильное питание. Недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких как цинк, марганец, медь, хром и др.), необходимых для развития тканей склеры, может способствовать прогрессированию близорукости. Исследователи заявляют, что если рацион питания включает большое количество углеводов, в частности, много хлеба, у детей значительно повышается уровень инсулина, чрезмерное количество которого приводит к растяжению глазного яблока в длину, что и вызывает возникновение близорукости.

Перенапряжение глаз. Длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером — все это отрицательно сказывается на остроте зрения. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения. Работа с компьютером заставляет глаза сильно напрягаться.

Человеческий глаз во многом сходен с фотоаппаратом. Чтобы сделать четкий снимок изображения на экране, которое состоит из мерцающих точек, ему нужно постоянно менять фокус. Такая настройка требует больших затрат энергии и повышенного расхода главного зрительного пигмента. У близоруких людей этого пигмента тратится больше, чем у тех, кто видит нормально, поэтому глаза оказываются в крайне неблагоприятных условиях.

Неправильная коррекция. Отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию заболевания, а иногда — к развитию амблиопии (синдрома ленивого глаза) и даже косоглазию. Если для работы на близком расстоянии используются неправильно подобранные (слишком сильные) очки или контактные линзы, это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствует дальнейшему ухудшению зрения.

Слабость глазных мышц. Развитие близорукости во многом зависит от недостаточно развитой аккомодационной мышцы глаза, которая изменяет кривизну хрусталика, обеспечивая способность ясно видеть предметы на разных расстояниях. Длительное перенапряжение этой мышцы также может привести к близорукости.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, nsportal.ru, samodiagnostika.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector