Хорошо начинался первый долгий поход капитана гранта

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами».

Я думаю, что лингвист имела в виду, что с помощью знаков препинания можно выразить чувства, можно дать понять, с каким выражением надо произносить ту или иную фразу.

Например, в тексте Владислава Крапивина в предложениях 3, 9, 10, которые передают речь ребенка, использованы восклицательные знаки. Они дают понять, что мальчик говорит радостно и взволнованно: он в восторге от того, что видит старинный корабль.

Предложение 24 вопросительное; это реплика диалога. И сразу вслед за ним предложение 25 состоит из тех же самых слов. Однако это уже не реплика, а на конце предложения стоят два знака: вопросительный и восклицательный. Таким образом автор передает испуг детей, которые представили себе палатку с людьми на пути огня, и эта повторенная с другой интонацией фраза передаёт их эмоции лучше, нежели могли бы обычные слова.

Знаки препинания помогают нам понять эмоции людей, которые произносят различные фразы.

15.2. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 38 текста: «А точно было одно: на том берегу огонь и люди, а на этом — парусник «Капитан Грант».

В предложении 38 автор текста показывает причину, которая вынудила ребят и их руководителя принимать решение о том, как им поступить. Идти на паруснике при больших волнах и ветре в такое опасное место, где бушевал пожар, было очень страшно, это могло привести к разным проблемам.

Например, в предложениях 49 и 50 говорится о том, что руководитель ребят не мог допустить, чтобы они вышли на корабле в такую плохую погоду. Кроме того, ребятам было страшно плыть такое место, где шёл пожар, и хотелось думать, что делать этого не придется. Об этом говорится в предложении 40: «Боимся, братцы?» Ребятам было страшно. Но всё-таки не было никакого выхода: надо было спасать людей.

Когда мальчики осознали это, им стало спокойнее. Об этом говорится в 65 предложении.

15.3. Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Человечность позволяет людям вести себя достойно. Тот, кто может по праву назвать себя человечным, никогда не бросит людей в беде — он будет помогать, даже рискуя с собой.

Так, в тексте Владислава Крапивина ребята решают в плохую погоду плыть на другой берег, где находится палатка с людьми, потому что на том берегу начался лесной пожар, а спасатели могут не подоспеть вовремя. Это мужественный и героический поступок, ведь ребята могут и сами погибнуть.

О похожем смелом поступке я читал в рассказе Юрия Казакова «Тихое утро». Там говорится о том, как мальчик спас своего друга, упавшего в омут. Ему было очень страшно, ведь он думал, что в омуте живет какое-то чудовище. Но всё же Яша не мог бросить друга и нырял за ним, пока не сумел вытащить.

Человечность — это то качество, которое может заставить человека совершить настоящий подвиг.

Хорошо начинался первый долгий поход капитана гранта

(1)Хорошо начинался первый долгий поход «Капитана Гранта». (2)С берега долетел звонкий крик:

— (3)Папа, смотри, старинный корабль!

(4)У палатки стояли пятеро и смотрели на парусник. (5)Молодые мужчина и женщина и трое ребятишек. (6)Все пятеро замахали «Капитану Гранту», а экипаж помахал им в ответ.

— (7)Собираетесь ночевать здесь?

(8)Мужчина кивнул, а мальчишка радостно крикнул:

— (9)Ага! (10)3а нами завтра дядя Юра приедет!

(11)Маршрут путешественников был извилистый и длинный. (12)В середине дня ветер разгулялся. (13)А ещё через полчаса засвистело совсем по-штормовому, так что пришлось полным курсом уходить за Берёзовый мыс, чтобы переждать непогоду.

— (14)На сегодня всё. (15)Отходились, — сообщил Дед.

(16)Ну что ж, всё так всё. (17)Можно искупаться, поваляться на солнышке, потом покидать мячик, а ближе к вечеру заняться устройством ночлега.

(18)Один за другим ребята поднялись на бугор. (19)3десь опять набросился на них ветер. (20)И только сейчас все заметили, что ветер с едким дымком. (21)И увидели над южным берегом тяжёлые клубы.

— (22)Хорошо, если там людей нет, — тихо сказал Алик.

(23)И вот тогда кто-то (уже и не вспомнить кто) растерянно сказал:

(26)Ярко-жёлтая, как громадный подсолнух, палатка с пятью весёлыми обитателями. (27)«За нами завтра дядя Юра приедет!» (28)3автра! (29)А если сегодня огонь захватит лес, который подходит к самой воде?

— (30)Их, наверно, спасатели снимут. (31)А может, огонь ещё остановится, — нерешительно сказал Алик.

— (32)Может быть, — непонятно откликнулся Дед, ни на кого не глядя.

(33)Всё могло быть. (34)Мог подоспеть десант и остановить огонь. (35)Но мог

не подоспеть и не остановить. (36)Мог подойти спасательный катер, но мог и не подойти. (37)Всё это было неточно. (38)А точно было одно: на том берегу огонь и люди, а на этом парусник «Капитан Грант».

(39)Тогда-то Саня и сказал:

(41)Дед молчал, тиская пальцами худой щетинистый подбородок.

(42)«Он тоже боится», — подумал Кирилл.

— (43)Какие мы дружные, — вдруг проговорил Валерка Карпов. — (44)Даже боимся все вместе.

(45)И тогда Саня Матюхин заговорил снова:

— (46)Давайте бояться на ходу. (47)А то пока здесь сидим, те голубчики могут поджариться.

(48)Дед наконец сказал:

— (49)Не имею права, ребята. (50)Не имею права выходить с вами в такой свистодуй.

— (51)Не на прогулку же! — громко удивился Алик. — (52)Там же люди!

(53)Дед посмотрел на Кирилла и тихо спросил:

— (55)Я? — испугался Кирилл.

— (56)Мне при такой качке не устоять, нога разболелась.

(57)Вот тогда Кириллу стало по-настоящему страшно. (58)Холодно даже. (59)Будто ветер повеял осенью. (60)Кирилл нагнулся и начал зябко растирать ноги от щиколоток до колен. (61)Он тёр, тёр и на Деда не смотрел. (62)А Дед ещё тише сказал:

(64)Кирилл выпрямился. (65)Страх отпустил его, стало спокойнее.

(По В. П. Крапивину)

Задание 5. Из предложений 1-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В именах прилагательных, образованных от имён существительных с основой на -Н, пишется две буквы Н».

С -НН- пишутся прилагательные, если суффикс -н- присоединяется к основе существительного, заканчивающейся на «н».

(1)Хорошо начинался первый долгий поход «Капитана Гранта». (2)С берега долетел звонкий крик:

— (3)Папа, смотри, старинный корабль!

(4)У палатки стояли пятеро и смотрели на парусник. (5)Молодые мужчина и женщина и трое ребятишек. (6)Все пятеро замахали «Капитану Гранту», а экипаж помахал им в ответ.

— (7)Собираетесь ночевать здесь?

Прилагательное старинный образовано от существительного старина с помощью суффикса -Н (старин-а + -ный), пишем НН.

Тест по литературе (7 класс) на тему:
Тест по роману Ж.Верна Дети капитана Гранта»

Вопросы на знание текста. Использовать на уроке внеклассного чтения.

Скачать:

Вложение Размер
zh.vern_deti_kapitana_granta.doc 20 КБ

Предварительный просмотр:

Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

  1. В каком веке происходят описанные в книге события? (19в.)
  2. Сколько детей было у капитана Гранта? (2) Как их звали? (Роберт и Мери)
  3. Как звали капитана Гранта? (Гарри)
  4. О чем мечтал капитан Грант? (О независимости Шотландии)
  5. На что ловили герои рыбу? (На сало)
  6. Что нашли матросы в рыбе-молот? (Бутылку с посланием)
  7. Как они достили из бутылки послание? (Разбили горлышко молотком)
  8. На каких языках были написаны три документа, найденные Гленарваном в рыбе? (На англ., франц., нем.)
  9. Кто оказался лишним на яхте, которая отправилась на поиски капитана Гранта? (Жак Паганель)
  10. Кем был по специальности Жак Паганель? (Географом)
  11. Что он всегда носил с собой? (Телескоп)
  12. Как называлась яхта лорда Эдуарда Гленарвана?(«Дункан»)
  13. Куда намеревался плыть Жак Паганель?(В Индию)
  14. Как назывался остров, на который попал Гарри Грант? ( Табор, или остров Марии Терезы)
  15. За кого вышла замуж Мери Грант?( За Джона Манглса)
  16. Почему книга называется «Дети капитана Гранта»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» позволит проверить знания учащихся 10 класса, вызвать интерес к более детальному чтению художественного произведения, подг.

Тест по литературе по роману И.А.Гончарова «Обломов» для учащихся 10 класса.

Тест из 18 вопросов с открытыми вариантами ответов. Можно использовать на этапе обобщния по теме или на предметной неделе.

включает тестовые задания и задание с развернутым ответом.

Тест для обобщающего урока по роману «Преступление и наказание».

Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» поможет учителю при проведении вводных или итоговых уроков, поможет выявить степень подготовки или степень усвоения материала.

Данный тест содержит вопросы по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Может быть использован в качестве проверочной работы после изучения романа на уроках литературы в 11 классе.

Хорошо начинался первый долгий поход капитана гранта

вопросе. А может быть, Кириллу это показалось. Но ответил он серди-
то: — А кто придумал, что человека нельзя пожалеть? Если один раз
человек не выдержал, разве его нельзя простить? — Ну почему? Можно. — И дело не только в Чирке. Еще мать у него. — Я понимаю. — Ничего ты, Женька, не понимаешь,- сказал Кирилл.- Потому что
у тебя нет брата. — Я же не виновата, что нет,- ответила она почти шепотом. — Да ты не обижайся. — Я не обижаюсь,- сказала она обрадованно. Они посмотрели друг на друга и разом улыбнулись. — Про Чирка — никому,- предупредил Кирилл. Женька торопливо кивнула несколько раз. Потом спросила: — А твоему Антошке сколько месяцев? — Три с половиной. — Славный такой. И так песни слушает. Кирилл, а откуда та
песня? Ну, которая «Колыбельная». Она же не колыбельная в самом
деле. — Так, просто песня. — небрежно сказал Кирилл. И сразу вспом-
нил тот котел из ветра и волн, и вырастающую на глазах гранитную
стену с дурацкой надписью «Ура, Маша, я твой», и Митьку-Мауса, пру-
жинисто сжавшегося у бушприта.

Глава девятая
— Боимся, братцы?- спросил Саня Матюхин. Тихо спросил, без
обычной взрословатой нотки. — Будто ты не боишься,- заметил Валерка. — Есть маленько,- согласился Саня. — Я тоже. маленько, — со вздохом сказал Митька-Маус. Остальные промолчали.
. Когда в тросах стоячего такелажа начинает ровно и тонко
свистеть ветер, это значит — сила его достигла шести баллов. На мач-
тах спортивных гаваней поднимают черные шары: сигнал, что парусным
шлюпкам и яхтам не следует соваться на открытую воду. Конечно, слу-
чается парусникам ходить и при таком ветре и покрепче, но дело это
связано с риском. Все тут зависит от умения экипажа и надежности
судна. Сейчас ветер не свистел, а выл, тросы гудели, а по озеру шли
рядами пенные валы. Когда твое судно укрыто за надежным мысом и прочно стоит на
двух якорях, а сам ты смотришь на взбесившееся озеро с гранитного
валуна, который неподвижно пролежал на берегу миллион лет и пролежит
еще столько же, волны и ветер кажутся нестрашными. Даже интересно
смотреть. Интересно, если знаешь, что тебе не надо выходить под па-
русом вон туда, на середину, где нет ничего, кроме свиста и дыбом
встающей воды. Впрочем, можно было и не выходить. Но ветер, плотный и душный,
приносил с другого берега запах гари, а над зубчатой кромкой леса
вставал желтоватым длинным облаком дым. Лес горел, и огонь, видимо,
шел к озеру широкой полосой. Он мог перерезать дороги. А на той сто-
роне, на крошечном выступе берега, среди сосен и валунов, стояла
желтая палатка. Палатку не было видно отсюда, но ребята знали, что она там. Ку-
да ей деться? Утром, когда еще не свистело так по-сумасшедшему, а дул нор-
мальный ветер в три балла, «Капитан Грант» шел курсом крутой бакштаг
вдоль южного берега. Здорово шел. Были поставлены все паруса, даже
летучий кливер. Бурлила за кормой струя, трепетал под гафелем оран-
жевый флаг, а Митька-Маус сидел на носу и пел страшным голосом пи-
ратскую песню: «Дрожите, лиссабонские купцы. » Июльское солнце было ясное, вода синяя, почти как на море, а
леса стояли спокойные и не чуяли беды. Хорошо начинался первый долгий поход «Капитана Гранта». И толь-
ко одно было плохо: несколько дней назад поссорились неразлучные Юр-
ки. Что у них случилось, никто не знал. Ссорились они сдержанно: го-
ворили друг другу «спасибо» и «пожалуйста», если делали что-то вмес-
те, но друг на друга не смотрели. И, если не было общего дела, тут
же расходились. Когда люди ругаются, обвиняют друг друга, можно во всем разоб-
раться и помирить их. А если вот так, молча и спокойно? Накануне похода Дед не выдержал. — Да что у вас стряслось?!- заорал он.- Лучше бы уж разодра-
лись! Всю душу измотали! Юрка Сергиенко надул губы, ссутулился и отошел в сторону. Юрка
Кнопов угрюмо глянул на Деда и шепотом спросил: — Как это мы будем драться? — Не возьму в поход, — в сердцах сказал Дед. — Разве мы что-нибудь не так делаем?- по-прежнему шепотом спро-
сил Юрка Кнопов. Он и тут по привычке сказал не «я», а «мы». Дед
плюнул. А чуть позже сказал Кириллу: — Черт с ними. Может, в походе у них все наладится. Кирилл кивнул. Сейчас, когда шли вдоль берега. Юрки работали на подветренных
шкотах стакселя и кливера. Хорошо работали — паруса, налитые ветром,
стояли не шевелясь и не вздрагивая, хотя ветер был не очень ровный.
Сидели Юрки рядом, но, как и прежде, было между ними молчание. Кирилл стоял у штурвала, смотрел на них и думал, что так ссо-
рятся, видимо, очень крепкие друзья. Продолжают любить друг друга,
мучаются, а чего-то простить друг другу не могут. Но все равно они
счастливые. Все люди счастливые, у кого есть такая дружба. Ведь не
навсегда же Юрки поссорились! Не может быть, чтобы навсегда. Справа была открытая вода, слева-близкий берег. С берега доле-
тел звонкий крик: — Папа, смотри, старинный корабль! Кирилл глянул налево и увидел среди сосен желтую палатку. Она
не была еще натянута как надо. У палатки стояли пятеро и смотрели на
парусник. Молодые мужчина и женщина и трое ребятишек: мальчик ростом
с Митьку, девочка чуть поменьше и карапуз примерно полутора лет. Крикнул, кажется, мальчишка — забавный такой пацаненок в длин-
ной, как платьице, тельняшке, подпоясанной флотским ремнем. Видимо,
он был моряк душой и телом и при появлении белопарусного чуда заго-
релся радостью и восхищением. Все пятеро замахали «Капитану Гранту», а экипаж помахал им в
ответ. Мужчина схватил с валуна кинокамеру и, не подворачивая брюк,
прыгнул в воду, пошел навстречу паруснику, чтобы снять поближе. Митька гордо встал на носу и скрестил руки. На поясе у него
красовался надутый круг из красной резины, а от круга, словно длин-
ный хвост, тянулся к мачте страховочный трос. Митьку, однако, это не
смущало. — Адмирал Нельсон,- сказал Дед Митьке, а у туристов громко
спросил:- Собираетесь ночевать здесь? Мужчина, не отрываясь от камеры, кивнул, а мальчишка крикнул: — Ага! За нами завтра дядя Юра приедет! — С костром поосторожнее,- предупредил Дед. У него было удосто-
верение общественного инспектора лесной охраны. — Все будет в порядке, кэп! — откликнулся мужчина.- Огонек мы у
самой воды разведем, ненадолго! «Капитан Грант», кренясь и оставляя бурунный след, прошел мимо
желтой палатки и ее обитателей. И скоро про нее забыли. Маршрут путешественников был извилистый и длинный: с заходом в
Камышиную бухту, со стоянкой у Плоского острова, где водились вели-
колепные раки. Раков наловили, но варить не стали: Митька их пожалел
и выпустил. Тогда хотели сварить на обед Митьку, но передумали и
приготовили кашу с консервами. В середине дня ветер зашел к югу и разгулялся так, что Митьку
на носовой палубе стало захлестывать пеной. Убрали топсель и летучий
кливер. А еще через полчаса засвистело совсем по-штормовому. Приш-
лось убрать грот и бизань и полным курсом уходить под стакселем и
клиеером за Берёзовый мыс (где не росло ни одной берёзы, а стояли
редкие сосны и щеткой поднимался хвойный молодняк). За высоким горбатым мысом было спокойно, хотя наверху шумел и
раскачивал сосны ветер. «Капитан Грант» чиркнул килем по дну, и Дед
скомандовал убрать последние паруса. Потом ребята забросили на берег
два якоря и выбрались на сушу сами. Земля была твердая и надежной. Пахло теплой хвоей. На лужайках
блестели искорками слюды гранитные валуны. Трава между ними была ма-
ленькая, словно прижатая к земле, густо пересыпанная сухими сосновы-
ми иголками. На ней темнели угольные проплешины-следы старых кост-
ров. — На сегодня, кажется, все. Отходились,- сообщил Дед. Ну что ж, все так все. Можно искупаться в прогретой бухточке с
песчаным дном, поваляться на солнышке, потом покидать мячик, а ближе
к вечеру заняться устройством ночлега. Они неторопливо натянут ста-
ренькую Дедову палатку, разожгут у воды осторожный маленький костер,
сварят ужин. Дед возьмет обшарпанную гитару и споет несколько ту-

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector