Диктант по русскому языку поход в лес

В лесу часто возникают пожары. Ещё не успеет растаять снег, а лучи солнца уже касаются сухих кочек с прошлогодними листьями, хвоей, мхом. Всё это очень легко воспламеняется.

При пожаре загорается хворост, валежник. Стоит коснуться искре, вспыхивают и горят с треском кусты можжевельника, молодые ёлочки и сосенки, которые только подрастают. Огонь перебрасывается на низкие ветви взрослых елей и поднимается до самых вершин.

На месте пожара остаются обгорелые деревья, выжженная молодая поросль, сгоревшие ягодники, медоносы, лекарственные растения. Пожарища бедны птицами, животными и долгие годы представляют собой пустыню.

Почти все пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнём. Это костёр, который забыли потушить. Это спичка, которую случайно бросили. Нужно беречь лес от огня! (110 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант
Из 4-го предложения выпишите грамматическую основу
Процент Процент
проверяемые безударные гласные
проверяемые согласные
сочетания ЖИ/ШИ, ЧА/ЩА
разделительный Ь
Ь после шипящих на конце слов
корни с чередованием РАСТ/РАЩ/РОС
корни с чередованием КАС/КОС
корни с чередованием Г АР/ГОР
правописание приставок
-ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах
НЕ с глаголами
НЕ с прилагательными
Н и НН в прилагательных
написание сложных слов
раздельное написание предлогов

ГЛАГОЛ (23 ч + 5 чР)

Результаты обучения. Личностные:осознание лексического играмматического богатства русского языка, ответственности за на-писанное; интерес к изучению языка; стремление к речевому со-вершенствованию; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, пред-ставленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменно-го общения изученных орфографических правил; определение по-следовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; осуществление самостоятельного поиска информации с использованием Интернета; преобразование визуальной информа-ции в текстовую; свободное изложение мыслей с учётом речевой ситуации в письменной форме; владение диалогом этикетного вида, разными видами чтения и аудирования; преобразование воспри-нятой на слух информации в письменную форму; предметные:

знания о глаголе как о части речи (характеристики глагола позначению, морфологическим признакам и синтаксической роли), особенностей спряжения разноспрягаемых глаголов, особенностей переходных и непереходных глаголов, содержания понятия накло-нение глагола, об изменении глагола по наклонениям, о раздель-ном написании частицы бы (б) с глаголами, об условиях употреб-ления буквы ь на конце глаголов в повелительном наклонении, об употреблении форм одних наклонений вместо других, об осо-бенностях безличных глаголов, порядка морфологического разбо-ра глагола, условий выбора гласных букв в суффиксах глаголов

-ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-); умения определять формы, в которыхупотреблены разноспрягаемые глаголы, распознавать переход-ность / непереходность глаголов, исправлять ошибки в употребле-нии возвратных глаголов, распознавать глаголы в изъявитель-ном, условном и повелительном наклонении, различать глаголы 2-го л. мн. ч. в изъявительном и повелительном наклонении, пра-вильно писать слова с изученными орфограммами и графически обозначать условия выбора написаний, употреблять инфинитив в значении повелительного наклонения, распознавать и употреблять безличные глаголы, выполнять морфологический разбор глагола, создавать сочинение-рассказ по сюжетным рисункам, пересказы-вать исходный текст от лица героя, создавать текст сочинения-повествования с включением рассказа на основе услышанного.

Урок 167. Повторение изученного в 5 классе (§ 88)

Ц е л и у р о к а: актуализировать имеющиеся знания о глаголе как части речи; развить представление о грамматическом значе-нии глагола; закрепить правило написания безударных гласных

в личных окончаниях глаголов, правило выбора буквы ь в гла-голах на -тся и -ться.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД.Целеполагание. Самоанализ. Познавательные УУД. Построение рассуждений. Поиск материала в учебной литературе. Коммуни-кативные УУД. Участие в диалоге.

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая разминка.И г р а «Антидиктант».Класс делится на команды и переписывает текст, делая

в нём возможные орфографические ошибки. Побеждает команда, которая запишет текст с наибольшим числом орфографических ошибок (описок быть не должно, только возможные ошибки!).

Это с нашего двора Носят прыгалки в кармане,

Чемпионы, мастера Скачут с самого утра.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Диктант по русскому языку поход в лес

учитель русского языка и литературы

Белозерова Валентина Александровна

г. Березники, 2013

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса 20122013учебный год

Встреча в тайге.

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте орфограмму.

2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) кустарника».

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О — Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте орфограмму.

2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».

3. Произведите морфологический разбор слова «срывал».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса 20122013 уч.год.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.

Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом.

Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

1. Выписать из текста три личных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.

2. Синтаксический разбор предложения:

Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой.

3. Разбор по составу слова: разгоралась, наслаждались, радостное.

1. Выписать из текста два указательных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.

2. Синтаксический разбор предложения:

Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом.

3. Разбор по составу слов: подгорела, счастливые, расположились.

Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса 20122013 уч.год

Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями. Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось, это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.

Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее.

1. Разбор по составу слов: проносились, заполненное, покачивая.

2. Морфологический разбор слова «нарисованными».

3. Синтаксический разбор предложения:

1. Разбор по составу слов: оказавшись, нарушаемой, поразил.

2. Морфологический разбор слова «отшлифованными».

3. Синтаксический разбор предложения:

Слева она увидела…

Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса 20122013 уч.год.

Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.

Сосновые сухие ветки леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка тянуло по лесу сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта удивительная чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.

1.Произвести синтаксический разбор предложений:

Песчаные косы… Каждая сухая ветка…

2. Выписать из этих предложений 2 подчинительных словосочетания и разобрать их.

3. Объяснить правописание н-нн в словах: песча(н,нн)ые, перевея(н,нн)ые, повале(н,нн)ые, окруже(н,нн)о.

Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса 20122013 уч.год

Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.

Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую.

(По И. Бильфельду)

Фонетический разбор слова «хлестнув».

Морфемный разбор слов: продвигаемая, вырисовывается, застывая.

Синтаксический разбор предложений:

Итоговый контрольный диктант за курс 10 класса 20122013 уч.год.

Под лёгким дуновением взволнованного ветерка море вздрагивает, покрывается мелкой нечаянной рябью, ослепительно ярко отражающей солнце, и улыбается голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носится весёлый плеск волн, взбегающих на пологий берег песчаной косы. Всё наполнено живой, невиданной радостью: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат, раскалённый воздух и жёлтый песок. Узкая длинная коса, вонзённая острым шпилем в бескрайнюю пустыню воды, играющей солнцем, теряется там, где знойная мгла прячет землю. В этот день даже чайки истомлены зноем: с раскрытыми клювами и опущенными крыльями они сидят на песке или лениво качаются на волнах.

Вот солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны, играя весело, шумно, а иногда мечтательно, лениво плещутся о берег. Сквозь их шум до берега долетают не то кем-то оброненные слова, не то куда-то зовущие крики.

Вот солнце садится, на жёлтом горячем песке лежит розоватый отблеск его лучей. Всё готовится к ночному покою: и жалкие прибрежные кусты, и перламутровые облака, и волны, взбегающие на берег. Одинокий огонь костра, зажжённого путником-бессребреником, то ярко вспыхивает, то угасает. Ночь ложится желанной прохладой на море, посеребрённое луной, и синее небо, усеянное звёздами, шатром защищает землю.

Выписать из 2 предложения 2 подчинительных словосочетания и разобрать их.

Синтаксический разбор предложений:

Узкая длинная коса…

В этот день даже чайки…

Итоговый контрольный диктант за курс 11 класса 20122013 уч.год.

Уже в сумерках стал наконец надвигаться своей чернотой остров, как будто насквозь просверленный у подножия красными огоньками, ветер стал мягче, теплей, по волнам, переливавшимся, как чёрное масло, потекли золотые удавы от фонарей пристани. Потом вдруг загремел и шлёпнулся в воду якорь, наперебой понеслись отовсюду яростные крики лодочников, и сразу стало на душе легче, ярко засияла кают-компания, захотелось есть, курить, двигаться. Через десять минут семья из Сан-Франциско сошла в большую барку, через пятнадцать ступила на камни набережной, а затем села в светлый вагончик и с жужжанием потянулась вверх по откосу. Сладко пахнет в Италии земля после дождя, и свой, особый запах есть у каждого её острова!

Остров Капри был сыр и темен в этот вечер. Но тут он на минуту ожил, кое-где осветился. На верху горы уже опять стояла толпа тех, на обязанности которых лежало достойно принять господина из Сан-Франциско. Были и другие приезжие, но не заслуживающие внимания: несколько русских, поселившихся на Капри, неряшливых и рассеянных, в очках, с бородами, с поднятыми воротниками стареньких пальтишек, и компания длинноногих круглоголовых немецких юношей в тирольских костюмах и с холщовыми сумками за плечами, не нуждающихся ни в чьих услугах и совсем не щедрых на траты.

Господин из Сан-Франциско, спокойно сторонившийся и тех, и других, был сразу замечен. Ему и дамам торопливо помогли выйти, перед ними побежали вперёд, указывая дорогу. Всё было похоже на то, что это в честь гостей из Сан-Франциско ожил каменный сырой городок на скалистом островке в Средиземном море, что это они сделали таким счастливым и радушным хозяина отеля и только их ждал китайский гонг, завывавший по всем этажам сбор к обеду, едва вступили они в вестибюль.

Выписать из 2 предложения 2 подчинительных словосочетания и разобрать их.

Синтаксический разбор предложений:

Через десять минут…

Список использованной литературы

Диктанты: Тренинг и контроль: Книга для учителя 5-11 классов. М.: Материа Альфа, 2003.

Диктанты, изложения, тренировочные упражнения. 5-11 классы. Авт.-сост.Гринин Л.Е., Кочетов Н.С. Издательство «Учитель», 2008.

Диктанты по русскому языку для 5-11 классов. Минск: Юнипресс, 2002.

Статья написана по материалам сайтов: www.slavkrug.org, cyberpedia.su, doc4web.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector