Чуйский тракт карта с достопримечательностями на машине

Отчет о путешествии на машине по достопримечательностям Чуйского Тракта. Белокуриха, Бирюзовая Катунь, Тавдинские пещеры, водопады, слияние рек и другие красоты Алтая.

Предисловие

К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.

За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен — Змеиногорск — Белокуриха — Акташ — Кош-Агач — Улаган — Барнаул — Новосибирск — Оскемен) + заезды-разъезды.

Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск — Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем тренировочная трасса», после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.

Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.

Умный в гору не пойдет

Первая наша остановка была в районе Белокурихи. От Змеионгорска до Белокурихи можно проехать через Барнаул по хорошей асфальтированной дороге, а можно как мы, через Краснощеково — по пыльной, почти проселочной дороге. По асфальту дольше километров на 200, по проселке очень пыльно, машину и все содержимое после этого придется мыть.

Обычно в путешествие, заезжая в какие-нибудь города мы пользуемся услугами Booking.com, но у путешествия на машине есть свои плюсы:

  • можно взять палатку и спальники;
  • можно ночевать в любом понравившемся месте;
  • больше свободы;
  • больше ощущений и приключений.

Мы ехали ночью и попали на Белокуриху-2 — это новый горный серпантин с ограничением скорости 20 км.

На горе идет активная стройка. Думаю, скоро там появится туристический комплекс. Асфальт закончился, началась грунтовка. Какое же было наше удивление, когда в свете фар (а было уже около полуночи) мы увидели настоящий Пипелац. Мы сразу поняли, что нам сюда, и разбили лагерь.

Кто-то из фанатов фильма Кин-дза-Дза хорошо постарался: кроме Пипелаца выставлены другие средства передвижения.

Прогулка по Белокурихе-2 будет интересна не только любителям фильма, но и грибникам. Грибов там видимо-невидимо. Мы очень жалели, что путешествие только началось, и грибы нам собирать некуда — не было возможности их переработать. На горе много тропинок для любителей пешей ходьбы, сверху открываются очень красивые виды.

Свежий воздух и интересные развлечения не заставят скучать. Мы, например, поднялись по канатной дороге в Белокурихе.

Вид с канатной дороги

Впечатления от дороги: долго и дорого. Цена: 400 рублей, на горе можно погулять, посмотреть разные скалы, которым местное населения дало красивые названия.

После Белокурихи через Бийск мы выехали на Чуйский тракт — красивейшую дорогу, соединяющую Россию и Монголию. Ее можно подсократить через село Алтайское, но мы научены опытом, поэтому решили ехать в обход. Заехали в село Сростки к памятнику Василию Шукшину.

В Сростках есть парк, посвященный героям произведений Шукшина, дом-музей, в котором он родился, и памятник на горе Пикет. Когда мы собирались ехать, думали, что памятник на горе будет найти не сложно, но оказалось сложно найти саму гору.

Майма — Усть-Сема: 57 км за 3 дня

Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.

На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала «Чертов палец». Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.

Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.

Следующая достопримечательность, которую мы посетили, находится возле базы Бирюзовая Катунь. Хозяева базы построили мост и берут плату по 50 рублей за проезд. Так мы оказались в Тавдинских пещерах.

Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.

Подъем правда резкий

В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.

Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.

Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.

На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.

Чемальский тракт

Чемальский тракт — дорога длиной около 100 км, густонаселенная базами отдыха. Здесь предложат широкий спектр различных услуг: проживания, питания, развлечений. Можно две недели прожить на Чемальском тракте, и каждый день провести по-особому.

Можно оказаться в гуще событий на кемпинге от 200 рублей сутки, можно в домике — от 1800 рублей сутки, можно отдыхать уединенно.

На Чемальском тракте каждый может найти то, что ему по душе.

После села Чемал хорошая дорога заканчивается и, да здравствует Ее Величество, Проселка!

На Катуни много песчаных пляжей, но их манящий песок очень обманчив, у кромки воды пески превращаются в засасывающую жижу, вода леденяще-холодная.

Так получилось, что при планирования отдыха мы думали, что Чемальский тракт нам не очень понравится, и что здесь мы проведем пару дней. Вышло все наоборот. Чемал мы посмотрели за пару часов, а вот с берегов Катуни уезжать не хотелось.

Читали много хороших отзывов о Чемальской ГЭС, но она нас совсем не впечатлила.

Мечтали попасть на остров Патмос, но он был закрыт на месяц. Остров Патмос — небольшой остров на Катуни, к нему ведет длинный навесной мостик вместимостью не более 6 человек. На острове построен храм-монастырь. Он очень маленький и уютный по словам очевидцов, но мы там не были.

Дорога к голубым озерам

За деревней Анос начинается направление к Голубым озерам. Именно направление, потому что дорога заканчивается вместе с асфальтом. Несколько километров нужно преодолеть по грязной и скользкой жиже.

Эти Озера того стоят. В конце лета или в начале осени на реке образуется несколько ярко голубых озер, бесподобно красивых. Их называют «Глазами Катуни». Это те глаза, взгляд которых навсегда остается в памяти.

Чуйский тракт

Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня.

Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.

Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.

На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.

Слияние двух рек

Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.

Памятник Кольке Снегиреву

Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.

Кусочек старого Чуйского тракта

В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.

Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.

Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.

По тропинке на Марс-2

Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.

Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.

А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.

Акташ — Юг Телецкого озера

В селе Акташ есть поворот на Улаган и последняя более-менее приличная заправка. Асфальт заканчивается, начинается гравийная дорога, густо посыпанная булыжниками.

Первая достопримечательность, которая встретится на этом участке пути, это Красные ворота. Здесь когда-то взрывали скальную породу, чтобы проложить дорогу.

Дорога очень красивая и увлекательная, местами даже встречается асфальт. Поднимаемся на высоту 2100 метров. По бочинам растут плодоносящие кедры, можно поесть свежих орешков.

Чулышманская долина

Мы подобрались к изюму нашего путешествия — перевалу Кату-Ярык. Только здесь мы осознали всю глубину песни из фильма «Гардемарины» — про «российскую дорогу, семь загибов на версту». На перевале протяженностью 3,5 км есть семь крутых поворотов. Дорога очень узкая, две машины могут разъехаться только в том случае, если одна из них — «Ока».

Перед поездкой мы прочитали много отзывов об этом перевале и о том, что подняться можно только на полном приводе или хотя бы на заднем. Поэтому, стоя на краю обрыва, колебались около 5 минут, стоит ли спускаться туда на «Оке».

Резкий спуск с Кату-Ярык

11 минут страха, и мы внизу. В ущелье дорога просто жуткая, узкая, каменистая, разогнаться больше 30 км/ч невозможно.

Ночевали мы на базе «Мешке Таш» возле базы «Каменные грибы». Кемпинг стоит 200 рублей, домики — от 700 рублей. Расположение базы очень удобное — по середине между перевалом и Телецким озером, напротив базы «Каменные грибы». В двух киометрах от базы есть тропинка на водопад Учар.

Заплатив лодочнику 500 рублей за лодку (туда и обратно), можно побывать на Каменных грибах и водопадах. Некоторые экономят деньги и посещают оба места за один раз, но тогда не получается экономить силы.

Подъем к грибам достаточно крутой и затяжной, тропинка на грибах узкая и сыпучая. На посещение грибов у нас ушло около трех часов спокойной неспешной прогулки. Водопад мы оставили на следующий день.

Дорога к водопаду

К водопаду по камням и отвесной скале ведет очень живописная тропа. Дорога туда-обратно у нас заняла восемь часов — целый день. По пути встречаются несколько водопадов.

Готовясь к поездке, читая отзывы и изучая фотографии Учара, мы не понимали, почему всем так нравится. И только побывав там, мы поняли, что фотографии не передают и 10% всей той мощи, энергии и силы, которую ощущаешь рядом с тоннами бьющей воды, рассыпающейся миллионами брызг и сотнями радуг. Фото не передают того восторга, который испытываешь, находясь в ущелье. Хотя дорога к водопаду достаточно трудная, мы встретили группы пенсионеров с тросточками, которые вполне нормально преодолевали это расстояние.

Мы доехали до юга Телецкого озера, надеясь остановиться там. Проехать 50 км от базы по разбитой дороге через грязи и топи — это многого стоило. Но Телецкое озеро нас не вдохновило. Была середина сентября, базы опустели, здесь царило чувство покинутости и запущенности. Горы мусора, оставшиеся после туристов, куча стволов деревьев, выкинутых на берег — вот что предстало перед нашими глазами. Мы погуляли около часа и решили вернуться на базу. Так же решили еще несколько экипажей машин. Осенью на Телецком отдыхают только рыбаки.

Пришла пора выдвинулись обратно.

Дорожные расходы

За 2 недели мы потратили:

  • Бензин: около 9500 рублей.
  • Проживание (палатки + кемпинг + домик): 2500 рублей.
  • Питание (везли с собой, готовили на плитке, докупали продукты): 2000 рублей.
  • Пробили колесо на трассе Артыбаш — Улаган, ремонтировали в Бийске: 200 рублей.
  • Проходы + проезды + билеты: 2000 рублей.

На всем протяжении пути проблем с местом размещения или с питанием не было. Вдоль дорог висят информационные вывески, так что еду и ночлег можно найти на любой вкус и кошелек. О путешествии остались только приятные воспоминания, море положительных эмоций. Люди в пути встречались добрые, открытые и приятные.

Путешествие по Чуйскому тракту на машине (лето, 2016г.)

Вдохновившись высказыванием Николая Константиновича Рериха и восторженными воспоминаниями об Алтае наших земляков, мы со старшим сыном Максимом двинулись на Алтай. Заранее проложив маршрут, решили посмотреть настоящие горы в «снежных шапках». Вооружившись палаткой, спальниками, консервами и энтузиазмом мы тронулись в путь.

1-й привал. Озеро Ая

Удивительно, что на вершине горы расположилось тёплое озеро. Вода прозрачная и песок на дне. Маленький остров с беседкой. Вечером, на закате, картинка великолепная. А вот днем, как на пляже в Сочи, не протолкнуться. Жара стояла 37 по Цельсию и, понятное дело, все бежали к воде. Народ развлекался, как мог: пиво на жаре, катамараны, водные горки, тарзанка.

К слову сказать, на Алтае воды море: ручейки, ручьи, источники, реки, водопады, озера, но все они очень холодные. Набирают силу в горах или из-под земли.

Идем на гору «Чертов коготь», поднимаемся все выше и выше. Вокруг холмы ровными волнами, как будто великан аккуратно сдвинул прямую поверхность земли…Сверху вид на р.Катунь, автотрассу, горы. Не устаем фотографировать. Но лучше, как говориться, десять раз увидеть…

Окончательно разомлев на солнце, решили отправиться на спортивный сплав, чтобы слегка охладиться. Но «слегка» не получилось… Перед нашим заплывом перевернулся катамаран на экстремальном сплаве, пропал один человек, поэтому в турагенстве присутствовал элемент нервозности.

Когда за нами в катамаран загрузилась молодежная, хорошо выпившая команда, мы поняли, что дело принимает серьезный оборот. Это понял и инструктор, когда команды «левой»-«правой» выполнялись наоборот или не выполнялись вообще. Он положил весло на колени со словами «будь, что будет…». Впереди что-то грозно шумело и бурлило: это был первый порог.

Тут протрезвела белобрысая девчонка справа от меня: «Эй, нам кранты, — заорала она, -гребем левой, правой, левой, правой». Я мужественно гребла веслом по воздуху: воды под лодкой не оказалось, нас бросило куда-то наверх, а потом накрыла волна. Под маты инструктора и выкрики белобрысой девчонки слегка ошалелая команда преодолела первый порог. Искупавшись в ледяной воде, молодежь протрезвела и дальше дело пошло споро. Мы лихо прошли следующий порог. Получилось даже полюбоваться окружающей природой.

2-й привал. Чемал

Остров Патнос и Чемальскую ГЭС обозрели с расстояния. Толпы туристов, длинные очереди, отсутствие возможности нормально что-нибудь рассмотреть вызывает раздражение. Да и ладно: всё не охватить.

Впереди ждала незабываемая экскурсия на Каракольские озера, организованная той же турфирмой: это 8 километров подъем пешком (можно на лошадях) вверх, к вершине горы в 37-градусную жару. Молодой экскурсовод Ирина подбадривала нас: «Ну что же вы? Не отставать! Бодрее, энергичнее!»

На этот раз группа, желающая обозреть Каракольские озера, была разновозрастной. Женщина средних лет быстро начала задыхаться, ее тянул муж. Достаточно молодой мужчина упал посреди горы со словами: «Не дойду, бросайте меня!» Другой глотал таблетки на протяжении всего пути. Ближе к вершине на пеньке сидел тучный мужчина и лил воду себе на голову. «Бросила меня жена и дети, ушли, сказали – дойдешь как-нибудь сам», — поведал он печально и потихоньку пополз вверх по корням деревьев.

Подъем завершился обедом под грязным навесом, гордо именуемым ООО «Олимп». В алюминиевых мисках нам дали похлебку, в которой плавали дохлые мухи. Я выпила только напиток «Таёжный», от которого зубы почему-то стали черными. Дальше пошла сама экскурсия, но любоваться красотами озер не было ни сил, ни желания.

Прыгая с камня на камень, обливаясь потом и размахивая фотоаппаратом, я думала, что не дойду до последнего озера. Впереди, где-то далеко экскурсовод Ирина вдохновенно рассказывала легенды об этих краях. А позади «замыкающий» Сергей проводил свою экскурсию: «Вот я не первый раз на Алтае и всегда удивляюсь, какой он разный. Одно и то же место в разную погоду и другое время года не узнать! Это так удивительно. Такой разноликий Алтай!»

Остановившись на минуту, я увидела, что к последнему озеру спускается настоящий ледник. И это в такую жару! Наша группа дружно, не раздумывая, кинулась купаться с ледника. И это было здорово, хоть руки и ноги сводило от холода.

По поводу спуска с гор мы договорились с водителем ГАЗ-66. В будке нам нашлось место и когда он тронулся в путь, я поняла, что дороги как таковой нет вообще. ГАЗ бросало из стороны в сторону, он шел «юзом» по горным речкам, висел над пропастью на камнях, заваливался то на один бок, то на другой. Вся в синяках, борясь с приступом тошноты, под крики «Первый пошел!», я выпала из будки на поляне у подножья. С умилением глядя на суперводителя и на его удивительную машину, поняла, что почему-то осталась жива.

3-й привал. Река Чибитка

Чуйский тракт вел нас все дальше и дальше к границе с Монголией. За перевалом Семинским и Чике-Таман начался настоящий Алтай. Здесь уже немноголюдно. Население, в основном, алтайцы. В поселках стоят дома, во дворе обязательно аил и большие ограждения под выпас скота. Район скотоводческий: овцы, козы, коровы, кони просто в огромных количествах. Огороды алтайцы не садят, лишь некоторые в долинах выращивают фрукты.

Машины со знаком 70-й регион встречаешь как родные, но за перевалом их почти нет. За селом Чибит стало смеркаться и мы решили сделать привал. Дорога – грунтовка, рядом река Чибитка и небольшой клочок леса посреди гор. Поставили палатку, приготовили горошницу с тушенкой, заварили травяной чай. Темнота сгущалась, нас окружали высокие горы, над головой звездное небо. Романтика!

В 2 часа ночи меня начал трясти сын Максим. «Рядом с палаткой сопит кто-то большой», — свистящим шепотом сообщил он. Мы прислушались. Стало по-настоящему страшно. Место-то безлюдное. Максим включил «сигналку», чтобы отпугнуть животное, и мы ринулись в машину, побросав все. Сердце колотилось как бешенное, Максим жал на газ. Вернувшись в Чибит, мы переночевали в машине, а утром «вышли» на маршрут.

4-й привал. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана

Утро следующего дня выдалось мрачным. Мы ехали по грунтовке где-то в высокогорье. Было холодно. Над нами нависали лохматые, темные облака, с краю – тихое, мрачное озеро (оказалось, его называют мертвым из-за отложений солей ртути). Казалось, мы ехали в «никуда». Почему-то не встречались машины. Настроение было подавленным, дорога бесконечной.

И вот мы на краю долины. Ни одна фотография не сможет отразить тот вид и те просторы, красоту гор и реку в долине. Мы замерли в восторге. Рядом остановилась машина москвичей. «Мы специально едем на этот перевал посмотреть самый большой водопад Алтая – Учар, — рассказывает хозяин машины. – Были и на сплавах, и в горах. Много повидали. А то ведь помрешь, и такую красотищу не увидишь!»

Спуск по перевалу – 3,5 километра, 9 поворотов. Колесо машины «идет» по краю пропасти. Высота – 1200 метров. Страшно посмотреть вниз, я и не смотрю. Внизу алтайская турбаза. Ставим с Максимом палатку, берем коврики и засыпаем на берегу реки Чулышман. Сквозь сон слышится только шум воды да шелест деревьев. В долине спокойно: не каждый решается спуститься сюда. Связи нет, магазинов нет, а зимой у местных жителей (здесь 2 селения) и дороги нет. Вода ключевая, много водопадов, каменные грибы, подвесные мосты. Сказочное место!

Но почему-то даже там, где туристов мало, мусор вдоль реки. И, к слову, на протяжении всего маршрута мы наблюдали, что большинство приезжих не слишком заботятся о чистоте: бросают обертки, банки, бутылки, исписывают скалы. «Здесь был Вася!» Да кому интересно, Вася, что ты тут был? Оставил ли ты о себе хорошую память, Вася? Поэтому, наверное, местное население недолюбливает туристов. Да и кому понравится, когда тебе «под окно» вываливают мусор. Думаю, лет через 10 здесь будет большая помойка. Алтай пока спасают непроходимые или малопроходимые дороги, огромные просторы и плохой сервис, который держится на «частниках».

5-й привал. Манжерок

Отдохнувшие, выезжаем из долины (точнее, вытаскивает трактор, потому что всю ночь лил дождь). Мчим домой. Пытаемся заночевать в Манжероке. Объявлений море, ночевки нет. Это настоящая Мекка для новосибирцев: движение дикое, цены за ночь заламывают, как в 5-звездочном отеле.

Эх, ставим опять палатку между турбазой «Манжерок» и коттеджами на берегу Катуни. Завариваем лапшу, пьем таёжный чай. Вокруг шумит пьяный народ: повизгивают женщины, матерятся мужчины. И я задаю себе вопрос: где безопасней – в лесу с диким животным или в окружении пьяных туристов? Часа в три ночи все успокаиваются, и наступает блаженная тишина.

Утро. Впереди Горно-Алтайск, Новосибирск и наш родной Томск. Меняется местность. Исчезают горы. Новосибирские просторы сменяются нашими березовыми околками. На коленях держу книгу — следующий маршрут «Путешествие к горе Белухе». Поселился в душе моей Алтай и я уже не удивляюсь фанатам, которые возвращаются туда снова и снова. И хочется добавить к словам художника, писателя, путешественника Николая Рериха: «И водой ключевой здесь не напиться, и воздухом не надышаться…»

Чуйский тракт (Километраж, схема)

351,3 – съезд с моста. В г. Бийске от моста через р. Бия первоначально начинался Чуйский тракт.

351,4 – поворот на Смоленский тракт

353,1 – выезд из города Бийска. Поворот в п. Лесное

353,7 — развилка на новый мост через Бию

357 – на выезде из Бийска кафе, АЗС, автомастерская

360,6 – поворот на аэропорт г. Бийска

368 – указатель «Пункт первой медицинской помощи»

371,6 – п. Чуйский, кафе

374 – пляж «Летний рай», кафе

393,7 – с. Образцовка, АЗС

395 – указатель «Красногорский район»

397,6 – с. Березовка, АЗС

405 – поворот на с. Красногорское, АЗС, кафе

408,8 – археологический комплекс «Быстрянка I»

411,8 – с. Суртайка, указатель «Пункт первой медицинской помощи», АЗС

416 – р. Иша, Мост через Ишу, оздоровительный центр «Катунские зори», центр здоровья «Прасковья», археологические памятники

419,6 – указатель и поворот на «Усть-Иша 5, Новозыково 24»

425,6 – с. Долина Свободы, указатель «Пункт первой медицинской помощи»

428,7 – граница Алтайского края и Республики Алтай. Въездной знак Республика Алтай / Памятник туристу (Пилигрим)

432,1 – указатель и поворот на «Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57», Мост через р.Катунь у с. Платово, памятник природы «Земная рябь» у с. Платово, памятник природы «Оз. Лебединое» у с. Урожайного, памятник природы «Гора Бабырган».

С 431 по 435 км — Майминский археологический комплекс

433 – торговые лавки «Сувениры Горного Алтая», АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро

433,9 – пост ДПС, АЗС, поворот на Верх-Карагуж

435,7 – с. Майма, Музей Камни Алтая, памятник природы «Майминский рыхлый вал», АЗС, кафе, гостиница, автомастерские

444 – с. Карлушка

451,6 – с. Рыбалка, питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе «Меркит»

454,4 – место старого подвесного моста через Катунь (Айский мост) Разобран в 2013 г.

454,9 – с. Соузга, археологический памятник «Городище Соузга». Источник.

457,9 – мост через Катунь – переезд на Айский тракт

459 — база отдыха Финская дача

461,1 – с. Черемшанка, археологический памятник»Черемшанка»

472,5 – АЗС, указатель и поворот на «Озерное 1.1» (оз. Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные

479,1 – водная переправа на Талдинские пещеры

481,4 – пос. Известковый

484,5 – с. Усть-Муны, АЗС, археологический памятник, памятник A.M. Кошурникову

491,1 – с. Барангол. Подвесной мост через Катунь (разрушен новоднением 2014 г., восстановительные работы) , дорога на Камышлинкий водопад, сувенирные лавки

491,6 – т/к «Царская охота»

493,5 – граница Майминского и Чемальского районов

495 — развилка Чемальского тракта и Чуйского тракта (вправо). До 2011 г. тракт проходил через — с. Усть-Сема (496 км.), ныне построен новый мост через Катунь, старый мост функционирует но имеет ограничение 20 т. На границе села имеется заправка. Читайте также Усть-Семинский мост

498,6 – примыкание старой дороги через с. Усть-Сема

504,9 – с. Камлак, Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы «Шиш-кулар — Катаил — Чистый луг»

506,2 – поворот на «Деревня Берендеевка»

509 – Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН «Чергинский зубрятник»

514,5 – с. Черга, развилка и поворот на «Усть-Кан 132, — Алтайское 56», АЗС, памятник природы «Источник Курловские дачи»

546,8 – с. Шебалино, СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района

561,1 – с. Кумалыр, археологические памятники

571,8 – с. Топучая

573,8 – мост через р.Сарлык

574,3 – подъем на Семинский перевал, указатель «подъем 9, спуск 11»

581 – комплекс придорожного сервиса «Золотой кедр» — кафе, гостиница

582,4 – Семинский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр «Семинский перевал», база отдыха «Динамо», горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница

592,7 пос. Зайсанская Елань (нежил.)

613,1 – с. Туекта, комплекс археологических памятников

620,1 – с. Каракол, археологический памятник «Каракол», краеведческий музей, АЗС, поворот на сс. Кулада, Бичикту-Боом

624 – указатель «Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316»

628,2 – с. Шашикман, курганный могильник Балык-Соок. Заправка Роснефть.

634,4 – с. Онгудай, магазин народных промыслов «Торко Чачак», археологические памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе

642,7 – с. Улита, АЗС, кафе

647,8 – старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул, к/х «Янтарное»

652,9 – с. Хабаровка, газовая заправка

655 – указатель «Перевал Чике-Таман» — подъем 4 км, спуск 4 км»

662,9 – обзорная площадка на перевале Чике-Таман, памятник дорожнику

668,6 – Прирусловый родник Чике-Таманский

672,8 – с. Купчегень, археологические памятники

680 – археологический памятник «Кур-Кечу»

680,5 – слияние рек Б. Ильгумень и Катуни, Ильгуменский порог, наскальные рисунки

691,9 – место впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яломанское городище, стоянка

693,6 – указатель «Б. Яломан 12» — комплекс археологических памятников. Каменные ворота (Айри-таш)

703,4 – с. Иня, железобетонный мост через Катунь, справа нерабочий подвесной мост через Катунь


708,8 – мост через Катунь, указатель «Инегень 12» (разрушен)

710 – бом Бичикту-Кая

712,4 – место слияния Чуй с Катунью, беседка. Чуй-Оозы (слияния рек Чуя и Катунь)

712,9 – поворот на новые мосты на Инегень. Мосты через Чую и Катунь на с. Инегень

714,5 – с. Чуйозы, кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки

728 – Святилище Адыр-Кая — археологический комплекс, Чуйский оленный камень

744 – памятник Кольке Снегиреву, справа от трассы. Памятник шофёру Кольке Снегирёву

755 – мост через Чую

759,5 – водопад Девичьи слезы, стоянка. Водопад Ширлак

760,4 – порог Бегемот на Чуе, мост через Чую

762 – стоянка у Чуи, где проводятся соревнования «Чуя-Ралли»

783 – с. Чибит, начало маршрута на Шавлинские озёра, мост через Чибитку, АЗС. Примыкание грунтовой дороги, идущий вдоль Мажойского каньона на Чуи до места впадения р. Маашей.


788 – с. Акташ

790,7 – Примыкающая трасса: Чибит – Усть-Улаган – Балыктуюль — Балыкча, дорога на с. Улаган и Телецкое озеро, Алтайский пограничный отряд, АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, балансировка, кафе, гостиница, телеграф.

802 – открывается вид на Северо-Чуйский хребет

812 – граница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник

817 – подъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников

822,2 – с. Курай, Мост через Чую за селом Курай, начало маршрута к ледникам долины р. Актру

830 –- с. Кызыл-Таш

856,7 – р. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую

864,7 – Источник Чаган-Узунский, поворот вправо на мост через Чую, указатель на «Чаган-Узун 2», дорога на Кызыл-Чин (Марсианские пейзажи)

877 – с. Ортолык, дорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС

878 – указатель «Бельтир 29»

892 – указатель «Джазатор 140, Ташанта 51», по дороге на Беляши (Джазатор) через перевал Тёплый ключ, дорога на Плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе

895 – пост пограничного контроля. Дальнейшее движение без допуска в пограничную зону не возможно.

917 – с. Жана-Аул, музей казахов Алтая

937 – р. Уландрык, археологические памятники

943 – с. Ташанта, таможенный и пограничный пункты, комплекс археологических памятников в долине р. Юстыт.

964 – граница Российской Федерации и Монгольской Республики, 0 км Чуйского тракта, Перевал Дурбэт-Даба высотой 2481 м, обелиск в честь дружбы СССР и МНР


Скачать схему 1600×621

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Чуйский тракт / Лучшие достопримечательности Алтая

Поездка на Алтай: Август 2017г.

Период маршрута от ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и до с. Акташ

Предисловие:
В двух видео-постах об Алтае я уже рассказывал, как мы выехали из г. Тюмень и поехали компанией из 4х человек на Mitsubishi Lancer в сторону Горно-Алтайска. Как мы снимали домики для ночевки, первый и второй день. На сколько условия проживания в разных местах за одну и ту же сумму 500р. с человека отличаются друг от друга. Так же показал первые достопримечательности Алтая которые мы можем встретить после с. Бийск. Два этих поста вы можете посмотреть по ссылки:

Ну и теперь вернемся к нашей третьей части путешествия по Алтаю.

Выехав с ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и прихватив с собой медовухи с пасеки «Медом в ухо» мы двинулись до с. Акташ. Расстояние показало 313 км.

Так как очень сильно задержались в Особой Туристической Зоне, то выехали очень поздно.
Стало темнеть.

Первая достопримечательность которую мы заметили на своем пути — это Семинский перевал, мы даже не поняли как его «перевалили» Но эту возвышенность со стелой с правой стороны сложно назвать перевалом по тактильным ощущением, но он есть. Обычный перекресток дорог. Фото и видео делать не стали на этом рубеже, так как не поняли вообще достопримечательности, а во вторых было уже темно.
Следующее место в котором мы остановились покушать, это кафе «Шелковый путь» Ни сколько сама кафе приглянулась, сколько пейзажи которые расположены рядом:

Прям возле этой кафе протекает река Катунь,

а молодые Алтайские ребята ловили скорее всего Хариуса. Пейзаж на котором они уходили с уловом не мог не заставить меня сфотографировать их.

После вкусного ужина (хотя я не помню даже что мы ели) Проще тогда сказать, после «вкусной» фотосессии стало темнеть очень быстро. Нашем удивлением было это подъем на следующий перевал на первой передачи. Ночью, ориентируясь по знакам и в очень крутой подъем с резкими изгибами дороги во всех плоскостях мы приближались к перевалу: Чике-Таман. Вот тут мы не могли не остановиться. Правда было очень темно, но даже в темное время суток — здесь было прекрасно. Возвышенность, смотровая площадка и ветер обдувающий тебя.

Мы уже обессилившие, что постоянно за рулем и постоянно в движении с каждой минутой понимали, что до с. Акташ мы не доедем. Оставалось 128 км.
Этот перевал в отличие от Семинского нас впечатлил и мы все такие впечатленные и уставшие поехали дальше.
Дальше дорога была потрясающая, в окружении скал с левой и с правой стороны, это я видел по гугл картам. 🙂 мы доехали до с. Купчегень. Я начал уже смотреть в карте, где можно остановиться и переночевать не доезжая до с. Акташ. Тут моему взгляду на картах гугл попадается кордон «Кур-Кучу», который находится совсем недалеко от нас. Подъехав к малозаметному повороту налево, мы спустились с федеральной асфальтированной трассы на грунтовку и под звуки маленьких камешков ехали в темноту. Совсем скоро перед нами оказался шлагбаум. Мы вышли, подошли к кпп, сказали, что нам нужно переночевать, потом Алтайский мужчина показал нам рукой в сторону кордона и сказал идти искать женщину которая все оформляет. (Хочу отметить, что сервис на Алтае… Вообщем его нет! ) Мы вооружившись полудохлыми фонариками интегрированными в китайские телефоны и пошли в кромешную темноту. Найдя женщину, она нам показала Алтайское жилище Аил. (Мы прикололись с него, но в тот момент нам было абсолютно все равно где ночевать.) Мы купили у нее охапку дров за 100р. Заплатили 50р. за парковку авто и по 450р. с человека в пятизвездочном отеле, ой в пятиместном аиле.
Припарковавшись прям возле Аила на возвышенности, с очень сильным шумом Катуни внизу, мы решили по релаксировать. Точнее сказать, разожгли костер на улице (Хотя в Аиле мне кажется Алтайцы тоже разжигают костер) Этому способствует форма крыши с отверстием вверху. Откупорили медовуху и укутавшись в теплую одежду сидели и смаковали в этом, пока еще не изведанном нами месте, сладковатый напиток. Пока один из нас не поднял голову вверх. К большому сожалению мой фотоаппарат не смог запечатлеть эту красоту. Но поверьте мне на слово, такого ЗВЕЗДНОГО НЕБА я не видел никогда. Мы залипли минут на 5 в полной тишине и не шевелясь глядя вверх (может это медовуха на нас так подействовала) но это было сказачно красиво.

Утром, когда мы проснулись и вышли на улицу я понял — это лучшее место, в котором я когда либо находился. Ни Турция, ни Египет ни даже Таиланд мне не дал столько эмоций, сколько вид который я увидел выходя из Аила. Это осталось в моем сердце до сих пор. Я очень хочу туда попасть и сделаю это в этом году!

Статья написана по материалам сайтов: cartrek.ru, www.vtourisme.com, www.drive2.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector