Араповские пещеры в тульской области

Второй вход нашли опять же с трудом. Где-то в поле, кое как поймали интернет и стали читать отчеты людей.

Ко второй поездке я готовилась, все вычитывала, высматривала фотография, скачала карту ходов на телефон и описание как идти. Этого оказалось мало.

Речка глубокая, в брод только в охотничьих сапогах. Вдоль всей реки много поваленных бобрами деревьев. Ищите наиболее удобное для вас и вперед.

Гремячевские (Араповские) пещеры

200 м.

  • Ширина ходов: 1 м.
  • Средняя высота потолка:

    2 м.

  • Вмещающие породы: кварцевый песчаник
  • Год открытия:

    1849

  • Число входов: 2
  • Доступность для посетителей: открыты для посещения
  • Пещеры находятся в Новомосковском районе Тульской области в шести километрах от населенного пункта Гремячее. Они расположены на левом берегу реки Тетяковка (экс-Араповка), за что иногда называются Араповскими.

    Вход в главную часть представляет собой отверстие высотой около 1 метра и шириной в 50 сантиметров. Коридор под наклоном уходит вглубь, заставляя пригибаться, однако затем высота потолка выравнивается, позволяя идти в полный рост. Второй вход находится в 0,45 километрах вверх по течению реки. Он относится к обособленной пещере длиной 10 метров.

    Строение Гремячевских пещер представляет собой сеть прямых коридоров шириной 1 метр и высотой около 2 метров. Из-за такого расположения катакомбы отлично вентилируются естественным путем. Некоторые из коридоров заканчиваются нишами и кельями. Многие из залов не сохранились – засыпаны обвалами. Из доступных для обзора – несколько келий площадью 4 квадратных метра, комната 2 на 5 метров с высотой потолка 3 метра.

    Существует несколько гипотез относительно истории Гремячевских пещер. Согласно одной из них, здесь жили древние люди. Вторая утверждает, что искусственные ходы были частью укрепления старой Гремячей крепости, служили средством отступления при нападении противника и входили в часть местной оборонительной черты. Третья же соотносит дату образования пещер с деятельностью крестьянина Якова Павлова, который в 1849 году вместе с товарищами начал рыть пещерный комплекс наподобие того, что был Киево-Печорской лавре.

    Некоторые историки полагают, что самобытная церковь быстро стала популярной в округе. Из-за этого священник храма села Гремячее подал жалобу губернатору об оттоке прихожан. По другой версии, катакомбы облюбовали приверженцы секты «Хлысты», которые не признавали икон. Как бы там ни было, в 1856 году выходит приказ об уничтожении пещер.

    Неизвестно, что послужило причиной завала и разрушения большей части пещерного комплекса – взрывные работы или вырубка деревьев на обрыве, подмыв реки, наносы песка, — но до наших дней сохранилось чуть больше 200 метров коридоров. В некоторых местах стены закопчены и оставлены надписи о бывших посетителях. Это не добавляет пещерам привлекательности, поэтому относитесь с уважением к памятнику истории 19 века.

    Как добраться

    На автобусе

    От Новомосковска ходят автобусы в сторону Гремячего. Нужно сойти в деревне Березовка, откуда около 3 километров пешком до Тетяковки. Как вариант – можно доехать на велосипеде.

    На машине

    Доехав на машине до дальней части Тетяковки, припаркуйтесь и, преодолев 1 километр по полю, выйдете к пещерам.

    Другой вариант – найти дорогу на Б. Стрельцы, которые находятся за Тетяковкой. От нее отходит грунтовка до берега реки. В сухую погоду дорогу можно преодолеть на внедорожнике.

    Координаты GPS:

    Обособленная келья: N 54° 04′ 50,5059″ E 38° 38′ 43,2666″

    Главный вход: N 54° 04′ 37,3282″ E 38° 38′ 52,9357″

    Араповские пещеры (Араповский подземный монастырь)

    Араповские пещеры

    Араповские пещеры Россия, Тульская область, Новомосковский район N 54 04.845 E038 38.632, N 54 04.614 E038 38.768 Новомосковский р-н, д.Тетяковка (бывшая Араповка). Из Кимовска выезжаем на Р-114, едем до поворота на Берёзовку (направо). По этой дороге проезжаем через д.Берёзовка, едем, проезжаем через овраг. После подъёма перекрёсток у водонапорной башни. Влево – дорога в д.Тетяковка, мимо красного кирпичного строения. От дальнего края деревни до пещёр по полю вдоль реки 700/1100м. Но лучше проехать дальше поворота на Тетяковку, дорога заворачивает направо, и через 50м поворот налево на Б Стрельцы. Эта дорога идёт вдоль реки на расстоянии 1.5 км. Можно будет съехать с неё налево и по грунтовке через поле подъехать довольно близко к реке. Дальше нужно только переправиться на другой берег. Можно подобраться к пещере со стороны с.Гремячее, тогда нужно по Р-114 ехать до Мирного и направо через Гремячее. Пещеры находятся на берегу реки Тетяковка (бывшая Араповка). Существует 2 пещеры: первая – «отшельническая келия», находится в 700м от деревни. Расположена в хорошо заметном выходе песчанника, представляет собой понор длиной 6м с ответвлением 2м направо от входа. Вход шириной 1м, высотой 1.5м. Справа от входа в песчаннике есть грот 2х2м.

    Вторая пещера «монастырь», находится на расстоянии 450м от первой вниз по течению. Склон у входа обрушен. У основания склона расположен вход – дыра шириной 0.5м высотой 1м. Когда-то высокий, замыт и засыпан землёй. Через пару метров глина и земля заканчиваются, высота хода повышается. Пещера представляют собой систему геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки. Есть несколько «келий» 2х2м и «церковь» 2х6м с потолком 3м. Большинство ходов шириной 1м, высотой 2м. Центральный штрек заканчивается серией засыпаных лазов и обвальных залов.

    Известные публикации:

    • А.ГРЕЧЕНКО, младший научный сотрудник филиала ГИАП; В.ПРОХОРОВ, Ю.ДОЛОТОВ, студенты филиала МХТИ. // ЕЩЕ РАЗ ОБ АРАПОВСКИХ ПЕЩЕРАХ. Новомосковская правда 05.01.1976
    • А.В.Лысенков. Араповский пещерный монастырь. С.66 // Вопросы Археологии и Истории верхнего Поочья. Калуга 1989.
    • О.Н.Заидов, А.Н.Филатова. Араповские пещеры — мифы и реальность. С. 198 // Спелестологический ежегодник РОСИ 2000. Москва. 2001.

    Выдержки из публикаций:

    Наиболее полно обоснована «культовая теория» возникновения пещер. Пещеры начали копать в 1849 году крестьяне Староказачьей слободы села Гремячее. Работу начал, набожный Яков Павлов, одержимый мыслью создать монастырь, подобный Киево-Печерской лавре. К нему присоединились другие крестьяне. На богослужение в пещеры приходило больше людей, чем во все церкви Гремячевского прихода. Церковные доходы падали. Началось расследование, предпринятое по приказу губернатора и Тульской духовной консистории. 12 марта 1856 года консистория приказала уничтожить пещеры, запретив их дальнейшую копку и хождение к ним народа. Формальным поводом послужило подозрение, в основание секты Хлыстов в пещерах. Но наличие икон, по свидетельству очевидцев 19 века, опровергает эту версию. По всей видимости, копание пещер продолжалось до конца 19 века.

    Сейчас трудно судить об истинном размере пещер, потому что часть ходов обвалилась, а в других обнаружены значительные наносы песчаника, связанные с весенними половодьями. Во время анализа старинных планов удалось выяснить, что благодаря эрозии и подмыву берега ручьем привходовая часть пещер была уничтожена. Это хорошо заметно по вогнутой береговой линии в месте нахождения пещер.

    ЕЩЕ РАЗ ОБ АРАПОВСКИХ ПЕЩЕРАХ

    В нашей области внимание спелеологов-любителей привлекают Араповские пещеры и Веневские каменоломни.

    В Веневских каменоломнях добывали камень для строек Тулы, Венева, окрестных деревень и сел. Большинство церквей Тульской губернии было построено из этого камня. При беседе с жителем села Бяково Иваном Емельяновичем Савиновым выяснилось, что каменоломни принадлежали князю Черкасову. А во второй половине 19 века их купил граф П. П. Бенексин.

    В каменоломнях работали крестьяне. Добыча камня являлась семейной традицией. Девятилетним И. Е. Савинов стал помогать своему отцу (в 1912 году). Работы велись при слабом свете керосиновых коптилок.

    В настоящее время каменоломни представляют собой сильно разветвленную сеть ходов, местами обвалившихся. Здесь были найдены глиняные горшки и подковы. Точно установить время начала разработок не удалось, но по размерам натечных образований, которые являются результатом отложения солей из воды, его следует отнести на несколько столетий назад.

    Интересна история Араповских пещер. Они находятся рядом с деревней Араповка Новомосковского района, в основании обрыва из мягкого песчаника, на берегу речушки Араповки.

    Новомосковская секция спелеологов исследовала сеть ходов, которые отходят от центрального коридора влево и вправо, образуя лабиринт с многочисленными тупиками. Отдельные коридоры заканчиваются комнатами. В одной из них был разбит лагерь. Здесь размещались на ночлег до 15 человек.

    Пещеры представляют собой систему геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки.

    Возникает много споров в связи с появлением пещер. Одни считают, что пещеры служили жилищем людям каменного века, другие придают им оборонное значение с той поры, когда село Гремячее было крепостью на границе русского государства (в XV— XVI веках).

    Однако ни та, ни другая теории не могут быть правильными. На стенах пещеры четко видны следы от железных лопат, которыми люди каменного века не работали. А документов, подтверждающих использование пещер в военных целях, обнаружить не удалось.

    Наиболее полно обоснована “культовая теория” возникновения пещер. Ее подтверждают исследования сотрудника музея Л. П. Смирнова. Кроме того, в Тульском областном архиве И. М. Рудневым и А. А. Петуховым найдено “Дело об уничтожении пещер, вырытых близ деревни Тетяковки Веневского уезда казенными крестьянами для уединения богомолия”, начатое Тульской духовной консисторией 20 сентября 1855 года и оконченное 12 сентября 1856 года.

    Интересна статья А. И. Миловидова “Село Гремячее и гремячевская церковь до Петра Великого”, опубликованная в “Тульских епархиальных ведомостях” за 1894 год. Из этих документов следует, что пещеры начали копать в 1849 году крестьяне Староказачьей слободы села Гремячее.

    Работу начал, набожный Яков Павлов, одержимый мыслью создать монастырь, подобный Киево-Печерской лавре. К нему присоединились другие крестьяне. В это время становится популярной религиозная секта “хлыстов”. На богослужение в пещеры приходило больше людей, чем во все церкви Гремячевского прихода. Церковные доходы падали.

    Началось расследование, предпринятое по приказу губернатора и консистории. Скоро губернатор написал Тульскому епископу рапорт: “Веневский исправник вследствие отношения ко мне вашего преосвещенства от 20.X.1855 года № 7577 донес об осмотре им пещер, открытых в Веневском уезде. ” 12 марта 1856 года консистория приказала уничтожить пещеры, запретив их дальнейшую копку и хождение к ним народа.

    Л. П. Смирнов считает, что в рапорте Иоана Гремячевского Тульскому епископу размеры пещер приуменьшены. Сейчас трудно судить об истинном их размере. Секцией спелеологов сделана топографическая съемка (на снимке) лишь небольшой части пещер, потому что часть ходов обвалилась, а в других обнаружены значительные наносы песчаника, связанные с весенними половодьями. Попытка расчистить отдельные завалы не удалась. Работа оказалась настолько трудоемкой, что без специального снаряжения это сделать сложно.

    А. ГРЕЧЕНКО , младший научный сотрудник филиала ГИАП;
    В. ПРОХОРОВ,
    Ю. ДОЛОТОВ, студенты филиала МХТИ.

    Новомосковская правда 5.01.1976 Оригинальная статья

    Араповские пещеры находятся рядом с деревней Араповка Новомосковского района, в основании обрыва из мягкого песчаника, на берегу речушки Араповки. Сеть ходов отходят от центрального коридора влево и вправо, образуют лабиринт с многочисленными тупиками. Отдельные коридоры заканчиваются комнатами. Пещеры представляют собой систему геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки.
    Возникает много споров в связи с появлением пещер. Одни считают, что пещеры служили жилищем людям каменного века, другие придают им оборонное значение с той поры, когда село Гремячее было крепостью на границе русского государства (в XV— XVI веках).
    Однако ни та, ни другая теории не могут быть правильными. На стенах пещеры четко видны следы от железных лопат, которыми люди каменного века не работали. А документов, подтверждающих использование пещер в военных целях, обнаружить не удалось.
    Ещё версия, что пещеры начали копать в 1849 году крестьяне Староказачьей слободы села Гремячее.
    Работу начал, набожный Яков Павлов, одержимый мыслью создать монастырь, подобный Киево-Печерской лавре. К нему присоединились другие крестьяне. В это время становится популярной религиозная секта “хлыстов”. На богослужение в пещеры приходило больше людей, чем во все церкви Гремячевского прихода. Церковные доходы падали.
    Началось расследование, предпринятое по приказу губернатора и консистории. Скоро губернатор написал Тульскому епископу рапорт: “Веневский исправник вследствие отношения ко мне вашего преосвещенства от 20.X.1855 года № 7577 донес об осмотре им пещер, открытых в Веневском уезде. ” 12 марта 1856 года консистория приказала уничтожить пещеры, запретив их дальнейшую копку и хождение к ним народа. Формальным поводом послужило подозрение, в основание секты Хлыстов в пещерах. Но наличие икон, по свидетельству очевидцев 19 века, опровергает эту версию. По всей видимости, копание пещер продолжалось до конца 19 века.

    Итак:
    Зимним субботним утром выехали мы из нашей столицы по направлению М4. Местом сбора была заправка после МКАД. Сотрудник известной всем организации, увидев наш сбор не выдержал и не поленился перейти дорогу и узнать что же случилось. Подошел он со словами — «Вы, что кого то убили?»
    Дело в том что наша компания оказалась изрядной по количеству людей и машин. Колонна состояла из 11 машин,
    не трудно представить сколько было народу. Трасса была сухой, машин мало, да и погодка радовала солнышком. Настроение было отменным. о дороге к пещерам было решено заехать посмотреть полуразрушенную церковь Михаила Архангела, та которая славиться своим ангелом на крыше. Церковь
    сохранилась довольно таки не плохо, отдельно стоит колокольня, колоколов ясный пень — нету. Внутри церкви, добрая душа
    сделала аля полочка под иконы, стоят свечи, а в бутылках что-то маслообразное. Скорее кто-то следит, т.к. мусора и
    следов гопников особо нет — что радует. За церковью кладбище, честно года не смотрела, но есть свежие памятники.
    С другой стороны остатки склепа. Когда мы приехали — там соображали на троих, увидев нас — троица быстро исчезла. По
    легенде во время войны в этом склепе была организована мини хлебопекарня(если я верно запомнила, что сказала Фрида). Колокольня стоит аккурат напротив церкви. Справа в основании колокольни есть проход, в котором остатки винтовой лестницы. Не могли не воспользоваться этим случаем и полезли на колокольню. Подниматься на ощупь оказалось проще,чем спускаться. Фонари остались мирно лежать в машинах ждать пещер.
    С высоты открывается неплохой вид. С одной стороны безкрайние поля, а с другой местная деревушка. Не подалеку стоит
    местная библиотека фоток оной к сожалению нет. Библиотека состоит из 4-х стеллажей книг.
    После осмотра двинулись дальше. По дороге была остановка в местном магазине. Подъезжая к нему из раций доносилось —
    УРА. ВОДКА.
    И вот финишная прямая до пещер, по дороге одни беcкрайние поля, так же встретились охотники. По краям полей остатки засохших сорняков, на солнце они казались серебряными, т.к. были во льду. Перед полями оставили легковушку, т.к. движение дальше предстояло по полям, туда смело нырнули на джипах. Прощупав поля поехали резвее. Стоянку устроили на краю оврага. Пока некоторые пере jдевались и разгружались начались гонки по целине (сколько озимов местному колхозу мы попортили?). Далее прогулка была пешей, спускаясь и поднимаясь по оврагам дошли до речки. Половина речки застыла, вторая нет. Перебравшись на другой берег начали искать вход в эти пещеры. Наши труды вознаградились и вот мы уже у входа. Вход напоминает нору/берлогу. Влезть туда особых проблем нет. Уже внутри спокойно передвигались в полный рост. Даже те у кого рост под 2 метра. Вправо и влево расходятся коридоры. Некоторые заканчиваются тупиками, некоторые кельями. В стенах келий есть выступы и углубления. На стенах можно рассмотреть местных обитателей — это насекомые. Хотя в конце одного коридора нашлась и более крупная обитательница — летучая мышка. Были проходы, через которые проползали по-пластунски. Ни см в сторону, голову не поднимешь т.к. тут же упираешься в потолок. Немного страшновато было там застрять или оказаться заваленным. В местах обвала образовались купольные комнаты и выходы из них были завалены,так что приходилось выползать на пузе. В пещерах тепло, на улице минус. Выбравшись наружу мы наслаждались горячим чаем с батерами и делились впечатлениями. Далее предстоял пеший путь до машин по бескрайним полям, садилось солнце, нужно было еще найти место для пикника. Уже возле костра и мангалов мы весело обсуждали нашу поездку, наслаждались горячей едой и питьем на морозе. Не санкционировано начались танцы, так что замерзнуть мы не могли ну ни как. В сторону Москвы мы выдвинулись, когда на небе уже горели звезды и светил месяц.

    Араповские пещеры (Араповский подземный монастырь)

    Система подземных пещер, находящаяся рядом с деревней Тетяковка, располагающейся в Тульской области. Название пещерам дало сторое название реки Тетяковка – Араповка.

    Данная статья является ИНФОРМАЦИОННОЙ. Все экскурсии представлены по данной ссылке.

    Пещеры являются рукотворными, вырытыми в одном из склонов реки Тетяковка. Археологи предполагают, что пещеру в 1840 году выкопали монахи для подземных богослужений, но основной церкви не по нраву пришлась эта идея, и в итоге монастырь был уничтожен.

    Храм состоит из ровно вырытых ходов и комнат. В стенках присутствуют боковые ниши и земляные лавки.

    1 — вход в пещеру, 2 -заваленные входы, 3 — молельни, 4 — кельи,
    5 — круглый коридор для крестного хода, 6 — обвалившиеся проходы.

    Пещеры были вырыты сектантом?

    В 1940-х годах крестьянин Яков Павлов захотел вырыть монастырь недалеко от села Гремячее. Делать монастырь ему помогали множество людей, а после постройки в храм стали наведываться множество человек. Но через шесть лет священник из вышеупомянутого села сказал про пещеры Тульскому архиепископу, и ходы в нелегальный храм засыпали.

    Скорее всего, храм вырыли из-за недоверия народа к церкви из-за пьянства местных отцов. Но существует версия, что Яков являлся сектантом из «хлыстов», и поэтому монастырь засыпали.

    Кем являлись «хлысты»?

    «Хлыстами» называли себя христиане, восстающие против церковного учения. Их собственное учение чем-то напоминало лютеранство или кальвинизм эпохи Возрождения: отрицание пышных церковных служений, уничтожение предметов религии (иконы). Название же секты пошло от одного из обрядов, во время которого «хлысты» хлестали себя хлыстами…

    Самый знаменитый сектант-«хлыст» – Григорий Распутин.

    Причина рытья храма.

    Бытовало предположение, что это на самом деле ход из крепости в Гремячем, но в самой крепости следов подземного лаза не обнаружили. Да и остатки предметов в Араповских пещерах указывают на то, что место использовалось в качестве храма. Вырыт же он был по простой причине: на постройку обычного деревянного храма требовалась большая сумма. Например, самый близкий к Тетяковке деревянный храм потребовал затрат на сумму свыше 4 тыс. рублей. Учитывая то, что идея постройки являлась самодеятельностью Якова Павлова и его последователей, дешевле и проще было храм вырыть. Да и посещать церковь было проще, ведь ближайшее место для богослужения находилось в 6 с половиной километрах от деревень Гремячева и Тетяковки.

    Статья написана по материалам сайтов: speleoturism.ru, oouu.ru, pzzzd.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector